Как речь героев рассказа бежин луг помогает читателям понять внутренний мир каждого из них кратко

Обновлено: 30.06.2024

Краткое содержание для читательского дневника

2) На этот же луг вышел рассказчик, заблудившийся после удачной охоты, и остался ждать рассвета вместе с ребятами.

3) Вскоре охотник прилег и притворился спящим, а у костра возобновились прерванные разговоры: мальчики по очереди рассказывали разные истории.

4) Автор узнал о домовом, который водится на фабрике, о невеселом плотнике Гавриле, повстречавшемся с русалкой, и испорченной водяным безумной Акулине.

5) Павел поведал о плохой примете – он слышал у реки голос утонувшего Васи.

6) В том же году примета сбылась – правда, Павел не утонул, а упал с лошади и разбился.

Читайте по теме:

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Интересно, что особый смысл в название Иван Сергеевич не вкладывал. Он стремился найти нечто звучное, чтобы акцентировать внимание читателя на красоте описанной природы. Более того, ни на одну топографическую карту луг не нанесен. Оказалось, что реальным его прототипом было совсем не поэтичное Рудинское болото.

  1. Проблема жизнеустройства крестьян. Дети, которые еще не должны быть озабочены жизненными тяготами, работают, как взрослые и так же рассуждают. Но при всей неустроенности и сложности ребятишки не унывают. Напротив, они живут счастливо, ярко и интересно. Вот и во время не по годам тяжелой работы они с удовольствием развлекаются небылицами и легендами.
  2. Отсюда логично следует тема ценности жизни, важности умения радоваться ей и ощущать благодарность за то, что имеешь. Тургенев подчеркивает, что, только став частью природы, прислушиваясь к ней, можно почувствовать ее милость и щедрость.
  3. Также глубоко раскрыта тема народных легенд и сказаний. Пример мальчишек и их историй показывает силу мистицизма обычных необразованных людей. Доказательств тому множество (Гаврила, Акулина). Все зло заключается в невежестве, страхах и верованиях.

Весь этот широкий круг вопросов автору удалось изложить на удивление кратко и емко, но после прочтения, согласитесь, есть о чем задуматься.

  1. В экспозиции описывается дневной пейзаж.
  2. Завязка связана со скитаниями охотника.
  3. Кульминация — его встреча с ребятишками у костра.
  4. В качестве эпилога приведена информация о судьбе одного из мальчиков — Павлуши.

Автор мастерски использовал и включил в рассказ множество художественных средств. Так, он дает развернутые портреты ярких и самобытных мальчиков, каждому выделяет монолог. Истории уникальны, и повторить их вряд ли кому-то под силу. Между монологами показаны суждения и оценки охотника, который слушает их, притворяясь спящим. Особенностью композиции стали зарисовки пейзажей, точные, емкие и прекрасные по своей сути.

Произведение написано в жанре рассказа, о чем свидетельствуют такие характерные черты:

  1. Маленький объем.
  2. Одна сюжетная линия.
  3. Повествовательное содержание.

Литературное направление произведение — синтез реализма и романтизма. К последнему относятся поэтические описания природы, легенды и поверья, которые влились в жизнь главных героев.

Главные герои

1) Рассказчик – это сам автор. Предстает в образе барина, вышедшего на охоту и заблудившегося.

2) Федя – самый старший мальчик, на вид 14 лет, красивый, с кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полуулыбкой, происходит из состоятельной семьи.

3) Павлуша – не старше 12 лет, неказистый и неуклюжий, но в его голосе чувствуется сила, смотрит умными глазами.

5) Костя – 10 лет, маленький, тщедушный, обладатель больших черных глаз, произведших странное впечатление на охотника.

6) Ваня – самый маленький герой, ему всего 7 лет, из очень бедной семьи, на протяжении всего рассказа спит, произносит только одну реплику.

Читайте по теме: Полный список рассказов Тургенева для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.

О чем рассказ – сюжет произведения

Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей.

Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать.

Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел — немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи.

А у Ильюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это — развлечение, детские забавы.

Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета.

Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство писателя, любовь к родной земле и людям.

Главная мысль

Несмотря на трудную жизнь и недетские заботы, крестьянские ребятишки находят удовольствие в общении друг с другом и природой. Для охотника природа полна красок и поэзии, а детям она кажется полной тайн и мистики.

Дополнительно смотрите списки для читательского дневника для 5 класса, 6 класса.

Тема и проблематика

Основной темой произведения является природа и ее единение с людьми, их тесная взаимосвязь. Описанию мест, где разворачиваются события, Тургенев уделяет особое внимание. Настроения природы глубже раскрывают чувства и эмоции персонажей.

Дети крестьян на лугу

В рассказе писателем была поднята тема проблема жизни простого люда. Ведь дети крестьян, казалось бы, должны были наслаждаться беззаботным детством, а вместо этого они обязаны работать не меньше взрослых. Мальчики ночами пасут лошадей и следят, как бы на табун ни напали волки. Но несмотря на такие тяготы жизни, ребята радуются каждому дню и не унывают. И даже на работе они всегда находят как развлечься, и часто рассказывают друг другу невероятные истории.

Так Иван Сергеевич хотел выделить основную идею произведения — человек обязан ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь.

Писатель также поднял тему народных верований и легенд. На примере мальчишек, что так любили их пересказывать друг другу по ночам, автор продемонстрировал, как сильно необразованные деревенские жители больны верой в существование чего-то мистического.

Еще одна затронутая в произведении проблема — это хрупкая детская душа, психология и мировосприятие ребенка. Тургенев хотел пробудить в читателях желание относится к крестьянским детям с нежностью и пониманием, думать о них и их судьбе. На примере пятерых мальчишек Иван Сергеевич показал как богат внутренний мир деревенских детей и как тонко они порой чувствуют природу.

Композиция изложения

У рассказа сложная многослойная композиция. Он состоит из таких частей:

  • экспозиция — описание красоты природы днем;
  • завязка — образ охотника, рассказ про его скитания по лесу.
  • кульминация — встреча у костра с крестьянскими детьми.
  • эпилог — повествование о судьбе мальчишки по имени Павлуша.

Июльским вечером рассказчик охотился за тетеревами и заблудился

Повествование ведется первого лица, любителя охоты. Если кратко, то он однажды июльским вечером охотился за тетеревами и заблудился. Герой увидел свет костра и пошел на него, тогда он оказался на большом луге, который местные прозвали Бежиным. Вокруг огня сидели пять деревенских мальчишек. Мужчина попросился у них на ночлег, и лежа, стал наблюдать за ними.

Рассказ о мальчиках начинается с портретной характеристики каждого из них. На смену ним поочередно приходят монологи мальчишек. Их яркие, ни на что не похожие характеры отпечатываются на манере их повествования. Как результат, история каждого крестьянина приобретает свои уникальные оттенки интонации. Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные рассуждения, оценки их поведения и наблюдения за ними.

Ключевой особенностью композиции являются описания пейзажей, которым Тургенев уделил много внимания. Все события в рассказе непрерывно переплетаются с окружающей людей природой, ее изменениями, что происходят в течение дня. Сюжет произведения становится еще более насыщенным за счет включения писателем в композицию монологов, пейзажных зарисовок, портретов и своих кратких примечаний к событиям рассказа.

Роль пейзажа в рассказе

Роль пейзажа в рассказе

Писатель словно учит своего читателя наслаждаться окружающей красотой, замечать ее и ценить.

У костра в ночном находилось пятеро мальчиков. Самый младший, Ваня, участия в разговоре не принимал. Федя поддерживал и направлял беседу, но сам историй не рассказывал. Его тон отличается покровительственными, снисходительными интонациями, потому что он из богатой семьи и ощущает превосходство перед крестьянскими мальчишками.

Речь остальных автор-рассказчик характеризует по-разному. Все разговоры мальчиков ходят вокруг нечистой силы.

Илюша говорит слабым сиплым голосом, который соответствует его незначительному, подслеповатому лицу, находящемуся в каком-то напряжении. Он эмоционально переживает то, о чем рассказывает, хотя на лице это не отражается. Его речь отличается повторами, которые словно скрепляют предложения и придают рассказу напевность.

Речь Павлуши отличается четкостью, логичностью, неторопливостью. Мальчик пытается найти причины происходящим событиям. Он производит впечатление взрослого, самостоятельного человека. Наделенный чувством юмора, он один рассказывает веселую историю.

Федя - самый старший из мальчиков. Сын богатых крестьян. Он одевается хорошо и носит собственные сапоги. Федя ведет себя несколько важно с другими мальчиками.

Подробнее о Феде >>

Возраст – 12 лет.

Мальчик из очень бедной крестьянской семьи. У Павлуши нет даже лаптей. Павлуша - умный, храбрый и решительный мальчик. Павлуша погибает при падении с лошади.

Подробнее о Павлуше>>

Возраст – 12 лет.

Илюша – крестьянский мальчик из обеспеченной семьи. Илюша носит новые лапти и одежду. Он работает на бумажной фабрике вместе с братом.

Подробнее об Илюше>>

Возраст – 10 лет.

«…маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. "

Подробнее о Косте>>

Ваня – самый младший из мальчиков. У Вани еще тонкий, детский голосок. Ваня – незаметный и тихий ребенок. В рассказе он все время лежит под рогожей.

Однажды жили в портлэнде двойняшки Полли и Эмми, в школе их дразинили : "Полмми" никто не знает почему, но это не останавливало наших двойняшек! они каждый день после школы влипали в разные истории. так вот это приключения вышло в пятницу, наши двойняшки воротились из школы, сделали уроки , сделали все дела по дому и стали ждать родителей, но их все не было и не было! двойняшки легли спать , и тут по среди ночи Полли вышла на кухню попить и услышала разговор из гостиной : "да.. эти взрослые повелись как простофили, хахаха! взрослые а повелись как пятилетки!" тут Полли поняла! ее родитлей похители какие то "кваказябры!" она бесшумно побежала за Эмми, разбудила ее пояснила в чем дело! Полли и Эмми оделись снарядились рюкзаками с едой и оружием, и отправились в путь , не успели они выйти из своей комнаты как эти "кваказябры" заходили на свой корабль! и Эмми и Полли быстро успели зайти на этот корабль, их ждало не приятное зрелище там были их родители.. и похоже они были загепнотезированны! родители говорили толи : " блаказабр там савр там" толи "блукаб? самаблуб? пламб трост!" в общем что то не понятное! Эмми увидела какието пистолеты из которых вылетали лазеры, и решила их взять Полли отговаривала Эмми тем что она может пойти, пришельцы ее заметят и уничтожат! но Эмми была бойкая девочка и поэтому она незаметно подкралась к бластерам и взяла их! и казалось бы мини миссия выполнена, но не тут то было! ее обнаружил робот охраник и она как закричит " асамбул! асамбул! плупити блум блап! тарастим, блум блам! блум блам! " двойняшки оглнялусь друг на друга , применили бластеры и выстрелили! робот начал падать и закричал: "блуп.. блуп.. блуууппп.." и выключился! о да! на одного робота охранника меньше , девочки договорились разойтись и попробовать разгипнотизировать родителей, Полли - папу, А Эмми Маму! но Полли не успела отойти и на пол метра ка робот охраник увида Полли и заорал уже не то что первый а человеческим голосом он закричал : "КАРАУЛ! на корабле чужаки-чужаки-чужаки!" но он подбегнул Полли тем самым говорив "кричи ау, ай , аяяй!" Полли начала кричать, а после того как закончила кричать сказала: что же ты меня не захватываешь? а робот ей ответил: я сам кода то был человеком но злобные инопланетяне с планеты " флаум бум" захватили меня и сделали роботом! я помогу тебе сбежать если возьмеш меня с собой! ладно говорит Полли но если ты поможешь мне! хорошо-отвечает робот. На встречу Полли Бежит Эмми и орёт во весь голос я маму спасла! я маму спасла! а за Эмми бежит мама, Полли пояснила маме и Эмми , что этот робот нам поможет разыскать и разгипнотезивровать папу, мама Эмми Полли и робот (как поезже выяснилось его зовут Дамм) отправились на поиски папы, а через некоторое время им удалось разгепнотезировать папу и освободить из плена, все пятеро благопалучно выбрались с корабля, а Дамм стал человеком, парнем 16 лет оказалось что он пропавший брат Эмми и Полли, через несколько недель семья праздновала то что они воссоеденились с Даммом, и то что они выбрались живыми с корабля "Крокозябр" вот так хорошо закончилась эта история! Конец!

↓↓↓
Сколько звезд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок y птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце - одно на свете.
Только мама - одна на свете.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока по русской литературе (6 класс)

Богатство духовного мира мальчиков

образовательные :

- раскрыть образы крестьянских мальчиков ;

- показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.

- закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя.

развивающие:

- развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; - развитие умения анализировать текст.

воспитательные :

- воспитывать внимание к окружающему миру;

- воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

Оборудование урока : учебник, иллюстрации к произведению.

Формы работы : парная, индивидуальная.

Тип урока : комбинированный

Оформление : эпиграф.

Объявление темы и целей урока.

Актуализация знаний.

-Понравился вам рассказ?

Рассказ начинается необычно, герой заблудился.

-А случалось ли вам заблудиться?

-Какие чувства вы при этом испытывали?

-А какие чувства испытывает герой рассказа? Внимательно посмотрим по тексту.

(Вывод: герой не поддается панике, хоть ему и было жутко одному ночью в лесу, он продолжает действовать и выходит к людям).

-К кому же он вышел?

(Итак, автор вышел к детям)

-Что здесь ночью делают дети?

Изучение новой темы.

Слово учителя.

Беседа/анализ текста.

План анализа героя (у каждого на парте)
1. Портрет мальчика.
2. Рассказы мальчика, его речь.
3. Поступки мальчика.
4. Отношение автора к мальчику.

- Кто из мальчиков больше вам понравился и почему?

- А как вы думаете, кто из мальчиков больше понравился охотнику? Почему?

В каждом мальчике есть какая-то загадка ,и автор раскрывает ее через поступки, речь, поведение…

- Как коротают время мальчики у костра?

- В рассказе дети рассказывают 11 быличек. Рассказ какого мальчика показался вам наиболее интересным и почему?

Рассказы ребят открывают нам мир, который окружает ребят, таким, каким он живет в их представлении. И то, что с ними происходит, они стремятся осмыслить, понять. Они ищут ответы на события, которые происходят с ними.

- Как вы считаете, верят ли мальчики в то, о чем рассказывают? Почему?

(Они искренне верят в былички, т.к. ежедневно сталкиваются с неожиданными и необъяснимыми явлениями. Они слышат рассказы про домового, лешего, таинственные голоса погибших людей, ночные звуки и крики. Крестьянские дети в то время нигде не учились, были неграмотными, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд. Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное. А затем они упорно настаивают на том, что кажется им совершеннейшим фактом).

-Чему в рассказах мальчиков вы верите? Почему?

- Что в рассказах мальчиков показалось забавным, смешным?

О ком идет речь ?

а) Федя (самый старший)

- Как ведет себя Федя с другими ребятами?

(Федя понимает, что он самый старший; достаток семьи дает ему дополнительную солидность, и он ведет себя покровительствующе по отношению к мальчикам)

- Какова его речь?

б) Ваня

- О ком идет речь?

в) Ильюша

- О ком идет речь?

г) Костя

- О ком идет речь?

д) Павлуша

- О ком идет речь?

Читайте также: