Как преодолеть школьные трудности родительское собрание

Обновлено: 02.07.2024

Форма проведения: информационный лекторий с элементами практикума.

Задачи собрания:

1. Формировать у родителей представление о роли и путях преемственности между начальным и средним звеньями школьного обучения, о посильной помощи детям в адаптации к новым условиям.

2. Познакомить родителей с возрастными психологическими особенностями пятиклассников.

3. Провести анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднюю школу.

Ход собрания

Размещение родителей в классе происходит по группам. Вариант формирования групп: родители получают при входе карточку с изображением какого-либо предмета, смайлика или просто цветную карточку и садятся за стол, где есть такое же изображение.

Организационный этап

На доске изображена радуга, каждый цвет дуги выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек.

Красный — радость, восторг от того, что ваш ребенок учится в данном классе, школе.

Зеленый — спокойствие за будущее вашего ребенка.

Синий — тревога, озабоченность, растерянность.

Черный — страх, ожидание беды, беспокойство.

Родители называют чувства, которые их переполняют. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях.

Теоретическая часть

Выступление классного руководителя:

По мнению психологов, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень рассеяны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогом, какие требования обязательны для выполнения, а какие — нет.

Давайте рассмотрим те проблемы, с которыми сталкиваются ребята при переходе в 5-й класс.

Проблема 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы. Кроме этого ребенок должен привыкнуть к новой школьной обстановке, сменив уют своей родной классной комнаты на необходимость постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет. За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.

Проблема 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей- предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики — карандашом, и т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих рассогласованностей. Эти мелочи, которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности — а значит, учится взрослой жизни, где многотребовательность — норма вещей. Во- вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Проблема 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому — чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в 5-й класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей.

Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Чаще спрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. По возможности, помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Что же делать? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяют при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали — все это поможет разбору и усвоению материала. Или обратитесь за этой помощью к школьным психологам.

Сложность этого периода заключается не только в изменении условий, связанных с учебной деятельностью, но и с переходом ребенка на новую ступень психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по- новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не принял себя и не полюбил.

И все же новый коллектив требует напряжения: нужно опять преподнести себя и найти свое место в нем. А если есть какие- то физические или психологические особенности у ребенка, он может получить душевную травму лишь только потому, что. рыжий или слишком худой. И даже если в предыдущем коллективе это тоже имело какой-то негативный оттенок, ребенок уже научился с этим бороться и защищаться.

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения. Ее успешность зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни можно выделить следующие:

■ возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают;

■ увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома;

■ новые требования по оформлению работ;

■ необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Свидетельствовать о трудностях адаптации могут следующие признаки:

■ усталый внешний вид школьника;

■ нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;

■ стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;

■ нежелание выполнять домашние задания;

■ негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;

■ жалобы на события, связанные со школой;

■ трудности утреннего пробуждения, вялость;

■ постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Таким образом, наша с вами единая задача — создать условия для успешной учебы детей в 5-м классе. Самое главное — помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Сколько же длится адаптация к 5-му классу?

В среднем — 1-2 месяца. Обычно к началу осенних каникул ребенок уже входит в нормальный рабочий режим: хорошо себя чувствует, достаточно легко встает утром и без проблем засыпает, активен и жизнерадостен в течение дня. Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела. Ребенок делится своими переживаниями, и вам известно, какие учебные предметы ему нравятся, а какие вызывают трудности.

К переходу в 5-й класс необходимо готовиться уже в 4-м классе: учителя, которые будут преподавать в этом классе, знакомятся с детьми, присутствуют на уроках, проводят свои фрагменты уроков, получают характеристику на каждого ребенка и рекомендации классного руководителя (совместно со школьным психологом) по работе и подходам к каждому.

Каждой группе предлагается ситуация, которую они должны откомментировать и ответить на поставленные вопросы.

Ситуация 1

Родители записали пятиклассника с первых дней учебы дополнительно в кружок рисования, спортивную секцию и на занятия с репетитором. Затем стали замечать, что ребенок стал рассеянным, вялым, потерял интерес к учебе и занятиям и творчеством, и спортом. Но продолжали через силу заставлять ребенка заниматься рисованием и спортом. Правы ли родители? А как поступили бы вы?

— В 5-м классе происходит изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки. Перебарщивание с дополнительной нагрузкой может отрицательно сказаться на желании учиться, а также повлиять на его психофизиологическое самочувствие. Необходимо введение в рацион питания больше витаминов, процедур закаливания, максимальное развитие двигательной активности. В занятиях, увлечениях надо прислушиваться к мнению ребенка: пятиклассник хочет выбирать сам, что ему интересно, чем заниматься.

Ситуация 2

Ученица 5-го класса, будучи отличницей в начальной школе, показывает маме в дневнике тройку по самостоятельной работе. Мама ругает девочку и очень переживает за ее успехи. Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации?

— Конечно же, маму очень интересуют успехи дочери. Но частое непонимание, непринятие родителями своего ребенка из-за неудач, с которыми он столкнулся, может привести к тому, что мир взрослых в целом и школа как часть его могут стать для ребенка враждебными, опасными. А это, как правило, приводит, с одной стороны, к утрате доверия между взрослыми и детьми, а с другой — является источником невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств.

Ситуация 3

Ребенок стал часто приглашать домой своих друзей, одноклассников, много времени общается вне школы. По мнению родителей, это стало отрицательно сказываться на учебе. Родители категорично заявили ребенку о том, что сначала учеба, а потом друзья. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?

— В подростковом возрасте и в период обучения в среднем звене важным для ребенка становится общение с друзьями, учебная деятельность отступает на задний план, здесь очень важно знакомство родителей с друзьями и одноклассниками.

Ситуация 4

Родители не узнают своего ребенка: появилось упрямство, негативизм, безразличие к оценке успехов. В качестве воспитания используют физические меры наказания, ругают в присутствии других людей, лишают ребенка удовольствий. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?

— Особенности развития ребенка с 11-летнего возраста проявляются в трудностях в отношениях со взрослыми, и здесь не допустимы физическое и психическое давление на ребенка. Сравнивая себя со взрослыми, младший подросток приходит к заключению, что между ним и взрослыми никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, осознает, что так же обладает правами. Но при всей кажущейся взрослости ребенок имеет огромную потребность в признании его взрослости окружающими.

Ситуация 5

Родители заметили, что ребенок стал скрытным, замкнутым, неохотно делится впечатлениями о делах в школе, у него появились секреты. Родители не знают, как быть в этой ситуации. А как поступили бы вы?

— Вступая в младший подростковый возраст, дети больше начинают ориентироваться на себя, свой внутренний мир, свои фантазии, многие начинают вести дневник, и степенью доверия ко взрослым определяется степень откровенности ребенка.

Подведение итогов. Рефлексия

Дорогие родители, сегодня вы получили представление о трудностях, с которыми сталкиваются дети при переходе в 5-й класс, почувствовали проблемы школьников.

Вы осознали, что переход в 5-й класс — это новый этап в жизни ребенка, и от того, насколько будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность и адаптации к среднему звену, и всей последующей школьной жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям принять и понять новую систему требований, наладить отношения с педагогами, найти свое место в школьном коллективе. Поверьте, это возможно. Ваши дети будут приносить вам только радость и непременно стремиться к лучшему.

В заключение нашего собрания предлагаю вам один притчу.

Осознание родителями важности развития познавательной сферы младших школьников.

Задачи:

Обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины;

Познакомить с результатами анкетирования;

Подготовка к собранию:

План собрания

Слово классному руководителю.

Анализ детских анкет (обращение к мультимедиа презентации).

ХОД СОБРАНИЯ

Друзья, мы очень рады видеть Вас

В этот день и в этот час!

Вы детей не подвели,

На собрание пришли.

При индивидуальном общении с родителями учеников выяснилось, что часть детей испытывают затруднения при выполнении домашнего задания

Возникает вопрос, отчего это происходит, с чем это связано.Почему другие дети с этими же заданиями не испытывают трудности и дефицита времени?

Данная проблема натолкнула на то, чтобы спланировать и провести родительское собрание на тему “Как преодолеть школьные трудности ”.

Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребёнка свои. Выявление этих причин – дело трудоёмкое и кропотливое, но если действительно есть желание помочь ребёнку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость, сделать его учение не “мучением”, а радостью, подготовить ребёнка к успешной деятельности на следующей ступени образования, - следует установить реальные причины, которые вызывают те или другие затруднения, мешающие ребёнку хорошо учиться.

Вот сегодня мы и попробуем определить эти причины.

Была проведена анкета. (анализ анкет)

Основные трудности в учёбе ваших детей. Как их объясняют психологи.

-. Не могут подобрать проверочных слов в упражнении на правописании проверяемых безударных гласных в корне слова.

Психолог. На психологическом языке эта проблема может звучать так: у ребёнка низкий уровень развития произвольности, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), недостаточный словарный запас школьника.

-Пропускают буквы в письменных работах.

Психолог. Возможные психологические причины: низкий уровень развития фонематического слуха; слабая концентрация внимания; несформированность приёмов самоконтроля.

-Испытывают трудность в решении задачи разными способами.

Психолог. Низкий уровень развития общего интеллекта; низкий уровень развития образного мышления.

-. Испытывают затруднения при пересказывании текста.

Психолог. Причинами слабое развитие логического запоминания; низкий уровень речевого развития.

Не понимают задания.

Психолог. Возможно у вашего ребёнка слабая концентрация внимания.

-. Допускают ошибки при сложении, умножении …

Психолог. Такая проблема может возникнуть, если у школьника низкий уровень развития механической памяти, а также низкий уровень развития долговременной памяти; слабая концентрация внимания; низкий уровень развития произвольности; несформированность приёмов учебной деятельности.

Как разобраться во всех школьных проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту. Еще сложнее — учителю. Часто не хватает терпения и понимания родителям. Но больше всего страдает от них ребенок.Обучение-это процесс,в котором взаимодействуют родители,ученики и учителя слайд 2

Поэтому постараемся вместе с вами ответить на вопросы:

-Почему дети плохо учатся? Почему получают плохие отметки? Слайд 3

Как изменить ситуацию ? Как им помочь?

В чем причина снижения качества знаний?

Как повысить качество знаний?

Проблемы в учебе – заботы родителей.Одна из проблем-это выполнение слайд 4

Рассмотрим несколько примеров

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, учителя спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

А вот ещё пример работы выполнения домашнего задания: “Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса”.

Но ведь во 3-м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора-двух часов.

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. сидит за столом, значит работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…

Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

На раскачку ушло 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

дважды встал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать. Не началась ли программа мультфильмов;

дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.

ВЫВОД- Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: “Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!” Другие ласково спрашивают: “Ну, что нам сегодня задали?” – и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

Задача родителей правильно помочь ребёнку.

Для чего оно необходимо домашнее задание? Слайд 5

Мы провели анкету, цель которой –выяснить как ваш ребёнок выполняет д.з., с какими встречается трудностями. кто помогает ему их преодолевать(анализ анкет). Слайд 6

Всвязи с полученными результатами хотелось бы дать родителям несколько советов.слайды7-10

У маленького школьника должна быть выработана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков.

Привычка заниматься и заниматься добросовестно

Уроки должны быть сделаны всегда.

Уроки должны быть сделаны всегда.

Не маловажную роль в жизни ребёнка и в его успешном обучении играет и режим дня.

На выполнение домашнего задания отводится определенное количество времени.

В котором часу ты встаёшь утром?

Сколько времени отдыхаешь?

В котором часу начинаешь делать уроки?

В котором часу ложишься спать?

Результаты анкеты показали,что дети не всегда выполняют режим дня.Нет определённого времени для уроков,отдыха.

-А режим дня играет большую роль в организации учебного труда школьника. Специальные исследования показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе.

На столе все должно находиться на своих местах. Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос.

Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий ребенку следует сделать перерыв, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились? Слайд 12-14

1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.

Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком.

3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах.

Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими

6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. Выполняйте домашние задания вместе с ребёнком, а не вместо него.Работайте спокойно, без упреков и порицаний. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной она должна быть систематической.

8. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.

Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.

10. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.

. Помогите ребёнку правильно организовать учебный труд как собственный стимул ребенка к тому, чтобы побыстрее закончить приготовление уроков. . И не верно поступают те родители.которые лишают ребёнка возможности заниматься в кружках,мотивируя это тем,что он не успевает делать уроки.Более того, известно, что дети, с удовольствием посещающие кружки по собственному (!) выбору, всегда успевают лучше, чем дети с таким же уровнем учебных способностей, никаких кружков не посещающие и все свое время посвящающие приготовлению уроков. И навык этот закладывается именно в начальной, а не в средней, как думают некоторые родители, школе У ребёнка будет четкая, понятная ему самому цель - вовремя пойти на футбол, и ради этой цели его слабенькие возможности воли и концентрации внимания будут работать в полную силу. Нужно вовлекать детей виды учебной деятельности (об олимпиадах) слайд17-21

10. Своевременность и правильность принятых решений значительно повышает шансы на успех.

Чтобы действительно на деле,а не на словах помочь своему ребёнку преодолеть школьные трудности, родителям для начала надо сделать одно, трудное, но и возможное, суметь вылезти из своей взрослой скорлупы: посмотреть на себя глазами ребёнка. Это поможет ему, безусловно. А, может, и вашу жизнь изменит к лучшему?

Тест «Какой вы родитель? Слайд 22-23

– Антон Семёнович, помогите: мальчик совершенно не слушается и не желает ходить в школу.

– А сколько лет вашему мальчику?

– Тогда извините – вы опоздали на 15 лет!

Только совместными усилиями семьи,школы и родителей можно достичь успех.

Приветствие от президента.

Зная Вашу ответственность в деле воспитания будущих граждан нашей великой России, разрешите поприветствовать, пожелать Вам увеличения заработной платы и сокращения рабочего дня до трех часов, чтобы остальное продуктивное время Вы посвящали вашим детям. Здоровья и терпенья Вам, чтобы дожить до этого светлого времени.

Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей обучения в начальной школе.

  1. Познакомить родителей с трудностями обучения в начальной школе.
  2. Рассмотреть вопрос о школьных трудностях гиперактивных, медлительных и леворуких детей.
  3. Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.

Форма проведения: лекторий для родителей.

Ход собрания

Причины школьных трудностей.

Особенности обучения в современной школе связаны с всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, и очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

Многих сегодня волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать предпосылки для оптимального развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения чтению, письму, математике, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения.

Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления.

Как правило, в первые месяцы обучения поведение и самочувствие детей меняются. Некоторые становятся беспокойными или, наоборот, вялыми, раздражительными, плохо едят, с трудом засыпают. Но проходит один-два месяца и у большинства детей самочувствие улучшается. Ребята становятся спокойными и дисциплинированными. Большая часть из них успешно усваивают программу. Но так благополучно бывает не всегда. Некоторые очень быстро устают и становится ясно, что не всем детям учёба по силам. Появляются слабоуспевающие ученики. Многие часто болеют, пропускают занятия и в результате отстают.

Школьные трудности гиперактивных детей.

Трудности обучения наиболее часто отмечаются у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие.

Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении и математике. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.

Во-первых, стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.

Во-вторых, необходимо научиться общаться со своим непоседой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям при выполнении домашних заданий. Рассмотрим некоторые рекомендации:

  • Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость.

В-третьях, постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:

Школьные трудности медлительных детей.

Теперь поговорим о другой категории детей, у которых тоже часто отмечаются трудности обучения - это медлительные дети. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе. Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть

Можно ли заставить ребенка работать быстрее?

При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку в школе и дома, которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми:

Школьные трудности леворуких детей.

Ещё одна группа детей, вызывающая большую тревогу у родителей – леворукие дети. Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой. Леворукие дети (как и праворукие) – разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, по своим способностям, интересам и проблемам. Леворукость не является маркером ни каких-то особых способностей, ни свойственных только леворуким проблем. В отношении к леворуким и леворукости существуют две противоположные точки зрения: негативная (леворукость – отклонение, у всех леворуких есть нарушения) и позитивно-восторженная (все леворукие гениальны). И первая, и вторая точки зрения далеки от реальности. Среди леворуких людей есть очень успешные, талантливые и даже гениальные (именно о них идет речь, когда вспоминают о Леонардо и Юлии Цезаре, о Наполеоне и Чаплине и многих других), но есть тысячи безвестных неудачников и просто больных людей. Леворукие – не однородная группа, и это связано, прежде всего, с тем, что происхождение леворукости может быть разным.

Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и компенсаторную (или патологическую) леворукость.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И, тем не менее, до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств.

Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть.

Родителям и педагогу стоит очень внимательно проанализировать историю развития ребенка, использовать специальную методику для определения ведущей руки, чтобы уметь прогнозировать проблемы ребенка, а не пытаться их решить через несколько лет трудностей обучения и неудач.

Среди леворуких довольно много детей со школьными проблемами, однако это не дает основание делать выводы о том, что именно леворукость является их причиной. Еще раз подчеркнем – леворукость в таких случаях скорее сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.

В чём причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих поблеем? Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки. В результате формируется очень напряженный и очень медленный способ письма с неровными, неправильными буквами, больше похожими на каракули. Из-за постоянного напряжения и невозможности успеть за темпом работы в классе накапливаются и другие проблемы. К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, недописывания, а осложняет ситуацию волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам. Естественно, это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания. А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).

Итак, леворукость ни при чем, точно такие же проблемы могли бы при тех же условиях возникнуть и у праворукого ребенка. Ребенок чувствует себя ущербным и это тоже усугубляет проблемы.

Что делать? Как помочь ребёнку?

Советы родителям леворуких детей.

  1. Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
  2. Следует помнить, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
  3. Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
  4. Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.
  5. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий леворукими детьми.

  1. Научите ребёнка садиться за уроки самостоятельно и оказывать ему помощь только тогда, когда он в ней нуждается.
  2. Лучшее время для приготовления уроков 15-16 часов, через каждые 15-20 минут работы необходимо делать 10-15 минутный перерыв, который ребёнок может использовать по своему усмотрению.
  3. Дать возможность ребёнку самому выбрать, что он будет делать вначале, вы можете посоветовать или порекомендовать, но ни в коем случае не требовать.
  4. Следить, чтобы ребёнок правильно держал ручку, и обеспечить хорошую освещённость правой стороны стола.
  5. Приготовление домашнего задания не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Надо помнить, что леворукий ребёнок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения.

Работа по организации помощи при трудностях в обучении.

Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:

Примерно раз в неделю (в 10 дней) родители должны встречаться с учителем и обсуждать тактику работы на следующий период.

Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, из-за болезни или после нее). Отсутствие психологических трудностей влияния большого коллектива, регламентированного режима, значительных статических нагрузок, то есть всего комплекса школьных нагрузок, позволяет с большой пользой использовать довольно короткое время лишь для учебных занятий, а индивидуальная работа дает возможность учесть все особенности ребенка.

Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекомендуется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические расстройства).

Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения в начальной школе – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям.

Успех этой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.

серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей.

Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит

научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому

можно, н о г лавное, ч тобы д ети п ришли в ш колу с ж еланием и умением

учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.

В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях

первоклассников и способах их коррекции.

Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную

жизнь. Следует о тметить, ч то, п ожалуй, в ж изни р ебенка н ет б ольше н и

одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как

при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом

школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть,

даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало

школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с

резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

• к новому взрослому, к коллективу;

• к новым требованиям;

• к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к

школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть

нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет

адаптироваться. Но для некоторых детей оказываются школьные требования

слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к

школе может быть травмирующим. Если родители ребенка до 6 -7 - летнего

возраста не так часто обращают внимание на умственное развитие малыша,

не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми

и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться, не обучают

ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям

с первого раза, тогда у детей оказываются не сформированы важные

компоненты школьной готовности.

Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к

школе, т. е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он

оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого

компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их

“примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже

сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной

• наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о

предметах окружающей действительности;

• развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления,

восприятия, воображения, речи и др.);

• сформированность предметно-специфических знаний, необходимых

для школьного обучения (математические представления, речевая

подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но

недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному

обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими

трудностями в поведении и общении.

В эмоциональном плане готовность к школе определяется не только

уровнем развития интеллекта. В практике каждого учителя имеется

достаточно много примеров, когда в класс приходят хорошо читающие и

считающие дети, но проходит полгода - и их "обгоняют" т е, кто не умел ни

читать, ни считать. Это происходит из-за того, что такие дети часто не

могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не

подкрепляет их работу похвалой, т. е. не работает с ним "один на

один". Поэтому важен не только объём тех знаний, которые имеет

ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткости

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением

определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества

импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения,

а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно

длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у ребенка формировалось

такое качество, как произвольность, т. е. уменьшается количество

импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал, или не подумал

вообще) и возникает способность выполнять длительное время не очень

интересное задание. К началу обучения дети должны ориентироваться на

также подразумевает способность ребёнка справляться со своими

Не менее всего важна и социальная зрелость. Умение и желание общаться с

взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок

должен понимать, что с взрослыми в школе и в д ругих м естах н ужно в ести

себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать

достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит

или играет с д етьми, т о и м в сё равно н е с ледует в ыходить з а р амки своей

роли ученика. У ребенка должно быть желание учиться в школе. Ваши дети

сейчас хотят идти в школу. А почему? При этом предполагается, что ваш сын

или д очь х отят и дти в ш колу н е п отому, ч то т ам учится с тарший б рат и ли

сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем,

хотя в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в

том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его

желанием п ойти в ш колу с тоит, в о-первых, стремление получить новые

знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной

деятельности. Если вы сомневаетесь, готов ли ваш ребенок к школе, нужно

ли в этом году отправлять его в первый класс (даже если подходит по

возрасту, можно обратиться к специалистам, которые с помощью тестов и

методик проверят готовность ваших детей к школьному обучению.

Ребенок считается неготовым к школе, если он:

•Настроен исключительно на игру;

• чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

• не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

• м ало з нает об окружающем м ире, н е м ожет с равнить п редметы, н е м ожет

назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др. ;

• имеет серьезные нарушения речевого развития;

• не умеет общаться со сверстниками;

• не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к

1. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней

будет интересно учиться?

2. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом,

требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать

3. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не

4. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из

5. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

6. Умеет ли он изменять существительные по числам?

7. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми

8. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

9. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление

10. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

11. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

12. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например,

13. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

14. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

15. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом

16. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать

17. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти

в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и

возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а

содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам

точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять

больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего

Если у вас высокие баллы, то это хорошо, но если низкие не стоит

отчаиваться. У вас есть еще 3 месяца, что бы помочь вашему ребенку

подготовится к школе. Вот несколько практических рекомендаций как это

можно сделать. Этими рекомендациями так же могут воспользоваться и

родители, которые по тесту набрали высокие баллы.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью

потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом

взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей

качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими

участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

Детям, которые не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в

школу. А если такой ребенок попадает в школу, то он не усваивает

программу, успеваемость его низкая, нарушается психика ребенка. Поэтому

вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.

"Портрет" первоклассника, неготового к школе:

• импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

• неумение общаться со сверстниками;

• неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия

словесной или иной инструкции;

• низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать

обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

• плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-

моторных координации (неумение выполнять различные графические

задания, манипулировать мелкими предметами);

• недостаточное развитие произвольной памяти;

• задержка речевого развития (это может быть и неправильное

произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои

В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет

в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе”. Не

способен освоить огромную учебную информацию ребенок, с которым никто

специально не занимался.

Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу

делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда

трудностей?”.

Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо

следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

Советы родителям :

• Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе

овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например,

• Не з аучивайте а збуку н аизусть. Н е ч итайте по п ять р аз о дно и т о же.

Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю -

• Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы,

кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит

освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут

как бы стыковка математики и русского языка.

Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки,

надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в

школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой

• Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за

• С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более

авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем

• Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не

получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что

ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё

сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и

• Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не

вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не

него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители

всё равно помогут всё решить.

• Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности

своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если

у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так

как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние

ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь,

обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с

речью, посетите логопеда.

• Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники.

Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть

у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Итог собрания.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе

средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных –

добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство –

это хорошая школа жизнь. Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно,

соблюдая м еру и т акт. Тогда учение н е б удет м учением н и д ля р ебёнка, н и

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Читайте также: