Педагогический проект по экологии в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Актуальность проекта состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
  2. Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
  3. Разработать тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
  4. Осуществить контроль над реализацией данного проекта.
  5. Обобщить итоги по внедрению проекта.

Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.

Формы: индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это клубные, секционные занятия юных друзей природы, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законахживой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап – обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:

  • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
  • достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
  • активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

Приложение 1. Проект по экологии.

Приложение 2. Презентация проекта.

Автор: Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3, г. Алатырь Республики Чувашии: Михайлова Елена Петровна, 1 категория, стаж 17 лет, Самойлова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 16 лет, Иванова Наталья Викторовна, 1 категория, 16 лет, Селиверстова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 24 года, Андоськина Светлана Валерьевна, 1 категория, стаж 15 лет, Мащиц Людмила Александровна,стаж 41 год, Щитова Ольга Евгеньевна, 2 категория, стаж 14 лет, Парфенова Ольга Алексеевна, стаж 17 лет.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический проект

учителя начальных классов

«Экологическое воспитание младших школьников

в рамках реализации школьного

в урочной и во внеурочной деятельности

Зеленовская Анна Сергеевна,

учитель начальных классов,

пгт. Мартюш, 2021год

Теоретические основы экологического воспитания младших школьников… . 6

В.А.Сухомлинский.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, при сформированности у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Сохранение всего живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Начальная школа - начальное звено формирования экологической культуры, экологического мышления, усвоение экологических знаний.

Объект исследования - экологическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза. Приступая к исследованию, я выдвигаю следующую гипотезу: экологическое воспитание школьников будет успешно осуществляться:

1) в условиях системнойреализации воспитательных возможностей содержания учебного материала в совокупности на уроке и внеурочной деятельности;

2) в использовании учителем методов , средств, способствующих формированию нравственно – экологических знаний, умений младших школьников.

Цель проекта: формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде через привлечение к активной деятельности по изучению и охране природы своей местности.

Задачи . Формирование экологического воспитания, предполагает:

- воспитывать понимание современных экологических проблем, осознание их важности и актуальности;

- воспитывать любовь к родной природе;

- формировать понимание преодоления потребительского отношения к природе;

-развивать личную ответственность за состояние окружающей среды;

- развивать умение принимать ответственные решения по проблемам окружающей среды, овладевать нормами экологически грамотного поведения;

- воспитывать уважение к собственному здоровью и выработку навыков его сохранения;

-повышать экологическое образование путем применения полученных знаний;

-развиватькоммуникативную компетентностьобучающихся в процессе общения с представителями различных общественных организаций и людьми разных профессий;

-развивать и совершенствоватьсамообразовательную деятельностьобучающихся при подготовке и реализации проекта;

-развивать творческий потенциал обучающихся.

Теоретические основы экологического воспитания младших школьников

Современное значение слова экология имеет широкое значение. Чаще всего под экологическими вопросами понимаются вопросы охраны окружающей среды. Ниже приведены определения слова экология.

Экология — это наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания (Т.А. Бабанова)

Экология — это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды (Л.П. Печко).

Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.

В.А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы.

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания активно продолжается. Ряд исследователей считают, что экологическое воспитание осуществляется не комплексно, без использования всех возможностей.

В настоящее время важно говорить об экологическом воспитании, как социально необходимого нравственного качества личности.

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими влияние на младшего школьника, являются:

-детские образовательные учреждения;

-внешкольные воспитательные учреждения;

-средства массовой информации;

В. А. Сухомлинский утверждал, что сама по себе природа не развивает и не воспитывает. Оставив ребенка наедине с ней, не стоит надеяться, что он под влиянием окружающей среды станет умным, глубоко моральным, непримиримым ко злу. Только активное взаимодействие с природой способно воспитывать лучшие человеческие качества.

В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы.

В федеральном государственном образовательном стандарте дается определение экологического воспитания. Экологическое воспитание – в оспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- элементарный опыт природоохранительной деятельности;

- бережное отношение к растениям и животным.

Принципы экологической работы в урочной и внеурочной деятельности

- Принцип психологической комфортности;

- принцип посильной трудности обучения;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип учета индивидуальных особенностей;

- принцип связи с жизнью ;

- принцип взаимосвязи с другими видами деятельности детей;

Этапы реализации проекта

Анализ затруднений, поиск противоречий, постановка цели и задач проекта,

планирование работы на учебный год.

Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы:

• использование природных, эколого-краеведческих материалов при проведении уроков;

• разработка и проведение классных часов, способствующих развитию экологической культурыобучающихся, природоохранногоотношения к малой родине;

• организация и проведение выставок работ экологической и краеведческой направленности;

• участие школьной научно-практической конференции, акциях и конкурсах разного уровня.

• проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий природоохранной, эколого-краеведческой направленности;

3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

1. Подведение итогов работы.

2. Оценка состояния деятельности социального проекта,

определение перспектив развития.

Формы работы с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности по экологическому воспитанию.Приложение 1

- озеленение и благоустройство школы, школьного двора;

- выпуски газет, плакатов;

- исследовательские экологические проекты;

- участие в конференциях, олимпиадах, викторинах;

Методы работы с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности по экологическому воспитанию. Приложение 2

- метод изучения и обобщения;

- метод самостоятельной работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом пректе дано описание участия учащихся 4 класса в уборке территории и очистке родника. Предоставлен фоторепортаж.

Педагогический проект

по экологическому воспитанию младших школьников




Ирина Борисовна Понамарева

учитель начальных классов

г. Калтан, Кемеровской области

Паспорт проекта

Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.

Участники: учащиеся, родители, учитель.

Образовательные области: коммуникация, познание, исследование, труд.

3. Актуальность проекта

4. Основные направления реализации проекта

Начальная школа является одним из первых звеньев системы непрерывного экологического образования. Поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у младших школьников основ культуры рационального природопользования. Экологическое воспитание осуществляется в начальных классах через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на уроках. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет деятельностный подход. Это организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду, наблюдение за объектами природы, выявление неблагополучных природных объектов, нахождение путей и способов спасения таких природных объектов.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Цель проекта

Формирование начал экологической культуры.

Становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.

Формирование отношения к себе как части природы.

Формирование жизненных ценностей и их зависимости от окружающей среды.

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Актуальность проекта

В современных условиях проблема экологического воспитания младших школьников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей младшего школьного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании младших школьников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе. Словом развивать познавательные способности. Поэтому участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о родниках нашей местности, их очистке, условиях содержания; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Основные направления реализации проекта

На территории Калтанского городского округа находится множество родников, которыми пользуются горожане и жители пригородных поселков. Учащиеся 4 класса решили проявить заботу об одном из них и собственным примером показать взрослым, что очень важно содержать родники в порядке. Источник родниковой воды, который находится вблизи с. Рябиновка, по сути, выходит из земных водных накоплений чистый по составу и может быть использован человеком. Этот родник имеет серьезное значение для водителей и пассажиров, так как находится вблизи оживленной автомагистрали (Приложение 1).

Б) Мы побывали на этом месте и изучили состояние родника. Грунтовая площадка находится перед источником. Она наклонена в сторону от автомобильной трассы Новокузнецк - Таштагол, значит, снеговые торосы при таянии почти не попадают в район источника. Эту проблему мы не рассматриваем. От внешних загрязнений родник защищен деревянным коробом. Вокруг родника очень много мусора. Мусорных контейнеров рядом нет.

А) Учащиеся 4 класса под руководством учителя решили очистить родник и прилегающую территорию от мусора. В дальнейшем решено в мае и сентябре каждого года выезжать к роднику и убирать мусор.

Б) После уборки территории обследовали и сам источник. Он находится ниже автомобильной трассы и заболачивает местность, поэтому выглядит не очень эстетично. Русло, по которому течет вода, углубили и выложили крупной галькой. Прибили оторванную доску к деревянному коробу, который охраняет родник от внешних загрязнений.

При разработке проекта была выбрана инициативная группа из числа учащихся и их родителей, которая определила проблему загрязнения родника и возрождение его как символа жизни и символа связи между прошлым и будущим. Родник имеет эстетическое и воспитательное значение для людей, поэтому он нуждается в обновлении и сохранении.

Инициативная группа обратила внимание и на тот факт, что родниковый источник – это часть малой Родины, с которой и надо начинать преобразования, т.е. учиться реализовывать свои возможности и активизировать свою деятельность. Участок будет являться прекрасным местом экологического и эстетического воспитания школьников. На эту территорию будут приезжать жители района, города и гости.

Все мы – дети Природы, и никогда человек не потеряет связи с ней.

Но на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия человека и Природы выросли в глобальную экологическую проблему. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека.

Нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка; оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе.

В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.

Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.

Экологическое образование и воспитание - целенаправленный непрерывный процесс обучения и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью; единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Экологическое воспитание предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое образование и воспитание учащихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованной самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностямии в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на Природу, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится начальной школе.

Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде, к своему здоровью, к своей душе.

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

  • воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности; формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника.

В ходе работы над проектом надо решать следующие задачи:

  • формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека;
  • развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
  • формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  • формирование собственной я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья;
  • воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;
  • воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю, как к малой Родине;
  • способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре;
  • развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки.

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный этап – август 2017 г.
    • вовлечение заинтересованных лиц (учителя, дети, родители, общественность) в работу по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников;
    • подготовка нормативно-правовой базы, учебно-методического обеспечения.
    • реализация плана работы, проекта по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников;
    • вовлечение учащихся в практическую природоохранную деятельность;
    • внедрение новых форм и методов работы.
    • анализ деятельности по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников;
    • создание банка методических разработок по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников.

    Содержание проекта

    Экологическое образование и воспитание призвано решить одну из важнейших задач - заложить основу формирования личности с новым типом мышления и типом поведения – экологическим, т.е. формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среду обитания на первое место.

    Единственный и надёжный помощник – культура, нравственность, духовность. Вне духовного содержания любое дело – это полдела. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентированна на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание от общения с природой и людьми в качестве высшего счастья.

    • экология природы;
    • экология здоровья;
    • экология души.

    Экология природы

    Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней.Если ребёнок внимателен к окружающему миру природы, эмоционально реагирует на ситуации, связанные с ним, если у него есть интерес и желание участвовать в экологической деятельности, он умеет или пытается контролировать и оценивать своё поведение и поступки, чтобы не причинить вреда окружающим, - это и есть ростки личности будущего Гражданина, разумного хозяина своего города, страны, планеты.

    Природа – великий учитель!

    Основные направления работы:

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Участие в Недели экологии

    Выставка поделок из природного материала

    Экскурсия в Ерлинский парк - дендрарий

    Презентация «Природные явления

    Экскурсия в музей.

    Экология здоровья

    Для полноценного нравственно-экологического развития учащихся необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью, внутреннему состоянию, т.е. совершенствование своего “я”.

    В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
    Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Надо, чтобы уже с раннего возраста ребёнок учился любви к себе, к людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

    Основные направления работы:

    • организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
    • организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами;
    • организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
    • проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
    • проведение совместных спортивных мероприятий с родителями и детьми,
    • организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
    • организация и проведение уроков физкультуры (3 раза в неделю);
    • проведение физкутминуток в течение уроков.

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Участие в Малой школьной олимпиаде

    Участие в Днях здоровья

    Экскурсия на водоём.

    Экология души

    Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

    Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставить его задуматься, что можно сделать, что надо сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей и богаче.

    Основные направления работы:

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Экскурсия в художественную школу

    Организация самоуправления в классе

    Праздник вежливых ребят

    Азбука зрителя: поведение в театре.

    Этикет для малышей: правила поведения за столом.

    Этикет: правила поведения на улице

    Методы и методические приёмы работы над проектом

    Научить ребёнка любить природу - задача нелёгкая. Надо изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать всё вокруг, уметь любоваться красотой цветов, неба, облаками, наслаждаться пением птиц.

    Система работы по нравственно-экологическому воспитаню младших школьников осуществляется через использование активных методов и методических приёмов:

    Ожидаемый результат

    Читайте также: