День прав человека чем важен 4 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Права человека! О них не говорит только ленивый. Об этом спорят в кабинетах международных организаций. Их не забывают активисты оппозиции. Даже закрепили права человека в специальной декларации. И придумали особый праздник. Давайте задумаемся: к чему такие сложности. Ведь если ты уже родился человеком, то право быть им получено автоматически. Но не все так однозначно. И население планеты волнуется не зря. Потому что главная ценность любого права состоит в его полной и свободной реализации. А вот здесь и заключена существенная сложность. День прав человека — далеко не веселый праздник. Это, скорее, международный повод задуматься, оглядеться по сторонам света и континентам. А затем решить, все ли люди планеты живут нормальной жизнью. Возможно, кто-то ущемляет их законные человеческие права.

В международный день прав человека нужно вспомнить каждого

Так что же такое права человека? Какие права имеет человек? Почему мы должны их соблюдать?

Права человека — это официально признанные и закрепленные в документах правила, которые обеспечивают защиту чести и достоинства каждого человека. За соблюдением всех этих норм строго следят различные международные организации и сами государства. Права человека регулируются документами самого высокого уровня: от конституций и других документов до Всеобщей декларации прав человека.

Перечень основных прав человека.

Основные права человека.

Возможно, на первый взгляд нормы, записанные в правовых актах, покажутся абстрактными. Однако, если мы немного задумаемся, то поймем их глубину и силу. И ни от одной фразы, ни от одного слова мы не захотим отказаться.

Права человека не зависят от пола, возраста, расы или вероисповедания. Они одинаковы для всех и каждого. Никто не лучше и ни хуже другого. Даже если кому-то посчастливилось появиться на свет в более комфортных условиях. Ведь права человека универсальны и касаются всех жителей планеты.

Всеобщая декларация прав человека в первой же статье дает судьбоносное определение:

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

В День прав человека с особым волнением осознаешь неотъемлемое право на жизнь! Затем по порядку — право на труд, на свободу передвижения и переписки… Знание своих прав помогает раскрыть человеческий потенциал.

Стоит отметить, что все эти нормы защищают нас. К примеру, право на жизнь означает, что никто не может убить человека. Никто по собственной воле не может лишать другого человека его законного права на жизнь. Это считается тягчайшим преступлением в любом уголке нашей планеты.

Как отмечают День прав человека?

День прав человека отмечается с 10 декабря 1950 года. Причем эта дата выбрана неслучайно. Ведь именно в этот день 10 декабря 1948 года Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. И с тех пор эта дата объединяет всех людей, кому небезразличны права человека.

День прав человека отмечают все народы во всем мире.

Все люди рождаются равными.

А каждые 5 лет проходит церемония вручения премии в области прав человека. Она учреждена в 1966 году и присуждается всем, кто внес существенный вклад в дело защиты человечества от современных угроз и вызовов.

В День прав человека особенно остро осознаешь ценность и хрупкость жизни. Ненадежность и кратковременность своего присутствия на планете Земля. Знание и соблюдение общечеловеческих прав помогут каждому из нас пройти свой путь достойно и радостно. Потому что от позиции каждого жителя планеты зависит, будет ли на нашей земле безопасность и мир. И сможем ли мы достойно реализовать свой потенциал. Ведь каждый из нас имеет на это право!

2001 – 2010 гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии.
24 октября – День Организации Объединённых наций.
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
10 декабря – День прав человека.
12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

- Сегодня 10 декабря. Если посмотреть на Календарь правовых дат, то можно увидеть, что эта дата связана с Всеобщей декларацией прав человека.

Что такое “декларация”, когда и почему она появилась, что такое “право”, “ООН”. Об этом мы сегодня и поговорим на уроке.

2. Разминка-игра “Меня зовут… Я люблю…”

- Меня зовут Таисия Ивановна. Я люблю путешествовать по разным городам и знакомиться с ними.

(Дети называют своё имя и говорят, что они любят в жизни)

3. Беседа “Права человека: Всеобщая декларация прав человека”.

- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковые внешности, у каждого человека есть что-то своё, что отличает от остальных людей. Но мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее. Общее – это права.

Права человека есть у всех людей.

- А что такое права?

(Права человека–охраняемая и обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять то, что разрешено законом и соответствует природе человека).

- Права никто не даёт, человек получает их от рождения. Все мы люди, все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Все основные права записаны в документе - Всеобщая декларация прав человека.

- Что такое декларация?

(Декларациямеждународно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Являются лишь рекомендациями, пожеланиями.)

- “Ребята, давайте жить дружно!” - сказал Кот Леопольд, когда познакомился с содержанием Всеобщей декларации прав человека.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют? И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…

Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека.

И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев…

И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны!

Каких ещё литературных героев вы знаете, права которых были нарушены? (Ответы детей)

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

4. Модель “Солнышко”

- Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И не случайно.

- Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей).

- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь…

- Как вы думаете, что для нас является самым ценным, самым дорогим? (Открывается лучик со словом “жизнь”)

Вывод: человек имеет право на жизнь.

- Не менее важным, подсказывает солнышко, является … (здоровье)

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

- Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей; открывается слово “семья”)

Вывод: каждый человек вправе иметь семью, жить в семье.

- Что же ещё является значимым для человека? (Родина).

Люди во все времена, не жалея жизни, здоровья, сражались за свою родину, защищали её.

Вывод: человек имеет право быть гражданином своей страны.

- Как вы понимаете слова “честь и достоинство”?

Вывод: человек имеет право на защиту чести и достоинства.

- Открываем последний лучик, читаем слово “мир”.

- Почему мир является одним из важнейших условий для жизни человека?

Да, действительно, война может лишить человека всего, включая его жизнь. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на Земле. Так появилась Организация Объединённых Наций (табличка).

5. Знакомство с Организацией Объединённых Наций.

- Что такое нация? (Исторически сложившаяся общность людей, живущих на одной территории, имеющих свой язык, свою культуру, свой национальный характер.)

- О чём вам говорит год 1945?

- Только что закончилась Великая Отечественная война – Вторая мировая война.

В ходе этой войны фашизмом были истреблены миллионы людей, на оккупированной им территории были ликвидированы права человека, права целых народов. Чтобы восстановить свободу и независимость, права народов, порабощённых фашизмом, и была в 1945 году создана Организация Объединённых Наций (ООН) (табличка).

25 октября - День Организации Объединённых наций. Главная цель этой организации – поддержать мир во всём мире.

Центр ООН находится в Соединённых Штатах Америки, в городе Вашингтоне. Каждый год сюда съезжаются представители всех стран-членов ООН. Они обсуждают самые важные вопросы, связанные с защитой мира на Земле, развитию дружеских отношений между народами.

6. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека.

- Одним из направлений деятельности ООН является защита прав человека. Поэтому в 1948 году ООН был принят очень важный документ - Всеобщая декларация прав человека (табличка).

В ней были названы важнейшие права и свободы, которые должны принадлежать каждому человеку только потому, что он – человек.

10 декабря – День прав человека.

Физкультминутка “Хлопай-топай”

  • Работа в саду.
  • Посещение концерта.
  • Посещение кружка, секции.
  • Помощь другу.
  • Нарушение обещания.
  • Отдых в санатории.
  • Драка.
  • Невыполнение домашнего задания.
  • Признание своих ошибок.
  • Грубость в разговоре, поведении.

7. Знакомство с декларацией (театрализованное информационно-познавательное представление).

Декларация. Я, Всеобщая декларация прав человека, обещаю помогать людям всегда, везде, всюду! Или, иначе, защищать их законные права! Все мои слова и мысли будут изложены в официальных документах, которые разойдутся по всем странам, ведь эти сведения необходимы каждому человеку в жизни! Да будет так!

Когда вы станете чуть старше, вы подробнее со мной познакомитесь, а пока что я хочу познакомить вас с наиболее понятными для вас моими помощниками - Статьями Декларации.

Ну что же, Статья 1, мы с большим нетерпением тебя ждём.

(Звучит песня “Пусть всегда будет солнце!” муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина)

Статья 1. “Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски”.

Декларация. А теперь вас ожидает встреча со Статьёй 2. Встречаем её, друзья!

  • национальности, языка, расы, пола, религии;
  • социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;
  • величины и мирового значения его страны”.

(Звучит “Песня Красной Шапочки”, муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина.

Появляется Красная Шапочка, а потом дорогу ей переходит Волк)

Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!

Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!

Волк. Куда идёшь?

Красная Шапочка. К бабушке.

Волк. А где живёт твоя бабушка?

Красная Шапочка. Надо идти вон по той дороге!

Волк. Понятно! Ну, всё, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал. У меня дела!

(Злорадно смеётся и убегает.)

Декларация. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит ваши права!

Красная Шапочка. А что делать?

Декларация. Для начала послушать мою Статью 3.

Статья 3. “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу”.

Красная Шапочка. Уважаемая Статья 3, помогите мне, пожалуйста!

Статья 3. Пойдём, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!

Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдёмте!

(Звучит песня “Бу-ра-ти-но”, муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина.

Появляется Буратино, потом выходит Карабас Барабас со своей плёткой-семихвосткой.)

Карабас. Ах ты, негодный мальчишка! Пустоголовая деревянная болванка! Как ты смел помешать моему гениальному представлению!

Буратино. Но, уважаемый сеньор Карабас Барабас…

Карабас (грозно). Молчи, глупая кукла, я сейчас брошу тебя в огонь для растопки моего очага!

Декларация. Но-но, уважаемый сеньор Карабас Барабас! Не смейте этого делать!

Карабас (возмущённо). Это почему это?!

Декларация. Да потому, что вы нарушаете права Буратино! И сейчас об этом вам расскажет Статья 4.

Статья 4 (строго). “Никто не должен содержаться в рабстве или подневольности. Рабство и работорговля запрещается во всех видах!”

Декларация. Так что, уважаемый, мы вынуждены просить вас покинуть этот зал!

(Карабас Барабас, бурча себе что-то под нос, уходит со сцены.)

Буратино. Огромное вам спасибо!

Декларация. Пожалуйста! Обязательно изучайте свои права!

Буратино. Конечно же! Ой! Я, кажется, в школу опаздываю!

(Звучит русская народная мелодия. Появляются Баба Яга и Ивашка.)

Баба Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка. Зачем это?

Баба Яга. Как это, зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка. Ой-ёй-ёй! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручите!

Декларация. Не беспокойся, милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью 5 встретим и послушаем!

Статья 5. “Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению!”

Декларация. Вам всё понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал всё, мне конец, съест Баба Яга!

Статья 5. Пойдём-ка, дружок, будем с тобой изучать Декларацию прав человека!

Ивашка. С удовольствием!

Декларация. Ну, вот вы и познакомились со мной и некоторыми моими помощницами! Но это ещё не всё! У меня статей-помощниц всего 30! Со всеми, конечно, за один урок невозможно познакомиться. Но одну из них, очень важную, я всё-таки хочу вам представить!

Статья 29. Первое! “Каждый человек имеет обязанности перед обществом!”

Второе! “Права и свободы каждого человека ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей”!

Третье! “Осуществление этих прав и свобод не должно противоречить целям и принципам Организации Объединённых Наций”!

Декларация. А что такое обязанность? (Обязанность - круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.)

- Надеюсь, что наша встреча с вами принесёт вам какую-то пользу в будущем!

8. Показ кукольным театром сказок “Заюшкина избушка” и “Колобок”.

- Какие права были нарушены в этих сказках?

  • на жизнь и её охрану;
  • на охрану здоровья;
  • охрану чести и достоинства;
  • право жить в мире;
  • право жить в родной стране и в случае необходимости пользоваться её защитой.

Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. Пособие для учителя.

Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока “Права человека” (Актуальные документы Министерства образования РФ).

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. Книга для учащихся начальных классов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Гражданско-правовое воспитание в начальной школе

Младшим школьникам о правах человека.

Ход классного часа

1. Организационный момент. Активизация внимания и интереса детей к изучению темы.

Классный руководитель создаст положительный настрой учащихся, спрашивает о том, что ребятам известно о правах человека, что им особенно запомнилось, на каких вопросах им хотелось бы остановиться подробнее, помогает воссоздать в памяти важные моменты, интересуется, чего дети ждут от классных часов по праву в этом году.

Классный руководитель вместе с детьми выявляет самые ценные условия для жизни человека (условия, определяющие основные права человека).

- Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей.)

Вывод: солнце дает жизнь всему живому.

- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

Постепенно, в процессе беседы, которая должна быть построена с использованием проблемно-поисковых ситуаций, открываются лучики солнца (на макете из картона) с соответствующими на них записями в указанном порядке. Синхронно учитель делает записи на доске, а дети - в своих тетрадях для внеклассной работы.

- Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (Дети высказывают свои мнения.)

Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь. (Ответы детей.)

Вывод: человек имеет право на жизнь.

Не менее важным, как нам подсказывает солнышко, является . здоровье.

- Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других? (Ответы детей.)

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей.) Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? Давайте заглянем, что нам об этом расскажет следующий лучик.

Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье? (Да.) На следующих занятиях мы поговорим об этом подробнее.

- Что же еще является значимым для человека?

- Почему Родина так важна для человека? Почему люди вдалеке от своей Родины тоскуют по ней? (Ответы детей.)

- А кто из вас сможет объяснить, почему люди во все времена, не жалея жизни, здоровья, сражались за свою Родину? Вспомните имена героев Великой отечественной войны, о которых вы слышали от учителей, родителей, других взрослых, читали в книгах и еще о многих героях узнаете. Расскажите об их подвигах. (Ответы детей.)

Друг от друга вы еще больше узнали о защитниках и героях Отечества.

Вывод: человек имеет право быть гражданином своей страны.

В ходе беседы учитель подводит детей к выводу.

Вывод: человек имеет право на защиту чести и достоинства.

Почему мир является одним из важнейших условий для жизни человека? (Ответы детей.)

Учитель обобщает все сказанное в ходе беседы.

Да, действительно, война может лишить человека всего, включая его жизнь. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на Земле. Так появилась Организация Объединенных Наций (вывешивает табличку).

3. Знакомство с Организацией Объединенных Наций.

Учитель раздает опорные листы с эмблемами и текстом, раскрывающим содержание деятельности ООН.

Работа с текстом: чтение, обсуждение.

- Что такое ООН? Когда была создана?

- Какова ее главная цель? (Поддерживать мир во всем мире, развивать дружеские отношения между народами.)

- Рассмотрите помещенные на опорных листах эмблемы. Какие направления деятельности ООН отражены в эмблемах?

4. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека.

Классный руководитель. Одним из направлений деятельности ООН является защита прав человека. Поэтому в 1948 году ООН был принят очень важный международный документ - Всеобщая декларация прав человека (выставляет табличку с названием документа).

В ней были названы важнейшие права и свободы, которые должны принадлежать каждому человеку только потому, что он - человек. ООН призвала государства мира признать и обеспечить права своим гражданам.

- Какие права и свободы должны быть, по вашему мнению, отражены во Всеобщей декларации прав человека?

- Как вы думаете, эти права относятся к вам?

- Есть ли особые права для детей, как вы считаете?

- Приходилось ли вам слышать или встречаться с таким явлением как нарушение прав человека?

5. Подведение итогов.

Опираясь на ответы детей, учитель возвращается к началу классного часа (к основным человеческим ценностям) и подводит ребят к выводу: каждый человек имеет право на то, что является самым важным для него, - это право на жизнь и ее охрану, право на охрану здоровья, чести и достоинства, право жить в мире, среди своих близких, в своей родной стране и в случае необходимости пользоваться ее защитой.

При наличии времени раздать детям книги для ознакомительного просмотра и стимулирования интереса к дальнейшим занятиям.


Всемирный день прав человека — праздник глобальный. Его отмечают во всех цивилизованных государствах как важнейший день для общества в целом и каждой личности в отдельности. 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека, а спустя два года Организация объединенных наций призвала признать эту дату международным праздником.

Права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без различий по цвету кожи, полу, языку, религии, национальному или социальному происхождению. Они включают в себя право на жизнь, на труд и образование, свободу от рабства и пыток, убеждений и их свободного выражения. В настоящее время в мире существует одна огромная проблема – люди не знакомы со своими правами.

Знать свои права как человека очень важно, потому что эти знания позволяют людям в критических ситуациях избежать неприятностей и решать свои проблемы в соответствии с существующими нормативно-правовыми актами.

Сегодня очень важная дата для всего общество в целом и для каждого отдельно взятого человека в отдельности. День, который подтверждает ваши неотъемлемые природные права, на которые не влияют никакие характеристики, как то пол, возраст, цвет кожи, религия, положение в обществе, род деятельности, место проживания и т.д.

Праздник непосредственно связан с утверждением Всеобщей декларации прав человека. Этот масштабный документ на официальном уровне наделяет человека неотъемлемыми возможностями. И несмотря на то, что человеческое сознание еще до сих пор не готово единодушно признать чьи-то права и стать гуманным и лояльным по отношению ко всем, принятие этого поистине эпохального документа начало буквально менять общественные устои и ломать систему дискриминации.

Дата 10 декабря также была выбрана в честь дня подписания Декларации в 1948. Уже спустя два года после появления документа представители ООН решили ввести и праздник по этому случаю.

Помимо расовых или половых притеснений, документ поднял самое важное и первостепенное право любого человека - право на жизнь. Как раз после Второй мировой войны это было самой актуальной проблемой. Поэтому в числе первых рассматриваемых целей создать Декларацию прав человека было акцентирование на сохранении жизни, на неоспоримой важности любого живущего человека.

За последние десять лет произошли некоторые изменения на поприще борьбы за права людей. Общество активизировалось. Оно стало более громкоголосым, напористым и смелым в выражении своих чувств.

Особенно радуют последнее движение за права женщин в нашей стране. Причем это не только инициатива феминисток, за права женщин ратуют даже мужчины и обычные женщины, не причисляющие себя к фем-сообществу. В нашей стране нет закона и властных структур, которые могут защитить женщин от домашнего насилия. И статистика в России по таким преступлениям ужасающая. Благодаря неравнодушным людям, которые денно и нощно собирают петиции, митингуют, готовят законопроекты на рассмотрение и ходят по судам, возможно что-то вскоре изменится, и девочки, девушки, женщины перестанут страдать от физического и сексуального насилия.

Очень правильный праздник, который заставляет задуматься о самоценности любого человека.

Читайте также: