Кто является основоположником школы психологии

Обновлено: 05.07.2024

Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology) — Большинство психологов обучается на факультетах психологии в ун тах. Даже те, кто приступает к профессиональной деятельности в области клинической психологии или психол. консультирования, обычно после получения высшего образования продолжают свое … Психологическая энциклопедия

Психологии институт — Институт психологии Российской Академии Наук входит в состав секции философии, психологии, социологии и права при Отделении общественных наук РАН, основан в 1971 году. В институте 17 научных подразделений, в которых проводятся фундаментальные и… … Википедия

Школы менеджмента — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/11 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

Список школ и направлений психологии — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

История психологии — История науки … Википедия

Политической психологии школы — направления политической психологии, включающие политический бихевиоризм, политический психоанализ, политический когнитивизм. Политический бихевиоризм (бихевиорализм) течение в западной, по преимуществу американской политической психологии,… … Психологический лексикон

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе. Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий лекций, диспутов и т. п. обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики … Российская педагогическая энциклопедия

Международный Институт Глубинной Психологии — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/15 апреля 2012. Дата постановки к улучшению 15 апреля 2012 … Википедия

женевская школа генетической психологии — (от греч. genesis происхождение) направление в исследовании психического развития (см. развитие психики) ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача … Большая психологическая энциклопедия

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы — (СПбГИПСР) Девиз Достоинство личности. Профессиональная компетентность. Социальная ответственность. Год основания 1992 Ректор Платонов, Юрий Пет … Википедия

Краткая история психологии: от Античности до наших дней

Вы слышали о Зигмунде Фрейде? Наверняка да. Кто-то даже сможет щегольнуть цитатой знаменитого психоаналитика. Но ведь не единым Фрейдом жива психологическая наука! Она развивалась на протяжении многих веков и богата людьми, которые размышляли и делали выводы о природе души, разума, психики.

Мы предлагаем вам расширить свой кругозор и познакомиться с идеями выдающихся мыслителей, а также узнать, как психология из умозрительной дисциплины превратилась в настоящую науку.

Психология в Античном мире

История психологии начинается с Древнего Египта. Именно там примерно в 1550 году до н. э. был создан папирус Эберса – сборник медицинских текстов, один из старейших трудов, содержащих медицинские знания. В нем впервые упоминается о психических состояниях, таких как слабоумие и депрессия.

Если рассматривать психологию, как дисциплину, изучающую разум, то философы Древней Греции, безусловно, были первыми, кто внес лепту в ее развитие. Для них понимание устройства души и разума являлось важной частью интеллектуального исследования. Теории древних греков были тесно связаны с этическими, физическими и метафизическими концепциями. Давайте проследим, как развивалась их мысль.

Фалес и Анаксимен

Фалес и Анаксимен – греческие мыслители, которые больше интересовались космогонией и космологией, чем изучением человека. Фалес Милетский полагал, что весь мир обладает душой. Он рассматривал ее, как источник жизни и движения.

Соотечественник Фалеса Анаксимен конкретизировал эту концепцию, проведя аналогию между человеческой душой и веществом, которое, по его мнению, окружало космос. И то и другое он отождествлял с воздухом или дыханием. Такое сравнение означало, что душа человека выполняет жизненно важную функцию.

Представление о единой природе космического пространства и человеческой души принадлежит к той совокупности идей, которые породили веру в душу как элемент Бога в человеке.

Гераклит

Гераклит Эфесский был философом, который развил перечисленные выше концепции. В отличие от Анаксимена он полагал, что основным материалом души является огонь. Под огнем он, скорее всего, понимал нечто похожее на энергию, а не огонь как материальный элемент.

Гераклит считал, что чувства – первый источник информации
о мире, но они могут вводить в заблуждение, когда неверно интерпретированы. Если же душа правильно трактует чувства, то человек способен познать Логос – принцип организации всего в мире или истину.

Здесь можно отследить ряд фундаментально новых идей для того времени. Во-первых, психика (душа) начала восприниматься, как получатель чувственных впечатлений. Во-вторых, интерпретируя их, человек мог понять принцип устройства мира, который не поддается строго эмпирическому исследованию. В-третьих, психика и Логос становились тождественными понятиями. Таким образом, Гераклит хотел сказать, что душа (психика) обладает глубинами, которые невозможно постичь [Green C. D.].

Эмпедокл

Философ и врач Эмпедокл дал чуть более подробное описание процесса чувственного восприятия и мышления. По его мнению, Вселенная представляла собой смесь четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха, а управляли ею две полярные силы: любовь и борьба.

Модель восприятия, по Эмпедоклу, выглядела так: каждый предмет непрерывно источал крошечные частицы, а человек впитывал их через поры в органах чувств. Например, огненные и водянистые выделения от внешних объектов входили в огненные и водянистые поры глаз.

Говоря о мышлении, философ утверждал, что кровь вокруг сердца является средоточием человеческой мысли, а темперамент зависит от того, насколько сбалансированы в ней четыре элемента сущего [Kingsley K. S., Parry R., 2020]. Сегодня подобные умозаключения кажутся наивными, но идеи Эмпедокла и других античных философов были важным этапом в истории становления психологии как науки.

Анаксагор и Демокрит

В отличие от Эмпедокла Анаксагор рассматривал восприятие, как результат взаимодействия противоположностей, полагая, что человек способен распознать внешнее тепло благодаря холоду внутри себя.

В философской системе Анаксагора доминирующее положение занимала концепция Разума, который представлял собой управляющую силу, сотворившую космос из хаоса путем вращения ранее неподвижных масс. Согласно Анаксагору, Разум уникален, изначален, вечен, автономен, неограничен и самодостаточен, а также является частью человеческого существа и действует как ведущая сила души, которая преобладает над телом и полностью настраивает его функции.

По мнению же философа Демокрита, душа представляла собой сеть из сферических и подвижных атомов, пронизывающих всю структуру тела. Он также поддерживал ранее сформировавшуюся идею о том, что она схожа по субстанции с космосом.

Сократ

Используя диалектику в качестве основного метода поиска знания, Сократ утверждал, что лучший способ познать собственный внутренний мир – это задавать себе вопросы и осознанно размышлять над ответами. Легко заметить, что подобный подход является основой современного самоанализа и неотъемлемой частью любой психотерапии.

Платон

Платон был учеником Сократа. Опираясь на философию учителя, он полагал, что все знания даны человеку от рождения, а их постижение возможно путем интроспективного исследования своего внутреннего опыта. Платон являлся родоначальником дуализма в психологии, разделяя человека на два независимых и антагонистических элемента: материальное, несовершенное тело и душу, содержащую чистое знание.

Аристотель

Дуализм Платона был в некоторой степени преодолен его учеником Аристотелем, который придерживался идеи о нераздельности души и тела.

Он предполагал, что разум является результатом психической деятельности, и отводил большую роль пониманию психических процессов, происходящих внутри личности, включая работу органов чувств, благодаря которым человек познает окружающую среду.

Аристотель сделал важный вывод о целях, которым служат наши действия, таким образом, предвосхитив идеи, выдвинутые в 20 веке выдающимися психологами Альфредом Адлером и Эдвардом Толменом. Древнегреческий философ утверждал, что действия человека не являются бессмысленными, а всегда преследуют достижение какой-то цели, поэтому понять поведение без ссылки на это намерение непросто.

Также Аристотель считал, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал. В этой мысли прослеживаются нотки самоактуализации – концепции, впоследствии исследуемой психиатром Куртом Гольдштейном и психологом Абрахамом Маслоу.

Как видите, античные философы внести существенный вклад в наше понимание мира и самих себя. Некоторые из их идей сегодня могут показаться странными, но они легли в основу многих областей знания, включая и психологию.

Психология в Средние века

Период Средневековья зачастую ассоциируется с охотой на ведьм, суевериями и одержимостью демонами. Во многом так и есть, но это не вся правда. Давайте узнаем, как в те времена обстояли дела с изучением разума и развитием психологической науки.

В Средние века исследователи стремились понять связь между человеком и Богом, поэтому теологические взгляды распространились и на психологию. Западноевропейские богословы придерживались идеи, что Бог был творцом, возвышающимся над всеми существами, а люди, являясь вершиной его творения, обладали душой, которая связывает их с божественным. Согласно христианским представлениям, человек был наделен внутренним духом, который отделен от души и тела, что отражало веру в трехстороннюю природу Бога.

Августин пришел к следующим умозаключениям из разных областей психологии:

Психология в эпоху Ренессанса

Большое влияние на развитие психологии как науки, оказали прогрессивные идеи гуманизма, появившегося в эпоху Возрождения. Его последователи отвергали веру в божественность как источник человеческого сознания, утверждая, что люди обладают самосознанием и самоопределением. Такая концепция стимулировала интерес ученых к анатомическим и психологическим исследованиям: изобретатель Леонардо да Винчи и другие начали проводить эксперименты, чтобы понять, как рассуждают люди.

В эпоху Ренессанса было много ученых, которые внесли вклад в становление современной психологической науки, однако ключевыми фигурами стали:

Рене Декарт

Томас Гоббс

Томаса Гоббса можно назвать первым социальным психологом, поскольку он считал, что понимание психологии людей необходимо для эффективного управления государством. Гоббс пришел к выводу, что личные интересы определяют человеческое поведение, например, жажда удовольствия стимулирует движение к желаемому объекту, а боязнь боли или отвращение приводят к избеганию объекта. Теперь доктрина Гоббса известна как психологический гедонизм.

Джон Локк

Джордж Беркли

Отчасти взгляды британского философа Беркли совпадали с идеей Локка о том, что знание есть результат чувственного опыта. Однако развивая свою теорию, Беркли пришел к захватывающему дух выводу: мира физических объектов не существует, есть только мир идей. Т.е. представление о том, что материальные предметы существуют, а взаимодействуя с ними, человек переживает некие ощущения, – это всего лишь акт веры, игра разума.

Дэвид Юм

Психология как самостоятельная дисциплина

Основным методом исследования Вундта была интроспекция или самонаблюдение, при котором испытуемые концентрировались на собственных психических процессах и сообщали об этом опыте ученым. Такой подход до сих пор используется в нейробиологии, хотя многие специалисты критикуют интроспекцию за отсутствие объективности.

Тысячи студентов посетили лекции Вундта, сотни получили научные степени по психологии, а ученик Вундта Эдвард Титченер стал основоположником структурализма.

Структурализм

Структуралисты считали, что самый лучший способ понять, как функционирует разум – это разбить его на основные элементы и исследовать каждый из них. Титченер пришел к выводу, что существует три группы ментальных компонентов, которые формируют сознательный опыт:

  1. Ощущения.
  2. Образы.
  3. Привязанности (чувства, эмоции).

В качестве единственного метода исследования этих элементов он использовал интроспекцию (самоанализ), полагая, что те процессы, которые нельзя исследовать с помощью этой техники, не относятся к сфере психологии. В итоге чрезмерная зависимость структуралистов от сомнительной и строгой методологии завела их в бесплодный тупик. По сути, структурализм умер вместе с Титченером, а на смену ему пришел альтернативный подход, известный как функционализм.

Функционализм

В отличие от структуралистов, которые стремились обнаружить компоненты сознания и понять, как они организованы, функционалистов больше интересовало, как работает разум, какие психические процессы в нем протекают и какую роль сознание играет в поведении человека.

Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Он продвигал идею о том, что разум и самосознание служат некой практической цели. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Такой подход к психологии сформировался под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.

В конце концов функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории.

Появление психоанализа

Как вы могли заметить, ранняя психология была ориентирована на изучение сознательного ума. Но в конце 19 века австрийский врач Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о важности бессознательного, подорвав тем самым веру в рациональную природу разума.

Согласно Фрейду, поведение во многом определяется прошлым опытом (в том числе ранними детскими воспоминаниями) и внутренними импульсами, о которых человек даже не подозревает. Бессознательное формируется путем вытеснения – процесса, при котором тревожные переживания и подавленные чувства уходят из сознательного ума в некий резервуар, становясь частью бессознательного. Чтобы исследовать его содержимое, отец психоанализа полагался на гипноз и сновидения, пытаясь расшифровать скрытый в них смысл.

Кратко об истории отечественной психологии

В нашей стране психология как самостоятельная дисциплина начала развиваться в 19 веке. Среди множества талантливых ученых мы выделим лишь несколько ключевых фигур:

Лев Семенович Выготский

Выготский считал, что формирование привычек и поведения происходит в результате социокультурного взаимодействия. Важную роль в процессе человеческого обучения он отводил игре, считая, что она помогает ребенку усваивать культурные нормы и социальные навыки, а также контролировать собственное поведение.

Самая известная теория Выготского в области психологии – это зона ближайшего развития. Она иллюстрирует процесс обучения ребенка и предполагает, что дети учатся решать более сложные задачи с помощью знающих взрослых, осваивая новое под их руководством.

Александр Романович Лурия

Лурия утверждал, что психические процессы и сознательная деятельность человека протекают благодаря работе трех единиц мозга:

  • блока регулировки пробуждения;
  • блока получения, анализа и хранения информации;
  • блока программирования, регулирования и проверки активности.

Интересный факт: если проанализировать работы советского ученого, можно обнаружить сходство между его теорией и популярной (более поздней) гипотезой о триедином мозге нейрофизиолога Пола Маклина.

Иван Петрович Павлов

В 1904 году Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Он проводил эксперименты на собаках и известен благодаря открытию классического обусловливания. Ученый обнаружил, что условный раздражитель (звонок), который ассоциировался у собак с видом еды, способен сам по себе вызывать условный рефлекс (слюноотделение).

Павлов не был психологом, но предположил, что обусловливание может вызывать определенное поведение не только у собак, но и у людей. Он оказался прав. Его открытие оказало существенное влияние на развитие психологической школы бихевиоризма.

Бихевиоризм

В начале 20 века подход ученых к психологии резко изменился. Они отказались от акцента на сознательном и бессознательном, направив внимание на изучение поведения. Так появлялся бихевиоризм. Цель его сторонников заключалась в исследовании только полностью объективных и наблюдаемых процессов: никакого самоанализа и обсуждения ментальных концепций.

Одним из самых ярых сторонников бихевиоризма был американский психолог Джон Уотсон, который, придерживаясь чисто научного подхода, стремился изучать поведение, не делая никаких предположений, выходящих за рамки опыта, доступного органам чувств.

Уотсон придерживался мнения, что контекст и окружающая среда, в которых находится человек, полностью определяют его поведение. Эту идею впоследствии развил психолог Беррес Фредерик Скиннер. Он ввел в оборот понятие оперантного обусловливания и продемонстрировал на крысах, как наказание и подкрепление влияют на поведение.

Гуманистическая психология

Бихевиоризм и психоанализ сохраняли доминирующее положение до второй половины 20 века, пока не появилась новая школа мысли, известная как гуманистическая психология. И родилась она благодаря американскому психологу Карлу Роджерсу, который твердо верил в силу свободы воли и самоопределения. Гуманисты во главе с Роджерсом утверждали, что:

  • на поведение человека, в первую очередь, влияет его восприятие окружающего мира;
  • свобода воли и осознанный выбор существуют;
  • потребность в реализации своего потенциала (самоактуализация) естественна для каждого человека;
  • любой опыт уникален, поэтому психологи должны осуществлять индивидуальный подход к каждому клиенту.

Важный вклад в развитие гуманистической психологии внес американский психолог Абрахам Маслоу. Он считал, что психоаналитическая теория Фрейда и бихевиористическая теория Скиннера слишком зациклены на патологических аспектах поведения. Поэтому Маслоу углубился в изучение того, что приносит людям счастье: мотивирует, удовлетворяет потребности и приводит к самореализации.

Монополия поведенческой психологии сохранялась до тех пор, пока в конце 1950-х годов не случилась когнитивная революция.

Когнитивная психология

Основные идеи когнитивной революции заключались в том, что человеческий разум работает подобно компьютеру и его можно изучать, как самодостаточную логическую систему независимо от социальных, культурных, ситуационных факторов, а также без ссылки на его физическую основу.

Датой рождения когнитивной психологии принято считать 11 сентября 1956 года. В тот день выдающиеся ученые Джордж Миллер, Ноам Хомский, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон выступили с докладами на симпозиуме по теории информации, проходившем в Массачусетском технологическом институте (Кембридж).

Профессор лингвистики Ноам Хомский утверждал, что ментальная структура языка имеет в основе универсальные, врожденные принципы, которые передаются генетически, и способность к его изучение невозможно объяснить одним лишь подкреплением, раскритиковав тем самым поведенческую теорию Скиннера.

В 1956 году когнитивный психолог Аллен Ньюэлл совместно с политологом, экономистом и социологом Гербертом Саймоном разработали первую рабочую компьютерную программу, которая имитировала способность человека решать сложные проблемы. Она могла доказывать теоремы так же, как и талантливый математик.

С тех пор когнитивная психология стремительно развивается. Благодаря инструментам визуализации мозга, таким как функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография, у исследователей появилась возможность изучать его внутреннюю работу. А при помощи генетики современные психологи стремятся понять, каким образом физиология и наследственность влияют на психологическое состояние человека.

Друзья, желаем вам быть в ладу с собой, и в случае необходимости не пренебрегать помощью такой великолепной науки, как психология. Успехов!

Отличительной чертой психологического знания является существование большого количества научных школ, концепций и направлений. Научные школы различаются по предмету, который они изучают, проблемам, схемам, используемым для объяснения тех или иных явлений. Психика человека в них рассматривается под определенным углом зрения.

Основные школы общей психологии

Основными школами общей психологии являются:

  • психоанализ;
  • гештальтпсихология;
  • индивидуальная психология;
  • когнитивная психология;
  • функционализм;
  • структурализм;
  • гуманистическая психология;
  • аналитическая психология;
  • бихевиоризм;
  • фрейдизм;
  • отечественная психология;
  • трансперсональная психология.

Психоанализ – это направление психологии, основанное З. Фрейдом, австрийским психологом, психоаналитиком и неврологом в конце 19 века. Данное направление получило свое развитие благодаря методам изучения и лечения истерических неврозов. На этом основании была выдвинута общепсихологическая теория о том, что движущие силы душевной жизни, мотивы, впечатление и смыслы играют главную роль в существовании организма. Во время исследования было определено три уровня психики: сознательный, подсознательный и бессознательный. Бессознательное часто проявляется в поведении и психике человека - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Устранение этих симптомов напрямую зависит от быстроты осознания проблемы на приеме психоаналитической терапии.

Гештальтпсихология – это направление психологии, основанное М. Вертгеймером, В. Кёлером и К. Коффкой, немецко-американскими психологами в 1912 году. Данная школа основывается на том, что первичными данными психологии являются целостные структуры — гештальты, не выводимые из компонентов, образующих гештальт. Гештальты были выявлены при восприятии формы, мнимого перемещения, оптико–геометрических иллюзий. В качестве главного закона группировки единичных компонентов был предложен закон прегнантности как стремления психологического поля к формированию более устойчивой, простой и „экономной“ конфигурации.

Индивидуальная психология – это такая школа психологии, основным предметом исследования которой являются способы и особенности реализации целей, заложенных в глубинах личности, индивидуальный жизненный стиль личности и способы его проявления.

Когнитивная психология – одна из школ психологии, образованная в Америке в 1960-х годах. Она возобновила изучение психики, как предмета научного исследования, считая психику опосредованным познавательным (когнитивным) фактором. В настоящее время когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: речь, психология развития, память, распознавание образов, мышление и решение задач, внимание, воображение, человеческий и искусственный интеллект, восприятие.

Готовые работы на аналогичную тему

Функционализм – это школа общей психологии, изучающая способы приспособления индивида к изменчивой среде, какие психические функции задействованы в этом процессе, а также выявление методов повышения результативности такого приспособления.

Структурализм - это направление в психологии, развивавшееся Э.Титченером на основе идей В. Вундта, как противоположность функционализму. Данная школа ставит перед собой задачу исследования элементарных неделимых структур сознания, выявления способов объединения этих частей, а также раскрытие связи психологических элементов с физиологическими процессами. Эта задача решалась прежде всего при помощи метода аналитической интроспекции.

Гуманистическая психология – это такое направление психологии, в котором анализируются такие свойства организма, как ответственность, межличностное общение, творчество, высшие ценности, психическое здоровье, самоактуализация личности, любовь, свобода, автономия.

Аналитическая психология - это направление, основанное К.Г. Юнгом, швейцарским психологом и культурологом. Эта школа связывает вместе такие науки, как этнография, история культуры и религии, антропология. Они показывают взаимосвязь в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, проявляющиеся в психике человека. В качестве единицы анализа психики К.Г. Юнг выдвинул понятие архетипа.

Бихевиоризм – это школа общей психологии, предметом изучения которой является поведение человека в условиях боевых действий, взаимоотношения начальника и подчиненных с точки зрения задействования психики, способы психологической пропаганды и контрпропаганды, проблемы, связанные с психикой, касающиеся управления боевой техникой и так далее.

Фрейдизм – школа психологии, основателем которой является З. Фрейд. Она изучает такое понятие, как либидо, применяя технику психоанализа. Данная школа утверждает, что развитие личности стимулирует сексуальное и агрессивное влечения, проявляющиеся в виде инстинктов. Запрет на проявление этих влечений со стороны общества провоцирует их вытеснение в область неосознанного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь частично, преимущественно в виде оговорок, произведений искусства, невротических признаков и т.д. Процесс лечения невротических состояний состоит в доведении до осознания пациента настоящих причин его нездоровых переживаний и состояний.

Трансперсональная психология – это школа психологии, основой которой являются некоторые околопсихологические дисциплины. Предметом их изучения считаются формы сознания, выходящие за пределы обыденных навыков. Данная школа анализирует человека, как духовное космическое создание, взаимосвязанное с космосом, вселенной. Большой вклад в развитие трансперсональной психологии внесли такие учёные, как советский философ и психолог А. Н. Леонтьев, советский психолог и врач-невропатолог А. Р Лурия и советский психолог П. Я. Гальперин.

Изучение психологии и изложение ее закономерностей – цель существования многих течений, концепций. Так называемые психологические школы, включая классические, рассматривают особенности психологических реакций человека с разных углов зрения, по-своему определяют предмет и схемы функционирования.

Психологическое осмысление окружающего мира происходило людьми постоянно. Параллельно с этим появлялись люди, которые изучали особенности влияние житейского опыта на формирование мировоззрения людей. Ученые выделяют три этапа формирования и развития психологической науки:

  • донаучный;
  • философский;
  • научный.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Философская психология начала свое существование с деятельности греческих философов: Гераклита, Демокрита, Фалеса и других. Времена их деятельности характеризовались античностью и научно рассматриваются с позиций материализма, идеализма, дуализма.

Так, Гераклит считал, что душа имеет отношение к космосу:

Во взглядах Демокрита лежало утверждение, что основополагающим является атомарное строение:

Фалес отдавал роль первоосновы воде, Анаксимен – воздуху, а идеей Платона было то, что мир существует независимо от материи и человеческого сознания.

Донаучный период характеризовался отсутствием исследований, он базировался лишь на наблюдениях и последующих размышлениях.

Начало следующего века было отмечено возрастанием роли религии. Идеи греческих философов сменились богословскими. Были признаны мысли Аристотеля о душе как основе церковных догм.

Дуалистический период совпал с эпохой Просвещения. Для изучения процессов психологии начали использоваться научные подходы. Декарт отождествлял душу и ум, определял равнозначность духа и тела. В его трудах отражены положения о рефлекторной природе поведения человека. Декарт настаивал, что личность способна контролировать свое психическое поведение.

На основании этих взглядов претерпела изменения собственно методология, получив дуалистическое направление. К самонаблюдению добавились научные принципы, пути изучения сознания и тела стали различными.

Научные школы в России, содержание и современные теории

Ведущие ученые проводили психологические исследования под различным углом зрения. В результате этого сформировались отдельные парадигмы, определились научные школы, проводящие теоретические и эмпирические исследования.

В российской психологии понятие личности определяется двояко:

  1. Исходя из личностного принципа. Это означает, что характер психических процессов человека зависит от его личных качеств и состояния в определенный момент.
  2. С позиции познания личности самой себя. Учитывается характер формирования, развития, собственной индивидуальной оценки.

Характеристика школы Выготского

Основателем данного направления была сформулирована идея, что развитие высших функций психики происходит в ходе онтогенеза, под влиянием общения со взрослыми.

Подход к формированию психики ребенка сводится к тому, что слово является самым действенным орудием.

Категорией, которую Выготский определял первостепенной, является сознание. Психические функции могут иметь врожденную или непосредственную природу, а развитие идет филогенетически: биологически и исторически.

У Л.С. Выготского имеется две формулировки психологических реакций человека. В первой говорится, что они опосредованы, во вторых – что развитие внутренней деятельности происходит из внешней с помощью интериоризации.

Интериоризация – появление и развитие особенностей психики в зависимости от внешней общественной жизни, получения определенного опыта, комплексного формирования личности.

По Выготскому в онтогенезе происходит два процесса: природный и культурный. Иногда они сливаются в один, взаимно проникая друг в друга. К природным (натуральным) характеристикам относят память, внимание (непроизвольное), воображение, образное мышление и другие. Культурное взросление происходит в тесном единстве с органическим. Его основа – развивающийся организм.

К функциям психического свойства относят:

  • логическую память;
  • творческое воображение;
  • мышление;
  • внимание произвольное.

Выготский представлял неотделимыми процессы формирования личностей и их культурное развитие. Показатель эффективности этого процесса определяется соотношением натуральных и психических параметров.

Школа Леонтьева А.Н.

В концепции Леонтьева присутствует продолжение теории Выготского о наличии влияния социального окружения в формировании и развитии личности.

Вначале ученого заинтересовало, как на психике человека отражается конкретная деятельность, определяют ли действия сознание? Работая над этим вопросом теоретически и практически, Леонтьев сделал следующие выводы:

  • изучая действия человека, можно понять особенности его психики;
  • управление практикой может происходить параллельно с управлением психикой.

А.Н. Леонтьев разработал классификацию периодов развития психики. Она по сей день находится в практическом пользовании теоретиков и гласит, что психика здорового человека обязательно проходит определенные фазы и этапы развития.

На первых порах у человека проявляется обычная сенсорная психика, позднее она становится более сложной, а после этого вступает в высшую фазу своего развития – интеллектуальную.

Кроме этого, у Леонтьева существовала система анализа сознания человека. Его оценка психики подразумевала анализ личностного смысла, изучение предметного значения происходящего.

Школа С.Л. Рубинштейна

Следующий представитель отечественных психологических школ – С.Л. Рубинштейн. Его методология была связана с идеями К. Маркса. Для него познание было не чем иным, как активная деятельность. Такой подход лег в основу принципа общности сознания и деятельности. Это значит, что психика – не пассивный процесс, а деятельный. Поведение индивидуума поясняет его психологические особенности.

Согласно трактовке Рубинштейна личность демонстрирует:

  • что человеку хочется, какие у него потребности;
  • что человек может, какие у него имеются таланты;
  • что он сам собой представляет.

Понятию человеческой сущности ученый дает следующее определение:

Ученый делает акцент на том, что действия оказывают влияние на личность, но и сама личность может занимать заметную позицию, выбирая сферу своей деятельности.

Школа Б.Г. Ананьева

Выдающийся психолог XX века – Б.Г. Ананьев максимально изучал вопрос индивидуального развития человека. Он выделял термины: индивид, личность, субъект, человек. Индивид – более раннее формирование, чем личность. В обществе постоянно образуются социальные связи, которые регулируют правила и нормы, облегчают приемы общения. Начало личности – сложный процесс вхождения индивидуума в социум. Наиболее заметно это протекает на втором-третьем году жизни малыша.

Ананьев применял антропологический метод исследования, включая в него многолетние генетические испытания. Согласно его теории, развитие представляет собой развивающуюся интеграцию, появление психофизиологических действий.

Именно исследования интеграции дали возможность Ананьеву рассматривать психическое развитие в ходе онтогенеза, персоногенеза и социогенеза.

Какие подходы применяются к изучению психологии

В изучении психологии существует несколько типов подходов. Среди них:

  • биологический;
  • когнитивный;
  • бихевиористский;
  • психоаналитический;
  • феноменологический.

Список начинает биологический метод, сторонники которого рассматривают нейробиологические процессы, обуславливающие особенности поведения и психические характеристики человека.

В коре головного мозга существуют определенные участки, благодаря которым человек узнает знакомые предметы, понимает слова, сохраняет события в памяти.

В сравнении с предыдущим способом, когнитивизм предполагает первичными восприятие, мышление, запоминание, после которых происходит принятие решения.

Психологи – сторонники бихевиористского подхода – изучают не поведение человека, а его сознание. С их точки зрения, формирование поведенческих реакций происходит по инициативе определенных сигналов.

Феноменологический метод утверждает, что природа заложила в человеке желание самореализоваться. На практике это означает, что психолог, придерживающийся такого подхода, будет работать с человеком по принципу: не нужно бороться с проблемой, а нужно по-иному ее оценить.

Мировая психологическая школа

Во взглядах мировых психологических школ также есть определенные отличия. Так, Освальд Кюльпе – создатель Вюрцбургской школы и ученик Вундта – приветствовал экспериментальные методы работы. Разрабатывались экспериментальные схемы для изучения высших психических процессов. Акцент ставился на процессы, происходящие в сознании человека при решении определенных задач.

Рассмотрению подвергался не человек, а его психические характеристики. Структура теории сводится к тому, что не отдельные ощущения формируют психику, а результат воздействия определенного предмета.

Х. Эренфельс – еще один австрийский психолог – в течение своих исследований установил ряд гештальтов, которые определил как результат деятельности человеческого сознания.

  • феномены – явления сознания;
  • функции психики;
  • собственно отношения;
  • эйдосы.

Читайте также: