Педагогические идеи сорока росинского кратко

Обновлено: 08.07.2024

Педагогические взгляды Виктора Николаевича Сорока-Росинского.

В. Н. Сорока-Росинским были выработаны и сформулированы принципы новой педагогики коллектива как наиболее необходимого инструмента для воспитания трудновоспитуемых детей.

В школе для трудных подростков создал мастерские, в которых дети занимались различными ремеслами.

Разработал методику преподавания русского языка в средних классах.

В. Н. Сорока-Росинский в период всеобщего увлечения трудовой школой – плетением корзин, изготовлением пособий, обработкой грядок – имел незаурядную смелость придать своей школе иную направленность – на творческую интеллектуальную познавательную деятельность.

Тонкий психолог и психиатр, он подобрал верные ключи к исковерканным войной и лишениями душам своих питомцев . Многие из них были богато одаренные натуры, но с искалеченной психикой. Но главным воспитателем в школе оказывалось творчество. Журналы, которые создавали сами подростки, спектакли, постоянно ставившиеся педагогами и их воспитанниками, увлекали всех атмосферой соревновательности, стремления подняться к вершинам творчества. Дух напряженной интеллектуальной деятельности заражал всех. Неудивительно, что из питомцев школы вышли десятки писателей, ученых, художников.

Одной из характерных особенностей воспитательной системы, созданной в школе имени Достоевского, было всемерное стимулирование художественной деятельности, пробуждение и развитие у детей интереса к литературе, создание общей творческой атмосферы. Любой воспитанник имел право на выпуск своей газеты, своего журнала, право на полемику. Здесь не было жесткого контроля и навязывания мнений. Как подлинный педагог-гуманист он умел направлять импульсы, приходящие извне и находящие отклик в школьной среде, в русло работы самопознания, общественной активности, формирования личности. В этом была одна из главных черт педагогической системы В.Н. Сороки-Росинского.

Школа, руководимая В.Н. Сорокой-Росинским, не знала социальных различий. Там учились ребята из разных семей – рабочих, ремесленников, интеллигенции, даже аристократов. Столь же различны по происхождению были и педагоги. Учителя и ученики жили общей жизнью, жизнью школы, со всеми ее повседневными заботами, радостями и драмами, не ведая социальных различий. Это было, пожалуй, основное, что отличало школу от внешнего мира, как бы многочисленны ни были взаимосвязи. Работая в условиях антигуманной среды, В.Н. Сорока-Росинский и его сподвижники воспитывали в детях гуманизм.

Опыт школы имени Достоевского, как и других воспитательных учреждений, возглавляемых видными педагогами-гуманистами 20-х годов, неповторим во всех своих деталях, ибо он слагается из бесчисленных обстоятельств, которые никогда не вернутся вновь. Но останется главное, характерное для этих коллективов – общий гуманистический настрой, преданность педагогов своему делу, преданность общечеловеческим ценностям и зреющее на этой почве понимание их воспитанниками чувства гражданственности, веры в будущее, понимание того, что оно достижимо и ради него стоит работать.

Думая о том, чем важен опыт В.Н. Сороки-Росинского для новой российской школы, стоящей на пороге XXI века, хочется, прежде всего, сказать о его понимании роли культуры, значения постижения знаний для гуманистического и гражданского воспитания молодежи. С этим неразрывно связано уважение к личности ребенка или подростка, основанное на сочетании требовательности и доброты. Опыт Виктора Николаевича учит педагога умению уважать интересы ребенка, и, формируя эти интересы, быть готовым к пересмотру своей собственной педагогической позиции, если она оказывается насилием над личностью воспитанника. И, наконец, вся деятельность В.Н. Сороки-Росинского, как и его педагогические размышления, – это постоянный поиск истинно гуманистических отношений между учителями и учащимися, высокая требовательность к профессиональным и личным качествам учителя.

Осмысливая путь, пройденный Виктором Николаевичем, вчитываясь в его работы, видишь главный мотив, звучавший на протяжении всей его жизни: чувство любви к Родине, к своему народу. В.Н. Сорока-Росинский всегда стремился делать то, что было нужно его стране – будь то размышления о путях развития русской национальной школы или перевоспитание трудных детей. Какие бы тяготы ни выпадали на его долю, вера в силы народа позволила ему выстоять и остаться в нашей памяти.

В.Н. Сорока-Росинский – это известный ученый, педагог, основатель знаменитой Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Достоевского.

Он разрабатывал основы педагогической деятельности, базирующейся на гуманистических началах, выступающей в учениях автора источником истины и блага.

Деятельность ученого приходится на первую половину XX столетия. Он придерживался деятельностного подхода в воспитании, был сторонником воспитания в трудовой деятельности, основанного на национальных началах и признании индивидуальности каждого воспитанника.

По мнению Сороки-Росинского, в основе эффективной воспитательной и образовательной деятельности лежит опора на гуманистические принципы: любовь к детям, сотрудничество с ними, доброта, дружба, взаимопонимание, уважение.

Педагогическая система, разработанная В.Н. Сорока-Росинским, основана на:

  1. Деятельностном подходе.
  2. Гуманистических отношениях в образовательной среде, независимо от индивидуальности ребенка, трудности применения к нему стандартных методов и приемов, сложности воспитания конкретного ребенка, неподдаваемости воспитательному воздействию.
  3. Включение в образовательный процесс игровой деятельности, методов интеллектуального развития, трудового обучения, доверительных бесед и самоуправления.
  4. Игровой деятельности как основной форме образования в школе. Предлагалось включение в образовательный процесс большого количества учебных занятий в течение одного дня – 10-12 уроков, но реализуемых в форме игры.
  5. Доверительном взаимодействии с учащимися и воспитанниками. Это означает, что педагог проводит доверительные беседы, убеждая детей в важности или верности чего-то.

Виктор Николаевич Сорока-Росинский относится к педагогам-новаторам. Он разработал инновационные пути развития системы образования, воспитательной деятельности, выдвинул идею об эффективности коллективного воспитания и развития трудных детей и подростков. Также, будучи учителем русского языка и литературы, он разработал методику преподавания данных дисциплин в средней школе.

Готовые работы на аналогичную тему

Этапы воспитательного процесса по технологии В. Н. Сороки-Росинского

Сорокой-Росинским была создана педагогическая технология воспитательной деятельности, ориентированная на создание социально развитой личности, способной к жизнедеятельности в современном обществе, участию в разных направлениях его деятельности, профессиональному становлению, преодолению социальной дезадаптации и асоциального поведения.

Данная технология была разработана Росинским в период его руководства школой для беспризорников. Сорока-Росинский работал с трудновоспитуемыми детьми, создавая из них полноценных и полноправных граждан общества. Они активно участвовали в трудовой деятельности, творческом процессе, развивали свой интеллект. Творчество лежало в основе работы данной школы и стало своеобразным способом развития граждан, выпуском известных людей, деятелей искусства и культуры.

Реализация воспитания, согласно педагогической технологии Росинского осуществляется в несколько этапов:

  1. Диагностирование особенностей развития конкретных детей и подростков. Здесь, изучались параметры развития ребенка и его поведение. Диагностировалось наличие отклонений в поведении подростков: жестокость, совершение противоправных действий, стремление к насилию разного рода, замкнутость, недоверие. Исходя из данных диагностики разрабатывались направления воспитательной деятельности в отношение конкретных учащихся. Здесь, исследовалась ресурсная база учебного заведения, профессионализм и опыт деятельности педагогов.
  2. Организация познавательной деятельности на основе мотивации к ней. Обучение строилось на основании дифференцированного подхода. Дети разделялись на группы на основании идентичных потребностей и интересов. Познавательная работа не проходила изолировано от других видов деятельности. познание было связано с творчеством, физическим развитием. Элементы игры включались в учебную работу и пронизывали все сферы познания.
  3. Организация смотров знаний. Они ориентированы на оценку познавательной и иной работы учащихся. Это способ познавательной мотивации. Получая признание своей деятельности, дети вдохновляются и стремятся к развитию и совершенствованию своих знаний и навыков. На данном этапе происходило достижение следующего воспитательного результата: формирование у учащихся уверенности в себе, своих силах и возможностях.
  4. Организация внеурочной работы. Она основывалась на развитии творческого подхода к привитию любви и потребности в чтении. Предполагалось, что в свободное время учащиеся будут читать ту литературу, которая вызывает у них интерес. При этом, чтение не было бессистемным. Оно было организовано педагогами, которые знакомили детей с классической литературой, разными жанрами, проводили совместный анализ литературных произведений, организовывали литературные вечера и коллективное литературное творчество: выпуск газет, написание статей и т.д.
  5. Создание оптимальной микросреды. Она ориентирована на расширение социальных контактов учащихся, их связь с социальной средой. При этом, контакты выбирались из социально значимой и полезной деятельности: посещение учреждений культуры, экскурсии по историческим местам, производственным предприятиям, социально-значимым местам.

Рисунок 1. Методы воспитания в ШКИД. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, педагогическая технология В.Н. Сороки-Росинского обладала огромной воспитательной силой. Она помогала создать условия для переключения внимания ребенка с разрушительной и агрессивной деятельности на социально-полезную, созидательную, творческую.

Огромный вклад, внесенный Росинским в воспитательный процесс, связан с пересмотром взглядов на воспитание трудных детей и подростков. В первую очередь, он обосновал необходимость их обучения и воспитания, а также нормального отношения к ним, принятию их в социальной среде. Он считал данных детей не дефективными и морально отрешенными, а просто детьми с особыми образовательными потребностями, требующими специальных методов и приемов воспитательного воздействия для их полноценного развития и становления положительными членами социума.

Надо упомянуть, что главное применение своему педагогическому опыту Сорока-Росинский нашел в Школе имени Достоевского (ШКИД), школе, в которой учились и жили трудновоспитуемые, беспризорные, считающиеся девиантными дети. И уж точно, в любом случае, период заведования именно этой школой был очень важным периодом в жизни Виктора Николаевича, поэтому необходимо сделать акцент на деятельности педагога именно в этом учебном заведении.

Педагогические идеи системы Сорока-Росинского

Сорока Росинский

Национальное воспитание: Еще в семье, посредством знакомства ребенка с традициями устного народного творчества, должны залагаться основы национального воспитания. Человек должен быть готов в будущем, став взрослым, служить Родине и своему народу.

Всякое знание превращай в деяние: Развитие творческого потенциала учеников с помощью игр (постановки, литературное творчество, конкурсы). Буйная энергия воспитанников находила выход в творческой деятельности.

Фундаментальная образовательная подготовка: 10-12 уроков в день. Однако программа дня строилась так, что от уроков дети не должны были валиться с ног от усталости. Принцип игры как потребности детского организма лежал в организации всей жизнедеятельности школы. Соединились самоуправление, игра и творчество: школьный гимн, герб, газета, была введена система собраний и выборных старост.

Ученик сначала молча смотрел на то, как Сорока-Росинский моет лестницу, а затем спокойным и доброжелательным голосом сказал, что доделает работу сам. После этого случая, как сказано в книге, труд никогда больше не применялся как наказание, напротив, набор ребят на трудовые работы происходил добровольно, и, что удивительно, желающих оказывалось всегда больше, чем необходимо.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что педагогическая система В. Н. Сорока-Росинского:

1) основана на деятельностном подходе

2) является гуманистической по отношению к детям, даже трудным

3) содержит методы игры, интеллектуального трудового обучения, метод доверительных бесед, метод самоуправления.

В. Н. Сорока-Росинский был, прежде всего, другом детей, добрым и гуманным человеком, и вся его система построена именно на таких началах.

Педагогические взгляды В.Н. Сорока - Росинского

Педагогические воззрения и деятельность Виктора Николаевича Сорока-Росинского представляют огромный общественный и научный интерес. Его взгляды, еще недостаточно изученные – это обширное и интереснейшее поле для исследований. А жизнь этого человека, целиком посвятившего себя школе и детям, может и должна служить примером как начинающим, так и опытным педагогам.

Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882—1960) — замечательный русский педагог, посвятивший всю свою жизнь воспитанию детей. В. Н. Сорока-Росинский был блестящим учителем, он умел раскрывать и обогащать творческие способности каждого ученика, объединяя их в единое целое, в один творческий коллектив. Его основными научными идеями были следующие: идея национальной школы, приоритет гуманитарных дисциплин в образовании, опора на русские национальные традиции. Главной ценностной установкой для Сороки-Росинского служил патриотизм, главной составляющей практической деятельности педагога – уважение к личности каждого ребенка.

Благодаря своему опыту и таланту педагог остро чувствовал, насколько школа отставала в то время от требований жизни. Но при этом всегда представлял себе путь, каким должен идти учитель. Главным для педагога он считал активную личную борьбу за детей со всем, что мешает им стать настоящими людьми. Как учитель он ценил в человеке прежде всего умение самостоятельно мыслить, отстаивать свои убеждения, и эти черты стремился воспитывать у своих учеников.

Он был убежден, что в основе воспитания лежит творческий труд, непременно связанный с учебой. Поэтому он мечтал о школе, ученики которой могли бы не только приобретать трудовые навыки, но в старших классах постепенно включаться в трудовой процесс наряду со взрослыми. Виктор Николаевич Сорока-Росинский считал, что школа должна стать всеобщим, обязательным для всех воспитательным учреждением и обеспечивать равное и достаточно глубокое образование. Задача школы – воспитать человеческую личность, для которой Родина всюду, где работает человеческая мысль, где идет борьба за справедливость, за высшие идеалы, дорогие всему человечеству.

Читайте также: