Как оценить качество консалтинговых услуг кратко

Обновлено: 06.07.2024

Что такое консалтинг

Это определённая ниша бизнеса, компании которой специализируются на консультации руководителей фирм, или управляющего персонала по различным вопросам ведения бизнеса.

Самые частые сферы проблем, которые заставляют директоров идти за помощью — финансы, юридический аспект, технология производственного процесса и экспертная оценка.

Почему это выгодно?

Не все проблемы предпринимательского характера можно решить самостоятельно. Причиной может быть буквальная нехватка навыков и знаний. И тогда требуется помощь специалиста. А чтобы найти специалиста, понадобится потратить время и средства. Его нужно будет искать, нанимать, платить оклад, организовывать рабочее пространство, платить налоги и взносы во внебюджетные фонды. Консалтинг позволяет избежать всего за определённые деньги. Вы платите за то, что не тратите время и силы, за то, что получаете экспертную помощь от людей, которые не раз сталкивались с проблемами и успешно решали их. Вы платите за опыт человека.

Консалтинг базируется на поиске проблемных мест, исключения из процессов слабых звеньев, что в итоге и приводит к решению вашего вопроса, будь то менеджмент или другие факторы.

Простыми словами

Оплачивая услуги консалтинговой фирмы, вы нанимаете человека с опытом решения проблемы без необходимости оформлять его в штат компании. А это позволит избежать множества других проблем.

Фактически, вы покупаете услугу экспертного мнения со стороны.

Естественно, эксперт не просто даёт совет, который уже привык давать, или который нацелен на решение вопроса в общем. Фирма будет изучать вопрос в непосредственной связи с вашей фирмой. Обычно это выглядит как поиск пути развития вашего предприятия, реорганизации его самых важных процессов, пути повышения прибыли и эффективности трудовой деятельности. Всё зависит от того, какая именно проблема вас волнует.

Когда нужно применять консалтинговые услуги

Самые общие ситуации — это либо случаи, когда требуется свежий взгляд со стороны. Ведь зачастую человек, постоянно варящийся в процессах одной компании просто не видит замыленным взглядом всю ситуацию. Из-за того, что в целом процессы постоянно одинаковые, он не может понять, что что-то действительно не так.

Либо же выбираются те случаи, когда есть несколько мнений на решение проблемы, а к общему знаменателю управляющий состав фирмы прийти не может.

Для чего могут привлекать эксперта:

  • Пересмотр структуры фирмы
  • Реорганизация процесса или всей деятельности
  • Получение новых идей
  • Помощь в тупиковых вопросах
  • Получение наиболее эффективных решений

Услуги консалтинга

Основных направлений несколько. Естественно существуют единичные запросы и проблемы, но в общем смысле, услуги можно выделить по такому принципу:

  • Консультация по ведению предпринимательской деятельности.
  • Консультация по подбору штата.
  • Решение юридических вопросов.
  • Консультации образовательного характера.

Постараемся простыми словами разобрать эти направления.

Ведение бизнеса

Эксперты агентства получают задание, плотно изучают проблему, которая возникла у вас в фирме, анализируют и на выходе предлагают несколько вариантов её решения.

Далее, когда вы начинаете внедрять предложенный путь, специалисты фирмы контролируют этот процесс. Но такое поведение оговаривается заранее и обычно расценивается как дополнительная услуга.

К этому же направлению относится решение вопросов по инвестиционной сфере. В этом случае к мнению специалистов прибегают, когда нужно решать вопросы с привлечением кредитов или инвестиций в свой проект. А также с оценкой имеющихся активов и их эффективного распределения.

Обратная сторона вопроса также не редка. Например, когда фирма сама ищет, в какой проект можно будет вложить средства для получения в дальнейшем прибыли.

Тогда консалтинговые специалисты подберут для вас те или иные стартапы, проекты, начала, которые действительно заслуживают внимания.

Кадровый подбор

Профессиональный отдел кадров могут позволить себе далеко не все фирмы. Даже просто содержать в штате одного HR-специалиста бывает накладно. Но искать на необходимые вакансии, особенно если они очень специфического характера, профессионалов также сможет не каждый.

Поэтому и существует у консалтинговых агентств услуга кадрового подбора. В рамки этой услуги входят такие процессы, как подбор, проведение встреч и собеседований с претендентами, их тест на пригодность к обозначенной должности. Обычно, у экспертов этого направления уже существует собственная база специалистов.

Это позволит руководителям фирмы не тратить уйму времени на поиск проведение ненужных собеседований. Они будут видеть уже пригодных людей, подобранных по заданным параметрам.

Что важно, консалтинг этой ниши подразумевает не только поиск кандидатов и их проверку, но и работу с устроенными специалистами. Имеется ввиду организация специальных обучений и курсов, поднимающих уровень квалификации уже действующего персонала. Это могут быть общие мероприятия для всего коллектива или отдела, а могут быть курсы, направленные на рост навыков конкретного человека.

Юридическая сфера консалтинговых услуг

Опять же, не все могут позволить себе содержать в штате фирмы собственного юриста. А меж тем, полностью перекладывать юридические вопросы на плечи, например, главного бухгалтера — не самый правильный опыт. Поэтому существует решение от консалтингового агентства.

И здесь есть два варианта, в зависимости от того, какие потребности у вас. Либо вы обращайтесь за разовой консультацией, при возникновении определённой проблемы юридического характера. Либо же фактически нанимайте человека по принципу работы на аутсорсе.

Например, случаи, когда вы с явной периодичностью защищайте свои интересы в суде. С такой задачей лучше справляться профессиональному юристу. Однако не настолько эта периодичность постоянная, чтобы нанимать человека в собственный штата и платить ему оклад. В этой ситуации вы заключаете договор на юридическую помощь с агентством, а оно оказывает вам платную помощь по мере поступления проблем.

Образовательный консалтинг

Эта сфера помощи бизнесу пока ещё развивается на территории нашей страны, но развивается очень быстро.

Консалтинг образовательного характера подразумевает, что фирма оказывает вам помощь в подборе места, где бы ваши сотрудники могли пройти переподготовку. В основном речь идёт о подборе образовательных учреждений, где бы специалисты могли повысить свои знания, умения и навыки в сфере управления и бизнеса.

Это как минимум. А в развитой форме этого вида услуг, специалисты могут и подбирать учебные программы, и составлять их сами, основываясь индивидуально на вашей компании и её процессах.

Естественно, как и в других случаях, ни одно консалтинговое агентство не будет делать свою работу наобум, просто рандомно выбирая заведение из списка более или менее подходящих. Для начала определяются конкретные ваши потребности, текущий уровень подготовки, лакуны и слабые места. Просто так, без должного профессионализма такая работа не может быть осуществлена.

Виды консультаций

  1. Обучающий
  2. Проектный
  3. Экспертный

Обучающий консалтинг работает как выдача фирме, заказавшей услугу необходимой информации, чтобы можно было самостоятельно оценить процессы. Простыми словами — вам дают наставления и подсказки, как лучше поступить в той или иной ситуации с помощью нужно материала. На основе данных и информации вы сможете принять нужное решение.

Проектный вид консалтинга работает как глубокая проработка и совершение определённых действий специалистами, направленных на решение задачи. Например, на повышение производительности предприятия или улучшения качества труда. Эксперты сами составляют план действий и внедряют его в процесс работы вашей фирмы, отмечая промежуточные результаты.

Экспертная помощь предполагает детальную проработку проблемы прямо в рамках деятельности фирмы. Фактически они оценивают то, что фирма представляет собой в той или иной сфере предпринимательства, а потом предлагают собственные пути решения вопросов.

Как выбрать консалтинговое агентство

Выбор исключительно индивидуальный, но можно выделить несколько стандартных рекомендаций:

Мы примерно разобрали с вами, что представляет собой сфера консалтинговых услуг для бизнеса. Обращаться за помощью к экспертам или нет — дело каждого. Но если вы как руководитель бизнеса сталкивайтесь с проблемой, которую решить самостоятельно не можете, или предполагаете, что на это уйдёт слишком много времени и средств, то возможно это именно тот случай, когда стоит подобрать себе в помощь экспертов. Главное, будьте аккуратны при выборе поставщика услуги.

Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.

Консалтинг — это консультирование предприятий, руководителей и управленческих кадров по юридическим, финансовым, инвестиционным и другим вопросам. Консультантами выступают опытные специалисты. Основная цель консалтинга — решение той или иной проблемы в бизнесе и достижение поставленных целей.

Что такое консалтинг

Когда предприниматель только начинает заниматься бизнесом, он почти неизбежно сталкивается с разными сложностями по налоговым, финансовым и маркетинговым вопросам. По мере масштабирования деятельности количество проблем возрастает: как лучше распорядиться полученной прибылью, каким образом привлечь инвесторов, в какую сторону развивать продукт.

Можно долго искать оптимальные решения самостоятельно и учиться на своих ошибках, но куда лучше спросить у опытных специалистов, чтобы с первого раза всё сделать правильно. Для этого и существует консалтинг.

Зачем нужен консалтинг

Цель консалтинга — улучшить определенные показатели бизнеса: рентабельность, прибыльность, эффективность, ликвидность, рыночную стоимость. Компания, которая не имеет в своём штате нужных специалистов, обращается за консультациями к сторонним экспертам.

Задачи консалтинга могут быть разными, например:

  • Помощь в составлении бизнес-плана.
  • Комплексная разработка маркетинговой стратегии.
  • Правильное позиционирование компании на рынке.
  • Внедрение маркетинговых инструментов в существующую модель бизнеса.
  • Анализ бизнеса, ниши, целевой аудитории, продукта компании.
  • Сопровождение сложных сделок и оформление выгодных договоров.
  • Оптимизация текущих бизнес-процессов.
  • Сокращение издержек и потерь на всех уровнях.
  • Повышение качества управления организацией.
  • Составление финансового прогноза для компании.

Консалтинг нужен, чтобы помочь бизнесу эффективно решить возникшие или прогнозируемые проблемы, исключить ошибочные решения и достичь запланированных целей.

Виды консалтинга

Классификация консалтинга не унифицирована, поэтому можно столкнуться с разными методами систематизации. Но самые популярные варианты — разделение консалтинга по предмету, по методу или по направлению.

По предмету

Общий, или управленческий консалтинг. Цель состоит в выявлении факторов, которые мешают развитию компании, и поиске решений для устранения этих факторов. В данном случае исследуют всё, что не относится к производственному или финансовому консалтингу. Такой тип консультирования нужен при наличии проблемы, которую компания не может найти самостоятельно, или для определения возможных проблем в будущем. Также к общему консалтингу обращаются, если потенциал компании реализован не полностью.

Производственный. Применяют для улучшения производства. Исследуют всё, что касается изготовления или реализации продукции — технические возможности, логистику, кадровую ситуацию.

Финансовый. Задача консультанта — отследить денежные потоки, определить способы экономии, спрогнозировать варианты инвестиций. Исследуют всё, что касается внешнего и внутреннего оборота денег.

По методу

Экспертный. Специалиста с опытом в нужной сфере привлекают для поиска проблемы и разработки ее решения. Он анализирует ситуацию, расписывает план действий. На этом его работа завершается.

Процессный. Консультант проводит анализ проблемы и совместно с представителями компании ищет решение. В этом случае специалист не просто разрабатывает порядок действий, но и помогает его реализовать. Чаще всего процессный консалтинг предполагает долгосрочное сопровождение.

Обучающий. Консультант ищет решение, помогает с его внедрением, а также занимается обучением персонала. Цель состоит в повышении квалификации сотрудников или обучении их необходимым методам работы.

По направлению

При этом способе классификации выделяют основные направления, или предметные области, которые чаще всего встречаются в практике частных консультантов и консалтинговых компаний. Наиболее известный вариант — классификация FEACO (Европейская Федерация Ассоциаций Консультантов по Организации Производства).

Всего по принятой классификации насчитывают 84 вида предметных областей консалтинга, для удобства систематизированных по следующим разделам:

  • Общие направления. Сюда относят определение эффективности системы управления, оценку бизнеса, вопросы слияния и приобретения, развитие компании, совершенствование организационной структуры, стратегическое планирование.
  • Администрирование. В этой категории исследуют всё, что связано с администрированием офиса, управлением отделами, планированием рабочего пространства, регулированием рисков, обеспечением безопасности.
  • Финансовое управление. Включает исследование систем учёта, финансовых оборотов, вопросов увеличения прибыли и доходов, налогообложения, себестоимости.
  • Управление кадрами. Это культура корпорации, обучение менеджменту, поиск и отбор кадров, вопросы мотивации и поощрения.
  • Маркетинг. К данной категории причисляют сферу рекламы и сбыта, дизайна, исследований рынка, ценообразования, розничных продаж, отношений с общественностью и маркетинга в разных его проявлениях.
  • Производство. Это автоматизация, промышленный инжиниринг, управление производством, закупки, использование оборудования, контроль качества, упаковка и прочие производственные вопросы.
  • Информационные технологии. В этот раздел входят сферы, которые касаются автоматизированных систем управления, административных и информационно-поисковых систем, проектирования, разработки и установки систем.
  • Специализированныеуслуги. Сюда входят такие виды консалтинга, как юридический, экологический, информационный, инженерный, телекоммуникационный и прочие варианты, которые требуют узконаправленной специализации эксперта.

Формы консалтинга

В процессе реализации консалтинг может принимать следующие формы:

  • Консультации. Как правило, это разовые консультационные услуги по возникающим у клиента вопросам.
  • Аналитика. Эксперт изучает различные данные, анализирует их в привязке к нужному результату, формирует гипотезы и предлагает решения, которые помогут клиенту достичь нужной цели.
  • Прогнозирование. Специалист применяет различные методы и инструменты для моделирования будущих ситуаций. В итоге клиент может найти оптимальный для себя путь развития.
  • Ревизия и аудит. Консультант исследует бизнес клиента, выявляет все недостатки и ошибки, подсказывает способы устранения негативных моментов.
  • Участие в деятельности клиента. В этом случае эксперт сопровождает клиента от начала и до конца. Сначала анализирует бизнес, находит недостатки, ищет решения, а потом помогает эти решения внедрить. Оценивает результаты и вносит корректировки при необходимости.

Чем занимаются консалтинговые компании

Услуги консалтинга могут предоставлять частные специалисты или консалтинговые компании. Частные эксперты преимущественно работают в пределах очень узкой специализации и имеют небольшой круг клиентов. Нередко таких специалистов приглашают в штат компании или привлекают для постоянного сотрудничества.

Консалтинговая компания — это организация, которая объединяет несколько экспертов. По своей форме такие организации бывают:

  • Внешние. Независимые предприятия, обслуживающие всех желающих.
  • Внутренние. Структурные подразделения или компании, которые принадлежат корпорации или группе компаний и работают с ограниченным кругом клиентов.

Консалтинговая компания оказывает клиентам консультационные услуги, которые включают несколько этапов:

  1. Изучение текущей ситуации, определение проблемы.
  2. Анализ данных, поиск оптимального решения.
  3. Внедрение решения.
  4. Анализ достигнутых результатов.

Реализация проекта в рамках консалтинга может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Это зависит от масштаба компании и сложности решаемой задачи.

Список консалтинговых компаний, популярных на рынке СНГ:

    — финансовый консалтинг для крупного, среднего и малого бизнеса, для частных лиц и сотрудников. — бухгалтерский консалтинг. — налоговый консалтинг. — управленческий консалтинг. — финансовый, операционный, налоговый, правовой и бизнес-консалтинг. — HR-консалтинг. — корпоративный консалтинг. — брендинговый консалтинг. — маркетинговый, операционный, стратегический консалтинг. — стратегический маркетинговый консалтинг.

Большинство консалтинговых компаний в работе специализируются на каком-то одном направлении. Исключение составляют лишь гиганты, которые работают во всех отраслях, например, KPMG или Deloitte, но их правильнее называть консалтинговыми корпорациями.

Вне зависимости от того, какие виды консалтинга предлагает консалтинговая компания, ее специалисты должны иметь не только соответствующее образование, но и практический опыт в нужной сфере. Поэтому сотрудниками консалтинговых компаний зачастую становятся бывшие управленцы и специалисты, которые имеют значительный стаж работы в штате различных компаний.

Как выбрать консалтинговую компанию

Процесс выбора консалтинговой компании для сотрудничества можно поделить на два этапа. Сначала вы составляете список из нескольких потенциальных партнёров, а уже потом выбираете одну компанию, которая лучше всего подходит для решения ваших задач.

Чтобы выбрать возможных претендентов:

  1. Узнайте, оказывает ли компания необходимые вам услуги.
  2. Посмотрите кейсы, почитайте отзывы реальных клиентов.
  3. Оцените квалификацию сотрудников и убедитесь в наличии практического опыта.
  4. Закажите первичную консультацию или отправьте заявку с вопросом о вашей задаче.
  5. Запросите коммерческое предложение.

Форма заявки на сайте консалтинговой компании Concept lab

На сайте Concept lab есть не только форма, где можно описать свою задачу по маркетингу и прикрепить нужные файлы, но и шкала креативности. С ее помощью можно сразу обозначить, насколько сумасшедший результат вы хотите получить

На основе собранной информации составьте список из 5-6 подходящих партнеров. После этого определите приемлемые для себя сроки, условия и стоимость проекта. Пообщайтесь с каждым претендентом, чтобы оценить подход компании — как она планирует решать вашу задачу, как будет выявлять проблемы, как предполагает оценивать результат. Для решения сложных задач лучше выбирать компании, которые ориентированы не только на разработку, но и на внедрение изменений.

В процессе выбора обратите внимание на рейтинги консалтинговых компаний, которые помогут найти ведущих профессионалов. Например, рейтинг от RAEX:

Пример рейтинга консалтинговых компаний

Как правило, любая услуга консалтинга начинается с определения конкретной проблемы. Затем специалист анализирует сложившуюся ситуацию с учётом всех данных, предоставленных клиентом, и выполняет поиск возможных решений. Далее, в зависимости от формы консалтинга, эксперт либо консультирует клиента по проблемному вопросу либо непосредственно участвует во внедрении решения, в том числе анализирует достигнутые результаты и определяет эффективность изменений.

В настоящее время на рынке ИТ-услуг представлены различные консалтинговые компании, ИТ-компании и другие структуры, предоставляющие определенные наборы услуг для решения тех или иных проблем организаций.

Организация может самостоятельно проводить выбор консалтинговой фирмы на внеконкурсной основе, опираясь на собственные знания и представления, или объявлять конкурс, в процессе которого происходит отбор исполнителя по оказанию консалтинговых услуг. Объявление и проведение конкурса позволяет наиболее полно оценить возможности компаний-кандидатов, поэтому в случае крупных консалтинговых проектов является наиболее предпочтительным способом выбора консалтинговой компании.

Стандарты в области выбора консалтинговой компании и консультантов в сфере информационных технологий в настоящее время не существуют. Следует отметить, что для некоторых других областей консалтинга такие стандарты разработаны. Например, к ним относится международный стандарт ISO 10019:2005 "Руководящие указания по выбору консультантов системы менеджмента качества и использованию их услуг".

При самостоятельном выборе организация может ориентироваться на выбор консалтинговой компании по рекомендациям, отзывам; проводить отбор на основе личных контактов и опыта предыдущего сотрудничества; информации о том, к кому обращаются конкуренты. Обычно, в процессе поиска консалтинговой компании в качестве источника информации используются неофициальные каналы, сеть Интернет , средства массовой информации, национальные профессиональные органы — ассоциации консультантов, которые предоставляют как интересующие организацию-клиента характеристики консалтинговых компаний по определенной проблеме (осуществленные проекты, отзывы клиентов, степень квалификации персонала), так и гарантии качества услуг своих членов.

В России таким национальным профессиональным органом является Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), объединяющая менеджмент -консалтинговые, трейнинговые, рекрументовые и другие профессиональные фирмы большинства регионов страны и являющаяся представителем России в Европейской Федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению.

Члены АКЭУ осуществляют услуги по всем видам консалтинга, включенным в классификацию Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению, в том числе по разработке информационных систем и консультированию по их использованию.

Приоритетной задачей АКЭУ является развитие консалтинга в России. Для реализации этой задачи АКЭУ содействует консультантам в продвижении их услуг на российский рынок, а также руководителям организаций в получении ими качественных консультационных услуг.

Основными характеристиками консалтинговой компании, которые следует изучить при её выборе для оказания планируемых консультационных услуг, являются:

  1. Основной продукт консалтинговой компании.
  2. Известность консалтинговой компании, позиция в рейтинге, финансовая стабильность.
  3. Предлагаемый спектр услуг, понимание отраслевой специфики.
  4. Методология выполнения консалтинговых проектов.
  5. Опыт работы в консалтинге, текущие и завершенные проекты
  6. Штат и квалификация консультантов, личностные критерии.
  7. Стоимость, сроки реализации проекта и объем оказываемых услуг.
  8. Отзывы и публикации о компании.

Основной продукт консалтинговой компании – это её интеллектуальный капитал, который обеспечивает базовые преимущества, связанные с решением проблем, ради которых предприятие обращается в консалтинговую компанию. Выбирая консалтинговую компанию необходимо получить представление о методиках и инструментах, которыми пользуются консультанты в процессе предоставления услуг. Например, компания HP - ведущий поставщик консалтинговых услуг в области управления ИТ-услугами, имеет в качестве основного продукта собственную модель ITIL - типовую модель HP - IT Service Management ( ITSM ) и методику оценки эффективности управления услугами (совместную разработку с Meta Group ), на основе которой консультантами проводится анализ существующих в организации ИТ-процессов и их сравнение с процессами, описанными в ITIL , определяется уровень автоматизации и интеграции этих процессов и вырабатываются возможные варианты изменений к лучшему.

Известность консалтинговой компании может быть проанализирована по различным рейтинговым оценкам, проводимым всевозможными исследовательскими группами, публикациям в прессе и отзывам клиентов. Как правило, при проведении рейтинговых оценок в число критериев отбора также входят и финансовые показатели консалтинговых компаний.

Списки крупнейших консалтинговых групп публикуются в журналах "CNews", "Эксперт", справочниках и ряде других изданий.

Материалы по итогам российских рейтингов можно найти на сайтах агентств "CNews Analytics ( CNA )" (http://www.cnews.ru), "Эксперт РА" (http://www.raexpert.ru), компании РИА "РосБизнесКонсалтинг" (http://www.rbc.ru). В предыдущем разделе представлены результаты рейтинга российских консалтинговых компаний по итогам 2006 г., подготовленные агентством "Эксперт РА".

При выборе консалтинговой компании необходимо проанализировать перечень предоставляемых услуг – насколько полно он соответствует потребностям организации, а также специализацию консалтинговой компании в определенных отраслях бизнеса или сегментах рынка, поскольку для решения некоторых проблем целесообразно обращение к узким специалистам.

Выполнение консалтингового проекта в области ИТ опирается на различные методологии, большинство из которых является "know how" крупных консалтинговых компаний. Указанные методологии поддерживаются разнообразными методами, использующими результаты современных научных исследований, и инструментами. Поэтому целесообразно поинтересоваться, какие именно методики, подходы применяются консалтинговой компанией при выполнении проекта.

При оценке требуемой квалификации штата консалтинговой компании следует ознакомиться с имеющимися в наличии профессиональными сертификатами консультантов и опытом их участия в подобных работах, ознакомиться с дополнительной информацией по каждому предполагаемому члену команды консультантов, в том числе резюме .

Консалтинговая компания должна иметь продолжительный опыт работы на рынке и хорошую репутацию. Для анализа этого аспекта можно запросить данные по выполненным до настоящего времени проектам и отзывы предыдущих заказчиков о выполненных работах, можно провести исследование обращений конкурентов к консалтинговым компаниям.

В вопросе определения стоимости работ консалтинговые компании в сфере ИТ, как правило, придерживаются следующих подходов к ценообразованию: повременная оплата , фиксированная цена, комбинированная оплата (см. п. 6.5). Для определения оптимальной цены необходимо также рассмотреть систему скидок, предоставляемых консалтинговой компанией на услуги ИТ-консультантов, которая может быть основана на общем объеме работ , постоянном сотрудничестве с организацией и других факторах.

Оценив по приведенным характеристикам консалтинговую компанию, организация может выбрать для сотрудничества ту компанию, которая наиболее соответствует ее потребностям.

Примером перечня конкретных критериев, использованных на практике при выборе консалтинговой компании для решения задачи постановки и автоматизации бюджетирования розничной аптечной сети ООО "Казанские аптеки", является следующий набор требований:

  1. наличие методологии постановки и внедрения системы бюджетного управления;
  2. наличие опыта автоматизации бюджетирования;
  3. возможность интеграции с учетной системой на основе "1С".

Для организации, обращающейся за помощью в консалтинговую компанию, существенным является вопрос обеспечения качества предоставления работ . Поскольку продукт консультирования представляет собой интеллектуальную продукцию (совет, рекомендации), то оценка качества консультационной услуги является достаточно сложной проблемой. Установленные для оценки результатов консалтингового проекта критерии качества желательно внести в договор, в котором могут быть указаны такие инструменты гарантии качества, как система бонусов и штрафов. Также, для организации гарантией получения качественных консалтинговых услуг является следование консалтинговой компанией международным стандартам качества предоставления услуг — стандартам ISO 9001 :2000. Подтверждением построения деятельности в соответствии с требованиями стандарта качества является наличие у консалтинговой компании соответствующего сертификата.

Профессиональные ассоциации и институты консультантов обеспечивают и гарантируют высокое качество консалтинговых услуг и профессионального поведения своих членов. Система гарантий качества услуг консалтинговых компаний и консультантов членов АКЭУ состоит из следующих элементов:

  1. Каждый член АКЭУ в своей повседневной деятельности должен придерживаться кодекса деловой этики, о чем указывается в соглашении между консультационной компанией/ индивидуальным консультантом и АКЭУ. Кодекс деловой этики и стандартов профессиональной практики определяет такие требования к оказанию услуг, как независимость и объективность по отношению к клиентам, соблюдение конфиденциальности получаемой от них информации, реалистичность даваемых рекомендаций и т.д.
  2. Сертификация соответствия квалификационным требованиям Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО). В зависимости от предоставления объема прав и услуг члены АКЭУ приобретают статус действительного, ассоциированного, индивидуального действительного и индивидуального ассоциированного члена. Консультационные компании и индивидуальные консультанты, прошедшие процедуру сертификации, получают сертификат действительного члена АКЭУ, свидетельствующий о сертификации по стандартам ФЕАКО. Компании и индивидуальные консультанты, не сертифицированные по существующим стандартам, получают удостоверение ассоциированного члена АКЭУ.
  3. Программа подготовки и переподготовки индивидуальных консультантов с выдачей сертификатов и удостоверений по конкретным областям консалтинга.

С оценкой качества консалтинговых услуг связаны такие характеристики деятельности консалтинговой компании как независимость и объективность выработанных решений. Понятно, что полной независимости и объективности не бывает. Тем не менее, когда консалтинговая структура входит в компанию, являющуюся поставщиком продуктов и/или решений, лицензии и внедрение которых стоят сотни тысяч и миллионы долларов, и в выработанных решениях рекомендуются только эти продукты независимо от особенностей организации - это нонсенс. С другой стороны, у каждого специалиста есть свои пристрастия, излюбленные продукты или подходы. Поэтому не стоит думать, что, нанимая специалистов по консалтингу, предприятие получает истину в последней инстанции. Другое дело, что оно вправе рассчитывать на профессионализм и получение одного из лучших решений своей проблемы.


Пармон Анна Сергеевна Ответственный редактор

Без­ус­лов­но, кон­суль­тан­ты не пре­тен­ду­ют на то, что раз­би­ра­ют­ся в биз­не­се луч­ше его собст­вен­ни­ка, яв­ля­ясь при этом экс­пер­та­ми в сво­их сфе­рах де­я­тель­нос­ти. Ос­нов­ная их цен­ность со­сто­ит в том, что они име­ют све­жий и не­пред­взя­тый взгляд на хо­зяйст­вен­ную де­я­тель­ность за­каз­чи­ка, ко­то­рый, на­хо­дясь в рам­ках сво­ей па­ра­диг­мы, за­мы­лен­ным взгля­дом по­рой с тру­дом спо­со­бен уви­деть наибо­лее эф­фек­тив­ные биз­нес-ре­ше­ния.

Финансовый аудит и финансовый консалтинг: нюансы проведения и примеры из практики

Процедура банкротства компании

Процедура банкротства компании: порядок действий при банкротстве организации-должника

Due diligence (дью дилидженс): что это за процедура и как она проводится?

Читайте также: