Познавательный проект в доу

Обновлено: 05.07.2024

Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Тип проекта – образовательный.

Масштаб – среднесрочный.

Проблема

Актуальность

Для разностороннего развития детей подготовительной группы важно развивать эрудированность, расширять границы познания окружающего мира, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.

Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.

Концептуальные основы

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

В основе исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечат­лений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматри­ваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс самораз­вития.

Именно поэтому каждое исследование, проведенное ребенком при поддержке родителей будет способствовать развитию самостоятельности мышления, помогать ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, это своеобразная поисково-познавательная деятельность дошкольника, направленная на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения, и ценности.

Все это позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивать творческие начала и умственные способности, способствовать развитию целеустремленности, настойчивости, учить общаться со сверстниками и взрослыми.

Данный метод основан на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы исследований в основном рождаются именно из интересов детей.

Каждое исследование своеобразно, в каждом ребенок может углубиться в заинтересовавшую его тему настолько, насколько позволяют ему его способности и возникший интерес. Исследования предполагают использовать любые подручные средства: книги и интернет, знания взрослых, игрушки, картинки и т.п.

Цель – Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.

Задачи:

1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня), условий жизни их обитателей (животных, растений).

2. Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о расах, населяющих Землю, их традициях, особенностях жизни людей в разных уголках планеты.

3. Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах.

4. Приобщение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов по поиску и сбору углубленных знаний по природным зонам как активных участников образовательного процесса.

5. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника.

6. Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.

Продукт проекта – модели природных зон Земли, макеты природных зон с обитателями, картотека детской художественной литературы, совместные (дети-родители) мини-проекты о жизни в природных зонах, жилища людей в разных природных зонах, картотека игр народов мира, куклы в национальных костюмах.

Возраст детей, на который рассчитан проект: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Сроки реализации проекта: ноябрь - апрель

Стратегия достижения поставленной цели

Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:

I этап – Организационный.

Цель. Вовлечение детей и родителей в проект.

Отбор участников, распределение материала между участниками проекта, подбор детской энциклопедической литературы. Создание плана работы с детьми и родителями. Организация условий для реализации целей и задач проекта.

2 этап - Реализационный (содержательная часть).

Цель.

1. Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала для презентаций.

2. Расширение Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.

3 этап. Итоговый

Цель. Выявить уровень познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни на планете Земле. Проанализировать востребованность детьми созданных моделей и макетов в повседневной самостоятельной деятельности.

Выявить уровень социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умение выступать перед сверстниками, умение слушать выступающего.

Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.

Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

Повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские минипроекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.

У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня), условий жизни их обитателей (животных, растений). Обогатятся представления детей о том, что Землю населяют люди разных рас, их жизнь в разных природных зонах отличается.

Предметно-развивающая среда группы обогатится материалом, раскрывающим особенности жизни разных природных зон: картинки, игрушки, презентации, альбомы, фильмы и т.п.

План работы по реализации проекта

№ п/п

Мероприятие

Срок

Ответственный/целевая аудитория

Продукт /

Результат

1 декада ноября

Распечатанная информация на тему / Знакомство родителей с основами проектной исследовательской работы дошкольников

2 декада ноября

Посещение собрания 70% родителей. Знакомство родителей с перспективами работы по экологическому развитию детей группы. Интерес к новой форме работы

Разработка тем для детских исследований

Тематика детских исследований

Занятия по формированию экологических представлений

Систематизация накопленных знаний

2 декада ноября (после собрания)

Воспитатели/ дети, родители

Календарный план подготовки выступлений по проведенным исследованиям

Создание макетов природных зон

Воспитатели, дети, родители

Макеты природных зон

Подбор видеороликов о жизни животных и растений в природных зонах

Видеоролики о жизни животных и растений в природных зонах

Создание мультимедийных презентаций с характерными картинками, отражающими яркие особенности природных зон (жизнь растений, животных, человека)

Презентации с подбором характерных картинок природных зон

Включение родителей в процесс познавательного развития детей в соответствие со сроками

1. Помощь детям в сборе познавательной информации, поддержание интереса к теме исследования,

2. помощь в обогащении предметно-развивающей среды

Детские выступления на выбранную тематику

Воспитатели, Родители /дети

1. Детские выступления перед сверстниками

2. Умение интересно подготовить познавательную информацию, выступать перед слушателями

Анализ познавательной активности детей (разнообразие жизни на земле)

1. Результаты диагностики познавательной активности детей

2. Выводы о проведенной работе

Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований. Анкетирование родителей.

Посещение собрания 70% родителей Рефлексия о совместно проведенной работе.

Итоговый анализ проведенной работы

Отчет о реализации проекта. Общие итоги

3. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.. Академия, 2005.

4. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте. – Собр. Соч.: В 6 т. – М.,1984. – Т.2.

5. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. – М., 2000.

6. Савенков А.И. Путь к одарённости. Психология исследовательского поведения дошкольника. – СПб., 2004.

Автор: Симонова Галина Васильевна
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Незабудка"
Краткое описание работы: Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей – овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

Проект по познавательному развитию на тему ” Весна – красна”

Автор: Талызина Елена Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 196
Краткое описание работы: Я разработала проект по теме " Весна - красна", т к у дети данной группы не могут ответить на вопросы, связанные с наступлением весны. У них нет представления о первых цветах, о жизни животных и птиц в весенний период. У детей снижен уровень речевого развития. Для устранения данной проблемы создан проект " Весна - красна"

Краткосрочный проект “Что нам лето подарило”

Автор: Ларионова Дарья Николаевна
Учебное заведение: МБ ДОУ "ДЕТСКИЙ САД ЖУРАВУШКА""
Краткое описание работы: Дети, за время проекта познакомились с овощами и фруктами, которые нам дарит лето, с детьми были проведены занятия, на которых были изготовлены поделки из фруктов и овощей.

Проект “Зимушка-зима”

Автор: Горбачевская Ирина Владимировна
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 92 общеразвивающего вида"
Краткое описание работы: Представлена примерная система работы по ознакомлению с родным краем через проектную деятельность. Предложены некоторые мероприятия для детей и родителей.

Познавательный проект “Новый год шагает по планете”

Автор: Куракина Екатерина Сергеевна
Учебное заведение: МБДОУ Сакмарский д/с "Берёзка"
Краткое описание работы: Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Время чудес и превращений, время удивительных сказок и волшебства, время подарков и поздравлений, время, когда объединяются семьи, приезжают гости, кругом веселье и смех. Тысячи детишек в нашей стране ждут появления Деда Мороза и верят, что утром под елочкой их будет ждать заветный подарок. Всегда ли было так? Верили ли в деда Мороза наши предки, и кто приходит в гости к детишкам в других странах? Как зовут соратников Деда Мороза у других народов? Что же украшают на Новый Год в странах, где нет ни снега, ни елок? Вместе с детьми мы решили разобраться в этих вопросах.

Познавательный проект “Мир насекомых”

Автор: Куракина Екатерина Сергеевна
Учебное заведение: МБДОУ Сакмарский д/с "Берёзка"
Краткое описание работы: Познавательный проект "Мир насекомых". Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? На сколько велика их роль в природе? Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.

Автор: Гусева Наталья Владимировна
Учебное заведение: МАДОУ "Чайка"
Краткое описание работы: Лето - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе, при встрече с насекомыми.
Однако знания дошкольников о насекомых очень скудные, а реакция детей на насекомых является неоднозначной: некоторые выражают интерес, другие испытывают страх, видя их.

Проект познавательно-исследовательской деятельности “Я-исследователь”

Автор: Самойлова Оксана Владимировна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №42" г.Балахна
Краткое описание работы: Данный материал предназначен для детей дошкольного возраста. Он включает в себя поэтапную работу с детьми. Исследовательская деятельность помогает раскрыть перед ребенком окружающий мир. Делать выводы и умозаключения при опытно-экспериментальной деятельности с водой.

Познавательный проект на тему “Волшебный песок”

Автор: Козлова Татьяна Леонидовна
Учебное заведение: Управление образования администрации Нижнетуринского городского округа Муниципальное автоно
Краткое описание работы: Проект про то. как малышей учить играть и экспериментировать с песком. Малыши узнают про сухой и мокрый песок. Детей знакомят с правилами игры в песочнице.


В этом разделе предложены исследовательские работы в ДОУ, выполненные воспитанниками старшей, средней и подготовительной группы детского сада совместно с педагогами, а также исследования и проекты воспитателей на познавательные и экологические темы, научно исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Опубликованные долгосрочные и краткосрочные исследовательские проекты в ДОУ направлены на развитие у детей младшей, средней, старшей и подготовительной группы детского сада познавательных интересов, содействуют формированию интереса и увлеченности проектной деятельностью, выполняются с родителями и воспитателями дошкольной образовательной организации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проекты в развитии познавательно-исследовательской деятельности

детей дошкольного возраста

Современный образовательный процесс в ДОО строится на применении наиболее эффективных педагогических техноло- гий. Одной из таких технологий является технология проектов.

Метод проектов сегодня широко входит в жизнь детского са- да. Он позволяет систематизировать полученные детьми в ходе тематических недель знания, расширить представления о тех или иных особенностях окружающего мира: о животных и рас- тениях, о мире вещей и предметов, о явлениях природы и мно- гом другом.

Именно в ходе работы над проектом у детей формируются по- знавательный интерес и связанная с ним познавательная деятель- ность, расширяются детско-взрослые коммуникации, выстраива- ются партнерские взаимоотношения. А ведь это задачи федераль- ного государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Метод проектов естественно и гармонично вплетает- ся в целостный образовательный процесс детского сада.

Условием разрешения выдвинутого выше противоречия ста- новится использование инновационных педагогических техно- логий, которое обеспечивает новые возможности в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования в современных исследованиях отнесена авто- рами к современным гуманитарным технологиям, которые яв- ляются инновационными в работе дошкольных образователь- ных учреждений.

Чем же отличается проектная деятельность от системно орга- низованной образовательной деятельности по теме ФГОС ДО?

– Чаще всего идея проекта должна идти от детей.

– Выделение из идеи проектной цели.

– Определение этапов реализации проекта с задачами и ре- зультатами каждого этапа.

– Завершение каждого этапа и всего проекта в целом – ито- говым мероприятием с привлечение всех участников проекта (дети, педагоги, родители, заинтересованные организации обра- зования, культуры, спорта). Итогом проекта может быть пре- зентация, видеоролик, стенная газета, концерт, выставка дет- ских работ, организация музея в детском саду и др.

При организации проектной деятельности педагоги ДОУ мо- гут столкнуться с определенными проблемами:

– Отсутствие понимания педагогами различий между традици- онной формой организации образовательной деятельности и ха- рактером проектной деятельности. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок ставятся в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа зало- женных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути, как это традиционно осу- ществляется в традиционном образовательном процессе.

– Неразличение со стороны педагога субъектной и объект- ной позиции ребенка. Большинство педагогов ДОО очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готов- ность выполнить творческое задание за ребенка, будь то форму-

лировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не предлагать собственные варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в позиции объекта.

В проектной деятельности под субъектностью ребенка (по ФГОС ДО – субъектная позиция ребенка) подразумевается вы- ражение инициативы и проявление самостоятельной активно- сти, при этом субъектность ребенка может проявляться по- разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразие идеи ребенка.

Как показывают современные исследования, дети дошколь- ного возраста активно включаются в проектную деятельность, проявляя не только непосредственный интерес к такому виду деятельности, но и внося в ее организацию и содержание соб- ственные свежие идеи. При этом наблюдаются отчетливые по- зитивные изменения в познавательном развитии детей (разви- вается логическое мышление, активизируется творческое вооб- ражение, память, связная речь обеспечивает возможность ре- бенка пояснить или даже отстоять собственную идею, увлекая ею не только сверстников, но и взрослых. Существенно изме- няются межличностные отношения дошкольников, дети приоб- ретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слушать и слышать другого, выражать свое отношение к различным сто- ронам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями, такие отношения становятся более близкими, конструктивными и продуктивными. Ведь в ходе совместной проектной деятельности и взрослый, и ребенок до- биваются выполнения единой поставленной цели, создают об- щий продукт (альбом рецептов, макет улицы города, подарок городу ко дню рождения и т. д.).

Проект – это метод педагогически организованного освое- ния ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и зара- нее спланированной практической деятельности по достиже- нию намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и (или) кол- лективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат (стенная газета, в которой рассказывается об участии детей и взрослых в субботнике; презентация блюд из фруктов для новогоднего стола, оформленная совместно детьми и их родителями для всей группы; макет огорода, с помощью кото- рого дети изучают особенности роста и развития овощных куль- тур, действующая модель для изучения круговорота воды в приро- де для ознакомления детей с ее свойствами и т. д.).

В основе проекта обязательно лежит реально существующая в жизни проблема, для ее решения необходим исследователь- ский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разре- шение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Суть метода проектов в образовании состоит в такой органи- зации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в

процессе планирования и выполнения постепенно усложняю- щихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Сегодня педагогическая теория и практика реализации ФГОС ДО предлагает следующие направления для проектной деятельности:

– проекты по гражданскому образованию;

– проекты по экологическому воспитанию;

– проекты по формированию навыков здорового образа жизни;

– проекты по тематике недель в соответствии с требования- ми ФГОС ДО.

Рассмотрим примеры каждого из выдвинутых выше направ- лений для проектной деятельности.

Содержание проекта направлено на воспитание у детей млад- шего дошкольного возраста (3–4 лет) чувства привязанности к до- му, к семье, близким людям, детскому саду, взрослым, которые находятся рядом с ребенком целый день и заменяют ему маму.

– ввести детей в проблемную ситуацию, узнать, как живут дети и взрослые в детском саду, чем они занимаются, как отно- сятся друг к другу;

– создать в группе организационно-педагогические условия, благоприятные для формирования между детьми чувства дру- желюбия, доброжелательности, привязанности;

– стимулировать у детей желание с доверием, привязанно- стью и любовью относиться к знакомым взрослым (сотрудни- кам детского сада), которые ждут их, заботятся о них, заменяют маму, организуют интересные мероприятия;

– воспитывать у детей интерес к жизни и деятельности сверстников и взрослых в детском саду и за его пределами.

Содержание регионального компонента:

– во время проведения режимных моментов (умывание, оде- вание, прием пищи), в свободной деятельности (игра) знако- мить детей с произведениями устного народного творчества (потешками, пестушками, прибаутками), вызывающими у них чувство радости, эмоционального подъема;

– познакомить детей с тем, что детский сад находится рядом с их домом, с их двором; вспомнить знакомых сверстников, друзей, которые ходят в другие группы детского сада;

– побуждать детей рассказывать о впечатлениях из жизни группы, детского сада дома родителям, а также полученных на прогулках с родителями во дворе, на набережной реки Миасс, в парке воспитателям в детском саду;

– воспитывать чувство сопричастности к жизни группы и детского сада через участие в народных календарных праздни- ках (рождественские колядки, встреча весны – Жаворонки) тра- диционных для учреждения.

– кукла домовенок Кузя;

– групповая эмблема, в которой отражено название группы и представлены все дети, родители и педагоги;

– подборка произведений художественной литературы – рус- ские народные потешки, песенки на все режимные моменты

(умывание, одевание, кормление, сон), авторские стихи и ко- роткие рассказы о жизни детей в детском саду;

– игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр с Кузей;

Цель Срок Предварительная

– Познакомить детей с со- трудниками детского сада (воспитатели, помощник воспитателей, музыкальный работник, вос- питатель ИЗО деятельности, инструктор физкультуры, медсестра, по- вар, директор).

– Познакомить детей с разны- ми помещени- ями детского В тече- ние года – Оформить куклу- домовенка (можно обшить обычную куклу или сшить мягкую куклу) и дать ей имя (мож- но назвать Кузей, Нафаней или лю- бым другим име- нем, которое пред- лагают сами дети).

– Познакомить де- тей с Кузей, расска- зать им, что это не обычная кукла, а домовенок, добрый хозяин группы. К домовенку дети и взрослые могут об- ращаться по любо- му вопросу.

– Оформить фото- альбом «Путеше- – Познакомить родителей

с групповой куклой- домовенком.

Рассказать, что Кузю пе- дагоги будут использовать

для того, что- бы познако- мить детей с правилами жизни в груп- пе и детском саду.

– Подготовить для групповой эмблемы се-

Цель Срок Предварительная

ный зал, музы- кальный зал, ИЗОстудия) и группой (раз- девалка, игро- вая, спальня, туалетная комната).

– Познакомить с различными видами дет- ской деятель- ности, кото- рыми занима- ются ребята в детском саду (гуляют, игра- ют, рисуют, поют, занима- ются физкуль- турой) и пра- вилами пове- дения в дет- ском саду

(чтобы всем было хорошо, нужно забо- титься друг о друге, назы- вать всех по имени, не ссо- риться, не ка- призничать) ствие с Кузей по

– С помощью сюрпризного мо- мента воспитатель вносит в группу куклу-домовенка.

Кузя дарит детям альбом о том, как он путешествовал по детскому саду. (В течение всего года педагоги рас- сматривают с детьми фотоаль- бом, не больше чем по 2–3 фото- графии за один раз, беседуют с Кузей по содержа- нию альбома.)

– Заучивание с детьми потешек, приговорок, колы- бельных песен для игр с Кузей мейные фото-

Далее тематика этапов может быть следующей:

– Поздравляем с днем рождения!

– С днем рождения, группа!

– Вместе с Кузей (экскурсии по детскому саду и террито- рии).

Таким образом, метод проектов может быть использован в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста (3–4 года). Он позволяет определить задачи обучения, сфор- мировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития де- тей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В ходе реализации данного проекта решаются следующие задачи:

– ознакомление детей с внешним видом и особенностями произрастания лекарственных растений;

– обучение детей способам и технологиям приготовления травяных сборов и настоев;

– уточнение представлений детей о том, какие растения можно использовать для лечения несложных заболеваний (про- студа, насморк, кашель);

– предоставить детям информацию о том, какие растения со- держат необходимые для организма человека витамины (сборы витаминных ягод: шиповника, калины, брусники).

горло травяными настоями, рассказывая о том, из какой травы сегодня он приготовлен и т. д.

В средней группе содержание проекта определено ознаком- лением детей в течение месяца с определенным лекарственным растением:

В старшей и подготовительной группах главный упор дела- ется на практических занятиях по приготовлению самими детьми лекарственных травяных настоев, на закреплении тех- нологии приготовления настоев в сюжетно-ролевых играх:

Ожидаемым результатом проекта является система знаний детей о лекарственных растениях и способах их применения.

Реализация предложенного в проекте содержания происхо- дит не через проведение серий занятий, которыми и так изоби- луют программы, а через организацию специальной развиваю- щей предметно-пространственной среды в группе, включение детей в практическую поисковую или исследовательскую дея- тельность. Итогом работы по каждому разделу являются музы- кально-познавательные развлечения или викторины, конкурсы и творческие презентации каждого ребенка об изучаемых ле- карственных растениях, авторские выставки детских работ по содержанию проекта.

Данный проект по своей сути направлен на индивидуализа- цию каждого ребенка, помогает воспитателю определить и со- здать индивидуальное авторское пространство воспитанника через создание в развивающей предметно-пространственной среде выставок и индивидуальных уголков с содержанием ра- бот ребенка по проекту.

Таким образом, не перегружая сетку педагогических меро- приятий в целом, предложенный материал систематизирует и конкретизирует знания ребенка о лекарственных растениях, помогает создать в группе атмосферу творчества и неформаль- ного общения детей друг с другом и со взрослыми, включить в общую работу родителей.

Следующим направлением для проектной деятельности яв- ляются проекты по формированию навыков здорового образа жизни.

Содержание проекта в старшей группе построено по прин- ципу классификации фруктов и ягод:

– на фрукты, произрастающие на Урале (яблоко, груша, сли- ва, абрикос);

– ягоды, произрастающие на Урале (вишня, клубника, ма- лина, смородина черная и красная, крыжовник, земляника, черника);

– фрукты, относящиеся к семейству цитрусовых (лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, лайм);

– экзотические фрукты, произрастающие на юге нашей страны и в других странах (айва, гранат, банан, ананас, киви, маракуя, авокадо).

С технологией приготовления некоторых фруктовых блюд дети будут знакомиться через дидактическую игру «Домашний

– познакомить детей с разнообразием фруктов;

– решить проблемную ситуацию: на какие группы можно разделить все фрукты, если их так много;

– расширять и закреплять знания детей о знакомых фруктах (внешний вид, вкусовые качества, польза на организм человека, что можно приготовить);

– познакомить детей с новыми фруктами (внешний вид, вку- совые качества, польза на организм человека, что можно приго- товить);

– развивать любознательность, кругозор, способность к ана- лизу и синтезу;

– продолжать воспитывать навыки, связанные с культурой потребления пищи.

– кукла Незнайка, вместе с которой дети будут путешество- вать по городу Фруктов;

– костюмы фруктов и ягод для детей – пополнение теат- ральной костюмерной группы (экзотические фрукты, цитру- совые);

– картотека детских произведений по теме для воспитателей (стихи, рассказы, загадки, сказки, народные приметы, послови- цы, поговорки, заклички и т. д. по теме);

– технологические карты приготовления различных блюд, с использованием изучаемых фруктов.

– Пополнять и обогащать пред- ставления детей о малознакомых им фруктах; учить распознавать и называть по внешнему виду (плод, листья) и вкусовым качествам айву, гранат, банан, ананас, киви, мара- куйя, авокадо.

– Развивать у детей кругозор, лю- бознательность, желание узнавать новое с помощью компьютера Март Апрель – Решение проблемной ситуации: какие фрукты растут в других странах? (используя план – карту города Фрук- тов). Беседа об экзотических фруктах (внешний вид; вкусовые качества; полезные вещества, содержащиеся во фруктах; блюда, которые можно приготовить из них).

– Разучивание с детьми стихов, загадок об экзотических фруктах; чтение рассказов.

– Детское экспериментирование: в каких экзотических фруктах больше мякоти, а в каких – сока?

И последнее направление проектной деятельности по разви- тию познавательно-исследовательской деятельности детей до- школьного возраста – проекты по тематике недель в соответ- ствии с требованиями ФГОС ДО.

Цель проекта: уточнить представления детей об основных характеристиках мяча:

– может быть резиновым, пластмассовым, мягким (из мягкой и пушистой ткани);

– может быть использован для игры;

– может продаваться в спортивных магазинах и магазинах игрушек;

– можно изготовить своими руками.

1 этап – знакомство с традиционным резиновым мячом для игры;

2 этап – знакомство с разновидностями мячей (волейболь- ный, футбольный, теннисный);

3 этап – мастер-класс по изготовлению мягких мячей из раз- личных материалов.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды группы:

– выставка разновидностей мячей: резиновый, мяч для во- лейбола и футбола;

– картотека подвижных игр с мячом;

– технологические карты по изготовлению мягких мячей из различных материалов;

Рубрики

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.

Методические рекомендации по использованию приёмов самоконтроля и самооценки в учебном…


Методические рекомендации по использованию приёмов самоконтроля и самооценки в учебном процессе В пособии представлены практические основы использования методических приемов формирования действий.

Комментарии

В блогах

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает человека.

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

Читайте также: