Аристотель как энциклопедист кратко

Обновлено: 02.07.2024

Решительным противником Платона становится его ученик Аристотель, величайший древнегреческий философ. Ф. Энгельс назвал его "самой универсальной головой" среди древнегреческих философов, Мыслителем исследовавшим существеннейшие формы диалектического мышления.

Аристотель родился в 384 году до Н.Э. в городе Стагире, в 367 году до Н.Э. уехал в Афины, где вступил в Академию - школу Платона, провел в ней 20 лет вплоть до смерти Платона. Позже подвергнет критике платонизм. Ему принадлежат слова: "Платон - мне друг, но истина дороже".

Позже Аристотель основал в Афинах свою школу, назвав ее "Ликей". Ему принадлежат 146 работ, среди них "Органон", "Метафизика", "Физика" и др.

Данные произведения можно сгруппировать по следующим признакам:

логические труды "Органон", Натегорий" и др.

психология "О душе"

1я философия - метафизика

политика (в 8 книгах) и экономика (в 3 книгах)

риторика и поэтика

Таким образом, Аристотель продемонстрировал поистине энциклопедические знания.

Аристотель является признанным основателем логики. Правда, он не дал науке это имя. (Все S суть P, Некоторые S суть P, Ни одно S не есть P, Некоторые S суть P)

В метафизике он дает определение материи. В отличие от Сократа, Платона, которые науку о природе не относили к подлинной мудрости, Аристотель глубоко исследует природу. Материя оказывается первой причиной как возникновение, так и изменчивого пребывания природных вещей "ибо вся природа, можно сказать материальна".

Именно из понимания материи Аристотель строит учение о 4х стихиях (земля, огонь, вода, воздух). Если в философии досократиков не было специального термина для обозначения материи, то в качестве философской категории Аристотель это разработал впервые. В 3ей книге "Физика" он говорил о 4х видах движения. В "метафизике" и "физике" он убедительно убеждал в господстве формы над содержанием. Любопытны его мысли относительно общества, этики и политики. Целью человеческой деятельности для всей древнегреческой философии является достижение блаженства. Блаженство по Аристотелю недостижимо. В "Политике" Аристотеля общество и государство не различаются. Человек по его мнению, это политическое животное. Оправдывал рабство, так как считал, что рабство существует по природе. Раб не имеет никаких прав.

Аристотель подвел итог развитию философской мысли с ее начала в Древней Греции и до Платона. Именно Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах - предметном и целевом. Он делит науки на 3 большие группы: теоретические (1я физика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, искусство).

Таким образом, Аристотель завершил классическую философию истории.

Заключение

В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют задумываться нас и сегодня. Так, в одних только "Диалогах" Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности, справедливости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, свободы, скромности, порядочности, великодушия, блага, миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др.

Подводя итог рассмотрению философии древнего мира, следует сказать, что она является "душей" его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.

Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965.

Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985.

Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

Гаранов П.С. 500 шагов к мудрости. Кн. 1., 1996.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.

Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995.

Лосев А.Ф. Платон, Аристотель. М., 1993.

Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум. Античная парадигма. Л., 1991.

Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. в 2х кн., кн. 1., М., 1996.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Философский словарь. 1980.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Аристотель — это великий философ и ученый Древней Греции, ученик Платона, основатель Перипатетической школы.

Аристотель

Родился Аристотель в Стагире в 384 году до нашей эры, греческом городе на восточном побережье полуострова Халкидика. Его отцом был Никомах, придворный врач и личный друг македонского царя Аминты III. Их дети, Аристотель и Филипп были одного возраста, поэтому не удивительно, что они не раз проводили время вместе.

Когда умер Платон, Аристотель решил уехать из Афин. Он практически 14 лет проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского.

Умер Аристотель от болезни в изгнании в 322 году до нашей эры.

В наследии Аристотеля можно выделить два вида сочинений:

Первая группа сочинений — это в основном диалоги, а вторая — научные трактаты.

Что касается философии Аристотеля, то он разделял ее на три части — теоретическую, практическую и творческую. Теоретическая связана с истиной, она предполагает познание. Целью практической философии является совершение добрых поступков, она работает с такими понятиями как добро-зло. Ну а творческая философия нацелена на творчество.

Читайте также: