Кто такие люберы кратко

Обновлено: 08.07.2024

Мальчики-качки из рабочего подмосковного городка Люберцы в конце 80-х наводили страх на собиравшихся в центре города молодых столичных "неформалов", а также и на обычных московских "мажоров" (молодежь из богатых благополучных семей). Пика активности "люберов", как они сами себя называли, пришелся на 1986-1988 годы. Большой толпой в клетчатых штанах, с прикрепленными к лацканам значками с Лениным - их фирменной форме - они катились по Гоголевскому бульвару от метро "Кропоткинская в сторону Арбата. Другой любимой ареной люберов был Парк отдыха им. Горького.

У "люберов" была идеология: они воевали против всего "ненашего".

"Сам я никто, но нас называют „люберами“. Это просто люберецкие ребята. А ездить драться в Москву и Московскую область стали лет 10–15 назад, об этом нам ещё отцы рассказывали. Ездим мы и сейчас. Но бьём не всех подряд… а только тех, кто нам не нравится. А разве вам нравятся те, кто ходит с цепями, весь „проклёпанный“ или перекрашенный, кто позорит страну?" - такое письмо напечатала от имени 16-летнего "любера" в 1986 году "Комсомольская правда".

Москва с середины 80-х представляла собой рассадник всевозможной неформальной "нечисти", с точки зрения простых парней с окраин. По Арбату ходили кришнаиты, там танцевали брейк-данс, собирались "металлисты", стояли художники, выступали уличные музыканты, "тусовались" хиппи и панки.


Зимой 1987-го года милиция в Люберцах выявила 40 полулегальных и нелегальных подвальных "тренажерок" и переписала имена более 500 "качков".

По разным оценкам, до 70% "люберов" в 90-е были вовлечены в криминал. Когда в нулевые годы журналисты нашли на интернет-форумах ряд бывших "люберов", каждый из них заявил, что из их "качалки" 90-е пережила всего пара человек. К тому времени выжившие постарались уйти в легальный бизнес и не любили вспоминать свою буйную молодость.

Успешные "любера"

Лю́беры или любера́ — подростковое движение, возникшее в городе Люберцы Московской области в конце 70-х годов XX века и существовавшее до 1990-х годов во многих городах СССР.

Содержание

История

Можно выделить два этапа развития люберов. Вторая половина 70-х (первая волна), в 80-х (83-й)началось объединение и середина 80-х (вторая волна). С 1989г движение стало распадаться и в 1990-м прекратило свое существование. На их место пришли подростки со значками Ленина, но люберами они однозначно не были. После распада движения, ряд его активных участников стали в основном рабочими на заводах, поступили в институты, занялись бизнесом, некоторые ушли в криминал. На данный момент многих нет в живых. Основная цель - подготовка к службе в армии.

Зарождение и развитие

Люберцы были одним из центров столичного региона, где в 1970—80-е годы на волне подготовки к Олимпиаде-80 при поддержке местных властей активно развивались школы силовых видов спорта. В моду вошло увлечение культуризмом, который, несмотря на формальный запрет, активно развивался в городе [3] . Первый тренажерный зал появился на улице Мира, 7а, затем в городском дворце культуры открылась знаменитая СДЮШОР по тяжелой атлетике, возникли несколько атлетических клубов. В 1983—1987 году в СПТУ им. Гагарина на уроках физкультуры использовались силовые гимнастические упражнения и работа со штангой в качестве эксперимента с целью развития силовых качеств допризывной молодёжи.

Кроме того, важным сплачивающим фактором явились поездки групп люберецкой молодёжи в места молодежного массового отдыха в Москву (крупные парки, центральные дискотеки, кафе). В ряде случаев эти поездки приводили к конфликтам с московскими молодёжными группами вызывающей внешности.

Немалую роль в формировании субкультуры люберов сыграло появление в начале 1980-х годов небольших групп неофашистов, периодически организовывавших различные выступления (к примеру, 20 апреля 1979 и 1981 годов, приуроченные ко дню рождения Гитлера). 20 апреля 1982 года на Пушкинской площади произошло первое массовое столкновение люберов с московскими неофашистами, закончившееся рукоприкладством. По ряду данных, помощью люберчан отчасти воспользовалась московская милиция, также собиравшаяся разгонять неофашистов. [4]

1986 год — конец 1980-х. Организованная субкультура

Молодёжные группы, аналогичные люберским, начали появляться и в других городах Советского Союза, к примеру, в Ленинграде. Появилась мода на люберов по всему СССР. Это был ответ молодёжи на появление массовых проявлений неформальной культуры.

После 1990-х. Распад.

В конце 1989, с началом политических и экономических катаклизмов и распадом СССР, движение пошло на спад — в новых условиях идеи люберства были неактуальны. Часть люберов ушла в спокойную жизнь, а часть под влиянием "сидевших" в криминальную деятельность, влившись в ряды Люберецкой и других преступных группировок. [4] Остальные же люберы попросту остепенились. На сегодняшний день люберов как таковых в России практически не осталось. Воспоминания о них сохраняются только в песнях ряда исполнителей русского рока и некоторых фильмах тех лет.

Кто-то погиб. Кто-то ушёл на зоны. Кто-то стал нормальным бизнесменом или просто служащим. Ну а кто-то остался бандитом в той самой люберецкой ОПГ и погиб.

По состоянию на 2009 год Люберцы уже не входят в тройку самых криминогенных городов Подмосковья. [7]

Одежда

Люберы предпочитали свободную одежду: широкие штаны. В зимнее время надевали обтягивающие вязаные шапочки, белые шарфы и войлочные ботинки на молнии "прощай молодость".

Музыка

Отличительные черты

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Клетчатые штаны, значки с Лениным, тренажёрные залы и ненависть к неформалам. Только в Союзе, где в причудливом котле переплавлялось советское и западное, могло появиться движение люберов — культуристов с окраин, которые поставили себе цель: очистить столицу от скейтбордов, ирокезов, брейк-данса и тяжёлой музыки.

FURFUR продолжает серию материалов об истории культуризма в СССР. Как мышцы встали на службу коммунистической идеологии? Почему телогрейка для любера — лучше всего? И при чём тут парк Горького?

Брат любер

Кто такие люберы — советская субкультура качков с окраин. Изображение № 1.

Химия и другие науки

Зимой 1987 года люберецкая милиция провела серию рейдов. Их целью было выяснить, сколько нелегальных качалок функционирует в городе. Милиция выявила около 40 тренажёрных залов и переписала более 500 посетителей. Большинство качалок располагались в подвалах, причём некоторые были заняты самозахватом, или попросту сквотированием — без уведомления коммунальных организаций.

Другой частой проблемой были низкие потолки подвалов — они не подходили для выполнения жимов стоя и ряда других упражнений. По легендам, люберецкие качки решали этот вопрос, делая посреди зала ямы. В ямы становились со штангой и уже не доставали руками потолка.

Кто такие люберы — советская субкультура качков с окраин. Изображение № 2.

Люберы субкультура

СССР был страной не только советов, но и запретов. В той уникальной атмосфере все было самобытным, в том числе, и молодежные субкультуры. Одной из них стали люберы – адский сплав культуризма, патриотизма, ненависти ко всему западному и поклонения грубой силе. Они появились в эпоху брежневского застоя и исчезли вместе с Советским Союзом.

Содержание

Зарождение люберов

Люберцы в 1970-е годы были промышленным пригородом Москвы, где жило около 150 000 человек. В 1974 году на очередной сессии Международного Олимпийского комитета Москву выбрали для проведения летних Олимпийских игр 1980 года. Столица нашей родины начала масштабную подготовку к этому событию, а в городах вокруг нее местные власти стали активно развивать школы силовых видов спорта. Коснулось это и Люберец.

Культуризм в Советском Союзе после короткого расцвета 1960-х годов оказался под запретом. Он не вписывался в идеологию строителя коммунизма. От человека труда требовались сила и выносливость, а качки делали упор на эстетику и наращивание мышечной массы. Поэтому бодибилдинга, как и многого другого, в СССР официально не было. Но вирус культуризма уже попал в массы, и для люберецкой молодежи он стал объединяющим.

Парни из Люберец, как это было принято повсеместно, объединялись в небольшие группировки по территориальному принципу. Они били чужаков по универсальному правилу “не ходи на мою улицу”. В конце 1970-х годов люберецкие начали формироваться как единая общность, и скрепляющим фактором тут стал именно культуризм.

Качки люберы

Качки люберы

Качки люберы

Качки люберы

Идеологии люберов

Крепкие парни из Люберец быстро нашли еще один объединяющий фактор – покорение новых земель. Дома стало тесно, и люберы начали ездить в другие подмосковные города, где провоцировали местную молодежь на драки. Они часто приходили на дискотеки с одной целью – спровоцировать конфликт, чтобы потом решать его на кулаках. В те же годы уличные молодежные банды формировались и в Казани. Но в отличие от казанцев люберецкие предпочитали драться на кулаках и не использовали оружия.

Вообще традиция выезжать за пределы своего района, лихо кого-то бить и возвращаться обратно у советской молодежи появилась еще до люберов. Отсчет тут надо вести с 1960-х годов, когда в городах стали создаваться ПТУ. У обучающихся там молодых людей была одна полезная льгота – бесплатный проезд. Они пользовались ею, в том числе и не в самых мирных целях.

Культуристы из Люберец быстро почувствовали свою силу и замахнулись выше – начали выезжать в Москву. Поездка выглядела так: собиралась большая толпа, садилась в электричку и сходила на перрон на площади трех вокзалов. Злые пассионарии с окраин искали врага и быстро нашли его в москвичах с их вызывающей внешностью, заносчивостью и чуждыми идеалами.

В конце 1970-х в Москве уже стали заметны разные неформальные движения. Например, в 1979 и 1981 годах проводили свои выступления неофашисты. Они делали это в день рождения Гитлера – 20 апреля. Люберы увидели здесь вызов и в 1982 году накрыли такое мероприятие, проходившее на Пушкинской площади. Закончилось все ожидаемо крупной дракой.

Московской милиции славящие Адольфа Гитлера представители молодежи тоже не нравилися, и у нее с люберами сформировался ситуативный альянс. По воспоминаниям представителей движения участников массовых драк задерживали всех без разбора – гражданский правопорядок наводился быстро и железной рукой. А в отделах после выяснения принадлежности люберецких почти сразу отпускали.


Банда люберов

Банда люберов

После первых столкновений с поклонниками Гитлера у люберов сформировалась идеология – они стали антифашистами и патриотами. Окружающие одобрительно смотрели на спортивных парней в простой одежде с натруженными руками и значками с Лениным на груди. Из-за этой атрибутики люберов даже иногда путали с комсомольскими патрулями.

Отряды качков все чаще стали видеть в больших парках, в кафе и на дискотеках. Отлавливали и били они уже не только неофашистов, но и панков, металистов, хиппи, скейтеров и брейкеров. Непривычной внешности и вызывающего поведения было достаточно для того, чтобы оказаться избитым, насильно постриженным и лишенным атрибутики, например, кожаных аксессуаров с шипами или значков с названиями зарубежных музыкальных групп. Любера стали своеобразными боевыми консерваторами. В том числе, они были противниками алкоголизации населения.

Типичный выезд выглядел так: сошедшая с электрички толпа разбивалась на небольшие группы, которые расходились в поисках конфликтов. Неформалы, помимо побоев, получали еще и короткие лекции о том, что они позорят советский образ жизни и в столице им не место.

Если к последней электричке из Москвы бойцы не успевали, то разъезжались по домам на такси. Нищими маргиналами они не были.

Люберы на концерте

Люберы на концерте

О внутренней организации

Подпольных качалок в Люберцах было много, и в них формировались те самые группы, которые потом сливались в большие выезжающие в столицу команды. Сами себя эти группы называли “конторы”. Для членства в них молодым людям нужно было как-то заявить о себе. Лучший способ – поучаствовать в очередной боевой вылазке.

Строгой идеологии движения придерживались далеко не все люберы, хотя именно она отличала их от остальных полукриминальных группировок советской молодежи. Примерно половина из культуристов участвовала в выездах, как бы сказали сейчас, по фану. Отобранные у одних неформалов атрибуты тут же могли перепродаваться другим, а серые будни вполне скрашивались алкоголем.

В середине 1980-х у движения появилась своя символика. В качестве гимна было взято ироничное четверостишие Александра Сизоненко:

“Родились мы и выросли в Люберцах.
Центре грубой физической силы.
И мы верим, мечта наша сбудется:
Станут Люберцы центром России.”

Был у люберецких и свой значок. На нем заглавная буква ‘L’ в треугольнике удерживает снаряженную штангу, а внизу выделяется надпись “Любер”.

Лого люберов

Лого люберов

Люберы в культуре и обществе

Статья Владимира Яковлева в Огоньке

Статья Владимира Яковлева в “Огоньке” “Контора люберов”

Яковлев описал и внешний вид молодых бойцов. Они носили легкие куртки не по сезону, под которыми были видны бицепсы, и широкие клетчатые штаны. Такой крой брюк не стеснял движений в драке, но была тут и идеологическая подоплека. Штаны в клетку тогда массово шили советские фабрики, и патриотично настроенные люберы носили их в пику модным джинсам.

В прессе люберов не романтизировали, но и не слишком осуждали. Журналисты намекали на то, что они вполне могут торговать отобранной атрибутикой. Значок с эмблемой Kiss или Sex Pistols легко находил нового хозяина за червонец. Обирали панков совсем молодые ребята. Порой этим бойцам было по 15-16 лет. Люберы постарше метили выше – били фарцовщиков.

Западную массовую культуру люберецкие парни полностью отвергали, поэтому им были нужны собственные песни. И отечественные исполнители этот спрос вполне удовлетворяли. Среди главных – группа “Любэ”, у которой одним из первых хитов стала песня “Люберцы”. Это был заглавный трек дебютного альбома “Атас”, вышедшего в 1989 году. В песне рассказывается о 16-летнем парне, который идет по кольцевой автодороге – он возвращается в свой родной город. Герой обещает устроить всем новую жизнь, он ведет здоровый образ жизни и критикует капитализм.

“Он мне дарит цепочки, он мне дарит значки,
В его кожаной куртке звенят пятачки
Каждую ночь из Москвы он мне привозит трофей:
Скальпы вражеских панков, амулеты хиппей.”

Егор рассказывал о том, что в Москве был неоднократно бит крепкими парнями в клетчатых штанах за свой внешний вид. Но что удивительно – он достаточно долго жил в самих Люберцах, и там его длинные волосы ни у кого вопросов не вызывали и конфликтов не происходило. Летов сделал вывод о том, что к своим непохожим у люберов было вполне снисходительное отношение. В отличие от неформалов, к которым они ездили в гости. Возможно, именно из желания уколоть оппонентов, Летов в своем хите примешивает к идеологии люберов нотки фашизма. В конце песни на повторе звучит фраза: “Любер, любер, любер, любер алесс!”

Пели о люберах Чиж & Cо и масса коллективов масштабом поменьше. Из наших современников треком “Люберцы” отметился Рома Жиган.

Масштабнее всего историю люберецких качков и борцов с неформалами на киноэкране показал Павел Лунгин. Его второй полнометражный фильм “Луна-парк”, вышедший в 1992 году, рассказывает о группировке “чистильщиков”, которые бьют байкеров, грабят бизнесменов и перевоспитывают гомосексуалистов. Фильм участвовал в основной программе Каннского кинофестиваля. Одним из самых ярких в нем стал эпизод побоища банд качков и мотоциклистов. У Лунгина, кстати, “чистильщики” кроме всего прочего еще и антисемиты.

Если суммировать это с летовским “любер аллес”, то противоречие только усиливается – ведь культуристы открыто пропагандировали антифашизм. Тогда что это? Попытки оппонентов в культурном поле очернить бойцов? В советские времена сложнее было придумать более грязное клеймо чем “фашист”. Или все-таки поклонение грубой силе привело люберов к заигрыванию с Гитлером? Тут докопаться до истины будет уже непросто.

Распад движения

В конце 1980-х о люберах знала уже вся Москва, а их вылазки собирали максимальное число участников. В отдельных драках количество бойцов с обеих сторон превышало 1000 человек. На волне движение стали поддерживать молодые люди из других подмосковных городов. Свои “социалистические” патрули из пригородной молодежи появились и на улицах Ленинграда.

Но жизнь в стране стремительно менялась. Начали возникать первые кооперативы, где сколачивались настоящие капиталы. Любера посмекалистее быстро поняли, что отбирать значки и ремни с заклепками совсем не так интересно, нежели крышевать бизнесменов. Начал работать Рижский рынок, и установление контроля над ним породило Люберецкую ОПГ. Старые идеалы и значки с Лениным были забыты. Часть люберов ушла в спокойную жизнь, а кто-то пополнил ряды преступных группировок с последующим билетом в тюрьму или на кладбище.

Сегодня от движения люберов остались отдельные представители, с улыбкой вспоминающие бурные годы заката страны советов и свою молодость. Они не отказываются от прошлых идеалов, но и вполне спокойно встречаются с бывшими оппонентами, которых били, раздевали и сбрасывали в Москва-реку.

Читайте также: