Как развивался кинематограф в третьем рейхе кратко

Обновлено: 02.07.2024


В книге подробно рассматривается место кинематографии в системе гитлеровской пропаганды, характеризуются наиболее популярные жанры, даются выразительные портреты ведущих режиссеров и актеров. Богуслав Древняк – польский историк-германист, профессор Гданьского университета, автор ряда книг по истории немецкой культуры.

Оглавление

  • Вступительные замечания
  • Кинематограф: организация производства, контроля и распространения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кинематограф Третьего рейха предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Кинематограф: организация производства, контроля и распространения

Надо покончить в кино с преобладанием театра. Театр говорит своим языком, кино — своим.

Из обращения Йозефа Геббельса к немецким кинематографистам

Подчинение кино гитлеровскому аппарату управления


Геббельс на встрече с немецкими кинематографистами

Следующим этапом в процессе подчинения немецкого кинематографа гитлеровской администрации стал Закон о кино от 16 февраля 1934 года (Lichtspielgesetz), согласно которому с 1 марта того же года утрачивали силу прежние нормы законодательного регулирования сферы кино [6] . Содержание закона активно обсуждалось с Гитлером как рейхсканцлером.

Новый закон усиливал и карательную цензуру. Под ее действие подпадали все картины, в том числе короткометражные, предназначенные для демонстрации в публичных местах. Цензуру осуществлял особый контролирующий орган (Filmprüfstelle), в состав которого входили назначенный Геббельсом сотрудник департамента кино Министерства пропаганды, обладавший правом решающего голоса, и еще четыре члена с правом совещательного голоса. Данный орган заменил собой два существовавших ранее учреждения по контролю кино, расположенные в Берлине и Мюнхене (Bayrische Lichtspielstelle). Кассационной инстанцией стала Filmoberprüfstelle, руководителем которой де-юре был глава департамента кино Министерства пропаганды. Однако в большинстве случаев вопросы о допуске фильмов на экран решал сам Геббельс, который стремился знакомиться, пусть бегло, со всеми выходящими картинами.

Список запрещенных картин, уже демонстрировавшихся ранее в кинотеатрах Германии, значительно вырос после начала войны по очевидной причине: их сюжеты не должны были противоречить текущей ситуации в политике и на фронте.

Закон о кино 1934 года наделял комитет киноцензуры (Filmprüfstelle) правом на присвоение разрешенным к прокату отечественным или зарубежным фильмам специальных квалификационных оценок (Prädikat). Некоторые из них давали прокатчикам возможность получить налоговые льготы. Оценки, существовавшие еще со времен Веймарской республики, были сохранены [8] , но дополнены новыми, названия которых менялись несколько раз. Если не считать квалификационных оценок, действовавших до 1933 года, в Третьем рейхе применялись следующие:

Другим знаком положительного отношения со стороны нацистской администрации стала государственная премия, лауреат которой объявлялся 1 мая каждого года. Вместе с ней кинематографистам вручалась статуэтка из серебра и хрусталя, переходившая от одного лауреата к другому. Вся эта сложная система поощрений была призвана побудить работников кино к созданию таких картин, которые отвечали бы интересам национал-социалистической пропаганды.

Собственным инструментом надзора над кино обладала и НСНРП. С 1930 года в руководстве партийной пропаганды (Reichspropagandaleitung der NSDAP) существовал специальный отдел кино (Hauptamt Film), которому подчинялись региональные кинопредставительства НСНРП и соответствующие отделы многочисленных гитлеровских организаций. В задачи этой структуры входило проведение кинопоказов в населенных пунктах, не имевших постоянно действующих кинотеатров, организация сеансов для молодежной организации Гитлерюгенд и — в обязательном порядке — для учащихся школ, распространение и предоставление для демонстрации фильмов, снятых по заданию партии, а также обслуживание гитлеровских мероприятий по линии кино. Окружные отделения (Gaufilmstelle) имели филиалы в районах (Kreisfilmstelle) и отдельных местностях (Ortsfilmstelle).

Специальные отделы кино существовали и в руководстве таких организаций, как Гитлерюгенд и Германский трудовой фронт (Deutsche Arbeitsfront), заменявший профсоюзы. По заказу последнего было снято несколько пропагандистских фильмов, посвященных условиям труда и досуга немецких рабочих. Со временем Геббельс, стремясь к большей централизации, ликвидировал кинопроизводство в отдельных гитлеровских организациях.

В этом огромном разветвленном аппарате (см. схему 1 в приложении) работали 25 тысяч штатных сотрудников. В их распоряжении было несколько сотен комплектов проекционного оборудования, 350 автомобилей, приспособленных для выездной работы, а также вагоны поездов, оснащенные киноаппаратурой. С марта 1938 года, после аннексии Германией новых территорий, аппарат продолжал расширяться.

Пропаганде немецких фильмов способствовала разветвленная сеть периодических изданий о кино, унаследованная гитлеровцами от Веймарской республики. Еще в 1933 году Геббельс принял меры, чтобы ответственные посты в редакциях заняли его люди. Редакторские коллективы получили четкие указания, о чем им следует писать и в какой форме. А в 1936 году в изданиях по кино, как и по другим видам искусства, была запрещена полемика. Печатать можно было лишь комментарии, лишенные критических замечаний (Kunstbetrachtung). За политическими деятелями право на критику сохранялось.

В 1938 году частная кинематографическая промышленность в Германии фактически перестала существовать. Оставалось, правда, несколько десятков продюсеров, работавших индивидуально, но большая часть их выполняла заказы партийного или государственного руководства, а иногда и отдельных концернов. В марте 1938 года на пленарном заседании Имперской палаты кинематографии ее президент профессор Освальд Лених заявил, что после ликвидации системы либеральной экономики в стране были созданы подходящие условия для развития немецкого кино. С этого времени для создания новых предприятий требовалось специальное разрешение. Список малых продюсерских фирм, работавших в 1939 году, представлен в перечне 1 (см. в приложении).

Организация кинопроизводства в 1939–1945 годах

Военные успехи Третьего рейха обеспечили немецкому кинематографу невиданные ранее условия развития. Обширная сеть кинотеатров и растущее число зрителей гарантировали окупаемость производства, хотя расходы на съемки постоянно росли. Впрочем, Геббельс уже не требовал экономить деньги, особенно если речь шла о фильмах, заказанных им лично. До 1939 года считалось, что миллион марок, потраченных на производство полнометражного художественного фильма, — сумма очень большая, однако во время войны было снято 20 фильмов, стоимость которых превышала 2,5 млн марок, и еще 22 картины стоимостью от 2 до 2,5 млн (см. в приложении таблицу 1) [15] .

Сложнее обстояли дела с подчинением французского кино. Поражение Франции создало ситуацию, облегчающую немецкой кинопромышленности подавление некогда грозного конкурента. Вначале Геббельс не исключал возможность полной ликвидации производства французских фильмов. Однако от этой идеи пришлось отказаться из‐за опасений, что столь радикальный шаг может обернуться отрицательными последствиями. В результате немецкая киноиндустрия выбрала иной путь проникновения на территорию побежденной страны. В границах оккупационной зоны французский кинематограф был подчинен надзорным органам гитлеровских властей, а в областях, контролируемых режимом Виши, существовал особый департамент радио и кино (с апреля 1942 года — Генеральная дирекция кинематографии), а также созданный по образцу Имперской палаты кинематографии Комитет по делам организации киноиндустрии (Comité d’Organisation de l’Industrie Cinématographique). Их относительная самостоятельность была ликвидирована после ноября 1942 года, когда немецкие войска оккупировали всю территорию Франции.

После структурных изменений, произошедших в кинематографе Третьего рейха, совокупностью связанных с ним дел занимались следующие органы:

— департамент кино Министерства пропаганды;

— уполномоченный Рейха по вопросам управления финансами немецкой кинематографии (Reichsbeauftragter für die deutsche Filmwirtschaft); эту должность занимал почетный д-р Макс Винклер;

— Имперская палата кинематографии (Reichsfilmkammer);

— Имперское управление пропаганды НСНРП (Reichspropagandaleitung) и входившее в него Главное управление кино (Hauptamt Film).

Все эти структуры были подчинены Геббельсу — и как министру пропаганды, и как президенту Имперской палаты культуры, и как шефу партийной пропаганды (Reichspropagandaleiter der NSDAP).


Директор департамента кино Министерства пропаганды Фриц Хипплер

В таком виде организационная схема кинематографии Третьего рейха просуществовала вплоть до самого его конца (руководители киноконцернов и главные их сотрудники на 1944 год представлены в перечне 2; см. в приложении). Поражения на фронтах приводили к уменьшению как производственной базы, так и возможностей сбыта. Продюсеров обязывали все больше урезать бюджеты, однако производство по-прежнему должно было идти полным ходом. Его объем представлен в таблице 2 (см. приложение).

Даже в марте 1945 года, когда русские солдаты дошли до Одера, а западные союзники — до Мозеля, планирование кинопроизводства велось так, будто ничего особенного не произошло. В качестве примера можно привести следующий документ, напоминающий шутку, хотя он таковой не был:

Массовое потребление кинопродукции обеспечивалось широкой сетью постоянно действующих кинозалов и многочисленными выездными кинотеатрами, которые в основном находились в ведении НСНРП. В 1932 году, то есть до прихода Гитлера к власти, в Германии насчитывалось 5054 кинотеатра, вмещавших 1 988 251 зрителя. В следующем году их число выросло до 5071 (из них 4100 были приспособлены для демонстрации звуковых фильмов), а количество мест немного уменьшилось. Этот временный спад, а также некоторое сокращение числа кинозалов к 1935 году связаны с ликвидацией ряда малых кинотеатров и модернизацией существовавшего и постепенно расширявшегося кинопарка (см. в приложении таблицу 3).

Сеть кинотеатров резко увеличилась после аннексии Австрии (более 800 залов) и Чехии. Не считая Судетской области, непосредственно присоединенной к Третьему рейху (около 350 залов), в одном только Протекторате Богемии и Моравии насчитывалось 1180 кинотеатров, вмещавших 381 тыс. зрителей. Многие из них принадлежали немцам еще в довоенный период (около 25 %). Еще одна сеть кинотеатров досталась Германии вместе с Польшей. Один только рейхсгау [31] Вартеланд в 1941 году насчитывал 51 действующий кинотеатр, отнятый у польских владельцев. Аннексия Эльзаса, Лотарингии и Люксембурга принесла Третьему рейху еще 190 помещений для кинопоказов.

По данным, относящимся к началу 1938 года, на 1 тыс. жителей Германии приходилось 26,9 сидячих мест в кинозалах. Но сеть помещений была распределена неравномерно, так что можно было обнаружить районы, существенно отклонявшиеся в большую или меньшую сторону от средних показателей. Наибольшей концентрации сеть кинотеатров достигала в больших портовых городах; согласно данным 1935 года, там на 1 тыс. жителей приходилось следующее количество мест: 46,4 — в Бремене, 44,6 — в Любеке, 40,8 — в Гамбурге. Густой сетью располагал Берлин (394 помещения в 1935 году), для которого соответствующий показатель мест равнялся тогда 46,1. Самыми неразвитыми регионами страны по данному показателю оставались некоторые провинции Пруссии: Познань — Западная Пруссия (Posen — Westpreussen) — 12,9, Восточная Пруссия — 13,4, Верхняя Силезия — 19, а также некоторые другие регионы: Вюртемберг — 14,3, Бавария — 18,3 [32] . Подробные сведения относительно количества кинотеатров и кинозрителей в больших и малых городах в 1942–1944 годах приведены в таблицах 4–7 (см. в приложении).

В своих публичных выступлениях Геббельс нередко похвалялся тем, что Германия занимает первое место в Европе по количеству кинотеатров. В 1935 году в гитлеровской прессе была опубликована не слишком достоверная информация о том, сколько кинотеатров действует в отдельных странах. В приводимом перечне на первом месте оказались США (18 тыс. залов), на втором Германия (5005), затем шли Великобритания (4608), Франция (2900), Италия (2095), Чехословакия (1883) [33] , Испания (1335), СССР (1025) [34] , Швеция (843), Австрия (650), Бельгия (650) и Польша (428) [35] . Ставя себе в заслугу такое число кинозалов в стране, гитлеровская пропаганда не упоминала о том, что по соотношению количества мест в залах и численности населения Германия не оказалась бы среди безусловных лидеров.

Количество посетителей киносеансов в Третьем рейхе систематически росло, хотя понадобилось несколько лет, чтобы достичь уровня, предшествовавшего всемирному экономическому кризису. Рост числа зрителей в период, продолжавшийся до начала войны, демонстрирует таблица 8 (см. в приложении).

По статистике в 1933–1934 годах каждый житель Третьего рейха старше 15 лет ходил в кино 4,7 раза в год. Показатель этот постоянно возрастал и в 1938 году превысил цифру 8. Разумеется, наиболее частыми кинопосетителями были горожане, но и в этом случае между разными региональными центрами наблюдались немалые расхождения. По данным 1940 года, первое место занимал Бонн (24,6 посещений в год), второе — Вена (23,5); в середине списка находились Берлин (20,8), Лейпциг (20,2), Кельн (20,1), а последнее место занимал Ремшайд (11,7) [36] . В малых населенных пунктах, не имевших постоянно действующих кинотеатров (в 1935 году таковыми обладали только 2640 поселений из 50 815), эти цифры были значительно более скромными. Но при этом систематически возрастала частота посещений на сеансах выездных кинотеатров, организованных НСНРП: в 1935 году — 21,7 млн зрителей, в 1936‐м — 29,3, в 1937‐м — 37,5.


Резюме

История

Кинотеатр отрезан от изгнанных талантов


Страсть фюрера

Ралли и организация

Был принят национал-социалистический закон о кино. 16 февраля 1934 г. . Все сценарии проверяются Рейхсфильмдраматургом (цензором фильмов Рейха) для проверки их соответствия нацистской доктрине. Когда фильм закончен, он передается в цензурную комиссию Министерства пропаганды . Данная процедура контроля распространяется также на зарубежные фильмы и, по порядку 3 июля 1935 г. , для фильмов, снятых до 1933 года (они должны быть проверены до 30 декабря 1935 года, рискуя потерять рабочую визу). Фильмы с цензурой официально не подпадают под действие трех наград ( Prädikat ), присуждаемых министерством:

  • Группа I: фильм национального интереса
  • II группа: признанный фильм
  • III группа: фильм рекомендован для молодежи.

Reich палата культуры , а также его подразделение Рейха Film палаты ( Имперская палата кинематографии , первая камера создана в 1933 г.) отвечает за развитие немецкого искусства в соответствии с идеалами , отстаиваемых НСДАП. В 1937 году президентом этой палаты был Освальд Лениен.

Вторая мировая война

Между 1943 и 1944 годами , в разгар бомбардировок союзников , количество зрителей впервые превысило миллиард, что сделало немецкое кино вторым в мире после американского. Наибольшие успехи немецкого кино во время войны принадлежат жанру романса:

Пропаганда

Отличные пропагандистские фильмы

Предел пропаганды

Темы разработаны

Документальные фильмы

Фильмы об эвтаназии

Антисемитские фильмы

Англофобные фильмы

Исторические фильмы

Пленочная обработка компании

Немецкое кино ежедневно

Подразделение, контролируемое Йозефом Геббельсом


Личная близость политических лидеров стала для актеров определяющим фактором профессионального успеха киноактеров (неясные обстоятельства смерти актрисы Ренате Мюллер , возможно, убитой гестапо за отказ сниматься в нацистских фильмах, являются контрпримером). Неформальная система списков решала, как часто актер может поворачиваться: например, такие звезды, как Зара Леандер, Лил Даговер или Хайнц Рюманн . Этим звездам, которые извлекли выгоду из славы, предлагаемой режимом, с 1938 года также были предложены налоговые льготы, решаемые Гитлером лично: они могли вычесть 40% своего дохода в качестве профессиональных расходов. Среди выдающихся личностей этого периода - режиссеры Лени Рифеншталь , Эдуард фон Борсоди , Вилли Форст , Карл Фройлих , Рольф Хансен , Файт Харлан и Георг Якоби . Наиболее известными художниками являются Зара Леандер , Кристина Содербаум , Лида Баарова , Лил Даговер , Марго Хильшер , Марианна Хоппе , Бриджит Хорни , Мария Ландрок (en) , Фрида Ричард и Анни Розар . Что касается актеров, то среди хедлайнеров часто выступают Хорст Каспар , Отто Гебюр , Генрих Георг , Иоахим Готтшалк , Густав Кнут , Фердинанд Мариан , Ганс Альберс и Якоб Тидтке . Другие личности также отмечают этот период, такие как продюсеры Пол Гретц и Курт Ульрих или оператор Вальтер Френц . Фильмы снимаются на нескольких студиях, в том числе на студии Babelsberg .

Фестивали

Инновации

Немецкое кино в этот период ознаменовалось множеством нововведений, как технологических (пленка Agfacolor ), так и технических (кадрирование и монтаж Лени Рифеншталь ).

В 2011 году франко-австралийский режиссер Филипп Мора обнаружил два пропагандистских фильма, снятых (независимой студией) в трехмерном кино в 1936 году и сделавших немецкое кино времен Третьего рейха предшественником трехмерного кино.

Немецкое кино в послевоенный период

Кинематографическая обработка периода

Остановить войну! Её начал Путин, а не народы России.
🇺🇦Украина, держись. 🇷🇺Россия, опомнись!


Придя к власти, национал-социалистическая рабочая партия Германии сделала кинопромышленность полностью государственным институтом. Существовала система госзаказов для кино, нередко Геббельс занимался ими сам лично.

Пропаганда нацеливалась на создание антикапиталистических, антисемитских, антибританских и антисоветских настроений, а также, с началом Второй мировой войны, на поддержание веры в победу фашистской армии.

После поражения Германии силы Антигитлеровской коалиции запретили к прокату около 300 нацистских фильмов. Со временем этот список сократился, многие из этих лент (часто в отредактированном варианте) стали доступны широкому зрителю.

Действие фильма разворачивается в Южной Африке, где бесчинствуют колонисты-англичане. В Трансваале обнаруживаются запасы золота, и британская армия, чтобы завладеть им, руководствуясь указаниями самой королевы Виктории, проводит зачистки, грабит и убивает, сеет вражду между местными народами.

Лента для того времени получилась весьма острой, за что в 1941 году даже получила главный приз Венецианского фестиваля как лучший иностранный фильм. Стоит при этом, конечно, отметить, что и в Италии на тот момент у власти также находились фашисты.

В фильме были заняты известные немецкие актеры, например, Генрих Георге (Heinrich George), весьма талантливо сыгравший главную роль.

Патриотический фильм повествует об обороне крепости Кольберг в Померании (сейчас польский город Колобжег) от наполеоновских войск.

Картина повествует о жизни угнетенного немецкого меньшинства в польском воеводстве Луцк. Поляки жестоко притесняют немцев, сжигают их культурные ценности, польские дети ненавидят немецких детей, закидывают их камнями, польские мужчины насилуют немецких женщин, а несчастных немцев, пытающихся восстать против террора, сажают в тюрьму.

Фильм содержит много сцен насилия и трогательных моментов беззаветной любви к немецкой родине. Заканчивается он на том, что оставшиеся в живых немецкие граждане добредают до границы с Германией, где их встречают растроганные немецкие солдаты. На горизонте перед усталыми путниками появляется огромный портрет Гитлера, озаряющий им путь домой…

События фильма разворачиваются в XVIII веке. Герцог Вюртембергский назначает своим финансистом зажиточного торговца ювелирными украшениями, который хитростью, обманом и бессовестностью овладевает все большими богатствами и властью.

Картина описывает судьбу молодой женщины, жены врача, больной рассеянным склерозом. Заболевание неуклонно прогрессирует, и несчастная просит своего мужа лишить ее жизни — зачем ей жить калекой в здоровом обществе?

Сюжет фильма разворачивается в Прибалтике, где сотрудница ГПУ Ольга Федоровна (именно так, Федоровна, не Федорова, неумение отличать в русском языке отчества от фамилий — одна из традиционных немощей популярного иностранного кинематографа) узнает в одном советском дипломате бандита, убийцу своих родителей.

В конце концов Ольга, отчаявшись от того, что служит в организации, занимающейся уничтожением людей, совершает самоубийство.

Пропагандистские фильмы Третьего рейха по сути своей были абсурдны, карикатурны, но в те времена оказывали огромное влияние на зрителей, особенно на людей простых, не сильно разбирающихся в истории и привыкших доверять действующей власти.

Между тем Немецкий исторический музей (Берлин) и многие другие общественные деятели и организации активно выступают за снятие запрета на показ со всех фильмов Третьего рейха. , потому, что запрет все равно не действует, а , потому, что чем больше эти фильмы запрещают, тем большую привлекательность они получают. Завеса секретности делает их более значимыми, чем они есть на самом деле.

Многие историки выступают за издание пропагандистской кинопродукции Третьего рейха с обязательным профессиональным комментарием. Люди должны иметь представление о стратегиях нацизма, о механизмах пропаганды. Потому что и это тоже — история нации, ее нельзя прятать и замалчивать. Для того, чтобы не дать ей повториться.

Гитлер и Геббельс контролировали кинематограф и даже выстроили тотальную провластную вертикаль. Поговорим о культурных законах эпохи национал-социализма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Йозеф Геббельс произносит речь перед своими заместителями по прессе и искусству


В 1933 году в отеле Кайзерхоф министр пропаганды Йозеф Геббельс впервые выступает перед кинематографистами.

🗣 «Я счастлив, что могу говорить как человек, который на протяжении всей своей жизни никогда не чуждался немецкого кино, а, наоборот, всегда был страстным поклонником киноискусства и поэтому намеревается вывести это киноискусство на уровень, соответствующий немецкой силе и немецкому гению. Национальная революция не ограничилась только политикой, она распространилась на области экономики, культуры, внутренней и внешней политики, а также на кино.

📃 Геббельс утверждает, что в кинематографе первенствующее значение играет форма, ему нужны хорошие режиссеры, которые будут снимать талантливо и на нужные темы. В своей речи Геббельс также говорит о том, что в обязанности государства входит принятие регулирующих мер в области кино.

Гебельс и Гитлер на одной из студий киноконцерна UFA, 1935


Поговорим о принципах национал-социалистической политики в области кино 👇

▪️ С одной стороны, кинематограф базируется на принципах фюрера: его идеология должна обязательно отражаться в кино. Более того, кинематографисты должны были не просто учитывать идеологию Третьего рейха, а стоить на ней свое творчество.

▪️ С другой стороны, допускается свобода, ценится поиск новых форм, художественных средств, но до тех пор, пока режиссеры придерживаются линии, заданной Гитлером и Геббельсом.

💰 Режим в долгу не оставался: постепенно повышались статусы актеров и режиссеров, им выплачивались солидные гонорары, они получали социальную защиту. Это стимулировало людей лучше работать на режим.

Ряд законов меняет кинематограф 👇

❌ В 1933 году начинается чистка кинематографа: в немецком кино теперь в основном работают люди с немецким гражданством и происхождением.

👀 В том же году правительство Гитлера принимает закон о создании временной кинопалаты. Ее цель — унификация немецкого кинопроизводства. Во время Веймарской республики весь кинематограф был частным, теперь государство начинает играть главенствующую роль в кинобизнесе.

✍️То есть теперь критиковать нельзя. Можно только прославлять режим и фильмы, снятые режимом. Многие крупные кинокритики Германии оказались невостребованными и уехали в другие страны.

Что выходит на экраны 👇

🎥 В Третьем рейхе было снято 1094 игровых фильмов. Из них 👇

Читайте также: