Кто такой гражданин кратко для детей

Обновлено: 07.07.2024

Цели: познакомить учащихся с понятием “гражданин”; способствовать развитию умений работать с тестовым материалом.

  • образовательные: формировать понимание того, кого можно называть гражданином; расширить историческое представление о понятии гражданин;
  • коррекционно-развивающие: совершенствовать работу с данным понятием и прививать навыки работы с учебной тетрадью;
  • воспитательные: воспитать у учащихся чувство глубокого уважения к человеку, гражданину, патриоту своего Отечества.
  • Предметные: воспринимают на слух текст; читают вслух осмысленно; пересказывают содержание статьи выборочно, кратко; выделяют в тексте фрагменты для ответа на вопрос; объясняют смысл понятия; используют новые термины в собственной речи.
  • Личностные: выражают свои эмоции, проявляют сопереживание; оценивают собственную учёбную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.
  • Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
  • Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом статьи.
  • Познавательные: ориентируются в учебнике, в словаре; находят нужные книги в библиотеке; отвечают на вопросы по тексту, иллюстрациям; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы.

Основные термины: гражданин.

Ресурсный материал: презентация “Гражданин”, тесты.

Сценарий урока

1. Организационный момент.

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей.

2. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Рассказ учителя. Работа с презентацией. Слайд 4 Цитата о гражданстве анализируется учащимися.

- В настоящее время термин “гражданин” имеет несколько значений. Слайд 5.

(Учащиеся записывают определения.)

1. Гражданин - это человек, который имеет правовую связь с определенным государством, что позволяет ему иметь все права, предоставляемые законами этой страны и исполнять все установленные законами обязанности.

2. Гражданин - это человек, обладающий чувством гражданской ответственности, который стремится к участию в государственных и общественных делах, не выходя за рамки своих прав и обязанностей.

- Понятие гражданин вошло в как синоним слова “патриот” - человек, болеющий за интересы родного народа, готовый идти на жертвы во имя государства (отчизны, родины). Такими людьми в России были Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Они изгнали из Москвы в смутное время интервентов (врагов) поляков. За спасение Отечества благодарные потомки поставили памятник в Москве с надписью “Гражданину Минину и Пожарскому благодарная Россия”. Именно им мы благодарны за спасение Отечества, за способность подняться над личными интересами и подчинить себя служению интересам общенародным.

- Слово гражданин с давних времен используется в значении звания для уважаемых людей отдельного города, населенного места или даже целого государства. Звание почетный гражданин могут даже присвоить человеку, не являющемуся гражданином страны, но сделавшему много полезного для жителей данного города или всего государства. Слайд № 7-8.

Если про человека говорят, что он “гражданин”, то обязательно подразумевают государство, гражданином которого он является. Как правило, гражданином становятся с момента рождения люди, чьи родители являются гражданами данного государства. Вы родились в России, у вас имеется гражданство, которое закреплено в вашем свидетельстве о рождении.

Закон не признает наличие личности у малолетних детей до определенного возраста. Однако любой человек, родившийся на территории государства, в силу лишь своего появления на свет получает все права гражданина – это личностные, правовые, политические и имущественные права, объем которых определяет каждое государство.

Гражданство, которое является постоянной политико-правовой связью человека и государства, предполагает наличие взаимных прав и обязанностей. Слайд 6,9.

Гражданин получают право на правоспособность и объем дееспособности, определённый законами государства. (Записывают ученики, что такое правоспособность и дееспособность)

Правоспособность гражданина наступает с момента его появления на свет (рождения), а правоспособность гражданина прекращается вместе с его смертью.

Дееспособность гражданина с 18 лет – это объем прав, которыми государство позволяет воспользоваться гражданину в зависимости от степени его психической зрелости, поэтому в первую очередь дееспособность зависит от возраста гражданина. Слайд 10-14.

Ещё в Древней Греции и позднее в Древнем Риме свободный гражданин ? это обязательно житель родного города, где он родился, а не какого-то другого города.

Впоследствии права гражданина стали передаваться жителям других городов и даже выходцам из других стран и народностей, что позволило словам во многих европейских языках, первоначально обозначавших жителей городов.

Происхождение слова гражданин обязано старославянскому языку, в котором оно имело смысл как “житель за ограждением, за оградой, в граде”. В отличие от родного для русского языка слова горожанин оно использовалось в смысле горожанина, имеющего какие-то права. В Российской империи слово “гражданин” использовали в текстах для обозначения “городского обывателя”, в смысле человека, проживающего в городе, горожанина, для отличия его от крестьянина, имеющего место жительства в деревне. Слайд 15-16.

  • по рождению;
  • в результате приёма в гражданство Российской Федерации;
  • в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
  • по иным основаниям.

Ребёнок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином России в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Если родители ребёнка являются гражданами Российской Федерации, то и их ребёнок автоматически становится гражданином, независимо от того, где он появился на свет. В другом случае между родителями устанавливается письменное соглашение, на основании которого решается вопрос о гражданстве ребёнка.

Человек с 18 лет имеет право обратиться к Президенту РФ с просьбой о приёме в российское гражданство, независимо от своего происхождения, национальной принадлежности, уровня доходов, образования, вероисповедания.

Но получить гражданство может не каждый. Закон устанавливает определённые требования. Например, для иностранца, захотевшего стать гражданином Российской Федерации, надо проживать в России не менее пяти лет

3. Первичное закрепление.

- Можно ли назвать любого человека гражданином?

- Какими качествами характера должен обладать гражданин?

Работа с тестом.

Учащиеся разбирают задания под руководством учителя и отмечают в листах правильные ответы.

Тест по теме “Гражданин”

Прочитай задание и отметь знаком (V) правильный ответ.

1. Гражданин – это человек, который:

а) любит своё Отечество и свою Родину;

б) защищает от врагов;

в) бережёт и преумножает культурное наследство;

г) всё выше перечисленное.

2. Кого можно назвать гражданином?

а) человека рождённого в данной стране;

б) кому исполнилось 18 лет;

в) иностранного гражданина.

3. Можно ли сказать, что между государством и гражданином существуют права и обязанности друг перед другом?

4.Можно ли назвать культурным человеком того, кто нарушает общественный порядок?

5. Настоящий гражданин живёт согласно закону и старается его не нарушать:

6. Гарантом прав и свобод человека согласно Конституции РФ является:

б) Председатель Правительства;

в) Государственная Дума;

г) Совет Федерации.

7. Какую роль для вас играет образование:

а) воспитывает гражданские качества;

б) предоставляет возможность двигаться вверх;

в) открывает путь к престижным профессиям.

г) всё вышеперечисленное

Выполни письменные задания.

8. Объясните выражение “Тот, кто не любит свою страну, ничего не любить не может”? (Д. Байрон).

9. Нужно ли быть равнодушным человеком? Объясни свою точку зрения.

10. Вставьте пропущенные буквы :

Пр . во, . одина, Ро..ия, . т . чество, гр . ждане, ро . . ияне, г. р. д, . тчизна, о. ветстве . ный, св . бода.

Задание 10: право, Родина, Россия, Отечество, граждане, россияне, город, отчизна, ответственный, свобода.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Домашнее задание: выполнить тест по теме “Гражданин” (см. Ресурсный материал).

Ресурсный материал к уроку

Тест по теме “Гражданин”

Прочитай задание и отметь знаком (V) правильный ответ.

1. Людей в общество объединяет:

а) коллективное владение собственностью;

б) общий интерес;

в) совместное проживание;

2. Причиной появления людей группы риска является(ются):

а) переход современного общества на стадию частного развития;

б) бедность, безработица, неустроенность;

в) всеобщая грамотность населения.

3. Человек может реализовать себя:

а) только в рамках высокого положения в обществе;

б) в рамках любого социального положения;

в) при поддержке родителей.

4. Анна Павловна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как:

Выполни письменное задание.

5. Согласны ли вы с данным высказыванием: “Если у человека есть цель в жизни, он может выдержать любое испытание?”

воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.

- То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и нашим гостям.

Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

Правовед . Здравствуйте дети! Меня интересуют вопросы.

1. А кем является каждый из нас? (ответы детей)

( Каждый из нас – гражданин России.)

Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

  1. Есть такие профессии, которые защищают права человека. Назовите их

(Это юрист , адвокат и другие)

(адвокат –это юрист, которому поручается оказание юридической помощи гражданам, том числе и защита чьих-то интересов суде)

5. Что вы знаете о профессии юриста?

(Юрист – специалист по юридическим вопросам.)

Молодцы ребята, вы к игре готовы.

-Сегодня, на базе нашей школы выездное заседание работников юридической консультации. Позвольте мне представить наших уважаемых гостей.

Юрист по социальным вопросам

Юрист по образованию

Юрист по здравоохранению

Юрист по жилищным вопросам

Юрист по трудоустройству.

И директор МОУ СОШ №17

Дана нам возможность юристами быть.

Статьи правовые все изучить

И гражданам нашей страны помогать

Все-все про права и обязанности знать.

А если мы будем права свои знать

То сможем по жизни смело шагать.

- Скажите, гражданами, какой страны мы являемся? (ответы детей)

- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права?

Какие из них вы знаете?

  • Каждый человек имеет право на жизнь.
  • Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.
  • Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
  • Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
  • Гражданин России имеет право на отдых.

Вот вам и первое задание. Внимание на экран. Рассмотрите иллюстрацию из сказки. Ваша задача: определить, каким правом воспользовались герои. За каждый правильный ответ вам жетон. У кого окажется больше жетонов, тот и победитель нашей игры.

- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.

- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)

- Таких документов много. И мы попросим наших юристов познакомить нас с этими документами.

  • Декларация – документ, который защищает наши права.
  • Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
  • Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.

У меня в руках волшебный сундучок. Давайте его откроем и посмотрим, что там внутри.

  • Конверт – в нем находится документ. Что это за документ? (объясняет юрист по соц. вопросам)

Свидетельство о рождении закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения.

  • Этот предмет дает право на любовь и заботу родителей.

В сундучке еще один предмет. Почему здесь домик? Уважаемый специалист объясните нам, при чем здесь домик?

  • Этот домик напоминает, что каждый из вас имеет право на жилище, на уютный и теплый дом

А теперь, ребята, представьте, что вы имеете право защищать других людей. К вам обратились герои из детских книг. Какие права были нарушены?

- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? Слово нашему уважаемому директору школы.

В уставе нашей школы сказано:

обучающиеся Школы обязаны:

  • соблюдать Устав Школы;
  • добросовестно учиться;
  • бережно относится к имуществу Школы;
  • уважать честь и достоинство других ребят;
  • выполнять правила внутреннего распорядка;
  • соблюдать Правила поведения учащихся.

Запомните ребята: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

А теперь проанализируем поведение наших ребят. Чьи права они нарушают. А прокомментируют это юристы.

1. Уч. Оля, ты сегодня дежурная, приготовь, пожалуйста, к уроку доску.

Оля. Вы не имеете право заставлять меня дежурить.

Учитель. Обсудите ситуацию.

Юрист. Оля в школе получает образование – это право, но у учеников есть обязанность выполнять требования по соблюдению правил внутреннего распорядка.

2. Учитель. Денис, ты, почему рисуешь на столе?

Денис. А я занимаюсь своим любимым делом. Не имеете право мне запретить.

В чем не прав Денис?

Юрист. Мальчик нарушает обязанность бережно относиться к имуществу школы.

3. Учитель. Коля, отключи и убери, пожалуйста, свой телефон. На уроке мы работаем.

Коля. Ну и что? Я имею право общаться.

Правильно рассуждает Коля.

Юрист. Одноклассники Коли имеют право на образование. А коля мешал учиться, а значит нарушал дисциплину на уроке, не уважая учителя и других ребят.

А теперь подведём итог занятия. Поднимите жетоны, которые вы заработали. Молодцы, трудились вы на славу.

В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

муниципального образования Тимашевский район

для детей по теме:

педагог доп. образования

Беседы "Я – гражданин России"

Цель: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения учащегося.

Задачи:
Образовательные:

Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.

Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

Развивающие:

Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.

Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.

Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.

Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.

(Я – гражданин…)

Что интересного заметили?

(Пропущено слово).

Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

(Ответы детей).
Обобщение:
Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности).

Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.

Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно.

Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?

(Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

2. Беседа о ценностях человека.

Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

(Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?

(Родина.)
Если не ответят, рассказываю историю:

Послушайте одну историю.

Почему же Человек заскучал?

Ребята, а что же такое Родина?

Сейчас мы с вами поиграем в мяч. Кто получит мячик, тот и отвечает на данный вопрос.

Родина – это…

Наша с вами Родина – это Россия.

Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей страны?

Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.

Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства.

Назовите основные символы государства.

(Герб, флаг, гимн).

Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего герба!
В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу.
- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Показываю).
- Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)).
- Когда появился первый российский герб?
(Около 500 лет назад, в 1497 году).
- Что держит орел в своих лапах на гербе России?
(В правой лапе – скипетр, в левой - держава).
- Что такое скипетр? А держава?
- А что за всадник изображен на груди орла?
(Это Святой Георгий Победоносец).

Работа в группах.
Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша задача: найти недостающие детали. (Раздаю гербы с недостающими деталями).

hello_html_2f4a982b.jpg
hello_html_2f4a982b.jpg
hello_html_70093ab2.jpg

- Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации – гербом.

7. Работа в парах.
- У вас на партах есть карточки с флагами государств. Найдите флаг Российской Федерации.

Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом.

9. Беседа о Конституции.
- Что же такое Конституция?
(Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан).
Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
- Кто является президентом нашей страны?
В.В. Путин .

13. Итог занятия.
- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?
(Высказывания детей).
Обобщение.

А в политико-правовой сфере термин обозначает принадлежность индивида к определённому государству.

Паспорт

Но что даёт человеку такая связь? И есть ли принципиальная разница между гражданами и иностранцами, с точки зрения прав и обязанностей? Ответы вы найдёте в этой статье.

Что означает слово гражданин

Так кто такой гражданин? Сегодня существует три основных подхода к понятию.

Юридический подход к понятию гражданин

С точки зрения закона, гражданин – это человек, который имеет политико-правовую связь с конкретным государством. Такое отношение можно сравнить с постоянным членством в организации.

Государство предоставляет человеку место проживания, защиту и гарантии соблюдения прав. Причём как внутри, так и за пределами своей территории.

Гражданин, в свою очередь, несёт личную, гражданскую и имущественную ответственность перед страной. А в случае военного конфликта он обязан защищать Родину.

Аналогом гражданина в монархических странах выступает подданный.

Документ

В России приобрести гражданство можно по рождению, в результате вступления в брак с россиянином или в юридическом порядке. По упрощённой схеме страна принимает тех, кто связан с ней исторически (в частности, русскоязычных соседей), а также высококвалифицированных специалистов.

Остальным иностранцам приходится сначала получать разрешение на временное проживание, потом – вид на жительство, подтверждать доход и сдавать экзамен.

Общественный подход

В общественной практике гражданин – это общепринятая форма личного обращения к человеку.

Идеологический подход

То есть, человек, который любит Родину, гордится поступками своих великих сограждан, а также совершает добрые поступки во благо народа.

Права гражданина РФ

Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции РФ.

Гражданин же обладает как общими правами, так и исключительными. Ниже рассмотрим их классификацию по сфере общественной жизни.

Конституция

Личные права

Затрагивают частную жизнь человека. Есть у всех физлиц (не только у граждан), так как мировое сообщество признало такие права фундаментальными, присущими каждому от рождения.

Вот примеры личных прав:

  1. на жизнь;
  2. на охрану личного достоинства;
  3. на неприкосновенность жилища;
  4. на тайну переписки;
  5. на свободу передвижения внутри территории РФ.

Ограничения могут налагаться только по закону и в исключительных случаях. Например, правоохранительные органы вправе задержать человека, подозреваемого в совершении преступления.

Гражданские права

Гражданские права тесно связаны с личными и призваны защищать человека от произвола в стране. К ним относятся равенство перед законом и судом, получение юридической помощи, презумпция невиновности и другие возможности.

Политические

Политические права гражданина РФ гарантируют его участие в управлении делами государства. Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства и беженцев в этой области сильно ограничен.

Голосование

Так, только граждане России обладают следующими правами:

  1. проводить собрания, демонстрации, митинги;
  2. избирать и быть избранными в органы власти, в том числе местные;
  3. участвовать в референдуме;
  4. становиться судьями, присяжными заседателями;
  5. направлять обращения в государственные органы.

Иногда в законах устанавливаются более строгие требования, связанные с гражданством. Например, кандидат в Президенты должен быть не просто гражданином, но и проживать на территории РФ не менее 10 лет.

Социально-экономические права

Экономические и социальные права граждан РФ затрагивают имущественные, предпринимательские и трудовые отношения. По сути, это индикатор благосостояния общества.

Вот примеры таких прав:

  1. заниматься предпринимательством;
  2. наследовать имущество;
  3. свободно выбирать род деятельности и профессию;
  4. устраивать забастовки;
  5. получать социальную помощь по случаю болезни, инвалидности, преклонного возраста;
  6. получать медицинскую помощь.

Только граждане РФ вправе иметь в собственности земельные участки. Это положение закреплено в ст. 36 Конституции.

Остров

Культурные права

Культурными правами на территории РФ обладают все физлица. Например, каждый может рассчитывать на охрану интеллектуальной собственности, посещать музеи, выставки.

Экологические

Относятся к сфере взаимодействия человека с окружающей средой. Например, согласно ст. 42 Конституции РФ каждый вправе получать достоверную информацию об экологической обстановке в стране.

Конституционные (главные) обязанности гражданина РФ

Правам гражданина РФ всегда корреспондируют обязанности. В противном случае государство не смогло бы обеспечивать населению безопасность, благоприятные условия для труда и бизнеса, социальную поддержку и политическую стабильность.

Каковы главные обязанности гражданина РФ по Конституции? Они перечислены в ст. 15, 17, 38, 43, 44, 57, 58 и 59:

  1. Соблюдение Конституции и законов.
    Судами эта норма трактуется широко. То есть, гражданин обязан следовать любым актам законодательства, в т.ч. указам Президента, постановлениям Правительства.
  2. Запрет на нарушение чужих прав и свобод.
    Например, собственник квартиры не может убить вора. Это действие нарушало бы право другого лица на жизнь.
  3. Забота о детях, нетрудоспособных родителях.
    В обоих случаях обязанность включает материальную поддержку и уход. А на родителей также возлагается ответственность за нравственное воспитание детей.
  4. Получение основного общего образования.
    Каждый обязан отучиться хотя бы 9 классов школы. Также у родителей есть право перевести детей на надомное или дистанционное обучение в соответствии с федеральным законом № 273-ФЗ.
  5. Сохранение исторического и культурного наследия.
    Граждане должны бережно относиться к памятникам, экспонатам в музеях, старым зданиям. Кроме того, нельзя вывозить с территории РФ историко-культурные ценности без получения специального разрешения у уполномоченного органа.

Уплата налогов и сборов.

Большинство трудоспособных граждан РФ платят подоходный налог и страховые взносы в Пенсионный фонд. К распространённым косвенным налогам относятся НДС и акцизы. Фактически их уплачивают граждане, а перечисляют в казну торговые организации.

Калькулятор

Заключение

Для любого государства гражданин – это и тот, кого необходимо защищать, и ценный резерв. Страна заинтересована в том, чтобы среди населения было много патриотов, а молодёжь не уезжала за границу.

Однако не только гражданин обязан любить Родину. Государство тоже должно создавать условия, в которых умные и талантливые люди смогут себя проявить и принести пользу обществу.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Да никто не обязан родину любить, гражданин должен жить по закону своего государства, а не любовью с ним заниматься. В США, кстати, гражданство дается в том числе и по праву почвы, может поэтому наши элиты любят туда ездить детей рожать?

Читайте также: