Партизаны кто такие кратко для детей

Обновлено: 03.07.2024

Трудно найти человека, кто не смотрел бы в детстве военные фильмы и не знал бы, кто такие партизаны. Трудно найти человека, чью семью обошла стороной трагедия Великой Отечественной Войны. Почти у каждого родственники воевали, жили на оккупированной территории или работали в тылу, производя снаряды для будущей Победы. Но среди этих людей есть особенные бойцы. Они редко вступают в открытый бой, действуя в тылу врага, разрушая его транспортную и иную инфраструктуру. Такого человека называют партизан это кто теперь известно читателю.

Разные взгляды на партизан

  1. Захват территории противником. Если враг контролирует значительную территорию страны, значит противник распоряжается ресурсами этой части государства. Партизаны мешают присваивать народные ценности, устраивая диверсии, либо вступая в открытый бой.
  2. Оттягивание значительной части военной силы на себя. Партизаны скрываются в лесу, либо других труднодоступных местах страны. Вражеская армия направляет в леса свои силы, тем самым, отводя часть ресурсов от фронта. Партизаны эффективно справляются с задачей. Они могут быстро нанести удар, освободить село, деревню, даже целый город, потом скрыться в лесах. Противник будет вынужден вновь направлять войска на захват населенного пункта и поиск партизан. Но теперь враг знает: просто так нельзя захватывать чужие села, возмездие будет неминуемо, а наказать партизан сложно. Они в лесу, их не найти.
  3. Устрашение врага. Известно: во время Великой Отечественной именно партизаны устрашали немцев.

Партизаны времен Великой Отечественной

Согласно международным документам, партизанами считаются военнослужащие, специально оставленные в тылу врага. Именно так было во время войны. Центральный Штаб Партизанского Движения, действовавший при Ставке Верховного Главнокомандующего руководил действиями отрядов.

Действия были очень эффективны, фашисты на своей шкуре ощутили, кто такие партизаны Великой Отечественной, когда поезда с ценными ресурсами вдруг уходили под откос, или происходил взрыв промышленного объекта. Всенародная поддержка действий партизан стала причиной Победы 9 мая.

Группы, действовавшие в тылу врага, оттягивали на себя военные ресурсы, а слаженная работа отдельных отрядов стала залогом победы. Кажется удивительным, но к концу 1943 года партизаны контролировали приблизительно 60% территории Белоруссии.

Партизаны взяли немца

Партизаны взяли немца

ничто так не сближает людей, как пережитые вместе трудности.

Партизанские отряды за рубежом

Например, в середине XX века каждый грамотный человек знал, кто такой Че Гевара — герой, партизан и революционер, освободивший Кубу от антинародных сил. Разумеется, Че действовал не один, а в союзе с другими такими же героями.

Человек в тылу врага

Читатель уже знает, партизан кто это простыми словами. Военнослужащий, действующий в тылу врага, использующий методы партизанской войны. В задачу партизана входит молниеносное нанесение удара с тем, чтобы после скрыться в труднодоступных местах.

Партизанские действия успешны только в том случае, если они поддерживаются местным населением. Тактика войны прекрасно себя оправдала, когда между собой сталкиваются относительно немногочисленные силы и превосходящий противник.

Партизаны

Наша страна пережила одну из самых кровопролитных войн в истории и победила благодаря слаженным действиям партизан, которыми руководил Центральный Штаб, а также всем остальным людям, которые работали на благо Родины.

Советские партизаны

Великая Отечественная Война

Партизаны в годы Великой Отечественной войны сыграли большую роль в судьбе Советского Союза. Люди, которые не имели военной подготовки, женщины и дети, нанести урона противнику не меньше, чем регулярная армия.

Как создавалось партизанское движение в годы Великой Отечественной войны

Партизанское движение не было придумано в Советском Союзе. Этот вид борьбы с противником зародился ещё в древние времена. До начала Великой Отечественной войны в Советском Союзе задумались о необходимости подготовки схронов с оружием, продовольствием и другим военным имуществом, которыми могли бы воспользоваться разведчики и диверсанты, оказавшиеся на захваченной территории.

Многие думают о том, что партизанами Великой Отечественной войны были только местные жители, которые уходили в леса из оккупированных немцами деревень.

Партизанские отряды нередко формировались на базе коммунистических или комсомольских организацией, и руководили ими местные председатели горкомов и обкомов. Кроме того, в ряды партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны нередко вливались солдаты и офицеры, которые выходили из окружения, а также разведчики, оставшиеся на вражеской территории из-за невозможности пройти линию фронта и вернуться.

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны на первых парах носило разобщённый и нерегулярный характер. Отряды создавались случайным образом, не имели линий снабжения, связи с Москвой или организованной структуры.

Весной 1942-го года руководство СССР осознало, что партизанские отряды, которые эффективно работают в тылу, необходимо систематизировать, организовать и использовать для решения серьёзных задач. Так было принято решение о формировании Центрального штаба Партизан. Возглавил его Пантелеймон Пономаренко.

Портрет командира Пантелеймона Пономаренко

Командир Центрального штаба Партизан Пантелеймон Пономаренко

Именно он в мае 1942-го года возглавил руководство партизанским движением в годы Великой Отечественной войны. С того момента действия партизан стали более организованными, они получили поддержку из Центра, выполняя задачи в интересах фронта.

Какие задачи решали партизаны Великой Отечественной войны

Большинство партизан не имели навыков обращения с радиостанциями, ведения боевых действий или сбора разведданных. Знание местности и возможность затеряться среди мирного населения позволяли им собирать ценные сведения о противнике.

Помимо разведки, партизаны великой Отечественной войны выполняли целый спектр задач:

Немцы серьёзно относились к борьбе с партизанами Великой Отечественной войны 1941-1945-го годов. Они снимали с участков фронта целые дивизии, чтобы обезопасить свои тылы. Чаще всего для таких операций использовали союзников, в том числе румын, венгров, а также коллаборационистов.

Известные партизаны

Среди наиболее известных партизан можно отметить следующих лиц:- Василий Корж. Стал создателем одного из первых отрядов в Беларуси. Уже 28 июня бойцы его отряда громили танки противника. За почти 1200 дней в тылу, бойцы его отряда уничтожили больше 26 тысяч фашистов и пустили под откос почти 500 эшелонов.

Портрет Василия Захаровича Коржа

Василий Захарович Корж

Памятник Марату Казею

Памятник в честь Марата Казея

Сказать однозначно о том, кто такие партизаны Великой Отечественной войны, достаточно трудно. Одни их считают героями, другие обвиняют в гибели местных жителей, ведь нередко немцы расстреливали целые деревни за диверсии партизан.

Под видом партизан могли действовать настоящие преступные группы из числа беглых заключенных или дезертиров, которые просто отбирали продукты у местного населения, скрываясь в лесах, как от советской власти, так и от немцев.


Цель: знакомство с партизанским движением в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:
способствовать знакомству с обязанностями врача партизанского отряда, с юными партизанами Великой Отечественной войны;
способствовать развитию у учащихся патриотизма и любви к Родине;
способствовать воспитанию уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.




С первых дней оккупации фашистами Советского Союза в тылу врага развернулось партизанское движение, которое с каждым днем приобретало все более широкий размах. К январю 1943 года в Беларуси действовало 512 партизанских отрядов, объединявших более 56 тыс. партизан.



В Минской области к началу 1942 года была образована Любанская партизанская зона. Сначала она включала часть Старобинского и Любанского районов, а к осени 1942 года её территория стала больше. От немцев частично освободили Стародорожский, Слуцкий, Гресский, Узденский, Краснослободский и Копыльский районы.
В течение года, с октября 1941 года по ноябрь 1942 года, во вражеском тылу на оккупированной белорусской территории было образовано 9 обширных партизанских зон: 8 — в восточной части республики и 1 — в западной.




На освобожденной от немцев территории командование партизанских формирований, опираясь на население, восстанавливало органы Советской власти. Часто их функции выполняло командование партизанских соединений и отрядов, и, назначаемые партизанским командованием из местного населения и партизан, уполномоченные сельсоветов, партизанские коменданты, партизанские старосты.
В населенных пунктах, где это было возможно, партизаны способствовали возобновлению работа промышленных и бытовых предприятий: электростанций, мельниц, сапожных, швейных, оружейных мастерских, пекарен, маслозаводов, прачечных, бань и т. п. Особую важность имели сельскохозяйственные работы, фронту необходим был хлеб.
Партизанами проводилась большая агитационная работа среди населения, которая призвана была поддержать их веру в победу, и призывала к борьбе с врагом.




Одной из главнейших задач, стоявших перед партизанским командованием, являлось спасение населения от зверств оккупантов и угона в фашистское рабство. Партизаны охраняли население и оказывали помощь во время блокад, карательных экспедиций, налетов вражеской авиации. С партизанских аэродромов отправлялись в советский тыл женщины и дети. Жители партизанских зон, в свою очередь, всячески помогали партизанам. Они не только снабжали их продовольствием, но и участвовали в сооружении укреплений, аэродромов, помогали добывать и передавать разведданные, заботились о раненых. Из местного населения уйти в партизаны стремились старики, женщины, подростки, особенно те, кто потерял близких от рук фашистов.



Партизаны воевали не только за страну, в целом, но и за свой, довольно часто, реальный дом, в который пришел и поселился враг.

Демонстрация плакатов, посвященных партизанскому движению






Иван Трофимович Соловей родился 27 июля 1917 года в деревне Городище Слуцкого района в бедной крестьянской семье. Отучился три года в местной школе, потом – в средней школе № 1 города Слуцка, в 1939 году окончил Минский медицинский институт.

Иван Трофимович Соловей, был удивительным человеком, отличным врачом. Самоотверженный хирург, который за свою жизнь вылечил сотни больных. Его профессиональный путь начался ещё до войны. В страшные военные годы он спасал людей на Любанщине, был связным у партизан. С августа 1943 года стал членом партизанского отряда имени С. Лазо.

Несмотря на то, что партизанский лазарет часто размещался в болоте, в лесу, в окружении фашистов, Соловей Иван Трофимович не бросил и не потерял ни одного пациента.
В феврале 1944 года командир отряда Стекленёв вызвал Ивана Соловья к себе и сказал, что отряд уходит, а он должен остаться с больными и раненными на месте. Врач справился и с этой нелегкой задачей.
Вот несколько цитат из записок партизанского врача Соловья Ивана Трофимовича:


«Итак, я остался с больными и ранеными, а их – семнадцать человек. Четыре партизана помогают с неохотой. На душе тревожно: от них всего можно ожидать. Поудобнее устраиваем на саночки больных и отправляемся к своей новой землянке. Постепенно темнеет, мороз усиливается. Где-то на одном из участков дороги я сбился, и мы пошли левее. Долго бродили по лесу, и к землянке дошли в два часа ночи.

«С рассветом пошёл осматривать окрестности. Пройдя около четырёхсот метров, увидел спящих партизан. Через несколько десятков метров набрёл на свой отряд. Узнал обстановку: отряды заняли круговую оборону. Придя в шалаш, всех поднял, доложил ситуацию и приказал разместиться в центре круга обороны. Выбрали более возвышенное место, организовали завтрак.


«Начали быстро строить колонну и с наступлением темноты пошли по насыпи канала назад. Я нёс медицинскую сумку через правое плечо, а раненную руку подвязал ремнём и на неё посадил дочку Валечку. Шли медленно, так как в колонне были раненые и больные. Комбригады № 161 А.С. Шашуру несли на носилках.

Партизанский доктор Иван Трофимович Соловей делал эти записки в короткие и очень редкие минуты отдыха. В них – описания боёв, партизанских операций, нет ни слова художественного вымысла. Последнее, думается, делает их ещё ценнее как свидетельства самоотверженной борьбы советских людей с ненавистным врагом.

27 июня 1944 года в 13 часов на Слуцкой земле встретились передовые группы партизанских и армейских советских разведчиков. Потом три дня и три ночи гремела канонада, все обнимались, радовались, что выжили, и… плакали. 30 июня 1944 года партизанские отряды вошли в Слуцк, и в городе началась мирная жизнь.


Мы, слутчане, имеем все основания гордиться Иваном Трофимовичем Соловьём – воином, тружеником, одним из достойных сыновей Слуцкой земли.



Партизанский лагерь, топь, болото,
Всё мальчишке ново и впервой.
Может это странно для кого-то,
Ну, а он в лесу, как будто свой.

Наравне с взрослыми в разведке,
Подрывник и снайпер, хоть куда!
С цыганёнком в кожаной жилетке,
Под откос пускали поезда.

Над землёй прохладные туманы,
Пустота и горе от потерь.
Да воронки всюду, будто раны,
По ночам в них воет дикий зверь.

Обошлось. Дождался он победы.
За заслуги дали ордена.
Был он счастлив, что пройдя сквозь беды,
Наградила мудростью война.
Людмила Самолюк

По официальным данным Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) России, в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет.
Детей и подростков, воевавших в партизанских отрядах, и состоявших в подпольных организациях было гораздо больше, так как в партизаны порой уходили целыми семьями, и, как правило, у каждого подростка, оказавшегося на оккупированной земле, было, за кого мстить.
Точного числа юных партизан Великой Отечественной войны мы не узнаем уже никогда.



Роль советских партизан за все время Великой Отечественной войны была очень значительной: ими было уничтожено, ранено или взято в плен 1,5 млн. гитлеровских солдат, офицеров, чиновников оккупационного аппарата и их пособников из числа предателей, произведено более 20 тыс. крушений вражеских поездов, уничтожено или выведено из строя 2300 танков и бронемашин, 1100 самолетов, более 65 тыс. автомашин. Но никакими цифрами нельзя измерить огромное вдохновляющее воздействие, которое они оказывали на население оккупированных советских земель, их роль в еще большем сплочении всего советского народа в дни войны.
Вклад партизанских отрядов в победу над врагом невозможно переоценить. Благодаря действиям партизан захватчики не могли чувствовать себя в безопасности даже в глубоком тылу. Это оказывало на гитлеровцев колоссальное моральное давление.
В России, начиная с 2010 года, 29 июня отмечается День партизан и подпольщиков.


Приближается великий праздник — День Победы. День, напоминающий нам о том, как наши деды и прадеды не только отстояли собственную страну, но и помогли остановить великую опасность, которая грозила всему миру.

Торжественные речи, фильмы о Великой Отечественной Войне, встречи с ветеранами в младших классах школ и выпускных группах детских садов, утренники и выступления для ветеранов — всё это заставляет ребенка задуматься: что же это была за война, что её окончание празднуется вот уже более шести десятилетий?

Естественно, самый надежный источник, из которого ребенок может почерпнуть знания об этом таинственном событии — семья. И вот перед Вами неожиданно встает важная и сложная задача: как объяснить юному человечку, что такое Великая Отечественная война, и чем она отличается от остальных войн.

Задача эта кажется простой только на первый взгляд. На самом же деле, мировосприятие ребенка очень сильно отличается от мировосприятия взрослого. Поэтому многие вещи, очевидные для взрослого, ребенку необходимо объяснять отдельно, чтобы он смог осознать суть и смысл Вашего рассказа.

Ребенок не способен мыслить глобальными масштабами. С точки зрения ребенка, военные действия ведутся в специально отведенном для этого месте — на Поле Боя, или Фронте.

Участвуют в войне специально обученные люди — Наши Солдаты и Вражеские Солдаты. Солдаты специально уезжают на Поле Боя, чтобы сражаться друг с другом вдали от населенных территорий. Поле Боя разделено примерно напополам Линией Фронта. Остальное население страны живет прежней жизнью, пишет письма на Фронт и ждет возвращения Наших Солдат после победы над врагом. Тыл — тоже особенное место. В тылу стоят заводы, которые снабжают солдат оружием. В тылу отсиживаются трусы. Кроме заводов и трусов в тылу ничего нет.

Первое, что Вам следует объяснить ребенку — это то, что специального места для проведения военных действий нет. Полем боя может стать любое место на земле, будь то ненаселенное место или населенный пункт. Фронт — это совокупность всех полей боя. Фронт сдвигается в ту или иную сторону в зависимости от того, чья армия наступает, а чья, соответственно, отступает. Линией фронта называют линию на карте, которая разделяет территории, контролируемые армиями. Но в реальности никаких линий, прочерченных на земле, либо обозначенных столбиками нет. Тыл — это тоже не специальное место, где трусы прячутся среди заводских труб, а всего лишь территории, расположенные далеко от линии фронта.

Ребенок уверен, что сражаются на войне только Солдаты и Партизаны. Солдаты — люди, обученные в Армии, чтобы защищать страну (либо обученные во Вражеской Армии нападать на чужие страны). Партизаны — люди, которых не взяли в армию по какой-то причине, но которые тоже хотят защищать страну. Солдаты сражаются с врагом лицом к лицу, партизаны нападают из леса, прячась за кустами и деревьями. Всё остальное население страны в военных действиях не участвует.

Расскажите ребенку, что солдаты, уходящие на фронт — это и есть самые обычные граждане страны, которые отправились защищать свои семьи. Что партизаны — это люди, которые, вместо того, чтобы бежать прочь, когда линия фронта приблизилась к их жилищам, спрятались в окрестных лесах и вносили свой вклад в борьбу с врагом. Что по всей стране — хоть в тылу, хоть в прифронтовых областях — люди работали изо всех сил, чтобы обеспечить армию необходимым оружием, снаряжением, припасами. Работали не только взрослые и старики, но даже дети постарше. Объясните, что вся страна, от мала до велика, в меру своих сил и возможностей, приняла участие в этой войне. Именно поэтому и победа является заслугой не только армии, но всей страны.

По мнению ребенка, враги — это единый неделимый монолит. Раз война велась с Германией, значит все жители страны — враги. И их потомки — современные немцы — тоже враги, только наказанные и присмиревшие. Ребенку невдомек, что Германия как раз и была первой страной, захваченной и порабощенной нацистами, что как раз именно Германия больше всего пострадала от нацистских зверств.

Вам придется четко разграничить Германию как страну и нацистов как приверженцев безумной и страшной идеи. Объясните ребенку, что даже сами жители Германии пытались, как могли, сопротивляться нацистам во главе с их вождем Гитлером, что много хороших людей погибло, пытаясь остановить его и не дать развязать страшную войну со всем остальным миром. Что многие солдаты шли на фронт не потому, что были злобными и плохими, а потому, что их заставили, угрожая убить их семьи.

Ребенок уверен, что какие-то особые причины для того, чтобы начать войну, не нужны. Враги нападают потому, что они враги. Набрали достаточно оружия и солдат — и напали. Это естественное поведение для врага, по-другому враг не может. Цель любого врага — завоевать другие страны. Ради чего ведется это завоевание, ребенок не задумывается.

Вам придется, прежде всего, объяснить ребенку, что любая война ведется не просто так, а ради какой-то цели. Одни войны ведутся, чтобы присвоить богатства соседей. Другие — чтобы присоединить к своей стране часть соседской территории. Иногда войны начинаются потому, что поссорились правители государств, или потому, что правительство одного государства считает, что правительство другого государства делает что-то отвратительное и недопустимое. И только эта война была особенная, потому что нацистов возглавлял сумасшедший правитель, который хотел вовсе не богатств, земель и власти. Он собирался убить всех людей, которые выглядят не так, как он считал правильным. Людей убивали за цвет глаз и волос, за форму носа. За имя. За национальность. Именно из-за того, что нацисты убивали людей тех национальностей, которые считали недостойными жить, они и получили свое название. А в результате опасность угрожала всему миру. В каждой стране были люди, которых нацисты захотели бы убить. Поэтому победа в этой войне так важна для всего мира и для нашей страны в частности.

И, наконец, последний — по порядку обсуждения, но не по значимости — вопрос, который следует разъяснить ребенку. Почему война носит название Великая Отечественная.

Читайте также: