Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию

Обновлено: 05.07.2024

Вводное слово учителя. Нам выпала доля жить на рубеже двух тысячелетий – нелёгкое время для нашего государства. Стремительный поток реформ потеснил многие нравственные основы жизни. О нравственности иногда вспоминают, причём старательно, но чаще всего – накануне каких – либо знаменательных дат, превращая разумное и доброе в очередную кампанию.

К счастью, наша школа в трудные годы перемен, переоценки истории, смены идеологий, сохранила одним из основных направлений своей работы гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

Казалось бы, зачем нам об этом говорить, если в школе велась и ведется патриотическая работа? Но давайте задумаемся.

Да, мы говорим о патриотизме, но всегда ли искренне? Как часто у нас проводятся тематические классные часы (не только о войне)? Сколько раз каждый из нас бывал в школьном музее Боевой и Трудовой Славы? (Анкета для учителей?)

Да, мы гуманно относимся к ученикам и друг к другу, но всегда ли? Предполагаю, ответы будут различными. Но задача у нас общая: создание условий для развития нравственной, культурной, творчески активной личности, живущей в связи с окружающим миром и осознающей свою ответственность перед ним; воспитание личности, любящей свою родину. Значит, проблема патриотического воспитания в переменчивом мире сохраняет свою актуальность и для нашей школы, ведь в школу приходят новые поколения учащихся, родившихся во время смены идеологий.

Многое из окружающей действительности мы изменить не можем, но в силах так воспитать своих учеников, чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам, выбрать для себя истинные жизненные ценности.

Что же может помочь в патриотическом воспитании (мозговой штурм):

  • память о том, что истинный патриотизм содержателен, предметен, нерасчетлив, бескорыстен; мы воспитываем “ревнителей блага Отечества”;
  • системность и целостность работы;
  • гуманистический подход к нравственной организации учебного процесса каждым учителем;
  • диалоговые методы;
  • уважительное отношение к ученикам и друг другу;
  • взаимодействие со средой.

Цель мастерской: обновление содержания и форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся согласно ступеням обучения с учетом возможностей взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей и социума.

Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать основные задачи:

  • индивидуальная работа
  • групповая работа

Способы и методы подачи информации:

  • словесный
  • наглядный
  • частично – поисковый
  • проблемный.

Категория участников: учителя и кл. руководители кадетских классов МБОУСОШ №11

Оформление, оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация по теме педсовета, раздаточный материал (ватман, маркеры, клей).

Место проведения: компьютерный класс

Условием достижения цели является четкое соблюдение следующих заповедей воспитания:

2. Хорошее настроение и спокойствие приведет к намеченной цели.

3. Определи, что ты хочешь от своего ученика.

4. Учитывай уровень развития своего воспитанника.

5. Предоставь самостоятельность ребенку.

6. Создай условия для осознанной деятельности воспитанника.

7. Не упусти момент первого успеха ребенка.

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

Что же такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику, физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической, военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы.

Существует несколько трактовок понимания патриотизма:

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты.

Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству .

Что такое гражданственность?

Гражданственность - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Кто такой патриот?

Патриот, по точному определению великолепного Владимира Ивановича Даля, не только “любитель Отечества”, но и “ревнитель о благе его”.

Патриот: человек, одушевленный патриотизмом. Человек, преданный интересам какого- либо дела, горячо любящий что-то.

Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема патриотизма находится в поле вашего внимания.

Итак, мы начинаем наш диалог.

Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века. Если мыслить образно, то единую систему гражданско-патриотического воспитания, образования обучающихся можно представить в виде дома, который сейчас постепенно будет строить каждый из вас. Каким он будет – кривым, покосившимся или, на зависть окружающим, крепким и долговечным?

Давайте попробуем построить дом-систему гражданско-патриотического воспитания вместе. Начнем с подготовки места под строительство.

Этап 1. Стоит ли строить?

Слово учителя. Стоит или не стоит строить? Давайте спросим об этом директора МБОУСОШ №11 Сингур С.Т., который проанализирует состояние гражданско-патриотического воспитания в школе.

1. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?

в) слышу сейчас впервые;

г) затрудняюсь ответить.

2. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?

в) затрудняюсь ответить.

3. Патриотизм – это…

а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;

б) позитивное чувство к Родине;

в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;

г) готовность к самопожертвованию;

Слово учителя. Результаты следующие:

1 вопрос. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?

2 вопрос. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?

3 вопрос. Патриотизм – это…

Начальная школа (учащиеся 4-х классов):

• Тот, кто любит свою Родину и не причиняет ей вреда

• Тот, кто готов совершить подвиг ради Родины

• Кто живет в своей стране и будет жить в ней всегда

• Человек с активной жизненной позицией

• Тот, кто изучает все о своей стране

• Тот, кто гордится своей Родиной

• Тот, кто любит свою Родину

• Человек, осознающий себя частью страны

• Человек, сильно любящий Родину, соблюдающий законы государства

• Кто готов рисковать жизнью ради Родины

• Гражданское сознание основано на любви, совести, вере, верности

• Тот, у кого есть гражданство

• Ребятам еще трудно разделять понятия, но их ответы вполне достойные.

Учащимся 9-11 классов была предложено выбрать из нескольких определений:

• Национальное самосознание, гордость за принадлежность своей нации, народу. – 54%

• Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к пожертвованию ради ее блага или спасения. – 23%

• Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире. – 23%

• Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни. – 18%

Мы получили грамотные ответы, с которыми можно согласиться.

Следующие утверждения не выбирались ни разу:

• Непримиримость к представителям другой нации.

• Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины.

• Патриотизм сегодня неактуален, не современен, не для настоящей молодежи.

• Патриотизм – это лишь романтичный образ, литературная выдумка.

Цель: выявить представления учащихся о качествах человека, характеризующих его

нравственную культуру и гражданскую позицию.

1 уровень - располагают в две колонки:

а) понятные слова по данной теме;

б) непонятные слова.

2 уровень – расположить понятия в две колонки:

а) позитивные понятия;

б) негативные понятия.

3 уровень – ранжирование понятий (выбирают самые значимые для себя).

Основные понятия: безразличие, бескорыстие, взаимопонимание, высокомерие, долг,

доброта, дружба, достоинство, гуманность, искренность, любовь, миролюбие,

милосердие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, сочувствие,

сопереживание, содействие, совесть, справедливость, помощь, теплота, терпимость,

толерантность, холодность, уступчивость, человечность, честь.

Слово учителя. Результаты следующие:

Остальные слова понятны.

Остальные слова имеют позитивное значение.

Безразличие, высокомерие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, холодность.

Любовь, дружба, достоинство, доброта, взаимопонимание, долг, помощь, сочувствие, искренность, справедливость.

Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его

Ход эксперимента: воспитанникам предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие,

требовательность, выдержка, творческое отношение к труду, справедливость,

настойчивость, долг, совесть, честь, мужество, жизнерадостность, искренность,

гражданственность, решительность, отзывчивость, ответственность, радушие,

сдержанность, сострадание, терпеливость, упорство, уверенность, энтузиазм.

Необходимо записать слова в три колонки:

а) самые значимые для тебя слова, характеризующие твою гражданскую направленность;

б) слова, которые присущи тебе;

в) слова, не значимые для тебя.

Анализ полученных данных позволил установить и проанализировать причины

расположения качеств данным воспитанником и классом в целом, определить различия в

этом плане, сопоставить оценку качеств, характерных и нехарактерных для гражданской

Слово учителя. Результаты следующие

Остальные слова понятны.

Остальные слова имеют позитивное значение.

Безразличие, высокомерие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, холодность.

Любовь, дружба, достоинство, доброта, взаимопонимание, долг, помощь, сочувствие, искренность, справедливость.

Слово учителя. Опросили мы и родителей. Результаты анкетирования родителей по проблеме гражданско-патриотического воспитания детей:

Посещаете ли вы вместе с детьми культурные места

Как часто вы рассказываете детям об истории города

Как часто вы проводите время с детьми, поддерживая семейные традиции

Как часто вы беседуете с детьми на правовые и нравственные темы

Итак, стоит или не стоит строить? Результаты анкетирования говорят сами за себя. Стоит.

Делаем вывод: актуальность строительства системы состоит в том, что её реализация позволяет решать назревшие социальные, нравственные проблемы в отношении подрастающего поколения, устранять следующие противоречия:

  • между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;
  • между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье;
  • между ситуативным характером и стихийностью проявления у школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по гражданско-патриотическому воспитанию.

Этап 2. Этап "закладки фундамента" системы. Фундамент - основа системы.

Слово учителя. Итак, мы подготовили место и начинаем закладывать фундамент.

Делаем вывод: Нужна программа патриотического воспитания! Одной из таких школьных подпрограмм является Целевая программа гражданско-патриотического воспитания в кадетских классах.

Основная цель настоящей программы – создание условий для формирования у учащихся подросткового возраста (5-11 классы) личностных качеств человека, способного к САМОвоспитанию, САМОразвитию, САМОреализации, человека САМОсовершенствующегося.

(Презентация программы, основные моменты). (Беляева Т.А., Гетман О.Л., Прищепа Н.М.)

Б.: I этап – младший подростковый возраст

Цель: создание условий для оптимальной адаптации младших подростков в условиях кадетского корпуса.

Предполагаемые результаты I этапа программы воспитания

1) Сформированность потребности самопознания.

2) Сформированность самооценки.

3) Сформированность организационной культуры.

4) Наличие индивидуальной программы самосовершенствования.

Г.: II этап – средний подростковый возраст

Цель: создание условий для мотивации к обучению подростков в условиях кадетского корпуса.

Предполагаемые результаты II этапа программы воспитания

1) Сформированность потребности самообразования.

2) Сформированность познавательной культуры.

3) Сформированность умственного развития учащихся.

4) Наличие индивидуальной программы самообразования.

П.: III этап – старший подростковый, младший юношеский возраст

Цель - создание условий для формирования морально – нравственных принципов и умений сделать правильный профессиональный выбор.

  1. Организация содержательного общения, направленного на развитие представлений о морально-нравственных принципах (в ходе бесед, классных часов).
  2. Ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества – формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, определение интересов и склонностей к конкретным видам деятельности. Помощь в профессиональной ориентации и самоопределении в процессе самоподготовки к избранной профессии.
  3. Выявление детей с проблемами морально – нравственного развития, организация индивидуальной помощи.
  4. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления (в основе триединство: интеллект, душа, тело).
  5. Воспитание гражданской активности и патриотизма.

Предполагаемые результаты III этапа программы воспитания

1) Сформированность мотивации в профессиональном и жизненном самоопределении.

2) Сформированность профориентационной направленности.

3) Сформированность культуры самореализации.

4) Наличие индивидуальной программы самореализации.

Давайте перечислим основные педагогические принципы, которые составят фундамент-основу системы гражданско-патриотического воспитания. (Из Программы кадетских классов). (Прищепа Н.М., Терсина О.В.)

Ребёнок - субъект собственной жизни.

Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.

Каждый ребёнок талантлив.

Исходя из этого чрезвычайно важного принципа, необходимо помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности. Ситуация успеха" - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию. Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.

Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением.

Принцип создания воспитывающей среды.

Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости". Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение.

Принцип индивидуализации воспитания.

Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

Слово учителя. Третий этап-это стены! Сложно, но интересно. После того, как заложен фундамент проекта, необходимо построить стены – основу для эффективной коллективной деятельности. Давайте вспомним направления патриотического воспитания.

П.: Направления патриотического воспитания:

Слово учителя. Наполняем дом-систему содержанием и выстраиваем стену, где каждый кирпичик – это формы гражданско-патриотического воспитания учащихся по направлениям .

Время выполнения задания: 2 минуты на каждое направление.

Направления гражданско-патриотического воспитания и возможные формы работы:

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины:

Это справедливо, ведь гражданско-патриотическое воспитание - залог успешного воспитания подрастающего поколения.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

Воспитание на культурных традициях народа

В.А. Сухомлинский писал: “Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие прежде всего стало познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота человечества”.

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ” К.Д. Ушинский.

Формирование правовых знаний

Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.

Слово учителя. Продолжаем строить стену, где каждый кирпичик – это методы гражданско-патриотического воспитания учащихся .

Время выполнения задания: 2 минуты.

Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделили для себя группы методов , которые могут быть представлены следующей таблицей:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время становиться задачей государственной важности. В приоритетных направлениях государственной молодежной политики нашего государства важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции .

Прежде чем говорить о патриотическом воспитании, обратимся к основным понятиям данной темы. Основные понятия содержат следующие термины: патриот, патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание ( Глосарий ).

Если мы обратимся к истории человечества, то обнаружим, что патриотизм, гражданственность и отношение к родному месту были важны для человека с давних времен. К этой теме обращались многие философы, ученые, государственные деятели. В своих работах они пытались определить нравственный дух человека.

В России развитие патриотизма связано с историей развития государства Российского. Все годы существования, Россия защищала свое Отечество, и испокон веков человек считал это своей святой обязанностью и делом чести.

Русское общество считало, что патриотизм – это нравственно организующее начало жизни русского народа. В основе его лежит идея защиты своей Родины, единство всего народа и ответственность за судьбу своего государства.

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат – растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушных к близким людям, в том числе к одноклассникам, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Сегодня именно школа – то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а, значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить и приумножить ее славу, как их отцы и деды.

Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания о пределяются в государственных документах Российской Федерации

В настоящее время создана нормативно – правовая база, основываясь на которую организуется патриотическое воспитание.

Во-первых, это главный закон Российской Федерации - Конституция.

В преамбуле Конституции РФ провозглашены общечеловеческие ценности.

В главном документе записано:

1. Ценности демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России.

2. Нравственные ценности: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков.

3. Ценности российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости.

4. Ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.

Общине вопросы государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания определяют следующие Постановления Правительства РФ и государственные межведомственные программы (помимо тех, которые уже названы).

– Программа мероприятий по популяризации государственных символов России до 2020 года.

- План действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2020 г.

Более частные вопросы гражданско-патриотического воспитания определяют следующие инструктивно-методические документы Минобразования РФ и Минобрнауки России:

Кроме того, существуют и другие нормативные документы, которые нужно учитывать при организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

Гражданско-патриотическое воспитание это громкие слова и не формальность – это реальная необходимость в условиях работы школы. Дети, обделенные в своих семьях самым элементарным, с раннего возраста столкнувшиеся с жестокостью взрослых и негативными сторонами нашего общества, практически не обладают чувством любви к Родине и гордости за неё. В них нет тяги и потребности помогать кому-то, уважать старшее поколение и быть ему за что-то благодарными. Они почти не знают историю нашей страны, и фильмы о войне воспринимают, как фантастические бестселлеры. Именно на формировании чувства любви к своей стране и народу основана система гражданско-патриотического воспитания в школе.

В настоящее время перед школой стоит важнейший вопрос – это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны. История и культура России имеют глубокие и древние корни. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся, и на примере которых должны воспитывать своих учеников.

Среди целей и задач исторического и обществоведческого образования в ФГОС нового поколения выделяются основные:

Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;

Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;

Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и психолого – педагогические компоненты. Такими компонентами являются потребностно – мотивационный , когнитивно – интеллектуальный, эмоционально чувственный, поведенческий и волевой.
 Потребностно – мотивационный компонент патриотизма:
Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, в процессе разнообразных форм внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы обучающиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её историей, мужеством и храбростью патриотов.

 Когнитивно – интеллектуальный компонент патриотизма:
Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: лекции, беседы, встречи на патриотические тематики, литературно – художественные гостиные, организация поисковой работы. Такая работа способствует осознанию обучающимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
 Эмоционально – чувственный компонент патриотизма:
Этот компонент состоит из формирования у обучающихся патриотических взглядов и убеждений. Для этого необходимо, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания.

Основные направления патриотического воспитания.

можно определить следующие:
Духовно – нравственное.

Цель: осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Гражданско – патриотическое . Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и пооцессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
Историко – краеведческое . Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.
Героико – патриотическое . Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
Военно – патриотическое . Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно – патриотическое . Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе

Социально-патриотическое . Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Таким образом, мы можем сказать, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры.

В школе для детей с ОВЗ работа по патриотическому воспитанию очень важна и актуальна. Но в повседневной практике реализовать эти задачи очень сложно, приходится преодолевать ряд трудностей и проблем :

- низкий уровень культурологических знаний и познавательной активности обучающихся, отсутствие у некоторых детей заинтересованности, потребности участвовать во внеурочной и внеклассной работе;

- недостаточно педагогической литературы, адаптированной к таким школьникам;

- другая очень важная проблема в работе заключается в том, что к воспитательной системе необходимо подключить ребенка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения. У детей за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курения, употребления алкоголя, а по части ненормативной лексики могут выйти на первое место. В этом заключается противоречие воспитания: в школе даются знания и умения одного направления, а дома дети сталкиваются с другими нормами поведения. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку сделать правильный выбор между двумя жизненными позициями.

Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в школах для детей с ОВЗ состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но если ребята с трепетной любовью рассказывают о своих дедушках, об их прошлом - о том, где они воевали, приносят фотографии из семейных альбомов, узнают интересные факты из жизни соседей, интересуются прошлым своего поселка, города - это и есть результат нашей работы.

У детей с ограниченными возможностями здоровья гражданская позиция не воспитается сама по себе. В отличие от общеобразовательных школ в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) наиболее важную роль в развитии гражданского и патриотического воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.

При развитии у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) гражданского и патриотического воспитания необходимо помнить об особенностях его биологического развития. Нарушение центральной нервной системы не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания гражданских качеств, но и создаёт преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылке личностного развития ребенка. Нарушение развития психических процессов ведет к непониманию ребенком обращенной к нему речи, неумению устанавливать связи между событиями действиями, неспособности запоминать информацию. Потребности и мотивы претерпевают сложные изменения, прежде чем ребенок начинает действовать в соответствии с моральным правилом.

Принципы реализации патриотического воспитания для обучающихся с ОВЗ:

1. принцип коррекционно-компенсаторной направленности ;

2. принцип гуманизации; умение педагога встать на позицию подростка, учесть его точку зрения, видеть в нем полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству;

3. принцип учета региональных условий; пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального;

4. принцип дифференциации; создание оптимальных условий для самореализации каждого подростка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.;

5. принцип непрерывности и системности; взаимосвязь процессов воспитания и обучения;

6. принцип интеграции; сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.;

7. принцип стимулирования активности планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др..

Формы реализации патриотического воспитания :

Новый год — хорошая пора!
Новый старт и новые свершенья!
Всем коллегам — радости, добра,
Сил, здоровья, бодрости, везенья!

Презентация на тему: " ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания. Средняя общеобразовательная." — Транскрипт:

1 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания. Средняя общеобразовательная школа 61 г Краснодар Заместитель директора по воспитательной работе Буняк Юлия Николаевна

2 Цель: совершенствование форм и способов формирования развития у учащихся гражданского сознания, патриотизма - как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, высокой ответственности и дисциплинированности. Цель: совершенствование форм и способов формирования развития у учащихся гражданского сознания, патриотизма - как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, высокой ответственности и дисциплинированности.

5 Воспитание – великое дело: Им решается участь человека… В.Г. Белинский

6 Задачи учебно – воспитательного процесса: -получение прочных и глубоких знаний; -воспитание воли и стойкости; -формирование умения ориентироваться в окружающей среде; -ведение профориентационной работы; -приобщение к истинной культуре; -поиск новых форм нравственного воспитания;

7 Воспитательная система - способ организации жизнедеятельности и воспитания членов коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов способствующих развитию личности и коллектива. способ организации жизнедеятельности и воспитания членов коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов способствующих развитию личности и коллектива.

8 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Если в патриотическом воспитании не созданы условия для детской заботы о людях, жизнь и работа которых создавала культурные ценности нашей страны, то такое воспитание становится неполноценным.

9 Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику, физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической, военно- профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы.

13 ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА Патриот: Человек, одушевленный патриотизмом. Человек, преданный интересам какого- либо дела, горячо любящий что-то. ПАТРИОТИЗМ- преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

14 ЦЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Нравственное сознание экологическое сознание эстетическое сознание

16 РЕЗЕРВЫ СОВРЕМЕННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРОБЛЕМНОСТЬ Развивающее обучение Развивающее воспитание Исторические проблемы Культурные проблемы Личностные проблемы

17 ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДИСКУССИОННЫХ, ПРОБЛЕМНЫХ МЕТОДОВ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДИСКУССИОННЫХ, ПРОБЛЕМНЫХ МЕТОДОВ.

18 НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ВОЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ; ИСТОРИКО- КРАЕВЕДЧЕСКОЕ; КУЛЬТУРНО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ; СПОРТИВНО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ; НАУЧНО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ;

20 Актуальность программы. Современное общество постоянно меняется. Россия становится правовым государством. Правовое государство признаёт за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно. Современное общество постоянно меняется. Россия становится правовым государством. Правовое государство признаёт за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно. У гражданина появляются права и обязанности перед государством. Важнейшим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества. У гражданина появляются права и обязанности перед государством. Важнейшим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества. Реализация Концепции модернизации российского образования, призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, Кубани формированию понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма. Реализация Концепции модернизации российского образования, призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, Кубани формированию понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма. Анализируя, состояние современного общества и главные задачи по становлению правового государства, определилась проблема - недостаточного внимания педагогов к воспитанию чувства уважения у молодёжи к большой и малой Родине, гражданского самосознания и готовности к защите Отчизны. Анализируя, состояние современного общества и главные задачи по становлению правового государства, определилась проблема - недостаточного внимания педагогов к воспитанию чувства уважения у молодёжи к большой и малой Родине, гражданского самосознания и готовности к защите Отчизны.

22 Цель программы. Формирование в учебно-воспитательном процессе школы у учащихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, сохранение традиций Кубани, казачества. Формирование в учебно-воспитательном процессе школы у учащихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, сохранение традиций Кубани, казачества. Задачи программы. Создать условия для утверждения в сознании и чувствах школьников комплекса патриотических ценностей. Создать условия для утверждения в сознании и чувствах школьников комплекса патриотических ценностей. Разработать и внедрить модель организации учебно-воспитательного процесса обеспечивающего формирование гражданского самосознания и готовности к защите Отечества. Разработать и внедрить модель организации учебно-воспитательного процесса обеспечивающего формирование гражданского самосознания и готовности к защите Отечества. Формировать активную жизненную позицию гражданина России. Формировать активную жизненную позицию гражданина России.

24 Достоинства программы: Достоинства программы: -программа "Патриот" рассчитана на учащихся 1-11 классов; -комплексный подход к решению проблем; -проработанное содержание программы; -распространение опыта по реализации программы; -взаимодействие с учреждениями культуры, спорта. Данная программа представляет собой современное понимание военно- патриотического воспитания в условиях реформирования общества, вооруженных сил РФ.

25 Функции школьного коллектива: образовательная образовательная воспитательная воспитательная защитная защитная компенсирующая компенсирующая

28 Задачи: 1.Формирование социально – активной творческой личности. 2.Развитие познавательных интересов и интеллекта, расширение кругозора. 3.Формирование патриотических чувств и любви к Родине, изучение культуры родного края. 4.Достижение взаимопонимания и уважения членов организации между собой и окружающими людьми. 5.Приобретение навыков коллективной творческой деятельности, формирование чувства ответственности, развитие позитивных качеств каждого. 6.Ориентация на здоровый образ жизни.

29 ДЕВИЗ: Учимся, трудимся, творим и мечтаем. Надежды, Россия, твои оправдаем !

30 Основные принципы деятельности самостоятельность самостоятельность ответственность ответственность равноправие и сотрудничество равноправие и сотрудничество гласность гласность

31 направления работы: учебно – познавательное учебно – познавательное гражданско – патриотическое гражданско – патриотическое нравственно – эстетическое нравственно – эстетическое трудовое трудовое спортивно – оздоровительное спортивно – оздоровительное экологическое экологическое краеведческое краеведческое

34 ЦЕЛЬ: развитие патриотического и духовно – нравственного воспитания в школе для формирования социально – активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. развитие патриотического и духовно – нравственного воспитания в школе для формирования социально – активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

35 ЗАДАЧИ: Создание условия для всестороннего развития личности. Создание условия для всестороннего развития личности. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Формирование активной мотивации норм и ценностей здорового образа жизни. Формирование активной мотивации норм и ценностей здорового образа жизни. Формирование этико-нравственного поведение, добросовестное отношение к труду, учебе, обществу. Формирование этико-нравственного поведение, добросовестное отношение к труду, учебе, обществу. Развитие общественной активности учащихся, воспитание в них сознательного отношения к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости. Развитие общественной активности учащихся, воспитание в них сознательного отношения к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости. Воспитание политической культуры, чувство ответственности и гордости за свою страну. Воспитание политической культуры, чувство ответственности и гордости за свою страну.

36 Результат: Включение подростков в управление детской организацией. Рост числа активистов в группах, желающих работать в детской организации. Повышение интереса подростков к социально значимой деятельности, уровня гражданской активности. Реализация творческих, лидерских навыков, личностного потенциала. Удовлетворение учащихся собственной деятельностью на благо детской организации.

37 Организация деятельности Организация самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Организация самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Осуществляет взаимоотношения с учредителям, государственными и другими учреждениями в соответствии с действующим законодательством. Осуществляет взаимоотношения с учредителям, государственными и другими учреждениями в соответствии с действующим законодательством. Организация имеет эмблему, девиз, песню. Организация имеет эмблему, девиз, песню. Добровольное участие в работе детской организации. Добровольное участие в работе детской организации. Принятие решений большинством голосов. Принятие решений большинством голосов. Выполнение общих решений, принятых детской организацией. Выполнение общих решений, принятых детской организацией.

38 Система мероприятий: организационные организационные информационно – методические информационно – методические массовые массовые

41 организация управления : Высшим руководящим органом является сбор (общее собрание), проводящийся один раз в год. Высшим руководящим органом является сбор (общее собрание), проводящийся один раз в год. Сбор считается правомочным, если в его работе участвуют не менее 50% избранных делегатов. Сбор считается правомочным, если в его работе участвуют не менее 50% избранных делегатов. Сбор вправе рассматривать любые вопросы деятельности организации. Сбор вправе рассматривать любые вопросы деятельности организации. Только собрание имеет право принимать решение по вопросам. Только собрание имеет право принимать решение по вопросам.

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 1

Слайд 3

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 3

Актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания. Основные направления гражданско-патриотического воспитания. Работа с учащимися в направлении гражданско-патриотического воспитания.
Повестка заседания:

Слайд 4

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 4

Цель: Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Слайд 5

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 5


Задачи работы по патриотическому воспитанию:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности; сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры; сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям; сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в с овременной действительности.

Слайд 6

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 6

Проблемы в сфере патриотического воспитания
отсутствие патриотических чувств; снижение жизненного уровня, которое привело к расслоению общества; подверженность влиянию западных культурных ценностей; обострение национального вопроса, утрата толерантности, перерастание патриотизма в национализм; незнание своих корней; разрушение семейных и коллективных традиций в молодёжной среде; Недостаточно адекватное понимание роли и места России, своего региона, родного города в историческом и культурном развитии общества и государства, своей роли в обеспечении защиты Отечества.

Слайд 7

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 7

Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего Образования ПАТРИОТИЗМ- это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Он выражается в ценностях: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей малой Родине; служение Отечеству ( ратное, духовное, трудовое).

Слайд 8

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 8

Патриотическое воспитание
Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Слайд 9

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 9

Слайд 10

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 10

Заповеди, на основе которых строим работу по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО; ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА; ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА; СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ; БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

Слайд 11

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 11

Эффективные формы работы по патриотическому воспитанию:
деятельность школьного музея разработка и реализация социально-значимых проектов; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; проведение социальных акций “Посылка солдату”, “Письмо на заставу”, “Ветеран живёт рядом”, “Обелиск”;

Слайд 12

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 12

Эффективные формы работы по патриотическому воспитанию:
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; встречи с воинами-интернационалистами; проведение военно-спортивных игр; тимуровское движение; историко-краеведческая работа; проведение внеклассных мероприятий на патриотическую тему, классные часы, вечера, литературные гостиные, интеллектуально-познавательные программы, праздничные утренники.

Слайд 13

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 13

Слайд 14

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 14


75-летие Великой Победы - это 75 лет гордости за мужество, за огромные подвиги и самопожертвование великого народа!

Слайд 15

Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания, слайд 15

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: