Какую роль играет образ свидригайлова в развенчании теории сильной личности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Детские образы — это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие дети Мармеладовых подчерки­вают невыносимость убогой, нищенской жизни, как бы оправ­дывают совершенное Раскольниковым. Маленькая девочка, яв­ляющаяся во сне-кошмаре Свидригайлова, вынуждена быть по­рочной уже в свои пять лет, юная девушка пятнадцати лет, покончившая с собой,- это тоже обличение общества.

Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Раскольников видит нищету и обездоленность бедных людей, которые толкают их на пьянство, воровство, проституцию. Это вызывает в нем протест, стремление помочь людям. Но преступ­ление он совершает не только и не столько из-за чувства соци­альной несправедливости. Раскольников хочет проверить, спо­собен ли он быть сильной личностью, преступить нравственный закон. В бунте Раскольникова соединяются социальный протест с крайним индивидуализмом, теорией сильной личности.

Сны Раскольникова не только служат средством характеристики персонажа, но имеют важное композиционное значение. Они воз­никают в момент наивысшего напряжения героя и как бы заверша­ют один из этапов его идейных поисков. Сны Раскольникова пока­зывают, что борьба идет не только в сознании, но и в подсознании героя. Маленькому Раскольникову, каким он видит себя во сне, жалко измученную, иссеченную кнутом и затем убитую топором лошадь. Он во сне обнимает мертвую лошадиную голову и ужасает­ся крови. Проснувшись, он представляет, как топор войдет в че­реп, и это тоже ужасает его. Но он стремится доказать, что спосо­бен превозмочь себя. Этот сон Раскольникова показывает несовмес­тимость задуманного им преступления с такими чертами его характера, как сострадательность и нежность.

В чем состоит теория Раскольникова?

Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?

Социальными истоками преступления Раскольникова явля­ются нищета, обездоленность людей, окружающих его, да и по­ложение его собственной семьи — матери и сестры. Философские истоки заключены в его теории сильной личности.

Какую роль играет образ Свидригайлова в развенчании теории сильной личности?

Какие черты воплощены в образе Лужина?

В чем заключается трагическая ошибка Раскольникова?

Трагическая ошибка Раскольникова состоит в противоречии между субъективно-гуманистическими побуждениями героя и объективно-антигуманистической формой их проявления.

Психологизм Ф.М. Достоевского отличается от психологизма И.С. Тургенева или Л.Н. Толстого. Раскрывая внутренний мир героев, Ф.М. Достоевский показывает столкновение противоре­чивых импульсов, борьбу между сознанием и подсознанием, желанием и осуществлением его. Его герои не просто размышля­ют, они мучительно страдают, анализируют свои поступки, реф­лектируют.

Особую роль в произведении писатель отводит образу Свидригайлова. Этот персонаж и сопоставляется с Раскольниковым, и одновременно противопоставляется ему. Аркадий Иванович Свидригайлов – это циничный и безнравственный человек.

Сначала мрачные петербургские притоны, а затем неожиданное богатство и власть над крестьянами – это все, жутким образом развратило его. Но неспроста Раскольникова, который уже совершил преступление, так сильно тянет к Свидригайлову, ведь это его своеобразный двойник, так сказать, “оборотная” сторона.

Узнав, об убийстве, совершенном Раскольниковым, Свидригайлов воспринимает эту новость совершенно спокойно, в отличие от Дуни, Сони и Разумихина, которые видят в этом настоящую трагедию. Свидригайлов успокаивает и подбадривает Родиона, одолеваемого угрызениями совести и страшными душевными муками. В этот момент открывается главное и самое значительное отличие между ними.

Свидригайлову непонятны и удивительны трагические метания Раскольникова, нравственные и гражданские вопросы он считает глупостью.

По-своему, резко и грубо, Свидригайлов высказывает мысль, которая уже стала понятна и самому Раскольникову: не смог он переступить черту, убийство совершил, а переступить не смог, человеком и гражданином остался.

Свидригайлов же переступил эту черту давно, все нравственное и человеческое он побоку пустил. Цинично, откровенно, а самое главное, точно формулирует он суть бесчеловечной теории Раскольникова, которую считает и своим жизненным принципом: единичное злодейство допустимо, если хороша главная цель. Четко, просто и ясно. Нравственная сторона в этой системе лишняя.

Свидригайлов освободил себя от вопросов, над которыми мучается совершивший преступление Раскольников. Для Аркадия Ивановича хороша любая поставленная им цель, а значит, оправдывается и всякое злодейство, совершенное ради ее достижения. Но даже Свидригайлов, на совести которого лежит много грязных преступлений, неожиданно сталкивается с невидимой преградой внутри себя. Почему он приезжает в Петербург после смерти жены, возможно, им убитой?

Причина, конечно, кроется в Дунечке Раскольниковой. Свидригайлов подготовил для девушки ловушку, все рассчитал – она не могла отказать ему в свидании, ведь дело касалось ее брата, его страшной тайны. Между Дунечкой и Свидригайловым происходит нравственный поединок, это один из самых захватывающих моментов в романе.

Свидригайлов терпит поражение перед душевной силой девушки и перед своей любовью к ней, он вынужден отступить. Вскоре Аркадий Иванович покончил жизнь самоубийством. Смерть – вот окончательный результат постепенного освобождения себя от всех вопросов и преград, от всего человеческого и нравственного.

Однако до самоубийства Свидригайлова между героями-двойниками происходит еще одна встреча. Раскольников идет к Аркадию Ивановичу накануне той самой роковой ночи, когда развернулась борьба стихий на небе, на земле и в душах героев. Раскольников хочет узнать, как жить, переступив черту, но Свидригайлов уже не может дать ему ответ, поскольку осознает, что у него самого нет будущего, что “банка с пауками” – это его вечность, а отчаяние будет преследовать его повсюду.

После этого разговора Родион обращается к Соне и, благодаря этому, остается жить, ведь в ту ночь он тоже был почти на грани самоуничтожения.

Окончательно признав себя “тварью дрожащей”, Раскольников идет сознаваться в преступлении, прекращая свой индивидуалистический “бунт”. По дороге он узнает о смерти Аркадия Ивановича. Эта новость – последнее предупреждение Раскольникову о том, что ожидало бы его в будущем, если бы он продолжил доказывать свою теорию, заглушив голос совести.

Бесчеловечная теория Раскольникова имеет тесную связь с жизненной позицией Свидригайлова, который всегда жил по принципу “все дозволено”.

Чтобы глубже понять характер Раскольникова,
Достоевский вводит в роман "двойников"
главного героя.
В них пародируется или оттеняется какая-либо
сторона личности Раскольникова.
Благодаря этому роман оказывается не столько
судом над преступником,
сколько судом над личностью, характером,
психологией человека.
Один из"двойников! -Свидригайлов.
Свидригайлов, имеющий богатый жизненный опыт,
догадывается о смысле преступления Родиона
и о причинах, толкнувших его на убийство.
Но "высокие побуждения" героя чужды ему,
он открыто смеется над ними.
Развратник и циник, он и без всяких теорий постоянно
преступает все человеческие законы, нормы, обычаи.
И, в отличие от Раскольникова, совершенно не
мучается угрызениями совести.
Однако при всей своей развращенности,
он находится в состоянии какой-то душевной
неустойчивости и тревоги.
Видимо, он сам осознает свою обреченность,
что и приводит его к самоубийству.

Столкнувшись со Свидригайловым, Раскольников
ужасается, так как видит в нем реальное
осуществление собственных идей.
Он хочет лучше понять этого человека, так как это
может помочь ему разобраться в самом себе,
найти различия, увидеть истоки его страданий
и сомнений.

Свидригайлов является предостережением Раскольникову.
Если Родион не послушается голоса собственной
совести и захочет жить с преступлением на душе,
то он будет мучиться, как Свидригайлов.
Поэтому Свидригайлов - самый мучительный "двойник"
для Раскольникова, потому что в нём раскрыиы
глубины нравственного падения человека и душевнвя
пустота человека, решившегося на преступление.

неужели трудно сесть и поучить, дочего технологии дошли скоро мозг нах ненужен будет, можно серое вещество заменять поисковиком смело, мне страшно за будующие поколения

Это нужно учить самому, ведь и интереснее. Но видимо в школах заставляют, а в идеале человек сам должен хотеть.. скажу кое что по теме, Свидригайлов это одна из копий Раскольникова, он видит в нем себя,

История создания

Достоевский писал роман

Краткая биография

Образ Свидригайлова подробно раскрывается в романе. Он был отставным офицером и два года служил в кавалерии. У Аркадия есть покойная жена Марфа и дети, но семьей все они являются только формально. Между ними не было серьезных чувств. Мужчина не любил Марфу Петровну, а вот женщина все делала для него. Они достигли согласия, но жене пришлось мириться с изменами мужа.

Они познакомились за восемь лет до событий романа. Аркадий попал в серьезную долговую яму и только деньги Марфы Петровны спасли его. Они поженились и сразу уехали в имение жены. Там он провел семь лет, никуда не выезжая и тратя состояние жены. Марфу он считал старой и некрасивой, но женщина обожала Аркадия, поэтому мирилась с таким отношением.

Образ Свидригайлова

Свидригайлов совращал крестьянок и изнасиловал глухонемую несовершеннолетнюю девушку. После надругательства она повесилась на чердаке. Кто-то сделал донос на Аркадия и завели уголовное дело. Только помощь жены спасла его от ссылки в Сибирь. Аркадий также довел до самоубийства одного из своих слуг. Он постоянно издевался над подчиненным и пытал его.

Марфа хорошо понимала моральные принципы Свидригайлова и поэтому перед смертью сделала необычный поступок: все свое имущество она завещала детям. Она хорошо понимала, что Аркадий не будет о них заботиться и оставила их на попечение тетки.

Семья перестает существовать после смерти Марфы. Многие люди считали Аркадия причастным к гибели жены и обвиняли его в убийстве. Подобного мнения придерживалась даже Дуня, новая возлюбленная Свидригайлова.

После смерти жены материальное положение Аркадия пошатнулось. Он привык к роскошной жизни, и поэтому продолжил тратить деньги, не понимая, что это приведет к проблемам. Его привыкли считать состоятельным человеком, никто не догадывался о настоящем финансовом положении мужчины. О детях Свидригайлов не беспокоился и считал, что им лучше жить у тетки.

Характер и внешность

Для полного представления Аркадия Ивановича лучше составить детальное описание. На момент событий романа ему исполнилось 50 лет и его жизнь наполнена разными неблаговидными поступками.

Внешние данные Свидригайлова:

Внешние данные Свидригайлова

  1. Рост выше среднего.
  2. Широкие и крутые плечи делали его слегка сутулым.
  3. Волосы густые с небольшой проседью.
  4. Широкая борода.
  5. Глаза голубые.

В целом Аркадий Иванович создавал впечатление человека моложе своих лет. Лицо у него было свежим, в руках он часто держит трость, любит надевать белоснежные перчатки. В его взгляде чувствовалось нечто неприятное. Вся одежда была щегольской и модной.

Портрет Свидригайлова будет неполным без упоминания его характера. Его основные черты:

  • грубость;
  • злость;
  • бесшабашность;
  • сумасбродство и другие.

Нравственный облик Аркадия Ивановича

В то же время Аркадий Иванович знает, как произвести правильное впечатление. Он может показать себя обворожительным и порядочным человеком. С дамами мужчина становится обольстительным и хитрым. Свидригайлов имеет определенные связи в нужных места и долгое время работал карточным шулером.

Переломный момент

Свидригайлов хотел получить любовь Авдотьи (Дуни) Раскольниковой — сестры Родиона. Девушка работала гувернанткой в доме Аркадия. Мужчина соблазнял ее деньгами, устраивал встречи и предлагал ей стать невестой, после чего уехать в город Санкт-Петербург. Он даже предлагает лично убить Марфу, после чего женщина действительно умирает при странных обстоятельствах.

Дуня пугается своего господина и отказывает ему. Она уверена, что именно Аркадий отравил Марфу, поэтому девушка решила носить с собой револьвер. В это время Свидригайлов подслушивал разговор Родиона и Сони — это позволило ему узнать о преступлении Раскольникова. Эти сведения дали возможность шантажировать Дуню.

Свидригайлов и Дуня

Мужчина запер девушку в комнате и начал страстно признаваться ей в любви. В отчаянии Дуня выстрелила в Аркадия, но произошла осечка. В этот момент Свидригайлов понял — ничто не способно заставить Дуню полюбить его.

Он дал девушке убежать, а сам решил пойти на улицу. Он долго гулял по кабакам, но не пил алкоголь. Он зашел к Соне Мармеладовой и отдал ей три тысячи рублей. Помимо страсти к Авдотье у мужчины была еще одна юная невеста. Ее родителям он подарил 15 тысяч рублей.

Аркадий снял маленькую комнатку и решил поспать. В это время ему снится маленькая девочка в гробу — это была жертва, которую он изнасиловал. Эта картина сильно пугает Свидригайлова, он просыпается. После ему удается ненадолго задремать и в это время ему снова видится маленькая девочка. Малышка плакала, а мужчина решил ее утешить. Он относит девочку в кровать, укрывает ее одеялом. Она начала смеяться, и это вызвало гнев у Свидригайлова.

Он проснулся в тот момент, когда был готов ударить малышку. В разбитом состоянии Аркадий выходит на улицу. В это время над городом лежал туман и было малолюдно. Свидригайлов дошел до пожарной части и застрелился.

Свидригайлов не переживал о своих преступлениях и его не мучила совесть, но месть судьбы его настигла в виде галлюцинаций. Сам Аркадий признавался, что его часто посещают приведения. В итоге он закончил жизнь самоубийством.

Значение персонажа

В романе Достоевского каждый герой выполняет определенные функции. Раскольникова и Свидригайлова можно объединять по ряду признаков. У них есть особая теория, которая позволяет оправдывать преступления. По мнению Аркадия, единичное мелкое зло допустимо при условии, что главная цель хороша. По словам Свидригайлова, одно преступление можно оправдать сотней добрых дел.

Как и Раскольников, Аркадий был виновен в нескольких преступлениях — карточном шулерстве, изнасиловании, доведении до самоубийства. Возможно, он виноват в смерти своей жены. Родион и Аркадий считают друг друга странными.

Характеристика Раскольникова и Свидригайлова

Свидригайлов играет важную роль в романе — через его образ раскрывается теория Раскольникова о допустимости свершения преступлений. Но сам Родион пугается своего знакомого и полному отсутствию у него нравственности.

Конец Аркадия был неожиданным. Он решил покончить с собой и перед этим сделал несколько благородных поступков. Но даже это не могло полностью искупить его вину. Причиной самоубийства Свидригайлова стала скука и психологический тупик.

После разговора с Авдотьей (Дуней) Аркадий делает признание ей, и она стреляет в него из револьвера. Этот поступок приводит мужчину к необычной мысли: жизнь не приносит удовольствия. Отказ женщины приводит к пониманию нежизнеспособности теории вседозволенности. Все это заставляет Свидригайлова задуматься об очевидном выходе.

Читайте также: