О дивный новый мир анализ кратко

Обновлено: 07.07.2024

Главная проблематика состоит в искусственном равенстве всех людей, биологическом тоталитаризме, разделении общества на касты. Подобный суррогатный мир не способен по-настоящему удовлетворить потребности мыслящих и разумных людей. Поэтому-то некоторые герои-альфы не могут приспособиться к подобному миру, они чувствуют себя абсолютно одинокими и отчуждёнными. Часто инакомыслящие не в состоянии терпеть этот уклад, именно поэтому они вынуждены отправляться на отдалённые острова и выживать там до конца дней. Как говорил сам Монд, индивидуальность этих людей настолько развилась, что они стали непригодны для жизни в этом обществе.

Смысл концовки книги

Дикарь, или Джон, ошибся, возлагая огромные надежды на новый мир. Он разочарован в девушке, в которую по-настоящему влюбился, в своей матери, в общественном укладе и просто в жизни. Находясь по большим влиянием и впечатлением от пережитых событий, Дикарь покидает мир и возвращается с свободную и лишённую предрассудков природу. Чтобы забыть свою любовь, он молится, борется со своими греховными желаниями, вызывает у себя рвоту и приносит себе увечья. Джон вновь попадает в объективы камер и снова становится мировой сенсацией. К его лагерю слетаются различные вертолёты, на одном из них была его бывшая возлюбленная. Увидев её, Дикарь не выдерживает, набрасывается на неё с оскорблениями и бьёт бичом. Он так и не смог простить ей её поведения, её неспособности истинно любить и быть верной. Толпа, находившаяся вокруг под влиянием наркотика, даже не осознала происходящего. Происходит массовая животная оргия, к которой присоединяется и Джон, поддаваясь своим искушениям. Позже придя в себя, Джон, раздавленный чувством вины за совершенное и крахом своей надежды, кончает свою жизнь самоубийством.

Концовка удручает и заставляет чувствовать абсолютную безысходность. Разумные и свободные люди не способны выжить подобном обществе. То самое меньшинство не имеет шансов на существование в дивном новом мире. Всевозможными способами они будут уничтожаться и покидать это общество, не желая находиться там, где нет ни любви, ни семьи, ни свободы.

События развиваются в новом государстве, которое получает звание Мирового. Идет 632-год эры, названной Стабильной.

Эта эра получает также название Форда, который является не только правителем автомобильной компании, но и самим господом Богом для граждан.

При этом автор подчеркивает и утопические детали произведения, автор рассказывает о естественном программировании людей, которое может решить многие социальные проблемы разделения людей. Таким образом, автор решает все злободневные проблемы человечества, разделения на государства не существует, все подчиняются одному высшему и мировому правительству в единственном экземпляре.

В таком мире, не существует войн, нет эпидемий, которые стремительно распространяются по всему миру.

Единственным минусом существующего общества является то, что в жертву принесли нравственность и культуру, институт семьи и брака был полностью разрушен, а возможность выбора полностью упразднили.

Существует разделение на касты. Альфы – это первосортные люди, которые занимают высшие должности чиновников. Беты составляют пары для Альф, это женщины, которые наделены интеллектом, они всегда выглядят красиво и привлекательно, готовы исполнять все порученные ими обязанности.

Гаммы, дельты и эпсилоны – простые рабочие люди, которые вынуждены работать обслуживающим персоналом.

Все люди появляются из зародышей, которые живут в равных и специально подготовленных условиях. Им дается разное специальное воспитание, которое в будущем будет соответствовать их будущей касте.

Основной проблемой произведения является то, что равенство, которое создано искусственным образом, совершенно не удовлетворяет людей, способных мыслить. Они понимают, что это все простой тоталитаризм. Так ключевые герои, которые являются альфами, не могут почувствовать себя частью общества, они постоянно чувствуют одиночество, которое буквально гложет их изнутри.

Главным парадоксом является то, что без разумных людей общество просто не может существовать, так как они программируют всех неразумных на будущие действия. Они ответственны за счастье остальных людей, которые намеренно лишены разума.

Поэтому, произведение достойно внимания, оно описывает острые социальные проблемы, ищет пути их решения, при этом подчеркивая не позволительную грань.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа О дивный новый мир Олдоса Хаксли

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой новеллу, повествующую о детях, основной темой которой является описание последствий бездумных поступков.

В первую очередь все зависит от стойкости человека, если он силен духом, то сможет пережить эту потерю и найти в себе силы на реализацию нового проекта. А вот для слабых духом людей такая потеря мечты может привести к полной утрате смысла жизни.

Представить жизнь без мечтаний нельзя. Каждый из нас когда – либо хотел воплотить ту или иную мечту в реальность. В детстве все люди очень любили помечтать, но зачастую их мечты больше напоминают шутки.

Язык — это основа любой национальной культуры, важная часть в жизни людей. Особенности быта, традиций, истории обязательно отражаются на языке, поэтому можно смело утверждать, что пока жив язык

В 1910-м начале 1920 годов в литературе появилось новое художественное направление под названием футуризм. Само слово футуризм произошло от латинского слова futurum, что в переводе означает будущее

Олдос Хаксли О дивный новый мир - Каменный лес Stone Forest

Иногда возникает ощущение, что часть авторов получает известность благодаря тому, что в свое время смогли предсказать развитие событий будущего. При жизни литературные труды таких писателей читали значительно меньше, чем после смерти, так как будущие потомки, восхищенные поразительными сходствами их реального мира и мира фантазийного, логичным образом оказываются поражены пророческим даром авторов. Современники же литераторов в основной своей массе считали их откровенными шизофрениками.

Курд Лассвиц, к примеру, в своих предсказаниях оказался не столь точен и изощрен, поэтому тот же роман “На двух планетах” остается в тени работ его современников. Но начало 20 века было и без того богато на талантливых последователей Жюля Верна, охваченных магией научной фантастики. И между некоторыми из них происходили настоящие литературные “баттлы”.

К примеру, взять того же Герберта Уэллса и Олдоса Хаксли. Их идеологические представления о развитии человечества были столь кардинально противоположны, что Хаксли в ответ на утопическое мировоззрение Уэллса отвечал не просто парой абзацев в газетной колонке, а целыми романами. Возмущенный радужными настроениями уэллсовских утопий “Современная Утопия” и “Люди как боги”, Олдос Хаксли просто-таки громит поклонника социализма пессимистическими откровениями в своем самом ярком и могучем произведении “О дивный новый мир”.

Содержание

Немного об авторе

Не вдаваясь в подробности описания деталей детства, становления Хаксли и его личной жизни, обратимся сразу к периоду, когда его взгляды на мироустройство изменились под градом критических мыслей. Все это происходило на фоне происходящих в мире событий: урбанизация, моторизация, электрофикация и прочие прелести технологического бума не вызывали в сознании Олдоса Хаксли оптимистичных настроений.

Рост значимости капитала единовременно производил перемены в аристократическом кругу. Знатные богачи превращались в никчемных ряженых ретроградов, а молодые бедняки обретали невиданное могущество за считанные годы. Развитие технологий обращали некогда великие народы и государства в отсталые племена, а недавно считавшиеся псевдогосударствами республики выходили на первый план и начинали диктовать свои условия.

Олдос Хаксли - Каменный лес Stone Forest

Олдос Хаксли

Да и в целом начало 20 века – период диктатуры. Причем учебники истории раньше описывали диктатуру личностную, когда некий тиран могучей волей подчинял себе целые народы. Теперь же на повестке дня идеологические диктатуры: одни ставят на кон нацию, другие классовость, а третьи капитал.

Хаксли было плевать, какова подоплека становления диктатуры. Ведь что бы ни пряталось за идеологическим занавесом, на самом деле из центра внимания общества пропадает сам человек. Индивидуальность, важность и значение конкретной личности стираются. И если раньше в этом можно было обвинять политизировавшуюся в Европе церковь, то теперь она является уже врагом всех, кто посягнул на неприкосновенность человеческой индивидуальности. Уже церковь начинает напоминать, что каждый отдельный человек – дитя Божье и крайне значим для Создателя.

Зрелого уже писателя Олдоса Хаксли крайне возмущала радостная реакция на происходящее коллег по цеху. Герберт Уэллс, истинный фанат Советского союза и персонально Ленина, проводник идей социализма в капиталистической Европе, крайне позитивно оценивал технологический взрыв, ведущий к развитию всей цивилизации. Причем Уэллс вошел в пантеон славных писателей как раз-таки антиутопическими работами (те же “Машина времени” или “Остров Доктора Моро”), но по мере погружения в идеи социализма росла вера в рабочий класс, несущий прогресс.

И вот в “Современной Утопии” Уэллс берется описывать, какой чудесной могла бы быть жизнь в параллельной вселенной, где все подчинено труду, классовости, единому центру управления. Возмущенный такой постановкой вопроса Олдос Хаксли берется продемонстрировать обратную сторону медали такого мира, показать, во что превращается жизнь обычного человека, и чему может быть посвящено его существование.

Сюжет

В идеальном мире будущего нет проблем, нет болезней, нет в сущности старости, можно заниматься беспорядочными половыми связями, человек избавлен от бремени семейной жизни. Звучит красиво, но это лишь одна сторона медали. Общество разделено на касты, а перейти из одной в другую нереально. Все дело в том, что лишенный института семьи социум освобожден от деторождения. Этим процессом всецело заняты научные лаборатории.

В условиях созданных гигантских людских инкубаторов ученые научились выращивать уже сформировавшихся граждан. Как категория общества, дети вообще отсутствуют, так как на них приходилось бы тратить слишком много времени и ресурсов. Выращенные в инкубаторе люди появляются уже в зрелом возрасте, даже обладая специальностью. Причем специальность эта определяется будто техническое задание на заводе: пришел план на профессию металлурга, вот вам 100 мастеров в области металлургии. И чтобы сильно не усердствовать, их делают как под копирку, одинаковыми, с идентичным клеточным строением.

Генетика в этом идеальном мире достигла таких грандиозных высот, что кастовое разделение планируется как раз в лабораториях. Самые умные и талантливые люди делаются индивидуальными и выпускаются в социум только в качестве замены кому-то умершему. Аналогично происходит и с обслуживающим персоналом этой элитной касты. Менее значимые по статусу плебеи выпускаются с людского конвейера без каких-либо мыслей о лучшей жизни, без амбиций и стремления к карьерному росту. Если таким предначертано всю жизни мыть полы, он и будет этим заниматься. Таким образом правительство общества будущего контролирует не только численность популяции на планете, но и внутренний баланс, субординацию, иерархию, стараясь на корню задушить какие-либо социальные брожения.

brave new world aldous huxley - Каменный лес Stone Forest

Жизнь в таком мире наполнена исключительно положительными эмоциями, безмятежностью и вселенским наслаждением. Но только для одной касты. Все остальные обречены на рабское существование в угоду избранным. У таких подневольных людей нет ни шанса на изменение сложившегося положения, потому что уже на генетическом уровне в них заложена абсолютная покорность, бунта от таких ждать не стоит. И они удовлетворены своей участью.

Единственный шанс что-то изменить – ждать, когда искусственная идиллия наскучит кому-то из представителей элиты. И таким бунтарем стал Бернард Макс, являвшийся представителей высшей касты, но при этом отличавшийся от всех остальных и физически и ментально. Это щуплый и скромный мужчина, который традиционному разврату и оргиям нового мира предпочитает уединение и моногамию. Он влюблен в девушку Линайну, и это чувство терзает его душу, так как Бернард прекрасно понимает, что девушка является типичным представителем общества и постоянные отношения ее не будут интересовать на генетическом и психическом уровне. Она так запрограммирована.

Но влюбленный Бернард не теряет надежды приоткрыть Линайне глаза на действительность, показать, что на самом деле важно и ценно в окружающем мире. Тем более что и он вызывает у нее интерес из-за своей обособленности и неординарности. Так начинается их свидание за пределами обычного мира, в резервациях для дикарей, живущих по старым устоям.

Эта поездка в резервацию примечательна старым конфликтом Бернарда со своим начальником на работе. Бернарду всегда прилетали претензии за одиозные мысли относительно существовавшего мироустройства. Его дерзкие слова и недовольства воспринимались как ментальная революция, способная заразить кого-то еще, а это угроза общему балансу. Так вот Бернард узнал, что когда-то этот директор тоже побывал в резервациях. В ту поездку произошло ЧП, и его спутница пропала. Директор вернулся без нее и решил закопать в песках памяти это происшествие.

Какого было удивление Бернарда, когда он все-таки встретил эту спутницу директора. И мало того, много лет назад она родила от этого директора сына. В резервациях это обычное дело, но для цивилизованного мира просто нонсенс и шок. В том мире слова “мама” и “папа” – табу.

Познакомившись поближе с Джоном, выявленным сыном директора, у Бернарда возникает смелая идея – привезти юношу в свой мир и показать его всему развитому свету. Таким образом, он бы убил двух зайцев одним ударом: уничтожил бы карьеру придирчивого деспота-директора и заодно показал бы миру альтернативу. Ведь Бернард был восхищен Дикарем Джоном: его страстностью, пылкостью, живой натурой и чистым сознанием, готовым впитывать море новой информации, но не готовым поступаться с собственными принципами ради мифических и чуждых его душе общественных устоев и благ. И приезд Джона действительно стал важным событием в жизни социума будущего.

В равной степени и Джон ожидал перемен: обретение отца, преображение матери (как бывшей жительнице этого диковинного цивилизованного мира), любовь, новые знания и умения. Но в противовес собственным ожиданиям, Джон, став предметом всеобщего изучения и внимания, начал утомляться от цивилизации, от ее устоев, а заодно и разочаровываться в людях. Отец после появления Джона и его матери с позором бежал от всех, мать, являясь всецело продуктом современного мира, вновь погрязла в его наслаждениях. Линайна, в которую так страстно и беспамятно влюбился молодой Дикарь, ранила его своей развязностью, похотью и доступностью. А Бернард, который все это время был другом Джона, настолько был воодушевлен лавиной внимания к собственной персоне, как к официальному представителю Дикаря, что попрал собственные бунтарские принципы по отношению к миру имени Генри Форда и стал наслаждаться своей ролью со всеми вытекающими обстоятельствами.

Категоричный отказ от устоев цивилизованного мира вынудил Джона бежать за его пределы, стать изгоем. Аскетичный образ жизни был молодому человеку по душе, он сгорал от стыда, увиденного и прочувствованного в новом мире. Все это было чуждо его устоям и мировоззрению. Но и здесь современный мир догнал его. Настолько велик был интерес к Дикарю, что общество не смогло отпустить его просто так.

Ворвавшись в новую обитель Джона, люди будущего осквернили ее массовой оргией, в которую вовлеки и самого Дикаря. Очнувшись после развратной вечеринки и после опьянения сомой (замена наркотикам, алкоголю и никотину), Джон осознал произошедшее и понял, что не сможет жить с таким грузом самоуничижения и саморазочарования. Единственный выход – самоубийство.

Иерархия Дивного нового мира Олдоса Хаксли - Каменный лес Stone Forest

Иерархия Дивного нового мира

Примечательной особенностью романа “О дивный новый мир” стал не факт описания технологичного мира будущего в формате антиутопии, не сатирические нотки относительно такого социума и даже не запрятанные в именах и фамилиях героев пасхалки, посвященные знаковым фигурам политики и истории (Бернард Маркс = Бернард Шоу + Карл Маркс; Бенито Гувер = Бенито Муссолини + Герберт Гувер и т.д.). Олдос Хаксли, сколько бы он не презирал такое мироустройство и сколько над ним не насмехался, в конечном счете признает грядущую победу за таким миром будущего. Победу над человечностью, индивидуальностью, сакральностью жизни.

Его произведение – предупреждение, что, однажды пойдя по такому пути преобладания интересов социума над личностными потребностями, человеческая цивилизация приведет себя к безликому и антигуманному будущему. Где грязь и похоть будут поощряться, а чистота и душевность низводиться до ранга дурного тона и даже греха. Где роль Господа Бога займет Генри Форд.

Естественным следствием такого мирового порядка будет уничтожения истории народов и стран, стирание с лица земли важных знаний, противоречащих утвержденным канонам, а недовольные будут либо истреблены физически, либо насильно переформатированы. Все устремления направлены на баланс в обществе, каждый должен думать о всех и всецело подчинять собственные интересы общему благу. Даже после смерти трупы сжигают и отправляют часть выделений в производство.

“Служить счастью, особенно счастью других, гораздо труднее, чем служить истине, – если ты не сформирован так, чтобы служить слепо.”

Главноуправляющий Мустафа Монд

Когда по ходу чтения рождается надежда, что борцов с новым порядком становится все больше, они появляются один за другим, в умах типичных представителей кланового социума зарождают бунтарские мысли, моментально приходит мощнейшее разочарование. Страх перед переменами душит беспощадно. Бернард погрязает в наслаждениях, от которых он так долго и упорно шарахался, а позже вообще был сослан за пределы цивилизованного общества; Гельмгольц Уотсон попадает в опалу правительства, хотя являлся видным научным деятелем; Линайна как осенний листок плыла по течению бунтарских мыслей, а затем снова вернулась в струю привычных обществу беспорядочных половых связей и наркотического блаженства сомы. Но самая драматичная развязка связана с Дикарем Джоном. Он единственный не смог ужиться со вспыхнувшим диссонансом в душе. Горькое разочарование в цивилизованном мире и в себе, поддавшемся этим искушениям, заставило наложить на себя руки. Пластмассовый мир победил.

Слабость человеческой натуры, оказавшейся в описанных условиях мира будущего, не даст шанса вернуть все к прежнему порядку вещей. И Олдос Хаксли напрямую об этом говорит. Обратной дороги не будет, бездушная цивилизация, забывающая о ценности каждой человеческой жизни в отдельности, пережует в последствии любой бунт. Масса довольных жизнью зомби своими же руками уничтожит всякое проявление свободы мысли.

И, стоит сказать, Олдос Хаксли очень близко описывает наш современный мир. Нам необходимо внимательно присмотреться к тому, что действительно ценно, а что стоит отложить в сторону как деструктивное явление. Иначе впереди нас всех ждет век абсолютного разврата, а от всех проблем мы будем прятаться в идиллии наркотического блаженства.

О дивный новый мир

Пост навеян прочтением романа Олдоса Хаксли "О дивный новый мир" ( Aldous Huxley " Brave New World" ) о новом обществе потребления.

Краткое содержание романа "О дивный новый мир" Хаксли
Действие романа "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли разворачивается в далеком будущем, в мире потребления. Все люди живут в одном государстве, вся их жизнь стандартизирована до мельчайших деталей, каждый знает свое место и обязан подчиняться всему тому, чему каждого члена общества учат почти с рождения.

Люди уже не рождаются естественным образом - их "производят" в специальных фабриках-инкубаторах. Производство людей осуществляется, исходя из имеющихся заказов с производств, еще до рождения определяется, каким будет человек: какого роста, пола, уровня развития, привычек и т.п.. Все программируется и задается без учета желания самих людей. Каждую касту людей учат профессии на всю жизнь, а также тому, как вести себя, методом гипнопедии, когда во сне человеку многократно проигрываются правила его жизни, которые человек усваивает настолько сильно, что действительно подчиняется им всю свою жизнь. При этом членам низших каст внушается уважение к членам высших каст, в то время как высшие касты должны недолюбливать низшие.

В обществе нет понятий семьи, брака, слова "мать" и "отец" считаются неприличными, а все некогда естественное - грязным и противным. Люди живут в режиме "взаимопользования", половые партнеры меняются, постоянные связи не приветствуются, одиночество же считается ненормальным. Хорошее настроение вызывается постоянным употреблением легкого и относительно безвредного наркотика сомы. Не приветствуется наличие мнения, отличного от мнений остальных, критика сложившейся системы, отказ от принятых образцов поведения, куда входят "фордослужения", встречи, единения, "неправильная" половая жизнь и т.п.

В этом обществе большинство людей чувствует себя совершенно комфортно, они живут без всяких мыслей о том, что все может быть иначе, что индивидуальность людей - это большая ценность и явление, которое устои общества не имеют права занижать и низводить до чего-то неправильного и неприличного. В таком обществе всегда есть люди, которые чувствуют себя одиноко и не комфортно, люди чаще всего неординарные и "излишне" способные (в человеческих инкубаторах при выращивании людей принято удалять "ненужные" способности). Одним из таких людей является Бернард Маркс, член высшей касты. Он не обладает сильным характером, несгибаемой волей, но отчетливо понимает, что общество функционирует по сомнительным правилам. Другой - друг Бернарда Гельмгольц Уотсон, который, в отличие от Бернарда, как раз обладает и силой воли, и характером, чтобы выступить против сложившихся устоев.

Бернард Маркс симпатизирует Ленайне (Ленине) Краун, молодой красивой девушке, работающей в инкубаторе. Бернарда раздражает, что она и ее окружение относятся друг к другу как к куску мяса, договариваясь о совместном времяпрепровождении прилюдно, ничего не стесняясь. На него же она первоначально не обращает внимания, так как его внешность ничем не примечательна. Тем не менее они договариваются поехать в сохранившуюся индейскую резервацию, где жизнь все еще происходит "по-старому", где люди живут в семьях, где женщины естественным образом рожают детей, где есть религия, традиции и обряды. Ленайну это посещение приводит в совершенный ужас, а Бернарда - нет. Они находят в этой резервации женщину, которая некогда была рождена в "новом" мире, но много лет назад попала в резервацию, родила там ребенка и прожила много лет. Она все это время страдала из-за того, что ее ценностные установки противоположны ценностям индейцев. Из-за этого, ее сын Джон (Дикарь) не был принят индейцами, но не был своим и в "новом" мире.

Дикарь Джон уходит из Лондона и поселяется в заброшенном маяке, но очень быстро снова становится знаменитостью, так как случайные свидетели видели, как он бьет себя бичом. К нему начинают приходить репортеры и просто зеваки. Увидев среди зевак Ленайну, он бьет ее бичом и, ужаснувшись всего пережитого накануне, он заканчивает жизнь самоубийством на следующий день.

Смысл
Роман Олдоса Хаксли "О дивный новый мир" показывает, каким могло быть общество, если бы в нем был провозглашен принцип отказа от индивидуальности и неумеренного потребления: жизнь без забот, проблем, религии, семьи. Все были бы одинаковыми, однородными, жили бы без страстей, накала. Тем не менее, этот "новый мир" не стал бы менее жестоким, чем "старый" - в нем не комфортно достаточно большому количеству людей: ученым, религиозным деятелям и просто умным незашоренным людям. Трудно в этом мире и тем, кто верит в индивидуальность человека, в его право на одиночество и на распоряжение своей собственной жизнью.

Вывод
В своем антиутопическом романе "О дивный новый мир" Олдос Хаксли рисует картину утопии. Данное утопическое общество настолько близко к идеалу, что в общем-то даже не выглядит безумным, скорее привлекательным для воплощения: в нем нет войн, терактов, проблем между людьми, голода и т.п.. Но на мой взгляд, "правильная" утопия обязательно бы в себя включала большое количество злоупотреблений власть имущих по отношению к обычным людям, применение силы вместо закона, грызню за ограниченные ресурсы, пороки перепотребления общих ресурсов, полнейшее отсутствие эффективности труда, деградацию общества без конкуренции и т.п. Олдос Хаксли в своем романе "О дивный новый мир" это описывать почему-то не стал. Несмотря на это, книга понравилась. Рекомендую читать роман "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли!

СМС-рассылка - эффективный инструмент привлечения новых покупателей и удержания старых. С помощью СМС Ваши потребители смогут получать оперативную информациию о статусе заказа, необходимости пополнить счет или Ваших актуальных акциях и скидках.

СМС-рассылка - отличный способ повышения прибыли. Используйте СМС-рассылки для Вашего бизнеса на полную мощность!

Читайте также: