Педагогический кейс примеры и решения начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Кейс – технологии и их использование на уроках в начальной школе

(из опыта работы).

Филатова О.Н.(МБОУ Новосибирского района Краснообская СОШ №1)

На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.

В связи с модернизацией образовательной системы - предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.

Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.

Для себя я выбрала кейс-технологии.

Хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.

А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

На своих уроках я чаще использую работу в малых группах по 4-6 человек. Это можно объяснить возрастными особенностями учащихся начальной школы. Работая в малых группах ребята чувствуют себя более уверенными и она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейсы для урока могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения.

Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

Разрабатываются квесты (интернетовское название) на разных уровнях обучения. Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций (в начальной школе)

Виды заданий для кейсов:

  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
  • Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  • Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной задачи,
  • выявлять ключевые проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кроме того, дети:

  • получают коммуникативные навыки
  • развивают презентационные умения
  • формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
  • приобретают экспертные умения и навыки
  • учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
  • изменяют мотивацию к обучению.

Требования к содержанию кейса.

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.

Виды пакетов кейсов в обучении:

  • Вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);
  • Предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным;
  • Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);
  • Исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения).

Кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее детализированным, объёмным).

Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объём информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.

Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.

Кейс - практическая задача содержит небольшой или средний объём информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме.

Структура обучения методом кейсов

Действия преподавателя (до занятия)

Действия школьника

(до занятия)

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендаций.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время занятия:

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на группы.

3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

Во время занятия:

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

После занятия:

1. Оценивает работу школьников.

2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Технология включает в себя следующие этапы:

Кейсы для урока могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. На данном уроке Интернет – ресурс был представлен в печатном виде в кейсе каждой группы.

На основном этапе данного урока начинается работа в группах. Хотя форма проведения урока может быть разной: индивидуальной или групповой. Каждая группа, а их было 4 , получила свое задание, пояснение к выполнению, форму презентации выполненного задания и критерии оценки. Задания были следующие:

2 группа изучала вопрос «Как работает дыхательная система?;

3 группа изучает вопрос о влиянии вредных привычек, в нашем случае курения, на организм человека,

а 4 группа, изучив научно-популярную статью, составляет правила бережного отношения к дыхательной системе.

На заключительном этапе учащиеся представили результаты своих исследований в виде иллюстрированных рассказов, в качестве материала были предложены ребятам плакаты и слайды мультимедийной презентации с яркими иллюстрациями последствий курения. Тема вызвала необычайный интерес. В классе нет курящих ребят, а вот папы и даже некоторые мамы, являются курильщиками. Появилось масса вопросов о продолжительности жизни курильщика, о развитии заболеваний, связанных с курением, выдвинули предложения рассказать обязательно о черных легких курильщика родителям, потому что они якобы не знают, ведь в школе они уже не учатся. Одним словом, проблема, поставленная а уроке, стала актуальной, ее прочувствовали и попытались найти пути решения.

В качестве рефлексии даётся возможность учащимся присутствующим осуществить самоанализ, дать качественную оценку своей деятельности и содержанию урока.

Кейс-технология не является обязательным на каждый день, ее можно использовать на уроках изучения новой темы и уроках закрепления.

Кейс-технология развивает следующие навыки:

1. Аналитические: учит мыслить ясно и логично.

2. Практические: проблема, представленная в кейсе, всегда носит практический характер;

3. Творческие: очень важны творческие навыки для нахождения разных решений, которые нельзя найти логическим путем;

4. Коммуникативные: учит вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные: в ходе обсуждения проблемы вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии, аргументировать противоположное мнение, контролировать себя .

6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

Список литературы

1. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - Выпуск 2. с. 169-194.

2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. \ под ред. Г.Н. Прозументовой Томск 2003

3. Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. – Томск, 2007.

4. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры. Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М.: издательство РАГС, 1997.

6. Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. /С.А.Мухина, А.А.Соловьева. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

Нажмите, чтобы узнать подробности

vip.km.ru/vschool виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://vip.km.ru/vschool/demo/education.asp?subj=292. Дистанционное обучение для школьников. . vip.km.ru/vschool - Мультимедиа-уроки и "репетиторы" по предметам школьной программы.

В течение трёх лет

Создание условий для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях

Сетевые исследовательские лаборатории

www.school.edu.ru - "Российский общеобразовательный портал".

www.7ya.ru/edu - Образование и карьера www.college.ru - Открытый колледж "Мир Знаний": первый в России образовательный интернет - портал, предназначенный для обучения школьников.

www.shkolnik.ru - конференции, краткая энциклопедия по предметам школьной программы, линки на интернет библиотеки и сайты "оффлайновых" библиотек России, справочные материалы и многое другое.

vip.km.ru/vschool - Мультимедиа-уроки и "репетиторы" по предметам школьной программы.

www.krugosvet.ru - Энциклопедия "Кругосвет".

в) Участие в вебинарах, он-лайн семинарах, он-лайн конференциях

Кем организовано мероприятие

№ документа об участии

Использование педагогическим работником программы, учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Перечень учебников, используемых при реализации образовательных программ НОО

Предметная область

Авторы, название учебника

Издательство

Год издания

вано к использованию

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.,Виноградская Л.А. и др.

Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др.

Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Неменская Л.А./Под ред.Неменского Б.М.

Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю.

Коротеева Е.И./Под ред. Неменского Б.М.

Критская Е.Д., СергееваГ.П., Шмагина Т.С.

Кузовлев В. П., Перегудова С. Ш., Пастухова С. А.

Канакина В.П. Горецкий В.Г

Климанова Л.Ф., Виноградская Л. А., .Голованова М.В.

Моро М.И.Бантова М.А.Бельтюкова Т.В.

Критская Е.Д.Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Горяева Н. А., Неменская Л.А., Питерских А. С. под редакцией Неменского Б.М.

Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Костина И. П.

Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Климанова Л.Ф., Виноградская Л. А., .Бойкина М. В.

Моро М.И., Бантова М.А.,
Бельтюкова Г.В. и др.

Плешаков А. А. Новицкая М. Ю.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М.

Издательский дом "Федоров

Кузовлев В. П., Перегудова С. Ш., Стрельникова О.В.

Разработка учителем программно-методического сопровождения образовательного процесса

( предметные рабочие программы и программы по внеурочной деятельности)

Название и вид методической продукции

Рабочие программы по предметам

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.

В связи с модернизация образовательной системы - предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.

Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.

Для себя я выбрала кейс-технологии.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа села Писаревка

Унечского района Брянской области

ПРИМЕНЕНИЕ

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Подготовила: Бондаренко Н.И.,

учитель начальных классов

2014-2015 учебный год

На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.

В связи с модернизация образовательной системы - предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.

Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.

Для себя я выбрала кейс-технологии.

На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.

В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.

А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника

как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы,

и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения.

Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

Разрабатываются квесты (интернетовское название) на разных уровнях обучения. Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций (в начальной школе)

Виды заданий для кейсов:

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации;

обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.

Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

сортировать ее для решения заданной задачи,

выявлять ключевые проблемы,

генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кроме того, дети:

получают коммуникативные навыки

развивают презентационные умения

формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

приобретают экспертные умения и навыки

учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

изменяют мотивацию к обучению.

Требования к содержанию кейса.

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.

Виды пакетов кейсов в обучении:

Вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);

Предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным;

Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);

Исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения).

Кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее детализированным, объёмным).

Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объём информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.

Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.

Кейс - практическая задача содержит небольшой или средний объём информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме.

Структура обучения методом кейсов

Действия преподавателя (до занятия)

Действия школьника(до занятия)

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендаций.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время занятия:

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на группы.

3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

Во время занятия:

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

1. Оценивает работу школьников.

2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки;

создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно.

И давайте делать только хорошую погоду!


Список литературы

Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.

Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.-№ 10-11.- С. 177-189.

Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.

Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005.

Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.

Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.


Кейс-технология возникла как способ анализа конкретных ситуаций в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США).

В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

Кейс - это единый информационный комплекс. Как правило, он состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Существуют разные виды кейсов.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа-кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео-кейс (может содержать фильм, аудио- и видео- материалы).

В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного ответа. В некоторых случаях ученикам надо не только найти решение проблемы, но и сформулировать задачу, так как она представлена не явно.

При создании кейса надо ответить на три вопроса:

Для кого и чего пишется кейс?

Чему должны научиться дети?

Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:



Структурирование учебного материала

Выбор организационных форм, методов и средств обучения

В кейс-технологии используются следующие методы: метод инцидентов, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, ситуационно-ролевая игра, метод дискуссии и кейс-стади.

В центре метода инцидентов находится процесс получения информации.

Хотя такой метод работы требует много времени, его можно рассматривать как особенно приближенный к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется проанализировать большое количество первоисточников и документов.

Ситуационно-ролевая игра позволяет создать перед аудиторией (в виде инсценировки) правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать ученикам возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.

Метод дискуссии заключается в обмене мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами.

Цель метода кейс-стади - совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты решения проблем, оценить их и выбрать лучший. Этот метод характеризуется большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. Основной упор при рассмотрении ситуации делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Перечислим особенности метода кейс-стади: обязательная исследовательская стадия процесса; коллективное обучение или работа в группе; интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения; использование проектной деятельности; стимулирование учащихся для достижения успеха.

Работа с кейсом проходит по следующим этапам.

Этап 1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.

Этап II. Выделение основной проблемы (проблем) и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.

Этап III. Предложение концепций или тем для мозгового штурма.

Этап IV. Анализ последствий принятия того или иного решения.

Этап V. Решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

В ходе реализации кейс-технологии учитель создает кейс или использует имеющиеся; распределяет учеников по малым группам (4-6 человек); знакомит их с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организует работу в группах, определяет докладчиков; проводит общую дискуссию; оценивает деятельность учеников.

Возможны 3 стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:

учитель дает ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или информации;

при определенных условиях учитель сам отвечает на поставленные вопросы;

учитель молча ждет, пока ученики работают над проблемой.

Любой учитель, который захочет внедрить в свою практику кейс-технологию, сможет это сделать, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: кейс-технология должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей класса, интересов и потребностей учеников, уровня компетентности педагога и многих других факторов.

Согласно проведенным наблюдениям, младшие школьники на кейс-уроках работают более активно, целеустремленно, у них повышается стимул к получению прогнозируемого результата, отрабатывается мобильность и оперативность в групповой работе.

Таким образом, данная технология организации учебного процесса направлена не столько на освоение конкретных знаний, сколько на формирование у него метапредметной деятельности.

Анализ деятельности учителя начальных классов в организации учебной деятельности младшего школьника на основе кейс-технологии позволил выделить следующие её основные достоинства:

способствует эффективному формированию метапредметной деятельности у детей и достижению нового образовательного результата;

младшие школьники становятся активными участниками образовательного процесса; опыт и знания детей при обучении служат источником их взаимообучения и взаимообогащения;

весь класс включаются в процесс познания; совместная деятельность в освоении учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

младшие школьники, делясь своими знаниями и опытом деятельности, берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения;

младшие школьники в осуществляемой деятельности показывают не просто свое деятельностное состояние, но и формируются у них личностные качества, проявляемые в этой деятельности и др.

Процесс моделирования кейс-уроков является сложным, многоплановым и творческим, поскольку учителю необходимо упорядочить множество как своих действий, так и детей, сконструированных на основе иерархически выстроенных форм деятельности. Данная технология предполагает созидание, творческий подход не только со стороны учителя, но и учащихся.

Список литературы:

1. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении /А.М. Деркач // Специалист. – 2010. - №4. –С.22 -23.

2. Загашев И.О. и др. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб: Альянс-Дельта, 2003. – 284с.

3. Воронина, Ю.В. Современный урок окружающего мира в начальной школе: методическое пособие / Ю.В. Воронина. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2011. – 135с.

4. Прутченков, А.С. Технология "кейс-стади" в воспитании школьников. // Школьные технологии . - 2009. - №1.


-75%

Читайте также: