Каким образом архитектура храма отражает ключевые идеи времени ответ кратко

Обновлено: 07.07.2024

на языке пейзажиста волшебника

я не большой специалист в таких вещах, поэтому в моих дилетантских представлениях микеланджело всегда был круче кого-либо. но потом я познакомился с

конечно, неверно спрашивать кто лучше. они разные - разные стили, разны эпохи, поэтому предпочтения могут быть исключительно вкусовые.

знаменитый давид, работы микеланджело. застыл. неподвижен и горд.

а вот бернини. что называется почувствуйте разницу. характерная черта барочного искусства - изображение объекта в движении. по-моему, гораздо круче микеланджело. но это, повторюсь, дело вкуса.

Колыбелью европейской культуры традиционно считается Древняя Греция. Именно греки подарили миру классический архитектурный стиль. С тех пор большинство стилей в искусстве зарождается, прежде всего, в архитектуре. Каждый архитектурный стиль отражает особенности культуры, а иногда и государственного устройства своей эпохи.

Как архитектура отражает эпоху

  • Как архитектура отражает эпоху
  • Технологии строительства в древнем мире
  • Как определить стиль архитектуры здания

Архитектура становится одним из ведущих искусств Древней Греции в архаическую эпоху. В 7 в. до н.э. возникает ордерная система. В эпоху архаики появилось 2 основных ордера: дорический и ионический, в конце классической эпохи на базе ионического ордера был создан коринфский. Греческие ордера активно использовались в архитектуре последующих эпох. В самой Греции, прежде всего, строились многочисленные храмы, отличающиеся пластической гармонией и соразмерностью. Греческий храм никогда не подавлял человека своим масштабом, позволяя ему чувствовать себя гордым и свободным гражданином своей страны.


Иное впечатление производит архитектура Древнего Рима. Несмотря на то, что римляне в основном заимствовали свою культуру у греков, они придали ей совершенно иной масштаб. К примеру, знаменитый римский Пантеон – храм всех богов – представляет собой огромный цилиндрический объем, к которому пристроен греческий портик. Пантеон увенчан бетонным куполом весом 46 тонн, сквозь девятиметровое отверстие в котором льется воздушный свет. Идея сооружения, ориентированного на купол, возникла именно здесь.


В средние века архитектура становится доминирующим видом художественной культуры. В этот период в ней возникает 2 стиля: романский и готический. Романский стиль, появившийся в период феодальной раздробленности, тяготеет к созданию храмов и замков, напоминающих хорошо укрепленные крепости.


Сооружения готического стиля в большей степени тяготеют к красоте. В этот период возникает тип храма, устремленного ввысь, со стрельчатыми сводами, огромными витражными окнами и каменным кружевом стен.



Дух ренессансной свободы уходит в прошлое с наступлением эпохи барокко. Вновь, как в средние века, на первый план выходит церковь. Теперь задача архитектуры – поразить человека масштабом и великолепием храмовых построек, указать на его ничтожность перед лицом бога. Сооружения пышно, часто чрезмерно украшаются, их отличает причудливая криволинейность очертаний.


В период правления самовлюбленного и властного Людовика ХIV во Франции возникает строгий и симметричный классицизм. Ему свойственны гражданственность, героический пафос, пластическая гармония и ясность форм. Самыми знаменитыми сооружениями эпохи становятся не храмы, а королевские дворцы – Лувр и Версаль.


Велением времени стало возникновение стиля рококо. Утонченные вкусы аристократии 18 века требуют большого изящества с примесью вычурности. Стиль рококо не внес в архитектуру новых конструктивных элементов. Его основной задачей стало достижение декоративной эффектности.



К сожалению, современная архитектура утратила эстетические свойства, присущие этому замечательному виду искусства. Здания-коробки, формирующие облик большинства современных городов выглядят безликими и однообразными.

Каким образом архитектура храма отражает ключевые идеи времени?

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

кобыла йшла йшла и насрала сьела и упала

Ответ

Музыкальные проявлял и Пан, бог пастухов и стад, которого всегда изображали с козлиными ногами и маленькими рожками; его любимым развлечением было играть на свирели и ухаживать за нимфами.

Миф об Орфее и Эвридике Орфей, ученик музыканта Лина, достиг совершенства в игре на лире. Он женился на красавице Эвридике, которую любил даже больше, чем музыку. Но в день свадьбы на глазах у него она умерла от укуса ядовитой змеи. Несчастный Орфей изливал свое горе в печальных песнях, аккомпанируя себе на лире. Боги услышали дивную музыку Орфея и прониклись к нему жалостью. Они разрешили ему спуститься в загробный мир и вернуть Эвридику на землю. Но при одном условии: когда он поведет жену за собой к свету, он не должен оглядываться назад. Увы! Орфей нарушил запрет: он на мгновение обернулся, чтобы взглянуть на любимую. И Эвридика вновь исчезла в загробном мире, теперь уже навсегда. А у Орфея осталась лишь его волшебная музыка.

Другие вопросы по МХК

Предмет

Масса волокна после сушки составила 18,3 г масса семян 48,7 г определить влажность волокна и семян (%).

Предмет

Предмет


Однако эта возможность может быть реализована человеком лишь через покаяние, единение с Богом и жизнь по Его заповедям. При этом большая роль отводится храму, как месту особого пребывания Бога.

Еще в ветхозаветный период Богом были даны Моисею подробные указания, каким должен быть храм и призван искусный мастер Веселеил, который в точности воплотил их в строительстве скинии, которая послужила прообразом новозаветного христианского храма. В ветхозаветном храме Бог нисходил к человеку, отвечал на его молитвы, давал ему указания. Но там не было еще полного, внутреннего общения Бога и человека. С пришествием на землю Христа Спасителя настало время истинного присутствия Бога среди людей, которое должно закончится полным воссоединением Бога и человека, неба и земли в Царстве Небесном.

Христос использовал для проповеди ветхозаветный Иерусалимский храм, но не придавал значения его великолепию, для молитвы обычно удалялся в уединенные места, а для совершения первой Евхаристии воспользовался обычным жилым домом - Сионской горницей. По христианскому учению сам человек является храмом Божиим, который украшается добродетелями, а благолепие вещественного храма лишь являет величие Божие и Красоту Его Царства через все виды церковного искусства, представленные в храме. Кроме того, храм для новообращенных христиан является еще и училищем духовной мудрости, выраженной через образы архитектуры, иконописи, церковного пения и т.д.

Христианский храм являет на земле образ Небесного Царствия Божия, которое, существуя с начала времен, ожидает нас в будущей вечной жизни. Архитектура храма призвана показать нам этот образ, используя присущие ей средства художественной выразительности через символику пространственной композиции и синтез искусств в соответствии с богослужебным чином. Каноничными могут считаться те архитектурные формы храма, которые адекватно отражают догматику христианства, отвечают традиции Церкви.

Имея в виду основную мысль христианства о возможности преобразования неба и земли в Царство Божие, Учителя Церкви придали следующее символическое значение отдельным частям храма. Алтарь является символом духовного мира, который благодаря искупительной жертве Христа Спасителя нисходит на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, обновленных через примирение с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.

Православное видение храма прекрасно выразил архимандрит Рафаил (Карелин): "Храм - это икона Неба*, храм - место невидимого присутствия Божия, поле Божественных сил и энергий. В храме Церковь земная соединена с Церковью Небесной. В храме проходит в священных символах и образах вся история человечества. Храм - это Библия, воплощенная в камне, это иерархические ряды священных символов, через которые душа человека восходит к Богу. Храм - это место сокровенной встречи души с Божеством.

Люди, не включенные в духовную жизнь, обычно воспринимают храм как синтез зодчества различных эпох, культур и народов, как достижение человеческой мысли и воплощение эстетического гения художника. Но это не так: храм является откровением Божественного Логоса на Земле, частью Священного Предания. Христианский храм несет в себе вечное и неизменное содержание, поэтому формы храма, его знаково-символический язык должны быть твердыми и устойчивыми, общими для всех регионов и времен.

Символика храма учит человека смотреть не видимый мир как на образы и символы, тени и подобия мира духовного, чувствовать бесконечное в конечном, видеть, как просветы в тумане, отражение вечного во временном.

Чем выше духовная культура человека, чем глубже его внутренний религиозный опыт, тем более он дорожит традицией - как сокровищницей, из которой боится потерять хотя бы один драгоценный камень" (1).

В то же время, образы, создаваемые различными видами церковного искусства, являются отражением религиозного мироощущения их создателей, преломления в их сознании основной идеи христианства, о которой говорилось выше. Показательно в этом отношении различие средневековой архитектуры западных католических и восточных православных христианских храмов. При едином христианском догмате о спасении, в устремленном ввысь готическом храме с особой силой выражена католическая идея страстного желания преодоления греха и жажда обретения Неба. Напротив, в византийском крестово-купольном храме с его уравновешенной, иерархически упорядоченной структурой, средоточием которой является купол - символ неба, предельно ясно выражено состояние осуществившегося обретения Неба через Крест Христов.

Один из самых авторитетных исследователей церковного искусства Л.А.Успенский писал: "Если в римокатоличестве архитектура храма и его оформление отличаются большим разнообразием и, в зависимости от духовного направления, изменяется, часто коренным образом, характер архитектуры, то в православном мире руководствовались последовательными поисками наиболее точного архитектурного и художественного выражения смысла храма в соответствии с его пониманием как образа Церкви и символического образа мироздания. В противоположность римокатоличеству, при богатом разнообразии архитектурных решений, раз найденное, наиболее верное выражение в своих основных чертах устанавливалось окончательно.

Храм крестовокупольного типа вместе с росписью позволяет наиболее наглядно и ясно выявить его символическое значение и, в пределах возможного, наиболее полно выразить православное учение о Церкви. Эта система постройки храма была принята в качестве основы во всем православном мире. В разных странах оно видоизменялась, перерабатывалась в соответствии с местными художественными вкусами и получала новое художественное выражение. " (2).

Архитектура древнерусского храма отразила то особое религиозное чувство русского народа, которое прекрасно сформулировал митрополит Вениамин (Федченков) - "сочетание покаяния с надеждой на спасение". Это, как правило, небольшой по размеру и прекрасных пропорций крестово-купольный храм, небогато декорированный снаружи, но внутри сплошь покрытый дивными фресками, погружающих молящихся в созерцание небожителей. Вся атмосфера храма настраивает на молитву и наполнена божественными энергиями, исходящими от первообразов, явленных в образах церковного искусства, выросшего, по словам И.Ильина "из свободного сердечного созерцания".

Когда существующее в средневековье единство жизни, молитвы и творчества, могущее создавать храмы небесной красоты, было нарушено, то неизбежно начался процесс деградации церковного искусства. Секуляризация жизни, резко обозначившаяся в ХУП веке и окончательно оформившаяся в связи с Петровскими реформами, отразилась в архитектуре русских храмов в увлечении декоративными приемами внешней выразительности, привнесении элементов архитектуры светских сооружений. В результате петровских реформ, направленных против определенных форм жизни, и повлекших за собой разрушение, как форм молитвы, так и традиционных архитектурных форм, составляющих единое целое, существование храмовой архитектуры как иконы Небесного Града стало просто невозможным. Присутствующее в древнерусском храме целомудрие Красоты Небесного Царства сменилось следованию изменяющимся вкусам эстетствующего сознания художников. Храмостроительство, как служение Богу, превратилось в область художественного формотворчества, средство самовыражения зодчего. Послушание перестало быть способностью слышать Небо и превратилось в исполнительную послушность, сводимую к проблеме подчинения своей воли чужой воли, в частности заказчика храма или следованию традиционной форме. Утрата аскетической традиции привела к тому, что древнерусское храмостроительство как система прекратила существование и была полностью предана забвению

Миросозерцание Нового времени строилось на понимании, что небо это та же земля, только находящаяся в другой части единого пространства. Процесс десакрализации древнерусской храмостроительной системы был лишь частным случаем общего процесса расцерковления, или десакрализации в земной истории. Возникает расцерковленная культура, оторванная от принципов Церкви и обусловленная принципами мира. При воцарении секулярной культуры даже внутри Церкви понимание храмовой архитектуры было сведено на землю и она начала восприниматься как некая область строительного искусства. Однако исчезновение древнерусской архитектурной традиции из храмостроительной практики прошло совершенно незамеченным, так как к этому моменту церковное сознание перестало ощущать разницу между канонической храмовой архитектурой и архитектурой как искусством. Архитектурное формотворчество заступило место следования канонической традиции и тем самым сделало незаметным ее исчезновение. С точки зрения апологетов архитектуры нового времени древнерусское храмовое зодчество должно рассматриваться в качестве первоначального периода прогрессирующей истории храмостроительства. Таким образом, переход от крестово-купольного четырех(шести)столпного храма к бесстолпному и смена центричной иерархически упорядоченной структуры динамичной композицией ярусного храма типа "восьмерик на четверике" был воспринят как смена устаревшего, отжившего новым, прогрессивным. Забвение древнерусских традиций произошло чрезвычайно быстро. Если в конце ХУП века традиционные типы храмов создавались сотнями, то уже к середине ХУШ века они были видоизменены на западный лад. И только к концу Х1Х века возникла церковно-археологическая наука, заново открывшая и сделавшая доступной древнерусскую архитектуру.

Попыткой вернуться к традиции было предпринятое архитектором Константином Тоном обращение к византийским и древнерусским образцам. На рубеже Х1Х-ХХ веков это направление движения к традиции было продолжено представителями стиля "модерн". Однако, освоение прошлого лишь по внешним признакам образцов без того единства жизни, молитвы и творчества, которое было причиной их создания, не могло привести к полному успеху. Россия была уже не православным царством, а секулярной империей, к аскетике враждебное отношение было не только в среде просвещенного общества, но, подчас и в церковной среде. Для большинства представителей Церкви, выступающих заказчиками храмов, главным критерием выбора зодчего были его профессиональные качества, а не вера и аскетический опыт. Архитектор Щусев, будучи прекрасным архитектором, но человеком, далеким от Церкви, от православной аскетики, создал много храмов, известных своими новациями в эстетике модерна. Однако насколько далеки они от той духовности, которая присуща на все века тем образцам, к которым обращался Щусев! Не зная ее первопричины, но понимая необходимость ее обретения, он опубликовал программное положение неорусского стиля, где говорилось: "Религиозное искусство как искусство чистой идеи, чуждое утилитаризма, должно быть свободно в своих проявлениях; оно должно подчиняться только религиозной идее и не терпеть рабского стеснения в формах. Архитекторам необходимо уловить и почувствовать искренность старины и подражать ей в творчестве не выкопировкой старых форм и подправлением, то есть порчей их, а созданием новых форм, в которых бы выражалась так искренне и так красиво, как в старину, идея. " (3). Без Церкви "почувствовать искренность старины" оказалось невозможно, но такая попытка имела, безусловно, положительное значение, способствовала изучению древнерусских образцов и их теоретическому осмыслению.

В ХХ веке процесс секуляризации церковного искусства вылился в западной католической Церкви в решение П Ватиканского Собора 1965 г , где говорилось, что "Церкви следует признавать и новые формы искусства, отвечающие запросам наших современников. ". Этот тезис открыл ворота модернизму во всех видах церковного искусства, а это означало отказ от традиции и подчинение творчества абстрактной эстетике. В протестантизме отрыв от святоотеческой традиции богословия и литургики, иногда в крайних формах, привел неизбежно к архитектуре молельных домов даже без намека на канонически-традиционные формы христианских храмов.

В отношении необходимости наличия веры у создателей храмов показательно высказывание заказчика капеллы в Роншане отца Кутирье о предпочтении талантливого атеиста перед набожным, но посредственным художником. Сам Ле Корбюзье был не менее откровенен, заявив о своем нежелании творить для отжившей церкви.

Многим людям представляется, что каноническая храмовая архитектура, присущая древнерусскому зодчеству, может быть воссоздана волевым путем. Теоретическое обоснование этой иллюзии заложено во многих историко-архитектурных исследованиях, не видящих принципиальной разницы между архитектурой древнерусского храма и храмов нового времени, между канонической храмовой архитектурой и храмостроительным искусством. Им кажется, что если расшифровать символику и закономерности построения форм древнерусских храмов и обеспечить их автентичное исполнение, то тем самым произойдет возвращение древнерусской храмостроительной системы к жизни. При этом совершенно упускается из вида, что существование этих форм немыслимо без выполнения определенных молитвенных, социальных и бытовых условий. При помощи историко-архитектурных исследований можно достичь знания о существовании системы взаимосвязанностей, но нельзя рассчитывать на то, что открытая архитектурной теорией древнерусская храмостроительная система станет предметом реального переживания и тем самым воплотиться в жизнь, ибо для такого воплощения современный человек не имеет жизненных возможностей. Восстановление древнерусской каноничной храмостроительной системы и преодоление деградационного процесса в современном мире невозможно человеческими средствами и на этот счет не должно быть никаких иллюзий.

Только отбросив любые попытки воссоздания каноничной храмостроительной системы, как единого живого целого во всей глубине и во всем ее объеме, мы найдем доступ к ее пониманию. Тогда мы найдем возможность исследования ее по частям и можем попытаться восстановить утраченное целое путем соединения составляющих элементов. Современному исследователю в той или иной степени доступны три отдельно существующие ныне области явлений, некогда образующих единую храмостроительную систему. Это сохранившиеся храмы ХП - начала ХУП века, это богослужебный Устав, и это аскетическая практика, осуществляемая в рамках монашеской жизни **.

Архитектор Кеслер М.Ю.

* Иконность храмовой архитектуры проявляется в том, что его структура является зеркальным отражением структуры Небесного Града Иерусалима. Зеркалом, точно и не искаженно отражающем структуру Небесного Града, является сознание, обладающее простой, единой структурой, порожденной послушанием. Послушание есть способность, дарующая возможность соприкосновения сознания с надмирной структурой Небесного Града.

** В статье перефразированы в контексте проблем русского храмостроительства отдельные положения из работы В.Мартынова (4), в которой анализируются причины трансформации церковного пения.

1. Архимандрит Рафаил. Христианство и модернизм. М., 1999, с.155-158.

2. Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви - МП., 1989.

3. Щусев А.В. Программа неорусского направления - М., 1905.

4. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебной системе - М., Филология, 1997.

Читайте также: