Уголок театрализованной деятельности в детском саду по фгос
Обновлено: 05.07.2024
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить воспитанников интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:
- особенности эмоциональной личности ребенка,
- его индивидуальные социально-психологические особенности;
- индивидуальные предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес
и творческие способности; - поло-ролевые особенности.
- возрастные особенности.
В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок. Он может быть представлен в виде стеллажа
или открытой витрины для книг, столика и двух стульчиков или мягкого диванчика, книгами по программе и любимыми книгами детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.
Список книг для литературного уголка может включать в себя:
В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:
- театр настольный;
- ширма;
- наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
- театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы
с головками-насадками, разные маски, декорации); - персонажи с разным настроением;
- материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
- готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
- атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры
в дошкольном учреждении; - уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
- для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.
Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы:
Оснащение театрального уголка для младшей группы:
Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.
Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.
Тематика наборов определяется учебной программой дошкольного образования.
Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.
Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.
Оснащение театрального уголка для средней группы:
Оснащение театрального уголка для старшей группы:
- Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
- Стойка-вешалка для костюмов.
- Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
- В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
- Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
Для детей четырех-шести лет игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с
элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.
- волшебные ларец, шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;
- волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми)
- волшебная палочка (для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
- волшебный мешочек (из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);
- волшебный стаканчик (в нем может быть любой напиток – обыгрывание на этюдов на память физических действий, развитие мимики);
- волшебная маска (превращение в любого героя, действие от его имени);
- Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,
упражнения, сценарии. Сфера, 2006.
2. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду Сфера, 2009.
3. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду: для занятий с детьми
5 –6 лет Мозаика –Синтез, 2007.
4. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Е.А.Дубровская и др. Академия, 2002
Автор: Литвина Наталия Анатольевна
Населенный пункт: г. Саратов
Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому так важно создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, поощрять исполнительское творчество.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта. Выступления на сцене способствуют реализации творческих и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, чувствовать и познавать окружающий мир.
Для этого необходимы определенные условия. Одним из важных факторов реализации работы по театрализованной деятельности в группе является правильная организация предметно-развивающей среды. И сегодня мы поговорим о том, как правильно организовать театральный уголок в группе.
При организации театрального уголка важно предусмотреть следующие принципы:
— Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.
— Принцип сменяемости материала. Как и любой элемент развивающей среды, театральный уголок нуждается в обновление репертуара, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, тематики проводимых занятий и пр.
— Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.
— Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.
- Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.
Стандартная театральная зона включает в себя:
— Игрушки для разных видов театра (театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, ложках, тарелках, персонажи для коврографа и т.д.)
— Реквизит (в зависимости от возраста и от сказок)
— Костюмы или элементы костюмов
— Фонотека с разнообразной музыкой
— Афиши, билеты, програмки.
— Декорации (для старших дошкольников)
Содержание уголков с учетом возраста детей.
Для младшего возраста:
Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков, тренировать координацию, мелкую моторику.
— настольный театр (различные виды);
— театр мягкой игрушки;
— театр вязаной игрушки;
— театр игрушки из конуса.
Для среднего возраста:
Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой. Осваивать азы кукловождения, знакомство с театральной ширмой.
— настольный театр (различные виды);
— куклы на ложках или тарелках;
— кукла на гапите
— плоскостной на коврографе.
Для старшего возраста:
Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
Для подготовительной группы:
Задача — освоение тонкостей актерской деятельности, развитие творчества. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее.
Интересный момент — наличие в группе хранителя театрального уголка. Это, своего рода, кукла-зазывалка, вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Эта кукла должна быть любимой для детей, знакомой для них. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. Она не только зазывает в сказку, но и может помочь в знакомстве детей с основами театра.
Для развития у старших воспитанников творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут сами моделировать свое творчество. Алгоритм перевоплощения (карточки с последовательностью и избирательностью выбора реквизита, костюмов) помогут детям научиться создавать выбранный образ, делая его более ярким и эмоциональным. Карточки с алгоритмом перевоплощения должны быть оформлены красочно,
в доступной для детей форме
Примеры алгоритмов перевоплощения в роль.
Девочка — красная шапочка — корзинка — пирожки = Красная шапочка.
Девочка — платок — юбка/фартук — палочка = Бабушка.
Для развития у старших воспитанников творческого воображения и связной речи в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут самостоятельно воспроизводить сказку опираясь на модель - сюжетные картинки. Алгоритмы по развитию сказочного сюжета научат детей фантазировать, включаться в творческий процесс — придумывать новую сказку, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности. Они могут быть:
Виды алгоритмов по развитию сказочного сюжета:
— По сюжетной линии знакомой сказки;
— Со свободным сюжетом. Детям предлагается набор персонажей, с которыми они должны составить собственную сказку.
— Волшебные шкатулка, коробочка/мешочек (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;
— Волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми);
— Волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
— Волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет),
Создавая театральный уголок в группе, мы пробуждаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к театру, раскрываем их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду. Желаю вам проявлять фантазию, выдумку и изобретательность при оформлении своих групповых театральных уголков.
Творческих успехов!
Список используемой литературы
1 Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
2 Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
3 Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
4 Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
5 Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
6 Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2011. - 154 с.
7 Власенко О. П. Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. – Учитель, 2019
Эта презентация поможет педагогам ДОУ в организации театрализованных уголков для дошкольников всех возростов.
УГОЛОК ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Составила: воспитатель Вихарева А.Е.
Как часто в погоне за новым и оригинальным мы забываем о том, что уже выдержало испытание временем! В нашем детстве не было компьютерных и электронных игр, игровых приставок, игрушек-роботов и пр. Не потому ли мы так стремимся обеспечить этими игрушками своих детей? Но нужны ли им эти забавы? Не случайно многие родители зачастую задаются вопросом:
«Чем занять, порадовать и
И здесь на помощь приходит
Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде: 1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. 2. Доступность среды, что предполагает: 1)доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2)свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Организация развивающей среды в ДОУ с
учетом ФГОС строится таким образом,
чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность
каждого ребёнка с учётом его склонностей,
интересов, уровня активности.
Принципы организации театральных уголков:
УГОЛОК ТЕАТРАЛИ-ЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ
МУЗЫКА-ЛЬНЫЙ УГОЛОК
ЧИТАТЕ-ЛЬСКИЙ УГОЛОК
УГОЛОК РЯЖЕНИЯ
Цель: развитие творческой активности ребенка, воображения, памяти внимания, умения импровизировать и выражать эмоции, формирование выразительности жеста и речи, умения строить диалоги. Задачи. 1.Знакомить с разнообразными видами кукольного театра. 2.Развивать умение сопереживать героям сказок, выражая свои эмоции, реагируя на содержание, на поступки действующих лиц. 3.Учить детей вербальным и невербальным средствам общения. 4.Развивать интерес к различным формам представлений. 5.Прививать любовь к театральному действию.
Обязательными составляющими театральных уголков должны быть следующие атрибуты:
1) ширмы для различных видов театра (верхового, теневого);
2) уголок ряженья (шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы, парики, очки, маски-шапочки, театральный реквизит и т.п.);
3) декорации к постановкам;
4) стенды (фланелеграф, коврограф, магнитная доска);
5) разнообразные виды театров с учетом возрастных особенностей воспитанников;
6) печатная продукция : иллюстрации по сказкам,
каталоги потешек, пальчиковых и подвижных игр;
7) атрибуты музыкального сопровождения ( аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых
эффектов, видео-фонотеки литературных произведений и др.);
праздников, досугов с элементами театрализации;
9) паспорт уголка театрализации;
театр самодельный) 5. Фото театров.
Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы
Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.
Для самостоятельной деятельности детей театр резиновой и пластмассовой игрушки.
Для показа детям инсценировок по сказкам театр картинок, настольный театр плоскостных и конусных игрушек, фланелеграф (магнитная доска).
Для создания музыкального фона в процессе
театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых
эффектов, простейшие музыкальные
игрушки — погремушки, бубен, барабан.
записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные
игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Можно привлекать детей к инсценированию небольших
сказок и произведений.
Оснащение театрального уголка для средней группы
Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
Для игр воспитателя с детьми куклы-марионетки, тростевые куклы.
Для показа инсценирования сказок теневой театр.
Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, музыкальные игрушки — бубен, барабан, дудочки.
Оснащение театрального уголка для старшей группы
Оснащение театрального уголка для подготовительной группы
Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки
Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.
Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.
Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.
Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.
Оснащение театрального уголка для средней группы:
Оснащение театрального уголка для старшей и подготовительной к школе групп:
Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
Стойка-вешалка для костюмов.
Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
Разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
Картотеки театральных игр, скороговорок, загадок, этюдов и упражнений.
Технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
Игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.
Читайте также: