Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в доу

Обновлено: 30.06.2024

Пояснительная записка

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях города Москвы осуществляется введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Все педагогические коллективы работают над повышением качества дошкольного образования. Воспитателям предстоит освоить новые образовательные программы, принять участие в реализации примерной основной образовательной программы образовательной организации, в которой они работают. Особая роль отводится методическому сопровождению педагогов в дошкольной образовательной организации по введению ФГОС дошкольного образования. Переход на новое содержание работы с детьми дошкольного возраста требует вдумчивого отношения к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми.

Цель методических рекомендаций – помочь воспитателям в планировании воспитательно-образовательного взаимодействия воспитателя с детьми в дошкольной образовательной организации по всем виды детской деятельности в течение месяца, недели.

В методических рекомендациях представлены структура рабочего журнала воспитателя, схема календарного планирования и приложения с пояснениями. Циклограмма планирования рабочего дня поможет воспитателям дошкольных образовательных организаций планомерно и последовательно организовать образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольной образовательной организации.

Методические рекомендации разработаны на основе практического опыта работы нескольких дошкольных образовательных организаций и адресованы методистам, старшим воспитателям, опытным и начинающим воспитателям дошкольных образовательных организаций.

Актуальность данной формы планирования – практическая помощь педагогам в реализации образовательных областей, а также осуществлении интеграции всех видов детской деятельности в режиме дня.

В новом законе образовательные организации получили гораздо более широкие права в определении собственной образовательной деятельности.

Программа разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Программа должна быть направлена:

– на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, его сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видам деятельности;

– создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа включает требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

При планировании не стоит забывать и о требованиях к результатам освоения Программы.

В Законе прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять. Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте, в законе запрещена, результат определяется как целевой ориентир. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. Если меняется механизм управления, то, как следствие, меняется механизм планирования.

Новый вид планирования позволит воспитателю планомерно и последовательно организовать образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольной организации для создания условий появления нового образовательного продукта, в создании которого включены и педагоги, и дети, и родители.

Согласно ФГОС ДО, идет распределение видов деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями (п. 2.7 ФГОС ДО). И в настоящее время перед дошкольной образовательной организацией поставлена задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут объединены различные образовательные области. Это новый подход к дошкольному образованию. В дошкольной образовательной организации существовала предметная система обучения и воспитания, и получалось, что знания оставались разрозненными, разбитыми по предметному принципу. Обеспечение систематического интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.

Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, конструкторской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной, чтения художественной литературы и фольклора. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.

В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, легко переносимые из одной сферы в другую, и развитие творческих способностей.

Интегративными формами в дошкольной образовательной организации могут выступать совместные праздники, спектакли, досуги, экскурсии, творческие проекты, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, и т.д. Особенность организации такого процесса в дошкольной образовательной организации такова, что все перечисленные формы не могут существовать сами по себе, выбор определённой темы предполагает их интеграцию. Некоторые темы могут рассматриваться через организацию проекта, где и будет прослеживаться интеграция всех образовательных областей развития и интеграция видов детской деятельности.

Таким образом, планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста осуществляется в дошкольном образовании через интеграцию всего образовательного процесса, объединяющую образовательные области, разные виды детской деятельности, приёмы и методы в единую систему. Следовательно, педагог планирует свою деятельность, следуя за ребенком, наблюдая за его развитием, за его интересами.

В качестве ожидаемых результатов при условии использования данного способа планирования воспитательно-образовательной работы можно назвать возможности и способности педагога:

– планировать разные виды и содержание детской деятельности в соответствии с интересами воспитанников;

– рационально организовывать образовательный процесс, оптимально определять направление развития каждого ребенка;

– реализовывать творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;

– создавать необходимую свободу выбора воспитанниками способов общения и поведения;

– управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;

– видеть проблему и решать ее по собственному замыслу.

Вариант № 1

Планирование воспитательно-образовательной деятельности – это рабочий отчётный документ педагога, в котором заблаговременно определяется порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной деятельности с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.

Мы предлагаем рассмотреть систему планирования для педагогов с учётом современных тенденций и требований в дошкольном образовании. В основу нашего планирования мы положили основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Наши рекомендации содержат таблицы с примерным содержанием планирования. Следует помнить, что планирование непрерывной образовательной деятельности обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы (образовательные области), представляющие определенные направления развития и образования детей, с последующим закреплением материала утром или вечером в режиме дня.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил следующие образовательные области:

Планирование отражает решение воспитательных, развивающих и образовательных задач и направлено на приобретение воспитанником опыта в следующих видах деятельности:

– двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

– игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);

– коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

– познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

– восприятия художественной литературы и фольклора;

– элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

– конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);

– изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

– музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

Алгоритм составления планирования воспитательно-образовательной деятельности педагога

Наше планирование состоит из трех разделов: организационного, воспитательно-образовательного, методического.

I раздел. Организационная деятельность

1. Титульный лист: содержит название документа, название образовательной организации, название возрастной группы, учебный год, Ф.И.О. специалистов, работающих в данной группе.

Воспитатели: Прохорова Н.В., Зайцева Л.А.

2. Список воспитанников, сведения о них (представлен в виде таблицы). Содержит Ф.И. воспитанников, адрес и телефон, Ф.И.О. родителей, особенности воспитанников. Подробная информация важна для организации индивидуально-личностного подхода к каждому воспитаннику.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Индивидуальный подход в обучении детей дошкольного возраста.

Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни

Индивидуальный подход предполагает, что педагог занимается с группой воспитанников, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.

Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих прогрессивных педагогов. Индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир, а также на гуманное отношение педагога к ребенку. Воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активность.

Индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

При разработки образовательной программы, в соответствии с ФГОС, можно выделить один из принципов: учитывание индивидуальных образовательных потребностей ребенка; оценка развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками. Условия, которые предъявляет ФГОС, к индивидуальной работе в детском саду занимает значительное место.

Психолого – педагогические условия – учет индивидуальных способностей ребенка по восприятию и усвоению информации, а также по психологическим характеристикам личности;

Материально – технические условия – оснащение группы и помощь родителей;

Кадровые условия – взаимодействие воспитателя с другими специалистами;

Требования к развивающей предметно – пространственной среде – все оборудование и материалы должны быть безопасными, полифункциональными, вариативными, трансформированными, функциональными

Развитие личности требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов. Опираясь только на природные задатки, положительные средовые влияния и способности учащихся и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть определенную роль в формировании личности. Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и уравниловки в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выполнение и развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей каждого ребенка. У детей одного возраста много общих особенностей физического и психического развития, которые определяются как возрастные.

В зависимости от индивидуальности общие возрастные особенности ребенка проявляются по-разному. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров. На характер и привычки ребенка влияют условия жизни, окружение, особенности семейного воспитания – все это обуславливает необходимость индивидуального подхода.

Отличительные возрастные особенности дошкольников выражаются в следующем:

Эмоциональность и впечатлительность (развитие психических свойств личности);

Запоминание услышанного, понимание своих высказываний (развитие логического мышления);

Развитие и пластичность нервной системы (помогает при воспитании и обучении);

Склонность к повторению с постепенным нарастанием и усложнением материала (приобретение и закрепление навыков);

Интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга.

Развития речи и воображения; восприятия различных форм мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное); и что самое главное, для нашего исследования, развития художественных способностей.

Я.И.Ковальчук выделяет несколько условий для осуществления индивидуального подхода:

Сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива;

Взаимосвязь в воспитании ребенка, педагогов дошкольного учреждения с семьей;

Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка.

Индивидуальный подход требует от педагога дошкольного учреждения любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка, он направлен на повышение качества освоения программы, создание имиджа группы, повышение уровня активности родителей.

Указывая на неповторимость индивидуальности, на необходимость дифференцированного подхода в обучении, воспитании ребенка педагоги дают некоторые рекомендации:

Наглядность очень важна при обучении дошкольников;

При неудачах не нервничать самим и не нервировать ребенка, а находить причины трудностей и смотреть с оптимизмом в будущее;

Не ругать ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять. Пройдет время и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше чем вы;

Хвалите ребенка за его успехи и достижения, не сравнивая с другими;

Следует ориентировать методику обучения на конкретную группу детей или на конкретного ребенка так, чтобы максимально раскрыть их возможности;

Педагогу следует быть максимально терпеливым, понимающим и мобильным, не перебивать ребенка;

Не обвиняйте ребенка в трудностях общения с ним, в непонимании друг друга;

Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь, поэтому ребенок не должен бояться ошибаться. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу;

Не ругайте ребенка за неумение, а попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы;

Главным для педагога должно стать не столько научить чему-то ребенка, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового;

Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка, не преподнося истину;

Признайте за детьми право на индивидуальность.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка. По мнению Я.И. Ковальчук, технология индивидуального подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

Изучение особенностей ребенка посредством наблюдения, специальных опросников, тестов, методик, результаты заносятся в дневник.

Информация анализируется, педагог делает выводы и акцентирует свое внимание на самом важном.

Проанализировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.

После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей, к осуществлению запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения, для изучения индивидуальных особенностей детей. На каждого ребенка составляется характеристика в которую входят :

Общие сведения о ребенке;

Данные о физическом состоянии;

Положительные проявления ребенка;

Отношения к коллективу;

Отношение к труду;

Особенности умственного развития;

С течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно.

Положительное влияние на формирование личности каждого ребенка оказывает индивидуальный подход, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенка в общей педагогической работе со всеми детьми.

К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне.

Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирование личности ребенка, он пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.

Достоинства данных технологий в том, что они создают в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха, выбора задания, способность выполнения задания, оборудования, партнера по деятельности) и предоставляют ребенку возможность реализовать себя как личность.

Данные технологии реализуются воспитателем в непосредственно образовательной и повседневной бытовой деятельности, утренней гимнастике, развлечениях, труде, прогулке.

Диагностика результативности применения технологий и методик личностно-ориентированного взаимодействия воспитателем Оноприенко Н.А.

По результатам диагностики, наблюдений и бесед, было выявлено, что мальчик мало интересуется музыкой , испытывает трудности при пении и выполнении музыкально- ритмических движений. Кирилл затрудняется в определении жанра прослушанного произведения и инструмента, на котором оно исполняется, характер музыкального произведения. Ребенок затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах, не проявляет себя в творческой, танцевальной и музыкально -игровой импровизации. Кирилл замкнутый мальчик, не проявляет творческой активности.

Для преодоления проблем, к ребенку требуется индивидуальный подход . Ведущим направлением в работе является развитие музыкально -творческой активности в образовательной деятельности и в свободное время, потребности к восприятию музыки .

На основе выводов, полученных при анализе ситуации развития ребенка , я определила, что целью является формирование у ребенка интереса к музыке , творческой активности в разных видах музыкальной деятельности .

Чтобы осуществить эту цель, поставила следующие задачи :

• Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности .

• Развивать и совершенствовать музыкальные способности .

• Формировать культуру слушания музыки .

• Формировать певческие и музыкально -ритмические умения и навыки.

• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.

• Музыкальные дидактические игры ;

• Музыкальные подвижные игры ;

• Детские музыкальные инструменты .

• Проявляет интерес к музыке

• Владеет навыками слушания музыки

• Владеет певческими и музыкально -ритмическими умениями и навыками

• Проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности

Родители активно участвуют в образовательном процессе .

Для дальнейшей работы с мальчиком был составлен план индивидуальной работы совместно с воспитателями, подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей , организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.

Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком

Взаимодействие с семьей

Развитие тембрового и динамического восприятия.

Игра на детских музыкальных инструментах : ложки, бубен, колокольчик, металлофон.

Музыкальный руководитель , воспитатели, родители

Формирование навыков культуры слушания музыки .

Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки .

Советы как научить ребенка слушать классическую музыку и высказывать своё мнение о ней.

Музыкальный руководитель , воспитатели, родители.

Работа над звуковысотным восприятием.

Подбор музыкальных игр по развитию звуковысот-ного восприятия.

Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания) :

- «Составь предмет из фигур.

Игры на закрепление психических процессов :

Музыкальный руководитель , воспитатели, родители.

Совершенствование музыкально -ритмических движений:

- развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки ;

- передавать музыкальный образ в играх и танцах .

- выразительно выполнять движения танцев, игр.

Музыкальный руководитель , воспитатели, родители.

Развитие и совершенствование ритмического слуха:

- Игра на одной пластине металлофона.

Игры с ребенком на развитие ритмического слуха :

Музыкальный руководитель , воспитатели, родители.

Развитие певческих умений и навыков:

- чисто интонировать мелодию;

- четко проговаривать слова песни;

- правильно брать певческое дыхание

-петь коллективно и индивидуально .

Вместе с ребенком петь песни , импровизировать их.

Музыкальный руководитель , воспитатели, родители.

Побуждение к элементарному музыкальному творчеству :

- выполнение дыхательной гимнастики;

- использование знакомых плясовых движений в импровизации;

-выразительная передача музыкальных образов в игре ;

- придумывание мелодий на металлофоне.

Игры на развитие творческих способностей :

Результаты действия маршрута. В процессе реализации индивидуального маршрута у Кирилла повысился общий уровень музыкального развития. Воспитанник стал проявлять активный интерес к музыке, овладел навыками слушания музыки, может высказаться о характере прослушанного произведения, повысились певческие и музыкально-ритмические навыки и умения, а так же проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности.

Индивидуальный маршрут развития

воспитанника средней группы Артема Б.

Проблема в развитии

В ходе мониторинга, наблюдений и бесед, было выявлено, что Артем Б. испытывает ряд трудностей по освоению разных видов музыкальной деятельности.

I. Восприятие музыки

1. Не сформирован навык культуры слушания музыки, музыкальная память

2. Не развито умение чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном

3. Не сформировано умение замечать средства музыкальной выразительности (тихо, громко, медленно, быстро)

4. Не развита способность различать звуки по высоте

1. Не сформирован навык выразительного пения

2. Не четко произносит слова

3. Неправильно пользуется дыханием

4. Не развит навык сольного пения без инструментального сопровождения

III. Движение под музыку

1. Выполняет движения не ритмично

2. Не умеет самостоятельно менять движения в соответствии с музыкальными фразами

3. Не ориентируется в пространстве, затрудняется выполнять перестроения

IV.Игра на детских музыкальных инструментах

1. Не сформировано умение игры в ансамбле

На основе выводов, полученных при анализе ситуации развития ребенка , я определила, что целью является развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника.

Чтобы осуществить эту цель, поставила следующие задачи :

  • Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка
  • Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности .
  • Развивать и совершенствовать музыкальные способности .
  • Формировать культуру слушания музыки .
  • Формировать певческие и музыкально -ритмические умения и навыки.
  • Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество
  • Наглядно-дидактические пособия
  • Альбом, иллюстрации
  • Музыкальные дидактические игры
  • Музыкальные подвижные игры
  • Детские музыкальные инструменты
  • Сформирована культура слушания
  • Развита способность различать звуки по высоте
  • Владеет певческими и музыкально -ритмическими умениями и навыками
  • Проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности
  • Владеет навыками игры на детских музыкальных инструментах
  • Родители активно участвуют в образовательном процессе

Для дальнейшей работы с Артемом был составлен план индивидуальной работы совместно с воспитателями, подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей , организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.

Читайте также: