Педагогические технологии и их характеристики кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
  • Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  • Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В приведенных определениях педагогической технологии отражаются новые подходы и системные преобразования, происходящие сегодня в образовании, стремление педагогики соответствовать тем требования, которые предъявляются к ней как к науке, формирующей поколения, которые должны интегрироваться в новый меняющийся мир.

Признаки педагогической технологии

С развитием педагогических технологий возникает проблема определения того, в чем ее отличие от традиционной методики. В педагогических исследованиях, в частности в работах Г. Е. Муравьевой, мы читаем следующие мнения по этому поводу:

  1. Технология – это методика с жестко запрограммированным результатом, которого можно достичь и определенными средствами, предназначенными для достижения этого результата.
  2. Технология и методика – равнозначные понятия, но в последнем большее внимание уделяется личности ученика и учителя и способам их взаимодействия.
    1. Методика – более широкое понятие, она может включать в себя несколько технологий. В этом случае чаще всего методика и рассматривается в качестве целостной педагогической системы.

    Технология – это каркас, методика – оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии – в построении образовательного процесса, обеспечивающего заданный результат.

    Педагогическая технология начинается с диагностируемого целеполагания, где цели должны быть представлены в действиях ученика или эталонах этих действий; затем образовательные цели трансфор­мируются в адекватные им учебные задачи (обобщенные цели де­ятельности), предъявляемые учащимся в виде учебных заданий и составляющие основу их учебной деятельности; далее (в различных вариантах) проектируются блоки диагностики; структуры учебного процесса, методического инструментария педагога, организующего его управляющую деятельность, к которому относятся активные методы и средства обучения, методы интенсификация обучения, новые технологии обучения, контроля, коррекции и оценки результата с использованием.

    Е.О. Иванова указывает на то, что к наиболее важным признакам педагогических технологий относятся:

    • педагогическая идея, то есть определенная методолоческая, философская позиция (технология процесса передачи знаний и технология развития личности);
    • фиксированная последовательность педагогических действий, операций, коммуникаций, выстраиваемая в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом;
    • процесс взаимодействия учителя и учащихся с учетом их индивидуальных характеристик и дидактических принципов обучения;
    • воспроизводство любым учителем элемента педагогической технологии, что гарантирует достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
    • диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

    Основные методологические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям, (критерии технологичности) выделены Селевко Г .К.:

    • концептуальность – каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию;
    • системность – педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью;
    • управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
    • эффективность – педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного результата при оптимальных затратах;
    • воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

    Классификация педагогических технологий

    Существует множество различных классификаций педагогических технологий. Эти классификации создавались в различное время, и каждая из них несёт в себе авторскую особенность.

    Классификации образователь­ных технологий выполняются по широкому спектру оснований: по видам педагогического воздействия на учащихся; по возможности сочетания с традиционной системой обуче­ния; по компонентам методической системы обучения; по технологическим моделям обучения; профессионально ориентированные технологии и др.

    Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп

    Классификация педагогических технологий

    по требуемым ресурсам

    • технологии, реализуемые на отдельных этапах урока
    • технологии, охватывающие отдельное занятие
    • технологии, реализуемые в масштабах учебного предмета
    • технологии, требующие реорганизации педагогического процесса в учебном заведении
    • технологии, реализуемые с помощью технических устройств
    • технологии, реализуемые с помощью печатных материалов
    • технологии, предъявляющие особые требования к расстановке мебели в аудитории

    по целевой ориентации

    СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

    В условия, предъявляемые современными требованиями к образовательному процессу, хорошо вписываются известные педагогические технологии, направленные на развитие обучаемого, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и социализации:

    1. Технология проблемного обучения – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся через поисковые методы, постановку познавательных задач.
    2. Технология модульного обучения – обеспечение гибкости учения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки через использование самостоятельной работы обучающихся с индивидуальной учебной программой.
      1. Технология развивающего обучения – развитие личности и способностей через вовлечение обучаемых в различные виды деятельности, ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности человека.
      2. Технология дифференцированного обучения – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов учащихся через применение методов индивидуального обучения, создания возможности усвоения материала на различных планируемых уровнях.
      1. Активное (контекстное) обучение – такая организация активности обучаемых, при которой активно используется моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности.
      2. Игровое обучение – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений через использование игровых методов, позволяющих вовлечь обучаемых в творческую деятельность.
      3. Обучение развитию критического мышления – обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс с использованием интерактивных методов обучения, вовлечение учащихся в различные виды деятельности, соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление, рефлексия.

      ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

      При программированном обучении учащийся осваивает содержание небольшими порциями. После каждой дозы информации получает задание, а после выполнения – указание о правильности выполнения. Если задание выполнено правильно – переход к следующей порции материала, если нет – даются соответствующие пояснения и указания.

      Ключевые элементы программированного обучения:

      • подача материала небольшими порциями;
      • установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
      • предъявление ответа для самоконтроля;
      • варьирование указаний в зависимости от правильности ответа.

      Реализация

      Основным компонентом программированного обучения является обучающая программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, изложенный по темам, которые разделены на небольшие части, именуемые кадрами, удобные для усвоения. В этом материале отражено не только содержание подлежащего изучению предмета, но и программа действий, которую должен выполнять учащийся для овладения учебным материалом.

      Достоинства:

      • индивидуализация обучения;
      • большая самостоятельность и активность учащихся;
      • наличие постоянной процессуальной обратной связи между педагогом и учащимися.

      Ограничения

      Данная технология эффективна лишь в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации. Нецелесообразно программировать учебный материал, который носит описательный, образный и эмоциональный характер. Более подходящим для программирования является материал, содержащий факты, понятия, законы, правила, алгоритмы и т.д.

      ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

      Сущность модульного обучения состоит в разделении учебного процесса на относительно самостоятельные содержательно-технологические единицы (модули), включающие целевую программу действий, банк информации, средства обучения, методическое руководство для учащихся и систему контроля.

      Ключевые элементы:

      • четкая структуризация содержания обучения;
      • законченность и относительная самостоятельность блоков содержания;
      • наличие визуально представленного методического руководства для каждого учащегося;
      • индивидуальная скорость работы с учебным материалом;
      • контроль усвоения каждой порции учебного материала каждым учащимся.

      Реализация

      Основными средствами реализации модульного обучения являются модульная программа и учебные модули. Модульная программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, который разделен на большие или меньшие части, именуемые модулями, удобные для самостоятельного усвоения. Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.

      Модульная программа состоит из отдельных модулей, каждый из которых, в свою очередь, состоит из необходимого количества учебных элементов + 3:

      УЭ – 0 содержит интегрированную дидактическую цель модуля,

      УЭ – n-1 содержит резюме или обобщение материала модуля,

      УЭ – n содержит задания для выходного контроля.

      Наиболее распространенным способом оформления модулей является таблица, состоящая из трех столбцов (смотри таблицу 3.2). В первом столбце записываются номера учебных элементов, во втором – размещается подлежащий усвоению учебный материал, в третьем – методические рекомендации для учащихся.

      Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе. Однако до сих пор не теряют своей актуальности высокоэффективные педагогические системы Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Д.Локка, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. В 1970–1980-е гг. новые педагогические системы создали Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин и др. Среди отечественных авторов, занимающихся теоретическим обобщением новейших педагогических разработок, можно назвать Беспалько В.П., Кларина М.В., Матюнина Б.Г., Кукушина B.C., Селевко Г.К., Фоменко В.Т. Кларина М.В., Маврина С.А, Лихачева Б.Т., Щукина Г.И., Скаткина М.Н., Маркову А.К.

      Глава 1.Современные образовательные технологии.

      1.1.Понятие педагогической технологии.

      Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

      1.2. Краткая характеристика современных образовательных технологий.

      Развивающее обучение – это больше, чем технология, это дидактическая система . Но именно она дала толчок к активному применению нашими педагогами различных инновационных технологий. Авторы - Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. Это пионеры российской развивающей школы, пропагандирующие активное участие обучаемых в процессе обучения. Организация учебного процесса осуществляется в логике учебно-поисковой деятельности в режиме диалога. Мастерство учителя дидактической системы развивающего обучения заключается в умении создать учебную ситуацию, при которой у школьника проявляется потребность в изучении этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний. Основной единицей процесса обучения является проблемная ситуация. [5] Основными положениями развивающего обучения являются: развитие ребенка, в частности, развитие интеллекта, идет вслед за обучением; активное участие обучаемых в процессе обучения; обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом; осознание обучаемым значимости изучаемого материала; ведущая роль отводится теоретическим знаниям; стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности . [6]

      Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение). Авторы - Т.К.Донская, В.В.Фирсов, И.Э.Унт, А.С.Границкая. [7] Целевыми ориентациями технологии являются: обучение каждого на уровне его возможностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить шанс каждому ученику развивать свои потенциальные способности.

      Технология проблемного обучения. Самые популярные разработки этой теории предоставили следующие авторы - Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмудов, В.Оконь и др. Данная технология предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности участия по решению учебных проблем. В ходе урока ученик должен не только увидеть проблему, но и определить пути её решения пошагово, в удобном для него темпе, с учётом уже известного. Решая проблему, ученик должен контролировать траекторию продвижения к выводу, вносить коррективы, искать дополнительную информацию. Проблемный урок резко повышает мотивацию к обучению, особенно если проблема приближена к жизни.

      ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Разработчики - М.В.Моисеева, Е.С.Полат, М.В.Бухаркина, Захарова И.Г. Технология предусматривает Использование на уроках в школе информационных ресурсов Интернета в очной и заочной форме, в системе экстерната. Обучение в дистанционной форме, основанной на средствах информационных и коммуникационных технологий. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также обеспечивает каждому школьнику участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях. Среди современных информационных средств обучения наиболее активно используемыми являются: электронная почта, чат, чат-форумы, блоги, википедия. Совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств, являются мультимедиа. [8]

      Технология формирования ключевых компетентностей (метод проектов) Метод проектов предполагает такую технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а учитель организует сопровождение самостоятельной деятельности учащегося. Проблема должна быть всегда значима для ученика и завершаться созданием продукта. При осуществлении проектной деятельности изменяются функции участников процесса. Учитель – консультирует, мотивирует, фасилитирует, наблюдает. Ученик – выбирает (принимает решения), выстраивает систему взаимоотношений с людьми, оценивает. Этапы работы над проектом (поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный) имеют свои особенности в зависимости от возраста учащегося и вида проекта. В основе проектирования лежат метапредметные и надпредметные способы деятельности.

      Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и новых информационных технологий. Можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации, появляются новые современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные: библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции и др. [9] Авторы - Дж. Дьюн, Гузеев В.В., Пахомова Н.Ю.

      Тьюторами могут быть ученики, успешно усвоившие материал, или подготовленные в опережающем плане, ученики старших классов при организации обучения в разновозрастной группе. Выполняя такого рода работы, тьюторы сами продвигаются в собственной подготовке. Высокий уровень освоения материала в режиме технологии тьюторства объясняется тем, что школьники лучше понимают своих ровесников, им легче общаться с ними, ученики-тьюторы стараются передать информацию интересней, они знают что может заинтересовать их сверстников. Кроме того, у тьюторов высока степень ответственности за свою деятельность. Тьюторство можно использовать как в урочной, так и во внеурочной работе.

      Технология критического мышления. Технология критического мышления содержит оригинальные методы и средства выбора и обработки информации, умения критически ее оценить, осмыслить, применить.

      Этапы работы мастерской:

      Технология интеллект-карт. В основе майндмэпинга лежит теория радиантного мышления, предложенная Т.Бьюзеном, основанная на создание в сознании человека системы ассоциативных понятий. Суть технологии заключается в развитии у школьников способности воспринимать и перерабатывать различные виды информации, в разных графических и текстовых формах. Освоение информации учениками осуществляется через использование: визуального ритма, визуальной структуры, цвета, образов (воображения), графического представления информации, оперирования с многомерными объектами, пространственной ориентации, гештальта, ассоциаций.

      Глава 2. Теория и практика. Трудности внедрения современных образовательных технологий в процесс преподавания средней школе.

      Как практикующий педагог, я смогла изнутри проанализировать проблему внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс. Знакомиться с современными технологиями мы начали на педагогических советах уже более десяти лет назад. Призыв отказа от репродуктивных уроков и перейти к развивающему обучению носили тогда рекомендательный характер, но некоторые из педагогов сразу стали применять элементы инновационных технологий в своей работе. Большинство современных педагогических технологий предусматривает активное использование ИКТ, поэтому ещё семь лет назад всем педагогам было предложено обучиться работе на компьютере. Из двадцати трёх педагогов двое сразу же уволились (ушли на пенсию), объяснив своё решение принципиальным нежеланием осваивать новую технику. Остальные за эти годы стали уверенными пользователями ПК, но информационно-коммуникационные технологии в полной мере применяют не все. Среди причин, по которым ИКТ применяются учителем не в полной мере, называются: нехватка времени для создания собственных ЭОРов и ЦОРов, низкая скорость Интернета, нехватка знаний по созданию условий для сетевого взаимодействия, ухудшение здоровья из-за работы на ПК. В настоящее время только половина педагогов нашей школы освоили и успешно используют в своей работе все способы работы с информацией разных видов и на разных носителях.

      Сейчас все ученики нашей школы с 1 по 6 класс включительно учатся по новым образовательным стандартам. Переход на ФГОС заставил наших учителей поневоле осваивать инновационные технологии. Все уроки у всех учителей в нашей школе – развивающие, дифференцированное обучение обязательно для всех. Более 80% педагогов стараются сделать каждый урок проблемным. Технология проблемного обучения востребована почти всеми педагогами (за исключением учителей физической культуры), так как она помогает мотивировать учащихся, организовать частично-поисковую деятельность и самостоятельную исследовательскую деятельность так, как это требует новый стандарт. Технологией развития критического мышления пользуется пока только каждый второй педагог в нашей школе, ссылаясь на трудность их освоения. Опытным учителям с большим стажем гораздо легче самим изложить материал, чем организовать процесс поиска и освоения знаний учеником самостоятельно. Технологию проектной деятельности освоили и успешно применяют практически все педагоги, учителя начальной школы успешно используют педагоги начальной школы (20% коллектива), технологию тьютерства освоили педагоги-предметники старшего звена, где теперь практикуется элективное и индивидуальное углубленное обучение. Кейс-технологии, технологию интеллект-карт, ТРИЗ используют в своей работе единицы, так как не хватает времени для изучения и освоения этих инноваций. Между тем технология педагогических мастерских в нашей школе востребована и используется активно. Это можно объяснить тем, что в её основе методика коллективной работы, которая давно используется в школе (работа в парах, работа в группах).

      Для решения современных психолого-педагогических задач, стоящих перед нуждающейся в обновлении системой образования, важно кардинальным образом изменить приоритеты целей обучения. На первый план следует выдвигать развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, что является важным условием их психологической подготовки к жизни в социуме, к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свои действия, умение самоорганизовываться, критически осмысливать и оценивать происходящие процессы.

      Педагогические технологии в настоящее время базируются на теориях психодидактики, психологии, кибернетики, управления и менеджмента и понимаются как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. Однако любые образовательные технологии – еще не гарантия успеха. Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога.

      Еще раз следует подчеркнуть, что при новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры. Но, как видно из анализа внедрения современных образовательных технологий в нашей школе, несмотря на трудности и проблемы наши учителя постоянно повышают свой профессиональный уровень.

      Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

      Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

      Основные требования (критерии) педагогической технологии :

      Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

      Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

      - взаимосвязью его частей,

      Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

      Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

      Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

      Структура образовательной технологии

      Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

      · Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

      · Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

      · Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

      Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

      Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.

      К числу современных образовательных технологий можно отнести :

      · здоровьесберегающие технологии;

      · технологии проектной деятельности

      · технология исследовательской деятельности

      · информационно-коммуникационные технологии;

      · личностно-ориентированные технологии;

      · технология портфолио дошкольника и воспитателя

      · игровая технология

      · Здоровьесберегающие технологии

      Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

      Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

      В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :

      · от типа дошкольного учреждения,

      · от продолжительности пребывания в нем детей,

      · от программы, по которой работают педагоги,

      · конкретных условий ДОУ,

      · профессиональной компетентности педагога,

      · показателей здоровья детей.

      Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :

      1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

      2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

      3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

      4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

      5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

      7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

      2. Технологии проектной деятельности

      Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

      Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

      Классификация учебных проектов:

      Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

      Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

      4. Информационно-коммуникационные технологии

      Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

      Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи :

      · идти в ногу со временем,

      · стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

      · наставником в выборе компьютерных программ,

      · сформировать основы информационной культуры его личности,

      · повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

      Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

      Требования к компьютерным программам ДОУ:

      · Легкость для самостоятельных занятий детей

      · Развитие широкого спектра навыков и представлений

      · Развитие воображения, мышления, памяти

      · Говорящие словари иностранных языков

      · Простейшие графические редакторы

      · Обучение чтению, математике

      · Использование мультимедийных презентаций

      · предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

      · несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

      · движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

      · обладает стимулом познавательной активности детей;

      · предоставляет возможность индивидуализации обучения;

      · в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

      · позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

      Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий :

      · Недостаточная методическая подготовленность педагога

      · Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

      · Бесплановость, случайность применения ИКТ

      · Перегруженность занятия демонстрацией.

      ИКТ в работе современного педагога :

      1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

      2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

      3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

      4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

      5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

      1. Личностно - ориентированная технология

      Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

      Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

      В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

      · гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

      Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

      Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

      Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

      · постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

      · подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

      · оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

      · заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

      Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

      6. Технология портфолио дошкольника

      Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

      Существует ряд функций портфолио:

      · диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

      · содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

      · рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

      Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

      Педагогические технологии воспитателя ДОУ Цели (принципы) деятельности воспитателя ДОУ Виды работ, посредством которых реализовывалась каждая задача Результаты, достигнутые при решении.

      Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология.

      Педагогические технологии Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической.

      Педагогические технологии в работе воспитателя Педагогические подходы это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с учащимися,.

      Современные педагогические технологии настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых.

      Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

      Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

      Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская средняя общеобразовательная школа №10

      Статья

      Подготовила: учитель начальных классов

      Липинская О.О.

      Внедряемый в настоящее время Федеральный Государственный Образовательный стандарт нового поколения ориентирован на системно-деятельностный подход в обучении, что вызывает ряд трудностей у педагогов в связи с необходимостью перестройки всего процесса обучения, а в ряде случаев, и с сокращением количества учебных часов, отводимых на освоение отдельных предметов. Данные обстоятельства требуют широкого внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий.

      Проблема исследования состоит в том, что современные образовательные технологии, предложенные различными педагогами, являются актуальными для решения ряда проблем процесса образования, но, к сожалению, не находят широкого применения в практике педагогической деятельности.

      Объект исследования: современные образовательные технологии.

      Предмет исследования: теоретические и практические особенности современных образовательных технологий.

      Задачи исследования :

      - изучить литературу по проблеме исследования;

      - дать краткую характеристику современным образовательным технологиям.

      При выполнении работы использовались общенаучные методы сбора теоретической информации – анализ, синтез, обобщение, систематизация имеющихся в специальной литературе теоретических положений и материалов отдельных исследований.

      Под образовательной или педагогической технологией , согласно определению ЮНЕСКО, понимают системный метод создания и практического применения процесса преподавания и усвоения знаний, который учитывает человеческие и технические ресурсы, а также особенности их взаимодействия, и ставит своей задачей оптимизацию форм образования.

      Образовательной технологии присуща определенная структура. Структурными составляющими образовательной технологии являются:

      а) концептуальная основа;

      б) содержательная часть обучения, включающая в себя:

      • цели обучения, которые могут быть конкретными или общими;

      • содержание учебного материала;

      в) процессуальная часть, подразумевающая под собой технологический процесс, включающий следующие структурные компоненты:

      • организация образовательного процесса;

      • формы и методы деятельности учащихся;

      • формы и методы работы преподавателя;

      • деятельность преподавателя, направленная на управление процессом усвоения учебного материала;

      • диагностика процесса обучения. 1

      Образовательная технология, согласно мнению Г.К. Селевко, должна удовлетворять следующим методологическим требованиям:

      а) концептуальность : согласно данному требованию образовательная технология должна иметь под собой научную концепцию, которая включает дидактическое, социально-педагогическое и психолого-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

      б) системность : согласно данному требованию образовательной технологии должна быть присуща целостность и логическая взаимосвязь отдельных ее компонентов, то есть, она должна обладать признаками системы;

      в) управляемость образовательной технологии предполагает возможность целеполагания, планирования и проектирования обучающего процесса, а также диагностику результата и возможность его коррекции с посредством применения различных средств и методов;

      г) э ффективность , в соответствии с которой образовательная технология должна обеспечивать достижение заданного стандарта обучения;

      д) в оспроизводимость , согласно которой образовательная технология может быть применена не только ее автором, но и другими педагогами в образовательных учреждениях, совпадающих по типу осуществления образовательного процесса. 2

      Таким образом, особенность современных образовательных технологий заключается в том, что каждая из них разрабатывается в соответствии с определенным педагогическим замыслом, основу которого составляет определенная методологическая позиция автора-разработчика.

      Планирование и реализация образовательной технологии предусматривает наличие технологической цепочки операций, построенной в соответствии с целевыми установками, которые ориентированы на достижение планируемых результатов всеми обучающимися. Обязательной частью каждой образовательной технологии являются диагностические процедуры, которые должны предусматривать критерии, показатели и инструментарий для оценки результатов обучения.

      Функционирование образовательной технологии представляет собой результат взаимосвязанной деятельность преподавателя и учащихся на основе диалогового общения с учетом принципов дифференциации и индивидуализации процесса обучения, и оптимальным использованием при этом человеческих и технических возможностей. 3

      В настоящее время в педагогической практике используются различные образовательные технологии. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

      Технология развивающего обучения разрабатывалась Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым.

      Под развивающим обучением понимают такой процесс, в котором содержание, методы и формы организации ориентированы на потенциальные возможности человека и их реализацию. 4

      Основные дидактические принципы, которые лежат в основе развивающего обучения, были определены Л.В. Занковым:

      2. Ведущая роль теоретических знаний: состоит в том, что у ченик не просто заучивает теоретический материал, а раскрывает в нем существенные связи, открывая при этом закономерности между явлениями и процессами.

      3. Высокий темп изучения материала: приводит к тому, что при постоянном процессе изучения нового материала ученик невольно обращается к повторению старой информации, то есть повторение, как таковое, перестает быть обязательным образовательным компонентом.

      4. Осознание учащимися процесса учения: состоит в том, что у ченик должен задумываться над тем, что нового он узнал, зачем ему нужны полученные знания, с помощью каких приемов и методов он лучше запоминает изучаемый материал, как в соответствии с полученными знаниями меняются его представления о мире самом себе и т.д. То есть ученик осознает себя как субъектом учебной деятельности.

      5. Целенаправленная работа над развитием всех учащихся: заключается в том, что ученики не сравниваются друг с другом и не делятся по способностям. Основным постулатом данной образовательной технологии является то, что каждый человек уникален, он индивидуально должен продвигаться в своем развитии в результате сотрудничества с разными по развитию учащимися. 5

      Обучение является главной движущей силой психического развития учащегося, становления у него новых качеств памяти, внимания, мышления и других способностей. Продвижение в личностном развитии - основное условие глубокого усвоения знаний.

      Цели развивающего обучения можно определить следующим образом:

      - формирование у учащихся теоретического сознания и мышления;

      - передача ученикам в первую очередь не самих знаний, а способов умственных действий;

      - воспроизведение в процессе обучения логики научного познания.

      Особенность методики развивающего обучения составляет целенаправленная учебная деятельность, представляющая собой особую форму активности учащегося и направленная на изменение учеником самого себя как субъекта учения. Организовать такую деятельность - основная и наиболее сложная методическая задача педагога , которая может быть решена с помощью методов , включающих учеников в коллективный поиск. К подобного рода методам относится создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод коллизий, метод решения учебных задач, учебный диалог и др. 7

      Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение представляет собой не поиск конкретного выхода, а отыскании общего способа действия, применимого для решения целого класса сходных задач. Решить задачу теоретически в технологии развивающего обучения, значит найти решение не для конкретного частного случая, а для всех однородных примеров. При этом большую роль в отыскании способа решения задачи играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме. В подобной модели отображается общие закономерности, полученные и выделенные в ходе преобразования условий задания, которые фиксируют внутренние характеристики объекта и взаимосвязи между ними. Таким образом, учебная модель представляет собой продукт мыслительного анализа, сама являясь особым средством мыслительной деятельности человека.

      Технологии тьюторства были разработаны Дж. Ланкастером, С.В. Федотовой, А.А. Ремневым. В педагогике практикуется две формы тьюторства.

      В первом случае тьютором является педагог, основной функцией которого состоит в организации группового взаимодействие для решения поставленной перед учащимися проблемы, осуществления проекта, проведения исследования. При этом функция педагога состоит в том, чтобы указать, где можно найти информацию для решения образовательной задачи, а также в том, чтобы направлять поиск идей, оказывать помощь в том случае, если при решении проблемы ученики оказались в тупиковой ситуации и осуществлять контроль.

      Тьюторами могут быть не только преподаватели, но и ученики, которые хорошо усвоили материал или освоили его в рамках опережающего обучения. Учащиеся старших классов могут выступать тьюторами при организации обучения в разновозрастной группе. Технология тьюторства при этом показывает достаточно высокий уровень усвоения учениками нового для них материала. Это объясняется тем, что учащимся, с одной стороны, легче общаться со своими ровесниками, они лучше их понимают. С другой стороны ученики-тьюторы знают, что именно в рассматриваемом материале может заинтересовать их сверстников и ощущают высокую степень ответственности за свою деятельность.

      В современном педагогическом процессе тьюторство используется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 9

      Технология формирования ключевых компетентностей или метод проектов заключается в организации образовательных ситуаций, где ученик ставит и решает значимые для него проблемы, а педагог организует сопровождение самостоятельной деятельности учащегося. 10

      Использование проектной деятельности в процессе обучения обусловливает развитие у учеников познавательных интересов, их способности к самостоятельному конструированию своих знания, развивает умение учащихся ориентироваться в информационном пространстве и их критическое мышление.

      Важным условием успешного осуществления проектирования как образовательной технологии служит обеспечение собственной заинтересованности учащихся в приобретаемых ими знаниях. Задача педагога в этом случае заключается в том, чтобы показать, как полученные знания могут пригодиться ученику в дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Выбор темы проекта может быть определен педагогом с учетом учебной ситуации по предмету, или самими учениками, в первую очередь в тех случаях, когда проект имеет внеурочную направленность. Обязательным условием проектной деятельности является использование для решения учебной задачи исследовательских методов.

      Технология проектов может быть реализована в индивидуальной, парной или групповой самостоятельной деятельности учащихся в рамках обозначенного отрезка времени.

      Работа над проектом включает в себя несколько последовательных этапов:

      а) поисковый этап заключается в определении целей проекта, формулировке проблемы исследования; определении объекта и предмета исследования и выдвижении гипотезы;

      б) конструкторский этап характеризуется определением непосредственных задач и методов исследования, основных направлений работы. На этом этапе происходит поиск источников информации, а также, если работа ведется в группе, ее организация и распределение задач внутри группы.

      в) технологический этап включает в себя выполнение запланированных технологических операций, самостоятельную работу по группам, обмен и анализ собранной членами группы информацией, оценку результатов. На данном этапе составляется сценарий защиты проекта, который включает следующие структурные компоненты: название проекта; выдвижение и защита своей гипотезы с использованием слайдов, рисунков, схем, таблиц; выводы по проекту и ответы на вопросы;

      г) заключительный этап, который заключается в коллективном обсуждении, анализ результатов его выполнения. Результат проекта может быть представлен в виде реферата, презентации, альбома и др.

      Кейс-технологию, в соответствии с местом ее возникновения, называют еще Гарвардская технология. Для российской педагогики эта технология была адаптирована В.Д. Киселевым.

      Кейс-метод по сути своей может быть охарактеризован как специфическая разновидность проблемного обучения, в которой процесс разрешения обозначенной проблемы происходит за счет совместной деятельности учащихся. Определение проблемы и поиск путей ее решения происходит на основании определенного задания - кейса, являющегося, с одной стороны, техническим условием, с другой, источником информации для сознания различных вариантов действий.

      Проблема в кейсе может быть задана несколькими вариантами :

      первый вариант заключается в том, что об одном из необходимых элементов ситуации информация отсутствует. В этом случае задача заключается в реконструировании недостающей информации, ее соотнесении с уже доступной информацией и выделении проблемы.

      второй вариант заключается в присутствии неявного противоречия между элементами ситуации. 11

      Данный метод представляет собой образовательную технологию, предназначенную для краткосрочного обучения, на основе вымышленных или реальных ситуаций. Технология коллективного анализа ситуации направлена, в основном, не на освоение знаний, а на формирование у учащихся новых умений и качеств.

      Основной целью этой технологии является фиксирование, накопление и оценка личных достижений ученика за определенный период в различных видах деятельности: учебной, коммуникативной, творческой и др. 12 Выделяют несколько типов портфолио, среди которых можно отметить:

      Технология портфолио позволяет поддерживать и активизировать учебную мотивацию, способствовать развитию у учащихся умения ставить цели, планировать, организовать и оценивать свою деятельность.

      Современные образовательные технологии представляют собой совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые позволяют качественно реализовывать поставленные образовательные цели. В современной педагогике они рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма, так как именно они исследуют наиболее рациональные пути обучения и воспитания, формируя систему способов, принципов и регулятивов, которые применяются в обучении.

      В отличие от широко распространенных консервативных методов современные образовательные технологии направлены, в первую очередь, на развитие целостной совокупности личностных качеств учащегося. Они стимулируют и направляют развитие наследственных качеств. При этом у ученика помимо традиционно требуемых и контролируемых в качестве результата обучения системой образования знаний, умений и навыков происходит формирование способов умственных действий; механизмов самоуправления личности; эмоционально-нравственной и деятельностно-практической сфер.

      Наблюдаемые п озитивные сдвиг и в развити я личности учащихся подтверждает необходимость внедрения в педагогическую практику новых образовательных технологий. Однако применение данных технологий в практической деятельности учителей весьма ограничено, чаще всего применяются лишь отдельные их элементы. Что, на наш взгляд обусловлено требуемым от учителя высоким уровнем самоотдачи.

      2. Селевко Т.К. Современные образовательные технологии / Т.К. Селевко - М: Народное образование, 1998. – 256 с.

      3. Митина Н.А. Современные педагогические технологии как средство интенсификации учебного процесса в высшей школе / Н.А. Митина, Т.Т. Нуржанова //Молодой ученый. - 2014. - №2. – 995 с.

      4. Пешкова В.Е. Педагогика. Курс лекций (5 частей) / В. Е. Пешкова – Майкоп: изд-во Адыгейского Государственного университета, 2010 – 650 с.

      6. Войтина Ю.М. Шпаргалка по общим основам педагогики; 2-е изд.- М.: Аллель, 2008.-№89. - 85 с.

      7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. - М.: Академия, 2003. - 272 с.

      10. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.А. Новикова // Народное образование. - № 7. - 2000.

      2 Селевко Т.К. Современные образовательные технологии / Т.К. Селевко - М: Народное образование, 1998. – 256 с., с. 19.

      3 Митина Н.А. Современные педагогические технологии как средство интенсификации учебного процесса в высшей школе / Н.А. Митина, Т.Т. Нуржанова //Молодой ученый. - 2014. - №2. – 995 с., с. 794-797.

      4 Пешкова В.Е. Педагогика. Курс лекций (5 частей) / В. Е. Пешкова – Майкоп: изд-во Адыгейского Государственного университета, 2010 – 650 с., с. 288.

      6 Войтина Ю.М. Шпаргалка по общим основам педагогики; 2-е изд.- М.: Аллель, 2008.-№89. - 85 с.

      7 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. - М.: Академия, 2003. - 272 с.

      10 Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.А. Новикова // Народное образование. - № 7. - 2000. – с. 151-157.

      Читайте также: