Как побороть страх преподавания в школе

Обновлено: 28.06.2024

Если ребёнок отказывается идти в школу, то стоит насторожиться. Может, причина кроется в страхе перед учителем или одноклассниками?

Не буду рассказывать о травле, потому что в ситуации травли всё слишком индивидуально.

Мы рассмотрим ситуацию, когда травли нет. Когда ребёнок боится учителя, стесняется отвечать перед классом, избегает выступлений на школьных мероприятиях и научных конференциях. Когда он готов получить неудовлетворительную оценку, хотя подготовился к уроку.

Разберём три ситуации:

1. Учитель ругается, кричит, унижает. Ребёнок отказывается идти в школу.

2. Ребёнок боится отвечать взрослому человеку из-за страха показаться глупым.

3. У ребёнка паническая атака при выступлении перед классом.

Родители, важно понять причину страха, обсудить сложившуюся ситуацию и принять эмоции ребёнка. Признать право испытывать страх, сказать, что многие известные и успешные люди волнуются перед выступлением. Вспомнить случаи, когда вы или кто-нибудь из родственников или знакомых испытывал похожее чувство.

Итак, ситуация первая.

Учитель-неадекват . Наверное, в жизни каждого человека встречались такие вот "учителя". Помню, как меня трясли за грудки, обвиняли в том, что разговариваю весь урок, хотя я ни слова не произнесла. И орали-орали-орали. Хотелось встать, взять стул и запустить в кого-нибудь, потому что с сильным чувством несправедливости и беззащитности было крайне сложно было бороться.

Ребёнку стоит объяснить, что учитель кричит не на тебя, не на весь класс. А он просто не умеет не кричать. Вот такая у него слабость. А что мы делаем со слабыми? Жалеем. Давай же и нашего учителя пожалеем. Вот он кричит, а ты сиди и жалей. Покричит и успокоится. Можно ещё его представить в подгузнике (потому что маленькие дети тоже плачут и кричат, когда хотят что-то). Или с соской во рту.

Ситуация вторая.

Учитель-адекват . В жизни встречались подобные учителя. Так сильно их уважаешь, что боишься показаться дураком или сморозить глупость. Сидишь перед ним и пару слов связать не можешь.

В таком случае лучше рассказать ребёнку, что этот учитель - обычный человек. Со своей личной жизнью и проблемами, поэтому он не будет помнить "твой провал в ответе". Придумайте, как бы ребёнку было легче отвечать. Например, отвернуться, чтобы не видеть учителя, или закрыть глаза. Такие учителя часто идут навстречу ученикам, испытывающим сложности. Есть смысл поговорить с учителем после уроков, объяснить ситуацию и попросить о помощи.

Ситуация третья.

Одноклассники пугают одним своим видом . В этом случае ребёнок думает, что во время ответа все люди в помещении смотрят на него и оценивают, ищут недостатки, обсуждают. Стоит взять на какое-нибудь выступление или собрание, чтобы он повернул голову и посмотрел на скучающие лица слушателей, которые занимаются посторонними делами или отрешённо смотрят в пустоту, слушая выступающего.

Попросите ребёнка во время следующего ответа перед одноклассниками представить их в виде котиков или зайчиков. Это смешно, поэтому притупляет чувство страха.

Можно также найти на стене точку, раму, трещину, смотреть только на неё и отвечать.

А вы боялись отвечать учителю или выступать перед толпой? Как с этим боролись?


Наш блогер Ирина Балинец уже давно преподаёт детям и имеет серьёзный педагогический стаж, но так было не всегда. Когда-то она тоже впервые зашла в класс и, запинаясь, представилась. Сегодня она делится опытом с молодыми коллегами.

Когда я только начинала работать в школе, у меня были трудности и с организацией деятельности детей в классах, и с подачей материала. Я училась и каждый раз пробовала что-то менять в занятиях. Со временем подачу материала и организацию деятельности детей на уроках подкорректировала, и всё наладилось. Но вскоре появились новые трудности. Да, они всегда будут. Сейчас у меня изменилось к ним отношение: стала воспринимать проблемы как возможность научиться тому, что ещё не умею. Я понимала, что необходимо многому обучиться (это умение рассказывать интересно и логично, разработка план-конспекта, создание карточек и т. д.), поэтому поэтапно нарабатывала навыки.

Тишина… Помню огромное количество глаз, выжидательно смотрящих на меня


Обстановка стала приятной, начала уверенно подходить к детям с улыбкой, класть руку на парту. При этом произносила простые примеры на устный счёт. Заметила: такой подход понравился детям. Они ведь тоже были в напряжении и боялись. Моя внезапность и незнание, к кому из двух человек за партой обращусь, с каким вопросом, стёрли напряжение детей. Их глаза засияли, улыбки удлинились. Получился элемент игры.

Учащиеся радовались, атмосфера становилась приятнее и приятнее. С удовольствием продолжала вести занятие.


Выдохнула. Было ощущение, что пробежала стометровку за секунду, стою с удивленными круглыми глазами на финише и не знаю, что сказать. Дыхание на мгновенье замерло. День выдался не из лёгких. Придя домой, стала вспоминать одну ситуацию на уроке, потом другую.

Какие я сделала выводы:

  • Нужно быстрее изучить шрифт Брайля.
  • Вести себя в подобных случаях спокойно и гибко (ведь ученик ещё сам учится работать со специальной книгой, поэтому такие заминки на уроках будут).
  • Увидела оптимальный объем заданий на уроке и прикинула скорость обучения у детей.

Вот что я добавила:

  • Изготовила для себя шпаргалку с буквами и цифрами шрифта Брайля.
  • Разработала карточки с заданиями, подручными средствами работы для слабовидящих и слепых детей, чтобы им было удобно и легче осваивать новое и выполнять задания.
  • Подготовила на выбор творческие задачи для тех, кто быстро усваивает материал на уроке.

Как педагогический дневник может стать эффективным средством самосовершенствования учителя. Почему необходимо делать краткие заметки в конце каждого дня. Насколько важно запоминать моменты детского и учительского азарта на уроке. И даже о том, как педагогический тупик может стать ситуацией роста. Об этом и не только Александр Лобок в Открытой студии на ММСО.


Анна. Учитель математики, г. Люберцы, Лицей №15.

Итак. Вот тарелочка, которая есть у каждой из вас; ножи, продукты. Стихийно что-нибудь берите и начинайте нарезать какой-нибудь салат. Соединяйте несочетаемое. Обязательно что-то получится, если есть интуиция. А я продолжаю комментировать.

Сегодняшняя телекухня не просто для того, чтобы показать вам, как учителя умеют готовить салаты. Не просто для того, чтобы рассказать, что учителя бывают невероятно красивыми и яркими. Это возможность поговорить о, как я называю, алмазной пыли педагогики. Здесь я должен сделать пояснение прежде, чем задавать вопросы своим коллегам. Кстати, они даже не догадываются, о чем я их буду спрашивать.

Анна. В старших классах, 10-11.

Екатерина. Да, конечно.

Александр Лобок. А Вы?

Анна. У нас каникулы.

Александр Лобок. А неделю назад работали?

Анна. Да.

Александр Лобок. Отлично. Вспоминается ли какая-то необычная, дурацкая ситуация, которая происходила на уроках? Может быть, на прошлой неделе, вчера, позавчера. Попробуйте об этом рассказать.

Александр Лобок. Небольшой комментарий. Правильно ли я понял, что вот этот ход, родился именно на уроке?

Анна. Да.

Александр Лобок. То есть, это не некий заранее придуманный прием?

Анна. Нет, это импровизация. Душа так захотела, душа запела.

Александр Лобок. Самое ужасное –– превратить эту историю в идею межпредметных связей. Сразу хочется стреляться. Это порождение здесь и теперь внутреннего входа личностного, он случился однократно, больше его не будет. Коллекция такого рода ходов, которые в нас застревают, являются самыми значимыми в педагогической жизни. А Вы готовы рассказать историю?

Александр Лобок. Невероятно важно в таких историях давать датировку. Самая коварная вещь у многих учителей –– страсть к обобщению. Мне нужны конкретные истории.

Екатерина. Надо подумать немножко.

Александр Лобок. Не надо специально придумывать. Вы что-нибудь помните из уроков прошлой недели?

Екатерина. Да.

Екатерина. Ещё немного подумаю.

Александр Лобок. Тогда я буду более жестким. Смотрите. Когда мы начинаем придумывать хорошие истории, мы уже делаем презентацию. Я задаю простой вопрос. Есть ли что-нибудь, что само собой приходит в голову? Мелькнула какая-то картинка, какие-то слова ребёнка. Вчера у вас были уроки?

Екатерина. Да.

Александр Лобок. Сколько?

Екатерина. Шесть.

Александр Лобок. В каких классах?

Екатерина. В 10-ом и 11-ом.

Александр Лобок. Самый первый урок в каком классе?

Екатерина. В 11-ом.

Александр Лобок. С этого урока что-нибудь в сознании осталось?

Екатерина. Нет.

Александр Лобок. Так бывает. Нам почему-то бывает страшно рассказывать про эту повседневную ткань. Почему? От учителей требуют рассказывать о чем-то значимом. А я прошу сейчас поговорить о мелочах, которые почему-то засели в памяти. Я абсолютно уверен, что Вы что-то помните про этот урок. Помните лицо девочки, жест конкретный и т. д. Я сейчас не спрашиваю, что Вы делали. Анна, а какой у Вас был самый первый урок вчера?

Александр Лобок. Что невероятно важно в Вашем рассказе? Таких мелочей бывает невероятно много, но Вы дали важную конкретику. Первое –– Вы сказали, что детей пришло не так много, как Вы думали. Сколько?

Анна. Пять человек.

Александр Лобок. Отлично. Дальше Вы вспомнили, что Вам пришлось показывать кокетку. Для детей это было неожиданностью, что у Вас это получилось. Эта способность выходить в диалог со случайным является важнейшим показателем педагога. А урок какой-нибудь помните? Позавчера первый урок?

Анна. Ну, я остановилась на 1/96. Они с папой заходили в магазин перед уроком и купили целый килограмм карамелек.

Екатерина. Очень люблю детей с хорошим чувством юмора. В начале урока приходит мальчик. Он опаздывает, под мышкой у него томик Пушкина.

Александр Лобок. Это какой класс?

Александр Лобок. Простите, Вы в точности цитируете слова?

Екатерина. Да.

Александр Лобок. Вы сейчас говорите о том, насколько у Вас легко происходит игровой диалог с ребёнком. Но это опять же на перемене. Здесь важно не только историю рассказать, а ещё и комментарии. Я всё-таки доктор психологических наук, профессор. Мне очень важно делать какие-то интерпретации. Сейчас Вы рассказываете некую важную историю про готовность ребенка вступать с Вами в иронический диалог. Это характеризует Вас как человека, способного играть. Вообще, когда ребенок не боится поддразнивать, это очень важный показатель. Кстати, в этой истории мне гораздо больше становится понятна театральность Вашей школы, чем в предыдущем сюжете. Здесь есть ткань. Как зовут мальчика?

Екатерина. Федя.

Александр Лобок. Вы вместе с Федей сочиняете ироническую микропьесу, которая сразу просится на сцену.

Анна. Да, учителю нужно соответствовать.

Екатерина. Вспомнила ещё одну замечательную историю. У меня есть в 11 классе ученик Вова Захаров…

Александр Лобок. А вот эта история про Федю закончилась? Урок с ним был дальше?

Екатерина. Да, был.

Александр Лобок. А что было на уроке? Упорно спрашиваю о том, что Вы можете вспомнить именно из уроков.

Екатерина. Вот как раз про Вову Захарова. Это как Вовочка из анекдота. Ситуация была такая. Он сидел у окна, разделся, было жарко. Потом стало холодно, он решил встать и надеть свитер. Это был урок русского языка, мы повторяли орфографию.

Александр Лобок. Итак. Описываю картинку. Идет русский язык, повторение орфографии. Что именно?

Екатерина. Если не ошибаюсь, корни с чередованием.

Александр Лобок. Корни с чередованием. Ткань сплетается из мелочей. Я неслучайно это всё вытаскиваю. А какой корень был написан на доске?

Екатерина. Не вспомню.

Александр Лобок. Вот если бы это было вчера, Вы бы это помнили. А случай был когда?

Екатерина. Примерно неделю назад.

Анна. Это потому, что информации много.

Александр Лобок. Как раз вот что меня интересует, с теми школами, что я работаю…Я формирую искусство записи микрособытий, которые происходят каждый день. Закончились шесть уроков, просто зафиксируйте по одному предложению картинки, которые зацепились в памяти. Если эта работа постоянно происходит, то формируется невероятной эффективности рефлексивное зеркало. Итак, корни с чередованием –– это какие?

Екатерина. Бир-/ бер-, например. Дело в том, что история, которую я рассказываю, никак с корнями не связана.

Александр Лобок. Неужели Вы думаете, что я этого не понимаю? Но я веду свою линию, мне это невероятно важно. Я помню, что мальчик хотел надеть свитер, но в это время на доске что могло быть написано?

Екатерина. Всё, что угодно. И бир-/бер-, и тир-/тер-, и кос-/кас-….

Александр Лобок. Ещё?

Екатерина. И стил-/стел- …

Александр Лобок. Вот эти корни написаны, а дети по этим корням что-то сочиняют?

Екатерина. Например, нужно выбрать из перечня слов с пропущенными гласными именно те, что с корнями с чередованием.

Александр Лобок. Отлично. Вот такое учебное задание. Урок становится фоном, а главной фигурой –– Вова, который решает надеть свитер. Что там ещё за корни?

Екатерина. Чет-/чит-.

Александр Лобок. А пример можете привести?

Екатерина. Конечно, могу. Словосочетание и почитать.

Александр Лобок. Вот. А про бир-/бер-?

Екатерина. Заберу и забирал.

Александр Лобок. Сразу ткань урока оживилась. Вы же вот, например, не просто заберёте….

Екатерина. Заберу ребёнка из детского сада.

Александр Лобок. А Вы, Анна?

Анна. А я собачку, например.

Александр Лобок. Екатерина, а с бир- какое слово?

Екатерина. Например, выбираю книгу.

Анна. Выбираю платье.

Александр Лобок. И вот сразу вы начинаете важные истории про себя рассказывать. А мальчик Вова в этот момент надевает свитер. Что происходит дальше?

Екатерина. Там много заданий было. Текст, например, нужно было составить.

Александр Лобок. Вы помните эти тексты? Там были реальные интересные тексты, в которых использовались эти слова?

Екатерина. Были, но я сейчас не вспомню.

Александр Лобок. Мы запомнили, как мальчик надел свитер. Запомнили шутливый комментарий по этому поводу. Но мне очень важен сухой остаток работы с корнями. Это же слова и тексты, порождаемые вместе с детьми. И каждый день это происходит на уроках русского языка. Дети постоянно сочиняют. Мы же про самих себя говорим в этих текстах. Вот Вы, например, выбираете платье…

Анна. Я к свадьбе готовлюсь.

Анна. Нет, не спрашиваю.

Анна. Я с Вами согласна абсолютно, но, к сожалению, времени у преподавателя бывает так мало на всё это.

Александр Лобок. Времени всегда мало, это понятно. Но, смотрите, если что-то принимается в качестве управленческой задачи, то время тут же находится. А Вы что думаете?

Екатерина. Я совершенно с Вами согласна, что общение, коммуникация самое важное на уроке. Я часто спрашиваю детей в конце урока о том, что им запомнилось.

Александр Лобок. А можете вспомнить на уровне цитаты какую-то фразу, которая застряла у Вас в голове?

Екатерина. Сейчас не вспомню. Если бы Вы задачу такую поставили…

Александр Лобок. Понятно, что если администрация школы ставит такую задачу, то становится легче. Но у меня всегда вопрос к самому человеку. Был один замечательный педагог Антон Семенович Макаренко. Вот почему он прославился как великий педагог?

Анна. В каждом ребёнке он нашёл что-то хорошее.

Александр Лобок. А Вы что скажете?

Екатерина. В детях, которые казались совершенно потерянными для кого-то, Макаренко удалось найти что-то индивидуальное и прекрасное.

Девушки, вы могли бы меня угостить салатами? Итак, я невероятно рад тому, что мне удалось загнать вас в некие тупички. Мне было очень интересно смотреть на то, как вы из них выкарабкивались. Мне очень важно было увидеть задумчивость на лицах. Если на лице педагога появляется задумчивость, когда он уходит из формата знания того, что он делает, мне становится интересно. Вот это точка роста. Так, а теперь я буду пробовать. Кроме всего прочего, я скажу, что я гурман. Я люблю наслаждаться педагогикой, словом, салатом тоже (пробует). Знаете, когда нет соли, это очень хорошо (про салат Екатерины). Хорошо, что я начал именно с него. Это очень вкусно. А теперь я приступаю к Вашему салату, Анна. Небольшой комментарий. Вы можете мне не поверить, но правда заключается в том, что салаты абсолютно разные. Какой-то банальный набор продуктов, но абсолютно разные салаты. И последнее, что я сегодня скажу. Знаете, чем отличается человек от животного? Тем, что он изобрёл салат. Это правда! Человек –– это единственное живое существо на свете, которое придумало принцип смешивания ингредиентов. Вы не найдете ни одного животного, которое прежде, чем есть, сделало смешивание. С точки зрения биологии, это бессмысленно. Но с точки зрения культуры –– это суть. Вы ездите по разным странам. Что вы первым делом делаете? Пробуете кухню. Вы приходите в гости к другому человеку. Что вы делаете? Пробуете кухню. Сколько на свете салатов с одним названием, но все они будут абсолютно разными по вкусу. Тысячи семей варят борщ, но у всех борщи разные. Это суть человека. Человек –– это существо, которое постоянно экспериментирует с ингредиентами и создает новое сочетание. Я очень рад, что у сегодняшнего небольшого кулинарного шоу, были такие очаровательные ингредиенты –– мои очаровательные собеседницы. Я уверен, что возник великолепный салат, где я был одновременно бальзамическим уксусом и оливковым маслом, а вы, девушки, были остальными составляющими. Спасибо всем! Сергей и Игорь, мы закончили!


Сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребёнок боится отвечать на уроках, молчит, когда его спрашивает учитель и стесняется выступать перед публикой.

Содержание:

Почему дети боятся отвечать на уроках?


Сама ситуация, когда ребёнка вызывают к доске, достаточно нервная и напряжённая. Ученик оказывается под пристальным вниманием не только учителя, но и одноклассников. Мало того, ему ещё нужно продемонстрировать свои знания, рассказать выученную тему или решить задачу.

У одних детей вызов к доске вызывает лёгкое волнение и беспокойство, другие словно впадают в ступор: молчат или что-то бормочут про себя, кто-то может даже заплакать.

Почему так происходит? Причин может быть несколько:

Страх неудачи

Ребёнок боится, что его ответ окажется неправильным или учитель задаст ему слишком сложный вопрос.

Часто такие опасения связаны с завышенными требованиями родителей, которые хотят от ребёнка только отличной успеваемости.

Боязнь конкретного учителя

как сделать чтобы не вызвали к доске

Как правило, дети боятся авторитарных, грубых и острых на язык педагогов, которые строго следят за дисциплиной и не прочь высказать своё мнение о ребёнке в присутствии его одноклассников.

Личностные особенности ребёнка: повышенная тревожность, робость, боязливость, стеснительность

Такие дети боятся любых публичных выступлений, долго привыкают к новой обстановке и тяжело переживают любую неудачу.

Недостаточное знание предмета

ребенок боится отвечать у доски

Речевые недостатки (заикание, картавость, шепелявость и др.)

Любой устный ответ причиняет такому ребёнку неудобство. Он стесняется своей речи и старается как можно меньше говорить.

Боязнь насмешек и издёвок одноклассников

ребенок боится выходить к доске

Как мы видим, боязнь отвечать на уроке может быть вызвана самыми разными причинами. И если родители не вмешаются в ситуацию и не помогут ребёнку, это может иметь для него негативные последствия.

О страхе публичных выступлений

ребенок боится отвечать на уроках что делать

Страх перед выступлениями мешает жить полноценной жизнью и сильно ограничивает людей в социальном взаимодействии. Человек начинает избегать ситуаций, где ему предстояло бы выступить перед публикой (сказать тост на торжестве, высказать свое мнение на собрании и т.д.).

Глоссофобия сопровождается такими неприятными ощущениями, как:

  • учащённое сердцебиение;
  • повышенная потливость;
  • дрожь в руках и ногах;
  • сухость во рту, ощущение кома в горле;
  • тошнота;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • чувство озноба или жара;
  • дискомфортные ощущения в желудке;
  • напряжение во всем теле.

Боязнь произносить речь перед аудиторией может проявляться:

До выступления


Как только человек узнает, что ему предстоит выступить с докладом или презентацией перед большим количеством людей, у него нарушается привычный образ жизни, в голове постоянно крутятся мысли о возможной неудаче, он плохо ест и спит.

Чем ближе день Х, тем тяжелее чувствует себя выступающий. Он старается всевозможными способами отложить это мероприятие или вообще отказаться от него.

Кто-то может даже заболеть перед выступлением, поскольку психика не выдерживает такой нагрузки и включает свои защитные механизмы, одним из которых является уход в болезнь.

Во время выступления


Человек оказывается на сцене, и тут же в его голове включается хор мыслей: а вдруг слушателям не понравится то, что я скажу? А вдруг кто-то засмеётся? А если все поймут, что я волнуюсь?

Докладчика может вывести из строя любая мелочь: покашливание кого-то из зрителей, духота, посторонний шум, и вот он уже теряет нить повествования, начинает заикаться и паниковать.

После выступления

ребенок у доски

Даже после того, как всё завершилось, человека со страхом публичных выступлений долго терзают сомнения: хорошо ли он выступил, понравилось ли аудитории, ничего ли он не упустил в своём докладе и т.д.

Учёные говорят, что в основе глоссофобии лежит один из базовых инстинктов человека – инстинкт доминирования. Под его воздействием человек стремится занять более высокую иерархическую ступень на общественной лестнице. Страх выступления на публике является защитным механизмом, который уберегает людей от возможности быть неуспешными в глазах окружающих.

Поэтому от страха выступлений на публике не нужно избавляться. Необходимо трансформировать его в положительный настрой и уверенность в себе. Признать, что страх существует, но он не помешает вам выступить перед людьми и рассказать им всё, что вы хотели.

О том, как помочь ребёнку подружиться со своим страхом, мы поговорим далее.

Как помочь ребёнку стать увереннее и не бояться выходить к доске?

ребенок боится отвечать на уроках

Руководство действий для родителей, которые хотят помочь своему ребёнку не бояться тянуть руку на уроках, отвечать и успешно выступать перед всем классом.

Разбираемся с причиной

Как мы уже знаем, страх ребёнка отвечать у доски всегда связан с определённой причиной. Решать проблему нужно именно исходя из корня проблемы.

Боязнь учителя


Узнайте у ребёнка, что именно в поведении педагога его пугает.

Если учитель груб, авторитарен и может задеть вашего сына или дочь неосторожным словом – это повод для личного разговора с ним:

  1. Спокойным тоном, без оскорблений и упрёков, обсудите с педагогом сложившуюся ситуацию.
  2. Расскажите об особенностях ребёнка и об его страхе отвечать у доски.
  3. Попросите по возможности не повышать голос на ребёнка и какое-то время не вызывать его к доске.

Если учитель не идёт с вами на контакт и отказывается помочь, попробуйте обратиться к школьному психологу или в администрацию школы.

Трудности с устными ответами

Если у школьника хорошая зрительная память, это сможет выручить его в ситуации устного ответа на уроке.

Психологи советуют такой приём: выходя к доске, ребёнок должен вспомнить, на какой странице учебника или тетради написан ответ на вопрос учителя, и как будто прочитать его по листу.

Страх неудачи


Чтобы ребёнок перестал бояться получить плохую оценку, родители должны пересмотреть свои ожидания касаемо учёбы сына или дочери. Пятёрки в дневнике – это, конечно, хорошо, но гораздо важнее самочувствие ребёнка и здоровая психика.

Непонимание предмета

Если ребёнок плохо усваивает тот или иной предмет и из-за этого боится выходить к доске или молчит на уроке, значит, надо восполнить существующие пробелы. Для этой цели подойдут дополнительные занятия с учителем или репетитором, онлайн-уроки, интересные видео на YouTube и других ресурсах, а также интерактивные экскурсии. Выбирайте, что вам и вашему ребёнку больше нравится.

Чем больше школьник узнает нового и интересного о предмете, тем вероятнее ему захочется поделиться этим с учителем и одноклассниками. Вместо страха он начнёт испытывать гордость за то, что теперь так много знает.

Речевые нарушения

В случае нарушений речи у ребёнка родителям необходимо посетить вместе с ним логопеда или невролога. Ведь правильная речь важна не только для учёбы в школе, но и для дальнейшей жизни вашего сына или дочери.

Буллинг и насмешки


Если ребёнок стал жертвой буллинга и издевательств со стороны одноклассников, не пускайте ситуацию на самотёк! Расспросите сына или дочь о происходящем, обязательно поставьте в известность классного руководителя и, если потребуется, администрацию школы. Также ребёнку будет необходима помощь психолога.

Вместе с психологами мы подробно разобрали острую и важную тему школьного буллинга. Вот несколько материалов, которые помогут вам победить травлю:

Советы психологов мамам и папам


Наше тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Организм человека всегда чутко реагирует на изменение эмоционального состояния. Поэтому важно научить ребёнка техникам мышечной релаксации (расслабления) перед тем, как выходить к доске. Это поможет ему чувствовать себя увереннее и спокойнее.

Можно использовать следующие упражнения:

Чаще обращайте внимание на успехи ребёнка, хвалите его даже за маленькие победы. А вот сравнивать с другими детьми не нужно. Ребёнок должен знать, что родители любят его и принимают таким, какой он есть.

Школьник должен уметь себя правильно настраивать на выступление или ответ у доски. Можно использовать следующие фразы:

Что НЕ рекомендуется делать:

Готовимся к устным ответам правильно!


Когда предстоит выступление перед большой аудиторией или просто ответ у доски, важна правильная подготовка.

Ребёнку необходимо отрепетировать свою речь перед слушателями, в качестве которых могут выступить родители или бабушки с дедушками.

Шаг 1. Выходим к доске

Обращаем внимание на уверенный шаг и позу. Плечи должны быть расправлены, голова поднята, дыхание ровное, глубокое.

Шаг 2. Оцениваем обстановку

Шаг 3. Начинаем отвечать

Обращаем внимание на голос. Он должен звучать уверенно, не слишком громко, но и не тихо. Темп размеренный, без долгих пауз. Чем увереннее будет говорить ученик, тем увереннее он будет себя чувствовать.

Шаг 4. Следуем плану

Любой доклад должен иметь вступление, основную часть и заключение. Лучше заранее составить план ответа и стараться не отклоняться от него.

Шаг 5. Не боимся вопросов

Если учитель задаст вопрос по теме выступления, нужно быть готовым на него ответить. Поэтому родителям необходимо подготовить список примерных вопросов, которые могут встретиться ребёнку на уроке, и задать их в спокойной, домашней обстановке.

Одной репетиции будет вполне достаточно для того, чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее и спокойнее, когда ему предстоит отвечать у доски или выступать с докладом.

Взгляд на проблему глазами учителя: кого чаще всего вызывают к доске?

учитель вызывает к доске

Педагоги тоже заинтересованы в том, чтобы ученики не боялись отвечать у доски. По их мнению, устные выступления способствуют:

  • развитию речевых способностей детей;
  • формированию умения грамотно излагать свои мысли;
  • развитию памяти и критического мышления.

Опытный педагог никогда не будет случайно вызывать учеников к доске.

По каким критериям учителя выбирают того, кто сегодня будет отвечать материал? Их несколько:

Вызов к доске не должен быть наказанием за несделанное задание или плохое поведение ученика на уроке.


Также у педагогов есть свои секреты относительно того, кто пойдёт к доске:

Когда ребёнок боится отвечать у доски, учитель обязан помочь ему и поддержать.

Педагоги практикуют следующие формы работы с такими учениками:

Таким образом, учителя тоже заинтересованы в том, что дети не боялись отвечать на уроках и смогли проявить себя и свои способности.

Дорогие мамы и папы, помните, что умение выражать свои мысли перед аудиторией и демонстрировать свои знания – это качество, которое пригодится ребёнку не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Поэтому со страхом отвечать у доски не нужно бороться, его нужно превращать в уверенность в себе и в собственных силах!

После окончания высшего учебного заведения молодого педагога ожидает возвращение в школу. Только теперь его роль меняется, и за столом учителя будет он сам. Вот тут-то охватывает беспокойство: что мне предстоит? справлюсь ли я? Предлагаем разобраться, как побороть тревогу начинающему преподавателю.

Идеальная подготовка

Волнение возникает зачастую из-за неуверенности в себе: производимом впечатлении, знаниях, способности к коммуникации. Поэтому, готовясь к уроку, тщательно продумывайте абсолютно все мелочи, которые могут повлиять на его ход. Но не впадайте в крайности: если что-то пошло не по плану, не нужно паниковать и считать это провалом. Никто не может быть совершенным.

Внешний вид

Одежда. Не пренебрегайте опрятностью вещей, аккуратной прической и чистой обувью. Дети очень внимательны к таким деталям и не упустят возможности найти изъян. Классический костюм сдержанных тонов с минимумом аксессуаров будет наиболее подходящим выбором.

Речь. Хорошая дикция, приятный голос и грамотное изложение привлекают внимание и заставляют слушать. Когда вы нервничаете, то можете начать говорить слишком быстро или медленно, тихо или громко. Чтобы этого не происходило, несколько раз повторите, что нужно рассказать, дома. Уверенность в том, что вы владеете необходимой информацией, очень успокаивает.

Материал занятия

Знание темы. Во-первых, будьте уверены в своих силах. Если вас выпустили из университета и вы сейчас находитесь перед классом, то базовым набором знаний и умений обладаете. А, во-вторых, хорошо подготовьтесь, изучив не только тему предстоящего занятия, но и смежные с ней. Тогда неожиданные вопросы школьников не застанут врасплох.

Классная работа

Первое впечатление. Если вы встречаетесь с классом впервые, заходите без лишней суеты и медлительности. Поприветствуйте школьников, представьтесь, запишите свое имя на доске. Чтобы в дальнейшем не возникало недопонимания и конфликтов, сразу объясните свой стиль работы и требования.

Налаживание контакта. Если это старшеклассники, разница в возрасте может быть не такой уж и большой. Но не позволяйте панибратства в общении. Нужно четко придерживаться дисциплины и социальных ролей, в противном случае класс отобьётся от рук и доставит немало неприятных моментов.
В то же время не нужно запугивать аудиторию, повышать голос и занижать оценки. Это только больше раздражает воспитанников. Если они не слушают – говорите тише, чтобы они были вынуждены прислушиваться к вашим словам. Иногда в качестве замечания можно использовать необидную шутку – смех поможет расслабиться.

Минутки отдыха. Если класс устал и вам всем нужна передышка – проведите физкультминутку или расскажите интересный факт по теме, близкой к изучаемой на уроке. Это снимет напряжение, скуку и позволит проводить урок дальше.

Признание ошибок. Если вы совершили какую-то ошибку или не знаете ответа на вопрос ученика – это еще не повод впадать в панику. Согласитесь и не юлите – в этом нет ничего зазорного. Младшеклассникам можно ответить в следующий раз, а старшеклассникам, которые уже умеют пользоваться различными источниками поиска информации, предложить самим найти ответ в качестве дополнительного задания.

Подведение итогов. Будьте объективны, оценивая ответы. Не повышайте баллы, заискивая перед классом, и не занижайте, запугивая детей. Всегда давайте подробный комментарий, отметив положительные и отрицательные моменты в работе.

Работа с коллективом и учителями

Помимо учащихся, начинающему педагогу предстоит встреча с коллегами и семьями подопечных. Некоторые из них могут быть не готовы увидеть перед собой 23-летнего юношу или девушку. Так что даже если с вами говорят свысока, не нервничайте и не грубите. Наоборот, ведите себя подчеркнуто вежливо и достойно.

Чтобы более уверенно себя чувствовать, спрашивайте совета у старших коллег. Иногда школы прикрепляют к неопытному новому сотруднику умудренного наставника. Если же этого не произошло, не стесняйтесь просить помощи. Посещайте чужие уроки, вникайте в особенности оформления документации, участвуйте в подготовке внеклассных мероприятий. Чем больше опыта вы получаете, тем меньше волнуетесь в непривычных и незнакомых ситуациях. Заинтересованность работой и жизнью школы располагает к себе коллектив. Не старайтесь понравиться всем и сразу. Но хорошая атмосфера и ровные отношения быстро понизят уровень тревожности.

Экспресс-помощь

Если вы все проверили, перепроверили, а потом еще раз проверили, но все равно чувствуете дрожь в коленях, есть несколько способов быстро унять беспокойство.

Физические упражнения. Скованность в теле хорошо снимает двигательная активность. Пройдитесь, поприседайте, помашите руками и кистями, разомните ладони.

Улыбка. Желательно улыбнуться, глядя на свое отражение. Можно перейти на смех, даже утрированный. Мозг воспримет задействование мышц как реакцию на хорошее настроение, и вам действительно станет легче.

Концентрация внимания. Если вы чувствуете дрожь в какой-либо части тела или ком в горле, мысленно сосредоточьтесь на них. Можно погладить шею в месте, где ощущаете напряжение. Осознание того, что где-то в вашем теле есть зажим, приводит к тому, что он исчезает.

А главное помните, что даже если у вас будут промахи — это полезный опыт. Не бойтесь приобретения любого опыта, все проходили через это. Будьте уверены в себе и смело идите вперед!

Участвуйте в олимпиадах и конкурсах Страны и получайте печатные дипломы, грамоты и ценные призы!

Читайте также: