Отличается ли программа развития школы от традиционного плана развития школы

Обновлено: 05.07.2024

Программа развития школы — это разновидность целевых программ, которые отличаются спецификой своих функций, качеств и структуры, формируются и реализуются в соответствии с основными принципами и методами программно-целевого подхода. Целевая программа как инструмент управления,по сути, является моделью деятельности, с помощью которой можно обеспечить координированность, целенаправленность и эффективность предпринимаемых действий по решению актуальной сложной проблемы. Для того чтобы целевая программа смогла выступить в этом качестве, в ее содержании обязательно должны быть представлены:

проблема или комплекс проблем, на решение ко­торых направлена данная программа;

·
стратегия решения этих проблем;

·
задачи (или направления деятельности), ориентированные на достижение поставленных в программе целей и решение проблем;

·
план действий в рамках каждой задачи;

·
ожидаемые результаты реализации действий, предусмотренных планом;

·
ресурсы, необходимые для получения ожидаемых результатов;

·
организационный механизм управления реализацией программы.


Перечисленные компоненты задают состав логически необходимых разделов любой целевой программы вне зависимости оттого, каково ее содержание.

Программу развития школы можно определить как модель инновационной деятельности, направленной на решение проблем развития школы. Назначение программы развития школы как документа, являющегося инструментом стратегического управления, состоит в том, что она должна решить следующие взаимосвязанные задачи:

1.
Выявить и зафиксировать достигнутый уровень развития школы как педагогической системы, место школы в муниципальной системе образования (то есть в большей системе), актуальные проблемы даль­нейшего развития образовательного учреждения.

2.
Построить и описать в виде некоторого концептуального проекта образ желаемого будущего состояния школы как целостной системы.

3.
Определить стратегию действий по реализации концептуального проекта, то есть установить приоритеты в инновациях.

4.
Сформировать план реализации действий, необходимых и достаточных для перевода школы из сегодняшнего состояния в желаемое.

Программа развития школы призвана выполнять следующие функции:

задавать целевые ориентиры, определять направления действий ее участников, то есть обеспечивать целенаправленность совместной работы исполнителей;

·
определять связи между отдельными исполнителями и их группами, т.е. способствовать координации действий и интеграции усилий исполнителей;

·
быть средством контроля хода работ, достижения промежуточных и конечных результатов, выявления и предупреждения сбоев;

·
способствовать адаптации образовательного учреждения к изменяющимся условиям деятельности, обеспечивая коррекцию действий и планируемых результатов.


Таким образом, ключевые понятия, которые должны быть представлены и раскрыты в программе развития для того, чтобы она смогла выполнить перечисленные выше функции и задачи, — это:

·
проблемы развития школы, на решение которых она ориентирована;

·
новшества, за счет внедрения которых предполагается полностью или частично решить существующие проблемы;

·
образ (проект) обновленной школы, интегрирующий всю совокупность новшеств, которые предполагается ввести в образовательную систему школы;

·
стратегия осуществления изменений;

·
цели программы — ожидаемые результаты изменений;

·
план действий, обеспечивающий получение нужных результатов;

·
инновационные проекты осуществления частных изменений;

·
ресурсное обеспечение программы;

·
механизм управления программой.


2. Структура программы развития школы

Приведенный выше понятийный ряд фактически определяет состав необходимых разделов и в целом структуру программы развития школы как организационной основы управления инновационными процессами:

·
информация об исходном состоянии школы;

·
проблемно-ориентированный анализ, в котором обосновывается выделение определенного перечня проблем развития;

·
концепция (концептуальный проект) новой школы;

·
стратегический план перехода к новой школе, который содержит описание приоритетных направлений действий через комплекс нововведений, необходимых для обновления школы в соответствии с концепцией, а также последовательность их реализации по этапам;

·
цели реализации программы;

·
план действий по достижению поставленных целей;

·
ресурсное обеспечение программы развития;

·
организационный механизм управления реализацией программы.


Все эти разделы взаимосвязаны и отражают последовательность логических шагов по разработке программы развития школы, при которой каждый предыдущий этап является основанием для разработки пос­ледующего.

^ 3. Требования к качествам программы развития школы

Чтобы успешно выполнять свои функции, программа развития как целостный документ должна обладать такими качествами, как актуальность прогностичность, рациональность, реалистичность, целост­ность, контролируемость, чувствительность к сбоям. Ниже приводится краткая характеристика перечисленных качеств.

Актуальность — это ориентация программы на решение наиболее значимых для будущего школы проблем, в результате которой может быть достигнут максимально возможный полезный эффект развития. Прогностичность отражение в целях программы и планируемых действиях не только сегодняшних, но и будущих требований к школе и изменений в условиях ее деятельности.

Рациональность наличие в программе таких целей и мер по их достижению, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволяют получить максимальный полезный эффект.

Реалистичность — соответствие между целями программы и необходимыми для их достижения средствами.

Целостность полнота действий, планируемых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.

Контролируемость — операциональность определения конечных и промежуточных целей (ожидаемых результатов), позволяющая проверять реально полученные результаты на их соответствие целям.Чувствительность к сбоям — это свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от запланированного.

4. обсуждение задач функций и содержания программы развития образования

Методические рекомендации адресованы, в первую очередь, представителям администрации образовательного учреждения, а так же всем педагогическим работникам учреждения.

Программа развития - это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, которое переходит или уже перешло в инновационный режим жизнедеятельности, способный эффективно понижать неопределённость будущего развития для различных субъектов образовательного процесса.

Программа развития существенно отличается от традиционного плана работы школы. Эти отличия связаны, прежде всего, с ее ярко выраженной инновационной направленностью. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы школы, программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении. Итак, Программа развития образовательного учреждения – документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, сопровождающиеся программно-целевым управлением.

В начале разработки программы определим, в какой последовательности будем писать текст программы:

1.Констатация существующего положения дел (проблемно-ориентированный анализ)

2. Определение желаемого будущего (концепция)

3. Определение стратегии и тактики изменений (выражается в формулировке темы, описании проблем, цели, составления проектов и планов мероприятий)

Существует несколько подходов к структуре написания программы развития. Приведём здесь наиболее распространённые варианты авторитетных деятелей образования:

  1. Структура программы развития ОУ (В.Сериков)
  • Аналитическая часть (анализ состояния образования, характеристика достижений, характеристика затруднений и нерешённых проблем, обобщённая справка о состоянии ОУ)
  • Концептуально –прогностическая часть (концепция, планируемые нововведения, результаты, план действий)
  • Ресурсное обеспечение программы развития
  • Приложения (диагностический инструментарий)
  1. Структура программы развития ОУ (И.Сулима)
  • Аналитическое обоснование
  • Постановка целей
  • Постановка задач
  • Выбор средств достижения целей (методы)
  • Содержание и последовательность важных действий по реализации программы
  • Определение сроков действий и получения результатов
  1. Структура программы развития ОУ (М.Поташник)
  • Актуальность темы
  • Новшества в управляющей системе школы
  • Партисипативность (вовлечение работников в решение проблем, управление)
  • Анализ ресурсной базы
  • Кадровые ресурсы
  • Материальные ресурсы
  • Финансовые ресурсы
  • Научно-методические ресурсы
  • Резервное время
  1. Структура программы развития ОУ (В.Лазарев)
  • Проблемы, на решение которых ориентирована программа
  • Новшества, за счёт которых решаются проблемы
  • Проект желаемого будущего (совокупность новшеств)
  • Стратегия осуществления изменений
  • Цель программы
  • План действий
  • Инновационные проекты осуществления частных изменений
  • Ресурсное обеспечение программы
  • Кадровое обеспечение программы
  • Экспертиза программы

При констатации существующего положения дел обычно начинают с информационной справке о школе, которая должна содержать данные, раскрывающие особенности территории, на которой школа действует, специфику контингента учащихся, родителей, формальные показатели результативности, описание структуры управления, специфика педагогического коллектива, внешние связи. Анализ результативности деятельности учреждения необходимо проводить не только в связке планировали – получили, а в контексте внешних вызовов и требований: выявление несоответствия между внешними требованиями и внутренним состоянием. Анализируется только та информация , которая позволяет выявить основные тенденции развития образовательного учреждения за последние три-четыре года.

При подготовке анализа должны быть выявлены противоречия, обозначены проблемы, сформулирована тема программы.

Противоречие – это несоответствие между желаемым и действительным состоянием учебно-воспитательного процесса школы. Требования к формулировке противоречий:

- реальность, т.е. брать для работы противоречия, которые можно решить педагогическими средствами и в рамках школьных возможностей;

- позитивность – разрешение противоречий должно способствовать положительному преобразованию практики.

Проблема – это требующий решения вопрос, который формулируется и выявляется из противоречия. Определить наличие проблемы можно по признакам:

  • Затруднения педагогической практики
  • Анализ педагогической практики на предмет выявления требуемых знаний
  • Недостаток в результатах работы системы школьного обрпазования
  • Неясность причин и способов устранения недостатков

Требования к формулировке проблемы: актуальность проблемы (возможность влияния на результаты учебно-воспитательного процесса, наличие объективных средств, условий для решения проблемы)

Проблема может формулироваться в виде

Наиболее распространенные ошибки при анализе проблем: произвольность выбора проблем, неполнота выявления проблем, отсутствие ранжирования проблем (какие являются приоритетными и требуют решения в первую очередь, какие реально решить в обозреваемом будущем, на решение каких проблем будет сосредоточена программа развития), ориентация проблем на требования сегодняшнего дня без учёта требований, идущих из будущего. Выявленные проблемы должны не просто констатироваться, но получать объяснение, позволяющее понять их причины, прогнозировать, что может произойти, если проблема не будет устранена в будущем.

Проблема определяет формулировку названия программы. Тема программы развития ОУ – это выраженное одним предложением содержание изменения. Требования к формулировке темы:

  • Актуальность
  • Значимость для ОУ
  • Конкретность, точность. Широкая тема указывает на поверхностность программы, мешает определить цели.
  • Проблемность.
  • Прогностичность. При выборе темы нужно серьёзно думать о возможности её решения (о логике работы, диагностике и подтверждении результатов)
  • Грамотность (осторожно пользоваться терминами-понятиями)

Типы формулировок тем: изменение качества А у В в условиях С ; условия изменения качества А у В (или факторы, принципы, подходы); А как В (в качестве А может быть любой педагогический феномен, а в качестве В лишь функция, средство, принцип, форма, фактор, результат).

Определившись с проблемами и темой можно приступать к разработке концепции, целей и задач программы, проектировании результатов.

Концепция – формулировка видения. Видение – сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях - образ наиболее совершенного состояния школы. Конечно, описание будущей педагогической системы школы не должно быть очень детальным, но все принципиальные моменты должны быть в нём отражены: в каких основных компонентах и как желаемая педагогическая система отличается от существующей. Здесь нужно определиться – что и какими способами хочется изменить.

Приступая к разработке стратегического планирования, необходимо, исходя из выявленных на аналитическом этапе проблем, грамотно определить цель.

Цель – это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по окончании программы. Важно, чтобы цель, которая сформулирована в программе была понятна всем участникам программы, чётко сформулирована.

Требования к постановке целей:

  • Реалистичность, посильность, достижимость
  • Контролируемость
  • Однозначность, представляет в обобщённом виде конечный продукт исследования
  • Проверяемость, в отдельных случаях диагностируемость
  • Определённость во времени
  • Операциональность (распределение на задачи)
  • Отсутствие неоднозначных выражений и понятий
  • Отсутствие специальных (профессиональных) терминов
  • Соответствие заявленной проблеме

Деление цели на задачи – неизбежный процесс, делается это для того, чтобы выделить более простые и доступные для выполнения операции, создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности и временит выполнения, смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы. Задачи – это конкретизированные или более частные цели; желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных и параметров этого результата.

Технология формирования задач состоит в расщеплении цели на составляющие, дающие представления о том, каким путём будет достигнута цель. Поэтому задачи формируются в виде перечисления: изучить, описать, выяснить, сформулировать, установить и т.д. как правило, задач не бывает более 4-5.

Требования к представлению задач программы:

  • Формулировка в виде заданий по достижению определённых результатов к определённому сроку
  • Результаты должны быть измеримы (как правило – в цифрах)
  • Набор задач необходим и достаточен для достижения цели
  • Задаче поставлен в соответствие набор мероприятий
  • Набор мероприятий необходим и достаточен для решения задач

Критерием успешности разработки всей программы является её результат . Именно ожидаемый результат определяет цель программы, так как цель программы и её результат взаимосвязаны. Формулируя цель нужно сразу определить возможные результаты. Причём, чем конкретнее результаты (точнее сформулированные), тем понятнее становиться цель программы и тем легче она будет реализовываться. Необходимо понять, в чём конкретно они будут измеряться: где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в обучении.

Основные ошибки разработчиков:

  • ожидаемые результаты представлены не по всем выделенным направлениям, не соответствуют конкретным задачам
  • описание ожидаемых результатов не содержит описание индикаторов, позволяющих оценить меру их реального достижения
  • отсутствует порядок внутреннего мониторинга результатов реализации Программы
  • ожидаемые результаты сводятся к описанию сути проводимых мероприятий, без указания их существенных количественных и качественных характеристик

Для того чтобы достичь результата, запланированного в программе развития образовательного учреждения, необходимо осуществлять мониторинг предпринимаемых стратегических инициатив на основе сбалансированной системы критериев, показателей и индикаторов .

Критерии задают лишь общее направление оценки (например, достижение целей, удовлетворение групп потребителей, приобретение и развитие ресурсов и т.д.) поэтому их требуется конкретизировать через показатели. Показатели бывают количественными (статистика, частота, коэффициенты и т. д.) и качественными (изменения в подходах, поведении, навыках, представлениях, свойствах, уровне понимания и т. д.). Показатели, в свою очередь, конкретизируются через индикаторы, которым присваиваются целевые значения (как правило, в динамике).

В ОУ индикаторы анализируется по итогам учебного года.Для фиксации и проведения анализа показателей и индикаторов рекомендуется заполнять специальную форму:

Как правильно создать главный стратегический документ школы

Управление образовательным учреждением невозможно представить себе без документов, отражающих его основные решения. Стратегическую триаду современной школы формируют образовательная программа, несущая в себе текущие, реализуемые образовательные стратегии; программа развития, в которой дается среднесрочная стратегия школы; и публичный доклад, информирующий общественность о том, насколько удается выполнять свои стратегические планы.

Посмотреть на себя по-новому

Главной в этой триаде документов является программа развития образовательного учреждения.

Это важнейший стратегический документ школы, переходящей (перешедшей) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшей за основу программно-целевую идеологию развития. Программа может рассматриваться как особая разновидность общешкольного плана работы.

Как и другие подобные документы, описываемый нами в обязательном порядке должен содержать аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств их достижения, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение намеченного в установленные сроки, определенность последовательности этих действий, ответственных исполнителей и т.п.

Программы развития также способствуют преодолению неопределенности, упорядочению совместной деятельности и т.д. Заметим, что, поскольку многие из них не содержат таких элементов, они заведомо, по определению, не могут признаваться полноценными.

В то же время имеются достаточно существенные отличия от традиционного плана работы общеобразовательного учреждения. Это связано, прежде всего:

Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно – инструмент, обеспечивающий управление им.

При этом такой документ предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:

1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности ОУ и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию (это, в свою очередь, предусматривает фиксацию и констатацию существующего положения дел, выявление достижений школы и ее конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем на данном этапе в свете меняющихся потребностей и задач).
2. Определить желаемое будущее состояние образовательного учреждения, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям школы и социума (важно иметь в виду: речь идет не об идее идеальной школы вообще или некоторого ее типа, а о концепции будущего состояния именно конкретного учебного заведения).
3. Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния школы к желаемому будущему.

Недостатки в решении любой из них или недостаточная связь между их решениями с неизбежностью приводят к существенным дефектам программы и невозможности ее эффективной реализации.

Нельзя не отметить, что даже попытки осуществления всех этих задач в определенной системе (пусть не всегда и не с первого раза удачные) оказываются весьма полезными для управленческого профессионализма организаторов разработки программ и педагогических коллективов – ведь многие из этих вопросов заставляют совершенно по-новому посмотреть на пройденный школой путь, ее нынешнее состояние, желаемое будущее и пути, к нему ведущие.

А сами ли вы написали?

Образовательное учреждение, имеющее опыт выработки программы развития, всегда существенно отличается от школы, его не пережившей. Поэтому мы убеждены, что при всех неизбежных трудностях и издержках выбор в пользу разработки таких документов был сделан верно (более того, часто приходится слышать сожаления практиков, что им не довелось познакомиться с методикой этого процесса хотя бы немного раньше).

Однако наш анализ существующих программ развития показывает, что, к сожалению, наиболее существенные и сущностные их признаки зачастую авторами-разработчиками не понимаются, что ведет к тем негативным последствиям, о которых мы только что упомянули.

Какие отклонения от сути наблюдаются особенно часто?

Возможно, в какой-то мере в наличии этих дефектов понимания и исполнения можно винить и разрабочиков методологии и технологии программного подхода. В то же время, справедливости ради, заметим, что сущностные характеристики программ развития предельно четко разъяснялись уже с самого начала их массовой разработки (1993 г.).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Программа развития МБОУ СОШ д. Большесухоязово.

Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа д.Большесухоязово

(далее – Программа или Программа развития) является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на период с 2020 года до 2024 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения.

Программа подготовлена рабочей группой школы.

В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованные главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.

Программа является инструментом управления, развитием образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социально-экономическим условиям.

Цель Программы : Совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума на 2021-2024 годы.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

- инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса;

- оснащение 100% кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;

- доступность не менее 75 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам;

- 100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям;

- не менее 25 % педагогов работают по инновационным образовательным технологиям;

- не менее 50 % педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.);-90% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и сдают ГИА - 9, 11;

- не менее 50 % родителей (законных представителей) включены в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.).

Анализ потенциала развития школы:

Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние факторы).

Задачи реализации программы развития на основе проектного подхода

1. Разработка и внедрение системы внутреннего мониторинга на основе современных механизмов

2. Создание системы аналитической работы по мониторингу образовательных результатов

3. Повышение мотивации к обучению и результативности каждого обучающегося школы.

4. Обновление содержания воспитательного процесса на основе национальных приоритетов и ценностей

5. Внедрение в педагогическую практику современных и инновационных образовательных технологий

7. Развитие практики дистанционного взаимодействия между участниками образовательных отношений.

14. Взаимодействие педагогов в сетевых сообществах по обмену опытом (2021-2024)

15. Создание школьной платформы дистанционного обучения (до 2024 г)

Мероприятия под каждую задачу, сроки реализации каждой задачи

1.Разработка и утверждение локальных нормативных актов, регламентирующих ВСОКО (4 квартал 2020 года)

2.Внедрение системы оценивания уровня достижения результатов (постоянно)

3.Проведение анализа рабочих программ учителей – предметников (ежегодно, 3 квартал года)

4.Разработка контрольно-измерительных материалов (ежегодно)

5.Контроль и анализ проведения внешних оценочных процедур (по графикам)

6.Обновление модели методической работы школы на основе результатов внутренних и внешних оценочных процедур (ежегодно)

7.Обновление материально-технической базы школы (ежегодно)

8.Использование нетрадиционных форм обучения (постоянно)

9.Участие коллектива школы в мероприятиях регионального и федерального значения (постоянно)

10.Проведение обучающих семинаров, круглых столов по ознакомлению с современными образовательными технологиями (январь 2021 года)

11.Проведение методических дней по внедрению инноваций (февраль 2021)

12.Использование инновационных педагогических технологий в учебном процессе (2021-2024)

Ресурсы и риски.

Оценка внутреннего потенциала школы

Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения

Сильная сторона

Слабая сторона

• На данный момент в школе все общеобразовательные классы (кроме 11) обучаются по ФГОС.

• Созданы условия для выполнения ФГОС;

• Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки учащихся, в сочетании с не сформи-рованным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся;

• При обновлении содержа-ния образования нет полно-ценной поддержки от роди-тельской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС;

• У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением во ФГОС ООО;

• Консервативный подход некоторых педагогов по

отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС ООО;

• Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов.

• Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях;

•Все педагоги школы прошли курсы повышения квалификации по ФГОС;

• Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования.

• Нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров, приходится реализовывать ФГОС внутри организации, вследствие чего возможны угрозы допустимых ошибок;

•Отсутствие единого подхода к критериальной базе по оценке достижений учащихся.

• В школе создана и реализуется система подготовки учащихся к независимой оценке качества образования;

• Готовность некото-рых педагогов к изме-нениям;

• Возможность само-образования и повы-шения квалификации в очной и заочной формах.

• Не все педагоги школы готовы морально к изменению подходов к обучению;

• Нежелание педагогов изменять формы работы, подходы к учащимся;

•Преемственность при переходе в 5 класс.

• Все педагоги школы своевременно проходят КПК;

•Отсутствие контроля со стороны родителей;

•Низкий социальный уровень некото-рых семей.

•Коллектив профессиональный и творческий.

• Нежелание участия в различных конкурсах мастерства;

•Не все педагоги хорошо изучили профстандарт.

• Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квали-фикации, прои-сходит обмен опы-том на МО;

Возможность посещать район-ные мероприятия методической направленности;

• Старение состава педагогического коллектива;

• Недостаточное стимулирование молодых педагогов, недостаточная социальная поддержка;

•Недостаток практического опыта.

•Наличие опытного и обученного кадрового потенциала;

•Заинтересованность педагогических работ-ников и учащихся в патриотическом воспитании;

•Недостаточная материально-техническая оснащенность базы;

•Заинтересованность различных социальных институтов (МВД, военкомат, органы местного самоуправления).

•Риск потери кадров;

•Изменение концепций по патриотическому воспитанию.

• Расписание, урочная и внеуроч-ная деятельность, кабинеты, обору-дование соответ-ствуют СанПиНам;

• Углубленный медосмотр, кон-троль и отслеживание медицинских показателей

• Витаминизирован-ное питание, отла-женное расписание работы школьной столовой;

• Нет дополнитель-ных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий (например, спортив-ный городок для занятий спортом на свежем воздухе, площадка по отра-ботке ПДД);

• Недостаточное финансирование организации физ-культурно-спор-тивных занятий

на лыжах и других видов спортивной деятельности;

• Привлечение социальных партнеров, для организации учащимся полноценного физического спортивного развития (создание площадки для спортзанятий на свежем воздухе, проведения занятий на лыжах и др.)

• Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью;

• Нездоровый и малоконтролируемый образ

• Есть компьютерный класс, проектор, ноутбуки;

•Создана локальная сеть,

• Создан сайт школы.

•Не все педагоги педагогов используют ИКТ в своей деятельности.

Современный скоростной интернет.

•Отсутствие финансирование для привлечения дополнительных специалистов с информационной средой.

•Частично созданы условия без барьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности;

•Все специалисты обучены по данному направлению.

•Нехватка профессиональных знаний у педагогов;

•Моральная неготовность педагогов к принятию детей с ОВЗ.

•Посещение курсов повышения квалификации по данному направлению;

•Участие в вебинарах по предметным областям, семинарах по инклюзивному образованию.

Снижения качества обучения других детей;

Риск в неправильном определении образовательного маршрута детей с ОВЗ.

· Наличие в школе профессиональной команды педагогов;

• Педагоги пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта,

Функционирование Совета школы, Совета родителей, Совета старшеклассников

• Редко обновляется коллектив молодыми специалистами;

• Некоторые классные руководители не в полной мере используют ресурс родительской общественности при решении проблем организации образовательного процесса;

Формализм в работе Совета родителей

•Перераспределение обязанностей членов коллектива;

• Возможность дистанционного обучения для обогащения опыта и обновления знаний;

• Нежелание должным образом

работать с классными коллективами приводит к распаду как педагогического, так и учебного коллектива в общем;

• Нет взаимодействия с внебюджетными организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов

• Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции, участие в интеллектуальных играх, проектах;

• Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов;

• Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика;

•Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения.

• Выстроена система работы с одаренными талантливыми детьми;

• Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции, участие в интеллектуальных играх, проектах;

• Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов;

• Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика;

со стороны воспитательной части (нет систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение к участию в олимпиадах, конференциях и т.д.); •Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, сущес-твуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения.

Формирования правовой культуры, среди населения, правового обра-зования среди подрастающего поколения до совершеннолетия, привитие чувства гражданственности, патриотизма, формирования идеологии Российской государственности

Перегруз учащихся за счет ведения дополнительных дисциплин и практик.

Формировании определенного образа мышления у подростков, тесное взаимодействие с различными правоохранительными органами через лекции, семинары, посещения, экскурсии и ознакомительные практики.

Анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы до 2024 года – организованный переход, эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на основе гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного процесса.

Проведенный анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения.

Читайте также: