Открытое образование что это такое кратко

Обновлено: 04.07.2024

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - комплексная и целостная система обучения, основанная на взаимодействии учебных учреждений, центров и виртуальных представительств, оказывающих образовательные услуги различным группам населения.

Современная система Открытого образования представляет собой совокупность педагогических, технических, информационных и организационных подходов в образовании, обеспечивающих процесс обучения на основе компьютерно-опосредованной коммуникации. Открытое образование реализуется через дистанционные образовательные технологии (смотри Дистанционное обучение) с помощью информационно-образовательных порталов - учебно-методических и программно-технических комплексов, обеспечивающих доступ пользователя к информационно-образовательным ресурсам.

Цель Открытого образования - создание оптимальных условий для развития личности каждого человека путём непрерывного образования и повышения своего профессионального роста в условиях информационного общества. Открытое образование даёт возможность не только воспринимать инновационные тенденции извне со стороны развивающегося общества, но и модернизировать традиционные формы преподавания и управления образовательным процессом, что способствует внедрению в процесс обучения разнообразных современных методик обучения и программ, новых форм организации учебной деятельности. Инновационные методы обучения обеспечивают личностно-ориентированный подход в образовании, в том числе обучение по индивидуальным, специально разрабатываемым для каждого отдельного ученика учебным планам и заданиям с учётом его интересов и способностей. Система Открытого образования позволяет не только непрерывно обучаться, но и создаёт уникальную информационно-образовательную среду для творческого развития личности как ученика, так и учителя, раскрывая многообразие их возможностей с помощью социальных сетей и сетевых сообществ.

Открытое образование — система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.

Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Важным моментом является то, что в ОО образовательные функции могут выполнять не только традиционные институты (детский сад, школа и т.п.), но и любой другой элемент социальной и культурной среды при использовании его соответствующим образом.

Открытая модель образования результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации, как неотъемлемой её части, не зависит от политики государства в области образования.

В начале XX века традиционная форма образования не могла удовлетворить возросшие потребности населения в образовании. Поэтому стала зарождаться новая модель образования, которая получила название открытой. Эта модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека.

Традиционные формы получения образования очная, заочная, экстернат в системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство.

Цель открытого образования — подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.

Принципы открытого образования.

Учащиеся простраивают свою индивидуальную образовательную программу (ИОП), реализуя индивидуальный заказ на образование, что приводит к выходу за пределы базовой программы ОУ. Для тех, у кого возникают трудности с построением собственной ИОП существует особая педагогическая позиция - тьютор. Классическая же модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность.

Особенности ОО

  1. Использование специализированных технологий и средств обучения — применение компьютеров, сетевых средств, мультимедиа технологий, специализированного программного обеспечения для подготовки учебных курсов и обучения студентов;
  2. Тестовый контроль качества знаний — использование тестовых систем на базе компьютерных технологий;
  3. Экономическая эффективность — улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение, по сравнению с традиционными формами обучения;
  4. Гибкость — возможность обучаться в удобное для обучаемого время, в удобном месте и удобном темпе.
  5. Модульность — возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов.
  6. Параллельность — возможность обучения при совмещении с основной профессиональной деятельностью.
  7. Асинхронность — реализация технологии обучения по удобному для каждого обучаемого расписанию.
  8. Новая роль преподавателя — возложение на него функции координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультирования при составлении индивидуального учебного плана, руководства учебными проектами с помощью компьютерных и сетевых технологий.
  9. Новая роль обучающегося — повышение требований по самоорганизации, мотивированности, навыкам самостоятельной работы и трудолюбию.
  10. Внедрение информационных технологий — технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах.
  11. Интернациональность — возможность экспорта и импорта образовательных услуг.

Система открытого образования (СОО)

Система открытого образования — совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования.

Система ОО функционально состоит из следующих подсистем:

Виды обеспечения СОО

  1. Программное — операционные системы, сетевые системные программы, прикладные инструментальные среды.
  2. Техническое — компьютерное и сетевое оборудование, необходимое для реализации открытого образования.
  3. Информационное — конспекты лекций, учебники, пособия и другие методические материалы на бумажных и электронных носителях, справочники, различные базы данных по методическим материалам, оперативным данным, кадрам.
  4. Методическое — тесты, методики, рекомендации по технологии обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.
  5. Организационное — возможные формы организации учебного процесса ОО, требования к учебным заведениям, осуществляющим ОО.
  6. Нормативно-правовое — нормы и правила, документы Министерства образования РФ и внутренние нормативные документы организаций осуществляющих ОО, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе технологии ОО.
  7. Лингвистическое — набор языковых средств для общения преподавателей, студентов и управленческого состава с программными средствами СОО.

В работающих системах ОО применяют следующие формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения:

Объективность появления

Система открытого образования стала следствием процессов глобализации, демократизации и гуманизации общества. Именно они и позволили данной категории появиться в учебном процессе.

Открытое образование – это результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации. Оно же является неотъемлемой ее частью, не зависящей от проводимой государством политики в сфере обучения граждан.

Вам будет интересно: Торчок — это образ жизни?

книга и картинки

Открытое образование – это наиболее рациональный синтез самых известных форм получения знаний, основанных на использовании телекоммуникационных и коммуникационных технологий. Данный процесс, который называется конвергенцией, носит закономерный и объективный характер. Подобная тенденция присуща явлениям и объектам реального мира, развивающимся в условиях информатизации. Особенно отчетливо ее можно наблюдать в развитии средств, с помощью которых становится реальным пользование информационными технологиями. Ярким примером тому служит компьютер. В нем объединены несвойственные для него функции приемника и телевизора. Кстати, последний также становится довольно сложным программируемым электронным устройством, которое по своему функционалу приближается к компьютеру. Исходя из этого можно предположить, что в будущем все имеющиеся формы получения образования перейдут в одну, которую назовут, например, виртуальной.

Необходимость ОО

Вам будет интересно: Презентабельный вид, его значение в жизни

Открытое образование – это одна из качественных характеристик современного учебного процесса. На сегодняшний день его использование является необходимым для общества. Ведь если еще пять десятилетий назад ценность представлял тот работник, который умел четко и по предоставляемым инструкциям выполнять типичные операции, то на сегодняшний день на первый план выходит тот специалист, который способен предложить созданный им нестандартный продукт. И это является необходимым условием успешной работы не только главы крупной корпорации, но и, например, повара в кафе. Любой сотрудник должен уметь проанализировать ситуацию в целом и найти оптимальное решение, которое будет наиболее эффективно для сложившейся ситуации. Помимо этого, работнику важно уметь проигрывать различные варианты развития событий и проводить их сравнение для принятия верных решений.

Еще одной причиной необходимости внедрения открытого образования является изменение отношения к игре. Ранее она считалась нужным, но при этом только детским занятием. Сегодня же применение игровых форм становится обычным делом для многих сообществ и профессий.

Открытое образование – это то, что позволяет современному школьнику и студенту общаться не только со своим одноклассником, соседом по дому или сверстником. С его помощью легко устанавливаются связи с учащимися, живущими в других странах. Поводом для такого общения становится единство увлечений и интересов. Такие сообщества существовали и раньше. Примером тому могут служить клубы шахмат и филателистов по переписке, сети радиолюбителей и т. д. Тем не менее мир продолжает глобализацию. И благодаря компьютерным технологиям участие в подобных сообществах становится делом более доступной.

Вам будет интересно: Илион - это вымысел Гомера или историческое место?

Таким образом, в связи с произошедшими в человеческом обществе переменами система открытого образования является довольно актуальной. Ведь она позволяет включить учащегося в современные формы жизни и профессиональные практики.

Выполняемые задачи

Суть открытого образования заключена в том, что школьники и студенты получают возможность:

  • Решать предлагаемые им реальные задачи.
  • Ощущать ответственность.
  • Экспериментировать с собственным статусом и социальной ролью.
  • Проводить самостоятельное конструирование своих жизненных стратегий и мира познания, выделяя в нем этические и логические принципы, а также приоритеты и ценности.

На сегодняшний день организацию открытого образования считают дополнением к традиционному обучению. Тем не менее такая система имеет существенные отличия от секций, студий и кружков, которые дублируют школьные классноурочные занятия. ОО принимает формы сетевых клубов и сообществ, а также интенсивных погружений. При этом очень важно, что все это не пускается на самотек. Каждое из сетевых сообществ заранее проектируется и в дальнейшем управляется.

Структура

При изучении характеристики открытого образования становится понятным, что основной его единицей является программа обучения. Однако это не какой-либо план (поурочный или мероприятий). Программа обучения в сфере открытого образования является способом программирования событий, происходящих с его участником. Она ставит перед учащимся задачу, которая является одновременно и заданием, и образом того, что должно в результате с ними произойти. При этом школьнику или студенту предлагается сделать то, что до этих пор сделать было просто невозможно, или же придумать то, что пока еще никто не придумал. Подобное задание является открытым. Это позволяет выполнять его каждый раз по-новому.

человек с двумя гаджетами

Для открытого образовательного события понадобится и соответствующее пространство. Оно представляет собой интенсивные коммуникации, построение которых осуществляется вокруг одной темы. Это может быть общее культурное поле, общий круг музыки, фильмов, чтения и т. д., в котором школьник или студент понимает, что слушает. И смотрит он не для оценки, а ради того, чтобы выявить общий смысл предлагаемой информации.

В идеале размещается открытое образование на платформе страниц и сайтов в социальных сетях. При этом оно представляет собой систему информационных, педагогических и организационных технологий, в которых структурными и архитектурными решениями обеспечиваются протоколы и форматы, предназначенные для обмена информацией. Все они необходимы для обеспечения стабильности, интероперабельности и мобильности, эффективности, а также прочих положительных качеств элементов ОО.

Функционально система открытого образования включает в себя ряд подсистем. Среди них:

Принципы ОО

Вам будет интересно: Юкатанский пролив: география, достопримечательности, интересные факты

Подобная форма получения знаний применяется сравнительно недавно. Тем не менее проведенные по ее изучению исследования позволили сформулировать основные принципы открытого образования. Среди них:

В настоящее время все отчетливее становятся видны контуры всей системы национального открытого образования. Оно начинает рассматриваться как органичное и рациональное сочетание всех форм получения знаний, известных педагогической науке. При этом образовательно-информационные технологии и учебно-методическая база любого учебного заведения позволяют применять ОО вне зависимости от того, является ли весь процесс очным, заочным, дистанционным и т. д. В том случае, когда необходимый материал, а также все дидактические пособия оформлены в надлежащей форме и размещены в ПК, то не имеет значения, куда будут подаваться такие знания. Это может быть как одна аудитория, так и компьютер человека, находящегося за пределами не только города, но и страны.

глобус в руках

Среди принципов открытого образования для высших учебных заведений выделяют также следующие:

  • Возможность бесконкурсного поступления в вуз
  • Самостоятельное планирование обучения, что позволяет сделать составление индивидуальной программы, выбранной из системы курсов.
  • Возможность выбрать темп получения знаний и время, так как отсутствуют фиксированные сроки обучения.
  • Возможность не посещать аудитории и учиться в том месте, где пожелаешь.
  • Переход от движения к знаниям к обратному процессу, когда знания доставляются студенту.
  • Свобода развития индивидуальности.

Принципы открытого образования (дистанционного)дополнительно заключены еще и в следующем:

Любой системе, в том числе и открытому образованию муниципального уровня, присущ принцип незамкнутости. Он указывает на наличие обратной связи с внешней средой. Подобный принцип характерен для всех систем образования, в том числе и открытой. Особенно ярко проявляется этот принцип в период вступления человеческого общества в новую, информационную стадию своего развития. В случае ОО он позволяет поднять процесс получения знания до уровня социального творчества. Интегрируя в себе самое ценное из того, что было разработано наукой, открытое образование способно стать основой дальнейшего активного развития цивилизации.

Технологии ОО

Провести глобальные перемены в стране вряд ли удастся без модернизации системы образования и ее эффективного обновления и развития. Это и позволит воплотить принцип открытого образования. К сожалению, многими педагогами он понимается как подключение учебных заведений к сети Интернет и создание для учеников доступа к ПК, а также проведение базовой подготовки школьников и студентов по основным направлениям сферы применения коммуникационных и информационных технологий. Однако согласиться с этим можно только частично.

люди за ноутбуками

Конечно, платформу открытого образования составляет интернетизация учебных заведений. Тем не менее эта тема должна быть рассмотрена в более широком ее понимании. Ведь основной целью получения знаний в сфере ОО является возможность их использования в самых различных жизненных ситуациях, а также в умении принимать наиболее эффективные решения в случае возникновения тех или иных проблем. Для того чтобы успешно реализовать эти задачи, используют технологии открытого образования. Основные из них рассмотрим более подробно.

Дебаты

Это международная технология, цель которой - научить толерантности, а также уважительному отношению к различным взглядам собеседников и умению успешно работать в команде. Такая образовательная методика позволяет сформировать навыки партнерского общения и способность ученика концентрироваться на самой сути проблем, отстаивать свои идеи, находить необходимую информацию и превращать ее в аргументы.

дети проводят дискуссию

Вам будет интересно: Значение слова "мартышка", примеры употребления

Те школьники, которые были участниками дебатов, указывают на то, что программа позволила им приобрести качества, необходимые для достижения успеха. Такая технология открытого образования может быть применена как в школе, так и за ее пределами. Наличие в ней элементов соревнований позволяет стимулировать поисковую и творческую деятельность учеников, а также тщательную проработку изучаемого ими материала.

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Эта одна из основных технологии открытого образования. Она, как и предыдущая, является универсальной. При ее применении может эффективно работать любой преподаватель-предметник с учащимися различных возрастов - от начальной школы и до студентов вузов.

мальчик и девочка возле книг

Такая технология использует основы педагогической практики, опираясь на чтение и письмо, которые являются базовыми процессами любого вида получения знаний. Ее применение позволяет:

  • решать одновременно задачи и обучения, и развития;
  • гармонично сочетать имеющиеся у учеников навыки общения с навыками работы с текстовым материалом;
  • формировать у обучающихся умение осваивать большие объемы информации.

Применение данной технологии предусматривает прохождение трех стадий – вызова, осмысления и рефлексии. Первая из них позволяет ученикам обобщить и актуализировать имеющиеся знания по предложенной теме. Она пробуждает интерес к ее изучению и мотивирует к получению знаний.

На стадии осмысления педагогом предлагается новая информация. Этот этап предполагает соотнесение услышанного с собственными знаниями.

На стадии рефлексии учащимся необходимо подвести итоги и выработать собственное отношение к изучаемому материалу. Одновременно с этим выявляется непознанная проблема или тема для дальнейшей работы. Она является новым вызовом. Проводится на стадии рефлексии и анализ процесса изучения всего материала. Эта технология открытого образования с успехом применяется не только в данной сфере, но и в любом учебном процессе.

Метод проектов

Рассмотренные выше основные технологии открытого образования являются продолжением традиций педагогических методик, с помощью которых в разное время производилась попытка преодоления границы между учебой и внеучебной деятельностью. Сделать это позволяет метод проектов. При его применении учащийся перестает формально усваивать знания. Он приобретает их при непосредственном планировании, а также выполнении неуклонно усложняющихся заданий.

учитель с учениками

Реализация метода проектов возможна с использованием двух направлений:

Изменение педагогической системы

Использование принципов и технологий открытого образования приводит к преобразованиям процесса обучения. Педагогическая система при этом претерпевает следующие изменения:

Меняется тип деятельности, а также характер тех взаимоотношений, которые имеют место между преподавателями и студентами. Обучающийся становится полноценным субъектом учебного процесса, принимая участие в решениях не только учебно-профессиональных, но и своих профессиональных задач, которые он решает благодаря необходимой помощи преподавателя.

Для освоения системы ОО можно обратиться к ресурсу Центра открытого образования. Он оказывает онлайн-услуги по получению педагогами дополнительного образования.

Научные исследования, проводимые по научно- технической программе «Создание системы открытого образования показывают, что системой образования, которая будет адекватна нарождающемуся в России информационному обществу может стать система открытого образования. Это требует внесения принципиальных корректировок в организацию действующей системы образования с учетом необходимости сохранения и развития наиболее перспективных форм, методов и структур традиционной системы.

Что же скрывается под термином такое открытое образование (ОО)? По нашему мнению, наиболее близко к нашему взгляду на понятие ОО находится позиция Д.Эванса, который определяет ОО как цель или образовательную политику: обеспечение гибкого доступа к образованию, которое строится с учетом географических, социальных и

временных ограничений конкретных обучающихся, а не образовательных учреждений. В свою очередь, ДО - средство достижения указанной цели с помощью которого обучающийся, находящийся на расстоянии от автора учебных материалов, получает возможность учиться в удобное для него время, в удобном месте и без непосредственного контакта с преподавателем.

Аналогичную трактовку ОО дает Центр по проведению исследований в сфере высшего образования и информации Открытого университета (Великобритания) который провел в 1999 г. "Стратегическое исследование вопросов законодательства, аккредитации, признания гарантий качества применительно к системе открытого и дистанционного образования в Центральной и Восточной Европе". В этом исследовании открытое образование трактуется как "гибкая форма обучения, что позволяет ей стать более доступной для студентов (по сравнению с традиционными формами)", а дистанционное образование "является формой приобретения знаний, неотступно следующей за открытым образованием".

Аналогично трактует этот термин Дж. Дэниэл, ''открытое образование может включать или не включать дистанционное образование, в то время как дистанционное образование может или не может оказывать воздействие на открытое обучение".

Таким образом можно сказать, что открытость образования в методологическом плане выступает двуедино: с одной стороны, как открытое включение индивида в различные стороны жизнедеятельности, осуществляемое образовательным учреждением, с другой - как открытость взаимосвязанных образовательных учреждений, как их распределенность (расположения в пространстве и функционирования во времени), что, в свою очередь, способствует открытости включения индивида в различные стороны жизнедеятельности, в действительно открытую систему образования. Разумеется, такая методологическая установка не может быть названа полной, но она, по нашему мнению, самодостаточна для построения теоретической модели открытого образования как одной из форм выражения открытого общества.

Система открытого образования максимально способствует решению главной задачи - расширенному воспроизводству социокультурного бытия, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (материальных и духовных ценностей, знаний, умений) от одного поколения к другому. Мы разделяем точку зрения тех исследователей, которые, основываясь на антропоцентрических идеях, рассматривают институт образования, прежде всего, как феномен культуры, позволяющий человеку в процессе социализации и инкультурации не только реализовать свои природные задатки и возможности, но и, подключаясь к новым массивам информации, адекватно адаптироваться к противоречивым условиям бытия[3].

Изучение научной литературы по проблемам открытого образования дало возможность сделать определенные обобщения и сформировать следующие характерные черты ОО.

1. Открытое образование предполагает открытость будущему, а его
дальнейшее развитие связано с преодолением закрытости и приданием
процессу обучения открытого творческого характера. Открытость
систем (в том числе и общественных) как исходный принцип
предполагает новые подходы в обществознании, смысл которых
заключается в том, чтобы за исходное начало бралась не система в ее
статическом состоянии, а человек с его неповторимостью как
постоянный источник стихийности, неупорядоченности и в то же время
- источник развития.




В открытом обществе человеческая индивидуальность выступает в качестве основы социальных связей людей. Сложность и многообразие задач, возникающих перед обществом, требуют индивидуальной инициативы и, следовательно, индивидуального разнообразия. Именно поэтому свободное развитие индивидуальности является условием свободного развития общества. Для открытой системы образования данное положение выступает основополагающим фактором. Проблема же состоит в том, чтобы найти единый ключ ко всему психическому строю человека: он должен быть вовлечен в обширный открытый мир, чтобы иметь возможность полностью реализовать свои потенциальные возможности.

2. Открытое образование дает свободный доступ к
информационным ресурсам всего мирового сообщества, снимает
пространственно-временные ограничения в работе с различными
источниками информации посредством информационных сетей. Сами по
себе информационные сети не новы. Но объединение цифровой
обработки данных компьютерами, телекоммуникаций, современных
способов аудио-видео представления информации, оптоволоконных
каналов передачи информации и т.п. значительно увеличивают
возможности таких сетей, приводя к созданию новых информационных
технологий. В них видео- и аудиосредства, компьютерные и
телекоммуникационные средства комбинируются новыми
неожиданными способами. При этом требования для пользователей
становятся все более простыми, а сами информационные услуги - более
индивидуализированными.

Существует два основных источника получения информационного преимущества. Первый состоит во внеэкономической монополии на обладание информацией, возникающей при отсутствии информационной свободы (наличие различного рода административных и иных препятствий для распространения информации), когда субъект использует в своих целях информацию, недоступную остальным членам общества. Второй источник получения информационного преимущества состоит в индивидуальной способности некоторых индивидов лучше и

быстрее других оценить и понять общедоступную информацию. В этом случае релевантное знание становится фактором, увеличивающим эффективность услуг труда: возникает инновационный поток, основанный на систематическом применении впервые поступающих в оборот инноваций. Возникновение инновационного потока означает не только то, что знания становятся столь же важным фактором производства, как естественные условия производства и капитал. В этом случае решающее значение приобретают образование и наука, систематическое обучение и переобучение работников, эффективно возможное только в условиях открытости самого образования.

4.Открытое образование предполагает личностную

ориентированность процесса обучения. Личностный подход ставит ближайшей целью задачу выработки качеств личности, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях открытого общества. Идея личностного подхода в значительной степени соответствует концепции образования на протяжении всей жизни человека. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Такая организация образовательного процесса позволяет предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, обеспечивающих непрерывность обучения, получения послевузовского и дополнительного образования.

Добавим еще, что системообразующим началом российской системы открытого образования российского варианта является ее духовно-интеллектуальный смысл, который выступает в качестве субстанции как учебно-воспитательных программ, образовательных учреждений и органов управления образованием, так и государственных образовательных стандартов.

Не менее значима проблема сохранения здоровья обучающихся и обучающих в СОО (известно, что только около 20% выпускников российской средней общеобразовательной школы имеют полноценное здоровье. Аналогичная статистика по выпускникам вузов отсутствует, но можно не сомневаться, что она не обрадует нас).

Как следует из вышесказанного, методологическую основу системы ОО может составить философия ОО, потому, что дает возможность целостного видения образовательных систем, их достоинств и недостатков; проясняет основные целостные ориентиры; формирует интегративное представление об образовании как социальном институте, виде духовного производства и воспроизводства, сфере культуры и одной из важнейших сфер социализации индивида.

Научные исследования, проводимые по научно- технической программе «Создание системы открытого образования показывают, что системой образования, которая будет адекватна нарождающемуся в России информационному обществу может стать система открытого образования. Это требует внесения принципиальных корректировок в организацию действующей системы образования с учетом необходимости сохранения и развития наиболее перспективных форм, методов и структур традиционной системы.

Что же скрывается под термином такое открытое образование (ОО)? По нашему мнению, наиболее близко к нашему взгляду на понятие ОО находится позиция Д.Эванса, который определяет ОО как цель или образовательную политику: обеспечение гибкого доступа к образованию, которое строится с учетом географических, социальных и

временных ограничений конкретных обучающихся, а не образовательных учреждений. В свою очередь, ДО - средство достижения указанной цели с помощью которого обучающийся, находящийся на расстоянии от автора учебных материалов, получает возможность учиться в удобное для него время, в удобном месте и без непосредственного контакта с преподавателем.

Аналогичную трактовку ОО дает Центр по проведению исследований в сфере высшего образования и информации Открытого университета (Великобритания) который провел в 1999 г. "Стратегическое исследование вопросов законодательства, аккредитации, признания гарантий качества применительно к системе открытого и дистанционного образования в Центральной и Восточной Европе". В этом исследовании открытое образование трактуется как "гибкая форма обучения, что позволяет ей стать более доступной для студентов (по сравнению с традиционными формами)", а дистанционное образование "является формой приобретения знаний, неотступно следующей за открытым образованием".

Аналогично трактует этот термин Дж. Дэниэл, ''открытое образование может включать или не включать дистанционное образование, в то время как дистанционное образование может или не может оказывать воздействие на открытое обучение".

Таким образом можно сказать, что открытость образования в методологическом плане выступает двуедино: с одной стороны, как открытое включение индивида в различные стороны жизнедеятельности, осуществляемое образовательным учреждением, с другой - как открытость взаимосвязанных образовательных учреждений, как их распределенность (расположения в пространстве и функционирования во времени), что, в свою очередь, способствует открытости включения индивида в различные стороны жизнедеятельности, в действительно открытую систему образования. Разумеется, такая методологическая установка не может быть названа полной, но она, по нашему мнению, самодостаточна для построения теоретической модели открытого образования как одной из форм выражения открытого общества.

Система открытого образования максимально способствует решению главной задачи - расширенному воспроизводству социокультурного бытия, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (материальных и духовных ценностей, знаний, умений) от одного поколения к другому. Мы разделяем точку зрения тех исследователей, которые, основываясь на антропоцентрических идеях, рассматривают институт образования, прежде всего, как феномен культуры, позволяющий человеку в процессе социализации и инкультурации не только реализовать свои природные задатки и возможности, но и, подключаясь к новым массивам информации, адекватно адаптироваться к противоречивым условиям бытия[3].

Изучение научной литературы по проблемам открытого образования дало возможность сделать определенные обобщения и сформировать следующие характерные черты ОО.

1. Открытое образование предполагает открытость будущему, а его
дальнейшее развитие связано с преодолением закрытости и приданием
процессу обучения открытого творческого характера. Открытость
систем (в том числе и общественных) как исходный принцип
предполагает новые подходы в обществознании, смысл которых
заключается в том, чтобы за исходное начало бралась не система в ее
статическом состоянии, а человек с его неповторимостью как
постоянный источник стихийности, неупорядоченности и в то же время
- источник развития.

В открытом обществе человеческая индивидуальность выступает в качестве основы социальных связей людей. Сложность и многообразие задач, возникающих перед обществом, требуют индивидуальной инициативы и, следовательно, индивидуального разнообразия. Именно поэтому свободное развитие индивидуальности является условием свободного развития общества. Для открытой системы образования данное положение выступает основополагающим фактором. Проблема же состоит в том, чтобы найти единый ключ ко всему психическому строю человека: он должен быть вовлечен в обширный открытый мир, чтобы иметь возможность полностью реализовать свои потенциальные возможности.

2. Открытое образование дает свободный доступ к
информационным ресурсам всего мирового сообщества, снимает
пространственно-временные ограничения в работе с различными
источниками информации посредством информационных сетей. Сами по
себе информационные сети не новы. Но объединение цифровой
обработки данных компьютерами, телекоммуникаций, современных
способов аудио-видео представления информации, оптоволоконных
каналов передачи информации и т.п. значительно увеличивают
возможности таких сетей, приводя к созданию новых информационных
технологий. В них видео- и аудиосредства, компьютерные и
телекоммуникационные средства комбинируются новыми
неожиданными способами. При этом требования для пользователей
становятся все более простыми, а сами информационные услуги - более
индивидуализированными.

Существует два основных источника получения информационного преимущества. Первый состоит во внеэкономической монополии на обладание информацией, возникающей при отсутствии информационной свободы (наличие различного рода административных и иных препятствий для распространения информации), когда субъект использует в своих целях информацию, недоступную остальным членам общества. Второй источник получения информационного преимущества состоит в индивидуальной способности некоторых индивидов лучше и

быстрее других оценить и понять общедоступную информацию. В этом случае релевантное знание становится фактором, увеличивающим эффективность услуг труда: возникает инновационный поток, основанный на систематическом применении впервые поступающих в оборот инноваций. Возникновение инновационного потока означает не только то, что знания становятся столь же важным фактором производства, как естественные условия производства и капитал. В этом случае решающее значение приобретают образование и наука, систематическое обучение и переобучение работников, эффективно возможное только в условиях открытости самого образования.

4.Открытое образование предполагает личностную

ориентированность процесса обучения. Личностный подход ставит ближайшей целью задачу выработки качеств личности, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях открытого общества. Идея личностного подхода в значительной степени соответствует концепции образования на протяжении всей жизни человека. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Такая организация образовательного процесса позволяет предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, обеспечивающих непрерывность обучения, получения послевузовского и дополнительного образования.

Добавим еще, что системообразующим началом российской системы открытого образования российского варианта является ее духовно-интеллектуальный смысл, который выступает в качестве субстанции как учебно-воспитательных программ, образовательных учреждений и органов управления образованием, так и государственных образовательных стандартов.

Не менее значима проблема сохранения здоровья обучающихся и обучающих в СОО (известно, что только около 20% выпускников российской средней общеобразовательной школы имеют полноценное здоровье. Аналогичная статистика по выпускникам вузов отсутствует, но можно не сомневаться, что она не обрадует нас).

Как следует из вышесказанного, методологическую основу системы ОО может составить философия ОО, потому, что дает возможность целостного видения образовательных систем, их достоинств и недостатков; проясняет основные целостные ориентиры; формирует интегративное представление об образовании как социальном институте, виде духовного производства и воспроизводства, сфере культуры и одной из важнейших сфер социализации индивида.

Читайте также: