Отчет по инновационному проекту в школе пример

Обновлено: 02.07.2024

Научные консультанты:

Руководитель проекта:

Особенно важна данная работа с учащимися подросткового и юношеского возраста, наполненными противоречиями внешнего и внутреннего плана. В этот период важно помочь ребёнку усвоить подлинную, а не фиктивную систему ценностей, сориентировать ребенка на настоящие нравственные ценности, привить ему уважительное отношение к людям и обществу в целом, научить понимать добро и зло, милосердие и покаяние, любовь к Родине и своему народу.

Нравственное развитие рассматривается как процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Созданная в СШ№1 г.Новогрудка за время реализации ряда инновационных проектов по проблемам духовно-нравственного воспитания (2005-2018) и постоянно совершенствующаяся система воспитания направлена на формирование у учащихся системы духовно-нравственных ценностей и умение с их позиций оценивать свои действия и поступки. Здесь не столько происходит усвоение обучающимися системы знаний, сколько формирование у них мотивации поступков, освоение норм поведения, характерных для православной культуры. Важно обеспечить формирование мировоззрения учащихся, осознанный выбор ими нравственных ориентиров, правильный отбор критериев оценки мыслей и действий (с позиций добра и зла).

Новизна инновационного проекта – в реализации идеи объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единый воспитательный кластер как результат работы учреждения образования с различными социальными партнерами в предыдущих инновационных проектах. Кластер – гибкая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (учреждения дошкольного, общего среднего, среднего специального, дополнительного образования, учреждения культуры, общественные организации), объединенные вокруг ядра инновационной деятельности для решения цели и задач инновационного проекта и достижения конкретного результата.

Объект инновации:

Преемственность в реализации задач духовно-нравственного воспитания подростков на православных традициях и ценностях белорусского народа с учётом регионального социокультурного кластера.

Предмет инновации:

Организационно-методическое обеспечение преемственности духовно-нравственного воспитания подростков на православных традициях и ценностях белорусского народа.

Цель инновационного проекта: : повышение уровня нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа в современном образовательном пространстве посредством реализации регионального социокультурного кластера

Задачи инновационного проекта: - определить оптимальные варианты и параметры взаимодействия учреждений и организаций (органов государственного управления и управления образования, учреждений образования, семьи, структур Белорусской Православной Церкви, общественности) в реализации задач повышения уровня нравственного развития личности обучающегося на православных традициях белорусского народа в условиях реализации регионального социокультурного кластера;

- воспитывать у обучающихся чувство любви к Отечеству, социальной ответственности и нравственного долга, человеколюбия и милосердия с использованием регионального компонента, знания местных святых и святынь, на основе любви к малой родине;

- разработать методические рекомендации по обеспечению преемственности в реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся различных ступеней и типов учреждений образования;

- создать методические и информационные ресурсы для учебно-методических комплексов нового поколения по реализации программного содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся;

- создать условия для открытия на базе учреждения образования областного ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся на православных традициях белорусского народа.

Благодаря проекту происходит оптимизация духовно-нравственного воспитания учащихся: семейное воспитание обогащается, становится более эффективным и действенным, а воспитательное влияние семьи содействует повышению результативности работы школучреждения образования.

Система управления реализацией инновационного проекта

Инновационная деятельность школы предполагает приобщение всех участников образовательного процесса к изучению православных духовно-нравственных традиций белорусского народа, к благотворительной, социально значимой трудовой и творческо-просветительской деятельности; побуждает детей и взрослых к актуализации духовных ценностей Православия в личностном саморазвитии.

В реализации инновационного проекта участвовуют:

Директор школы Столярчук А.Б.

Управление инновационной деятельностью

Заместитель директора по учебной работе Тригубченко Т.Н.

Организация работы факультативов

Заместитель директора по воспитательной работе Марцуль Н. Г.

Планирование и организация воспитательной работы

Непосредственное осуществление образовательного процесса в инновационных классах

К проведению воспитательной работы духовно-нравственной направленности с учащимися, к работе с родителями привлекались также руководитель информационно-библиотечного центра Ряховская И.А., учитель информатики и руководитель методического объединения классных руководителей Клок Н.В. педагог социальный Емашкина В.В.,педагог организатор Столярчук Н.П. классные руководители 1-11 классов, Новогрудского благочиния, сёстры Православного Сестричества в честь святого Апостола Иоанна Богослова; к консультированию учащихся, родителей, педагогов и мониторингу проектной деятельности – педагог психолог. Гринько М.Г.

Успешной реализации инновационного проекта способствуют ресурсы, имеющиеся в учреждении образования: высокомотивированный педагогический актив, заинтересованный в реализации проектных задач, значительный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся, соответствующая материальная и методическая база: кабинет основ православной нравственности; информационно-библиотечный центр виртуальный ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию на школьном интернет-сайте, методическая литература для родителей и учителей по истории православия и вопросам воспитания на православных традициях; дидактический материал для факультативных занятий; занятий по интересам, библиотека детской художественной литературы духовно-нравственного содержания; аудио-, видео- и мультимедийная аппаратура; фоно-, видео- и фильмотека инновационного проекта.

Управленческая деятельность по проекту осуществляется директором учреждения образования А.Б. Столярчук и заместителем директора по воспитательной работе Н.Г. Марцуль на принципах сотрудничества, дифференциации, индивидуального подхода, личностного стимулирования, коллективного принятия решений.

В первой декаде сентября проведено общее заседание методического объединения классных руководителей и общешкольное родительское собрание по организации работы учреждения образования с учётом инновации.

Педагоги школы приняли участие в Свято- Елисеевских просветительских чтениях (ноябрь 2018 гг.).

Своевременной коррекции и совершенствованию инновационной работы содействует анализ на совещаниях при директоре и заместителе директора по воспитательной работе (октябрь 2018 г., декабрь 2018г., сентябрь 2019г.,март 2019г.)

Повышению уровня педагогической и духовно-нравственной культуры родителей содействовала работа дифференцированного педагогического всеобуча. В соответствии с планами его работы в 2018/2019уч. г. для родителей проведены следующие мероприятия:

Разработана система материального и морального стимулирования педагогов, участвующих в инновационных мероприятиях. Поощряется обобщение и презентация педагогического опыта в учреждении образования и на уровне района , области и республики.

Выполнение плана реализации инновационного проекта

Все мероприятия проходили в соответствии с календарным планом инновационной деятельности в следующих направлениях: работа с учащимися, работа с родителями, взаимодействие с государственными организациями, детскими объединениями, другими заинтересованными институтами, принимающими участие в воспитании детей, сотрудничество с церковным приходом и священнослужителями, психолого-педагогическое сопровождение реализации проекта.

Основы православной культуры.

Учебная программа факультативных занятий для X класса учреждений общего среднего образования.

Авторы: А.В Бройко, М.И. Далецкая, Г.А. Лаврецкий, В.В. Чечет (под ред. А.В. Бройко)

Пашкевич Нина Александровна,

учитель начальных классов.

Образование среднее специальное

(г. Лида, педагогическое училище).

Педагогический стаж - 31 год

Заочно обучалась в Слонимском духовном училище.

Основы православной культуры.

Учебная программа факультативных занятий для XI класса учреждений общего среднего образования.

Авторы: А.В Бройко, М.И. Далецкая, Г.А. Лаврецкий, В.В. Чечет (под ред. А.В. Бройко)

Основы православной культуры. Учебная программа факультативных занятий для 1-4 классов учреждений общего среднего образования. Минск-2015

Авторы: А.В. Бройко, Г.А. Лаврецкий,

Т О. Николаева, А.М. Суханова,

Т.И. Писаренко, Л.В. Финькевич, В.В. Чечет (под. ред. А.В. Бройко, И.М. Стремок)

Пашкевич Нина Александровна,

учитель начальных классов.

Образование среднее специальное

(г. Лида, педагогическое училище).

Педагогический стаж - 29 лет.

Заочно обучалась в Слонимском духовном училище.

Программа духовно-нравственного воспитания школьников на православных традициях белорусского народа для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. 5 класс. Минск-2006.

Авторы: Л.В. Финькевич, А.В. Бройко, В.С. Вицкий, М.И. Далецкая,В.И. Писаренко, М.Н. Трубач, В.В. Чечет (под. ред. А.В. Бройко)

Программа духовно-нравственного воспитания школьников на православных традициях белорусского народа для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. 6 класс. Минск-2006.

Авторы: Л. В. Финькевич, А.В. Бройко,

В.С.Вицкий, М.И.Далецкий, В.И. Писаренко, М.Н. Трубач, В. В. Чечет (под. ред. А.В. Бройко)

Программа духовно-нравственного воспитания школьников на православных традициях белорусского народа для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования.7 класс. Минск-2006.

Авторы: Л.В.Финькевич, А.В. Бройко, В.С. Вицкий, М.И. Далецкая, В.И. Писаренко, М.Н.Трубач, В.В.Чечет(под. ред. А.В. Бройко)

Учебная программа факультативных занятий для 8 класса учреждений общего среднего образования. Минск-2011.

Авторы: А. В. Бройко,

Г. А. Лаврецкий, В. В. Чечет,

Т. Е. Сергеенко (под. ред. А. В. Бройко)

Авторы: А. В. Бройко, Г. А. Лаврецкий, Т. Е. Сергеенко, В. В. Чечет (под. ред. А. В. Бройко)

Реализация проектных задач в работе с учащимися в не меньшей степени, чем на факультативных занятиях, осуществлялась через идеологическую и воспитательную работу.

общешкольные и классные воспитательные мероприятия нравственной и духовно-нравственной направленности по годовому плану идеологической и воспитательной работы школы (1-11 кл.):

экскурсии, походы, паломнические поездки по святым местам Новогрудчины, Гродненщины и Беларуси;

В течение учебного года разновозрастные группы наших учащихся участвовали в организации и проведении районных православных мероприятий к праздникам Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества, Пасхи, святых жен-мироносиц, , недели православной книги, недели борьбы со сквернословием и др.

В данных формах воспитательной работы решаются не только задачи нравственного, эстетического, трудового, семейного, коллективного воспитания, но также на практике обеспечивается преемственность духовно-нравственного воспитания на разных ступенях образования и социальная значимость совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Данная работа содействовала развитию творческих способностей и лучших нравственных качеств детей, дала им опыт творческой благотворительной деятельности, позволила углубить и расширить знания о родном крае и на этой основе воспитывать в себе качества настоящего гражданина и патриота Родины.

Качественные результаты инновационной деятельности.

В ходе реализации инновационного проекта получены положительные результаты.

Выполнен календарный план на 2018/2019 учебный год .Тематика и содержание инновационных программ не вступают в противоречие с программами светского образования, а дополняют их, расширяют кругозор детей и способствуют развитию у них интереса и уважения к православной культуре, церковным праздникам, обрядам и таинствам, содействуют формированию духовно-нравственного стиля поведения, основанного на любви и уважении к людям, ответственности в выполнении своих обязанностей и поручений старших, отрицательном отношении к несправедливости, нарушениям школьной дисциплины и нравственных норм, пагубным порокам (сквернословию, лживости, лени, курению, алкоголизму, наркомании, сектантству и др.).

Проект обеспечил права родителей и детей на более широкий доступ к традиционным духовно-нравственным ценностям, чем содействовал созданию единой системы духовно-нравственного воспитания учащихся в семье и школе.

Практически осуществляется преемственность инновационной деятельности учащихся, родителей, педагогов на разных ступенях образования. В работу по духовно-нравственному воспитанию, социально значимую и благотворительную проектную деятельность включен весь коллектив. В течение многих лет это воспитательный приоритет учреждения образования.

- увеличивается число учащихся, желающих участвовать в проекте и реализовавших в нём свои творческие способности и притязания;

В 2018/2019уч. г. школа показывала стабильно высокие результаты в районных, областных, республиканских, епархиальных творческих конкурсах духовно-нравственной направленности. (Приложение 5)

Методические и дидактические результаты проектного периода:

пополнен банк сценариев внеклассных мероприятий духовно-нравственной направленности для старшеклассников;

пополнен банк мультимедийных презентаций и видеоматериалов к факультативным занятиям и внеклассным воспитательным мероприятиям;

в сотрудничестве с Новогрудским Православным Сестричеством оформлены и распространены в ходе районных, общешкольных, классных мероприятиях для родителей и учащихся более 15 видов рекомендаций и памяток по вопросам нравственного и духовно-нравственного воспитания в семье, предупреждению вредных зависимостей среди несовершеннолетних и вовлечения их в деструктивные секты, о православных традициях и положительном опыте семейного воспитания;

по результатам психологической диагностики у учащихся 5-11 классов не выявлено высокого уровня тревожности и суицидальной направленности;

по наблюдениям классных руководителей и учителей-предметников, работающих в инновационных классах, учащиеся-участники проекта миролюбивы, доброжелательны, активны, дружны, умеют работать как индивидуально, так и в группах, дорожат честью класса, откровенны и тактичны в отношении сверстников и старших, умеют проявлять внимание и заботу о близких и окружающих людях, толерантны к представителям других конфессий, добровольно и охотно участвуют в волонтёрской, трудовой и творческой благотворительной деятельности, где проявляют высокую степень самоорганизации и ответственности. При решении коллективных задач способны к самоорганизации и самоконтролю, быстро ориентируются в ситуации, находят внешние возможности и контакты для достижения поставленной цели;

ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, участвовать в дискуссиях, проявить творчество и фантазию, сценические способности.

Считаем целесообразным продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся на православных традициях белорусского народа с учётом результатов, полученных по итогам реализации инновационных проектов на различных ступенях образования.

Читайте также: