Педагогическая реакция на поступок кратко

Обновлено: 06.07.2024

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.

Дополнительные элементы воспитательных технологий:

Одним из наиболее важных дополнительных элементов воспитательной технологии является создание психологического климата в группе.

Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующихопераций:

· Установление личных контактов.

· Этическое благородное поведение.

· Предупреждение возможных неудач.

· Применение аудиовизуального художественного ряда.

· Привнесение элемента.

· Через традицию.

Групповая деятельность также является одним из дополнительных элементов воспитательных технологий.

Следующий дополнительный элемент воспитательных технологий – это создание ситуации успеха и неуспеха.

Ситуация неуспеха – это субъективное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому.

Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для личного индивидуального развития ребенка.

Одним из дополнительных элементов воспитательных технологий также является педагогическая реакция на поступок ученика.

Что же такое поступок? Поступок – это совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющее моральную оценку.

Алгоритм, который предлагается ниже, был разработан совместно с доктором педагогических наук, профессором Н.Е. Щурковой и ее коллегами:

· Инструментовать свободу выбора, чтобы помочь примирению ребёнка с самим собой.

· Осветить предметный и социальный результат того, что сделано ребёнком, чтобы способствовать самостоятельному осмыслению.

· Предъявить иной способ поведения как альтернативу для самоопределения.

· Инициировать самосознание школьника, побуждая его выявить мотивы и объяснить причины случившегося.

· Неожиданное индивидуальное решение, нарушающее логику выстраиваемого воздействия.

Рассмотрим последний дополнительный элемент воспитательных технологий– этическая защита.

С позиции функционально-операционного подхода перечисленные возможности представляют собой функции, реализуемые педагогом в ответ на недостойное слово или действие ученика. Но рассмотрим все по порядку.

Первая функция – сохранение собственного достоинства в момент грубости, звучащей в наш адрес.

Вторая функция – корректировка поведения партнера – осуществляется как продолжение и развитие первой функции. В этих целях могут быть использованы следующиеоперации:

Реализация третьей функции – сохранение достоинства партнёра – развивает и углубляет взаимоотношения с ним, предоставляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком культурном уровне, реабилитироваться.

Назовем и для этой функции две операции:

· Кроме перечисленных операций, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психических затрат и одной, и другой стороной. Не использовав возможности легких и изящных операций этической защиты, педагог не имеет морального и профессионального права переходить к ним.

Конфликт – это всякого рода противоречие, возникающее между субъектами. Педагогический конфликт – это тоже противоречие между субъектами, но субъектами являются воспитатель и воспитанник. На основе противоречия осуществляется личностное развитие и развитие межличностных отношений. Различаются пустые и содержательные конфликты. Первый возникает на основе неустойчивого психического самочувствия. Его разрешение не требует сложной технологии, а лишь снятия психического напряжения собеседника путем проявления заботы, внимания. В зависимости от степени развития содержательного конфликта усложняется и технология его педагогического разрешения. Самый трудный для учащихся (и учителей) вид отношений, где труднее добиться согласия, сотрудничества. Не случайно А.С. Макаренко считал необходимым воспитание у школьников двух способностей: " способности приказывать и способности подчиняться”.

Различие отношений порождает несовпадение норм, ценностей и интересов, что часто приводит к конфликтам. Здесь можно выделить три фазы протекания педагогической ситуации:

1 ФАЗА – конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.

2 ФАЗА – ответная реакция "соперника”, от формы и содержания которой зависит исход конфликта, и, самое главное, - последняя, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений.

3 ФАЗА – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в 2-х различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.

Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у начинающих учителей. Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью в своей работе.

Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому – это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях мы прибегаем к компромиссу, делая уступки друг другу, или обращаемся к третьему, независимому лицу(третейский суд), или сами проводим анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках и только в исключительных случаях используем принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении.

Дополнительные элементы педагогической технологии.

Создание психологического климата.

Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач педагога с детьми. Психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Благоприятный психологический климат – это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.

Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью операций, соответствующих следующим правилам:

· установление личных контактов;

· подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;

· этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого;

· предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;

· аудиовизуальный художественный ряд, создаваемый использованием музыкальных фрагментов, слайдов. Это снимает тревожность, рождает уверенность;

· внесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Это отвлекает от трудностей, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.

Групповая деятельность.

Групповая деятельность может рассматриваться не только, как внеклассное мероприятие, но и урок. Содержание групповой деятельности на уроке определяется знанием, которое предлагается детям для рассмотрения. Организуя урочную деятельность по усвоению знаний, педагог может исходить из двух позиций по отношению к детям.

Во-первых, учитель относится к ученикам, как к пассивным участникам образовательного процесса, наблюдателям, в задачу которых входит восприятие материала. При такой позиции : учитель – субъект деятельности на уроке, учащиеся выполняют роль объекта.

Во- вторых, рассмотрение группы детей как совокупность субъекта деятельности, организуемой на уроке. Если в первом варианте учитель, как правило, использует приказ, указание, распоряжение в качестве строгих требований к детям, то во втором случае он больше обращается к просьбе, совету, рекомендации и тем самым способствует развитию самосознания своих учеников.

Повышение результата групповой деятельности способствуют такие операции, как установление личного контакта с детьми, снятие с них страха перед предстоящей деятельностью, предоставление каждому ребенку возможности индивидуально проявить себя. Реализация данной функции на уроке диктует педагогу необходимость выстраивать деятельность по освоению знания таким образом, чтобы дети постигали не только голые факты науки, но и осознавали, ради чего надо постоянно стремиться идти по пути расширения своих представлений о мире и закономерностях, происходящих в нем. Такая технология влияет на развитие и формирование субъективности ученика, позволяя ему активнее включаться в деятельность, соизмеряя и реализуя свои возможности.

Создание ситуации успеха и неудачи.

Специфика детского возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему приходится осваивать заново. Означает ли это, что педагог должен подыгрывать ребенку, подстраиваться под его интересы и настроение? Вовсе нет. Следует отметить только реальные достижения, необходимо способствовать этому успеху. Неудачник в школе и дома – это потенциальный неудачник на работе, в семье, в жизни. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе , к учебе, поэтому оправдано создание для школьника ситуации успеха. Технологически это достигается рядом операций: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и доброжелательная речь. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом причин.

Ситуация неуспеха – это субъективное эмоциональное переживание, неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для индивидуального развития ребенка.

Возможность и необходимость создания ситуации неуспеха появляется при наличии определенных условий, без которых она превращается в жесткое орудие манипуляции ребенком.

Во-первых, это могут быть богатые ресурсы личности, когда одаренному ребенку в течение какого-то времени еще удается получать высокие результаты, но постепенно такое безразличие к себе становится тормозом для развития его личности.

Во-вторых, завышенная самооценка, что ведет к пренебрежительному отношению к окружающим. Это приводит к отторжению его. Создание ситуации успеха на фоне и без того завышенной самооценки не поможет ему. Единственное, что должен сделать педагог – это создать ситуацию неуспеха, чтобы способствовать осознанию учеником своих достижений и неудач.

Педагогическая реакция на поступок.

Далеко не каждое действие ребенка можно назвать поступком. Поступок – это совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющего моральную оценку. Если же рассматривать поведение ученика как поступок, то выстраивать педагогическое воздействие так, чтобы способствовать развитию личности. Чтобы помочь ученику произвести самостоятельную оценку собственных действий, следует сопоставлять его действия с социальной нормой , с культурным образом отношения к себе и другим.

Этическая защита.

Этическая защита – одна из разновидностей защиты личности от посягательства на ее достоинство наряду с физической, правовой, административной, экономической, политической.

Этическая защита выполняет три основных функции : во-первых, она ограждает личность педагога от оскорблений; во-вторых, она предлагает ребенку иной образ поведения в состоявшейся ситуации; в-третьих, она дает ему шанс, возвышая его в трудный для него момент, представляет возможность укрепить взаимоотношения со старшими.

Перечислим основные функции:

1. сохранение собственного достоинства в момент грубости, выставить заслон оскорблению;

2. корректировка поведения. С этого нельзя начинать, это может вызвать агрессию;

3. сохранение достоинства партнера – развивает и углубляет взаимоотношения с ним, представляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком уровне.

Кроме перечисленного, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психологических затрат.

Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Требуется умение организовать воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие. Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологически педагогической деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовила:

Воспитатель Алефиренко Е.Н.

город – курорт Ессентуки

Возможная ситуация – педагог застает подростка, воспитанника своей группы курящим в окно в одном из помещений детского дома.

Назначение – снять ореол героя. Подростки часто самоутверждаются за счет нарушения общепринятых норм поведения или не могут отложить удовлетворение вредной привычки.

Назначение – сохранение положительное отношения к ребенку в глазах других. В случаях прямого обвинения, подросток, защищаясь, начинает демонстрировать агрессивное поведение.

Назначение – помощь в анализе содеянного. Обычно подросток понимает, что нарушает правила (закон) – дать возможность ему самому об этом подумать, отнестись к содеянному.

Назначение - актуализировать рефлексию, осознанное отношение к содеянному

Назначение – поддержка не самого поведения, а личности подростка, который оказался в ситуации непростого выбора.

При общении используйте техники эмпатического 1 слушания

Пассивное слушание (отражение чувств)

эхо-реакция (да-да, угу-угу…);

невербальные реакции (покачивание головой).

Активное слушание (отражение информации)

. Вот он залез на трубу вместо того, чтобы, как все, лезть по канату на уроке физкультуры.

. Вот крепко выругался, потрясая весь класс, и с вызовом смотрит на учителя.

. А этот сидит на учительском столе и пьет пиво из жестяной банки.

. И еще вот эта явилась в пляжной одежде на урок.

Методика работы с такими детьми достаточно хорошо разработана, поэтому не может не удивлять, что педагоги не справляются с явлением осложненного поведения детей. В методике три основания важны для развития такого ребенка: отношение к нему, его деятельность и социальная среда окружения.

Но поиск причины безуспешности методического решения раскрывает вдруг неожиданно великую роль педагогической реакции на осложненное поведение ребенка. Оказывается, методика не имеет своего воплощения, потому что на уровне технологии педагог совершает профессиональные ошибки в восприятии осложненного поведения, а вернее, в восприятии самого носителя такого поведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок сложного поведения - это ребенок, в поведении которого постоянно наблюдается отклонения от социальных норм.

Педагогическая коррекция поведения ребенка

Педагогическая коррекция поведения ребенка

Ребенок осложненного поведения - Это ребенок, в поведении которого постоянно наблюдаются отклонения от социальных норм. Его поведение наносит ущерб жизни окружающих людей, наблюдается яркое противоречие между натурой и культурой.

Ребенок осложненного поведения -

Это ребенок, в поведении которого постоянно наблюдаются отклонения от социальных норм. Его поведение наносит ущерб жизни окружающих людей, наблюдается яркое противоречие между натурой и культурой.

Признаки осложненного поведения Нарушения гигиенических норм. Нарушения эстетических показателей Нарушение этических показателей. Нарушение правовых показателей. Нарушение поведенческих показателей. Главный признак – разрушенные, разорванные отношения с другими людьми.

Признаки осложненного поведения

  • Нарушения гигиенических норм.
  • Нарушения эстетических показателей
  • Нарушение этических показателей.
  • Нарушение правовых показателей.
  • Нарушение поведенческих показателей.

Главный признак – разрушенные, разорванные отношения с другими людьми.

Истоки осложненного поведения Физическая ущербность ребенка от уродства до некрасивости. Неблагополучная семья нелюбовь, беспорядок, грязь. Отсутствие успехов в деятельности. Изолированность в группе детей. Постоянные оскорбления, унижение достоинства ребенка, недоброжелательность окружающих.

Истоки осложненного поведения

Педагогические приемы преодоления осложненного поведения ребенка

  • Заинтересованность.
  • Переориентация.
  • Показать перспективу – вот каким ты будешь.
  • Четкая инструкция (скрытая).
  • Требовательность.
  • Поощрение.
  • Терпение. Ему труднее, чем Вам.
  • Педагогическая поддержка.
  • Включать в деятельность.

Используют в любом порядке.

Педагогическая реакция на поступок ребенка

Педагогическая реакция на поступок ребенка

Педагогическая реакция на поступок ребенка

Педагогическая реакция на поступок ребенка

ситуация успеха

Приемы этической защиты от недостойного поведения

Функции этической защиты:

  • Сохранение собственного достоинства;
  • Корректировка поведения партнера/ребенка
  • Сохранение достоинства партнера/ребенка

Приемы этической защиты

Мягкие и Жесткие

Педагогическая реакция на поступок ребенка Не удивляться. Присоединиться. Обрисовать ситуацию, результат. Апелляция к разуму. Показать иной способ поведения. Защитить от оскорблений, насмешек. Неожиданное решение.

Педагогическая реакция на поступок ребенка

Мягкие приемы этической защиты

Вопрос на воспроизведение

Простите, я не расслышала…

Будьте добры, повторите, что Вы сказали…

Вы, кажется, что-то сказали…

Наивное удивление

Это Вы мне? Разве так можно?

Ссылка на свои слабости

Я наверное… У меня наверное…

Мягкие приемы этической защиты Окультуренное воспроизведение Если я вас правильно поняла, вы хотели… Ты наверное хотел… Подстановка мотива – позитивная интерпретация Вероятно ты хотел… Скорее всего, ты хотел… Оправдание поведения Конечно всякий на твоем месте… Я бы наверное тоже…

Мягкие приемы этической защиты

Окультуренное воспроизведение

Если я вас правильно поняла, вы хотели…

Ты наверное хотел…

Подстановка мотива – позитивная интерпретация

Вероятно ты хотел…

Скорее всего, ты хотел…

Оправдание поведения

Конечно всякий на твоем месте…

Я бы наверное тоже…

Жесткие приемы этической защиты

Оставить человека наедине с собственным поступком Вы, наверное, сами не осознаете… Когда Вы сумеете понять, то Вам станет неловко… ( Важно уйти от спора)

Противопоставление достоинств партнера его поведению Ты такой, а позволяешь себе… Я считала тебя…, а ты…

Читайте также: