Чем опасен электросамокат кратко

Обновлено: 17.05.2024

Жителям одной из многоэтажек под Петербургом сегодня пришлось экстренно эвакуироваться. Взорвался электросамокат. Огонь быстро отрезал выходы, хозяйку квартиры едва удалось спасти. За жизнь ее мужа сейчас борются врачи. И это только начало нового самокатного сезона. О скрытой опасности - в материале РЕН ТВ.

Эти кадры полностью передают атмосферу ужаса, которая сегодня окутала многоэтажку в пригороде Петербурга: языки пламени не дают девушке выбраться из квартиры. В поисках глотка свежего воздуха она забирается на подоконник и просит прохожих о помощи. Пока спасатели пытаются проехать через множество плотно припаркованных автомобилей, она уже теряет надежду на спасение.

"Она хотела прыгнуть! Это было ужасно на самом деле, очень страшно! Мы кричали ей, не прыгай, подожди! Сейчас к тебе поднимутся", - вспоминает соседка Юлия Меньшикова.

Сейчас девушка в больнице с признаками отравления угарным газом. Вместе с ней в квартире находился мужчина, который выбрался самостоятельно, но тоже серьезно пострадал.

"Он уже выбежал обгоревший, у него были сильные раны, кровь. Каким-то образом он оттуда вырвался", - рассказала местная жительница Дарья Миняева.

Студия на 11 этаже загорелась из-за стоявшего на зарядке электросамоката. Соседи рассказывают, что в шесть утра сначала отчетливо услышали сильный хлопок. И только потом почувствовали запах гари.

Сейчас в подъезде о пожаре напоминает едкий запах гари и копоть на стенах. Соседям уже разрешили вернуться в свои квартиры. Кстати, они говорят, что мужчина, проживающий в этой квартире, от взрыва получил серьезные травмы и в буквальном смысле залил весь пол коридора кровью, следы которой до сих пор остались на стенах.

Мужчина пострадал от осколков взорвавшегося самоката. Он находился в паре метров от него. Спасатели удивлены, что хозяин техники вообще остался жив. Ведь в подобных случаях взрывной волной выбивает окна и даже трескаются стены домов, как это было в Москве несколько месяцев назад.

Павлу Тарасову повезло, в ноябре прошлого года он поставил самокат на зарядку и ушел в магазин. В это время и прогремел взрыв, осколки которого повредили даже припаркованные внизу автомобили. Но совсем недавно в Сочи похожая ситуация закончилось трагедией. Отец и сын не смогли выбраться из квартиры после взрыва самоката.

Удобное средство передвижения или бомба, которая может взорваться в самый неожиданный момент? И, скорее всего, это произойдет дома, ведь мало кто хранит электросамокат, например, в гараже. Причина, как правило, в литийионных аккумуляторах. Они облегчают самокат не в ущерб мощности, но в них и таится опасность.

"Даже если выйдет из строя один элемент, вот просто один, он пойдет разогреваться, литий имеет тенденцию – саморазгон, саморазнос, он будет разогревать другие, они постепенно будут раскаляться практически до малиново-красного цвета и даже выстреливать, как ракетницы, и разогревать следующий, следующий, следующий, то есть процесс практически не остановить", - объясняет мастер по ремонту электросамокатов Олег Бабенков.

Специалисты советуют по возможности не хранить и не заряжать их в квартирах. Если загорится металлический аккумулятор, потушить его подручными средствами в ожидании спасателей практически невозможно.

Из-за правового безволия хаос творится и на дорогах, и в головах.

Однако контролировать самокаты можно и без обновленных правил дорожного движения. © CC0 Public Domain


Количество ДТП с электросамокатами в России растет в геометрической прогрессии, а травмы самокатчиков куда опаснее, чем у велосипедистов. При этом сотрудники ГИБДД часто затрудняются определить виновников аварии, ссылаясь на отсутствие законодательства. Действительно ли электросамокаты в России разъезжают вне правового поля? Кто виноват в многочисленных ДТП — дураки или дороги? Что собираются прописать в правилах дорожного движения и как выходят из положения за рубежом?

Самокатчик-самоубийца?

Только за девять месяцев прошлого года число ДТП с участием электросамокатов, сигвеев и моноколес в России выросло на 166%, сообщается в докладе Научного центра безопасности дорожного движения МВД России. В 266 авариях погибли четыре человека, а ранения получили 279.

Вряд ли показатели аварийности в этом году будут ниже. Например, до сих пор в коме лежит солист Мариинского театра, разбивший голову после падения с самоката в Петербурге на Лермонтовском проспекте. Там же чуть позже автомобиль сбил девушку на самокате. В районе Нового Арбата в Москве лихач сшиб с ног 63-летнюю женщину, которая попала в больницу с переломом шейки левого плеча. В Томске 75-летняя пенсионерка на электросамокате столкнулась с Lada Granta и получила тяжелые травмы.

Право нарушать

Сотрудников ГИБДД правовая оценка аварий с участием новых транспортных средств регулярно вводит в ступор — в СМИ звучат официальные заявления ведомства о том, что контролировать самокатчиков крайне сложно, а законодательство в их отношении не урегулировано. Не ясно, мол, даже как воспринимать новый субъект движения — как пешехода, велосипедиста или водителя полноценного транспортного средства?

Впрочем, Дмитрий Попов уверен, что состава преступления в этом деле нет, и любой адвокат легко отстоит компанию кикшеринга в суде.

Как регулируют за рубежом

В странах Европы, где электросамокаты получили массовую популярность раньше, чем в России, на первом этапе столкнулись точно с таким же хаосом на дорогах и в головах. Сейчас же у каждого государства свое законодательство в этой сфере.

Во Франции скорость движения самокатов не может превышать 25 км/ч, запрещена езда на тротуаре с пассажирами и в наушниках. Минимальный возраст водителя — 12 лет. Транспортное средство должно иметь исправные тормоза, фары и гудок. Нарушителям грозят штрафы от 35 до 1500 €. Движение разрешено только по велодорожкам и дорогам, где максимальная скорость не превышает 50 км/ч.

В Швеции электросамокаты мощностью до 250 ватт могут развивать скорость до 20 км/ч, а более мощные на дорогах использовать нельзя. Кроме того, они должны быть оснащены тормозами и звонком, а для езды в темное время суток — передней и задней фарой и отражателями. Водители младше 15 лет должны ездить в шлемах.

В Великобритании по улицам можно ездить только на прокатном застрахованном самокате и только с правами. На средство передвижения устанавливают ограничители скорости до 25 км/ч. Ездить по тротуарам запрещено. В Испании максимально допустимая скорость также составляет 25 км/час и также запрещается езда по пешеходным зонам и тротуарам. Полиция может потребовать у водителя пройти тест на наличие алкоголя.

Отсечка в 250 ватт

Вернемся в Россию: в декабре прошлого года в ГИБДД пообещали написать правила для электросамокатов. Как заявил замглавы ГУОБДД Владимир Кузин, к весне будет дано определение средствам индивидуальной мобильности (СИМ) и прописаны правила их движения по дорогам общего пользования. Скорость предлагается ограничить 20 км/ч, а владельцев штрафовать за нарушение правил по действующим статьям КоАП РФ. В проекте также предполагается ввести новые дорожные знаки, регулирующие движение СИМ.

Автоэксперт, член общественной палаты РФ Александр Холодов отмечает, что палата разработала свой черновик поправок в ПДД. Документом предлагается приравнять электросамокаты к мопедам в том случае, если мощность их двигателей превышает 250 ватт.

По его словам, детские и маломощные электросамокаты смогут ездить по тротуарам, однако над критериями разграничения специалисты еще будут думать. Ограничен выезд на дорогу может быть самокату в зависимости от его максимальной скорости и веса.

Увы, близится лето, и никаких обновленных поправок в ПДД мы все еще не видим. Но значит ли это, что с хаосом на дорогах до тех пор бороться нельзя?

Штрафовать как мопеды

По мнению Дмитрия Попова, контролировать самокаты можно и без обновленных правил дорожного движения. Сотрудники ГИБДД и прокуратуры пока вправе применять федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ, который отсылает к документу по техническому регулированию, а тот, в свою очередь — к техническому регламенту Таможенного союза.

Развивать инфраструктуру

В то же время очевидно, что без развитой инфраструктуры российские дороги вряд ли станут безопасными для самокатчиков, пешеходов и велосипедистов. В Петербурге на данный момент оборудовано 126 км велодорожек, но этого все равно не хватает. Депутат городского Законодательного Собрания Ирина Иванова также предлагает создать в городе креативные пространства, где любители быстрой езды могли бы разгоняться с ветерком, не угрожая окружающим.

Дмитрий Попов соглашается с коллегой, отметив, что, по неофициальной статистике, ежегодно на российских дорогах погибает 1/10 населения Пскова — 21 тысяча человек. При этом в России самый высокий в мире нештрафуемый порог превышения скорости, самые низкие штрафы и ежегодное сокращение численности сотрудников ДПС.

Саморегуляция кикшеринга

В краткосрочной перспективе навести порядок с самокатами, пожалуй, могут только сами кикшеринговые компании совместно с исполнительными органами власти. Так, в петербургском комитете по транспорту уже прошло совещание с сервисами проката самокатов. По словам зампредседателя комитета Дмитрия Ваньчкова, операторы подтвердили ранее достигнутые договоренности о принудительном ограничении скорости электросамокатов на центральных улицах города до 15-20 км/ч. Вскоре их запретят размещать на Дворцовой площади, а парковка у вестибюлей метро и остановок общественного транспорта будет упорядочена.

Как бы то ни было, четкого запрета на использование электросамокатов в России явно не ожидается. А раз так, очевидно, что правилам дорожного движения требуется серьезный апгрейд — как и дорожной инфраструктуре, которая на несколько десятков лет отстает от развития электротранспортной индустрии.

Модные, быстрые, почти бесшумные, мобильные и очень удобные — первое впечатление, которое производят на окружающих и их владельцев электросамокаты, гироскутеры и моноколёса. Мы провели тест электросамоката Xiaomi Mi Electric Scooter Pro 2 стоимостью почти 50 тысяч рублей и остались им довольны. Но у нас возникли вопросы к правилам дорожного движения, дорожной инфраструктуре и поведению водителей персонального электротранспорта на дорогах и тротуарах.

Фото © ТАСС / Валерий Матыцин

Mi Electric Scooter Pro 2 — электросамокат, который меня научил

Фото © Xiaomi

Для начала — о впечатлениях от попавшего к нам на тест электротранспорта. Его скорость ограничена программно до 25 км/ч, он выдерживает водителя весом до 150 кг, вес транспортного средства без водителя — около 20 кг, одного заряда аккумулятора хватает на 40–45 км пробега, батарея полностью заряжается за несколько часов, зарядное устройство в комплекте.

На руле слева расположен тормоз (с его помощью вы задействуете дисковые тормоза на заднем колесе), а также звонок (для того, чтобы распугивать зазевавшихся пешеходов). Справа на руле имеется только регулятор хода и скорости, удобно располагающийся под большим пальцем.

На центральной части руля расположена кнопка включения/выключения, она же включает переднюю фару и задний ходовой фонарь. Под закалённым стеклом находится цифровая панель с данными о скорости, режиме движения, оставшемся заряде батареи.

Фото © Xiaomi

Для того чтобы начать движение и включить электродвигатель самоката, достаточно один раз оттолкнуться от поверхности и нажать на тумблер скорости. Электродвигатель включается — и вы превращаетесь в стокилограммовый снаряд, готовый снести всё на своём пути. Особенно если вы ни разу до этого момента не пользовались электротранспортом.

Электродвигатель расположен у скутера прямо на заднем колесе, так что нет никаких передаточных валов и никаких задержек, к которым вы привыкли, если пользуетесь обыкновенным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания.

При желании вы уже через пару секунд двигаетесь со скоростью до 25 км/ч. Здорово? Здорово, конечно, если вы надели налокотники и наколенники, а также не забыли про шлем. В противном случае, как только вы примените экстренное торможение, физика и законы инерции не заставят себя ждать, вас перекинет через руль, а следом за вами полетит электросамокат, способный вас покалечить.

Если вы находитесь на ровном асфальте, перед вами никого нет, дорога или тротуар абсолютно свободны, вы можете получить настоящее удовольствие от вождения и скорости. Нет, правда, электросамокат действительно очень хороший, управление им интуитивно понятно, платформа для ног достаточно просторна. В общем, если вы опытный пользователь электросамокатов, можно задуматься о его приобретении. Надёжный корпус, удобный прорезиненный руль, хорошая освещённость дороги в тёмное время суток.

С плюсами самоката и перечислением его характеристик закончили. Давайте разбираться, как они оказались на дорогах и тротуарах и кто несёт ответственность за травмы, полученные или нанесённые в ходе эксплуатации электротранспорта. Кто вообще такой человек на средстве индивидуальной мобильности (СИМ — формулировка Минтранса РФ)?

Умирают ли водители электросамокатов, или они бессмертны?

Фото © ТАСС / Пименов Роман

Автолюбители городов-миллионников давно привыкли к новым участникам дорожного движения. На дорогах общего пользования нет-нет да и встретишь человека на электросамокате, моноколесе или гироскутере. Они перемещаются по дорогам со скоростью потока или немного отставая от него (примерно 40–60 км/ч), придерживаются правой стороны дорожного полотна и выглядят так, будто делают нечто совершенно естественное — например, чистят зубы, поправляют причёску или сидят за рулём настоящего автомобиля. В общем, ощущают себя настоящими полноправными участниками дорожного движения с теми же правами и обязанностями, что и автомобилисты.

При этом, по словам начальника Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, полковника полиции РФ Дмитрия Митрошина, использовать этот транспорт на дорогах общего пользования, а уж тем более на таких магистралях, как МКАД или ТТК в Москве или на питерской КАД, разумеется, давным-давно запрещено.

Вот только альтернативных водителей (а по сути и по букве закона — пешеходов) это, конечно, не беспокоит. Как не беспокоит и то, что они не являются полноправными участниками дорожного движения, зато могут стать участниками ДТП со смертельным исходом.

Хотя пока статистика утверждает, что с 2017 по 2019 год всего лишь шесть человек на средствах индивидуальной мобильности стали участниками ДТП со смертельным исходом. Реальные данные могут быть более печальными.

Фото © ТАСС / Феоктистов Дмитрий

Фото © ТАСС / Феоктистов Дмитрий

По мнению Дмитрия Митрошина, многие погибшие пилоты электроскутеров или моноколёс могли записываться как погибшие пешеходы. А раз пешеходы — добро пожаловать в общую статистику смертности на дорогах России. Довольно-таки катастрофичную статистику, к слову. Ежегодно Россия теряет почти 20 тысяч человек в дорожно-транспортных происшествиях. В 2018 году на дорогах погибло 18,2 тысячи человек, по итогам 2019 года — 16,9 тысячи человек. В 2020 году наблюдался рост смертности на дорогах, что было связано, по мнению экспертов, с необычайно тёплой зимой.

Почти из 17 тысяч человек, скончавшихся на дорогах в 2019 году, практически треть (4,9 тысячи человек) составили пешеходы. Сколько из них находились в момент гибели на средствах индивидуальной мобильности — неизвестно.

Точно так же неизвестным остаётся число пострадавших пешеходов, которые находились на тротуарах. Как обыкновенных пешеходов, так и тех, которые использовали СИМ. Отдельной статистики по такому виду происшествий не ведётся.

Что чувствует пилот электросамоката?

Фото © ТАСС / Артём Геодакян

Фото © ТАСС / Артём Геодакян

По собственным ощущениям, которые мы получили во время теста электросамоката, пешеходы гораздо более непредсказуемы, чем автомобили, и изменяют направление движения без использования предупреждающих сигналов. Кроме того, электросамокат практически бесшумен, поэтому пешеходы не слышат его приближения, приходится постоянно пользоваться звонком.

При этом многие электросамокатчики не стесняются злоупотреблять за рулём, ведь на них не распространяется ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Как результат — пьяные столкновения или риск таковых.

Представьте себе, что в вас или в ребёнка, неожиданно выбежавшего из подъезда или просто играющего во дворе, врезается сто килограммов мяса и железа на относительно небольшой скорости — каких-нибудь 20–25 км/ч.

Что делать с электросамокатами — пока никто не знает

Фото © Shutterstock

В 2019 году в Минтрансе РФ задумались о том, кто же такие наши сограждане на СИМ? Пешеходы или люди, управляющие техническим средством повышенной опасности? В результате Минтранс предложил разработать новые ПДД для новых участников дорожного движения. Под действие этих правил должны были попасть люди на скейтбордах, моноколёсах, гироскутерах и прочих аналогичных устройствах.

Поправки были опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов и… и утонули в паре сотен замечаний. 17 апреля 2020 года разработка поправок была приостановлена. После чего Минтранс внёс новые предложения и снова отдал их на обсуждение общественности.

Полтора месяца назад, 17 августа 2020 года, обновлённые поправки, которые учтут замечания и коснутся СИМ, обсуждались на круглом столе Общественной палаты РФ. Если коротко — они не устроили никого.

По мнению руководителя Союза пешеходов Владимира Соколова, согласно этим поправкам, владельцы СИМ, по сути, превращаются в привилегированных пешеходов, которые имеют право перемещаться по тротуарам на скорости до 20 км/ч. Кроме того, поправки не превращают СИМ в транспортные средства, хотя мопеды сравнимой мощности таковыми являются. Соколов полагает, что проблема в том, что не определена сама цель создания поправок. Точнее, среди целей этих поправок не оказалось безопасности движения.

Фото © Shutterstock

А что насчёт ответственности? С ней тоже всё плохо. Заместитель председателя Комиссии ОП РФ Александр Холодов в ходе того же круглого стола подчеркнул, что владельцы СИМ не попадают в зону ответственности ГИБДД и сотрудники этой службы не могут обеспечивать безопасность движения этих транспортных средств. Да они и транспортными средствами, напомним, не являются.

По мнению Дмитрия Митрошина, нужен комплексный подход к регулированию использования СИМ. Он должен включать в себя и упорядочивание движения, и обучение детей в школах, и создание пропагандистских материалов, и правоприменительную практику.

Тем не менее 14 сентября 2020 года Минтранс направил в аналитический центр при Правительстве РФ новые поправки. Согласно новым вводным, в случае отсутствия всякой инфраструктуры (велодорожек, тротуаров, пешеходных зон) детям от 14 лет и взрослым пользователям СИМ будет разрешено двигаться по обочинам дорог общего пользования, скорость движения на которых не превышает 60 км/ч, навстречу потоку.

Изменится ли что-то радикально? На самом деле не изменится. Вот что сообщили Лайф в Минтрансе РФ: "Требований о регистрации, прохождении обучения, а также обязательной сертификации средств индивидуальной мобильности проектом изменений в ПДД не предусмотрено".

Пьяным гражданам СИМ пользоваться запретят. Но наказания за это пока не предусмотрено. Остаётся надеяться, что к началу следующего сезона поправки пройдут все согласования, будут ещё раз доработаны и переосмыслены и в 2021 году смертность на дорогах России не начнёт расти из-за активных, но довольно безответственных пользователей СИМ. Их, к слову, по подсчётам продавцов СИМ, в Москве и Петербурге уже столько же, сколько автомобилистов. И это не считая сервисов шеринга электросамокатов, которые в этом году появились в нескольких городах-миллионниках России.

Мы все стремимся идти в ногу со временем. Нас уже практически ничем не удивишь. Множество современных приборов, гаджетов, инструментов значительно облегчают жизнь. Но некоторые модные игрушки представляют опасность для общества, хотя на первый взгляд они весьма безобидны.

Опасная игрушка – электросамокат

Вот пример, как суперпопулярное нынче средство передвижения стало опасным для маленького ребенка. 1 июня в День защиты детей, некий мужчина рассекал на электросамокате по парку отдыха, где на тот момент, разумеется, было полно деток.

Мальчик четырех лет катался на велосипеде рядом со своей мамой. Увидев мужчину на самокате, мчащегося на высокой скорости, они не почувствовали опасности, подумав, что мужчина сумеет сбавить скорость или свернуть в другую сторону. Но, к сожалению, мужчина столкнулся с мальчиком.

Ребенок рассек голову об асфальт, попал в больницу и перенес операцию. За это виновнику происшествия судом назначено наказание в виде 300 часов обязательных работ. Помимо этого, семье пострадавших он заплатит компенсацию в сумме 200 000 рублей.

Что гласит закон

К сожалению, таких случаев становится с каждым днем все больше. Но, в настоящее время правила управления электросамокатами не отражены в ПДД.

Вместе с тем, еще в 2019 году Министерство транспорта РФ подготовило поправки в законы, регламентирующие передвижение моноколес, гидроскутеров и электросамокатов по пешеходным дорожкам, согласно которым их скорость не должна превышать 20 км/ч. Сами эти новомодные игрушки отнесены к "средствам индивидуальной мобильности".

Однако, проект Минтранса был отправлен на доработку и до сих пор этот вопрос не решен. Тем не менее министерство в начале июля 2021 года внесло новый проект на рассмотрение с Госдуму РФ, согласно которому вышеуказанным средствам массой более 35 килограмм вообще запрещается выезжать на тротуары.

В заключение

Нет сомнений, что у электротранспорта масса достоинств: удобство, экологичность, надежность. Но, приобретая электротранспорт, собственно так же, как и любой другой транспорт, мало кто задумывается об ответственности на дороге.

Читайте также: