Проектная деятельность по социально коммуникативному развитию в доу
Обновлено: 05.07.2024
Срок реализации: 2019-2020 учебный год.
Цель проекта:
Задачи проекта:
Интеграция образовательных областей:
- Социально – коммуникативное;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Технологии: Проектная деятельность, сказкотерапия, здоровьесберегающие.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
- Повышение уровня знаний о семье
- Проявление интереса к истории и традициям семьи, расширить представления о родословной, как истории семьи.
- Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи.
- Понимание принадлежности к полу, что он мальчик или девочка.
- Умение отвечать на вопросы взрослого.
Для педагогов и специалистов:
- Повышение профессиональной компетенции в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
- Активизация работы с семьей по проблеме формирования представлений о семье, семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста
Для родителей:
Проблема:
- Недостаток знаний дошкольников о своей семье, семейных традициях.
- Утрата функции семьи.
- Разобщенность между семьей и детским садом
Актуальность проблемы
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Работа в условиях реализации ФГОС ДО требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастит, будет мужчиной или женщиной, и эта принадлежность к полу, не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по формированию социально- нравственной культуры ребенка.
Реализация проекта:
I этап – подготовительный (вхождение в тему) Сентябрь
II этап – основной (согласно перспективному планированию)
Познавательная деятельность:
Введение традиций группы: Приветствие в группе
Работа с родителями:
Цель: обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности
Картотека игр для всей семьи.
III этап-заключительный
Обработка результатов по реализации проекта.
Презентация детьми альбомов своей семьи.
Перспективное планирование по работе с детьми
Содержание работы
Срок
Ответственный
Отметка о выполнении
1.Экскурсия в музей:
Цель: познакомить детей с избой и бытом русских людей в прошлом и сравнить с бытом настоящего времени.
Стр.30 Князева О.Л.
2.Игра-ситуация: Соберемся вечерком
Цель: Создание установки на активизацию и возрождение системы семейных ценностей (добра, истины, красоты).
Чем отличаются мальчики, девочки
3.Игра-ситуация:
Познакомимся с моей семьей
Цель: Составление предложений по фотографии, описание членов семьи
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №8 "Солнышко" Барабинского района Новосибирской области
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Выполнила: Гутенева В.А.
Воспитатель 1КК
В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании особую значимость приобретают вопросы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день дошкольное образование в России по праву признано начальным звеном в системе непрерывного общего образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; делается акцент на развитии личности ребёнка, социализации, раскрытии его потенциальных возможностей и способностей.
В связи с этим основной спектр задач современных дошкольных образовательных организаций смещается на создание условий, при которых дети полноценно развиваются, осваивая этап дошкольного детства, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Одним из приоритетных направлений образования детей старшего дошкольного возраста, которое отражает социальный заказ общества и семьи, согласно ФГОС ДО, является их социально-коммуникативное развитие.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Благодаря общению он не только познает другого человека, будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя.
Социально-коммуникативное развитие реализуется в нескольких направлениях:
· Развитие игровой деятельности
· Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Нам бы хотелось поделиться опытом интеграции педагогических инициатив по реализации программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста, через патриотическое развитие.
Цель проекта и Задач представлены на слайде.
Проект состоит из 3 этапов:
I этап – Подготовительный:
- привлечение семей в проект;
- сбор информации по теме;
II этап – Основной:
Дети получат знания о своем детском саде – истории, традициях, праздниках, проводимых в детском саду, об умении понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию. Подробно познакомятся с профессиями в детском саду, их значимости.
Мир маленького ребенка начинается в семье, и он начинает осознавать себя членом семейного общества. Дети получат знания о своей семье (знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной) у детей воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.
Дети получают сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, заводах, городских зданий и учреждений, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Ознакомление детей с родной природой. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.
Дети получат географические сведения о территории России, продолжат знакомство с государственными символами Росси: герб, флаг, гимн, познакомятся со столицей нашей страны – Москвой и другими городами России. Через этот блок у детей сформируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с разной культурой, сформируются нравственно-патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, народным героям и осознание причастности к жизни России. Познакомятся с животным и растительным миром средней полосы России. Дети знакомятся с устным народным творчеством, сказками, потешками, праздниками, обрядами, народно-прикладным искусством.
Дети получат знания о силе нашей большой и могущественной армии со времен былинных героев и до наших дней. У детей сформируются представления о героическом прошлом русского народа Руси, великих русских богатырей – защитников земли русской. Дети получат знания о российской армии, первые представления о родах войск, о защитниках Отечества, военной и боевой техники.
В этом блоке дети познакомятся с разными народами, населяющих планету, с их культурой и национальными традициями нашей страны и других стран. Дети узнают, в чем различие и сходство людей разных рас. Через беседы, НОД воспитывать у дошкольников миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.
III этап – Заключительный:
Итоговое мероприятие с детьми и родителями по патриотическому воспитанию (по всем блокам);
Отчет для родителей по проекту.
Подводя итог, хочется отметить, что основная задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но также обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие. Мероприятия проведенные в рамках проекта представлены на официальном сайте и социальной сети инстаграм.
В результате использования проектной деятельности дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка.
Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям. В практической деятельности я отмечаю, что дети испытывают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками. Они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга; у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.
Нужно активно помогать детям в налаживании контактов друг с другом, стремиться организовывать общение: обогащать детей впечатлениями; учить сопереживать, радоваться, стоять за свои права. Именно при таком общении у дошкольников начинает развиваться способность понимать других людей, что подготавливает их к последующему общению со сверстниками, способствует становлению личности.
В процессе развития коммуникативных компетенций я использую разные виды детской деятельности, интегрируя их. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развить коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Объединить содержание образования из различных областей знаний, интегрировать образовательные области, а также организовать совместную познавательно-поисковую деятельность дошкольников, педагогов и родителей позволяет инновационный и очень эффективный метод проектной деятельности.
В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей. В условиях более высоких технологий, так как участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, то есть коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться.
В процессе осуществления метода проектов решаются следующие задачи:
- обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения;
- развитие коммуникативных умений и навыков детей, умений сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
В процессе работы над проектом у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, умение сотрудничать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются партнерские отношения между участниками образовательного процесса, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но и взаимообучение. Дети учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей – открытости, непосредственности, искренности.
Автор: Переверзина Ольга Викторовна
Населенный пункт: Республика Чувашия, г. Чебоксары
Проект по реализации задач
социально-коммуникативного развития детей
Согласно ФГОС дошкольного образования направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Проект
Возрастная группа: вторая младшая
Тип проекта: (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико-ориентированный): игровой
Продолжительность проекта: 6 дней
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность реализации проекта:
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать, даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.
На самом деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.
Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.
Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?
Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.
Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн, который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате - это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.
Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.
Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.
Формирование развития у детей младшего дошкольного возраста игровых умений в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.
- Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
- ввести в словарь и активизировать слова, необходимые для общения ребенка со взрослыми и сверстниками в новом предметном окружении;
- обогащать позитивный эмоциональный опыт через игру;
- развивать познавательную активность в игре с игрушкам;
- развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
- воспитывать интерес к игре;
- воспитывать навык бережного отношения к игрушкам;
- воспитывать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Образовательные области проекта: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Формы работы с детьми: (НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, чтение, оформление стенгазеты): перечислить, какие будете использовать: НОД, игры, беседы, чтение, фотовыставка.
Существенное расширение игровых приемов, используемых детьми в игре способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;
Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома.
Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
Этапы работы по проекту
Изучение литературы по теме;
Подготовка предметно-пространственной среды.
Диагностика (наблюдение за игровой деятельностью детей) с целью выявления уровня сформированности игровых навыков;
Работа по проекту: подготовка и проведение сюжетно-ролевых игр, подвижных, пальчиковых, речевых игр.
Работа с родителями по проекту:
4. Оформление информационного стенда для родителей
III. Заключительный (Аналитический)
План
День недели
Этап
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
Организация самостоятельной деятельности
Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами
2.Выполнение разнообразных поручений.
2. Игры со строительным материалом:
Знакомство родителей с предстоящим проектом.
1-й о/п; рефлексивно – диагностический:
1.Выполнение разнообразных поручений.
2. Рассматривание иллюстраций с изображениями семей в разных ситуациях.
День недели
Этап
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
Организация самостоятельной деятельности
Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами
2-й этап – практический
2. Игры –тренинги на изображение эмоций.
2. Выполнение разнообразных поручений.
1.Предложить разные виды театров.
2. Рассматривание картинок с изображением различных эмоций.
2. Оформление информационного стенда для родителей
2-й этап – практический
( изображение различных эмоциональных состояний с помощью мимики и пантомимы).
2.Рассматривание пиктограмм с изображением эмоций.
1. Предложить материалы и оборудование для рисования.
2.Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением различных эмоций героев.
2. Оформление информационного стенда для родителей
День недели
Этап
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
Организация самостоятельной деятельности
Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами
2-й этап – практический
1.Беседа о своих родителях: как зовут, где работают, чем любят заниматься, как отдыхают.
1. Изготовление подарков для своих близких.
2. Просмотр видеозаписи мультфильма
2. Рассматривание семейных альбомов.
4-й этап – заключительный.
2.Беседа о дружбе.
Методическое обеспечение проекта.
- Программа: Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с №485.
Срок реализации: 2019-2020 учебный год.
Цель проекта:
Задачи проекта:
Интеграция образовательных областей:
- Социально – коммуникативное;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Технологии: Проектная деятельность, сказкотерапия, здоровьесберегающие.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
- Повышение уровня знаний о семье
- Проявление интереса к истории и традициям семьи, расширить представления о родословной, как истории семьи.
- Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи.
- Понимание принадлежности к полу, что он мальчик или девочка.
- Умение отвечать на вопросы взрослого.
Для педагогов и специалистов:
- Повышение профессиональной компетенции в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
- Активизация работы с семьей по проблеме формирования представлений о семье, семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста
Для родителей:
Проблема:
- Недостаток знаний дошкольников о своей семье, семейных традициях.
- Утрата функции семьи.
- Разобщенность между семьей и детским садом
Актуальность проблемы
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Работа в условиях реализации ФГОС ДО требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастит, будет мужчиной или женщиной, и эта принадлежность к полу, не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по формированию социально- нравственной культуры ребенка.
Реализация проекта:
I этап – подготовительный (вхождение в тему) Сентябрь
II этап – основной (согласно перспективному планированию)
Познавательная деятельность:
Введение традиций группы: Приветствие в группе
Работа с родителями:
Цель: обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности
Картотека игр для всей семьи.
III этап-заключительный
Обработка результатов по реализации проекта.
Презентация детьми альбомов своей семьи.
Перспективное планирование по работе с детьми
Содержание работы
Срок
Ответственный
Отметка о выполнении
1.Экскурсия в музей:
Цель: познакомить детей с избой и бытом русских людей в прошлом и сравнить с бытом настоящего времени.
Стр.30 Князева О.Л.
2.Игра-ситуация: Соберемся вечерком
Цель: Создание установки на активизацию и возрождение системы семейных ценностей (добра, истины, красоты).
Чем отличаются мальчики, девочки
3.Игра-ситуация:
Познакомимся с моей семьей
Цель: Составление предложений по фотографии, описание членов семьи
Читайте также:
- Каково художественное своеобразие японской гравюры в чем ее уникальность и всемирное значение кратко
- День прав человека чем важен 4 класс кратко
- Положение о педагогическом совете школы 2021
- Как характер произведения влияет на оркестровку неоконченная симфония кратко
- Инновационная деятельность в школьном музее