Педагогические приемы формирования контрольно оценочной деятельности учащихся начальной школы

Обновлено: 02.07.2024

Итак, первая фаза учебного года может занимать от двух до четырех недель и составляет основное содержание первого месяца учебного года – сентября.

Основные ее задачи:

- определить уровень тех знаний, способностей и возможностей учащихся, которые будут необходимы им в данном учебном году для дальнейшего движения в учебном процессе;

- провести коррекцию тех знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, и тем самым восстановить способы и приемы работы, которые могли быть утрачены в ходе летнего перерыва;

Образовательный процесс в этой фазе может строиться особым образом – через организацию концентрированного обучения, что, с одной стороны, даст возможность в более сжатые сроки поставить предметные задачи года, с другой стороны, организовать индивидуальную коррекционную самостоятельную работу учащихся вне уроков с публичным предъявлением результатов обучения.

Третья (рефлексивная) фаза учебного года является необходимой составляющей всего образовательного процесса. Она состоит из следующих этапов:

- подготовка, проведение итоговой проверочной работы;

Таким образом, основными педагогическими условиями разворачивания контрольнооценочной деятельности младших школьников должны стать:

1) безотметочная система оценочная как основа, с одной стороны, для изменения учебной мотивации школьников в сторону увеличения учебно-познавательной составляющей, с другой стороны, построения контрольно-ооценочной самостоятельности младших школьников;

3) поисково-исследовательский тип предметного содержания, ориентированный на решение системы учебных (проблемных ) задач, ориентированных на поиск и конструирование разных способов учебно-познавательной деятельности;

4) ориентация в педагогической деятельности не на методы обучения, а на методы учения школьников, направленные на формирование желания и основы умения учиться;

2.2. Педагогические приемы, средства и организационные формы формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников

Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связана прежде всего с формированием индивидуального учебного действия. К сожалению, в практике начальной школы недостаточно разработаны педагогические средства реализации субъективной стороны умения учиться.

Индивидуальное учебное действие прежде всего понимается как инициативное и ответственное учебное действие. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания. [10]

Общий принцип, задающий способ работы с детьми, есть переходность (поляризованность) в действиях учителя и учащихся.

Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:

Ниже для примера можно привести одну из проверочных работ в 1-м классе (первое полугодие), которая ориентирована не только на проверку знаний учащихся программного материала, но и на начало формирования действий контроля и оценки учащихся:

1. Выдели в тексте отдельные высказывания:

Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпа-ютсяптичкиулетают.

2. Напиши по одной строчной и заглавной букве, которые ты уже умеешь писать правильно и красиво

3. Правильно ли разделено слово на слоги ? Если есть ошибки, исправь их.

4. Определите мягкость или твердость согласных в следующих схемах:

5. Первоклассники написали первый свой диктант из 6 имен:

Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша

По каким трем показателям (критериям) ты можешь оценить эту работу.

1) ____________________ 2) _____________________ 3) ___________________

6. Придумай слово, в котором 1 слог, 2 согласных и 2 гласных звука

К педагогическим средствам, направленных на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности, можно также отнести:

Итак, перечисленные выше некоторые педагогические условия, средства, формы организации образовательного процесса, проверенные экспериментальным путем в ряде школ РФ могут достаточно эффективно помочь учителю начальных классов формированию действий контроля и оценки у учащихся как основы для становления умения учиться в основной школе [15] .

Для осуществления переноса в массовую практику педагогической технологии формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников необходимы определенные условия:

2) в одиночку (отдельным учителям) за реформирование системы контроля и оценки лучше не браться. Задача построения технологии безотметочного оценивания по силам только коллективу всей школы, включая и основную, и старшую. Начиная работу по этой проблеме в первом классе, необходимо иметь перспективу движения в этом направлении на последующих этапах образования;

Имея такие внутренние созревшие условия, можно начинать работу с педагогическим и родительски коллективами школы по освоению педагогической технологии безотметочной системы оценивания (повышение квалификации для учителей, разработка нормативно-правовой базы, разъяснительная работа среди родителей и т.п.)

Только после выполнения всех этих условий возможно приступить в школе к реализации выше обозначенных идей без ущерба как для детей, так и для всего образовательного процесса в школе. В противном случае, либо мы будем иметь лишь формальный переход к другой системе организации учения младших школьников без серьез качественно новых последствий для образования детей, либо последует очередное Постановление высших органов Управления образованием о запрете использования безотметочного оценивания, как это уже было ни раз в истории нашего советско-россйского образования. [16]

[1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2001, с. 3.

[2] Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001, с. 37.

Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.,2001, с. 34 – 35.

[3] Аспекты модернизации российской школы. Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., ГУ ВШЭ, 2001, с. 114.

[6] Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка // Под ред. Е.Д. Божович. МПСИ, 1999, с. 8.

[8] Воронцов А.Б., Цукерман Г.А. Рекомендации по организации перехода ребенка от одной ступени к другой: из начальной школы в основную // Материалы для слушателей курсов. М., 2001, с. 48.

[10] Свиридова О.И., Лутошкина В.Н. Урочно-занятийная форма взаимодействия учителя и детей как условие развития учебной самостоятельности младших школьников // Сб. Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч.2.- Красноярск, 1997.- с.113-118

[12] Чошанов М.А. Америка учится считать: инновации в школьной математике США.- Рига: Эксперимент, 2001.- с.176-183.

[14] Для эффективного использования учебных занятий учителю необходимо будет пересмотреть свое отношение к календарно-тематическому плану, а администрации школы – к учебному расписанию как стабильному, долгое время не меняюшемуся действию.

[15] Вне содержания данной статьи остался важный вопрос о контрольно-оценочной деятельности учителя за формированием контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника, но это уже предмет для рассмотрения в рамках другой статьи.

[16] В настоящее время в серьез на уровне Министерства образования РФ обсуждается вопрос о переводе российской школы на многобалльную систему оценивания, что на наш взгляд, может сильно осложнить работу в направлении формирования контрольно-оценочных механизмов у учащихся.

Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связана прежде всего с формированием индивидуального учебного действия. К сожалению, в практике начальной школы недостаточно разработаны педагогические средства реализации субъективной стороны умения учиться.

Индивидуальное учебное действие прежде всего понимается как инициативное и ответственное учебное действие. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания. [10]

Общий принцип, задающий способ работы с детьми, есть переходность (поляризованность) в действиях учителя и учащихся.

Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:

Ниже для примера можно привести одну из проверочных работ в 1-м классе (первое полугодие), которая ориентирована не только на проверку знаний учащихся программного материала, но и на начало формирования действий контроля и оценки учащихся:

1. Выдели в тексте отдельные высказывания:


Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связано с формированием индивидуального учебного действия.

В связи с этим, одна из задач учителя начальной школы организовать в классе деятельность так, чтобы учащиеся могли работать в разных образовательных пространствах и свободно переходить из одного в другое. Подобный переход должен стать общим способом работы в классе.

Приведу только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:

К педагогическим средствам, направленным на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности, можно также отнести нижеприведённые приёмы.

Разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-х классов.

В рамках разновозрастного сотрудничества центральными являются уроки, целью которых -организация контроля и оценки младших школьников. Тексты самих работ, критерии оценки, заготовки оценочных листов и т.п. готовят учащиеся другого класса, например пятиклассники готовят урок для второклассников.

Место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Подобная работа учащихся в начальной школе ставит своей целью заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, решая прежде всего задачи коррекции своих знаний и умений, а также возможности выхода за пределы учебного материала класса.

Организация и проведение учебных занятий.

Такой тип работы проводится с малой группой детей и по времени может не быть жестко регламентирована.

Итак, перечисленные выше некоторые педагогические приёмы, средства, формы организации образовательного процесса могут достаточно эффективно помочь учителю начальных классов формированию действий контроля и оценки у учащихся как основы для становления умения учиться в основной школе.

Аннотация. В статье изложен опыт работы коллектива учителей начальной школы по формированию и развитию контрольно–оценочной самостоятельности младших школьников. Предложены структурированные формы, методы, приёмы, описаны разработанные средства развития контрольно–оценочной самостоятельности учащихся.

Аннотация. В статье изложен опыт работы коллектива учителей начальной школы по формированию и развитию контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников. Предложены структурированные формы, методы, приёмы, описаны разработанные средства развития контрольно – оценочной самостоятельности учащихся.
Ключевые слова: контрольно-оценочная самостоятельность, средства оценивания, методы контроля и оценки.

Основная цель современной общеобразовательной школы – формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личностной ответственности учащихся. Акцент в содержании современного образования перемещается с предметных знаний, умений и навыков учащихся на развитие у них самостоятельности учебных действий. Освоение оценочного звена деятельности учения может стать основой будущей учебной самостоятельности младших школьников.

Перед коллективом учителей гимназии стояла задача изменения условий обучениятаким образом, чтобы большинство учащихся учились на основе познавательных потребностей, и лишь по отношению к меньшей части учащихся требовались бы, как исключение, особые меры побуждения.

Проблема исследования заключается в противоречиимежду востребованностью в современном педагогическом сообществе знаний об эффективных способах развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся и недостаточной разработанностью указанных способов как условия формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Следующим этапом стало включение в оценочную деятельность самих учащихся. На этом этапе ученики знакомятся с основами оценочной деятельности по алгоритму:

– осознание учащимися целей оценивания (зачем оценивать?);

– знакомство с предметом и критериями оценивания (что оценивать?);

– знакомство с видами оценивания (как оценивать?);

– формирование у учащихся умений самооценивания;

– формирование у учащихся отношения к другому человеку как ценности (желание помочь).

С помощью эвристической беседы по технологической карте О.И. Барановой [1] ученики приходят к выводу – оценивание нужно для того, чтобы:

– знать уровень знаний, умений, развития человека (ученика);

– знать, что делать дальше (как планировать дальнейшую учебно-познавательную деятельность).

Далее провели анкетирование по выявлению терминологических представлений учащихся по КОС.

В рамках инновационной деятельности были разработаны и применялись следующие средстваразвития контрольно-оценочной самостоятельность учащихся:

– тетрадь достижений учащихся по всем учебным дисциплинам начальной школы;

– карточки для рефлексии и алгоритм работы с ними;

– алгоритмы пошагового контроля

Приведём пример карточки для рефлексии, составленной О.А. Медведевой к уроку математики.

Карточка для рефлексии

Составитель О.А. Медведева.

Я знаюединицы измерения времени.

Я могуправильно записывать время.

Я умею определять времяпо часам с циферблатом.

Я умеюанализировать текст задачи.

Я умеюоформлять краткую запись задачи.

Я справился(лась)с решением простой задачи.

Я справился(лась)с решением составной задачи.

Я умеюсравнивать выражения.

Я умеюнаходить значение разности.

Я сегодня был(а) в учебной деятельности.

Я доволен(льна)своей работой на уроке [2].

Опишем алгоритм работы с карточками для рефлексии.

Цель:формирование у учащихся умения осознанно определять собственное знание/незнание (умение/неумение) по теме урока (по ключевым понятиям, фактам, законам, правилам, решению задач, проверке орфограмм и т.п.)

В планируемых результатах начального общего образования [3] это умение отнесено к группе регулятивных и формулировки звучат следующим образом:

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– адекватно воспринимать оценку учителя.

Цель: формирование прогностических умений учащихся и умений планирования собственной деятельности.

Шаг 3. Учащиеся забирают карточку для рефлексии по уроку домой для самоконтроля и контроля родителями пройденного материала с помощью данной карточки (ещё раз по тем же пунктам повторяют, добиваются уверенного ответа «Я знаю… Я умею… .) /Если не доволен своей работой на уроке, то почему?: что мне мешает? (неуверенность, нежелание, непонимание, как это преодолеть…?).

Нами были также структурированы формы, методы и приёмы развития контрольно-оценочной самостоятельность учащихся.

Форма – это способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

На третьем (обобщающем) этапе формы контрольно-оценочной самостоятельности были дифференцированы по количеству участников, по месту проведения, по способу проведения, по времени проведения.

По количеству участников: самопроверка, самооценка;взаимопроверка, взаимооценка;комплексная самопроверка взаимопроверка, комплексная самооценка и взаимооценка.

По месту проведения: самоконтроль в классе, самоконтроль дома.

По способу проведения: устная самопроверка, взаимопроверка; письменная самопроверка, взаимопроверка.

По времени проведения (виды контроля): предварительный (входной) самоконтроль и взаимоконтроль; текущий самоконтроль и взаимоконтроль; рубежный (периодический) самоконтроль и взаимоконтроль; итоговый самоконтроль и взаимоконтроль.

Метод – это путь, способ достижения цели. Приём – составная часть метода.

На втором (организационно-практическом) этапе работы инновационной площадки применялись следующие методы и приёмы:

Критериальный метод (введение критериев для самооценивания и взаимооценивания работ учащихся).

Эталонный метод (сопоставление с эталоном).

Эталонный ответ ученика по вопросу с последующим правом консультирования и экзаменования.

На третьем (обобщающем) этапеинтенсивно применялись следующие методы:

Алгоритмический метод (пошаговый контроль; контроль по предложенной схеме, алгоритму; контроль по предложенному или самостоятельно составленному плану).

Применение алгоритмов пошагового контроля при выполнении заданий по различным учебным предметам .

Рефлексивный метод (ретроспективный самоанализ и самооценка).

Заполнение карточек для рефлексии по уроку

Ведение тетради достижений учащихся по всем учебным дисциплинам начальной школы.

Инструментарием контроля достижений учащихся для учителя являются:

– сводные таблицы по каждому предмету;

– листы индивидуальных достижений.

В конце 4 класса учитель каждому ученику для перехода на следующую ступень обучения заполняется индивидуальный оценочный лист.

Методические рекомендации по реализации предложенного комплекса форм и методов развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий младших школьников.

1. Теоретическая готовность педагогов и учащихся к развитию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников:

1) для учителей – посредством самообразования, изучения материалов федерального государственного образовательного стандарта в области оценивания достижений учащихся; материалов, представленных в сборнике научно-практических материалов по теме инновационного проекта;

2) для учащихся – освоение терминологического аппарата посредством методов анкетирования и эвристической беседы.

2. Поэтапность реализации комплекса форм и методов развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся:

1) составление перечня формируемых универсальных учебных действий учащихся;

2) диагностика исходного уровня сформированности личностных, предметных и метапредметных УУД;

3) применение критериального и эталонного методов;

4) применение алгоритмического и рефлексивного методов;

5) применение метода экспертных оценок, игрового метода, метода тестового взаимоконтроля, методов анкетирования, эвристической беседы (использование в рамках всех перечисленных выше методов соответствующих им приёмов, средств развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся при вариативном применении различных форм контрольно-оценочной самостоятельности: по количеству участников, по месту проведения, по способу проведения, по времени проведения).

3. Соблюдение условий формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся:

– Отказ от отметки как инструмента учительского одобрения или неодобрения действий ученика.

– Искреннее признание педагогом полномочий учащихся в оценивании.

– Совместная разработка оценочных критериев работы.

– Режим сотрудничества при корректировке самооценки ребенка.

– Признание педагогом права учащегося на ошибку.

Продуктом инновационной деятельности учителей начальной школы гимназии №25 г. Краснодара является:

– составленный перечень средств, форм и методов развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся;

– разработанный и апробированный комплекс форм и методов развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся.

сборникнаучно – практических материалов.

Ссылки на источники

  1. Баранова О.И. Формирование оценочной деятельности младших школьников (технологическая карта): учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2010.
  2. Баранова О.И., Медведева О.А.Развитие контрольно-оценочной самостоятельностиучащихся начальных классов как условие успешногоформирования универсальных учебных действий младшихшкольников: учеб.-метод. пособие / под общ. ред.О.И. Барановой. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014.
  3. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М., 2010.

Medvedevа Olga,
head teacher of primary school, high school №25 Krasnodar
BaranovаOlga,
рed. nauk candidate, associate professor of VPO "Kuban State University", Krasnodar
Formation control - estimated independence elementary school students
Abstract. The article describes the experience of the team of primary school teachers for the formation and development of control - estimated independence of younger students. Proposed structured forms, methods, techniques, described developed a tool for development control - estimated independence of pupils.
Key words: сontrol - estimated autonomy means of evaluating, monitoring and evaluation techniques.

References

  1. O.I. Baranova Formation of the estimated activity of younger students (routing): ucheb method. allowance. Krasnodar, 2010.
  2. Baranova O.I., Medvedev O.A. Development control and evaluation independence of pupils of primary school as a condition of successful formation of universal educational actions younger students: ucheb method. Manual / under total. Ed. O.I. Baranova. Krasnodar Kuban State. University Press, 2014.
  3. Expected results of the initial general education / ed. G.S. Kovalev O.B. Loginov. 2 nd ed. Moscow, 2010.

Баранова О.И. Формирование оценочной деятельности младших школьников (технологическая карта): учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2010.

Баранова О.И., Медведева О.А.Развитие контрольно-оценочной самостоятельностиучащихся начальных классов как условие успешногоформирования универсальных учебных действий младшихшкольников: учеб.-метод. пособие / под общ. ред.О.И. Барановой. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014.

Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М., 2010.

Читайте также: