За что был наказан колокол в 1510 году кратко

Обновлено: 03.07.2024

Прочитайте текст, ответьте на вопросы и сделайте задания.
В одной из легенд о происхождении известных валдайских колокольчиков говорится, что в 1510 г. по указу большого московского князя вечевой колокол был спущен с Троицкой звонницы. Палач молотом отбил у колокола его медные уши, сквозь которые продевались навесные канаты. Позже колокол скинули в заблаговременно выкопанную яму. На 3-ий день колокол погрузили в сани и повезли в Москву. На Валдае сани с колоколом встретили слуги большого князя московского и приказывали разбить его на куски и разбросать. По озари взошли эти куски медными всходами. И стали они именоваться валдайскими колокольчиками. nbsp;
1) Назовите имя столичного князя и город, в котором произошли обрисовываемые действия.
2) nbsp;Подчеркните в тексте подсказку к вашему ответу на вопрос 1.
3) За что был наказан колокол?
4) nbsp;Приведите название городка, в котором в XV в. колокол тоже был наказан. nbsp;
5) Подчеркните в тексте слово, указывающее на самоуправление в городке.

13 января 1510 года в Пскове по воле великого князя Московского Василия III был снят вечевой колокол. Со стороны великого князя это был шаг к укреплению российской государственности. Обвинив псковичей в чинении препятствий государеву наместнику, он пресёк внутренние псковские распри, повелев донести до граждан Псковской республики свою волю: "снять прочь вечевой колокол и более не быть вечам во Пскове; а быть во Пскове государеву наместнику". Посланник с княжеской волей прибыл в Псков 12 января 1510 года, 13 января колокол звонил в последний раз. Как отмечают историки, "Василий III без войны сумел подчинить древний Псков, который более шести веков, подобно Новгороду, сохранял свои гражданские уставы и вече". Псковская республика окончательно вошла в состав Московского государства.

Своё мнение по поводу этого эпохального исторического события высказал псковский писатель Александр Бологов.

Псков

Я думаю, человеку трудно оценить значение присоединения Пскова к Московскому княжеству в 1510 году. Даже многодумному, знающему, изучившему историю. Потому, что некоторые процессы в жизни происходят трансцендентные какие-то, не поддающиеся осмыслению. История сама как бы творит. Я вот с этой точки зрения всегда отношусь к этому факту консолидации русских княжеств и в частности присоединения Пскова, нашего любимого, к Москве. Иначе трудно себе представить, как бы развивалась история, ибо ни одно ни средневековое государство, ни послесредневековое: ни Швеция великая в своё время, ни Польша - громадное государство, ни Испания, ни Англия (Британия) не создали такие империи, которые бы консолидировались и выросли в могучее государство. И мы должны как богу молиться нашей истории, тем событиях, которые свершились.

Россию окружали воинственные племена и государства, особенно с запада. Пскову выпала участь отражать нападения, и он в этих битвах укреплялся. Росла и торговля, чтобы материальные ресурсы заиметь, чтобы купить оружие. И конечно вопрос был таков, что вынудило Псков укрепиться после распада Киевской Руси. Стали укрепляться наши княжества, но что они могли сделать поодиночке? И конечно же то, что свершил Василий III — он продолжил традиции Ивана Калиты — первого, по существу, московского князя, который группировал вокруг себя и объединял государства, чтобы стать сильным государством потому, что этот материк огромный, самый большой, требовал. История его, его физика требовала объединения людского, чтобы разрабатывать ресурсы внутренние, так я говорю условно.

Тем не менее, для псковичей это присоединение оказалось горьким. Конечно, Псков горевал. 300 семей, как говорят нам летописи, были перевезены. Как впрочем и всюду. И не только у Пскова, и такая же судьба по существу ожидала Новгород, и Смоленск позже, и Рязань, которую тот же Василий III присоединял к Москве. Но вот эта центростремительная сила, она объединяла, втягивала государства потому, что только Москва, которая в центре России находится, которая находится в очень удобном климате, далеко от врагов, от восточных, от западных орденов (Псков закалился в них только), и истории это было благо. Это был вызов истории слезам псковичей, которые, конечно, пострадали лично, 300 семей разрозненно переселены разом в Москву и другие города и княжества — это был плач великий, может и кровь здесь была, и сопротивления, но в основном сопротивлялись объединению не люди "молодшие", а бояре. Они знали что потеряют свою власть, что под руку попадут великому князю, их власть кончится по существу. Но Псков стал развиваться, промышленность стала развиваться, торговля стала развиваться.

После присоединения Псков приобрёл много и в плане духовного развития. Я думаю, когда происходит единение народа, консолидация, когда всякие течения, я уже не имею ввиду религиозный стержень один, но всякие течения общественные, течения мысли, культуры объединяются в одно - это только увеличивает потенциал роста народа: нравственного, культурного, хозяйственного. И, конечно, объединение это было великим благом (пусть историки на меня не обижаются) и неизбежным, главное. Центр страны притягивал все окраинные государства. После этого и Кострома, и Ярославль, и Рязань, и Тверь присоединились, а потом пошла и Сибирь. Надо сказать, что в средние века князья наши были настолько гениальны по сравнению со многими руководителями государства более позднего времени, что они делали то дело, которое им бог приказал делать и судьба. Это было не обосновано расчётами каких-то деятелей, это было обосновано историей. Иного пути у нас не было.

Из страниц истории известно, что к началу XVI века Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой и образовалось единое Русское государство. Новый великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками самостоятельности Пскова. В 1509 году в Псков был послан наместник — князь Иван Михайлович Репня-Оболенский. Он приехал тайно, не явился на вече и не принёс ему присяги. Новый наместник отказался признавать псковские законы, он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча, словом, вёл себя, как обычный городской наместник "государя всея Руси". Узнав, что великий князь в Новгороде, псковские бояре отправили туда своих послов с жалобами на нового наместника Репню-Оболенского. Репня в свою очередь поехал к Василию III жаловаться на псковичей. Когда наступил день 6 января 1510 года, псковских посадников и бояр пригласили в Кремль. Бояре Василия III объявили собравшимся в Грановитой палате посадникам великокняжескую волю. Великий князь требовал уничтожения псковского веча и должности посадников и распространения на Псковскую землю московской системы управления: "Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику". Это означало полную ликвидацию Псковской феодальной республики и присоединение Псковской земли к Москве. Через несколько дней из Новгорода приехал посол Василия III Третьяк Далматов. По случаю его прибытия было созвано вече, и Третьяк объявил собравшимся волю Василия III. Когда 13 января 1510 года на глазах всего псковского люда "спустиша колокол вечевой у святыя Троица", то начали собравшиеся, "на колокол смотря, плакати по своей старине и по своей воли…". Как свидетельствовал современник событий, автор знаменитой "Повести о псковском взятии", не плакали только младенцы, сосущие молоко. Так, совершенно бескровно, указом великого князя Московского Василия III пало вольное, шумное, свободолюбивое псковское вече — самый демократичный орган управления в средневековой Руси.

О предпосылках присоединения Псковской республики к Московскому княжеству рассуждает кандидат исторических наук Владимир Аракчеев.

Псков

Псков объединяла, и не только с Московским великим княжеством, но и с другими русскими землями целая система взаимоотношений, ведь Псков обладал такими же как восточно-русские земли языком. Он был включён с 1399 года в политическую систему великого княжения Владимирского, то есть, великий московский князь автоматически являлся псковским государем и присылал в Псков на княжение своего наместника. Из Москвы псковичи получали военную помощь в борьбе с Литвой, ливонским орденом, и наоборот, пытаясь захватить Новгород, московский князь опирался на помощь псковичей. Поэтому когда в публицистике слышишь размышления о том ,что вот азиатская монархия, азиатская деспотия московских князей сломала европейский по сути республиканский строй Пскова, возникает масса несоответствий реальных исторических фактов этим умозрительным представлениям.

Псков был типичным средневековым восточно-европейским государством своего времени. Ему были свойственны такие же достижения и такие же пороки как и другим государствам. В Пскове, несомненно, существовало вече и выборная система замещения государственных должностей. Но и преувеличивать демократизм этой системы тоже не следует. Псковские посадники были крупными землевладельцами. Занятие должности посадников было наследственным, а это значит, что ни один чёрный человек Пскова никогда не мог стать посадником, он, несомненно, мог занять другую должность, например, сотского гостевого или купеческого старосты, но должность посадника имела аристократический характер. И это, несмотря на то, что многие чёрные люди были крупными торговцами и обладали землями, были частными владельцами земли. Потому что в Псковской республике существовала система близкая к тому, что мы называем частной собственностью на землю.

Включение Пскова в Московское государство: было оно взятием или присоединением? Видите ли, ни тот, ни другой термин не точны. Потому что слово взятие было использовано летописцами в первой половине XVI века для того, чтобы подчеркнуть насильственный характер инкорпорации — включения Пскова в состав единого государство. Слово присоединение тоже не совсем точно. Ведь когда мы говорим "присоединение", то мы подразумеваем присоединение части или какого элемента к уже существующему целому, но дело в том ,что в момент присоединения Пскова к Москве русское государство ещё создавалось, значит, правильнее говорить о вхождении Пскова в состав единого русского государства. Конечно, правящая элита Пскова и наверняка многие чёрные люди не были энтузиастами объединения с Москвой. И великому князю Василию пришлось для включения Пскова в своё государство применять войска. К Пскову была подтянута крупная армия. По отзыву немецких купцов - самая крупная, которую они когда-либо видели на северо-западе, но в то же время следует подчеркнуть, что захвата Пскова военным путём не было. Псковичи добровольно сложили оружие и не стали ставить щит против государя.

История до нас доносит сведения о том, что псковичи провожали вечевой колокол плачем. То, что этот колокол рассыпался на множество колокольчиков Валдая - это не более чем красивая легенда, придуманная краеведами в XIX веке. На самом деле вечевой колокол был свезён в Москву либо использован в качестве обычного колокола, либо был переплавлен. Но дело не в колоколе. Колокол — это всего лишь символ республиканского строя Пскова. Нужно иметь ввиду что включение Пскова в Московское государство было абсолютно бескровным. Из Пскова была депортировано 300 семей. Это были посадники, это были, видимо, наиболее знатные и богатые из купцов. Но этим репрессии псковичей в 1510 году ограничились. Разумеется, осуществляя депортацию, Василий преследовал одну цель — не допустить создания здесь условий для возникновения какой-либо оппозиции. В то же время не следует думать, что в Европе вольные города, подобные Пскову, входили в состав королевств совершенно добровольно или наоборот, что вообще города захватывались бескровно.

Когда датский король Кристьерн второй вступил в 1520 году в Стокгольм, спустя 10 лет после псковского взятия, он казнил в городе более 100 человек, среди которых были епископы, бургомистры, причём трупы казнённых в течение трёх дней лежали на городской площади. Это была знаменитая Стокгольмская кровавая баня, которая хорошо известна всем специалистам по истории западной Европы. Вот на этом примере, по-моему, очень хорошо видно, что методы Великого Московского князя Василия по присоединению Пскова были жёсткими, но отнюдь не страдали параксизмами жестокости, не были чрезмерно жестокими.

Псков был присоединён к Московскому государству одним из последних. Одна из причин состояла в том, что Псков находился на периферии, это была окраинная земля, а вторая причина состояла в том, что Псков был верным союзником Москвы на протяжении десятилетий. Псковичи 111 лет фактически были вассалами великого московского княжения. На псковской печати - официальном символе государственности — значилась надпись "Печать псковская вотчины великого князя московского". Для того чтобы назвать республику вотчиной суверенного правителя-монарха необходимо было обладать особым мировосприятием, которое, конечно, не укладывается в нашем современном представлении о демократии. Но титулование Пскова как вотчины — это еще не всё: псковичи не только словом, своей символикой но и делом доказывали свой союз с Москвой. Во второй половине XV века сначала Василий II - московский князь, потом Иван III осуществили в общей сложности три крупных похода на Новгород. В 1456, 1471 и 1477 годах, и трижды псковичи оказывали военную помощь великому князю, причём во время похода 71 года новгородцы умоляли псковичей оказать им союзническую помощь, но псковичи отправили 10-тысячное войско разорять новгородский пригород Вышегород — это на территории нынешнего Дедовичского района. Отношения Пскова с Новгородом в XV веке были очень сложными. Несмотря на то, что развод между ним был осуществлён очень цивилизованно. Псков, в общем-то, получил без какого-то сопротивления Новгорода. Новгородцы периодически конфликтовали с Псковом, и даже существует версия, что оживлённое крепостное строительство на рубеже XIV-XV веков было ничем иным как попыткой защититься от Новгорода, а не от ливонского ордена. Эту версию выдвинул известный московский архитектор-реставратор Геннадий Макеев.

То, что потерял Псков в результате включения в состав единого государства это очевидно — это самоуправление, причём даже не самоуправление, а республиканские институты власти — это вече, это институт посадников. Самоуправление Псков впоследствии получил в середине XVI века по земской реформе Ивана Грозного, но вот республиканские институты были утрачены. Но опять-таки, утрачены они были небезвозвратно. Например, ряд статей из свода законов древнего Пскова - Псковской Судной грамоты — вошёл в состав судебника 1497 года, а это значит, что между законодательством республиканского Пскова и монархической Москвы не было непреодолимых противоречий, поскольку это была правовая система, сформировавшаяся на территории уже создававшегося русского государства. Приобрёл, очевидно, защиту от посягательств извне. Потому, что в конце XV начале XVI века Псков дважды подвергался опустошающим нападениям ливонского ордена. Первый раз ливонские рыцари захватили уничтожили Кобылий городок, который с тех пор стал называться Кобыльим городищем — недалеко от места Ледового побоища. Второй раз в 1501 году немцы захватили и разрушили Остров - один из важнейших пригорода Пскова. И поэтому, конечно же, для псковичей очень остро стоял вопрос защиты своей границы с запада и с юга - со стороны Литвы. Эту защиту Псков получил. Кроме того, не следует забывать, что Псков и другие русские земли, в том числе Москву объединял единый язык и одна вера, поэтому литература, создававшаяся в Пскове, можно сказать, получила новый импульс для своего развития.

И глубоко символичен тот факт, что спустя полтора-два года после присоединения, именно в псковском Елеазаровом монастыре создаёт свои знаменитые публицистические послания Филофей. В них он ставит очень важные вопросы нравственного самосовершенствования общества и провозглашает Москву Третьим Римом.

Беседовала Любовь Кузнецова,

специально для Псковского агентства информации.

Трагический конец вольного Новгорода поразил воображение русского народа, породив много устных преданий и среди них легенду о вечевом колоколе. Легенда гласит, что по приказу московского великого князя колокол был погружен на особые сани повышенной грузоподъемности и отправлен в Москву. Возле Валдая сани опрокинулись, колокол упал и разбился на мелкие куски. Осколки подобрали валдайские мастера и отлили из них множество поддужных колокольчиков.

Вот так звучит эта легенда в поэтическом пересказе писателя Юрия Вронского:

Повелел Иван Васильевич,

Князь Московский и всея Руси,

Снять священный древний колокол

Как снимать его явилися,

Сам собою зазвонил он вдруг

Звоном отроду неслыханным.

То не звон был, а рыдание,

Помни, мол, о древней вольности,

Господин Великий Новгород.

Вырывали тут язык ему,

Самого на сани ставили

И везли немого, пленного,

Навсегда в чужую сторону…

Только колоколу гордому

Крепко, видно, не хотелося

В плен московский на позорище.

По холмам валдайским едучи,

Выбрал пленник ночь метельную,

Соскользнул с саней украдкою,

Покатился вниз по горочке,

Покатился — да и был таков!

Полетел с обрыва кубарем,

О валун внизу ударился

И на тысячу осколочков

Раскололся вольный колокол…

А случилось чудо чудное,

Приключилось диво дивное:

Не погиб священный колокол,

Все его осколки звонкие

Превратились в знаменитые

Говорят, они когда-нибудь

Вновь сольются в вольный колокол,

И над Новгородом сызнова

Поплывет его свободный звон.

А до той поры звенеть ему

Горевать о вольной волюшке

И тревожить сердце русское…

Какова же была действительная судьба вечевого колокола?

В январе 1478 года Ярославов двор был освобожден от находившихся там вечевых учреждений. 8 февраля великий князь повелел снять вечевой колокол и увезти в Москву. Летописец пишет, что, прощаясь с колоколом, все новгородцы от мала до велика плакали как по покойнику.

По свидетельству Карамзина, привезенный в Москву вечевой колокол был повешен на колокольне Успенского собора. Однако историк М. Полянский утверждает, что новгородский вечник два столетия служил всполошным колоколом у Спасских ворот Кремля. Известен эпизод, когда в 1681 году царь Федор Алексеевич был напуган внезапным звоном этого колокола и приказал дослать его в Карельский монастырь недалеко от Архангельска. По другой версии колокол никуда не увезли, он разбился во время пожара в 1713 году. По повелению Петра I разбившийся колокол был отлит заново и помещен в Московской Оружейной палате, где находится до сих пор. Во время нашествия Наполеона колокол вывозили из Москвы, а затем снова вернули в Оружейную палату. В 1917 году Новгородская городская управа сделала запрос о судьбе вечевого колокола в надежде получить его обратно, но в это время в стране началась революция…


Вывоз новгородского вечевого колокола в Москву в 1478 г. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI в.

Что же касается валдайских колокольчиков, то о них можно многое узнать, посетив замечательный музей колоколов в Валдае. Ямщицкий колокольчик был чисто русским изобретением, выполнявшим сразу несколько функций: сигнального оповещения, музыкального инструмента и своего рода дирижера, задававшего ритм движения лошадям. По своей форме колокольчик напоминает женщину, одетую в сарафан.

Валдайские колокольчики пользовались на Руси огромным спросом, хотя и стоили недешево. Легенда о вечевом колоколе служила им лучшей рекламой.

Легенда

Легенда

Легенда

Легенда

Легенда

39. Что было написано на колоколе у входа в Архангельский Собор Кремля?

39. Что было написано на колоколе у входа в Архангельский Собор Кремля? Перед Архангельским собором Московского Кремля, справа от западного, главного входа, на чуть приподнятой над уровнем земли бетонной площадке, стоят два колокола. Один из них — небольшой, привезенный

Легенда

7.3. Что было написано на колоколе, стоящем у входа в Архангельский собор Московского Кремля?

7.3. Что было написано на колоколе, стоящем у входа в Архангельский собор Московского Кремля? Перед Архангельским собором Московского Кремля, справа от центрального входа в собор, на бетонной площадке, окружающей собор, чуть выше уровня земли, стоят два колокола, рис. 7.23.

7.4. Как писали на Руси до XVII века Надпись на колоколе из подмосковного Звенигорода

7.4. Как писали на Руси до XVII века Надпись на колоколе из подмосковного Звенигорода Читатель, воспитанный на скалигеровской истории, наверняка думает, что русская письменность до XVII века была обычной, хорошо знакомой нам кириллической письменностью. Может быть, с

Легенда

Легенда О Кыз-кермене и Тепе-кермене существует легенда. Согласно ей, Кыз-кермен был некогда хорошо укрепленным торговым городом. Правил им князь, которому во всем помогала красавица дочь. А князь и дружина соседнего Тепе-кермена непрестанно чинили обиду городу, грабя

Калязин — история о большом колоколе

Калязин — история о большом колоколе Большинство трагедий, происходящих в нашей реальности, плоскости и времени как пугают, так и очаровываю до безумия. Как правило, многие считают, что большинство легенд, мифов или баллад являются всего лишь вымыслом. Люди больше

Легенда

Легенда Скоропостижная смерть королевы всколыхнула всю Пруссию. Фридрих Вильгельм погрузился в скорбь и смятение. Король только что потерял любовь всей своей жизни, которая к тому же давала ему ценные советы. Потерянный, он передал управление делами канцлеру

13 января 1510 года в Пскове по воле великого князя Московского Василия III был снят вечевой колокол. Со стороны князя это был шаг к укреплению российской государственности.

Как указано в летописях, в 1509 году Москва прислала в Псков нового наместника – князя Ивана Михайловича Репню-Оболенского, который отказался признавать псковские законы и сам судил псковичей без участия представителей веча.

Псковские бояре отправили послов к Василию III с жалобами на нового наместника Репню-Оболенского. 6 января 1510 года псковских посадников и бояр пригласили в Кремль, где им объявили великокняжескую волю: великий князь требовал уничтожения псковского веча и должности посадников и распространения на Псковскую землю московской системы управления:

Посланник с княжеской волей прибыл в Псков 12 января 1510 года, 13 января колокол звонил в последний раз.

«Думать псковичам было нечего; день прошел в плаче, рыданиях, стонах; бросались друг к другу на шею и обливались слезами. Задержанные в Новгороде посадники и бояре писали к ним, что дали Василию крепкое слово своими душами за себя и за всех псковичей исполнить государево приказание; писали, что общая гибель будет следствием сопротивления великому князю, у которого многочисленное войско. На рассвете другого дня позвонили к вечу; Третьяк приехал, и псковичи сказали ему:

"В летописях наших написано, с прадедами, дедами и с отцом великого князя крестное целование положено, что нам, псковичам, от государя своего, великого князя, кто бы ни был на Москве, не отойти ни в Литву, ни к немцам; отойдем в Литву или к немцам или станем жить сами собою без государя, то на нас гнев божий, голод, огонь, потоп и нашествие поганых; на государе великом князе тот же обет, какой и на нас, если не станет нас держать в старине; а теперь бог волен да государь в своей отчине, городе Пскове, и в нас, и в колоколе нашем, а мы прежней присяге своей не хотим изменять и на себя кровопролитие принимать, мы на государя рук поднять и в городе запереться не хотим; а хочет государь наш, князь великий, помолиться живоначальной Троице и побывать в своей отчине, во Пскове, то мы своему государю рады всем сердцем, что не погубил нас до конца”.

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 5, глава 1. М.: Мысль, 1989. С.229.


В результате включения в состав единого государства Псков потерял республиканские институты власти – вече, институт посадников. Впоследствии в середине XVI века по земской реформе Ивана Грозного Псков получил самоуправление. Кроме того, ряд статей из свода законов древнего Пскова – Псковской Судной грамоты – вошёл в состав Судебника 1497 года: между законодательством республиканского Пскова и монархической Москвы не было непреодолимых противоречий, поскольку это была правовая система, сформировавшаяся на территории уже создававшегося русского государства. Для Пскова очень остро стоял вопрос защиты границ с запада и с юга – со стороны Литвы. В конце XV и в начале XVI века псковские земли дважды подвергались опустошающим нападениям ливонского ордена. В результате присоединения псковских земель к Московскому княжеству Псков приобрел защиту от посягательств извне, что имело важное значение.

Читайте также: