Перспективный план работы по духовно нравственному воспитанию в доу

Обновлено: 18.05.2024

Система духовно – нравственных ценностей закладывается с детства, поэтому на сегодняшний день образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры; оно является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.

Цель. Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

воспитание уважительного отношения к труду.

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников, осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий образовательного учреждения. Все мероприятия направлены на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ: развитие творческих способностей воспитанников, формирование духовно-нравственных качеств личности, совершенствование форм и методов работы с родителями, выявление лучшего опыта работы.

Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет)

Формы обучения

Экскурсия в школу.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе.

Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества. Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе защитников русской земли. Формировать патриотическую память.

Ручной труд (изготовление подарков маме).

Праздник, посвящённый Дню матери.

Развивать духовно – нравственный потенциал дошкольников; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей.

Знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей.

Познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадовать близких; познакомить с традиционным видом рождественского театра – вертепом.

Познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и традициям русского народа.

Рассказать о народных традициях празднования Масленицы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками, сказкой.

Беседа: "А у книжки именины!"

Вечер развлечений "В гостях у сказки".

Развивать интерес к книге, как к источнику знаний. Расширять и уточнять представления детей о книгах и их значении в жизни общества.

Экскурсия в лес.

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ответственность человека за окружающую среду.

Выставка рисунков, посвященная Дню Победы.

Экскурсия к памятнику.

Участие в митинге.

Воспитание гуманной, толерантной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества

Создание условий для успешной адаптации в школе.

Библиографический список:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в старшей группе

Совместная деятельность

взрослого и ребенка

Раздел 1. Устроение мира. Наш красивый добрый мир.

1. Приглашение к путешествию

Уточнять представления о близких ребенка (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), о том, как они заботятся о нем (готовят вкусную еду, покупают одежду, игрушки и т.д.); побуждать детей к разговору о заботе близких, их любви.

Воспитывать активное проявление чувства любви к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать хорошим поведением, заботливостью; чувство благодарности и признательности.

2. При солнышке тепло, при матери добро

Воспитание любви и уважения к матери, сравнение отношений к детям матери и мачехи, объяснить понятие сирота, многодетная мать.

Улучшать взаимоотношение в семье.

Воспитание в душе ребенка гармоничного видения мира.

Продолжать воспитывать у детей любовь к маме, бабушке; учить любить и уважать своих близких.

Познакомить детей с нормами буддийской и христианской этики, объяснить, как были устроены отношения в красивом, добром мире, почему они изменились; напомнить, что в душе человека горит неугасаемый огонёк совести, который подсказывает, что хорошо, что плохо.

Беседа о добрых и плохих привычках. Учить детей анализировать свои поступки.

Продолжать знакомство детей с нормами буддийской и христианской этики. Учить детей слушать, делать выводы. Учить понимать какие дела являются добрыми.

Предложить детям рассказать какие добрые дела они совершили за последнюю неделю.

Формировать представление о традициях, об отношениях к лентяям в старину.

Воспитывать у детей желание проявить себя, участвовать в общем деле. Развивать личностные качества.

Чтение произведений о русском быте, рассматривание иллюстраций, репродукций картин.

Дать детям сведения что такое природа, что она нуждается в нашей заботе и внимании, рассказать детям что мы можем сделать для того чтобы сохранить природу.

Рассказать детям, что каждый человек имеет свою Родину, это то место, где он родился, вырос и живёт.

Опросить детей, что они считают своей родиной. Дать задание нарисовать своё любимое место, где они любят гулять, играть.

научить детей с помощью пластилина, солёного теста, бумажной массы, глины – конструировать фигурку домика. Развивать внимание, воображение и мелкую моторику детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному дому.

Побеседовать с детьми о том, за что мы любим место в котором мы живём. Объяснить связь между нашим отношением к дому и тому, как этот дом выглядит. Попросить детей представить, как будет выглядеть их собственный дом, когда они вырастут.

Показать детям из каких деталей нужно лепить свой Дом Будущего – конус, куб, шар или цилиндр.

дать детям целостное наглядное представление об историческом прошлом России. Развивать у детей интерес к истории страны.

Рассказ о истории России.

Дать представление о мире, в котором живёт человек как о даре человеку, ввести детей в понимание мира как доброго и красивого творения.

Готовимся к путешествию. Вопросы детям: что мы увидим, узнаем, научимся, что будем делать?

Наблюдение за конкретными явлениями и объектами окружающего мира (Время суток (день, свет), небо, земля, вода, растения, солнце, птицы, насекомые, животные, люди).

Объяснить детям понятие Творец.

Подвести детей в финале пути к тому, что весь мир вокруг нас – прекрасен и он последователен, что всё существует не зря и мир необходимо беречь и охранять.

Вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение.

Дать детям сведения о том, что есть такой церковный праздник - Рождество Христово, помочь ощутить чувство радости от данного церковного праздника.

Изготовить вместе с детьми Рождественский вертеп.

Обсудить смысл увиденного, ответить на вопросы детей.

Рассказать, что на этот праздник принято дарить сувениры, показать детям, как их изготовить.

Научить детей самостоятельно составлять рассказ о своей семье, уточнить знания детей о том, кто старший в их семье, а кто младший из родственников. Дать понятие генеалогического древа, учить детей составлять схемы своих родственных связей. Развивать и активировать словарный запас. Воспитывать уважение к старшему поколению.

Учить детей слушать рассказ на историческую тему. Воспитывать патриотические чувства к родному краю. Развивать логическое мышление путём соотнесения времени и событий.

Рассмотреть исторические фотографии хронологии развития Республики Бурятия и г. Улан-Удэ.

Зачитать детям историческую справку о появлении поселений в Бурятии.

Раздать детям принадлежности для аппликации.

Дать детям представление о красоте родного края в зимний период.

Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать внимание и коммуникативные возможности детей при помощи беседы.

Наблюдение за птицами и животными, подчеркнуть красоту окружающего пейзажа.

Вспомнить с детьми как зимуют в лесу животные, птицы, насекомые.

приобщение детей к истокам бурятской национальной культуры закреплять знания детей о бурятских народных праздниках. Эмоционально и выразительно исполнять стихи, благопожелания. Развивать у детей интерес к бурятскому языку, желание говорить и общаться на нём. Расширять представления детей об обрядах и традициях бурятского народа. Продолжать учить детей активно включаться в национальные игры. Воспитывать уважение и интерес к народным праздникам.

Познакомить детей с официальными и исторически обоснованными символами России и РБ. Развивать любознательность и интеллектуальные способности детей путём вовлечения в обсуждение темы занятия. Воспитывать духовно-нравственную культуру дошкольников путём изучения истории России.

Рассмотреть иллюстрации к стихотворениям.

Пояснить, что все стихотворения о России и являются её символами.

Учить различать характер и темп музыки, продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке.

Побеседовать с детьми на тему того, какие животные и птицы живут в наших лесах. Прослушать аудиозаписи голосов птиц и животных.

Воспитывать у детей чувство гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков.

Дать детям представления о православном празднике Масленица; развивать и поддерживать любовь к культуре своего народа.

Праздник во дворе детского сада по сценарию муз. руководителя

Воспитывать у детей чувство милосердия, доброты, любви к ближним и негативное отношение к любому злу, жадности, грубости и т.п.

Кукольный театр с Петрушкой

Формировать представление о послушании и не послушании, показать необходимость послушания как возможности избежать многих неприятностей, скорбей, несчастий. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев.

Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета. Развивать умение выделять по признакам нужный образ – Хозяйки. Воспитывать отрицательное отношение к лени.

Знакомим с помощью наглядного материала с укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.

Научить детей обобщённым способам изготовления поделок, передать знания и умения и способствовать формированию ручных умений. Развивать фантазию и выдумку. Воспитывать способность к

Рассмотреть с детьми изделия русских народных промыслов: глиняные игрушки - свистульку, дымковскую барышню, гжельскую посуду, кружева, бурятские орнаменты.

Изготовление бурятского головного убора.

Расширить представление детей о быте жителей Бурятии много лет назад, пояснить, чем занимались хозяева и хозяйки в деревнях. Развивать образное мышление и воображение детей. Воспитывать патриотические чувства и уважение к старшему поколению.

Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями.

Рассмотреть исторические фотографии, как выглядела Бурятия много лет назад, пояснить, чем традиционно занимались женщины и мужчины на селе.

Рассказать, что делали дети в далёком прошлом, и какие обязанности у современных детей.

Попросить детей поделиться своими впечатлениями об увиденном.

Дать детям сведения о том, что есть церковный праздник - Пасха Христова, помочь ощутить чувство радости от данного праздника. Развивать мелкую моторику и художественный вкус детей при раскрашивании пасхальных сувениров. Воспитывать понимание детьми своего места в семье, деятельного участия в домашних делах. Воспитывать интерес к православным традициям русского народа.

Предложить детям раскрасить заготовки яиц, соблюдая аккуратность и пользуясь определённой палитрой цвета.

На примерах объяснить детям, что если настоящая благодарность человеку за доброе дело – это доброе дело в ответ, т.е. помощь в чём-либо.

Попросить детей рассказать о своих добрых делах кому-то из своих знакомых, друзей, членов семьи.

Рассмотреть с детьми картинки с изображением добрых дел .

Беседа с детьми

Во время экскурсии по дацану рассказать детям, зачем люди его посещают. Рассказать детям, что мантры нужны для того, чтобы обращаться к Всевышнему, благодарить его за то, что он создал наш мир и направляет нас к добрым делам.

Показать детям на примере, как люди с помощью добрых дел благодарят других.

Подводя итог, поблагодарить детей за то, что они хорошо работали во время занятия.

Подобрать для итоговой выставки лучшие работы воспитанников за год. Учить детей выполнять оформительские работы, пользоваться клеем. Развивать мелкую моторику и эстетический вкус. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус при формировании выставки.

По итогам предыдущих занятий выбрать лучшие художественные работы для выставки.

Поручить детям, раскрасить буквы для заголовка стенда.

После формирования экспозиции попросить каждого из детей провести экскурсию по выставке.

Воспитывать интерес к русским народным традициям.

Развивать у детей умение отгадывать загадки.

Познакомить детей с разными сортами яблок.

Интегрированное комплексное занятие с просмотром презентации по данной теме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Перспективное планирование

по духовно – нравственному

воспитанию детей

Для детей подготовительной группы

Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Обучающие задачи:

Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;

Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать духовно – нравственные чувства;

Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);

Воспитывать любовь к родной природе.

Развивающие задачи:

Содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

Методические приемы

Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста)

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете.

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Рассматривание семейных фотографий.

*Моя улица, домашний адрес.

*1 сентября – День знаний.

*27 сентября- День воспитателя детского сада.

Экскурсия по улице.

Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.

Проводы в школу выпускников детского сада.

Беседа о труде воспитателя.

Бог-творец мира, нашего общего дома.

Формирование форм словесной вежливости

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием.

Рассказ об истории создания Тамбова.

День пожилого человека.

Встреча с родителями (рассказ о профессиях).

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.

Рассказ преподавателя воскресной школы о внутреннем устройстве храма: иконостас, алтарь и светильники в храме.

Экскурсия по историческим местам города Уварово.

Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Знакомство детей с хохломской росписью.

Рассматривание семейных фотографий.

Составление генеалогического древа (с родителями).

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание иллюстраций

Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

Рассказ воспитателя о встрече Нового года.

Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.

Рассматривание фотографий из архива детского сада.

Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.

«Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей.

Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.

Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.

Рассматривание иллюстраций.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Беседа о русской народной песне.

Рассказ воспитателя о русских богатырях.

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

Рассказ воспитателя.

Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.

Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.

Целевые прогулки к памятникам героям войны.

Встречи с воинами Российской армии.

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.

Рассказ о матрёшке.

Рассказ о народном костюме.

Беседа о русских обычаях встречи весны.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Беседы о маме.

Утренник, посвящённый женскому празднику.

Продуктивная деятельность: подарки мамам и бабушкам.

Рассказ воспитателя.

Рассказ воспитателя о мастерах Палеха.

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание портретов, иллюстраций.

Рассказ преподавателя воскресной школы о Вербном воскресенье, о Пасхе.

Рассматривание Красной книги Тамбовской области.

Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.

Беседа о русской избе и национальной кухне.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Беседа о семье.

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ преподавателя воскресной школы.

Список используемой литературы:

Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2003.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Автор: Хлебникова Ольга Аркадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Крыловская ООШ"
Населённый пункт: село Крылово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Перспективный план работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников
Раздел: дошкольное образование

Старший воспитатель – Хлебникова Ольга Аркадьевна

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

в подготовительной группе.

д о ш к о л ь н и к о в

н а р о д н о й

к у л ь т у р ы .

Задачи для развития ребенка:

детскому саду, улице, селу.

Формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности через

ознакомление с родным краем.

Формировать гражданскую позицию и патриотические

чувства к прошлому,

настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою

Расширять представления детей об истории, культуре, традициях и людях родного

Формировать чувство сопричастности:

-к родному дому, семье, детскому саду, селу, стране;

-к культурному наследию своего народа;

- к природе родного края;

6. Развивать интерес к русским традициям и промыслам родного села.

7. Формировать активную позицию родителей в воспитании гражданина России.

Читайте также: