Педагогический совет по экологическому воспитанию в школе

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.

1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.

2. Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работы с детьми;

3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска.

Задачи: определить уровень профессионализма педагогов по экологическому

воспитанию детей.

1. Изучение литературы по теме;

2. Проведение семинаров практикумов;

3. Изготовление дидактических игр экологического содержания;

4. Посещение занятий, режимных моментов;

5. Создание презентации;

6. Самостоятельная работа над темой.

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы.

Но где бы не находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

-Природа-источник красоты.

-Природа-источник доброты.

-Природа-источник познания.

-Природа-источник укрепления здоровья.

А сейчас мы все вместе вырастим волшебный цветок. У меня в руках горшочек, в который я посадила семя. Но оно не может прорасти. И только с вашей помощью из этого семени может вырасти волшебный цветок.

Я приглашаю вас на девичьи посиделки. Займите удобные места и мы начинаем…

Ни одни девичьи посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. (Отрывается первый лепесток)

По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком — символом чистоты, любви и грусти.

А оказалось, что крокодилы и в самом деле проливают обильные слезы. Но не из жалости, конечно, от избытка не чувств, а … солей.

О происхождении одуванчика существует поэтическая легенда.

В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно ее появление было желанно людям. За это ее прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли. Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет любимый. Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала:

Нежна моя любовь к тебе,

Как солнца первый луч,

Но манит ввысь небес простор,

И зов его могуч.

Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей желтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотые головки цветов, которые люди с тех пор назвали по имени молочницы.

Старинное предание говорит о том, что лекарственные свойства подорожника были открыты. змеями.

Однажды две змеи грелись на солнце посреди дороги. Неожиданно показалась мчавшаяся повозка. Одна змея зазевалась, и колесо переехало через нее. Отправилась вторая змея на поиски целебной травы. Люди, ехавшие в повозке увидели, что скоро она возвратилась с листом подорожника. Это и навело людей на мысль использовать растение в лекарственных целях.

Самые крупные животные из всех когда-либо живших и живущих сейчас на планете Земля – это киты. Представьте себе, что кит встал на хвост, Его голова будет рядом с крышей десятиэтажного дома. 33 метра – таков рост синего или голубого кита. Вес его 150 тонн. Чтобы уравновесить такого гиганта, на другую чашку весов пришлось бы попросить взобраться две тысячи человек или поставить 40 автобусов.

Есть такая легенда: Давным-давно жил на свете влюбленный юноша Роман. Однажды принес он своей девушке цветок. Такая нежность исходила от цветка, что девушке он очень понравился. А Роман сказал, что цветок ему приснился, и когда он проснулся, увидел его на подушке. Девушка предложила назвать цветок Ромашкой и попросила собрать целый букет. Роман не мог отказать любимой. Долго искал и нашел на краю света царство Снов. Царь Снов предложил обмен - Роман останется навсегда в его царстве, а его девушка получит целое поле цветов. Долго ждала и плакала девушка, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле.

2. А можете вы назвать растения и животных Волгоградской области занесенных в красную книгу?

3. Какой вред приносит мусор природе?

Отрываем следующий лепесток.

Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.

1. Перечислите поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду?

2. Назовите художников? (

3. Назовите пословицы и поговорки о природе.

4. Вспомните и назовите народные приметы.

Слово предоставляется победителям конкурса стихов о природе.

Название лепестка говорит само за себя - сейчас мы будем с вами играть!

У насекомых, птиц, зверей- так же, как и у людей,-

Есть различные дома, их вам перечислю я.

Вы внимательно следите и ошибки все найдите.

В хатке бобр проживает…

В будке ежик отдыхает…

Свили ласточки гнездо…

С дуплом белке повезло…

Логово- для волка дом…

Норка выбрана котом…

В улей пчелы мед несут…

В ракушках страусы живут…

Скворечник-домик для скворца…

Берлогу выбрала овца…

И муравейник муравьи

Построить для себя смогли…

Аквариум-дом для зайчат…

А щели насекомых защитят…

Мы с вами поиграем и потом

К себе в пещеру весело пойдем…

А сейчас я прошу вас представить нам дидактические игры.

Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.

1. Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний (занятия, беседы, чтение художественной литературы)

2. Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?

3. Назовите нетрадиционные формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

Этот лепесток предлагает вам решить несколько педагогических ситуаций.

Вопрос: Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы, на ваш взгляд, методы и приёмы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой их поливали. Но мать была занята собственными мыслями.

-Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

-Это ещё что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку.

-Мама, зачем ты сломала ветку?

Мама зло бросила:

-Кому нужны твои хлопоты. Без тебя хватит охранников природы!

Вопрос: Какие последствия в душе ребенка оставит поступок матери?

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее)

4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

6. Кто пьёт ногой? (лягушка)

7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)

8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)

9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)

10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)

13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)

14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)

16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

17. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)

Что – то мы на нашем девичнике засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант

Вопросы этого лепестка висят на дереве мудрости. Кто смелый, возьмите по одному вопросу!

• Что такое экологическое воспитание?

• Экологическая культура – это? Продолжите фразу.

• Какова, на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?

• Какие задачи решаются при экологическом воспитании дошкольников?

• Назовите компоненты экологического воспитания в ДОУ.

• Что такое педагогическое взаимодействие?

• Что такое экосистема?

• Что такое экологическое образование?

Мой стих. Песня дети.

Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формы и методы экологического воспитания школьников

Изучение опыта работы общеобразовательных и внешкольных учебных заведений экологического воспитания убеждает, что в этом деле имеют место определенные недостатки:

- отсутствие четкой системы экологического образования, которая предусматривала бы включение каждого ребенка с 1 по 11-й класс в процесс формирования экологической культуры;

- недостаточность сформированности у учащихся умений использовать теоретические знания основ экологии в повседневной жизни;

- преобладание вербальных методов экологического образования (лекция, рассказ, беседа) над практическими, проблемно-поисковыми и инновационными;

- отсутствие системы мониторинга уровня экологического самосознания учащихся.

Вопрос 1: Любите ли Вы природу?

Вывод: 80% - 8 учащихся ответили, что экология - это и наука, и миропонимание. 20% - 2 человека показали, что недостаточно понимают значение экологии для современного человека.

Вопрос 3: Существуют ли экологические проблемы в Рыбнице?

Цель вопроса: определить уровень осведомленности учащихся по вопросам существования экологических проблем в Рыбнице.

Вывод: на данный вопрос ученики почти стопроцентно ответили, что проблемы существуют, особенно острые - загрязнение реки и внутренних водоемов, загрязнение почвы и атмосферы от транспорта. Большинство учащихся понимают, что экологические проблемы существуют и к тому же требуют немедленного решения.

4. Вопрос: Что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес?

Цель вопроса: определить уровень понимания проблемы уничтожения лесов, бездумного вмешательства человека в жизнь природы, нарушение природного баланса.

Вывод: 80% (8 человек) понимают, что уничтожение лесов приведет к катастрофическим последствиям изменения климата; ухудшение почв; гибели редких представителей флоры и фауны. 20% (2 человека) ответили, что возрастет количество сельскохозяйственных угодий, и это является весьма позитивным фактором для местности сельского типа. Как видим, не все учащиеся понимают катастрофичность истребление лесов. Они считают, что увеличение площади полей приведет к росту доходов населения

Вопрос 5: Почему нельзя в реке мыть автомобиль?

Цель вопроса: определить уровень понимания проблемы загрязнения водоемов; формировать чувство хозяйского отношения к окружающей среде.

Результат тестирования: 4 ученика ответили, что моющие средства и бензиновая пленкавредно влияют на жизнедеятельность водоемов - гибнет рыба. 5 человек считают, что разрушается автомобиль, и это плохо. Как видим, не все учащиеся понимают суть проблемы загрязнения водоемов и готовы решать ее.

Вопрос 6: Волнует ли вас судьба природы?

Цель вопроса: определить, нужно ли беспокоиться о судьбе природы, что именно ей угрожает; формировать чувство ответственности за состояние природной среды.

Вывод: на данный вопрос ученики почти стопроцентно ответили, что судьба природы им не безразлична, поскольку если погибнет природа - погибнет человечество.

Вопрос 7: Перечислите основные правила поведения на природе.

Цель данного вопроса – оценка экологической компетенции и уровня экологического воспитания школьников. Результаты данного вопроса у каждого ученика различны, однако общие правила поведения на природе опрашиваемые знают. (Не загрязнять природу, не разбрасывать мусор, убирать после себя мусор, не рубить лес)

Вопрос 8: Как бы Вы поступили с людьми, которые загрязняют окружающую среду?

Цель вопроса: учить учащихся замечать нарушения и нарушителей, быть готовыми защитить окружающую среду; воспитывать желание вести разъяснительную и агитационную работу среди населения с целью улучшения состояния природной среды; учить самостоятельно мыслить, находить рационализаторские решения поставленной проблемы. Ответы на данный вопрос распределились следующим образом

Вывод: на данный вопрос 7 учащихся ответили, что нужно заставить убирать после себя; 4 человека ответили, что нужно проводить разъяснительную и агитационную работу; 5 человек отметили, что следует наложить денежное взыскание, и 1 человек высказал мнение, что не следует задевать нарушителей, ибо все равно не будет результата. Как видим, большинство учащихся понимают, что ситуацию можно изменить к лучшему; готовы включиться в работу; хотят сделать свой вклад в дело сохранения окружающей среды.

Проведение анкетирования учеников 7 класса привело к следующим положительным результатам:

- ребята отнеслись к анкетированию с большим интересом, поскольку им самим интересно было узнать свой уровень развития экологических компетенций и экологического воспитания;

- для нас результаты анкетирования явились хорошей информационной базой для определения уровня экологического воспитания наших учащихся, что необходимо для подготовки занятий и других мероприятий по экологическому воспитанию;

- анкетирование дают ученикам 7 –класса ценные знания и дает возможность задуматься и осознать необходимость бережного отношения к природе и окружающей среде.

Исходя из результатов анкетирования целью нашего педсовета является совершенствование работы педагогов по формированию экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой обучающихся.

Сегодня мы перед собой ставим следующие задачи:

- сформировать систему экологических знаний и представлений;
- развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).


Еще великий Гёте сказал: “Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания”

Она не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой".

Природа с ее удивительным ритмом, пластикой, соразмерностью являет собой образец красоты и совершенства. Именно гармония природных красок и созвучий будит в ребенке чувство прекрасного.

Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения.

Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного отношения к окружающей среде, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в этом возрасте в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и её обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, осознаются эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всём, что их окружает.

Именно этим и занимается экологическое воспитание в школе. Поэтому не так давно программы экологического воспитания были включены в общее образование школьников. Основной их задачей является донести до детей тот факт, что окружающая среда должна быть защищена.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

Экологическое воспитание следует рассматривать как часть общеобразовательной подготовки учащихся, ведь экологическая культура является составной частью общей культуры. Поэтому экологическое воспитание является одним из направлений воспитательной работы, что способствует общественному осознанию экологических проблем современности, их последствий, путей решения и предотвращения возникновения новых

Актуальность. Экологическое воспитание подрастающего поколения сегодня стало насущной потребностью общества. Причины и последствия негативных экологических ситуаций, возможность и необходимость преодоления экологического кризиса - эти вопросы являются обязательной составляющей школьного экологического образования. Экологические проблемы современности требуют от общеобразовательных и внешкольных учебных заведений уделять больше внимания формированию экологического сознания, понимания окружающего мира и себя.

В экологическом воспитании следует обратить внимание на формирование ценностного отношения к природе: осознание ценности природы в жизни человека, самоценность природы, чувство личной причастности к сохранению природных богатств, ответственность за них, способность гармонично сосуществовать с природой, вести себя компетентно, критически оценивать потребительски-утилитарное отношение к природе, активно участвовать в практических природоохранных мероприятиях; осуществлять природоохранную деятельность по собственной инициативе; заниматься посильным экологическим просвещением, формирование чувства ответственности за природу как национальную и общечеловеческую ценность.

Именно формирование ценностного отношения к природе является важнейшей воспитательной задачей классного руководителя по становлению экологической культуры учащихся.

Экологическое воспитание должно помогать выработать экологический стиль мышления, экологическую культуру подрастающего поколения. Этому способствует организация деятельности факультативов, кружковой, клубной работы общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях города, а также использование различных форм внеклассной и внеурочной работы для формирования у учащихся экологического мышления.

Системность и преемственность - необходимое условие любого обучения и воспитания. Непрерывное экологическое образование предполагает организацию воспитательного и учебного процесса от детства до глубокой старости. На этом пути человек проходит несколько стадий обучения.

Проблемы экологического обучения и воспитания в период обучения в школе должны составлять органическую часть работы каждого участника учебно-воспитательного процесса: классного руководителя, учителя начальных классов, педагога-организатора, руководителя кружка, ученического самоуправления и предусмотреть систему связанных между собой мероприятий, которые формируют экологическое мышление каждого человека.

Начиная уже с младших классов, основные усилия педагогов направляются на подбор заданий, способствующих формированию у учащихся позитивных установок, навыков наблюдательности, ориентации в позитивных и негативных явлениях в окружающей среде, эмоционально-эстетического восприятия и оценки природы, высокой гражданской ответственности за ее состояние.

Охрана природы - обязанность каждого человека. Успех в этом деле зависит, прежде всего, от осознания важности этой задачи, от убежденности, умения и привычки постоянно, на каждом шагу, оберегать родную природу, лечить те раны, которые ей уже нанесены, и не допускать новых.

Природоохранная работа должна проводиться непрерывно на всех уровнях организации учебно-воспитательного процесса по всем предметам и основываться на принципах связи теории с практикой, научности, межпредметности, индивидуального подхода. Кроме того она должна влиять на формирование целостной ориентации всех учеников.

В старших классах предполагается сложная и разнообразная природоохранная работа, которая включает в частности экспериментально-поисковые, исследовательские подходы.

Успеху природоохранной деятельности способствует исследовательская работа учащихся, во время которой они расширяют свой экологический кругозор, овладевают методами исследования, накапливают определенный опыт. В исследовательских проектах каждый школьник проявляет личную инициативу, учится самостоятельно приобретать знания, предлагает свои идеи.

Огромное значение в формировании экологического сознания и интереса к природе имеет кружковая работа.

Каждая из перечисленных мною форм экологического воспитания стимулирует познавательную деятельность учащихся в области экологии. Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы и, изучив ее досконально, попытаться найти пути ее решения. Все это воспитывает экологически культурную личность, которая при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить окружающий мир, проявляя тем самым любовь к природе.

Целью экологического образования в школе является формирование ответственного отношения к окружающей среде, осознания причастности человека к ухудшению состояния природы, а значит, и воспитание на базе нового мышления активной деятельности по изучению и охране природы, начиная с родного края. Чтобы эту цель выполнить, необходимо у детей целенаправленно воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. В этом помогают наиболее эффективные формы экологического воспитания школьников, в которых достигается большой воспитательный эффект:

Экологические рейды –изготовление кормушек, озеленение классных комнат,посадка деревьев;

Все из перечисленных форм могут использоваться в целях экологического воспитания, а разнообразие используемых форм воспитательной работы сделает процесс воспитания более интересным и ненавязчивым.

В результате работы можно сделать следующие выводы:

- с точки зрения экологического воспитания школа и, конечно, семья являются важнейшими социальными ячейками, которые обеспечивают воспитательный процесс и взаимодействие ребенка с природой;

- целью экологического воспитания является формирование экологической культуры учащихся.

В структуре экологической культуры, как сложном личностном образовании, выделяют экологические знания, экологическое мышление, умения и навыки природоохранной деятельности, экологическое мировоззрение, экологическую этику. Каждому компоненту соответствует определенный уровень экологической зрелости: от элементарных экологических знаний и представлений к их глубокому осознанию и практической реализации на всех уровнях

В качестве методов и форм экологического воспитания были выделены следующие:

- организация проектной деятельности;

- осуществление природоохранной деятельности учениками;

- проведение бесед, классных часов по темам экологии и охраны природы.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Мы считаем, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

1.Любите ли Вы природу?

а) наука, изучающая происхождение Земли;

б) наука об окружающей среде, дом, человека, его взаимодействие с этой средой и пути обеспечения условий для ее жизни;

в) миропонимание, которое включает в себя и сознательное отношение ко всему сущему, и его активная защита.

3.Существуют ли экологические проблемы в Рыбнице?

Если да, то какие проблемы Вы знаете?

4.Что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес?

а) там будет поле, которое можно использовать для сельского хозяйства;

б) разрушатся почвы;

в) ухудшится воздух;

г) нарушится природный баланс, что может привести к негативным последствиям.

На педсовет желательно пригласить представителей родительского комитета школы.

Для успешного проведения педагогического совета - деловой игры весь педагогический коллектив и приглашенные по желанию разбиваются на пары - по желанию самих педагогов формируются микрогруппы по два человека.

Каждой паре учителей заранее даются задания.

Творческие задания педагогам

Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания? Сформулируйте свою цель из приведенных ниже вариантов:

  1. цель экологического воспитания учащихся - научить правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром;
  1. целью экологического воспитания учащихся является формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;
  2. цель экологического воспитания - изучение объектов живой и неживой природы, т. е. ознакомлением с окружающим миром;
  3. цель экологического воспитания - познание живого во взаимоотношениях со средой обитания и выработка у учащихся на этой основе правильных форм взаимодействия с окружающим миром.

На ком, по вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании - на педагоге-биологе, который проводит занятия по экологии, или на всех учителей, которые, не ограничиваясь учебными занятиями, вводят элементы экологического воспитания во все виды деятельности ?

3-й паре педагогов. Как вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у учащихся бережного отношения к природе? Насколько оно важно для успешного усвоения учащимися экологических знаний?

  1. Владение навыками экологически безопасного по ведения в природе;
  2. Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  3. Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  4. Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности;

5-й таре педагогов. Постарайтесь смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести на уроках, внеклассных мероприятиях.

Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в школе (на первое место поставьте самое актуальное, на ваш взгляд, положение):

  1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных.
  2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины).
  3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода.
  4. Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых).
  5. Предоставление детям возможности наблюдать за объектами живой природы.
  6. Предоставление детям возможности ухаживать за растениями и животными.
  7. Предоставление детям возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

6-й паре педагогов. Назови методы и приемы формирования экологического воспитания из опыты работы.

7-й паре педагогов. Попробуйте сформулировать :

  1. правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями.
  2. правила безопасного труда в природе.
  3. правила безопасности при проведении опытов с природными объектами.

Организация и проведение педсовета — деловой игры Во вступительном слове заместитель директора школы об актуальности темы педсовета и объясняет, что такое деловая игра.

Из состава администрации школы формируется экспертная группа. Она оценивает ответы и выполненные задания.

Педагогический совет проходит в два этапа:

  1. практически-моделирующий;
  2. практически-игровой.

Практически -моделирующий этап.

Практически -игровой этап

На втором этапе педсовета проводится деловая игра, которая состоит из трех частей.

Каждый ее этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители игры и всего педсовета (с учетом первого этапа). В игре участвуют пары педагогов, т.е. оценивается ответ сразу двух человек .

1-я часть. Разминка.

Вопросы задают каждой паре по очереди:

- В чем сущность экологического воспитания учащихся. Каково влияние экологии на здоровье детей?

  1. В чем вы видите причины небрежного, порой без жалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как учитель?
  2. Какова основная роль педагога в экологическом воспитании учащихся?
  3. В какой совместной деятельности с учащимися вы можете практически способствовать охране природы?
  4. Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в нашем школе?
  5. Перечислите классиков русской, зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.
  6. Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.
  7. Вспомните народные приметы о природе.
  8. Вспомните и прочтите наизусть стихи о природе (каждый из пары педагогов).

2-я часть. Решение педагогических ситуаций . Ситуации задаются всему коллективу. Ответы могут быть с позиции нескольких пар на каждую ситуацию.

Эксперты оценивают более рациональное решение.

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у учащихся бережного отношения к природе?

2. Девочка шла домой из школы через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всем классом поливали их. Но мать была занята собственными мыслями.

— Почему ты меня не слушаешь? — спросила девочка и вырвала руку.

— Это что еще за капризы?! — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: — Кому нужны твои хлопоты, без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У каждого в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая
матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

4. Вы сделали замечание детям, которые выбрасывали пустые бутылки в пруд. Как только вы отошли на несколько метров, дети опять взялись за это дело. Ваши действия?

5. Пришли с учениками в лес на экскурсию. Несколько ваших учеников громят муравейник . Как вы объясняете ученикам, сколько ущерба приносят они природе?

6. Несколько ваших учеников хвастаются, что весной набрали много березового сока. Как вы поступите с ними?

Подведение итогов игры. Эксперты называют оценки каждой микрогруппы за первую часть педсовета (выполнение домашнего задания) и за вторую (игровую часть) отдельно. Затем подводится общий итог и проводится награждение наиболее отличившихся пар.

Затем предлагается обсудить проект решения педсовета. Возможный проект решения педсовета:

  1. Подготовить тематическую выставку для учащихся о природе, плакатами экологической тематики; методической и познавательной литературой о природе, экологической обстановке в родном деревне, районе, нашей стране, во всем мире.

2. Провести экологический месячник на высоком уровне.

3.Написать конспекты уроков с опытами, которые можно провести на природе.

Оценить 1106 0

Педагогический совет

Повестка педсовета:

Человек и природа неотделимы.

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников (из опыта работы).

Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника (из опыта работы).

Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО.

Воспитание у дошкольников начал экологической культуры.

Проанализировать состояние экологического воспитания детей дошкольного возраста и наметить пути совершенствования в данном направлении.

Активизировать мыслительную деятельность педагогов.

Активизировать формы организации и проведения педагогических советов в ДОО.

Предварительная работа:

Изучение литературы по теме - старший воспитатель, воспитатели.

Проведение консультаций - старший воспитатель, воспитатели.

Изготовление экологических макетов, дидактических игр экологического содержания, папок - передвижек и буклетов для родителей- воспитатели всех возрастных групп.

Посещение НОД, совместной деятельности, прогулок, изучение документации, развивающей среды по данному вопросу- старший воспитатель.

Самостоятельная работа над темой - воспитатели.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит отчизну свою!

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Не случайно, 2017 год был объявлен Годом экологии с соответствующими целями и задачами.

Мы и наши дети, живем в 21 веке. И от нас, и от них, зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.

Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Профессиональная компетентность педагога представляет собой единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности в ДОУ.

Сегодняшний педагогический совет позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

3.Обмен опытом между педагогами по организации работы с детьми.

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников (из опыта работы воспитателя Кадышевой С.Г.).

Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника (из опыта работы воспитателя Рачейсковой И.Н.).

Воспитание у дошкольников начал экологической культуры.

4. Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО. Воспитатель Разина Л.В.

Предлагаю разделиться на 2 команды. Каждой команде даются задания, за правильное выполнение команда получает цветок для экологического лукошка.

И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?(Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)

Что должно быть в уголке природы?(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

Что должно быть на участке детского сада?(Деревья, кустарники, цветники, огород.)

Какие методы используются для экологического воспитания детей?(Наглядные, практические, словесные.)

Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.(Игра; элементарные опыты; моделирование.)

Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность.

2. У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);

Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);

Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

4.Решение педагогических ситуаций

по экологическому воспитанию дошкольников

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

5.А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд

У меня в волшебном лукошке лежат загадки о растениях, которые вы все знаете. Отгадав их, вы назовете и ключевое слово в кроссворде.

1- Стебельки ершистые, Ягодки душистые.

Малиновые, сладкие. От простуды нам даны (Малина)

2 – И красива, и кисла. На болоте выросла (Клюква)

3 – Стоит кудряшка – Белая рубашка

Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)

4 – Под ярусом, под ярусом. Висят кисти с красным гарусом (Рябина)

5 – Обожжет без огня. И тебя, и меня. И живет у плетня. (Крапива)

6 – Поранил ты в походе ногу, Усталость не дает идти –

Нагнись: солдатик у дороги. Готов помочь тебе в пути! (Подорожник)

7 – Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной. (Ландыш)

8. Как все эти растения называются? (Лекарственные)

6.Конкурс на лучшее знание лечебных свойств трав.

Командам по очереди предлагается вытянуть билет с названием лекарственного растения и рассказать о его лечебных свойствах.

7.Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы остальные смогли ее “прочитать”.

Читайте также: