Инновационная деятельность в школьном музее

Обновлено: 05.07.2024

Данные рекомендации определяют новые тенденции в развитии музеев и практико-ориентированные технологии, которые могут быть использованы в деятельности музеев образовательных организаций и направлены на выстраивание эффективной системы организации музейной деятельности.

Аннотация: данные рекомендации определяют новые тенденции в развитии музеев и практико-ориентированные технологии, которые могут быть использованы в деятельности музеев образовательных организаций и направлены на выстраивание эффективной системы организации музейной деятельности.

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом основных направлений работы руководителей школьных музеев на основе Концепции развития музейной деятельности в Российкой Федерации на период до 2020 года. Рекомендации способствуют освоению и внедрению в деятельность музеев образовательных организаций наиболее эффективных и результативных технологий организации музейной деятельности.

Целью разработки данных методических рекомендаций является выявление основных тенденций в развитии музеев и наиболее эффективных педагогических инновационных технологий для внедрения в практику организации музейной деятельности.

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций: руководители музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы), классные руководители совершенствуют теоретические знания об инновационных технологиях, возможных в практическом применении при организации музейной педагогической деятельности. Использование данных методических рекомендаций позволит организовать деятельность школьного музея на основе реализации современных технологий и подходов.

Содержание

Музейные учреждения занимают особое место в культуре любой страны, любого общества. В наше время музей стал непреходящим фактором духовной жизни, центром отбора, атрибуции, сохранения и экспонирования историко-культурного наследия, институтом формирования исторического сознания и нравственно-эстетической культуры. Для миллионов семей – это неотъемлемый элемент свободного времяпрепровождения, средство общения с раритетами прошлого и настоящего.

В настоящее время выявлены следующие тенденции:

– В странах создается большое количество народных музеев, музеев-памятников, музеев-заповедников, отдельных зданий и комплексов современной культуры и культуры прошлого, архитектуры и природы.

– Интенсифицируется работа по музеефикации памятников архитектуры и истории, собранию коллекций, поиску и реставрации экспонатов.

– Развивается разнообразная по формам выставочная деятельность музеев, сопровождающаяся лекциями, концертами, презентациями книг, созданием кинофильмов.

– Музейная практика сильно опередила теорию; изменения в музейной деятельности не были подготовлены музейной наукой (музеологией), обосновывающей существование музея в его классической форме.

– Наличие музея утверждает значимость истории страны (города и др.).

Сегодня общество рассматривает музей как средство, способное оказать существенное влияние на развитие образования. В современном мире музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, так как является каналом распространения ретроспективной информации, раскрывающей ценности культуры прошлого, обеспечивающей непрерывность и преемственность ее наследия. Современная социокультурная ситуация побуждает музеи к поиску уникального своеобразия, к необходимости организации социально-востребованной деятельности.

Музейная педагогика в современной школе явление нередкое, ее разностороннее содержание находит реализацию в виде результативных комплексов, методов и способов усвоения и закрепления полученных знаний на уроке; содействует расширению кругозора и лексикона обучающихся, воспитания патриотических и эстетических чувств. Музей образовательной организации как открытая образовательная среда предоставляет множество возможностей для детей и педагогов. Ценность школьного музея состоит в том, что он отражает индивидуальность каждой школы и пути ее дальнейшего развития, формирует школьные традиции, помогает раскрыть внутренний мир обучающихся. На основе музея строится учебно-воспитательная работа образовательной организации.Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность граждан страны – впитавших ее ценности, историю и традиции.

При определении приоритетных направлений музейной деятельности учитываются современные тенденции развития музеев и в деятельности музеев образовательным организациям рекомендуется:

Руководителям школьных музеев (музейным педагогам, педагогам-организаторам):

2. Активнее внедрять в работу музеев информационные и коммуникационные технологии. Появление разнообразных виртуальных музеев происходит стихийно. Выявлена тенденция возникновения и роста межмузейного информационного пространства. Развитие виртуальных музеев очевидно и бесспорно, но оно не отрицает необходимость существования реальных музеев. Нужно помнить, что функция образования и воспитания основывается, прежде всего, на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев. Сайт музея должен быть построен на принципах интерактивности и динамического обновления информации.

Классным руководителям необходимо использовать новые тенденции в деятельности музеев образовательных организаций:

1. При реализации воспитательного процесса использовать ресурс музея образовательной организации.

2. Учесть возможность организации и проведения интегрированных занятий в пространстве школьного музея.

3. Использовать тематические экспозиции музея образовательной организации при проведении игр, виртуальных экскурсий, викторин,дискуссий, дебатов, театрализаций, конференций.

4. Использовать средства музейной педагогики при организации исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации системно-деятельностного подхода при составлении заданий и работе над проектами.

5. Опираться на инициативу обучающихся при планировании и организации мероприятий воспитательного значения в пространстве школьного музея.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Экспозиция школьного музея является основой научно-просветительной работы и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания.

Конкретные её формы – экскурсии, лекции, передвижные выставки, различные массовые мероприятия играют роль связующего звена между музеем и социумом.

Экскурсия – это одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. Она должна удовлетворяет запросы посетителей различного возрастного и образовательного уровня.

Чтобы на экскурсии вовлечь учащихся в процесс знаний используем игровые технологии, музыкальное оформление, всевозможные выставочные приемы иллюстративного характера, компьютерные технологии, квест-игры, театрализации, инсценировки, интерактивные приемы.

Особенно важно на экскурсии интегрировать материал по разным учебным предметам- по окружающему миру, истории, краеведению, литературе, русскому языку, изобразительному искусству, технологии.

Разнообразная работа на базе музеев помогает школьникам овладеть навыками познания истории малой родины и пропаганды ее ценностей, развивает в них потребность в исследовательской деятельности, дает возможность самореализации, позволяет подрастающему поколению прийти к пониманию таких важных жизненных ценностей, как память и долг, духовность и нравственность, стремление быть полезным в своем коллективе, а, следовательно - быть достойным гражданином и патриотом своей Родины.

Понимая важность и значимость музейных исследований для детей, была выстроена действенная система исследовательской деятельности школьников. Историческая информация основывается на различных источниках, доказательствах, воспоминаниях людей, исследованиях ученых.

Обучающиеся, занявшись в процессе поисковой деятельности сбором и критической оценкой исторических материалов, вырабатывают своё отношение к прошлому страны.

Здесь же очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны. Эта работа обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

На основе исторических сведений, полученных ребятами в ходе исследований созданы сборники по истории края, используемые педагогами района в своей работе.

В процессе организации исследовательской деятельности школьников поистине безграничны возможности музеев. Каждый экспонат хранит тепло рук людей, живших много лет назад, историю, как своих бывших владельцев, так и через их истории - историю всего народа. Наиболее значимым событием в истории Отечества ХХ века, которое коснулось семьи каждого, стала Великая Отечественная война.

В фондах школьных музеев содержатся коллекции фотографий периода Великой Отечественной войны. Эти фотографии выглядят, словно черно-белая хроника, но за каждым из снимков скрыта история живых людей и их судеб.

Выполнение задания и доведение исследования до логического конца погружает ребенка в ситуацию успеха от результатов своей деятельности. В ходе реализации проекта мы провели три общешкольных конференции, на которых ребята представили результаты своей работы: это отчеты об исследованиях, биографии наших земляков, ветеранов войны, тружеников тыла. Здесь нашло свое выражение творчество детей, с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, школьники приобрели опыт краткого, четкого и логичного изложения материала.

Перспективы успешного развития школьных музеев в современном мире тесно связаны с изменением их имиджа; с превращением музеев в социальный институт, создающий и предоставляющий нужную информацию и массовую доступность к интеллектуальному, историко-культурному и природному наследию; с развитием разнообразных форм культурно-образовательной деятельности музеев, ориентирующихся на индивидуальные предпочтения, творческие склонности, интересы, уровень подготовки и другие особенности обучающихся.

Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, этически ответственным отношением к миру.

ВложениеРазмер
innovatsionnye_formy_raboty_v_muzeynoy_praktike.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы школьного краеведческого музея

Руководитель школьного музея Степанова Надежда Афанасьевна

Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, этически ответственным отношением к миру. Именно этого требует от современной школы Концепция государственной политики образования.

В основе музейной педагогике – активная краеведческая работа.

Школьный краеведческий музей работает по следующим направлениям:

Наиболее оптимальными формами работы школьного музея являются: экскурсии, лекции, музейные занятия (уроки), научные конференции, консультации, краеведческие конкурсы и викторины, музейные праздники, исторические игры и др.Всё это составляет структуру социокультурной музейной технологии школы. Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, её истории и культуре.

При подготовке любого из данных мероприятий изучается музейная аудитория. Заранее определяется возраст, пол (если посетители – взрослые, образование и профессия); активность по отношению к музею (бывали ли ранее); направленность интересов, а также степень подготовленности к восприятию. В методике проведения экскурсий, изучение аудитории является неотъемлемым условием результативности музейной коммуникации.

Особо следует остановиться на интерактивности музейных уроков. Экскурсия, по своей сути, основана на сочетании показа и рассказа, при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных точек, на различном расстоянии, в процессе перемещения в пространстве. Музейное занятие включает в себя интерактивные методы и приёмы: игры-путешествия, игры-загадки, ролевые сцены, в которых школьники пробуют себя в роли конкретных исторических героев, воспроизводят в форме театрализованных постановок различные события. Интерактивные формы работы с посетителями требуют от них творческого участия и навыков.

Таким образом, разнообразные творческие задания, инновационные формы и методы, применяемые в музейной педагогике, создают социокультурное образовательное пространство школьника; помогают преодолеть присущее сегодняшнему поколению иронию, недоверие, апатию; расширить сферу интересов, поставить вопросы, побудить думать и реализовать себя как творческую личность.

Читайте также: