Паспорт уголка театрализованной деятельности в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов.

(советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, заслуженный деятель науки РСФСР.

Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.

  • Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.
  • Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику

Содержание театрального уголка определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС. В соответствии с требованиями документа уголок как средство осуществления театрализации должен способствовать:

  • тренировке памяти, процессов мышления;
  • выработке социально-культурных и познавательных навыков;
  • речевому и физическому развитию;
  • воспитанию культуры познания себя и окружающих людей.

Паспорт включает 8 позиций с детальным описанием каждой:

1. Название дошкольного образовательного учреждения.

2. Название группы и уголка.

4. Зоны, входящие в проект. При зонировании уголка важно учитывать, что ширма и костюмерная с реквизитом — обязательные элементы, остальные организуются по усмотрению методического совета детского сада:

  • костюмерная;
  • гримёрная;
  • мастерская по созданию декораций, кукол и других атрибутов;
  • зона для зрителей;
  • книги, аудио- и видеоматериалы;
  • ширма;
  • шкаф для хранения кукол;
  • участок, представляющий результативность работы группы в области театрализации.

5. Наполнение каждой зоны.

6. Возраст детей.

7. Перечень видов работы с учётом возраста ребят (выбираются подходящие для группы). Так, в первой младшей группе театрализация с перчаточными куклами будет слишком сложной для малышей, а вот постановка с куклами пальчикового театра — вполне посильной.

8. Методические рекомендации. Указания, касающиеся регулярности, с которой нужно проводить занятия (например, 2 раза в неделю в форме кружковой работы), а также продолжительности занятий (в старшей группе — 20–25 минут). Кроме того, перечень задач, которые включены в общие образовательные цели для конкретной возрастной группы, список упражнений для развития навыков театрального мастерства, форма результативности работы (рисунки, проекты, фотографии).

Наполнение зон театрального уголка (паспорт уголка п. № 5)

Название зоны Наполнение
Костюмерная Национальные костюмы, костюмы домашних и диких животных, птиц, шляпы, колпаки, перчатки, корзинки и прочее.
Гримёрная Аквагрим, парики, пенсне и прочее.
Зона для зрителей Стулья, касса, звонок.
Зона для изготовления декораций Краски, ленты, бросовый материал, бумага и прочее.
Шкаф для хранения разных видов кукол Ростовые, марионетки, персонажи настольного театра, фланелеграф, пальчиковый театр, бибабо, театр ложек с указанием имён персонажей.
Книжная зона Книги по актуальным темам, в том числе самодельные, книжки-панорамы, журналы, настольные игры.
Музыкальная зона Аудиотека, видеоматериалы, попевки (небольшие произведения с простой мелодией), частушки, песенки и пр.
Ширма Для пальчикового театра, для театра теней (старый телевизор и 2 лампы), перегородка, соответствующая росту малыша.
Зона для расположения афиш и результатов работы по театрализации Стенды, фото, рисунки, поделки и прочее.

В каждом отдельном случае педагог наполняет театральный уголок в соответствии с конкретными задачами образовательного процесса и возможностями детского сада.

Приобщение детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.

ВложениеРазмер
pasport_teatralnogo_ugolka.docx 366.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Бикчентаева Ч. Х.

Костюмерная : костюмы для сказок (животных, овощей); костюмы народов (русские народные муж. и жен., украинские муж. и жен.); костюмы клоуна, фокусника, ангела; атрибуты, для танцев: ленты на палочках, султанчики, рукавички; парики; обувь; сумки; шляпы.

Музыкальные инструменты: барабаны, маракасы, трищетки, ложки, дудки, погремушки, жалейки, ксилофон, колокольчики, свистульки, синтезатор, гитара, бубны.

Театрализованный уголок предназначен для детей средней, старшей и

йи подготовительной группы.

Приобщение детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.

В театрализованном уголке могут быть организованны такие виды деятельности как: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально - художественная, трудовая.

В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок. Он может быть представлен в виде стеллажа или открытой витрины для книг, столика и двух стульчиков или мягкого диванчика, книгами по программе и любимыми книгами детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.

Список книг для литературного уголка может включать в себя:

В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:

  • театр настольный;
  • ширма;
  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
  • театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
  • персонажи с разным настроением;
  • материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
  • готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
  • атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
  • уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
  • для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

Оснащение театрального уголка для старшей группы

  1. Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
  2. Стойка-вешалка для костюмов.
  3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
  4. В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
  5. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.

Для детей четырех-шести лет игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.

Детям от четырех до шести лет могут быть предложены крупные надувные куклы, фигуры животных, сказочные персонажи, удобные для переноски, всевозможные жезлы, эмблемы.

Празднично-карнавальные игрушки могут быть очень крупными, декоративными. Интересны игрушки-сюрпризы с эффектами, имитирующими фейерверк (без применения огня и воспламеняющихся материалов). Атрибуты костюмов и маски должны создаваться в соответствии с антропометрическими и эргономическими данными детей каждой группы.

В содержание работы по театрализованной деятельности входит:

Теа́тр тене́й — форма визуального искусства, зародившаяся в Китае свыше 1700 лет назад.

Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки , управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны.

Специфика театра, его эстетика и тема варьируются в зависимости от традиций.

Марионетки традиционно изготовлялись из тонкой прозрачной кожи (к примеру, козлиной, верблюжьей), бумаги или картона. Могут быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, возможно, подвижно соединённых. Фигурки управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек.

Пальчиковый театр - отличная сюжетно-ролевая игра для дошкольников, которая:

  • стимулирует развитие мелкой моторики;
  • знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  • помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
  • развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • формирует творческие способности и артистические умения;
  • знакомит с элементарными математическими понятиями;

Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир.

С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости.

Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.

Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми. Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций.

Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы "оживая" на пальце не дадут Вам соскучится, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша.

Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы сделаны с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.

Как играть в пальчиковый театр?

Варианты игры в пальчиковый театр зависят от возраста ребенка.

В 2-3 года дети готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.

С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.

В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.

Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала следует научить ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делается акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т.д.). Что позволяет развить у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

Бибабо́ — простейшая кукла , состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы.

Бибабо часто используются в передвижных кукольных театрах.

Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924г. не обрел, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге. И именно тогда был организован постоянно действующий кукольный театр для детей.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ БИ-БА-БО

Куклы би-ба-бо можно приобрести в магазинах или сшить самим. Самая простая кукла состоит из тельца-рубашки, головы и ручек. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, хлеба, пластмассового шарика, папье-маше. Можно также использовать старые куклы и резиновые игрушки. Если кукла тяжела для вождения, то можно использовать гапит (деревянный стержень с удобной закругленной рукояткой).

Процесс изготовления куклы состоит из нескольких этапов: подбор материала, раскрой деталей, прошивание, набивка, сборка.

Театр на палочках

Домашний театр при помощи игрушек-рукавичек - еще более захватывающее действо для малыша, чем обыденные игры. Ведь в нем ребенок является основным участником и режиссером спектакля, и конкретно от него зависит сюжет, репертуар, тексты "актеров".

Малыши нередко требуют почитать им сказку? Домашний театр с игрушками-рукавичками им понравится еще более! Ведь они своими очами увидят возлюбленных персонажей - Колобка, Лисицу, Кота в Сапогах и многих других, также сумеют их потрогать.

Еще увлекательнее сочинить и разыграть свою историю. Будет лучше, если самые мелкие малыши сначала побудут ординарными зрителями, и перед ними предстанет сказочное действо, разыгранное вами. А с течением времени малыш изберет для себя возлюбленного персонажа и включится в игру.

Кукольный домашний театр с игрушками-рукавичками - развивающая игра. Она дает детям возможность поближе изучить самих персонажей. Также постановка сценок с игрушками-рукавичками помогает ребенку обучаться верно вести себя в разных ситуациях, различать добро и зло, отыскивать выход из сложившихся заморочек. Ребенок научится разбираться в нраве персонажей и решать, на кого охото быть схожим, а на кого - нет.

Постановки с игрушками-рукавичками развивают речь, выразительную дикцию и память, обогащает словарный припас. Нередко ребенку необходимо запоминать тексты, заучивать песни и стихи, что может очень понадобиться в предстоящей школьной жизни. Принципиальный момент: при помощи такового театра детям будет увлекательнее учить зарубежный язык, говоря голосом разных персонажей на избранном языке. Так намного увлекательнее и проще усваивать новые слова.

Кукольный детский театр развивает фантазию и творческие возможности. Когда малыши сами начинают интенсивно учавствовать в постановках, у их раскрывается обширное поле для фантазии. Ведь можно выдумывать все новые и новые истории, демонстрировать их своим друзьям, а потом - в садике и школе. Может быть, перед вами будущий режиссер - звезда мирового масштаба. А все начиналось с обыденного домашнего театра.

В конце концов, работа с игрушками-рукавичками развивает моторику малыша. Ведь она просит точности движений и гибкости пальцев.

Покупая игрушки-рукавички для домашнего кукольного театра, направьте внимание на качество. Игрушки-рукавички, как и другие игрушки, должны быть изготовлены из экологически незапятнанного материала, не вызывающего аллергию у малыша. Потому доверьтесь надежным производителям мягеньких игрушек.

Настольный театр — это макет с декорациями и небольшими фигурками, которые кто-либо передвигает в этом макете. Такой театр рассчитан на совсем небольшую аудиторию. Для сцены необходим ящик, одна сторона которого открывается, в ней размещаются кулисы и занавес. Пространство над ящиком и с его боков завешивается тканью. Декорации подвешены на проволоках и могут меняться сверху. Действующие лица удобнее всего перемещать по сцене с помощью длинной палочки, которую передвигают по полу ящика. Такой театр обычно очень интересен детям с ярко выраженными наклонностями к моделированию и конструированию мелких предметов.

Театр ложек предвосхищает знакомство с более сложными
верховыми куклами, являясь как бы их упрощенным вариантом.
Изготовить театр ложек несложно. Их основу составляет ложка, легкая и удобная в управлении. На обычных деревянных или пластиковых ложках рисуют сказочного персонажа (мордочку лисы, волка, колобка и т.д.).т Можно приклеить готовые. Потом ложки покрываются лаком (если это дерево). Для каждого готового персонажа шьётся "юбочка" (чтобы скрывала ручку ложки). Каждая ложка (теперь это театральный персонаж). Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Рука ребенка спрятана под юбочку, надетую на ложку и крепко завязанную. Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться, поворачиваться в разные стороны, танцевать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга


Воспитатели: Галстян А.Г, Яшкина Л. С.

Театр – это всегда праздник для детей! С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления. Театр развивает фантазию, формирует культуру, обогащает внутренний мир ребёнка, помогает формировать правильную модель поведения в современном мире. Через театр ребёнок знакомится с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета. Одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения является художественно – эстетическое развитие ребёнка, которое решается посредством привлечения дошкольников к театральному искусству.

Актуальность: Театрализованная деятельность оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, это самый распространенный вид детского творчества. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

  • работу над выразительностью реплик персонажей;
  • расширение активного и пассивного словаря ребёнка;
  • совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя.
  • всестороннее знакомство с различными проявлениями действительности (с профессиями, животными, явлениями природы);
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • повышение коммуникативных навыков малышей;
  • стимуляция творческого потенциала ребёнка (через песни и музыку, танцы, игру);
  • развитие эмоциональной сферы малыша за счёт глубоких переживаний в процессе игры;
  • формирование социальных навыков поведения;
  • воплощение в творческом порыве настроения, характера и процесса развития характера персонажа.

Задачи: Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (би-ба-бо, теневой, пальчиковый, конусный – пальчиковый, настольный, настольный пальчиковый, плоскостной), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям младшего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей;

• воспитание у ребенка сознательного отношения к своей деятельности и уважения к себе;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

• овладение выразительными средствами общения: словесными и невербальными;

• содействие развитию монологической и диалогической речи.

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Система работы по организации театрализованной деятельности:

Организация предметно-развивающей среды

Перспективное планирование и реализация

Театрализованная среда в различных режимных моментах

Взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности: физическая культура, развитие речи, и др.

Совместная деятельность детей и взрослых.

Занятия с элементами драматизации.

Работа с родителями (консультации, мастер-классы по изготовлению реквизита)

При проектировании р а з в и в а ю щ е й предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей мы учитываем Трансформируемость пространства

Соответствие возрастным особенностям детей

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.) Целесообразно оборудовать в группе уголок для театрализованной деятельности, в котором можно расположить: - различные виды театров; - театральные реквизиты (костюмы, маски) и атрибуты (декорации, кассу, билеты).

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Классификацию режиссерских игр:

· Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

· Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

· Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

· Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

· Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Классификация игр-драматизаций дошкольников.

· Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

· Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.

Классификация театрализованных игр:

игры в кукольный театр:

· театр живой куклы

· инсценирование песен, сказок

· инсценирование небольших литературных текстов

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Оснащение театрального уголка.

1. Настольная ширма со съемным экраном для теневого театра.

















9. Деревянный домик, бумажный (ламинированный ) домик, деревья (декорация).









4. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры: кассовый аппарат, билетики, деньги, колокольчик.






17. Настенный плакат весна-лето, осень, зима


18. Картотека театрализованных\сюжетно-ролевых игр.

19. Картотека сюжетно-ролевых игр.

20. Картотека со сказками

21. Театральный уголок в нашей группе располагается рядом с музыкальным уголком, где есть папка с иллюстрациями про театр, актеров, певцов, музыкантов, танцоров.

Паспорт-описание театрального уголка

Наименование МБДОУ

Место расположения уголка в пространстве МБДОУ

Авторы дизайн-проекта уголка

Воспитатель Кузнецова Мария Владимировна

Музыкальный руководитель Черняева Нина Ивановна

Перечень зон, входящих в состав уголка

Содержание (наполнение) каждой зоны

  • Костюмерная
    • Костюмы по мотивам русских народных сказок
    • Костюмы по мотивам литературных произведений
    • Костюмы домашних и диких животных, насекомых, птиц
    • Русские народные костюмы и элементы национальных костюмов
    • Атрибуты и элементы костюмов овощей и фруктов
    • Шляпы, колпаки, короны, чепчики, платки, кокошники
    • Корзинки, сумки
    • Перчатки, варежки
    • Украшения
    • Гримерная
      • Грим
      • Парики
      • Очки
      • Носы
      • Уши
      • Сценическая площадка
      • Съемные мини-занавесы
      • Макеты деревьев
      • Зрительная зона
        • Стулья
        • Билетная касса
        • Звонок
        • Мастерская по изготовлению элементов костюмов, декораций, кукол, атрибутов
          • Бросовый материал
          • Виды бумаги, ткани, ниток
          • Ленты, тесьма
          • Виды красок
          • Природный материал
          • Диски
          • шкаф для выставк различных видов театров и хранения коробок с декорациями, атрибутами, куклами
            • Куклы

            Ростовые - Буренка, Даренка

            Кукла-шток – цветок Колокольчик

            Марионетки – клоуны Тима и Клепа, Буратино

            • Театр настольный по сказкам (конусный, магнитный, деревянный):

            Маша и медведь – 2 вида

            Мужик и медведь

            Журавль и цапля

            Как коза избушку построила

            У страха глаза велики

            Волк и семеро козлят

            Петушок – бобовое зернышко

            Кот в сапогах – 2 вида

            Бычок – смоляной бочок

            Белоснежка и семь гномов

            Персонажи из других сказок

            Три поросенка (шагающий)

            Веселая семейка (перчатка)

            Курочка Ряба (фетровый)

            Курочка Ряба, Репка, Колобок (деревянные)

            Мы в профессии играем (13 видов)

            Логопедические (6 видов)

            Развивающие координацию и движение кисти (7 видов)

            • Куклы – сюрпризы (4 вида)
            • Куклы – перевертыши (2 вида)
            • Би-ба-бо

            Маски настроения (пиктограммы)

            Возрастная категория детей, для которой предназначен уголок

            Подготовительная группа общеразвивающей направленности

            Перечень видов детской деятельности, которые могут быть организованы в уголке

            игры-имитации (в том числе игры-этюды),

            ролевые диалоги на основе текста,

            игры-этюды на совершенствование художественно-образных исполнительских умений

            с игрушками-персонажами, предметами-заместителями.

            • Игры-фантазирования
            • Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом
            • Игры-экспериментирования с разными материалами: светом, звуками, магнитами, бумагой и др.
            • Дидактические игры:

            с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные).

            дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др.

            • Организация и оформление выставок.
            • Проектная деятельность
            • Музыкальная деятельность
            • Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки.
            • Игра на детских музыкальных инструментах.
            • Шумовой оркестр
            • Экспериментирование со звуками
            • Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски
            • Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен
            • Драматизация песен.
            • Музыкально-театрализованные игры
            • Музыкальные и музыкально-дидактические игры.
            • Концерты-импровизации
            • Разнообразная интегративная деятельность:
            • музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др.
            • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
            • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок
            • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной)
            • Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей
            • Артикуляционная, пальчиковая гимнастика

            Методические рекомендации по организации детской деятельности в уголке

            В педагогический процесс ДОУ необходимо вводить театрализованную деятельность, как средство эстетического воспитания дошкольников.

            Театрализованная деятельность старших дошкольников должна быть разнообразной и включать:

            • Восприятие театрального искусства;
            • Совместная театрально-игровая деятельность;
            • Самостоятельная театрально-игровая деятельность.

            Восприятие детьми театрального искусства целесообразно начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребёнка вида - кукольного театра.

            Театрализованную деятельность рекомендуется проводить два раза в неделю, во второй половине дня (можно в форме кружковой работы), в старшем дошкольном возрасте продолжительность должна быть 25-30 мин.

            Приобщая детей к искусству необходимо строить работу на удовлетворении их потребности в самовыражении.

            Очень важен креативный принцип образования, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие их психофизических ощущений, раскрепощение личности. Все театрализованные игры должны базироваться на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Необходимо учитывать психологическую комфортность, которая предполагает:

            1. снятие по возможности всех стресообразующих факторов,
            2. раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности.
            3. развитие реальных мотивов:

            а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

            б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

            Необходимо, чтобы технология работы по организации театрализованной деятельности включала:

            Рекомендуем использовать различные игры и упражнения для формирования навыков театрального мастерства:

            • Для развития внимания и воображения;
            • ·Для развития эмоций (умение понимать и изображать эмоциональные состояния);
            • Для формирования умения настроиться, упражнения типа аутотренинга.

            Социально-эмоциональному, эстетическому развитию детей способствует нетрадиционные методы работы со сказкой (моделирование, перевирание, придумывание и др.).

            Результаты участия в театрализованных играх должны отражаться в работах по изодеятельности, ручному труду и т. д.

            Соблюдение этих рекомендаций позволяет добиться больших результатов и решений задач эстетического воспитания театрализованной деятельности.

            Читайте также: