Кто основал классическую школу менеджмента и ввел организацию массового поточного производства

Обновлено: 07.07.2024

Система Тейлора была внедрена на заводах и принесла свои результаты – высокую производительность труда рабочих.

Г.Л. Гантт. Рабочие – основная переменная в достижении максимальной производительности труда и все остальные параметры должны приспосабливаться к ним. Система поощрительных премий для поддержки усилий человека.

Ф. Гилбрет и Л. Гилбрет анализировали физическую работу в производственных процессах для установления более точных рабочих норм и устранения излишних движений и усилий, т.е. изучали движения с использованием измерительных методов и приборов, таких, как шкалограммы, киносъемка, микро хронометр и др. Л. Гилберт положила начало области управления кадрами. Она исследовала вопросы, связанные с подбором, расстановкой и подготовкой кадров.
Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента: 1.Рациональная организация труда. 2.Разработка формальной структуры организации. 3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Основные положения школы:

1. Использование материального стимулирования работников с целью увеличения производительности и объема производства.
2. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (работ).
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для выполнения задач.
4. Отбор работников под определенные задачи и их обучение.
5. Выделение управленческих функций в самостоятельный вид деятельности.
6. Утверждение рациональных способов управления, доказательство факта, что научное управление возможно.

Административная (классическая) школа менеджмента.

Школа человеческих отношений и ее развитие.

Основатель – Г. Мюнстербергом, М. Фолеттом и Э. Мэйо. В ее основу положены достижения психологии и социологии. Формирование этой школы было обусловлено принципами Тейлора и развитие идей Файоля.

Мейо – проводил эксперименты, посвященные производительности труда. Он установил должн-е инструкции оказывают меньшее влияние, чем члены коллектива.

Впервые исслед-л влияние неформ. групп – развивалось социология, потом психология. Суть Работ Мейо – работники получают возможность реализовать свой потенциал. С ростом потребностей и их удовл-м растет и производительность труда.

По мнению предст-й шк. чел-х отношений направления линии власти с верху в низ по иерархии не может быть эффективным, поэтому координация отношений упр-я должна осущ-ся и по горизонтали.

Делегирование отв-ти должно рассм-ся как двухстор-й процесс, при кот незав-е ур-ни организации делегируются на верх административные функции, а верхние делигируют вниз право выпололнить указан действия.

В обязанности руководителя вкл-ся всестороннее изучение своих подчиненных, этим обеспечивать надежность выполнения передовых функций.

Из ученых этого направления можно выделить Мэри Паркер Фоллетт, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теории лидерства и конфликтов в организации.

Школа поведенческих наук.

Акцент в неоклассической школе поведенческих наук делается на системат-е обращение к индив. поведению и неформам-й организации.

К представителям этой школы можно отнести Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Мак-Грегора, Фредерика Герцберга, Абрахама Маслоу.

Достижение школы человеческих отношений - доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной структуры.

П. Дракер объединил классическое и бихевиоральное направления менеджмента в единую науку. Он является родоначальником широко известной школы рационального менеджмента. Согласно определению Дракера, менеджмент увязывает между собой три элемента: сферу бизнеса, организацию (фирму) и личность менеджера. Этот треугольник признан сторонниками как жесткого администрирования в рамках классического подхода, так и гибкого бихевиорального направления, но каждая из сторон рассматривает треугольник со своих позиций.

Цели менеджмента.

Цель-желаемый результат, которого стремятся добиться. Требования к целям:д.б. конкретными и измеримыми, ориентация во времени, достигаемые цели, операционность целей, множество целей, достижение 1 цели не должно мешать достижению другой.

Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

Классическое направление менеджмента включало в себя три области:

научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);

административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);

концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).

В целом период доминирования классического направления менеджмента был плодотворным – появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность.

Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.

Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им.

Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем (1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо (1880–1945); который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда.

Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет (1868–1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.

Одной из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессора Фредерика Херцберга (род. 1904), обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой.

Генри Форд (1863-1947) является одним из создателей “философии практики“, основные положения, которой таковы:

- высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше;

- обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя.

Как отмечал создатель научной организации труда (НОТ) в России А. Гастев Тейлор разработал определенную организационную механику, а Форд с необычайной технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что вместо людей он поставил чистую технику.

Школа классического менеджмента основана во Франции А. Файолем, который сначала был инженером в крупнейшей горнодобывающей компании, а затем ее директором. А. Файоль придерживался такой точки зрения, что менеджер должен обладать не столько личными качествами, сколько владеть методами управления и институтами как нормами права, регулирующими отношения в процессе управления. А. Файоль разработал следующие 14 принципов управления:

- разделение труда; власть и ответственность; дисциплина;

- единоначалие; единство целей; подчинение личных интересов интересам компании;

- порядок; справедливость; стабильное положение персонала;

- инициатива; корпоративный дух.

Итак, последователи Тейлора разрабатывали эффективные методы производства на базе инженерных наук, а последователи Файоля занимались повышением эффективности управления на основе экономического анализа. То есть обе системы не противоречили, а дополняли одна другую.

Анри Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины ХХ в. Эго классическую модель представляли также Линдалл Урвик, Джеймс Муни и др., однако безусловным фаворитом из них является француз А.Файоль, которого американцы называли отцом менеджмента. Впервые, управленческую деятельность он разложил по функциональному признаку (планирование, организация, мотивация, контроль и координация). Первостепенное внимание в этой системе уделяется администрированию и личности администратора, построенными на единоначалии и централизме; разделении труда, ответственности, дисциплине и порядке; поощрении и инициативе; подчинении единым целям и интересам.



. 34567891011121314151617.
9 |Менеджмент|на использовании методов оптимизации организационных, технических и социальных компонентов производственных систем 11 |Менеджмент|Школа бюрократического менеджмента
Разделы библиотеки
Книги по микроэкономике

Книги по бюджетированию (34)

Финансовый анализ (8)

Книги по финансовому менеджменту (52)

Книги по управлению предприятием (63)

Книги по управлению персоналом (41)
Книги по экономике

Книги по экономической теории (26)

Книги по финансовому менеджменту (10)

ИТ и коммерция (6)

Книги по менеджменту (66)

Банк, страхование (2)

Книги по рынку Форекс (20)

Книги по финансам и кредиту (10)

Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)

Книги по истории экономики (3)

Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)

Экономика России (8)

Бизнес победы. Руководство для менеджера по созданию команды победителей на работе

Бизнес победы. Руководство для менеджера по созданию команды победителей на работе Автор, менеджер крупного производственного подразделения фирмы "Дженерал Моторс", описывает опыт создания сплоченной команды, которая за 15 месяцев смогла вдвое повысить производительность труда и качество продукции и снизить расходы. Выводы подкреплены примерами из его деятельности как тренера хоккейной команды, которую он вывел в победители. Книга продолжает тему использования для целей бизнеса методов воспитания спортивных команд, описанную в книге Дж. Уитмора "Coaching - новый стиль менеджмента и управления персоналом" (М.: Финансы и статистика, 2000). Для управленческого состава фирм. Рекомендуется преподавателям и студентам вузов при изучении курсов "Организация управления" и "Менеджмент".

Основы организации труда. Экономические правовые аспекты

Основы организации труда. Экономические правовые аспекты В книге анализируются научные теории и практика работы предприятий, рассматриваются современные методы управления трудом. С помощью практического пособия специалисты каждого предприятия (фирмы) могут улучшить организацию труда и в итоге повысить производительность, конкурентоспособность, доходы собственников, заработную плату работников. Для руководителей, их заместителей, начальников и специалистов отделов труда и заработной платы, отделов управления персоналом, отделов кадров, профсоюзного актива, государственных служащих, участвующих в управлении трудовыми отношениями. Книга также может быть использована в учебном процессе в системе повышения квалификации по экономическим, юридическим специальностям, по управлению персоналом.

Основы менеджмента

Основы менеджмента В рыночной экономике доминирующее место менеджмента обусловлено тем, что именно управление должно обеспечить связанность, интеграцию производственных и экономических процессов на предприятии с внутренней и внешней средой, конкурентоспособность бизнеса, адаптацию производства к требованиям рынка. В соответствии с наметившейся специализацией в области менеджмента в пособии раскрывается содержание соответствующих прикладных видов знаний и деятельности, а также излагаются системные представления об основных тенденциях российского менеджмента, его креативных составляющих и методах в условиях перевода экономики на интенсивный путь развития. Архитектоника учебного пособия во многом позволяет самостоятельно изучать и совершенствовать знания в области управленческих технологий и системы принятия решений в конкретных производственно-экономических обстоятельствах. Методический аппарат книги способствует успешному овладению материалом и активному применению различных коммуникативных.

Объектное управление. Новационный и инновационный менеджмент в туризме

Объектное управление. Новационный и инновационный менеджмент в туризме В книге рассматриваются теоретические закономерности и практические основы объектного управления новационного и инновационного менеджмента, наиболее важные проблемы понимания объекта управления, политики как искусства управления объектом, механизма управления объектом. На базе широкого использования зарубежной и отечественной практики анализируется возникновение, становление и сущность теории инноватики, даются методология инновационного менеджмента, научные открытия и подходы к новационному менеджменту, тенденции и разновидности его эволюционного развития. Центральное место занимает объектный уклад в управлении предприятиями, туристскими фирмами, механизм управления ими, модельный ряд объекта управления, механизм экономических методов управления на макроуровне. Рассматриваются вопросы создания нового туристского продукта и введение его на рынок, оценка эффективности инновационных проектов. Книга снабжена схемами, таблицами, терминологическим словарем. В оформлении.

Факторы стоимости. Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости

Факторы стоимости. Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости Основу этой книги составляет концепция стоимости, которой, по мнению экспертов, предстоит стать парадигмой бизнеса следующего столетия. Это полезное и очень подробное практическое руководство для менеджеров и тех, кто стремится приобрести эту профессию, помогающее овладеть такими знаниями и навыками, без которых уже сегодня закрыты пути для успешной карьеры в бизнесе. В книге детально разбираются все звенья стоимостной цепочки типичной фирмы и методы выявления рычагов создания стоимости в каждом звене. Она не требует специальных знаний в области финансов, но обязательно - понимания современной деловой среды и желания соответствовать ей. Книгу можно рекомендовать и в качестве самостоятельного пособия, и как вводный курс к углубленному изучению концепции стоимости (в этом случае ее полезно было бы использовать в комплекте с фундаментальной книгой по этой теме: Т. Коупленд, Т. Камер, Дж. Муррин. Стоимость компаний: оценка и управление. М., 1999).

Мотивация, действие и перспектива будущего

Мотивация, действие и перспектива будущего В книгу включены основные работы крупнейшего европейского психолога, автора оригинального теоретического и методического подхода к изучению мотивации и временной перспективы. В работе "Мотивация, планирование и действие" автор разворачивает теорию человеческой мотивации - от отношений индивида с миром до конкретных поведенческих целей и планов. В работе "Мотивация и перспектива будущего" изложена методология и методика изучения качественного содержания мотивации и характеристик временной перспективы. В издание включен обзор новейших исследований в русле концепции Нюттена. Адресуется психологам.

Инструменты эффективного менеджера. 100 ключевых терминов, моделей и концепций современного менеджмента

Инструменты эффективного менеджера. 100 ключевых терминов, моделей и концепций современного менеджмента В этой книге собрано большинство популярных схем, концепций, моделей и инструментов современного менеджмента. Все они разработаны, чтобы помочь менеджеру принимать управленческие решения на основе структурированных схем. Султан Кермалли, один из ведущих европейских бизнес-консультантов, доктор наук, обобщил современные знания об управлении и представил их в удобной и наглядной форме. Используя эту книгу, вы научитесь эффективно применять различные управленческие инструменты и технологии в следующих областях: Стратегическое планирование Маркетинг Бенчмаркинг Управление качеством Управление финансами Тайм-менеджмент Управление персоналом Бизнес-коммуникации Управление изменениями Реинжиниринг бизнес-процессов Стресс-менеджмент

Российские менеджеры. Социологический анализ становления профессии

Российские менеджеры. Социологический анализ становления профессии Монография представляет собой историко-социологическое исследование трансформаций управления в России на фоне возрастающей роли научного менеджмента в академическом контексте и легитимизации профессиональной власти менеджеров. Подробно рассматриваются феномены появления современной организации, институционализации менеджмента как научной и учебной дисциплины в сравнительной перспективе, профессионализации менеджеров с точки зрения социальной теории профессий, а также уделяется внимание социальным, политическим и историческим аспектам развития науки и практики управления в России. Самостоятельным концептуальным элементом исследования выступает анализ профессионализации менеджеров в контексте теории организации, социологии образования, социологии профессий и анализа идеологии. Значительная часть монографии посвящена рассмотрению эволюции управленческого образования как краеугольного камня научно-теоретического обоснования профессиональных притязаний менеджеров на экспертную власть в.

Карьера одаренного менеджера

Карьера одаренного менеджера Обоснован системный подход к управлению персоналом организации, раскрыта сущность деятельности персонала, дана его классификация. Изложены современные концепции управления и кадровой политики, а также методы подбора (найма) и комплексной оценки персонала. Рассмотрена проблема человеческого потенциала менеджера (сущность, элементы, методы оценки, эффективность). Предложены методика оценки управленческого потенциала менеджеров и направления развития человеческих ресурсов. Впервые публикуется подход к выявлению способных к менеджменту людей, развитию потенциала менеджеров и оценке эффективности их работы. Затронуты вопросы адаптации менеджеров в организациях, планирования служебной карьеры и расстановки персонала. Для руководителей предприятий и организаций, специалистов по управлению персоналом, преподавателей и аспирантов.

Общая характеристика классической школы менеджмента

Классическая школа представляет собой одно из научных направлений в менеджменте, основанное на формировании и организации управленческих процессов на предприятии. Также ее принято называть традиционной или административной.

Свое развитие данное научное направление получило в 20-50-х гг. ХХ века. Его фундаментальной чертой выступает признание существования одного единственного способа достижения эффективного производства. Соответственно целью классических менеджеров выступало обнаружение того самого, совершенного и единственно приемлемого, метода управления.

Классическая школа считается одним из основных векторов развития классического направления в менеджменте. Само по себе классическое направление в менеджменте включает три базовых области:

  • научный менеджмент;
  • административный менеджмент;
  • концепцию бюрократических организаций.

В первом случае основное внимание уделяется научному обоснованию и рационализации организации производства, а также преподнесению самого менеджмента в качестве промышленного. Во втором случает акцент делается непосредственно на организации в целом и отдельных функциях управления ею. Третья концепция предполагает необходимость четкого определения должностных обязанностей работников и их ответственности, отделения собственности от управления и ведению формальной отчетности; определяющая роль при этом отводится рациональной, безличной основе.

Таким образом, в основе классической школы менеджмента лежат рационализация управления производством с одной стороны, и исследования проблем управления – с другой. Основополагающей задачей представителей данной школы выступало достижение эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом, а их цель, в конечном счете, сводилась к созданию универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху.

Готовые работы на аналогичную тему

Сторонники классической школы менеджмента стремились управлять организацией посредством воздействия на систему социально-психологических факторов. При этом на первое место выдвигались организационные аспекты труда.

Свое отражение сущность и содержание идей классической школы менеджмента нашли в трудах наиболее известных ее представителей. Рассмотрим их идеи более подробно.

Основные представители классической школы менеджмента и их вклад в ее развитие

Главным достижением данной школы считается разработка общих принципов управления организацией. Пальма первенства в данном вопросе принадлежит А. Файолю. Рассмотрим его принципы управления более подробно.

Согласно А. Файолю у любой организации существует порядка шести основных сфер (техническая, коммерческая, финансовая, бухгалтерская, административная и защитная). Каждая из них нуждается в управлении. Управление, в свою очередь, подразумевает необходимость выполнения ряда функций (рисунок 1).

Рисунок 1. Функции управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Реализация управленческих функций, в общем виде представленных на рисунке 1, согласно рассуждениям А. Файоля, должна осуществляться в соответствии с рядом принципов. К числу таких принципов относятся:

  • разделение труда;
  • власть;
  • дисциплина;
  • единство руководства;
  • единство распорядительства;
  • подчинённость частных интересов интересам общим;
  • постоянство состава персонала;
  • вознаграждение персонала;
  • централизация;
  • справедливость;
  • иерархия;
  • порядок;
  • инициатива;
  • единение персонала.

Впоследствии данные принципы получили свое общественное и научное признание, а их разработка и совершенствование получили свое развитие в трудах других представителей классической школы менеджмента. Так, например, в 1946 году ученик А. Файоля Л. Урвик выдвинул принцип общей цели у всех субъектов деятельности, лежащей в основе их кооперации. Г. Эмерсон разработал комплекс управленческих принципов, основанных на разделении труда, авторитете и ответственности власти, дисциплине, единстве руководства и пр.

Несколько позже практик Г. Форд создал уникальную производственную систему, основанную на движущемся конвейере. М. Вебер исследовал проблемы лидерства и бюрократической структуры власти.

Среди российских ученых, придерживавшихся данного направления, можно выделить А. К. Гастева и П. М, Креженцева. Первый заложил основу комплексного подхода к теории управления, особое внимание уделяя культуре и рациональной организации труда, а второй – в большей степени исследовал управление людьми, понимая научную организацию труда в качестве изучении организационных приемов и определения наиболее рациональных методов организационной работы.

Направления и итоги развития классической школы менеджмента

Основными векторами развития классической (традиционной) школы менеджмента принято считать функциональное и институциональное направления. Первое представлено трудами А, Файоля, а второе - работами Г. Форда и М. Вебера.

Основным достижением классической школы менеджмента и ее представителей считается формулировка процессного подхода к управлению организацией, согласно которому управление представляет собой не самостоятельные, изолированные действия, а является непрерывно повторяющимися и взаимосвязанными, последовательно реализуемыми управленческими функциями. Соответственно, главной задачей менеджмента выступает обеспечение непрерывности их реализации.

Благодаря развитию идей классической школы менеджмента была произведена смена управленческой парадигмы. В частности, речь идет о переходе управленческой парадигмы от упора на самостоятельность отдельных элементов организации к их взаимной обусловленности.

В то же время идеи классической школы менеджмента не лишены определенных недостатков. Чаще всего к их числу принято относить чрезмерный упор на рациональность, индивидуализм и экономизм поведения людей. Кроме того, идеи классической школы управления способствую увеличению формальных моментов, а сами управленцы относятся к людям как к машинам.

Классическая школа (также может называться административной и традиционной школой) - это научное направление в менеджменте, которое базируется на формировании и организации процессов управления на предприятии.

Свое развитие классическая школа получила в 20-50-х годах прошлого века. В её основе лежит признание существования единого способа достижения показателя производства, которого необходимо достичь. В соответствии с этим - цель работающих по такой схеме менеджеров - это обнаружение единственного приемлемого способа управления.

Такая школа считается одним из ключевых векторов развития классического направления, которое в свою очередь включает в себя научную и административную разновидности менеджмента, а также концепцию бюрократических организаций.

Научный менеджмент требует особого внимания к научному обоснованию и рационализации организации производственного процесса. В случае административного менеджмента акцент делается на организацию как таковую и конкретные управленческие функции. Если же говорить о концепции бюрократических организаций, то она подразумевает четкое определение обязанностей сотрудников по должности и их ответственность, отделения собственности от процесса управления и ведению отчетности. Кроме того, важную роль играет безличная рациональная основа.

Иначе говоря, классическая школа основывается на рационализации управления производственным процессом и изучении возникающих проблем. Основополагающая задача работающих по данной схеме специалистов заключается в достижении высокого показателя эффективности хоз. деятельности предприятия как такового. Их цель сводится к получению универсальных управленческих принципов, реализация которых в обязательном порядке влечет за собой положительный результат.

Сторонники классической школы старались управлять компанией путем воздействия на систему психологических и социальных факторов. При этом главными считались организационные трудовые аспекты.

Суть и содержание идей рассматриваемой школы управление нашли своё отражение в трудах множества её известных представителей, о чем стоит поговорить поподробнее.

Представители классической школы, а также их вклад в развитие направления

Ключевым достижением рассматриваемого направления считается разработка общих принципов управления организацией, в чем преуспел А. Файоль. По его трудам каждая организация включает в себя шесть главных сфер, а именно:

  • техническую сферу;
  • коммерческую сферу;
  • финансовую сферу;
  • бухгалтерскую сферу;
  • административную сферу;
  • защитную сферу.

Каждая из вышеупомянутых сфер нуждается в управлении, которое, в свою очередь, требует выполнения ряда функций, среди которых можно отметить контроль, мотивацию, планирование, организацию и координацию.

Отталкиваясь от рассуждений А. Файоля, можно отметить, что реализация функций управления должна производиться с учетом множества принципов, к которым относят единство руководства и распорядительства, централизацию, дисциплину, вознаграждение и так далее.

В дальнейшем принципы были признаны и в общественном, и в научном плане, а их дальнейшая разработка и улучшение осуществлялись в трудах другими представителями рассматриваемой школы. Как пример, в 1946 году Л. Урвик представил принцип единой цели у всех людей, осуществляющих ту или иную деятельность. На данном принципе и основывается их кооперация. Г. Эмерсоном был разработан комплекс принципов управления, которые базируются на разделении труда, дисциплине, ответственности и авторитете власти и так далее.

Спустя некоторое время Г. Фордом была создана уникальная система производства, которая основывалась на движущемся конвейере. М. Вебер занимался изучением проблем лидерства и бюрократической властной структуры.

Есть и российские ученые, которые придерживаются рассматриваемого направления. Как пример, А. К. Гастев, заложивший основу комплексного подхода к управленческой теории с учетом рациональной организации и культуры труда. Также упоминания заслуживает и П. М, Креженцев, занимавшийся исследованием управления.

Направления и итоги развития

Институциональное функциональное направления являются главными векторами развития рассматриваемой школы. Функциональное направление представлено работами А, Файоля, в то время как институциональное трудами М. Вебера и Г. Форда.

Главное достижение классической школы управления и ее приверженцев заключается в формулировки процессного подхода к менеджменту, по которому под процессом управления подразумеваются собой изолированные, но не самостоятельные действия. Они являются взаимосвязанными и реализуемыми в определенной последовательности функциями управления. В соответствии с этим, главная задача менеджмента - это обеспечение непрерывного процесса их реализации.

Развитие классической управленческой школы поспособствовало смене парадигмы управления. А именно подразумевается переход парадигмы от упора на самостоятельность конкретных организационных компонентов к их взаимной обусловленности.

Параллельно с этим идеи рассматриваемой школы, не смотря на весомые плюсы, имеют не определенные недостатки. Обычно к ним относят рациональное и индивидуальное поведение людей. Также к недостаткам можно отнести и экономизм. Идеи данной школы управления способствуют росту количества формальных моментов, а управленцы воспринимают людей исключительно как машин, а не личностей.

Читайте также: