Ради чего терпела дуня грубости свидригайлова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из второстепенных персонажей произведения является сестра главного героя романа Родиона Раскольникова Авдотья Романовна.

Писатель представляет Дуню в образе молодой женщины двадцати двух лет, внешне схожей с братом, но отличающейся от него не совсем правильными чертами лица, выдающимся немного подбородком, говорящим о сильной натуре. Девушка изображается высокой темно-русой шатенкой с лицом, сияющим здоровой свежестью, алым нежным ртом, глазами иссиня черными, сверкающими добрыми лучиками. Серьезное и вдумчивое выражение лица Дуня раскрывает ее молодую и неопытную натуру.

По характеру Дуню горделива, ужасно целомудренна и благородна, прекрасно осознает свою значимость, несмотря на постоянное внимание к ней мужчин.

В связи с бедственным положением ее семьи и будучи неплохо образованной, Дуня вынуждена служить в качестве гувернантки в богатом семействе Свидригайловых, где хозяин дома регулярно заставляет девушку испытывать унижения и страдания. Поскольку Авдотья Романовна имеет сильный характер, она стойко переносит жизненные трудности.

Девушка принимает решение стать женой богатого и расчетливого Лужина с целью помочь брату закончить учебу и содержать престарелую мать. Однако Раскольников категорически против решения сестры и пытается открыть ей глаза на низкую сущность выбранного ею мужчины. Наконец, Дуня понимает, что из себя представляет скупой господин Лужин, способный на любые поступки ради сохранения копейки.

Работая в доме Свидригайлова, Дуня оказывается в неприятном положении и не желая терпеть домогательств хозяина, желающего склонить девушку к благосклонности, выстреливает в насильника, но, к сожалению, промахивается.

Девушка наконец-то понимает, что даже ради семьи неспособна пойти на отношения без настоящей любви, без искреннего, взаимного чувства. Непонимающий такого поступка Свидригайлов, в результате длительных раздумий решает освободить Дуню от утомительного пребывания в его доме.

История создания

Федор Достоевский


Федор Достоевский

Первоначально роману было дано иное название. Уже завершив работу, Достоевский решил изменить его. Автор акцентировал внимание публики на том, что моральное наказание за преступление гораздо важнее публичного и судебного. Раскаяние и осознание собственной вины переживает главный герой, Родион Раскольников.

Прототипом героини стала Авдотья Яковлевна Панаева. Свидетельством этому оказалось внешнее сходство героини с прототипом и выбранное имя. Достоевский свел знакомство с Панаевой в 1845 году и питал к ней нежные чувства.

Особенности характера

Очень волнующим моментом стала сцена, в которой беззащитная девушка находится наедине со Свидригайловым. Он знал все подробности о преступлении брата, поэтому Дуня не побоялась одна пойти к нему в номер. Как и следовало ожидать, мужчина имел другие планы на эту встречу и, заперев дверь, исключил возможность бегства девушки. Но она не была столь простодушной и непредусмотрительной. При попытке посягнуть на её личное пространство Авдотья вдруг достала пистолет.


На мгновение читателю может показаться крайней ошибкой, что Дуня вдруг отбросила оружие, толком не воспользовавшись им в целях защиты. Она понадеялась на женское чутьё и порядочность Свидригайлова, не став убивать его. Безусловно, этот и другие моменты в биографии героини характеризуют её с самой неожиданной стороны. Вполне заслуженно ей можно присвоить следующие качества характера:

  • выдержка;
  • понимание людей;
  • прогностическая способность;
  • смелость;
  • решительность.

Девушка не прогадала. Свидригайлов больше не настаивал после появления искренних Дунечкиных слёз. Это польстило ему, хоть он вёл не самую праведную жизнь, за ним тянулось множество грехов.

Привыкший к тому, что его постоянно называли в обществе скотиной и развратником, Свидригайлов отступил перед Дуней, поскольку ее вера в его нравственную целостность затронула в нем струны человечности.

Твёрдость и решительность

Существенное влияние на доверие Дуни к Лужину оказал момент, когда тот потребовал, чтобы Раскольникова не стали звать на ужин. Он не хотел его присутствия, сославшись на полученную обиду с его стороны. Вопреки его просьбе девушка поступила наоборот, заранее зная, что может произойти непоправимое.

Тем не менее внутренне она не собиралась жертвовать расположением брата ради жениха. Родион явился на совместный ужин, где всё было решено окончательно. Пётр Петрович скомпрометировал себя, показав свою наружность и истинные намерения. Недолго думая, Дуня решительно даёт понять, что она разрушает все их общие планы и больше не желает видеть его.

Сестринская любовь

Заслуживает уважение и то, как Дуня сохраняет преданность чувств к брату на протяжении всего романа. Эгоизм и бессердечие, которые Родион начал проявлять после приезда, вызывают у девушки лишь минутный всплеск справедливого негодования, но в целом она продолжает горячо любить его и верить в то, что и он любит их с матерью.

Дуня не только любит, но и понимает Родиона. В то время как все его досаждали и окружали беспросветной заботой, которая тяготила и мучила его, она сохраняла ненавязчивость и держала дистанцию, когда было надо. Одним словом, героиня чувствовала его душевный настрой, будто он был её отражением.

Именно чутьё и понятливость уважал в сестре Раскольников. В отличие от мамы, которая не знала, как проявить свою любовь и подступиться к замкнутому сыну, Дунечка делала это успешно. Она находила брешь в его душевной обороне и точно била туда, чем и способствовала пробуждению у него настоящих чувств. В его тягостном душевном положении именно это и нужно было, потому что никто больше не чувствовал его настроение.

Здесь стоит отдать должное Дуне, ведь Родион был не из тех, кто способен прямо высказывать свои чувства. Порой его обращение с ней казалось очень грубым и обидным, а это не каждый сможет вынести и сохранить любовь к человеку. Часто с его стороны семья получала:

  • безразличие;
  • недовольство частыми посещениями;
  • резкость в общении.

Но каждую выходку Раскольникова сестра сносила вполне достойно и уповала на то, что это следствие его мучений после совершения преступления. Это действительно было так, ведь Раскольникову было крайне тяжело по-прежнему общаться с родными, глядеть в их доверчивые глаза и при этом не испытывать к себе отвращения.

Дуня Раскольникова – девица 22 лет, сестра Родиона Раскольникова, главного героя романа. Это второстепенный персонаж действия. Судьба Авдотьи сложилась драматично, но в финале истории самопожертвование окупилось. Внешность бесприданницы описана Достоевским располагающе. Бесприданница красива, демонстрирует волевой стойкий характер, уверенна в себе, располагает качественным образованием и воспитанием.

В таком возрасте у девушки должен появиться муж, но Дуня пока одинока. Претендентов на руку и сердце много, но Раскольникова не хочет выходить замуж за кого попало. Она совершает поступки, характеризующие героиню как порядочную девушку. Поэтому гордая и знающая себе цену Дуня пытается помочь бедствующей семье и дает согласие на брак Лужину, понимая, что поправит финансовое положение матери и брата.

Петр Лужин


Петр Лужин

Утонченная красавицы, Авдотья работает гувернанткой в доме Свидригайлова. Это позволяет брату получить образование, а Дуне и матери Раскольникова – худо-бедно выживать на зарабатываемые. Смелая барышня, на чью долю пришлось много невзгод, принимает благородное решение о браке, но Раскольников против такой жертвы. Не один разговор состоялся в семье, прежде чем стало понятно, что Лужин не достоин Дуни.

Скупой эгоист Лужин – не единственный, кто заметил прелесть Дуни. Хозяин дома, Свидригайлов, тоже имеет на нее виды. Он обсуждает с девушкой преступление, совершенное братом, и вынуждает красавицу на выстрел, сделанный в целях самообороны. Промах спас Дуню от убийства мужчины и водворил справедливость: девушка не сможет пересилить себя и полюбить ради денег. Свидригайлов отпускает жертву.

Дуня Раскольникова и Свидригайлов (кадр из фильма)


Дуня Раскольникова и Свидригайлов (кадр из фильма)

Биография Дуни полна печальных моментов, но в финале ее страдания окупаются. Девушка вышла замуж за Разумихина, приятеля Раскольникова. Молодой человек способен дать ей то, о чем мечтала девушка. Эпилог романа освещает решение молодой семьи об отъезде в Сибирь. Скопив деньги, Дуня с супругом перебираются туда, чтобы жить поближе к брату.

Роль в произведении персонажа Авдотьи Раскольниковой важна. На фоне Родиона это порядочная и благородная героиня, сумевшая отказаться от искушения. Самопожертвование – главная тема, транслируемая Достоевским с помощью образа Дуни.

Внешний Образ Дуни Раскольниковой

Она была очень похожа на брата, но волосы были светлее, а черные глаза искрились, в них чувствовалась сила жизни. Единственным недостатком ее была чуть пухлая нижняя губа, которая вместе с подбородком выдавалась вперед. но даже эта черта придавала ей особенность и даже некую надменность.

Экранизации

Авдотья Раскольникова – персонаж второго плана в произведении и экранизациях, поэтому зачастую режиссеры не уделяют этой героине пристального внимания. Некоторые даже опускают ее существование, не упоминая о том, что у Раскольникова есть сестра.

Катерина Васильева в роли Дуни Раскольниковой


Катерина Васильева в роли Дуни Раскольниковой

Роль семьи в жизни Родиона

Стоит сказать, что Достоевский не зря уделял столько внимания семьям Раскольниковых и Мармеладовых. Писатель хотел показать, что значат родственные связи в жизни каждого человека. Примером в повествовании становится семья Раскольниковых. Описание поступков и характеров каждого героя даёт читателю возможность понять, какую роль близкие люди играют в жизни друг друга. Нужно сказать, что отчасти семья Раскольникова стала причастной к совершению преступления Родионом, ведь мать и Дуня возлагали на главного героя все свои надежды. Именно поэтому он чувствовал за собой долг перед родными, а также большую ответственность за жизни матушки и сестры.

Другие персонажи

Алена Ивановна – старуха-процентщица, которая была убита Раскольниковым.

Лизавета Ивановна – сестра старухи-процентщицы, девица тридцати пяти лет, робкая и смиренная, находившаяся в рабстве у собственной сестры, терпевшая от нее любые принижения и побои.

Семен Захарович Мармеладов – отец Сони, человек изрядно пьющий, среднего роста, большой лысиной на голове. В свои пятьдесят лет мог похвастаться свои плотным телосложением.

Екатерина Ивановна Мармеладова – благородная барышня из дворянской разорившейся семьи, приходилась мачехой Соне и женой самого Мармеладова.

Женщина худощавая, высокая и стройная с красивыми темно-русыми волосами.

Пульхерия Александровна Раскольникова – мать Родиона, сорока трехлетняя дама. Зосимов – доктор, приятель Раскольникова 27-ми лет.

Заметов – служащий в полицейском участке.

Настасья – кухарка хозяйки, у которой арендовал комнату Раскольников.

Лебезятников – сосед Лужина по комнате.

Микола – красильщик, который сознался в том, что это он убил старуху.

Марфа Петровна Свидригайлова – жена Свидригайлова.

Полечка, Леня, Коля – дети Катерины Ивановны.

Родион Раскольников

История семьи Раскольниковых сыграла в жизни Родиона огромную роль. Стоит сказать, что бедность стала причиной множества несчастий, которые произошли в жизни главного героя. Однако, несмотря ни на что, Родион очень любил свою семью и был готов отдать за неё жизнь.

Свидригайлов влюбляется в Дуню, когда та работает гувернанткой в его доме. Будучи женат на Марфе Петровне, он предлагает ей бежать с ним, но девушка отказывается:

Вскоре Свидригайлов признается жене, что Дуня ни в чем не виновата и что он сам ее добивался. Марфа Петровна тут же просит у Дуни прощения и снова объезжает весь город, чтобы восстановить репутацию Дуни:

После этого Марфа Петровна вызывает из Петербурга своего дальнего родственника, скользкого типа Лужина, и знакомит его с Дуней. Марфа Петровна так спешит выдать Дуню замуж, вероятно, не столько ради счастья девушки, сколько из мести Свидригайлову и ревности к Дуне. В итоге Дуня становится невестой Лужина и вместе с матерью переезжает в Петербург.

Отъезд Дуни совпал со смертью Марфы Петровны. Экспертиза установила, что она умерла в результате инфаркта, но ходили слухи, что ее отравил муж в надежде быть с Дуней. Так считала и сама Дуня.

После смерти жены Свидригайлов приезжает вслед за Дуней в Петербург, чтобы отговорить ее от брака с Лужиным и выбрать его.

В конце романа Свидригайлов заманивает Дуню к себе в квартиру чтобы поговорить о ее брате Родионе. Свидригайлов сказал, что дело касается Родиона Романыча, тайна которого находится сейчас в его руках, и что она должна выслушать не только его, но и Соню, которая ждет их у Капернаумова.

Дуня, которую задело его замечание, что она боится его, как ребенок, решилась подняться в квартиру. Там Свидригайлов показал ей пустую комнату, в которой он подслушивал разговоры Раскольникова с Соней, а потом провел девушку к себе, где и сообщил ей тайну Раскольникова, а затем он принялся излагать свою точку зрения на содеянное.

Дуня пожелала получить подтверждение услышанного от Сони, но Свидригайлов заявил, что той не будет дома до ночи. Авдотья Романовна бросилась к выходу — дверь была заперта. Аркадий Иванович принялся успокаивать девушку.

Свидригайлов говорил, что поможет Раскольникову бежать за границу, что спасение брата зависит только от нее, признавался ей в любви, но тут Дуня вскочила и стала кричать, но в доме они были одни. Она отбежала в угол комнаты и стала обвинять Свидригайлова в насилии.

Тот с насмешкой отвечал, что ни один здравомыслящий человек не поверит, будто молодая девушка просто так пришла на квартиру к одинокому мужчине. Тогда Дуня вынула из кармана револьвер и взвела курок. Свидригайлов медленно начал приближаться к ней, говоря, что она сама в свое время была к нему неравнодушна. Дуня выстрелила. Пуля скользнула по волосам Свидригайлова и ударилась в стену.

Он остановился, засмеялся и вынул платок, чтобы обтереть кровь, стекавшую по виску. Дуня смотрела на него в каком-то оцепенении, потом снова взвела курок и выстрелила. Осечка. Он был уже в двух шагах от нее, и страстный взгляд его был полон решимости. Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит ее, приготовилась выстрелить еще раз и … вдруг отбросила револьвер.

Свидригайлов подошел и обнял ее за талию. Девушка не сопротивлялась, только глядела умоляющими глазами и просила отпустить. Он спросил, сможет ли она когда-нибудь полюбить его, но, получив отрицательный ответ, вынул из кармана ключ, положил его на стол и велел ей уходить. В его глазах было что-то страшное, Дуня схватила ключ, открыла дверь и, как безумная, выбежала на улицу.

Окончательно поняв, что его чувство любви безответно, Свидригайлов вскоре кончает жизнь самоубийством.

Значение

Дуня была для Свидригайлова единственным шансом на спасение. Ему была нужна любовь Дуни, потому что он мечтал о живых и чистых отношениях. Он жаждал ее любви, словно воздуха: „Воздуху, воздуху надобно“.

Аркадий Иванович понимал, что жизнь его низка и пошла. Дуня же совершенно не похожа на тех девушек, с которыми он имел отношения. Она чиста и искренна. Поэтому девушка и заинтересовала Свидригайлова. Она же пыталась образумить его в плане его взаимоотношений с женой. Дуне было жаль героя, она пыталась его воскресить, так как она понимала, что духовно он давно мертв.

Влюбившись в свою гувернантку, Свидригайлов предлагает ей сбежать вместе с ним. Однако Дуня не может пойти на такой шаг, он противен ей, она не готова принести себя в жертву. Свидригайлов до последнего пытается добиться расположения героини, однако она непреклонна. Крайней точкой в их отношениях становится признание Свидригайлова, после которого Дуня стреляет в него из пистолета. После поступка возлюбленной Свидригайлова он понимает, что жизнь не приносит ему никакого удовольствия.

+

1 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 1

Ответ

+

Судьба Свидригайлова — это возможный вариант судьбы Раскольникова, если бы на его пути не встретилась Соня. Но последняя надежда рухнула с окончательным и твердым отказом Дуни:

“ — Так не любишь? .. И не можешь? Никогда?

После этого Свидригайлов делает над собой огромное усилие — нелегко отказаться от единственной надежды — и отпускает Дуню. Возможно, у него были мысли о насилии, недаром сквозь его показное спокойствие прорывался тот самый огонь, “который когда-то так испугал Дунечку”. Но он так и не смог его осуществить — все-таки Дуню он действительно любит, хотя его любовь весьма своеобразна. Но он любит, как умеет, а вот Дуня его любить не может, и поэтому его шанс потерян. Он обречен на смерть, и это всего лишь во времени связь с предыдущим и последующим эпизодами — в разговоре с Раскольниковым Свидригайлов рассказывает ему о всей своей жизни и о всех мерзостях, которые он совершил — то есть утверждается необходимость перемен в жизни. Но так как Свидригайлов не ее осуществить самостоятельно, то ему нужна человека, которого он любит — Дуни.

Свидригайлов довольно скоро убедился в том, что Дуня для него роковая и недоступная девушка,- девушка неслыханных душевных сил, способная спасти и повести за собой того, кого она полюбит. Свидригайлов понял, как и Раскольников, что Дуня может пойти на любую жертву, но оценил он ее глубже, обобщенней и, пожалуй, верней, чем брат:

За брата, за мать она готова была принять любую муку, а вот за Свидригайлова она не могла и не хотела пойти слишком далеко. Она не настолько его любила, чтобы ради него порвать с семьей, переступить через законы, гражданские и церковные, бежать с ним, чтобы спасти его, из России.

* Вдруг она отбросила револьвер. « - Бросила! - с удивлением проговорил Свидригайлов и глубоко перевел дух. Что-то как бы разом отошло у него от сердца, и, может быть, не одна тягость смертного страха; да вряд ли он и ощущал его в эту минуту. Это было избавление от другого, более скорбного и мрачного чувства, которого бы о и и сам не мог во всей силе определить.

Читайте также: