Педагогические идеи марка туллия цицерона кратко

Обновлено: 25.06.2024

Духовная эволюция Рима смещена, по крайней мере, на два столетия по сравнению с духовной эволюцией Греции. В Риме происходили во многом сходные изменения, но с запаздыванием, они были более медленными и, быть может, менее радикальными. В республиканском Риме росло рабовладение; накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой ступени - грамматические школы , а позже школы ораторов. Элементарные школы , частные и платные, обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения, учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В Древнем Риме до 4-5 лет мальчики и девочки воспитывались вместе, потом шло раздельное обучение. Начальное образование давалось в элементарных школах для небогатых граждан. Дети знатных людей обучались домашними учителями. В высших слоях общества детей допускали на различные пиршества взрослых.

Школа и воспитание в Древнем Риме

В целом воспитательно - образовательная система Древнего Рима полностью соответствовала политическому устройству империи и отвечала социальному заказу общества с разраставшейся бюрократической государственной сферой. По своей дидактической направленности она во многом была сориентирована на имевшиеся образцы греческого обучения и лишь усовершенствовала их, обращаясь в первую очередь к социальной значимости получаемых знаний, умений и навыков. Воспитательные средства в Древнем Риме были те же, из которых в Греции возникли впоследствии и науки, и искусства; но в Риме эти зародыши развивались в совершенно ином направлении. Римский мальчик учился управлять конем и колесницей, отчасти упражнялся в охоте и, главное, готовился быть хорошим воином; в этом заключались первые элементы гимнастики. В праздничных гимнах, в песнях в честь предков, в маскарадных фарсах лежали основы для различных отраслей музыки и поэзии как важных образовательных средствах. Но этим задаткам искусства не суждено было достигнуть того правильного развития, какое мы видим у греков. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. На почве римского образования впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад Древнего Рима в развитие ораторского искусства. Именно поэтому педагогические идеи сыграли столь важную роль в возникновении педагогики нового времени, её развитии. В целом же педагогические взгляды видных римских теоретиков воспитания явились основой для дальнейшего развития мировой педагогики . В ходе исследования не раз отмечались схожие и различные черты в Древнем Риме и в Древней Греции, что сейчас может позволить четко выделить уникальные, индивидуальные, присущие только римлянам особенности образования. Это всестороннее развитие личности, идеи индивидуальный подход к каждому ученику, гуманитарный характер образования. Также исследование помогло провести параллель с современной системой образования, найти что - то общее, и, наоборот, что-то совсем иное, узнать, когда же появились первые классы, учебные пособия, кто были первыми учителями.

Цицерон - выдающийся государственный оратор, видный общественный деятель, крупный писатель в области риторики, текущей политики (знаменитые речи) и философии.

Получив блестящее образование, будучи знаменитым оратором, он свои взгляды на воспитание излагал в философских и риторических сочинениях. В своих сочинениях Цицерон обращает особое внимание на сущность и задачи воспитания.

Он принимает человека за разумное и, следовательно, способное к воспитанию существо. Он указывал, что в человеке живет сила, призывающая его к добру и отпугивающая от зла. Эта сила не только древнее всякого человеческого общества, но она современна даже охраняющему и правящему небом и землею божеству. Ибо разум есть существенное свойство Бога, и этот божественный разум необходимо определяет в нас, что право и что неправо. Поэтому возвысься духом и помни, что смертей не ты, а это тело. Воспитание есть завершение дарованных природой способностей человека, и оно необходимо тем более, что высокое качество духа, особенно разума, требует тщательного развития.

Наставник должен относиться к своим ученикам с надлежащей кротостью, строгостью и справедливостью. Наставление детей должно совершаться и словом и делом. Дисциплина должна быть ни слишком сурова, ни слишком мягка. Наказание должно соответствовать вине и в одинаковых случаях должно быть одинаковым. Никогда не следует наказывать рассердившись. К наказаниям следует прибегать изредка, когда другие средства не дают нужных результатов.

Воспитание следует начинать с раннего детства. Детям следует разрешать только такие игры, которые совместимы с хорошим поведением. При дальнейшем развитии ребенка следует особое внимание обратить на развитие памяти. Для этого Цицерон рекомендует учить наизусть отрывки из греческих и римских писателей, Когда отрок развился в юношу, ему необходимо избрать себе занятие, которое соответствовало бы его природным наклонностям. Ибо самая первая обязанность человека состоит в том, чтобы не делать ничего противоречащего природе. К чему от природы у нас больше всего дарований, то и должно быть избранным своим делом. Каждый, по возможности, должен оставаться верным своему характеру, не недостаткам его, а особенностям. Ничто, предпринятое наперекор своей природе и вопреки ей, не преуспевает, указывал Цицерон.

Молодые люди должны остерегаться неумеренности, вести себя благонравно, уважать старших и, выбрав из них лучших и правдивейших, довериться сове там и руководству. В этом возрасте следует избегать чувственных наслаждений; следует приучать дух и тело к воздержанию, терпению, перенесению усилий.

Для своего развития необходимо упражняться в произношении речей, разных точек зрения. Помимо наставлений и природных способностей, необходимо приобрести запас знаний по всем отраслям науки и, в первую очередь, освоиться с законоведением, историей и философией.

Созерцая великие образцы, молодой человек должен возвысить и развить свой ум, облагородить душу, энергично подстрекать волю и направлять ее к доблестным целям.

Тем не менее, педагогические взгляды Цицерона, затрагивая целый ряд отдельных моментов, все же не образуют законченной педагогической системы. Следы влияния Цицерона можно заметить у многих классиков педагогики XVII и даже XVIII в. (Ян Амос Коменский чешский педагог, Шарль Луи Роллен – французский педагог и другие)

В трактатах об ораторском искусстве мы находим много ценных мыслей Цицерона, которые указывают на пути и средства выработки ораторских умений, так необходимых учителю.

Трактат "Об обязанностях" - последнее философское произведение Марка Туллия Цицерона. Он стал одним из наиболее популярных его философских произведений.

Он представляет собой определенный свод правил и норм поведения, рассчитанных отнюдь не на каких-то особых, выдающихся людей или мудрецов, а на обычных честных и "порядочных" граждан. Здесь речь идет об обязанностях, приложимых ко всем людям, ко всем, у кого имеется хоть какая-либо "склонность к доблести"; он не только адресован, но и ориентирован на молодого римлянина (изначально), достойного гражданина, вступающего на путь государственной карьеры.

Многие критики считают, что образ идельного гражданина, со всеми связанными с этим идеалом обязанностями и нормами поведения, со всеми его характерными чертами и качествами, "может рассматриваться как некое своеобразное политическое завещание Цицерона, завещание умудренного жизненным и государственным опытом деятеля, оставляемое им современникам и потомству в один из наиболее напряженных моментов как его личной судьбы, так и судьбы всего римского государства".

Древнеримский общественный деятель, философ, оратор и политик Цицерон был настолько яркой и неординарной фигурой, что исследовательский интерес к нему можно считать постоянной величиной. Ученые разных эпох и культур обращались к наследию Цицерона, видя в нем уникальный источник концептуальных идей, которым суждено было пережить своего автора. Однако признание уникальности не означает простоты понимания и бережности исследовательского обращения. При ближайшем рассмотрении наследие Цицерона, занимающее вполне определенное место в историко-культурном пространстве, оказывается недопонятым, свернутыми до ключевых цитат, которые создают иллюзию изученности вопроса и лишь условно задает исследователю рамку понимания. В большинстве случаев Цицерона рассматривают как поборника подлинного красноречия и политической дипломатии, который всю жизнь стремился упрочить свой статус в глазах других. Современные исследователи, как и современники Цицерона, не отрицая талант и высокий уровень образования, достаточно часто характеризуют его совсем не лестно, отмечая болезненное честолюбие, хвастовство, мелочность, язвительность и трусливость. Такая характеристика достаточно долго не позволяла в серьез говорить о Цицероне как наставнике и рассматривать корпус его сочинений как экспозицию гуманного образовательного идеала. Выявление эвристического потенциала наследия Цицерона требует историко-педагогической оценки того своеобразного диалога, который Цицерон инициировал с интеллектуальной традицией в эпоху, когда Римская империя переживала далеко не лучшие времена.

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Марк Туллий Цицерон (106-43 г. г. до н. э) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи изложил в целом ряде трактатов: "Оратор", "Об обязанностях", "О природе Добра и Зла".

Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор, художник слова, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения.

Луций Аней Сенека (ок.4 г. до н.э. - 65 г. н. э), философ и оратор эпохи императорского Рима, провозгласил главной задачей воспитания моральной совершенствование человека.

Основным предметом школьного обучения, считал Сенека, философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.

Основным методом воспитания считал самодвижение к божественному идеалу, а основным средством - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образования, не считал "семь свободных искусств" основными школьными дисциплинами [8, с.53].

Вопросы воспитания были рассмотрены им в таких произведениях, как "Письма на моральные темы", "Нравственные письма к Луцилию".

Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г), известный римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении "О воспитании оратора". Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения.

В школе основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного классицизма.

Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Квинтилиан полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование.

Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение.

По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Список использованной литературы

1. Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005. - 600 с.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1998. - 346 с.

3. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 1998. - 1 часть - 678 с.

4. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 1998. - 2 часть - 690 с.

5. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. - М.: Юристъ. 2003. - 876 с.

6. История политических и правовых учений. Зарубежная политико-правовая мысль: Хрестоматия. В двух частях. Ч 1. / Состав. В.В. Ячевский. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 2000. - 1000 с.

7. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. - Серия "Мир культуры, истории и философии". - СПБ.: Изд-во "Лань", Санкт-Петербургский университет МВД России. 2000. - 352 с.

8. Орлова А.П. История педагогики: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. - 380 с.

9. Педагогика народов мира: История и современность / Под ред. Р. Селлек; авторы международного проекта К. Салимова, Н. Доде. - М.: НОРМА-М, 2000. - 456 с.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Серия: Мыслители XX в. Пер. с анг. / Сост. и пер. Т.В. Васильевой. - М.: Юристъ. 1992. - 256 с.




5.Взгляды древнегреческих философов на воспитание оказали весьма существенное влияние на развитие педагогической мысли в последующие эпохи.

Демокрит (460 - 370 до н. э.) - один из первых философов Древней Греции, занимавшихся проблемами воспитания; считал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать".

1. чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания

3. обосновывал важность семейного воспитания, решающую примера родителей

4. выделил упражнение, как одну из составляющих обучения, основанного на сознательном интересе к изучаемому предмету.

Самый известный представитель философии софистов - Сократ (470/ 469 - 399 до н. э.). 1. цель воспитания не как овладение установленными моральными нормами, а как развитие формирование основ осознанного поведения

2. методы воспитания: диалог, спор, беседу

Платон (428/427 - 348/347 до н. э.) также был учеником Сократа, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитания и образования молодежи. Платон основал философскую школу - Академию (387), которой сам руководил.

Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам.

Содержание школьного образования раскрыто во многих произведениях Платона:

✓в "Протагоре", "Федоне", "Государстве", "Пире", "Федре" рассматриваетсясущностьвоспитания;

✓в "Теэтете" излагаетсятеорияпознания;

Аристотель (384 - 322 до н. э.) - ближайший ученик Платона; развивал как философские и педагогических идеи учителя, так и свои собственные.Около двадцати лет был участником афинской Академии, а затем был приглашен царем Филиппом Македонским воспитывать его сына Александра. Вернувшись в Афины, создал собственное учебное заведение - Лицей, которым руководил в течение двенадцати лет.


Открыть развивающую школу для детей!Методическое обеспечение и сопровождение. Возврат инвестиций через 6 мес. Звоните!Преимущества франшизыОсобенности методикиСпец. БонусОтзывыsmartum.by

Театральная студия ТопКидс в БрестеРазвитие эмоционального интеллекта и творческих способностей. Ведем набор! Звоните![Игровая импровизация][Развитие памяти][Развитие речи][Пластика]top-kids.byАдрес и телефонБрест

Взгляды Аристотеля на воспитание и образование по его трактату "Политика":

✓допускалдомашнеевоспитаниевтрадиционныхформахдо 7-летнеговозрастаподначаломотца, однаконастаивал, чтобысемейноевоспитаниенаходилосьпод присмотром государственных чиновников;

✓считал, чтомальчиковс 7 летдолжновоспитыватьгосударство. Вкругпредметовначальногообразованиядолжнывключатьсяграмматика, гимнастика, музыкаииногда - рисование;

5. Особенности римской системы образования. Вопросы воспитания и образования в трудах Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Марк Туллий Цицерон (106-43 г. г. до н. э) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи изложил в целом ряде трактатов: "Оратор", "Об обязанностях", "О природе Добра и Зла".

Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор, художник слова, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения.

Луций Аней Сенека (ок.4 г. до н.э. - 65 г. н. э), философ и оратор эпохи императорского Рима, провозгласил главной задачей воспитания моральной совершенствование человека.

Основным предметом школьного обучения, считал Сенека, философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.

Основным методом воспитания считал самодвижение к божественному идеалу, а основным средством - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образования, не считал "семь свободных искусств" основными школьными дисциплинами [8, с.53].

Вопросы воспитания были рассмотрены им в таких произведениях, как "Письма на моральные темы", "Нравственные письма к Луцилию".

Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г), известный римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении "О воспитании оратора". Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения.

В школе основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного классицизма.

Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Квинтилиан полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование.

Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение.

По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Список использованной литературы

1. Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005. - 600 с.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1998. - 346 с.

3. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 1998. - 1 часть - 678 с.

4. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 1998. - 2 часть - 690 с.

5. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. - М.: Юристъ. 2003. - 876 с.

6. История политических и правовых учений. Зарубежная политико-правовая мысль: Хрестоматия. В двух частях. Ч 1. / Состав. В.В. Ячевский. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 2000. - 1000 с.

7. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. - Серия "Мир культуры, истории и философии". - СПБ.: Изд-во "Лань", Санкт-Петербургский университет МВД России. 2000. - 352 с.

8. Орлова А.П. История педагогики: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. - 380 с.

9. Педагогика народов мира: История и современность / Под ред. Р. Селлек; авторы международного проекта К. Салимова, Н. Доде. - М.: НОРМА-М, 2000. - 456 с.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Серия: Мыслители XX в. Пер. с анг. / Сост. и пер. Т.В. Васильевой. - М.: Юристъ. 1992. - 256 с.

5.Взгляды древнегреческих философов на воспитание оказали весьма существенное влияние на развитие педагогической мысли в последующие эпохи.

Демокрит (460 - 370 до н. э.) - один из первых философов Древней Греции, занимавшихся проблемами воспитания; считал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать".

1. чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания

3. обосновывал важность семейного воспитания, решающую примера родителей

4. выделил упражнение, как одну из составляющих обучения, основанного на сознательном интересе к изучаемому предмету.

Самый известный представитель философии софистов - Сократ (470/ 469 - 399 до н. э.). 1. цель воспитания не как овладение установленными моральными нормами, а как развитие формирование основ осознанного поведения

2. методы воспитания: диалог, спор, беседу

Платон (428/427 - 348/347 до н. э.) также был учеником Сократа, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитания и образования молодежи. Платон основал философскую школу - Академию (387), которой сам руководил.

Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам.

Содержание школьного образования раскрыто во многих произведениях Платона:

✓в "Протагоре", "Федоне", "Государстве", "Пире", "Федре" рассматриваетсясущностьвоспитания;

✓в "Теэтете" излагаетсятеорияпознания;

Аристотель (384 - 322 до н. э.) - ближайший ученик Платона; развивал как философские и педагогических идеи учителя, так и свои собственные.Около двадцати лет был участником афинской Академии, а затем был приглашен царем Филиппом Македонским воспитывать его сына Александра. Вернувшись в Афины, создал собственное учебное заведение - Лицей, которым руководил в течение двенадцати лет.


Открыть развивающую школу для детей!Методическое обеспечение и сопровождение. Возврат инвестиций через 6 мес. Звоните!Преимущества франшизыОсобенности методикиСпец. БонусОтзывыsmartum.by

Театральная студия ТопКидс в БрестеРазвитие эмоционального интеллекта и творческих способностей. Ведем набор! Звоните![Игровая импровизация][Развитие памяти][Развитие речи][Пластика]top-kids.byАдрес и телефонБрест

Взгляды Аристотеля на воспитание и образование по его трактату "Политика":

✓допускалдомашнеевоспитаниевтрадиционныхформахдо 7-летнеговозрастаподначаломотца, однаконастаивал, чтобысемейноевоспитаниенаходилосьпод присмотром государственных чиновников;

✓считал, чтомальчиковс 7 летдолжновоспитыватьгосударство. Вкругпредметовначальногообразованиядолжнывключатьсяграмматика, гимнастика, музыкаииногда - рисование;

5. Особенности римской системы образования. Вопросы воспитания и образования в трудах Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Педагогика Цицерона: воспитание достойных (вместо предисловия) [1]

Педагогическое наследие Цицерона: между παιδεια и humanitas

В трудах Цицерона философские вопросы неотделимы от политических и педагогических вопросов и рассмотрены не только как значимые для всех, но и как значимые для самого себя, глубоко личные, связанные с переживаниями и проецируемые на отношения с близкими людьми. Вне зависимости от того, к кому осуществлялось непосредственное обращение (к другу, собеседнику, представителю той или иной философской школы, сенату, суду или римскому народу), аргументация часто облекалась Цицероном в форму наставления. Выполненные в разных жанрах (письма, речи, трактаты и т. д.), наставления Цицерона находили отклик в сердцах предельно широкой аудитории. Стремление обратиться к читателю, которым мог быть и сенатор, и молодой человек, только что окончивший школу, как к ученику, достаточно отчетливо просматривается во многих трудах Цицерона и достигает максимума в его поздних работах-обращениях к древнеримской молодежи.

Главным в воспитании оратора, по мнению Цицерона, является порядок в мыслях и речах. Для достижения порядка в мыслях нужна философия, а для достижения порядка в речи – риторика. Пройдя долгий и тернистый путь оратора и повстречав на своем жизненном пути множество людей разных профессий, Цицерон приходит к выводу, что те люди, чья жизнь была посвящена познанию, обучению и заботе о пользе других людей, смогли стать по-настоящему достойными гражданами своего государства. И особое место среди них занимают ораторы.

Для того чтобы государство стало пространством, где совершаются нравственные поступки, ему нужно внимательно относиться к воспитанию своих граждан и формированию у них целого ряда нравственных качеств, самые главные из которых Цицерон описывает на страницах своих книг. Он рассуждает не только о качествах, которыми должен обладать достойный гражданин, но и о качествах, которые ему необходимо искоренять. По мнению Цицерона, настоящий гражданин должен быть щедрым и доброжелательным (benevolentia), обладать мягким нравом и быть верным своему слову (Cic. Off. II.9.32). Именно такое сочетание является основой справедливости и порядка в государстве, которым управляют сильные высокообразованные и культурные люди. Что касается качеств, которых следует избегать, то Цицероном упоминаются честолюбие, соперничество, гордость, надменность, заносчивость, невоздержность, неумеренность и алчность. Именно эти качества чиновников, по его наблюдениям, и привели к расколу Римской Империи.

Общее представление о древнеримской педагогике, которое составили последующие поколения – во многом заслуга Цицерона. Его образы, не исчерпывающиеся теоретическими рамками и выходящими за них образовательными практиками, на многие века стали источником научно-педагогических исследований. Цицерону удалось доказать, что любое воспитание – это воспитание культурой, понятой не как совокупность достижений в области науки и искусства, а как совокупность стратегий мышления и поведения. Консервативный реформатор, инициировавший активный и во многом своеобразный диалог с древнегреческой интеллектуально-культурной традицией, Цицерон задавал тональность эпохе гуманной педагогики, которой еще только предстояло зазвучать в полную силу.

Составители данной антологии будут искренне признательны всем читателям этой книги за критические отзывы, замечания и коррективы, которые можно направлять на следующий адрес: [email protected]

Читайте также: