Педагогическая концепция руссо кратко

Обновлено: 02.07.2024

Жан-Жак Руссо – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения, музыковед, ботаник и композитор.

Руссо в своей педагогической концепции отверг современный ему взгляд на образовательно-воспитательные процессы. Он считал, что старую воспитательную систему, санкционируемую церковью, необходимо отбросить. Вместо этого он считал необходимостью введение демократической системы, которая должна помочь в выявлении у ребенка дарований, которые заложила природа. Воспитание поможет развить ребенка только тогда, когда оно приобретет естественный природосообразный характер, если оно будет связано с естественным процессом развития индивида и станет побуждать его самостоятельно приобретать личный опыт и знания, которые базируются на нем.

Воспитание, по мнению Руссо, дают человеку природа, люди и окружающие его вещи:

  • воспитание, которое человек получает от природы, – это развитие его внутренних способностей;
  • воспитание, которое человек получает от людей, – это обучение тому, как использовать эти способности;
  • воспитание со стороны вещей – это процесс приобретения человеком собственного опыта относительно предметов, которые дают ему воспитание.

Все эти три фактора, как говорил Руссо, должны действовать согласованно.

Природосообразность в педагогике Руссо

Природу, как фактор воспитания Руссо рассматривал следующим образом: ребенок с рождения уже чувственно восприимчив и получает информацию и впечатления от органов чувств от предметов, которые его окружают. Постепенно, он становится восприимчивее, его знания об окружающем мире расширяются, углубляются и изменяются под воздействием взрослых. Такой взгляд на воспитание был в то время принципиально новым, так как система школьного воспитания игнорировала возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Воспитание человека начинается в момент его рождения и продолжается всю жизнь, главная задача воспитания – создать человека. Такое воспитание должно отличаться от старого, ставящего целью подготовить из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Воспитание для Руссо – искусство развития истинной свободы человека, которая зависит только от него самого. Из этого следует отрицание им системы общественного воспитания, так как он считал, что ни отечества, ни граждан нет, есть только угнетатели и угнетенные.

При этом природа для Руссо – не первобытное звериное существование человека, а его свобода и непосредственное развитие врожденных способностей и влечений. При обращении к родителям и воспитателям, он призывал стремиться к развитию в ребенке естественности, привитию чувства свободы и независимости, стремления к труду, уважению в нем человеческой личности, а также всех полезных и разумных склонностей. Стремление к природе Руссо видел в неприятии искусственности и притягивании всего естественного, простого и непосредственного.

Руссо ставил ребенка в центр воспитательной деятельности, но вместе с тем, он выступал против излишнего потакания детям, уступок их требования и капризам. Отвергая любую форму воспитания, базирующуюся на подчинении воли ребенка воле воспитателя, он также утверждал, что ребенка нельзя предоставлять самому себе, так как это угрожает его развитию.

В обучении важно не просто приспособить знания к уровню ученика, а соотносить их с его опытом и интересами. Необходимо организовать передачу знания таким образом, чтобы ребенок сам на себя брал эту задачу. Для этого нужен педагогический подход, базирующийся на значении передаваемого знания, учитывая интересы каждого воспитанника.

Руссо делал акцент на важности труда для воспитания. Труд прививает ребенку чувство долга и ответственности за свои действия. Также, живя внутри общества, человек обязан своим трудом платить за свое содержание. Иными словами, труд – неизбежная обязанность каждого человека. Трудовое воспитание Руссо непосредственно связано с нравственным, умственным и физическим развитием и совершенствованием. Задача нравственного воспитания заключается в предохранении ребенка от воздействия испорченного общества, искусственной культуры и отслеживание его развития и развития его личных интересов и потребностей. Нравственное воспитание должно осуществляться после умственного, в связи с чем, основной предпосылкой нравственного воспитания выступает умственное развитие. Только после этого могут вырабатываться моральные качества, формирование понятий об общественных отношений.

Неоспоримы вклад Руссо в педагогику, который заключается в осуществлении им попытки наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. При рассмотрении непосредственно проблемы воспитания детей, Руссо делил жизнь ребенка на четыре периода:

  • первый – от рождения до 2 лет, когда необходимо уделять особое внимание физическому развитию и воспитанию;
  • второй – от 2 до 12 лет – воспитание чувств;
  • третий – от 12 до 15 лет – умственное воспитание;
  • четвертый – от 15 до 18 лет – нравственное воспитание.

Руссо считал, что первоначальное воспитание должно быть отрицательным, то есть должно исключать воздействие искусственной культуры на природу ребенка. Данный период – наиболее ответственный, так как несмотря на то, что ребенок чувствует свои естественные потребности, но выразить их не может. В связи с этим мать в большей степени, чем кто-либо другой, несет ответственность за этот отрезок жизни ребенка, хотя и отцу, который никакими внешними обстоятельствами не избавлен от необходимости воспитывать своих детей, тоже необходимо строго выполнять обязанности, которые на него возложила природа.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Жан - Жак Руссо ( фр . Jean-Jacques Rousseau)

1)Жан-Жак Руссо родился в Женеве в 1712 в семье часовщика, умер в 1778.

2)Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием ребенка занимались дядя и кальвинистский священник, в результате чего познания мальчика оказались беспорядочными и хаотичными.

3)Выходец из народа, он познал всю унизительную тяжесть сословного неравенства.

4)В 16-летнем возрасте, в 1728 году Руссо, ученик гравёра, покидает родную Женеву и долгие годы скитается по городам и сёлам Швейцарии и Франции, не имея определенной профессии и добывая средства к существованию различными занятиями: камердинером в одной семье, музыкантом, домашним секретарем, переписчиком нот.

5)В 1741 году Руссо перебирается в Париж, где знакомиться и сближается с Дидро и с энциклопедистами

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

младенчество — от рождения до 2 лет;

детство — от 2 до 12 лет;

отрочество — от 12 до 15 лет;

юношество — от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Основные педагогические идеи:

— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

— Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.

— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

— Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении.

— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

Основные работы:

В первое сочинение Руссо - "Рассуждение о науках и искусствах"(1750) говорится ". с какой силой мог бы я поведать о всех злоупотреблениях наших общественных институтов, как просто мог бы я доказать, что человек добр по природе своей и только благодаря этим институтам люди стали злыми!"

Руссо считает, что неуправляемые чувства без дисциплины разума ведут к индивидуализму, хаосу и анархии.

Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя : Природа, Люди и Предметы . Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

Он борется за торжество разума. Зло зародилось вместе с обществом, и с помощью общества обновленного оно может быть изгнано и побеждено.

Человека в "естественном состоянии". Естественный человек в его понимании - это целостный, добрый, биологически здоровый, морально честный и справедливый.

Воспитание – великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек – идеал Руссо – гармоничен и целен, в нем высокоразвиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

(Первый год жизни. Природа, общество, свет и их отношение к воспитанию . )

(Детский возраст. Рост силы. Понятие о способности. Упрямство и ложь. Неумственность книжного обучения. Телесное воспитание. Правильное развитие чувств. Возраст от 2 до 12 лет.)

(Отроческий период жизни. Употребление сил при накоплении знаний и опыта, нужных в последующей жизни. Знание окружающего внешнего мира. Знание окружающих людей. Ремесло. 12-15й год жизни.)

(Посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля – Софи. )

В психологии специалистами нередко используется теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. Его концепция основана на том, что по мере взросления и развития ребенок должен ориентироваться на окружающую реальность, естественные процессы, развиваться с учетом личного полученного опыта. Идеи французского мыслителя заключаются в неприкосновенности детской души до того момента, пока подросток не приобретет способность мыслить и выбирать правила поведения.

Теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо

Суть и принципы концепции

Каждый ребенок, согласно теории Руссо, должен пережить детство так, как ему предназначено самой природой. В процессе воспитания нужно соблюдать природные особенности малышей, заложенные в них с самого рождения, а также возрастные критерии. Таким образом, основой концепции является взросление посредством развития и осознания собственные внутренних способностей, систем и органов чувств.

В своем педагогическом трактате Жан Жак Руссо попытался кратко описать и сформулировать основные источники воспитания. Таковыми он считал:

  • природу (через развитие человеческих ресурсов, данных природой);
  • людей (приучение к обществу, перенимание чужого опыта, умение анализировать последствия поступков самостоятельно и применять собственные способности);
  • вещи (формирование индивидуальной модели поведения в зависимости от того, с чем и при каких обстоятельствах человек сталкивается в жизни).

Личность каждого ребенка нужно уважать

Автор склонялся к убеждениям, что для правильного и полноценного воспитания личности необходимо согласованное сочетание всех трех факторов. Наряду с принципами естественного развития, Руссо выдвинул предположение о предоставлении полной свободы. Он считал это основным правом, которое принадлежит человеку независимо от возраста, называл зубрежку, строгую дисциплину, физические наказания абсолютно недопустимыми. Философ настаивал на том, что личность каждого ребенка нужно уважать, внимательно относиться к его интересам, предпочтениям, особенностям характера.

В теории естественного воспитания Руссо полностью отсутствует принуждение. Вместо этого он требует от родителей, дошкольных и школьных педагогов особых навыков: ненавязчиво управлять интересами и поведением детей таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к правильному решению и достигали поставленных целей. Абсолютно все пространство, окружающее развивающуюся личность малыша, должно давать ему определенные подсказки.

Возрастная классификация

Основоположник концепции свободного воспитания Руссо считал самым важным следование природе ребенка. Кроме того, используемые методы воздействия в педагогике выбираются в зависимости от возрастных критериев.

В своих работах и рефератах автор выделял 4 этапа в жизни юных воспитанников:

Малышам нужно разнообразить их занятия

  • от рождения до 2 лет: период, когда в центр внимания ставится физическое развитие (не стоит туго пеленать новорожденных и сковывать их движения, недопустимо оберегать от холодов и сквозняков, лучше приучить к закаливанию);
  • с 2 до 12 лет: время, когда дети еще плохо рассуждают самостоятельно, испытывают сложности с логическим мышлением, однако уже умеют самостоятельно передвигаться в пространстве (это важный момент для укрепления здоровья, малышам нужно разнообразить их занятия, давать считать, сравнивать, взвешивать при возникновении такого желания);
  • от 12 до 15 лет: стадия интенсивного умственного развития, удовлетворение интеллектуальных запросов, дети уже умеют выделять самое интересное для себя из общего объема полученной информации, осваивают трудовое воспитание, однако недостаточно хорошо понимают нравственные ценности (наиболее качественное образование подросток получает в тех сферах, которые ему интересны — географии, астрономии или других);
  • от 15 до 18: время страстей и противоречий (наиболее важно в этом периоде нравственное воспитание, задача родителей вырастить человека, а не просто представителя рода).

На первом этапе задача родителей заключается в том, чтобы максимально удовлетворить естественные потребности грудничка. Жан Жак Руссо называет ошибочным поведение родителей, которые боятся оставлять малыша в темноте или в одиночестве даже на короткое время, опасаются давать ему незнакомые предметы, а также приучают к кормлению и сну по строгому расписанию. Он категорически против ограничений и режима, форсирования событий, стимулирования развития речи.

Также, по мнению автора, не стоит полностью подчиняться требованиям ребенка, потакая всем его желаниям, чтобы не вырастить из него эгоиста и тирана. Запрещать совершать дурные поступки совершенно нецелесообразно, лучше научиться этому препятствовать.

Последний этап автор называет формированием свободной личности. Важнейшими задачами он считает воспитание добрых суждений, положительных чувств и воли.

Методы наказания

Будучи ярым противником всякого принуждения, Руссо считал, что дети — это совершенное творение природы, его нельзя переделывать и искажать, а нужно только направлять в правильное русло. Он стремился максимально глубоко познать человеческую сущность и специфику развития личности. Свободу, по его мнению, можно ограничивать только вещами. Отсюда вытекает предложенный Ж. Ж. Руссо метод наказаний, который он сам назвал естественными последствиями.

Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо

Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо. Подрастающая личность должна самостоятельно осознавать негативные последствия содеянного. Например, если ребенок сломал стул, он может почувствовать, как неудобно без него обходиться. При разбитом окне виновный некоторое время пребывает в некомфортной для него холодной комнате. А при поломке любимой игрушки автор не рекомендует сразу бежать и покупать новую. Отсутствие привычной вещи заставит задуматься о необходимости бережно относиться к ценным вещам.

Трактовка методики наказаний Руссо предполагает также словесное воздействие. Но при этом детей нельзя ругать, кричать, угрожать, следует только объяснить, почему нельзя поступать подобным образом и к чему подобное поведение может привести.

Отдельным пунктом в теории философа отмечено воспитание женщин. Он назвал их хранительницами домашнего очага, утверждал, что у представительниц слабого пола не может быть собственного мнения и религии. Женщинам не стоит углубляться в науку и производство, экономику и управление. Их задача — не уметь общаться с окружающими, а только наблюдать, как это делают другие. Таким образом, педагогическая теория Руссо сводится к половым ограничениям:

  • гражданские обязанности может выполнять только мужчина;
  • девушкам отводится роль матери и жены.

Воспитание женщины по Руссо

Многие ученые считают суждения Ж. Ж. Руссо категоричными, соответствующими его мелкобуржуазной природе. Однако другие философы-просветители отмечали, что его работы занимали важное место не только в науке, но и в революционной идеологии.

Несмотря на явные противоречия и ошибки, педагогическая концепция Руссо сыграла прогрессивную роль в истории. Однако после завершения буржуазной революции взгляды известного философа воспринимались настороженно из-за требований воспитывать активных, свободных и вольно думающих людей.

В своей педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо отвергал современную ему образовательно-воспитательную традицию. По его мнению, старая система воспитания, санкционируемая церковью, должна быть отброшена. Вместо этого он считал необходимым ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если оно будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельному приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных.

Воспитание, считал Ж.-Ж. Руссо, дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами. Воспитание, получаемое от природы, - это внутреннее развитие способностей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, - это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспитание со стороны вещей – это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему восприятие. Все эти три фактора должны, по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно.

О природе как факторе воспитания Ж.-Ж. Руссо рассуждал следующим образом: ребенок рождается чувственно восприимчивым и получает впечатления через органы чувств от окружающих его предметов. По мере роста он становится более восприимчивым, знания об окружающем расширяются, углубляются, изменяются под влиянием взрослых. Такой подход к воспитанию был для этого времени принципиально новым, так как вся система школьного воспитания практически игнорировала, как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка.

Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь, и главная задача воспитания – создать человека. Этим новое воспитание, по мнению Ж.-Ж. Руссо, должно отличатся от старого, которое ставило себе целью подготовку из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Для Ж.-Ж. Руссо воспитание было искусством развития подлинной свободы человека, зависящее только от него самого. Отсюда вытекало отрицание им системы общественного воспитания, так как, по его мнению, нет отечества и нет граждан, а есть лишь угнетенные и угнетатели.

Однако природа означала для Ж.-Ж. Руссо не первобытное звериное существование человека, а его свободу и непосредственное развитие врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призвал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность человека и все полезные и разумные ее склонности. Стремление к природе у Ж.-Ж. Руссо проявляется в неприятии искусственности и в притягательности всего естественного, простого, непосредственного.

Ребенка Ж.-Ж. Руссо поставил в центр воспитательного процесса, но в то же время он выступал против чрезмерного потакания детям, уступок их требованиям, капризам. Отвергая любую форму воспитания, основанную на подчинении воли ребенка воле воспитателя, он в то же время утверждал, что ребенок не должен быть предоставлен самому себе, так как это ставит под угрозу его развитие.

Воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия для его развития, но никогда не навязывать ему своей воли. Ребенку необходима определенная среда, в которой он сможет обрести самостоятельность и свободу, реализовать заложенные в нем от природы добрые начатки.

В обучении важно, полагал Ж.-Ж. Руссо, не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить их с его интересами и опытом. Важно организовать передачу знания так, чтобы ребенок сам брал на себя эту задачу. Для этого нужен педагогический подход, который основывается на значении передаваемого знания с учетом интересов каждого воспитанника.

Ж.-Ж. Руссо постоянно акцентировал внимание на значении труда в воспитании. Труд внушает ребенку чувство долга, ответственности за то, что он делает. Кроме того, живя в обществе, человек обязан своим трудом оплачивать стоимость своего содержания. Труд – это неизбежная обязанность человека. Трудовое воспитание у Ж.-Ж. Руссо связано с нравственным, умственным и физическим совершенствованием. Задача нравственного воспитания, по мнению Ж.-Ж. Руссо, состоит в том, чтобы предохранить ребенка от влияния испорченного общества, искусственной культуры и следить за развитием его собственных потребностей и интересов. Нравственное воспитание должно осуществляется после умственного, поэтому основная предпосылка нравственного воспитания – развитие разума. И лишь только потом – выработка моральных качеств, формирование понятий об общественных отношениях.

Ж.-Ж. Руссо в принципе не отвергал религию, но полагал, что ребенку необходима та религия, которая опиралась бы на первоначальный смысл Евангелия, очищенного от неправильного толкования его отцами церкви.

Рассматривая собственно проблемы воспитания детей Ж.-Ж. Руссо жизнь ребенка делил на четыре периода:

1. от рождения ребенка до двух лет - он считал необходимым главное внимание уделять физическому воспитанию,

2. от 2 до 12 лет – воспитанию чувств,

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

3. от 12 до 15 лет – умственному воспитанию,

4. от 15 до 18 лет – нравственному воспитанию.

Первоначальное воспитание должно быть, по выражению Ж.-Ж. Руссо, отрицательным, исключающим влияние на природу ребенка искусственной культуры. Этот период самый ответственный, так как хотя ребенок и чувствует свои естественные потребности, но выразить их не в состоянии. Поэтому именно мать более чем кто – либо ответственна за этот период в жизни своего ребенка, хотя и отец, которого никакие внешние обстоятельства не избавляют от необходимости воспитывать своих детей, должен строго выполнять обязанности, возложенные на него природой.

Главные педагогические средства в этот период – терпение и настойчивость, с которыми необходимо изучать причины, например, детского плача. Вместе с тем родители должны быть требовательными и не спешить удовлетворять все детские просьбы. Для физического развития ребенка на этом этапе весьма важны закаливание и постоянные физические упражнения.

Жизнь ребенка с 2 до 12 лет должна быть периодом воспитания чувств, поскольку деятельность ума без опоры на данные чувственного опыта лишена всякого содержания. Ж.-Ж. Руссо был противником использования книг в этот период развития ребенка. Ребенок должен изучать мир сам при помощи органов чувств, в противном случае ему приходится многое принимать на веру, т.е. пользоваться рассудком других.

Одним из важнейших средств развития умственных сил ребенка Ж.-Ж. Руссо считал труд. Однако при этом он был противником узкоремесленного обучения. Ребенок должен научиться пользоваться всеми наиболее необходимыми в быту инструментами; должен быть знаком с основами различных ремесел. Это, полагал Ж.-Ж. Руссо, поможет ему вести впоследствии честный и независимый образ жизни.

В процессе трудового обучения, по мысли Руссо, ребенок должен посещать различные мастерские, наблюдать за работой ремесленников и выполнять по мере возможности поручаемую ему работу. Участие ребенка в трудовой деятельности взрослых дает ему возможность не только овладевать трудовыми навыками, но и позволяет лучше разобраться в отношениях между людьми. Трудовую деятельность необходимо сочетать с умственными упражнениями так, чтобы одно было отдыхом от другого. Именно их сочетание способствует как физическому, так и умственному развитию ребенка.

Руссо считал современное ему общество аморальным. Причину этого он усматривал в противоречиях между способностями и желаниями людей, в стремлении построить свое благополучие за счет другого, в отсутствии равновесия между силами и волей. Он полагал, что в таком обществе сохранить в простоте и невиновности молодого человека очень сложно, так же как сложно уберечь его от испорченности, бесчеловечности и жестокости. В мир нравственных отношений юношу следует вводить очень осторожно, шаг за шагом, поскольку у кого нет никаких нравственных норм и в жизнь, тот входит с одной врожденной страстью – любовью к самому себе.

Ж.-Ж. Руссо ставил перед нравственным воспитанием три главные задачи: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Прежде всего, у ребенка и юноши необходимо развивать положительные эмоции, направленные на гуманное отношение к людям, доброту, сострадание. Все это достигается не нравоучениями, а непосредственными общением с хорошими примерами. Ж.-Ж. Руссо советовал удалять юношу от больших городов, где нравственность людей далека от идеала.

С религией Ж.-Ж. Руссо предлагал знакомить молодых людей в возрасте не моложе восемнадцати лет, так как, по его мнению, по-настоящему до понимания Бога человек доходит лишь в зрелые годы, когда он уже в состоянии понять сущность религии и сам может выбрать себе ту религию, к которой влечет его разум. Ребенок в принципе не может иметь представления о Боге, а лишь повторяет то, что внушает ему взрослые.

Жизненное назначение женщины он ограничивал ролью жены и матери. Считая, что ей нет необходимости углубляться в науки. Женщина должна уметь шить, вязать, готовить, петь и танцевать. Быть умной ей необязательно, ум ее должен развиваться не в чтении, а в общении с родителями, в процессе наблюдения за теми людьми, с которыми она общается.

В девушке следует воспитывать покорность и повиновение мужу, развивать ее физические возможности, чтобы она могла рожать здоровых детей. В отличие от юноши религии девушку следует обучать с детских лет, так как девочкой, считал Руссо, она должна исповедовать религию матери, выйдя замуж, - религию мужа. Ограничивая женщину в участии в общественной жизни, он при этом считал необходимым воспитывать уважение к ней со стороны мужа и общества.

Такое отношение Руссо к воспитанию женщины, во-первых, отражало традиции того времени и, во-вторых, соответствовало его мысли о том, что участие женщины в общественной жизни противоречит ее естественному назначению – быть женщиной и матерью.

Положение Ж.-Ж. Руссо о том, что свобода – одно из естественных прав человека, а роль педагога заключается в развитии активности, инициативы ребенка, в косвенном и тактичном руководстве без принуждения, взяли за основу представители концепции свободного воспитания, получившее широкое распространение в конце 19 – начале 20 века.

Читайте также: