Ознакомление детей с окружающим миром в процессе исследовательской деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Главная Познание

Одной из ключевой задачей современного дошкольного образования в рамках федерального образовательного стандарта является формирование исследовательских умений дошкольников. Целевая установка ФГОС ДО предусматривает создание комплексного, интегративного, системно – деятельного подхода к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

В связи с этим одной из первостепенной задачей любого дошкольного образовательного учреждения становится подготовка детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.

В ребенке с раннего детства зарождается исследовательская деятельность, желание проводить различные эксперименты с вещами или предметами, которые его окружают. При этом разграничивается восприятие, ребенок начинает разделять предметы по категориям: цвету, форме, размеру, назначению. У ребенка закладываются сенсорные эталоны, простые трудовые действия. В старшем дошкольном возрасте приобретенные навыки и умения в раннем возрасте переходят в исключительную деятельность познавательных мотивов. Ценность самостоятельной исследовательской деятельности устанавливается в том, что дошкольник познает окружающий мир проявляя собственную инициативу изучая и исследуя его.

Проектом раскрывается решение задач познавательного развития дошкольников посредством организованных в ДОУ ряда увлекательных мероприятий, которые направлены на изучение окружающего мира и расширение мировоззрения детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность. Практическое использование проекта позволит сформировать у воспитанников ДОУ знания об окружающем мире через практические навыки.

Проект по включению воспитанников старшей группы в исследовательскую деятельность

Проблема проекта: одной из актуальных проблем воспитания и становления личности ребенка, который будет проявлять интерес к самостоятельному познанию окружающего его мира, является формирование познавательных интересов.

Совместно с игровой деятельностью в период дошкольного возраста немаловажное место должна занимать поисковая, познавательно – экспериментальная деятельность, которая предоставит ребенку возможность самому делать открытия, приобретать самостоятельно новые знания. Но при этом каждому ребенку необходимо создать тактичное взаимодействие, сотворчество со взрослым.

Актуальность:

Экспериментирование и познавательно – исследовательская деятельность дает возможность ребенку дошкольнику более успешнее и благополучнее познать мир живой и неживой природы. Проводя эксперименты, ребенок пытается найти и установить взаимообусловленные зависимости и связи, познание окружающего мира в игровой форме удается ему гораздо проще и эффективнее. Чем больше будет предоставлено ребенку разнообразного материала, тем интенсивнее будет развиваться детская поисковая деятельность, ребенок получит больше новой информации и тем самым быстрее и полноценнее пройдет его развитие.

Цель проекта: Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира;
  • учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;
  • учить анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков;
  • обогащать и активизировать словарь детей новыми терминами.
  • развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод экспериментирования;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • вовлечь родителей в жизнедеятельность группы в области познавательного развития;
  • установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

Общая характеристика проекта:

Новизна проекта заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования с использованием практического и диагностического материала для дошкольников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Предполагаемые результаты:

  • У детей будут сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно
  • У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
  • У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.
  • Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка.
  • Возрастет количество родителей, вовлеченных в воспитательно- образовательный процесс.

Материалы и оборудование:

Оборудованный уголок в группе по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);

определение целей и задач проекта.

Реализация проекта:

теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов

практическая часть: познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательноисследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, рисование, лепка.

Заключительный этап:

диагностика (результативно-сравнительный анализ)

Практическая значимость:

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Формы работы:

  1. Изучение, подборка и анализ научной и методической литературы.
  2. Проведение педагогической диагностики на начало учебного года
  3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
  4. Подбор опытов с описанием проведения.
  5. Организация предметно – развивающей среды.

Содержание деятельности:

образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.

3. Работа с родителями:

Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.


Исследования, проведённые Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.

Целью экспериментальной деятельности является:

— способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, увеличение объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирование как эффективного метода познания, углубление представления о живой и неживой природе.

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2. Развитие у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

3. Развитие у детей умственных способностей;

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка — развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности — это опыты. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними.

Опыты сопровождаются у детей проговариваем и выдвижением множества гипотез — догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты, выбирают способы решения познавательной задачи. Благодаря опытам дети учатся самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. Проведение опытов — один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников, помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?" и «почему?".

Организация работы может осуществляться по следующим направлениям:

1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве, строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией, влияние факторов неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу и др.).

2. неживая природа (свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы, три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое, свойства и качества, переход из одного состояния в другое, круговорот воды в природе и др.)

3. физические явления (свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование; магнетизм, процесс намагничивания — размагничивания, компас; вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса; электричество (статическое), условия его возникновения, свойства электричества, материалы — проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное (ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи) электричество; движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.

4. человек (человек — живой организм, особенности строения человеческого тела, особенности строения и функционирования органов и систем)

5. рукотворный мир (предмет как таковой: предмет и его признаки, строение, функции, форма, размер, цвет, назначение, свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т. п.; качество материала (сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый и т. п.); связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением; предмет — результат деятельности человека:

Структура детского экспериментирования:

1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте)

2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст)

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

4. Выполнения эксперимента

Приборы и оборудование для мини-лаборатории:

- микроскопы, лупы, зеркала, весы разные, магниты, веревки, линейки, песочные часы, глобус, фонарик, венчики, мыло, щетки, губки, пипетки, одноразовые шприцы без игл;

- разные емкости, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки;

- образцы глины и песка

- шишки, желуди, орехи, пшеница и др.

- гербарий (растения, произрастающие в нашей местности) и др.

Для закрепления полученных знаний можно использовать мнемотаблицы, которые помогут детям составлять описательные рассказы: о животных, птицах, насекомых (где живут, чем питаются, где и как строят себе дом, как называют детенышей, какую пользу приносят); при описании глины, песка, воды мы описываем их свойства (цвет, мягкий или твердый, сырой или сухой, что изготавливают); для закрепления свойств воды, стекла, воздуха, дерева и др.

Работа в приобщении детей к детскому экспериментированию была бы менее результативной без помощи родителей, проводя с детьми элементарные опыты, о результатах которых дети расскажут в детском саду.

1. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ (Выпуск 1). — Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013–238 с

2. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ (Выпуск 2). — Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013–240

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005–192с.

5. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007.

6. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004–56с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детское экспериментирование, дошкольный возраст, неживая природа, окружающий мир, качество материала, опытно-экспериментальная деятельность, особенность строения, проведение опытов, старший дошкольный возраст.

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод познавательного.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Н. Н. Поддьяков. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем.

Развитие познавательной активности детей дошкольного.

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок.

Метод экспериментирования, как средство познавательного.

ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент, использование метода экспериментирования, пространственная среда, проведение игр, познавательная деятельность.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной.

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа.

Что значит экспериментирование для дошкольника?

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, Детское экспериментирование, детская деятельность, детский сад.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста. Автор: Онос Мария Ивановна.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, деятельность экспериментирования, окружающий мир, среда обитания, операция анализа, накопление.

Экспериментирование как средство развития.

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного.

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.

Планирование экспериментально-опытной деятельности.

ребенок, мелкая моторика, сенсорное восприятие, свойство воды, явление природы, неживая природа, педагог, опытная деятельность, образовательная система, детское экспериментирование.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Н. Н. Поддьяков. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем.

Развитие познавательной активности детей дошкольного.

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок.

Метод экспериментирования, как средство познавательного.

ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент, использование метода экспериментирования, пространственная среда, проведение игр, познавательная деятельность.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной.

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа.

Что значит экспериментирование для дошкольника?

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, Детское экспериментирование, детская деятельность, детский сад.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста. Автор: Онос Мария Ивановна.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, деятельность экспериментирования, окружающий мир, среда обитания, операция анализа, накопление.

Экспериментирование как средство развития.

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного.

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.

Планирование экспериментально-опытной деятельности.

ребенок, мелкая моторика, сенсорное восприятие, свойство воды, явление природы, неживая природа, педагог, опытная деятельность, образовательная система, детское экспериментирование.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управление образования администрации муниципального

йőзőс велőдőмőн веськőдлан i н

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципальнőй сьöмкуд учреждение

Методическая разработка

Имангуловой Жанны Геннадьевны, воспитателя

Актуальность педагогического опыта

* Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 стр.29

Цель и задачи педагогического опыта

Цель педагогического опыта: использование инновационных педагогических технологий в познавательно – исследовательской деятельности для повышения качества образования дошкольников.

Создать условия для осуществления познавательно – исследовательской деятельности.

Наладить тесное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Разработать перспективный план по организации познавательно-исследовательской деятельности.

Организовать познавательно-исследовательскую деятельность в пределах реализуемой образовательной программы.

Систематизировать результаты познавательно-исследовательской деятельности.

Основная идея педагогической деятельности

В практике своей работы широко применяла использование макетов по разным тематикам. Изготовив макеты по всем временам года, возникла проблема, как сформировать у детей понимание круглогодичной смены времен года. Решение проблемы натолкнуло на мысль создания единого макета. В процессе создания была организована познавательно – исследовательская деятельность, в том числе экспериментальная. Результаты опытов, наблюдений, исследований, поисков необходимой информации были оформлены в лэпбуки по отдельным свойствам окружающего мира. Детям, несмотря на большой познавательный материал, было трудно установить взаимосвязь между объектами природы так, как материал размещался на отдельных макетах и лэпбуках. Создание макетбука помогло в решении данной проблемы. Таким образом, основная идея моей педагогической деятельности в том, что использование макетбуков позволит решить задачи, поставленные государством, в том числе Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а именно, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром.

1.4. Новизна методической разработки инновационного опыта педагога

Полученные результаты превзошли ожидаемые. Педагогическая диагностика показала значительную динамику показателей индивидуального развития каждого воспитанника моей группы. Совместная деятельность с детьми по созданию макетбука способствовала не только систематизации знаний по отдельным темам, но и проявления ярко выраженного познавательного интереса, и познавательных действий, понимания целостной картины окружающего мира.

Таким образом, новизна педагогического опыта в том, что использование макетбука позволяет получать более высокие результаты как по отдельно изучаемым темам, так и познавательной деятельности в целом. Данная модель отражает новую идею формирования целостности изучаемого объекта.

Основная часть

2.1. Создание условий для осуществления познавательно – исследовательской деятельности

Для решения государственной задачи по обеспечению качественного дошкольного образования важным условием является компетенция педагога, поэтому постоянно занимаюсь самообразованием через различные источники: средства массовой информации, Интернет, изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта, участие в городских методических объединениях, творческой группе по внедрению современных технологий внутри учреждения.

Таким образом, для эффективной работы по созданию макетбука и организации образовательной деятельности на его основе созданы необходимые условия, в том числе предметно пространственная развивающая образовательная среда.

2.2. Взаимодействие с участниками образовательного процесса

* Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", стр. 54

В целях повышения эффективности образовательной деятельности тесно взаимодействую со специалистами и педагогами учреждения. Совместное участие в педагогических советах, методических мероприятиях, презентациях педагогического опыта способствует повышению моего профессионализма. Считаю, что всегда есть чему поучиться у другого педагога. С удовольствием делюсь своими личными достижениями в профессиональной деятельности, в частности по организации познавательно – исследовательской деятельности и созданию макетбука.

Таким образом, тесное взаимодействие с родителями, специалистами, педагогами и самими детьми необходимо для получения положительных результатов образовательной деятельности.

2.3. Перспективное планирование и организация познавательно-исследовательской деятельности

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. В соответствии со статьей 47 пунктом 3 подпунктами 2, 3, 4 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагог имеет право на использование педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы. Поэтому организую познавательно – исследовательскую деятельность для успешной реализации основной образовательной программы, реализуемой в учреждении. В перспективный план познавательно – исследовательской деятельности включила: образовательную деятельность

* Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", стр. 58

Таким образом, планирование и организация образовательной деятельности, выбор обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания способствуют достижению качественных результатов образовательной деятельности.

2.4. Процесс создания макетбука

Таким образом, использование макетбука позволяет добиваться не только более прочного усвоения основной образовательной программы дошкольного образования, но и более полного.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Дети исследуют свойства воды

Дошкольники — маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Трое детей стоят рядом с макетом Солнечной системы

В ходе исследовательской деятельности ребята изучают строение мира

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Дошкольники изучают свойства льда в группе

Дошкольники с удовольствием наблюдают за таянием льда в тепле

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
    • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
    • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
    • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

    Методы и приёмы

    Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

    В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.

    Дети сидят в кругу и беседуют с воспитателем

    Младшие дошкольники изучают свойства воды

    В младшей группе дети в игровой форме знакомятся со свойствами воды

    Дети, сидя за партами, проводят эксперимент по очистке воды

    Воспитанники старшего дошкольного возраста способны к самостоятельному проведению опытов

    Дети и воспитатель наблюдают за самостоятельно изготовленным макетом вулкана

    В ходе экспериментов дети учатся анализировать информацию

    Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников

    Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Мотивирующее начало занятий

    Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

    Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

    Дети стоят вокруг стола с водой и красками, рядом с ними кукла Незнайка

    Визит в группу сказочного персонажа отлично мотивирует детей к работе

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

    Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Дошкольники изучают овощи с помощью воспитателя

    После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их

    Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

    Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

    • Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
    • совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
    • Макет вулкана,
    • поддон,
    • сода,
    • уксус,
    • красная краска,
    • моющая жидкость,
    • лист бумаги для фиксаций наблюдений,
    • цветные карандаши,
    • чайная ложка,
    • пипетка.
    • Гора стоит, из неё дым валит,
      Потом шум, да гром —
      Всё горит кругом. (Вулкан).
    1. Насыпаем ложку соды.
    2. Добавляем красной краски.
    3. Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
    4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
    5. Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).
    • Вам было интересно?
    • Что понравилось больше всего?
    • А что вы нового сегодня узнали?
    • Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?

    В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!

    Временной план занятия

    Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

    • младшая группа — 15 минут;
    • средняя группа — 20 минут;
    • старшая группа — 25 минут;
    • подготовительная группа — 30 минут.

    В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.

    Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент) Дидактическая игра Физкультминутка Исследование свойств бумаги Подведение итогов
    Время проведения 2 минуты 2–3 минуты 1–2 минуты 7 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок) Дидактическая игра Подвижная игра Исследование свойств воды (проведение опытов) Подведение итогов
    Время проведения 2–3 минуты 3 минуты 3 минуты 10 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки) Зарядка на свежем воздухе Исследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце) Трудовые поручения Проведение опыта с льдинками Подведение итогов
    Время проведения 3–4 минуты 5 минут 10 минут 5–7 минут 4 минуты 2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео) Эвристическая беседа Подвижная игра Дидактическая игра Изучение условий появления радуги (проведение опыта) Подведение итогов
    Время проведения 3 минуты 3–5 минут 3–4 минуты 3 минуты 12–14 минут 1–2 минуты

    Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

    В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

    Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

    Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.

    Фотогалерея: наглядные материалы по фиксированию исследовательской деятельности в детском саду

    В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований Дневник природы можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект

    Видео: что такое лэпбук

    Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности

    Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

    • умение формулировать проблемы воспитанниками;
    • грамотное формулирование вопросов;
    • построение алгоритма действий для решения проблемы;
    • выдвижение гипотез;
    • выбор способов исследования;
    • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
    • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
    • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
    • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

    Мальчик и девочка рассматривают через лупу образцы почв

    Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём

    Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

    Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду

    Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:

    1. Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
    2. Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.

    В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

    Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

    Читайте также: