Проектная деятельность по социально коммуникативному развитию в доу

Обновлено: 05.07.2024

Срок реализации: 2019-2020 учебный год.

Цель проекта:

Задачи проекта:

Интеграция образовательных областей:

  • Социально – коммуникативное;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Технологии: Проектная деятельность, сказкотерапия, здоровьесберегающие.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  • Повышение уровня знаний о семье
  • Проявление интереса к истории и традициям семьи, расширить представления о родословной, как истории семьи.
  • Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи.
  • Понимание принадлежности к полу, что он мальчик или девочка.
  • Умение отвечать на вопросы взрослого.

Для педагогов и специалистов:

  • Повышение профессиональной компетенции в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
  • Активизация работы с семьей по проблеме формирования представлений о семье, семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста

Для родителей:

Проблема:

  • Недостаток знаний дошкольников о своей семье, семейных традициях.
  • Утрата функции семьи.
  • Разобщенность между семьей и детским садом

Актуальность проблемы

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Работа в условиях реализации ФГОС ДО требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастит, будет мужчиной или женщиной, и эта принадлежность к полу, не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по формированию социально- нравственной культуры ребенка.

Реализация проекта:

I этап – подготовительный (вхождение в тему) Сентябрь

II этап – основной (согласно перспективному планированию)

Познавательная деятельность:

Введение традиций группы: Приветствие в группе

Работа с родителями:

Цель: обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности

Картотека игр для всей семьи.

III этап-заключительный

Обработка результатов по реализации проекта.

Презентация детьми альбомов своей семьи.

Перспективное планирование по работе с детьми

Содержание работы

Срок

Ответственный

Отметка о выполнении

1.Экскурсия в музей:

Цель: познакомить детей с избой и бытом русских людей в прошлом и сравнить с бытом настоящего времени.

Стр.30 Князева О.Л.

2.Игра-ситуация: Соберемся вечерком

Цель: Создание установки на активизацию и возрождение системы семейных ценностей (добра, истины, красоты).

Чем отличаются мальчики, девочки


3.Игра-ситуация:

Познакомимся с моей семьей

Цель: Составление предложений по фотографии, описание членов семьи

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №8 "Солнышко" Барабинского района Новосибирской области

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

HqcCuaJJMxs.jpg

Выполнила: Гутенева В.А.

Воспитатель 1КК

В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании особую значимость приобретают вопросы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день дошкольное образование в России по праву признано начальным звеном в системе непрерывного общего образования.

o0OTiroQb00.jpg

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; делается акцент на развитии личности ребёнка, социализации, раскрытии его потенциальных возможностей и способностей.

В связи с этим основной спектр задач современных дошкольных образовательных организаций смещается на создание условий, при которых дети полноценно развиваются, осваивая этап дошкольного детства, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Одним из приоритетных направлений образования детей старшего дошкольного возраста, которое отражает социальный заказ общества и семьи, согласно ФГОС ДО, является их социально-коммуникативное развитие.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Благодаря общению он не только познает другого человека, будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя.

Социально-коммуникативное развитие реализуется в нескольких направлениях:

· Развитие игровой деятельности

· Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

20190206_135818.jpg

Нам бы хотелось поделиться опытом интеграции педагогических инициатив по реализации программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста, через патриотическое развитие.

Цель проекта и Задач представлены на слайде.

Проект состоит из 3 этапов:

I этап – Подготовительный:

- привлечение семей в проект;

- сбор информации по теме;

II этап – Основной:

Дети получат знания о своем детском саде – истории, традициях, праздниках, проводимых в детском саду, об умении понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию. Подробно познакомятся с профессиями в детском саду, их значимости.

Мир маленького ребенка начинается в семье, и он начинает осознавать себя членом семейного общества. Дети получат знания о своей семье (знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной) у детей воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.

Дети получают сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, заводах, городских зданий и учреждений, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Ознакомление детей с родной природой. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.

Дети получат географические сведения о территории России, продолжат знакомство с государственными символами Росси: герб, флаг, гимн, познакомятся со столицей нашей страны – Москвой и другими городами России. Через этот блок у детей сформируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с разной культурой, сформируются нравственно-патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, народным героям и осознание причастности к жизни России. Познакомятся с животным и растительным миром средней полосы России. Дети знакомятся с устным народным творчеством, сказками, потешками, праздниками, обрядами, народно-прикладным искусством.

Дети получат знания о силе нашей большой и могущественной армии со времен былинных героев и до наших дней. У детей сформируются представления о героическом прошлом русского народа Руси, великих русских богатырей – защитников земли русской. Дети получат знания о российской армии, первые представления о родах войск, о защитниках Отечества, военной и боевой техники.

В этом блоке дети познакомятся с разными народами, населяющих планету, с их культурой и национальными традициями нашей страны и других стран. Дети узнают, в чем различие и сходство людей разных рас. Через беседы, НОД воспитывать у дошкольников миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.

III этап – Заключительный:

Итоговое мероприятие с детьми и родителями по патриотическому воспитанию (по всем блокам);

Отчет для родителей по проекту.

AbG-LueAN5Q.jpg

Подводя итог, хочется отметить, что основная задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но также обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие. Мероприятия проведенные в рамках проекта представлены на официальном сайте и социальной сети инстаграм.

В результате использования проектной деятельности дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка.

Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям. В практической деятельности я отмечаю, что дети испытывают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками. Они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга; у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.

Нужно активно помогать детям в налаживании контактов друг с другом, стремиться организовывать общение: обогащать детей впечатлениями; учить сопереживать, радоваться, стоять за свои права. Именно при таком общении у дошкольников начинает развиваться способность понимать других людей, что подготавливает их к последующему общению со сверстниками, способствует становлению личности.

В процессе развития коммуникативных компетенций я использую разные виды детской деятельности, интегрируя их. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развить коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Объединить содержание образования из различных областей знаний, интегрировать образовательные области, а также организовать совместную познавательно-поисковую деятельность дошкольников, педагогов и родителей позволяет инновационный и очень эффективный метод проектной деятельности.

В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей. В условиях более высоких технологий, так как участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, то есть коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться.

В процессе осуществления метода проектов решаются следующие задачи:

- обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения;

- развитие коммуникативных умений и навыков детей, умений сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

В процессе работы над проектом у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, умение сотрудничать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются партнерские отношения между участниками образовательного процесса, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но и взаимообучение. Дети учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей – открытости, непосредственности, искренности.

Автор: Переверзина Ольга Викторовна

Населенный пункт: Республика Чувашия, г. Чебоксары

Проект по реализации задач

социально-коммуникативного развития детей

Согласно ФГОС дошкольного образования направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Проект

Возрастная группа: вторая младшая

Тип проекта: (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико-ориентированный): игровой

Продолжительность проекта: 6 дней

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность реализации проекта:

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать, даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

На самом деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.

Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.

Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?

Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.

Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн, который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате - это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.

Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.

Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.

Формирование развития у детей младшего дошкольного возраста игровых умений в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.

- Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

- ввести в словарь и активизировать слова, необходимые для общения ребенка со взрослыми и сверстниками в новом предметном окружении;

- обогащать позитивный эмоциональный опыт через игру;

- развивать познавательную активность в игре с игрушкам;

- развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.

- воспитывать интерес к игре;

- воспитывать навык бережного отношения к игрушкам;

- воспитывать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Образовательные области проекта: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Формы работы с детьми: (НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, чтение, оформление стенгазеты): перечислить, какие будете использовать: НОД, игры, беседы, чтение, фотовыставка.

Существенное расширение игровых приемов, используемых детьми в игре способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;

Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;

Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома.

Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и родителями.

Этапы работы по проекту

Изучение литературы по теме;

Подготовка предметно-пространственной среды.

Диагностика (наблюдение за игровой деятельностью детей) с целью выявления уровня сформированности игровых навыков;

Работа по проекту: подготовка и проведение сюжетно-ролевых игр, подвижных, пальчиковых, речевых игр.

Работа с родителями по проекту:

4. Оформление информационного стенда для родителей

III. Заключительный (Аналитический)

План

День недели

Этап

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Организация самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами

2.Выполнение разнообразных поручений.

2. Игры со строительным материалом:

Знакомство родителей с предстоящим проектом.

1-й о/п; рефлексивно – диагностический:

1.Выполнение разнообразных поручений.

2. Рассматривание иллюстраций с изображениями семей в разных ситуациях.

День недели

Этап

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Организация самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами

2-й этап – практический

2. Игры –тренинги на изображение эмоций.

2. Выполнение разнообразных поручений.

1.Предложить разные виды театров.

2. Рассматривание картинок с изображением различных эмоций.

2. Оформление информационного стенда для родителей

2-й этап – практический

( изображение различных эмоциональных состояний с помощью мимики и пантомимы).

2.Рассматривание пиктограмм с изображением эмоций.

1. Предложить материалы и оборудование для рисования.

2.Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением различных эмоций героев.

2. Оформление информационного стенда для родителей

День недели

Этап

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Организация самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами

2-й этап – практический

1.Беседа о своих родителях: как зовут, где работают, чем любят заниматься, как отдыхают.

1. Изготовление подарков для своих близких.

2. Просмотр видеозаписи мультфильма

2. Рассматривание семейных альбомов.

4-й этап – заключительный.

2.Беседа о дружбе.

Методическое обеспечение проекта.

  1. Программа: Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с №485.

Срок реализации: 2019-2020 учебный год.

Цель проекта:

Задачи проекта:

Интеграция образовательных областей:

  • Социально – коммуникативное;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Технологии: Проектная деятельность, сказкотерапия, здоровьесберегающие.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  • Повышение уровня знаний о семье
  • Проявление интереса к истории и традициям семьи, расширить представления о родословной, как истории семьи.
  • Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи.
  • Понимание принадлежности к полу, что он мальчик или девочка.
  • Умение отвечать на вопросы взрослого.

Для педагогов и специалистов:

  • Повышение профессиональной компетенции в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
  • Активизация работы с семьей по проблеме формирования представлений о семье, семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста

Для родителей:

Проблема:

  • Недостаток знаний дошкольников о своей семье, семейных традициях.
  • Утрата функции семьи.
  • Разобщенность между семьей и детским садом

Актуальность проблемы

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Работа в условиях реализации ФГОС ДО требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастит, будет мужчиной или женщиной, и эта принадлежность к полу, не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по формированию социально- нравственной культуры ребенка.

Реализация проекта:

I этап – подготовительный (вхождение в тему) Сентябрь

II этап – основной (согласно перспективному планированию)

Познавательная деятельность:

Введение традиций группы: Приветствие в группе

Работа с родителями:

Цель: обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности

Картотека игр для всей семьи.

III этап-заключительный

Обработка результатов по реализации проекта.

Презентация детьми альбомов своей семьи.

Перспективное планирование по работе с детьми

Содержание работы

Срок

Ответственный

Отметка о выполнении

1.Экскурсия в музей:

Цель: познакомить детей с избой и бытом русских людей в прошлом и сравнить с бытом настоящего времени.

Стр.30 Князева О.Л.

2.Игра-ситуация: Соберемся вечерком

Цель: Создание установки на активизацию и возрождение системы семейных ценностей (добра, истины, красоты).

Чем отличаются мальчики, девочки


3.Игра-ситуация:

Познакомимся с моей семьей

Цель: Составление предложений по фотографии, описание членов семьи

Читайте также: