Открытие навигацкой школы где изучалась астрономия кто сделал

Обновлено: 07.07.2024

Санкт-Петербургский военно-морской институт — одно из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга. В своём нынешнем виде существует с 1998 года, когда были объединены между собой ВВМУ им. М. В. Фрунзе и ВВМУПП им. Ленинского Комсомола. С 2001 года носит название Морского Корпуса Петра Великого. В институте осуществляется подготовка офицеров военно-морского флота на 5 факультетах: штурманском, гидрографическом, минно-трального и противолодочного вооружения, крылатых и баллистических ракет подводных лодок, а также специальных вооружений.

Содержание

Навигацкая школа (1701 год)

14 января 1701 года (по старому стилю) Указом Петра I была основана Школа математических и навигацких наук. Целью создания этого учебного заведения было обеспечение комплектования создающегося российского флота отечественными кадрами. С июня 1701 года Школа располагалась в Москве в Сухаревой башне Кремля. Готовила она специалистов не только для флота, но и для армии и гражданской службы. Школа делилась на классы — в первых двух обучали неграмотных русскому языкуи началу счёта. После этого большинство выходцев из бедных слоёв населения отправляли служить писарями или учиться на мастеров адмиралтейства. Наиболее способные из них, а также юноши дворянского происхождения, переводились в следующие классы, высшими из которых являлись мореходные (плоской и меркаторской навигации), морской астрономии). Кроме того, ученики изучали ведение шканечного журнала, счисление пути корабля, фехтование. Изучение велось последовательно и завершалось сдачей экзамена. Наиболее способные и старательные могли закончить полный курс школы за 4 года, а нерадивые учились и до 13 лет. Первоначально школа находилась в ведении Оружейной палаты, с 1706 года она была передана в Воинский морской приказ, а с 1712 года — в Воинскую морского флота канцелярию. Преподаватели школы были независимы друг от друга и подчинялись только генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину. Первый выпуск Школы состоялся в 1705 году. Её окончили 64 человека. Выпускники Школы получали право на производство в офицеры после длительного плавания на кораблях и соответствующего экзамена. Многие стажировались на английском и голландском флотах.

Морская Академия (1715 год)

Морской шляхетный кадетский корпус (1752 год)

Морской кадетский корпус (1802 год)

Морское училище (1867 год)

Морской кадетский корпус (1891 год)

В 1891 году училище вновь переименовали в Морской кадетский корпус. По новому положению срок обучения составлял 6 лет, корпус делился на 6 рот, а в учебном плане — на 6 классов (три общих и три специальных). В 1898 году число воспитанников увеличили до 600 человек. Директор корпуса осуществлял руководство через ближайших помощников — заведующих строевой и хозяйственной частями. Ежегодно в летние месяцы выпускники практиковались на кораблях Учебного отряда морских судов. Качество практики несколько снижалось ввиду устаревания корабельного состава отряда. Тем не менее качество специальной подготовки оставалось достаточно высоким благодаря углублённому изучению специальных дисциплин. В 1903 году срок обучения в специальных классах был увеличен ещё на один год.

Морской корпус (1906 год)

С 1906 года в Корпусе был проведён ряд преобразований, основанных на реализации опыта русско-японской войны. Увеличили число воспитанников, а гардемаринов специальных классов приравняли к юнкерам военных училищ. Выпускники Корпуса производились в корабельные гардемарины, а после годичного плавания получали чин мичмана. Главным предметом в специальных классах стала тактика. Курс военно-морской истории преобразовали в историю военно-морского искусства. Совершенствовалась материальная база. В 1912 году были проведены первые соревнования между кадетами — они включали в себя гимнастику, фехтование, стрельбу из винтовки и револьвера, плавание, гонки под парусом.

Морской его Императорского Величества Наследника Цесаревича Корпус (1914 год)

6 ноября 1914 года Николай II назначил шефом корпуса своего сына Алексея Николаевича. Во время Первой мировой войны сроки обучения были сокращены при сохранении объёма основных учебных программ. Тем не менее, Морской корпус в силу сословных ограничений не мог избавить растущий флот от недостатка кадров. В 1916 году Корпус переименовали в Училище. В марте 1918 года училище прекратило свою деятельность.

Курсы командного состава флота (1918 год)

Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (1926 год)

Основанная Указом Петра I от 14 января 1701 года, школа навигацких и математических наук стала первым в России военно-морским училищем.

Первоначально она располагалась в Замоскворечье, в мастерских Полотняного двора при Кадашевской слободе. Эти помещения были тесны, находились в низине и не были приспособлены для ведения астрономических наблюдений, поэтому уже в июне учебное заведение перевели в помещение Сухаревой башни. Школа подчинялась Оружейному приказу и возглавлялась одним из просвещеннейших деятелей того времени боярином Ф.А. Головиным. Непосредственно за жизнью школы наблюдал дьяк А. Курбатов, талантливый администратор, будущий вице-губернатор Архангельска.

Прием в школу ограничений не имел. Срок обучения установлен не был – учись, пока не научишься! Но самые способные заканчивали ее за 4 года. В школе обучали черчению, арифметике, геометрии, тригонометрии с их практическими приложениями в геодезии и мореплавании. Для всех учащихся были обязательны занятия фехтованием - “рапирной наукой”, за успехи в которой даже прибавлялось содержание. Не знающих грамоты юношей обучали чтению и письму. Высшей ступенью считались флотские науки: навигация, морская астрономия, география, а также ведение шканечного журнала и счисление пути корабля.

Петр I внимательно следил, чтобы Навигацкая школа не знала нужды в оборудовании и учебных пособиях. Сподвижник царя Яков Брюс в 1702 году оборудовал здесь обсерваторию с телескопами и астрономическими инструментами.

К 1703 году в школе насчитывалось уже 300 учеников. Первый выпуск из 64 человек состоялся в 1705 году. Новоиспеченные “навигаторы” были определены во флот, а также в гражданские и военные государственные учреждения. Многие из них отличились в Северной войне со шведами, стали известными мореплавателями и учеными. Выпускники Навигацкой школы стали первыми в России геодезистами и картографами.

Указом Петра I от 1 октября 1715 года 200 учеников старших мореходных классов были переведены в Санкт-Петербург, где открылась Академия морской гвардии. Еще 100 человек были приняты в Академию на месте. Ее выпускникам присваивалось звание гардемарин. Арифметические классы школы оставались в Москве до 1752 года в качестве подготовительных курсов для Академии морской гвардии.

В 1752 году Академия была преобразована в Морской Кадетский корпус, который под различными названиями просуществовал в России до марта 1918 года, а за границей (в Бизерте) - до октября 1924 года.

В 1919 году на его базе в Петербурге было создано советское Училище командного состава флота, преобразованое 10 октября 1922 года в Военно-морское училище. 7 января 1926 года ему присвоили имя М.В. Фрунзе. 1ноября 1998 года его объединили с ВВМУ подводного плавания им. Ленинского комсомола в Санкт-Петербургский Военно-морской институт. В январе 2001 года он был переименован в Морской корпус Петра Великого. За 300 лет это старейшее военно-морское учебное заведение подготовило для российского флота более 30 тысяч офицеров. А в Москве в 2000 году была вновь создана Первая Московская Навигацкая школа.

Мало кто знает, но первая в России Навигацкая школа, которая готовила профессиональных моряков, была открыта… в сухопутной Москве в 1701 году. Первые ученики-дворяне, отнюдь не отличались ярым желанием постигать морскую науку, за что частенько получали розги и штрафы, а иногда отправлялись забивать сваи на каторжных работах в Петербурге.

Не вешать нос, гардемарины!. 282812.jpg

"Всякий потентат, который едино сухопутное войско имеет, едину руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет", — говаривал великий русский император Петр. Чтобы его империя имела обе руки, царь трудился и денно, и нощно. Флот был самым любимым детищем Петра Алексеевича. Корабли не могли существовать без моряков, которых в стране фактически не было. Стояла важнейшая задача — воспитать своих специалистов.

После победы под Азовом царь на заседании Боярской Думы представил записку о том, что воевать морем удобнее и ближе, чем посуху, что стране нужен флот в сорок судов. Дума постановила — морским судам быть. За границу для обучения морскому делу были отправлены в 1696 году 35 юношей, 23 из которых носили княжеский титул. На следующий год — 150 стольников, сержантов и солдат.

Князь Львов, который надзирал за учащимися, просил Петра больше не отправлять навигаторов в Англию, так как пользы от них было мало — "… научились больше пить и деньги тратить, не могу их оплатить, а ныне хотят уже в тюрьму сажать за долги". Необходимость готовить свои кадры в Отечестве была налицо.

Образование для царя всегда было приоритетом. После первой поездки за рубеж, Петр мечтал основать морскую школу. Наконец, в 1701 году по его Указу в Москве открывается Навигацкая школа — первая и самая крупная реальная (профессиональная) школа в Европе. Вначале она состояла в ведении оружейной палаты и располагалась в Сухаревой башне. Затем, в 1706 году ее подчинили морскому флоту.

Не вешать нос, гардемарины!. 282813.jpg

Программу обучения подготовил лично царь. В новое учебное заведение дворяне отдавали детей с большой неохотой. Их брали "с принуждением": за будущими учениками в дом приходил военный патруль. Остальных брали как "добровольно хотящих" — те, кто не был дворянами, сами хотели учиться. Детей крепостных в школы принимать запрещалось. Практически все учащиеся, в зависимости от предмета и успехов, получали "кормовые деньги", а наиболее бедные — одежду. Ученики жили в самой школе, некоторые снимали квартиры. Дисциплина была строжайшей. Чуть что — штрафы, розги, невзирая на происхождение. Неявившиеся в школу с каникул направлялись на каторжные работы в Петербург — забивать сваи. Побег из школы карался строго. Если ученик к 21 году не мог окончить всех наук, его отправляли простым матросом во флот.

В 1715 году для улучшения качества подготовки морских офицеров Навигацкая школа была преобразована. "Младшие классы" остались в Москве, а навигаторское отделение переведено в Петербург. Это отделение стало называться Морской академией. Ежегодно выпуск московской Навигацкой школы направлялся в Морскую академию — первую в России.

Впервые в России в штате появляется помощник директора по воспитательной части. На его должность назначают офицеров морской гвардии. Впервые воспитанники сами несут караулы и дежурства — у ворот, в залах, у денежной кассы. Состав дисциплин установлен лично царем. Помимо основных предметов в расписание включены фехтование, рисование, танцы. Навигация и астрономия изучались в виде практических задач: определить широту места корабля по меридиальной высоте Солнца, определение склонения компас, время полных и малых вод. Учащиеся легко справлялись не только с таблицами и шкалами, но и с логарифмами. Теоремы изучали, как и в Навигацкой школе, без доказательств, заучивали как аксиомы. Изучали систему Коперника, склонение Солнца по амстердамскому времени… срок обучения составлял шесть лет и девять месяцев.

С 1718 года выпускников академии на корабли не назначали. Они проходили практику в составе гардемаринской роты при самой академии. Рота состояла из 300 человек. В зимнее время гардемарины 12 часов в неделю изучали навигацию, кораблестроение, артиллерию, рисование, фортификацию, такелажное дело, стрельбу из пушек и ружей, строевую подготовке. А летом ходили в плавание и ежедневно, под руководством старшего офицера, занимались управлением корабля, артиллерии, штурманского дела. И только после 3-5 лет плавания, в зависимости от успехов, сдавали экзамены и производились в мичманы, если были вакансии. Среди экзаменов были управление кораблем в мирное время и в бою.

Флот рос быстро, потребность в знающих кадрах была постоянно. Постепенно специалисты из Росси вытесняли иностранных — которых привлекали высокие заработки и привилегии. К чему Петр Великий и стремился.16 апреля 1722 года император повелел Адмиралтейству открыть школы обучения морскому делу. Принимать в эти школы разрешалось только русских подданных. Петр не чувствовал доверия к иностранцам, поэтому поощрял их выход в отставку, стремился поскорее от них избавиться.

Именно при Петре Алексеевиче флотоводцы России одержали первые морские победы — со шведами у мыса Гангут в 1714 (уничтожили 10 кораблей противника) и острова Гренгам в 1720, благодаря этой победе была окончена Северная война. К 1725 году флот России стал самым сильным флотом на Балтике. 48 линкоров и фрегатов, 787 галер. Общая численность команды — 28 000 человек.

Страна, не имевшая портов (кроме Архангельска) и флота, стала могучей морской державой. Чей флаг, Андреевский стяг, загодя приветствовали салютом корабли других держав. Так сбылась мечта русского царя, которого современники всерьез не воспринимали — считали глупее и слабее шведского короля Карла XII.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

А. К. Саврасов. Сухарева башня. 1872

Ровно 315 лет прошло с тех пор, как император Петр I основал в Москве Школу математических и навигационных наук.

Она дала старт появлению в стране всего военно-морского образования и смогла обеспечить в XVIII веке потребности флота в квалифицированных кадрах.

Портрет Григория Дмитриевича Строганова. Одесский гос. художественный музей Ж-3. Из собрания Голицыных, имение Марьино Новгородской губернии.

Обучение в башне

Создание учреждения для подготовки квалифицированных морских кадров имело в начале XVIII века огромное значение. Это диктовалось, в том числе, и потребностями Северной войны. Петр I стремился создать для нужд империи современный и сильный флот. Для него нужны были морские офицеры, которых в ту пору готовили из дворян за границей, что обходилось казне очень дорого. Тогда и встал вопрос о подготовке кадров в стране.

Петр Великий думал о создании училища ещё в ходе путешествия по Европе, но предписание открыть математико-навигацкую школу в мастерских Полотняного двора в Кадашевской слободе было издано лишь в январе 1701 года. Впрочем, эти помещения не были приспособлены для ведения астрономических наблюдений, поэтому уже в июне учебное заведение переехало в помещение Сухаревской башни, ныне разрушенной. Школу в ту пору возглавил боярин Федор Головин.

Северная война: Эзельский бой. Алексей Боголюбов.

Воспитанниками учреждения были не только моряки. Выпускников брали на работу инженерами, геодезистами, строителями, артиллеристами, учителями, судостроителями и металлургами. Сюда, согласно указу царя, принимали детей горожан всех сословий, кроме крепостных. Прибывших, которым должно было быть от 12 до 17 лет, осматривал сам Петр I. Император отправлял в гвардию или учиться за границу богатых и способных, а остальных определял в Навигацкую школу. Позднее возраст новобранцев был увеличен до 20 лет. Школа была преимущественно наполнена детьми низших сословий, но были ученики и знатных фамилии. Здесь, к примеру, проходили подготовку князья Волконские, Долгоруковы, Прозоровские и Шереметьевы. Ученики школы назывались гардемаринами – будущими офицерами российской армии и флота.

За прогулы - смерть

Еще за несколько лет до открытия Навигацкой школы Петр I привез из Европы учителя математики, профессора Эбердинского университета Эндрю Фарварсона. С ним прибыли в Россию и другие учителя-англичане. В течение четырех лет они влачили бедственное существование, но затем, когда открылось училище, их поселили в здании Сухаревской башни.

Сухарева башня - невеста Ивана Великого и дом колдуна.

Сухарева башня - невеста Ивана Великого и дом колдуна. Фото: Public Domain/ Ф. Бенуа. Гравюра. 1846 год.

При школе было четыре учителя – три иностранца: Фарварсон, обучавший детей математике, астрономии и морским наукам, Стефан Гвин и Ричард Грейс, специализировавшиеся на навигаторских науках и фехтовании, и один русский – Леонтий Магницкий. Последний учил гардемаринов грамоте, письму, арифметике. Он также прекрасно знал греческий, латинский, итальянский и немецкий языки, обладал обширным багажом сведений по астрономии и навигации.

Магницкий, несмотря на то, что являлся человеком, на котором держался весь образовательный процесс, получал меньше своих заокеанских коллег, которые позволяли себе даже просыпать занятия. Русский учитель остался в Москве единственным из четырех преподавателей, когда школу в 1715 году перевели в Петербург. Магницкий взял тогда себе в помощники бывших учеников.

Практика установила, что дети низших сословий и чинов (не дворяне), проходили только две первые ступени обучения, то есть программу обычной русской и цифирной школ. И потом их направляли писарями к разным должностным лицам или учиться специальностям мастеровых адмиралтейства, помощников архитекторов, аптекарей, лекарей. Дети дворян шли дальше и изучали специальные морские науки, а потом посылались из сухопутной Москвы за море или в Кронштадт для прохождения обязательной практики на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог.

Некоторые ученики могли пройти курс школы и за четыре года, но были случаи, что у некоторых этот процесс затягивался аж на 13 лет. Из-за Северной войны со шведами молодых навигаторов сразу направляли на боевые корабли Балтийской эскадры.

Учреждение славилось своей суровой дисциплиной, поскольку подготовку кадров здесь Петр Великий считал делом особой государственной важности. Каникулы были небольшие, а заниматься приходилось до 10 часов в сутки. Какая-то часть учеников жила в здании школы.


За побег из школы полагалась смертная казнь. Родным за ходатайство об освобождении от школы их детей грозила каторга. За неисправимую неуспеваемость в науках ученики отдавались в солдаты, матросы; случалось, посылали их и на каторжные работы.

Перевод в Петербург

Первый выпуск школы состоялся в 1705 году. Её закончили 64 человека. До 1716 года учреждение окончило 1200 людей. Многие из них отличились в Северной войне, участвовали в многочисленных экспедициях, составляли мореходные карты возвращенных стране её морских владений. Учениками школы были гидрограф Фёдор Иванович Соймонов и автор первого экономико-географического описания России Иван Кириллович Кириллов.

Памятный знак в честь Леонтия Филипповича Магницкого, установленный на месте расположения бывшей Патриаршей слободы в городе Осташкове.

Среди выпускников Школы математических и навигацких наук — адмирал Николай Фёдорович Головин (сын Фёдора Алексеевича Головина, возглавлявшего Навигацкую школу), адмирал Василий Яковлевич Чичагов, мореплаватели и первооткрыватели новых земель, первые российские полярные исследователи и путешественники Алексей Ильич Чириков, Фёдор Фёдорович Лужин, Михаил Спиридонович Гвоздев, Семён Иванович Челюскин, Иван Михайлович Евреинов, Степан Гаврилович Малыгин, Алексей Иванович Скуратов, видный деятель просвещения Николай Гаврилович Курганов и многие другие выдающиеся деятели.

Уже после реформы образования, в 1715 году старшие мореходные классы школы перевели из Москвы в Петербург, где были преобразованы в Морскую академию. К тому моменту города на Неве взял на себя функции столицы - в нем было сосредоточено почти всё судостроение, базировался Балтийский флот.

Два младших класса остались в Москве, Навигацкая школа была подготовительным учебным заведением для дальнейшего обучения кадетов Морской академии. В декабре 1752 года основанное Петром I учреждение закрыли.

Рис. 8. Астролябия XVIII в. работы Тирютина


Рис. 8. Астролябия XVIII в. работы Тирютина.

Петр 1 (1672—1725)


Петр 1 (1672—1725)

Петр был хорошо знаком с научной астрономией своего времени и являлся сторонником учения Коперника. Однако его деловой ум ценил в астрономии прежде всего ее практические применения для картографии и кораблевождения. Под этим углом зрения проводил он свои мероприятия для распространения на Руси правильных астрономических сведений. Здесь Петр явился выразителем интересов и стремлений, назревавших еще до него и обусловленных в первую очередь нуждами экономического развития России.

Рис. 9. Устройство Брюса для зарисовки и наблюдения солнечных затмений


Рис. 9. Устройство Брюса для зарисовки и наблюдения солнечных затмений.

Петр наблюдал также и предвычисленное затмение 1709 г. и, возможно, затмение 1708 г.

После возвращения из-за границы Петр, кроме наблюдений затмений, продолжал наблюдения прикладного характера. Так, в 1699—1701 гг. в Таганроге Петр находил полуденную линию по тени вертикального столба — гномона, определял широту по длине тени в полдень и строил солнечные часы. В 1706 г. Петр запрашивал Брюса о приборе для определения широты, более точном, чем астролябия, и снабженном телескопом. Брюс, находившийся в походе, не смог удовлетворить эту просьбу царя. Переписка Петра с Брюсом на астрономические темы была очень оживленной и продолжалась до смерти Петра, не прекращаясь во время военных походов.

По повелению Петра Брюс доносил ему обо всех замечательных небесных явлениях, наблюдавшихся им, — о полете болидов, о кометах, о полярных сияниях, солнечных пятнах и т. п.

В 1713 г. в Шлезвиг-Голштинии Петр увидел и купил так называемый готторпский глобус — прообраз современного планетария, — чудо тогдашнего искусства. Построенный в 1664 г. под руководством Олеария, глобус представлял собой шар около 3 м диаметром; снаружи он изображал Землю, а внутри — звездное небо с фигурами созвездий. Внутри шара на скамьях помещалось до 10—12 человек, наблюдавших суточное вращение небосвода, приводившегося в движение особым механизмом. Установленный на Марсовом поле против дворца и часто посещаемый Петром, он был потом перенесен на астрономическую обсерваторию Академии наук. После пожара обсерватории в 1747 г. он был реставрирован и перед Великой Отечественной войной демонстрировался в Детском Селе. Увезенный в годы Великой Отечественной войны фашистскими захватчиками в Любек, он по окончании войны был возвращен и в настоящее время вновь демонстрируется в Ломоносовском музее Академии наук СССР в Ленинграде.

Рис. 10. Первая звездная карта на русском языке


Рис. 10. Первая звездная карта на русском языке.

В основном для переводов отбирались книги прогрессивного направления по вопросам, наиболее интересующим широкого читателя, и стоявшие на уровне тогдашней науки. Содействуя этим мероприятиям, Петр I активно участвовал в идеологической борьбе внутри русского общества.

Способствуя общему подъему образования в стране, Петр I прежде всего стремился создать отечественные кадры опытных моряков и геодезистов. Без этих кадров было невозможно освоение открывшихся для России морских просторов и земельных пространств. Военные операции и развитие хозяйства страны требовали решительного улучшения дела картографирования страны, поэтому практические мероприятия для развития и применения астрономии были у Петра на первом плане, и с обычной для него решительностью и смелостью он основал первую в России специальную школу, которую по достигнутым ею результатам справедливо было бы назвать высшей школой.

Рис. 11. Сухарева башня в Москве, на которой производились наблюдения учеников навигацкой школы


Рис. 11. Сухарева башня в Москве, на которой производились наблюдения учеников навигацкой школы.

Учебником Магницкого пользовались очень долго, и он сыграл большую роль в подготовке отечественных кадров навигаторов, геодезистов и вообще образованных людей. Сам Магницкий долго преподавал в навигацкой школе, а в 1722 г. вместе с Фарвардсоном издал в Петербурге таблицы по мореходной астрономии.

На Сухаревой башне учениками производились наблюдения с помощью морских астрономических приборов, которыми она была богато снабжена. Ее дальнейшему пополнению астрономическими инструментами мешало то обстоятельство, что на них уже был большой спрос, и приборы, поступающие в Архангельский порт, раскупались частными лицами, не доходя до школы — так быстро росли научные запросы рядовых людей Петровской эпохи.

В 1703 г. в школе было 180 учеников из разных сословий, а к 1712 г. их число дошло до 517 человек. Некоторые из них стали крупными специалистами, как, например, майор Салтанов, участвовавший в Великой северной академической экспедиции 1740 г., и С.Г. Малыгин, окончивший навигацкую школу в 1717 г. и выполнивший съемку побережья Ледовитого океана в 1736—1737 гг.

В 1716 г. школа была преобразована в Петербургскую Морскую Академию.

Перед первыми русскими геодезистами, учившимися при Петре I, стояла гигантская задача, решение которой потребовало ряд десятилетий. Предстояло нанести на карту точное положение населенных пунктов, рек и гор не только огромного пространства собственно России, но и обширных стран, присоединенных к ней в XVII и начале XVIII в., в том числе всей Сибири. В первую очередь внимание русского правительства привлекало Каспийское море. Прежние несовершенные карты Каспия, составленные в 1665 г. (по указу царя Алексея Михайловича) и в 1697 г. С. Ремезовым, уже не удовлетворяли требованиям. В 1715—1717 гг. составлялась первая карта Каспия по материалам экспедиции поручика Бековича-Черкасского, а в 1718 г. такую же карту составляли Кожин и Урусов. В 1720 г. особенно точную съемку Каспия выполнил Ф.И. Соймонов (1682—1780), впоследствии один из виднейших деятелей культуры XVIII в. Еще раньше ученик навигацкой школы Кожин делал съемки в Балтийском море.

Рис. 12. Карта маршрута экспедиции Евреинова и Лужина


Рис. 12. Карта маршрута экспедиции Евреинова и Лужина.

Даже это короткое перечисление показывает, как велика и успешна была практическая работа первых воспитанников навигацкой школы и ее фактического научного руководителя Л.Ф. Магницкого.

В нашу задачу не входит описание открытий русских географов-землепроходцев, и потому мы ограничимся этими краткими указаниями о первых работах русских геодезистов.

Из всего сказанного видно, как велики заслуги Петра I и в распространении астрономических знаний в широких массах (популяризация сведений о затмениях, издание книг, установка глобусов и планетариев и т. д.), и в организации специальных учебных и научных учреждений (создание навигацкой школы, подготовка открытия Академии наук), и в удовлетворении картографических потребностей страны посредством организации астрономо-геодезических экспедиций — и все это по преимуществу силами русских же людей. Из сподвижников Петра для развития астрономии в России особенно потрудился Я.В. Брюс.

Яков Вилимович Брюс (1670—1735)


Яков Вилимович Брюс (1670—1735)

Рис. 13. Вогнутое зеркало для телескопа, изготовленное Брюсом в 1733 г


Рис. 13. Вогнутое зеркало для телескопа, изготовленное Брюсом в 1733 г

Брюс оставил подробные описания наблюдавшихся им полярных сияний, болидов и др. В конце жизни Брюс жил под Москвой в своем имении Глинки, занимаясь исключительно наукой, но его труды этого периода до нас не дошли и сведения о них сохранились преимущественно лишь в переписке его с Петром. По имеющимся предположениям, виновником того, что записи наблюдений Брюса не дошли до нас, был академик Делиль, которому был передан весь архив Брюса после его смерти. Делиль никак не постарался отметить память выдающегося русского ученого.

Рис. 14. Надпись на зеркале Брюса


Рис. 14. Надпись на зеркале Брюса.

В кабинете и библиотеке Брюса по описи значилось множество астрономических приборов и книг, свидетельствующих о высоком научном уровне его занятий. Здесь мы находим небесные глобусы, квадранты, телескопы — зрительные трубы и рефлекторы, книги о системе Коперника, сочинения Ньютона и других классиков астрономии и лишь одну книгу по астрологии, купленную им, вероятно, из простого любопытства. Богатое оборудование его обсерватории в Глинках было потом передано Петербургской Академии наук для пополнения ее обсерватории.


Рис. 15. Изображения астрономов из Брюсова календаря


Рис. 15. Изображения астрономов из Брюсова календаря.

Рис. 16. Дом Брюса в Глинках, в котором была размещена его последняя обсерватория (фото 1911 г.)


Рис. 16. Дом Брюса в Глинках, в котором была размещена его последняя обсерватория (фото 1911 г.).

Быстрый подъем астрономических знаний в России, вызванный реформами Петра I, привел к тому, что русские астрономы и геодезисты уже в этот период сделали значительный вклад в науку. Благодаря работам русских астрономов-геодезистов на карту была точно нанесена значительная часть земного шара, по площади превосходившая Европу. Тем самым было создано одно из важных условий для изучения огромных природных богатств Восточной Европы и Северной Азии. Астрономические экспедиции, в первую очередь решавшие задачи картографии, в то же время содействовали всестороннему изучению страны, а затем и использованию ее природных богатств.

Читайте также: