Педагогический взгляд на врачебную деятельность кратко

Обновлено: 07.07.2024

Учить– означает прибавить человеку знаний, которые избавляют от переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха.

Воспитание предусматривает многократное, терпеливое, доброжелательное повторение ряда положений, с помощью которых больные избавляются от слабостей, ошибок, вредных привычек, от предрассудков, предубеждений и суеверий.

Роль и значение педагогической психотерапии были отмечены ещё В. М. Бехтеревым. В. Н. Мясищев, его ученики и последователи успешно применяли и применяют этот метод на практике.

С помощью этого метода, который может успешно применяться в лечебном учреждении любого профиля, решаются следующие задачи:

• избавление больных от неведения и ошибок суждения;

• коррекция большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха;

• обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы;

• социальное активирование заболевшей личности.

В настоящих условиях врач должен быть непременно психологом потому, что это позволит ему точнее ориентироваться в характерологии, личностных реакциях людей, поможет изучить особенности мышления пациента, а также выяснить его морально-этические и социальные установки.

Врач должен быть ещё и педагогом, свободно владеющим дидактикой, потому что многие положения психогигиены требуют от людей устойчивых навыков, выполнения обязательных правил, рекомендаций, без которых эта деятельность становится абстрактной.

Культура людей формируется и достигает больших высот только тогда, когда объединяются 4 следующих аспекта: воспитание, обучение, знание и постоянное совершенствование личности.

Воспитание опирается на преемственность человеческого опыта, который развивается и совершенствуется от поколения к поколению. Врач, занимающийся врачебной педагогикой, постоянно использует коллективный опыт и в плане своей профессии, и в области смежных наук.

Для успешной работы в области врачебной педагогики необходимо воспитать в себе профессионально важные качества личности:

умение отдавать себя людям, сохраняя при этом доброжелательность, соучастие, искреннее быть полезным, чувство человеческого достоинства;

быть великодушным, снисходительным, готовым к спокойному повторению фундаментальных положений (воспитание-это спокойное, многократное, доброжелательное повторение);

• занимать позицию незаметного руководителя и заметного помощника, избегать поучительного тона, помнить и выполнять правило: "Помогая, не унижайте";

быть всегда и во всём пунктуальным, так как волевые качества личности начинаются с пунктуальности. Воля формируется через преодоление трудностей, и поэтому надо научиться радоваться трудностям, препятствиям, не избегать их, а встречать и преодолевать;

быть добрым, снисходительным, уметь прощать бестактность в словах и действиях больных, ибо доброта нужна для души, точно так же, как и здоровье для тела;

совершенствовать себя, свои знания, свои характерологические качества, неустанно находить новые, более эффективные пути в своей работе;

Педагогическое действие востребовано в обществе в случаях, когда накопленный опыт должен быть передан другому. В масштабе системы образования и массовой практики обучения речь идет об определенном объеме знаний и умений, которые в обществе передаются новому поколению. Однако такого же типа передача осуществляется и в малых ситуациях обучения, где адресатом выступает человек, не владеющий каким-либо предметом и способами какой-либо деятельности. В практике медицины чаще всего такой фигурой является пациент, а врач выступает как ретранслятор специальных знаний и умений.

Выявим и рассмотрим педагогические задачи, направляющие действия врача в ситуации, которую мы обозначили как педагогическую.

К ситуации взаимодействия врач – пациент также можно подойти с позиции высоких требований глубинного общения. Они совершенно уместны и понятны в случаях, когда речь идет о здоровье на грани жизни и смерти. Однако, для того чтобы быть способным на такое общение, врачу необходимо обладать определенным уровнем эмоциональной компетентности, постижения деонтологических оснований врачебной деятельности, опытом оказания поддержки. Начинающему врачу, скорее всего, более свойственно неосознанное избегание подобных ситуаций. Но, на наш взгляд, важно с самого начала профессиональной деятельности знать о существовании глубинных слоев общения и, анализируя встреченные ситуации, постепенно накапливать основания для участия в них.

Физическое пространство встречи также некоторым образом предопределяет разные возможности общения врача и пациента. В ряде случаев условия совсем не предполагают развернутого общения, но все равно оставляют место для человеческого контакта. И чем с большим пониманием значения этого контакта он будет осуществлен врачом, тем более глубокий уровень дальнейшего взаимодействия с пациентом станет возможен. Так, например, кажется, что во время пребывания в реанимационном отделении ни о каком общении врача (или его помощников) с пациентами говорить не приходится. Однако невозможно переоценить то значение, которое именно здесь придает пациент первому обращению к нему (иногда просто телесному прикосновению) при встрече на границе сознательного и бессознательного состояний.


Учить– означает прибавить человеку знаний, которые избавляют от переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха.

Воспитание предусматривает многократное, терпеливое, доброжелательное повторение ряда положений, с помощью которых больные избавляются от слабостей, ошибок, вредных привычек, от предрассудков, предубеждений и суеверий.

Роль и значение педагогической психотерапии были отмечены ещё В. М. Бехтеревым. В. Н. Мясищев, его ученики и последователи успешно применяли и применяют этот метод на практике.

С помощью этого метода, который может успешно применяться в лечебном учреждении любого профиля, решаются следующие задачи:

• избавление больных от неведения и ошибок суждения;

• коррекция большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха;

• обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы;

• социальное активирование заболевшей личности.

В настоящих условиях врач должен быть непременно психологом потому, что это позволит ему точнее ориентироваться в характерологии, личностных реакциях людей, поможет изучить особенности мышления пациента, а также выяснить его морально-этические и социальные установки.

Врач должен быть ещё и педагогом, свободно владеющим дидактикой, потому что многие положения психогигиены требуют от людей устойчивых навыков, выполнения обязательных правил, рекомендаций, без которых эта деятельность становится абстрактной.

Культура людей формируется и достигает больших высот только тогда, когда объединяются 4 следующих аспекта: воспитание, обучение, знание и постоянное совершенствование личности.

Воспитание опирается на преемственность человеческого опыта, который развивается и совершенствуется от поколения к поколению. Врач, занимающийся врачебной педагогикой, постоянно использует коллективный опыт и в плане своей профессии, и в области смежных наук.

Для успешной работы в области врачебной педагогики необходимо воспитать в себе профессионально важные качества личности:

умение отдавать себя людям, сохраняя при этом доброжелательность, соучастие, искреннее быть полезным, чувство человеческого достоинства;

быть великодушным, снисходительным, готовым к спокойному повторению фундаментальных положений (воспитание-это спокойное, многократное, доброжелательное повторение);

• занимать позицию незаметного руководителя и заметного помощника, избегать поучительного тона, помнить и выполнять правило: "Помогая, не унижайте";

быть всегда и во всём пунктуальным, так как волевые качества личности начинаются с пунктуальности. Воля формируется через преодоление трудностей, и поэтому надо научиться радоваться трудностям, препятствиям, не избегать их, а встречать и преодолевать;

быть добрым, снисходительным, уметь прощать бестактность в словах и действиях больных, ибо доброта нужна для души, точно так же, как и здоровье для тела;

совершенствовать себя, свои знания, свои характерологические качества, неустанно находить новые, более эффективные пути в своей работе;

Педагогическое действие востребовано в обществе в случаях, когда накопленный опыт должен быть передан другому. В масштабе системы образования и массовой практики обучения речь идет об определенном объеме знаний и умений, которые в обществе передаются новому поколению. Однако такого же типа передача осуществляется и в малых ситуациях обучения, где адресатом выступает человек, не владеющий каким-либо предметом и способами какой-либо деятельности. В практике медицины чаще всего такой фигурой является пациент, а врач выступает как ретранслятор специальных знаний и умений.

Выявим и рассмотрим педагогические задачи, направляющие действия врача в ситуации, которую мы обозначили как педагогическую.

К ситуации взаимодействия врач – пациент также можно подойти с позиции высоких требований глубинного общения. Они совершенно уместны и понятны в случаях, когда речь идет о здоровье на грани жизни и смерти. Однако, для того чтобы быть способным на такое общение, врачу необходимо обладать определенным уровнем эмоциональной компетентности, постижения деонтологических оснований врачебной деятельности, опытом оказания поддержки. Начинающему врачу, скорее всего, более свойственно неосознанное избегание подобных ситуаций. Но, на наш взгляд, важно с самого начала профессиональной деятельности знать о существовании глубинных слоев общения и, анализируя встреченные ситуации, постепенно накапливать основания для участия в них.

Физическое пространство встречи также некоторым образом предопределяет разные возможности общения врача и пациента. В ряде случаев условия совсем не предполагают развернутого общения, но все равно оставляют место для человеческого контакта. И чем с большим пониманием значения этого контакта он будет осуществлен врачом, тем более глубокий уровень дальнейшего взаимодействия с пациентом станет возможен. Так, например, кажется, что во время пребывания в реанимационном отделении ни о каком общении врача (или его помощников) с пациентами говорить не приходится. Однако невозможно переоценить то значение, которое именно здесь придает пациент первому обращению к нему (иногда просто телесному прикосновению) при встрече на границе сознательного и бессознательного состояний.

ЦЕЛЬ: сформировать представление о предмете изучения и основных категориях педагогики, о значении педагогических знаний в профессиональной деятельности врача, о содержании педагогической функции медицинских работников.

.ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1.Объект изучения и проблемы исследования, основные категории педагогики.

2. Педагогическая компетентность врача.

3. Педагогическая функция врача.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: педагогика, воспитательные отношения, развитие, психолого-педагогическая компетентность, педагогическая функция.

1. В условиях врачебной деятельности педагогические знания становятся неотъемлемой частью профессиональной компетентности врача. Педагогика лечебной деятельности отражает гуманитарный и клинический стили профессионального мышления врача. Она занимается исследованием формирования и развития человеческой личности и разрабатывает на этой основе теории и методики воспитания. Областью исследования педагогики являются следующие проблемы:

- изучение педагогических закономерностей развития и формирования личности;

- определение целей воспитания;

- разработка содержания воспитания;

- исследование и разработка методов воспитания.

Для создания педагогической теории используются знания других наук. Педагогика обнаруживает связи, прежде всего с психологией – наукой, изучающей закономерности развития и функционирования психики человека. Прослеживается связь педагогики с биологией - наукой, изучающей процессы, которые происходят в организме человека и оказывают влияние на степень восприимчивости к педагогическому воздействию. Знания физиологии и неврологии позволяют учитывать в педагогике особенности строения тела и закономерности развития нервной системы человека, а также обозначить их роль в обучении, воспитании и развитии людей. В свою очередь педагогические знания востребованы во многих областях знания и видах деятельности (например, в медицине).

Педагогика (В. С. Безрукова) определяется как наука о воспитательных отношениях, направленных на развитие человека и возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования, обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Объектом изучения педагогики является человек, развивающийся в процессе воспитательных отношений. В этой связи предметом изучения этой науки являются воспитательные отношения. Под воспитательными отношениями понимают разновидность отношений между людьми, направленные на развитие человека посредством воспитания, образования и обучения. Развитие есть объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, силы, пропорций тела человека. Физиологическим развитием является изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и репродуктивной систем. Под психическим развитием понимают усложнение у человека процессов отражения действительности (ощущения, восприятия, памяти, мышления и т. д.), а также таких психических образований как потребности, мотивы деятельности, интересы и ценности. Социальное развитие характеризуется постепенным вхождением человека в общество в его идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Человек, усвоив эти отношения и свои функции в них, становится членом общества. Венцом развития личности является духовное развитие, которое заключается в осмыслении человеком своего высокого предназначения в жизни, появлении чувства ответственности перед настоящим и будущим поколениями, понимании сложной природы мироздания и стремлении к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие признается ядром становления личности в человеке. Важнейшим свойством личности является способность к развитию, которая обнаруживается у человека в процессе обучения и воспитания. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу на данном этапе развития. Если говорить о духовном развитии, то его осуществление в большей степени зависит от наличия внутренней потребности человека духовно развиваться.

К категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, пронизывая все научное знание и связывая его в целостную систему. Основными категориями педагогики являются обучение, преподавание, учение, образование и воспитание.

В педагогической литературе существует множество определений категории обучения, которое рассматривается с позиций и результата и процесса. Обучением называют процесс, направленный на формирование определенных знаний, умений, навыков, социального опыта и личностных качеств человека. Под обучением понимают взаимодействие между обучающими и обучаемыми, целью которого является непосредственный обмен опытом (ценностями, нормами, знаниями, умениями, навыками) поколений. Обучение определяется как способ организации образовательного процесса. Оно является самым целесообразным способом получения систематического образования, включающим преподавание и учение. Преподавание –деятельность преподавателя, направленная на передачу информации, организацию учебно-познавательной деятельности, оказание помощи при затруднении в процессе обучения, стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, а также оценку учебных достижений. Учением называется деятельность обучаемого, которая заключается в освоении, закреплении и применении знаний, умений и навыков; в поиске и решении учебных задач, самооценке учебных достижений; в осознании личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Следует отметить, что эффективность обучения определяется степенью взаимных усилий обучающего и обучаемого.

- профилактика предназначена для защиты от болезней путем предупреждения их возникновения, снижения риска заболевания и для борьбы с их распространением и последствиями;

- скрининг нацелен на выявление болезней, а также факторов риска при отсутствии признаков заболевания в состоянии предболезни;

- лечение направлено на улучшение или сохранение клинического состояния пациента, предупреждение прогрессирования заболевания или достижение временного облегчения;

- реабилитация предназначена для восстановления соматического, личностного и социального статуса пациента.

Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков и отношений данного общества.

Воспитание заключается в целенаправленном формировании личности человека, которая характеризуется определенным отношением к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрением и поведением как проявлением отношения и мировоззрения (воспитание, если это не насилие, невозможно без самовоспитания).

Самообучением называют процесс непосредственного получения человеком опыта с помощью собственных устремлений и самим выбранных средств. Под самообразованием понимают систему внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленную на собственное развитие человека. Самовоспитание определяется как процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих его развитие.

Врачу, в силу особенностей профессиональной деятельности, связанной с повышенной ответственностью не только за собственные действия, но и за жизнь и здоровье другого человека, необходимо заниматься самообразованием и самовоспитанием в течение всей жизни, чтобы совершенствовать специальные знания, умения и навыки, а также духовные аспекты личности.

Педагогическая компетентность врача является одной из составляющих его профессиональной компетентности, что соответствует требованиям не только Государственного образовательного стандарта, но и реальной жизни. Она формируется в процессе педагогической подготовки врача. Педагогическая подготовка представляет собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к педагогической деятельности. Этот вид подготовки обладает интеграционным свойством, которое позволяет определять его как систему, объединяющую основные знания и умения врача в медицине с возможностями его специального и педагогического взаимодействия с пациентами, на основе использования опыта и традиций народов, проживающих в данной местности. Сформированность педагогической компетентности позволит врачу более эффективно решать проблему оздоровления населения и, таким образом, будет способствовать активизации внутренних сил, как самих пациентов, так и общественного потенциала страны.

Уровень сформированности педагогической компетентности врача определяется объемом педагогических знаний, умений и навыков. Педагогическая компетентность включает три структурных компонента:

1) профессионально определенная концепция Я-врач-педагог (в профессиональной деятельности, в общении, в системе собственной личности), которая обеспечивает позиционное самоопределение в трех составляющих: в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в понимании своего внутреннего мира;

2) информационно-инструментальная готовность к деятельности (нормативная, эвристическая, творческая – как проектирование собственной деятельности);

3) профессионально-деятельностное сознание врача, ориентированное на ценности развития личности и понимание средств (норм) педагогической деятельности.

Педагогическая компетентность позволяет реализовать педагогическую функцию врача.

3. Педагогическая функция врача обусловлена особенностями профессии врача. Она заключается в необходимости воспитания, развития и обучения пациентов в процессе лечения, так как выздоровление зависит от усилий обеих сторон взаимодействия. Речь идет об обучении пациентов элементарным действиям, способствующим выздоровлению и воспитании у них стремления к здоровому образу жизни. Врачу необходимо доступно объяснить человеку особенности течения его заболевания, обучить пациента лечебным и профилактическим действиям, научить родственников пациента правильному уходу за больным человеком, уметь составлять и реализовать медико-профилактические и реабилитационные программы, обмениваться опытом с коллегами, обучать средний медицинский персонал, а также продолжать самообразование.

Педагогическая функция врача реализуется в профессиональном общении. Под профессиональным общением понимают общение врача с пациентами и их родственниками, с коллегами и населением. В процессе профессионального общения врач оказывает влияние на пациентов посредством не только клинических умений и навыков, но и с помощью психологических приемов: манерой держаться, мимикой, тембром голоса, темпом и динамикой речи, жестами и др. Прежде чем осуществлять педагогическое воздействие врачу необходимо:

- осознать и обозначить цель своего воздействия;

- учесть возрастные (по возможности индивидуальные) особенности тех, на кого будет направлено воздействие;

- выбрать средства воздействия исходя из цели и особенностей тех, на кого будет оказываться воздействие.

Средствами воздействия, доступными каждому врачу, являются:

- личность (личный пример) врача (выражает отношение к своей профессии, к выполнению должностных обязанностей);

- речь (слово) (выражает профессиональную компетентность медицинского работника);

- внешний вид (выражает отношение к себе и к окружающим людям).

На процесс реализации педагогической функции врача оказывает влияние его педагогическая культура. Педагогическая культура врача в индивидуально-личностном плане рассматривается как сущностная характеристика целостной личности, представляющая собой динамическую систему сформированных ценностей деятельности и профессионального поведения. Отличительными чертами педагогической культуры врача являются: активная личностная позиция, широкий профессиональный кругозор, современное медицинское мышление, высокий уровень компетентности в профессиональной и педагогической деятельности, истинный профессионализм в комплексном решении духовно-физиологических проблем, творческое отношение к делу, способность к нравственной саморегуляции и саморазвитию. В педагогической культуре в противовес авторитарно-бюрократическим отношениям с пациентами, проявляется интеллигентность врача, которая формирует восприятие страдающего человека как субъекта врачевания, а не объекта медикаментозного воздействия.

5.3. Какие чувства я испытываю в связи с этим — удовлетворение, тре­вогу, разочарование, раздражение?

5.4. Как я понимаю эти измене­ния?

5.5. Могу ли я объяснить их себе?

5.6. Как я к ним отношусь?

5.7. Какова моя позиция?

5.8. Что я намереваюсь сделать в связи с этим?

5.9. Что мне хочется сделать?

П рактическое занятие 12.

Методы психологических исследований
Цель занятия

Рассмотреть психолого-педагогические принципы взаимодействия врача и пациента; основные формы и методы, реализуемые в рамках профилактической деятельности врача;

Сформировать представления, приобрести навыки разработки учебно-просветительских, профилактических занятий (проектов) для пациентов, потенциальных пациентов, слушателей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА.

ПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ ВРАЧА

Влияние процессов гуманизации общества на медицинскую практику

Ориентация на гуманизацию общества — новая цель образования и движение к пониманию педагогических задач в медицин­ской практике. Привлечение комплекса гуманитарных знаний осуществляется в ходе общих процессов гуманизации всей социально-экономической сферы российского общества, поворота сущности и форм работы с человеком, долгое время носивших технократический характер, в русло общечеловеческих ценностей. Несомненно, что здоровье — и индивидуальное, и в целом населения страны — в развитом обществе всегда относится к ценностям именно такого рода. Потребность в здоровье, которая является основой существования каждого человека, занимает приоритетное место среди других потребностей людей. Наглядным примером этого служит появление психологов в качестве сотрудников как образовательных, так и лечебных учреждений.

В практике медицины на становление гуманистической парадигмы указывает тот факт, что к профессии врача предъявляются все большие требования, связанные с расширением, так называемого контекста деятельности.

Вступая с пациентом в контакт и решая конкретную клиническую задачу, врач, по сути дела, оказывается на пересечении проблем психологии, медицины, педагогики, экономики и права, т. е. всей совокупной сути вопросов, рассматриваемых в гуманитарных дисциплинах. И эффективность решения клинической проблемы во многом зависит как от общекультурной, так и от психологической, юридической, педагогической его грамотности. Фокус рассмотрения этой комплексной проблемы с точки зрения педагогики определяется через психолого-педагогические знания, так как основной инструмент действия врача в этом случае — убеждение пациента или помощь в осознании им отношения к своему здоровью, в становлении активной, а не страдательной жизненной позиции в отношении себя и проблем, связанных с болезнью и ее претерпеванием, организация поведения других людей (например, коллег-специалистов, младшего и среднего медицинского персонала) для продуктивного лечебного воздействия и пр.

Большую роль во врачебной деятельности играет организация взаимодействия врача и пациента. Общим основанием действий с другим человеком, действий, свойственных не только педагогу, но и врачу, является наличие психолого-педагогической установки, что требует привлечения специальных знаний из разных наук — философии, антропологии, социологии и психологии.

Только с формированием у врача психолого-педагогической установки на общение с людьми могут возникнуть предпосылки для грамотного педагогического воздействия в разных практических ситуациях.Если описывать процесс взаимодействия врача с пациентом в рамках личностно-деятельностного подхода, то врач выступает как один из субъектов деятельности, как субъект формирующихся отношений с пациентом. В таком случае взаимодействие с пациентом воспринимается как педагогическая, а не только клиническая задача, в которой присутствует и педагогическая диагностика, и выбор метода (способа) воздействия, и умение его регулировать и корректировать, а также оценивать и понимать причины расхождения мнений и пр. Здесь врачебная рефлексия сочетается с педагогической. Для такого врача любая рабочая ситуация имеет психолого-педагогическую составляющую, обнаружение которой требует дополнительных усилий.

Педагогическая ситуация в работе врача

В деятельности врача нередко возникают ситуации, в которых обращение к блоку естественнонаучных знаний помочь не может. К ним можно отнести общение с подчиненными и начальством, разрешение деловых конфликтов, установление отношений с пациентом и его родственниками и т. п. Особым образом выделим такие ситуации, которые предполагают не только принятие решения о своем действии, но и необходимость управлять действиями другого, строить взаимные с ним действия.В этих случаях недостаточно только осознания собственной позиции и привлечения неких положений, описывающих поведение людей, включенных в ситуацию. Требуются дополнительные знания, выступающие в функции регуляторов деятельности и дающие представление о возможных вариантах действий. Таким практическим знанием, отражающим опыт управления другими людьми, может служить педагогика.


  • обучение младшего медицинского персонала отдельным приемам и навыкам;

  • передача личного опыта коллегам;

  • составление методики приема лекарственных препаратов для пациента;

  • обучение родственников навыкам ухаживания за тяжелобольными;

  • формирование у пациента ответственного отношения к лечению;

  • объяснение ему значения процедур и лекарственных средств;

  • убеждение пациента в необходимости соблюдения определенного образа жизни;

  • участие в просветительских программах;

В некоторых случаях врач, особенно начинающий, молодой человек без серьезного жизненного опыта, оказываясь в подобных обстоятельствах, может испытывать нехватку психолого-педагогической компетентности и попасть в затруднения, связанные с необходимостью действовать необычным образом. Но, на наш взгляд, будет много хуже, если в реальной ситуации он совсем не увидит необходимости гуманизации своих действий, откажется занять по отношению к человеку (или группе лиц) педагогическую позицию или даже не поставит перед собой подобной цели.

Педагогические задачи врача

Планирование совместных действий.

В планировании процесса лечения, которое лучше проводить совместно с пациентом, большое значение имеют как ориентиры деятельности, принятые в профессиональном медицинском сообществе, так и их выполнение каждым врачом с той или иной долей личного стремления. В большинстве случаев врач испытывает профессиональную необходимость поддержания деловой связи с пациентом, так как результаты его работы напрямую зависят от их совместных действий. Существует определенный минимум информации, который становится основой для планирования и осуществления лечения. По мнению Б. Лоуна, в той или иной форме врач должен донести до пациента ответы на следующие вопросы.


  1. Если болезнь неизлечима, можно ли тем не менее облегчить ее проявления?

  2. Если болезнь опасна для жизни, сколько приблизительно лет человек может прожить?

  3. Если она не опасна для жизни, то может ли состояние стаби­лизироваться или будет прогрессировать? Если да, то с какой ско­ростью?

  4. Какие осложнения возможны при данном заболевании и как их избежать? Как это отразится на образе жизни?

  5. Может ли изменение образа жизни существенно повлиять на развитие болезни?.

Эта задача тесно связана с работой по составлению психологического портрета пациента. Понять, насколько пациент готов к работе с вами, и определить, каких именно умений и знаний ему не хватает, можно, опираясь на представление об общем социально-культурном уровне пациента. В его основу входят сведения о полученном им образовании, жизненном опыте, в том числе опыте болезни и лечения, социальном и семейном положении, его культурных ориентирах. Однако в таких суждениях нельзя полагаться только на свой опыт и интуицию. Важно не только приблизительно понять, какой это человек, но и привлечь особые средства для анализа той ситуации, в которой он находится. Такими наиболее очевидными средствами являются беседа и наводящие вопросы.

Выполняя педагогическое действие по отношению к родственникам пациента, с которыми приходится встречаться в процессе лечения, врач может воспользоваться прямыми методами контроля, привлекая, например, в случае ухода за тяжелобольным службу патронажа.

При работе с группами пациентов (например, в рамках профилактических программ или на этапе реабилитации) выявление первоначального уровня понимания осваиваемого содержания имеет более сложные формы. Это могут быть анкетирование, тестирование, взаимопроверка. Часто в качестве диагностирующего приема используется так называемое пробное действие: предлагается какое-либо действие и по результатам его выполнения становится ясным уровень умений и знаний пациента. Обязательным условием правомерности использования данного приема служит выбор в качестве пробного такого действия, которое не является ответственным и не может нанести вред. Так, обучая правилам диетического питания, ученикам — пациентам с тем или иным заболеванием желудочно-кишечного тракта — можно предложить составить описание соблюдаемого ими режима питания с указанием его содержания. Здесь для врача могут оказаться важными не только допускаемые ошибки (например, игнорирование противопоказаний по употреблению тех или иных продуктов: такая ошибка понятна, ибо пациент еще не имеет полной информации), но и трудности, которые испытывают обучаемые в ходе работы. Обобщение этих трудностей указывает на отсутствие определенных навыков, которые пациентам данной категории предстоит освоить.

В большинстве случаев, на наш взгляд, оправданно привлечение как внешних, так и внутренних мотивов. Внешними можносчитать давление, оказываемое на пациента родственниками, необходимость продолжать выполнять рабочую и общественную нагрузки, избежать порицания со стороны медицинского персонала (в том числе и доктора), ожидание положительной оценки усилий, прилагаемых к поддержанию здоровья, следование примерам и пр. К предметной мотивации отнесем осознанный интерес человека к своему здоровью, к пониманию процессов, сопровождающих заболевание (физиологических и социальных), желание владеть методикой лечения и осознавать значение действий врача, потребность прояснить последствия, которые несут заболевания, и возможности изменить их неотвратимость собственными силами.

Итак, в практике работы врача задача мотивации (побуждения) пациента должна быть реализована через связывание картины болезни с образом жизни пациента и процессами жизнедеятельности, которые для конкретного человека актуальны в настоящее время. Еще раз подчеркнем, для того чтобы найти опору для мобилизации сил пациента, нужно уделить пристальное внимание самым разным сторонам его жизни — работе, положению семейных дел, личным переживаниям, его устремлениям и планам на будущее и т. п. Безусловно, это задача, требующая немало времени и сил, но понимание роли медицины в современном обществе все более оправдывает действия тех медиков, которые берут на себя труд по ее выполнению.

В заключение укажем, что в реальной практике врачи все еще используют крайне узкий круг мотивов для поддержания положительного отношения пациента к переживанию своей болезни и следованию указаниям по ее лечению. Самым распространенным приемом мотивации, к сожалению, остается запугивание пациента. Хотя элементарная психология учит, что страх не может мотивировать конструктивное поведение, многие врачи настойчиво рассказывают своим пациентам об ужасных последствиях, вместо того чтобы мобилизовать внутренние ресурсы человека. Подобная тактика лишает надежды, и это — самый худший из эффектов ее влияния. Когда страх берет верх над здравым смыслом, принятие разумных решений сильно затрудняется. Кроме того, отрицательные эмоции усиливают проявления симптомов заболевания, замедляют процесс выздоровления и подавляют настроение больного. Однако причина широкого распространения этого приема достаточно понятна: чтобы произвести желаемый эффект, врачу совсем не нужно тратить усилия для выяснения обстоятельств жизни пациента.

Другой распространенный прием, который можно назвать более щадящим, — приведение примеров и образцов поведения людей, которые также страдали, но излечились. Эффект его применения может быть положительным, но далеко не во всех случаях. Он сыграет свою конструктивную роль при условии, что пациент, во-первых, принимает образец, считает, что этот случай совпадает с его условиями и может быть для него показательным, а во-вторых, верит в то, что его силы так же велики, как и у того человека, чей пример был продемонстрирован.

Наибольшая отдача от привлечения стоящего за этим приемом мотива подражания вероятна в случае, когда врач заранее знает о соответствии условий жизни образца и реального пациента, уверен в том, что человек-пример действительно может стать для пациента референтным лицом. Но эффективное употребление даже этого приема зависит от того, насколько врач осведомлен об обстоятельствах жизни своего пациента.

1. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача

2. План лекции

• Понятия педагогики
• Категории педагогики
• Педагогический процесс
• Образовательные технологии
• Медицинская педагогика

3. Понятия педагогики

Педагогика – это наука о педагогическом процессе,
обеспечивающем развитие человека в рамках
конкретной педагогической системы.
Педагогика в системе человекознания представляет
собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях
передачи–получения человеком информации и
приобщения к общекультурным ценностям с учетом его
индивидуально-возрастных особенностей развития в
контексте конкретной педагогической системы.

4. Задачи педагогики

Научная задача – вскрытие
закономерностей в области
воспитания, образования,
управления
образовательными и
воспитательными
системами
Задача изучения и обобщения
практики, опыта
педагогической деятельности
Задачи педагогики
Задача
внедрения
результатов
исследований в
практику
Прогнозирование
образования на ближайшее
и отдаленное будущее
Задачи
разработки
новых методов,
средств, форм,
систем
обучения,
воспитания,
управления
образовательными
структурами

5. Методы педагогики

Методы педагогики
Педагогическое
наблюдение
Исследовательская
беседа
Изучение документации и
продуктов деятельности
учащихся
Педагогический
эксперимент

6. Взаимосвязь педагогики с другими областями знаний

7. Взаимосвязь педагогики с другими областями знаний

Взаимозависимость педагогической теории и практики
объективно соответствует основному назначению этой
отрасли человекознания, а именно: внедрять в
практику такие варианты организации обучения и
воспитания, которые оптимально обеспечивают
развитие и становление человека как индивида,
личности, субъекта и индивидуальности. При этом
следует учитывать временные, социальноэкономические и культурно-исторические факторы
жизни и деятельности человека.

8. Категории педагогики

9. Категории педагогики. Воспитание

В современной науке под воспитанием как общественным
явлением понимают передачу исторического и культурного
опыта от поколения к поколению.
Воспитатель
• передает опыт, накопленный
человечеством;
• вводит в мир культуры;
• стимулирует к самовоспитанию;
• помогает разобраться в трудных
жизненных ситуациях и найти
выход из сложного положения
Воспитанник
• овладевает опытом
человеческих отношений и
основами культуры;
• работает над собой;
• обучается способам общения и
манерам поведения
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира
и отношение к людям и самому себе.

10. Категории педагогики. Обучение

Обучение – процесс взаимодействия учителя и учащихся, в
результате которого обеспечивается развитие ученика.
Учитель
• преподает — целенаправленно
передает знания, жизненный опыт,
способы деятельности, основы
культуры и научного знания;
• руководит процессом освоения
знаний, навыков и умений;
• создает условия для развития
личности учащихся (памяти,
внимания, мышления)
Ученик
• учится — овладевает
передаваемой информацией и
выполняет учебные задания с
помощью учителя, совместно с
одноклассниками или
самостоятельно;
• пытается самостоятельно
наблюдать, сравнивать, мыслить;
• проявляет инициативу в поиске
новых знаний, дополнительных
источников информации
(справочник, учебник, Интернет),
занимается самообразованием

11. Категории педагогики. Образование

Процесс
обучения и
воспитания
человека
Результат
процесса
обучения и
воспитания
Ценность
развивающегося
человека и
общества
Система
Образование
Обучение, воспитание и образование можно рассматривать
как особым образом организованную деятельность,
результатом которой является развитие человека.

12. Виды дидактических систем

13. Категории педагогики. Образование

Образование может рассматриваться в разных смысловых
плоскостях.
Как
система
Как процесс
Как
результат
• имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в
виде научных и учебных заведений разного типа
(дошкольное, начальное, среднее, средне-специальное,
высшее, постдипломное)
• предполагает протяженность во времени, разницу между
исходным и конечным состояниями участников этого
процесса, технологичность, обеспечивающую изменения,
преобразования
• свидетельствует об окончании учебного заведения и
удостоверении этого факта сертификатом

14. Субъекты педагогического процесса

Педагогический процесс – это специально организованное,
целенаправленное взаимодействие педагогов и
воспитанников, направленное на решение развивающих и
образовательных задач.
Педагоги
Воспитанники
Педагогический
процесс
Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен
деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение
воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его
многообразии. А успешное освоение опыта, как известно,
осуществляется в специально организованных условиях при наличии
хорошей материальной базы, включающей разнообразные
педагогические средства.

15. Педагогическая задача

В реальной педагогической деятельности в результате
взаимодействия педагогов и воспитанников возникают
разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические
ситуации целей придает взаимодействию
целенаправленность. Педагогическая ситуация,
соотнесенная с целью деятельности и условиями ее
осуществления, и есть педагогическая задача.

16. Педагогическое взаимодействие

17. Виды педагогических взаимодействий

Виды педагогических
взаимодействий
Педагогические
(отношения
воспитателей и
воспитанников)
Взаимные (отношения со
взрослыми, сверстниками,
младшими)
Предметные (отношения
воспитанников с предметами
материальной культуры)
Отношения к самому
себе

18. Образовательные технологии

Образовательные технологии — это система деятельности
педагога и учащихся в образовательном процессе,
построенная на конкретной идее в соответствии с
определенными принципами организации и взаимосвязи
целей—содержания—методов.
Образовательные
технологии
Структурнологические, или
задачные
Игровые
Компьютерные
Диалоговые
Тренинговые

19. Медицинская педагогика

Медицинская педагогика разрабатывает систему
средств, с помощью которых достигается терапевтический
эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности,
которые облегчают процессы социализации.

20. Цель медицинской педагогики

Целью медицинской педагогики является излечение,
выздоровление, с помощью арсенала психологопедагогических средств.
Лечение пациента следует интегрировать с методами
воспитания у него самосохранительных поведенческих
стратегий и навыков поведения в самых разных сферах его
жизнедеятельности. Педагогическая теория и методология
необходимы для построения медицинской теории и
врачебной практики при новых принципах организации
развития и укрепления здоровья.

21. Задачи медицинской педагогики

Актуализация утерянных в связи с концентрацией на болезни
потребностей и интересов, склонностей и привязанностей.
Стимулирование силы воли, мужества, стойкости, выдержки и др.
Обучение приемам саморегуляции, управления своим
состоянием.
Активизация процессов самоконтроля.
Активизация сил пациента с проблемами со здоровьем в борьбе
с болезнью.
Изменение или формирование необходимой среды общения.
Привлечение родных или друзей для оказания помощи больному
и налаживания контактов с окружающей средой.
Реабилитационное взаимодействие.
Формирование личностных основ самосохранительной
деятельности у широкого круга пациентов, имеющих хронические
заболевания.

22. Использование педагогических приемов в работе медицинских работников

Педагогические приемы
Обучение мед. работников
отдельным приемам и
навыкам
Передача личного опыта
коллегам
Составление методики приема
лекарственных препаратов для
пациентов
Обучение родственников
навыкам ухаживания за
тяжелобольными
Убеждение пациента в
необходимости соблюдения
определенного образа жизни
Формирование у пациента
ответственного отношения
к лечению

23. Основные виды педагогической деятельности

• Методическая деятельность по ознакомлению пациентов разного возраста, национальной
принадлежности, социального и (или) экономического статуса с принципами и правилами
организации здорового образа жизни
• Практическая деятельность по превентивному воспитанию и обучению пациентов
• Практическая деятельность по воспитанию и обучению пациентов с определенными диагнозами
поведению, предотвращающему рецидивы заболевания
• Научно-педагогическая исследовательская деятельность
• Методическая деятельность по обучению среднего и младшего медицинского персонала

24. Цели педагогической деятельности медицинского работника

Социальнокультурная
цель
Превентивная
цель
Практическая
цель
Научнопрактическая
цель
• популяризация здорового образа жизни
• формирование установок и навыков самосохранительного
поведения у людей, имеющих предрасположенность к
определенным заболеваниям
• формирование установок и навыков самосохранительного
поведения у пациентов с хроническими заболеваниями
• выявление наиболее эффективных педагогических моделей,
приемов и методов взаимодействия с пациентами, позволяющих
повысить качество медицинской помощи населению

25. Результаты педагогической деятельности медицинского работника

Основным педагогическим результатом деятельности медика
является усиление контроля пациентов над своим здоровьем и его
детерминантами путем активизации деятельности по сокращению
рисков для здоровья.
Методологически этот результат опирается на фундаментальные
категории педагогической науки: воспитание, обучение и
образование.
Результатом воспитания самосохранения у человека станут
личностные характеристики и поведенческие особенности,
которые обеспечивают готовность к сохранению здоровья.
Такое воспитание ориентировано не на получение знаний о
болезни, а на изменения личностных и поведенческих
характеристик, которые обусловливают здоровье.

26. Формирование основ самосохранения у пациентов

Технология формирования основ
самосохранительной деятельности у
пациентов в процессе
взаимодействия с медицинским
работником определена как
совокупность способов и приемов
воспитательной работы для развития
потребностно-мотивационной
сферы и сознания обучаемых
пациентов, для выработки привычек
поведения, его корректировки и
совершенствования во
взаимосвязанной деятельности
воспитателей и воспитанников.

27. Методы формирования основ самосохранения у пациентов

1
• Методы формирования и развития основ
самосохранения в сознании личности (беседа,
лекция, рассказ, объяснение, дискуссия, суггестия)
Действие этих методов основано на способности к
интериоризации (переводу во внутренний план
действий) установок, убеждений, взглядов и
социальных представлений, которые индивид
усваивает в готовом виде из социальной среды.

28. Методы формирования основ самосохранения у пациентов

2
• Методы организации и развития опыта
самосохранительной деятельности
Позиция воспитуемых пациентов активизируется, их
функции изменяются от роли исполнителя
рекомендаций и инструкций к роли организатора
собственной жизнедеятельности.
Медицинский работник может использовать такие
методы, как педагогическое требование, приучение,
упражнение, воспитывающие ситуации, тренинги и
ролевые игры.

29. Методы формирования основ самосохранения у пациентов

3
• Методы стимулирования мотивации, контроля,
самоконтроля и самооценки самосохранительной
деятельности
Действие методов состоит в побуждении,
подкреплении и рефлексии результатов
самосохранительной деятельности, то есть
оперативном воздействии на процесс мотивации
пациента со стороны медицинского работника с
целью инициации мотивационного процесса,
вмешательства в уже начатый процесс
формирования намерения (мотива), либо
стимуляции, увеличения силы побуждения, мотива.

30. Повышение эффективности процесса обучения пациентов

Особенность лечения многих хронических заболеваний состоит
в том, что пациенту приходится в течение длительного времени,
а иногда пожизненно самостоятельно проводить множество
различных процедур и выполнять рекомендации. Для этого он
должен быть хорошо осведомлен обо всех аспектах
собственного заболевания, и уметь самостоятельно менять
тактику лечения в зависимости от конкретной ситуации.
Для получения оптимального результата обучения необходимы:
адекватное определение целей обучения;
соответствующий отбор и обработка содержания;
умелое использование всего спектра методов обучения,
особенно активных.

31. Повышение эффективности процесса обучения пациентов

Успех обучения зависит от умения сформировать у
пациента учебную мотивацию, уверенность в своих
возможностях, направленность на восприятие новой
информации, от умения вовлечь больного в тренировку
навыков самоконтроля.
Обучение должно отвечать запросам каждого обучаемого,
соответствовать его потребностям, не противоречить
идеалам и ценностям.
Значение предоставляемой информации должно
осознаваться человеком, органично сочетаться с его
индивидуальными целями, в противном случае
информация будет сознательно или бессознательно им
отвергнута.

32. Повышение эффективности процесса обучения пациентов

Личное осознание целей, задач и возможностей их
реализации пациентом должно быть постоянным. В
конце каждого занятия обучающиеся дают свою
оценку тому, что они делали в течение занятия,
насколько это занятие было эффективным для
достижения цели.

33. Повышение эффективности процесса обучения пациентов

Процесс обучения должен быть оптимальным по
времени и по объему информации, а сложность
обучения соответствовать возможностям
обучаемых. Необходимо чередовать усвоение
теоретического материала, практическую работу и
отдых. Обучение должно оставлять чувство
непрерывности: занятия дополняются
индивидуальным выполнением домашних
заданий. Каждая новая информация базируется на
уже усвоенных знаниях и умениях, предполагает
продолжение обращения к ней на последующих
занятиях.

34. Повышение эффективности процесса обучения пациентов

Процесс обучения сочетается с самонаблюдением,
самоконтролем, осознанием ответственности за
результаты. Чем больше обучение имеет
позитивных последствий для личности, чем
больше оно приносит пользы, удовлетворения, тем
оно эффективнее.

35. Повышение эффективности процесса обучения пациентов

Предпочтительной стратегией преподавателя
является заострение внимания на успехах,
поощрение инициативы. В процесс обучения
следует включать все репрезентативные системы
человека, использовать яркий иллюстративный
материал, понятные схемы, аудиоматериал.
Групповые формы обучения (по 5—7 человек)
способствует использованию закономерностей
викарного научения (через наблюдение).

Читайте также: