От чего зависит выбор методов и средств гигиенического обучения в школе здоровья

Обновлено: 05.07.2024

Гигиеническое воспитание - это система мероприятий, приемов, способов и средств, направленных на формирование ЗОЖ на уровне первичной профилактики.

Цель — формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Принципы:

· научность, т.е. пропаганда тех сведений, которые являются научным знанием, прочно утвержденным и доказанным научными исследованиями;

· правдивость и объективность;

· дифференцированность и целенаправленность;

· систематичность и последовательность;

· комплексность (участие в работе по гигиеническому воспитанию различных специалистов и учреждений).

Методы (способ управления познавательной деятельностью людей):

- Метод проблемного изложения информации (социальная реклама, моделирование типичной ситуации и схемы её решения) заключается в постановке задачи и объяснении логики её решения.

- Эвристический метод (постановка задачи с той целью, чтобы обучаемый сам её решил и логически объяснил свои действия) – конечный этап обучения и гигиенического воспитания; формирование навыка творческого подхода к решению проблемы.

Формы (способы применения отдельных средств):

- Индивидуальное воздействие – беседа, консультирование, инструктаж, индивидуальное консультирование по телефону или через личную корреспонденцию – позволяет учитывать все особенности личности. Однако, не всегда возможно заниматься с каждым отдельным человеком; кроме того групповое воздействие во многих случаях оказывается более эффективным.

Средства:

1. Речевые средства.

- Устные средства: речь непосредственная или в записи.

2. Изобразительные средства: плакаты, фотографии, слайды, аппликации, календари, наклейки, значки, открытки, закладки, этикетки, картотеки, обучающие муляжи.

3. Изобразительно-речевые средства: кино, театр, телевидение.

4. Действия – приёмы, используемые на практике (обработка и дезинфекция посуды, медицинского инструментария и т.п.).

5. Предметные средства (зубная щетка, расческа, шприц, бинт, жгут).

6. Лозунг – самостоятельное средство, объединяющее различные действия в единую программу.

7. Логотип означает, что информация, на которой он размещён, подаётся в рамках проведения определенной программы.

Первичная профилактика — это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья. Первичная профилактика включает в себя следующий комплекс мер:

• по снижению влияния вредных факторов окружающей среды на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни);

• по формированию здорового образа жизни;

• по предупреждению профессионально обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, а также случаев смертности в трудоспособном возрасте;

• проведение иммунопрофилактики среди различных групп населения.

Направления пропаганды ЗОЖ:

1. безопасные условия труда;

2. социальный оптимизм, высокий культурный уровень;

3. медицинская активность;

4. экологическая активность;

5. физическая активность;

6. рациональное, сбалансированное питание;

7. устроенность быта, хорошие семейные отношения;

8. здоровая наследственность;

9. другие факторы.

Помимо указанных направлений необходимо еще различать два аспекта формирования ЗОЖ:

1. создание и развитие позитивных для здоровья условий;

2. преодоление или уменьшение факторов риска.

БИЛЕТ № 11

1.Экономика здравоохранения. Цель, задачи, методы экономики здравоохранения.

2.Родильный дом, его задачи, структура. Репродуктивные потери. Показания к госпитализации в обсервационное отделение, отделение патологии.

Плакаты, слайды, натуральные объекты, муляжи, фотографии, альбомы, рисунки и др.

Телевидение, кинофильмы, выставки (стационарные и передвижные), уголки здоровья, курсовые занятия, театрализованные постановки, телекоммуникационное обучение

Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый, большой материал. Обычно для чтения лекций предполагается большая аудитория.

Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседу заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы врача. Она рассчитана на конкретного человека, например памятка больному, страдающему сахарным диабетом, памятка по контрацепции и др.

Стенная санитарная печать – стенная газета санитарно-просветительной тематики, которая должна быть актуальна, наглядна, и содержать конкретную информацию.

Плакаты – массовое средство санитарного просвещения, над которым работают ученые, художники, педагоги и др.

Содержание и тематика материалов по гигиеническому обучению и воспитанию населения определяются в соответствии с задачами и потребностями контингента, обслуживаемого медицинской организацией. Для участковых медицинских работников это могут быть: правила ухода за тяжелобольным в домашних условиях, профилактические мероприятия в очаге инфекционного заболевания, просветительная работа о необходимости профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, вакцинопрофилактики и др. Для медицинских работников отделений и кабинетов медицинской профилактики – это проведение различных акций или декад в медицинской организации. Например, декада к дню пожилого человека, включающая комплекс мероприятий: профилактические осмотры, лекции, демонстрации видеоматериалов и др. Для медицинских работников специализированных служб – это работа с пациентами в рамках профильных школ,раздача информационных материалов по вопросам профилактики различных заболеваний.

Для выбора средств гигиенического обучения и воспитания необходимо оценить ситуацию. Каждая ситуация характеризуется с позиции четырех признаков.

В зависимости от цели формируется структура группового занятия. Если целью занятия является предоставление новой информации, целесообразно 40 % рабочего времени посвятить информационному блоку (лекция, беседа, ответы на вопросы, наглядные материалы, дискуссия и т.д.), 55 % рабочего времени посвятить закреплению новой информации (игры и упражнения, викторины, ответы на вопросы, анкеты, практические задания и т.д.), 5 % рабочего времени распределить на знакомство и завершение работы. Если целью занятия является закрепление знаний, умений и навыков участников, основное время необходимо посвятить созданию условий для лучшего усвоения знаний. Если целью является формирование практических навыков, основная часть занятия должна быть посвящена обучению практическим навыкам, играм, упражнениям, направленным на приобретение навыков принятия решения, поиска выхода из рискованной ситуации, навыков отказа в ситуациях, опасных для здоровья.

При пятом типе ситуации необходимо выявить уровень готовности (четвертый признак) и соответственно этому использовать средства обучения. Например, если есть знание, но отсутствует умение, необходимо обучить практическим приемам.

При выборе методов и средств гигиенического обучения и воспитания необходимо помнить, что степень усвоения материала различна приразных формах работы.

Лекция (5 % усвоения материала). Лекция является быстрым способом подачи необходимой информации, но если лекция длинна и не предполагает активного участия аудитории, она неэффективна. Эта форма работы ставит обучаемых в положение пассивных слушателей, поэтому лучше всего лекционные блоки чередовать с игровыми, дискуссионными и т.д.

Чтение (10 % усвоенного материала). Индивидуальное или коллективное чтение – необходимый метод обучения, но, как и лекция, он не позволяет глубоко усвоить информацию. Является эффективным лишь в сочетании с другими способами обучения. Этот метод можно использовать в качестве домашнего задания.

Аудиовизуальные средства (20 % усвоенного материала). Демонстрация слайдов, фильмов и видеофильмов делает процесс подачи информации более интересным, красочным. Очень эффективно в сочетании с другими способами обучения. Эффективность будет более высокой, если использовать аудиовизуальные средства не только документального, но и публицистического, художественного характера. Ведущему необходимо комментировать материал в процессе показа, поясняя проблемные моменты, либо после просмотра проводить разбор (дать возможность участникам задать вопросы и ответить на них), при необходимости можно прерывать просмотр с целью комментариев и обсуждения.

Наглядные пособия (30 % усвоенного материала). Впроцессе получения информации человек отдает предпочтение определенным органам чувств, одни усваивают материал, воспринимаемый с помощью зрения, другие – при помощи осязания или слуха. Используя наглядные пособия, можно помочь участникам с различными типами восприятия. Достаточно эффективно использование участниками собственных рисунков на доске или ватмане.

Обучение практикой действия (70 % усвоенного материала). Участникам предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненных ситуаций. Темы для деловых игр могут быть различны, но не следует копировать жизненные ситуации, имевшие место в реальной жизни участников. В деловой игре участники играют роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную, что меньше смущает людей, когда нужно выражать свои чувства, эмоции, высказываться по тем или иным вопросам. Играя чью-то роль, участник может больше узнать о своих желаниях, стремлениях, привычках, стиле поведения, увидеть ситуацию глазами другого человека.

Выступление в роли обучающего (90 % усвоенного материала). Тот, кто знакомит с информацией других, сам усваивает 90 % преподаваемого материала. Эта форма работы наиболее эффективна в подростковой среде и используется при подготовке волонтеров.

Важной составляющей медико-гигиенического воспитания и образования является консультативно-оздоровительная помощь – вид медицинской помощи, включающий в себя оказание медицинских, информационных и образовательных услуг, выдачу рекомендаций, направленных на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, а также консультирование специалистов, участвующих в ведении и лечении пациента.

Консультант – специалист с высшим медицинским или немедицинским (напр., медицинский психолог) образованием, имеющий специальную дополнительную подготовку и опыт, позволяющий оценивать состояние здоровья пациента и прогнозировать его развитие, консультировать, обучать пациентов и медицинских работников, оказывать медицинские услуги и разрабатывать программы проведения лечебно-оздоровительных мероприятий и оценивать их эффективность, вносить коррективы в лечебно-диагностический процесс.

Цель консультативно-оздоровительной помощи – оказание максимально-возможного содействия пациентам в снижении воздействия модулируемых факторов риска, профилактике заболеваний и их последствий путем проведения индивидуального профилактического консультирования. Указанная цель достигается путем формирования определенных взаимоотношений между специалистом – консультантом и пациентом. Модель подобных взаимоотношений может быть интерпретационной, при которой специалист выступает в роли советника, осуществляя помощь пациенту в достижении поставленных задач, или информационной, при которой специалист предоставляет пациенту всю имеющуюся информацию, касающуюся его состояния.

Содержание рекомендаций для пациентов при профилактическом консультировании:

При выявлении факторов риска пациент должен быть проинформирован о негативном их влиянии на здоровье и течение имеющихся заболеваний.

Повышенное АД может быть проявлением самостоятельного заболевания и фактором риска ССЗ, обусловленных атеросклерозом. Даже при однократно обнаруженном повышении АД необходимо информировать пациента о необходимости контроля АД и, особенно, самоконтроля в домашних условиях. Рекомендовать приобрести домашний тонометр, периодически измерять АД вне зависимости от самочувствия и регистрировать результат. Обсудить с пациентом факторы риска, способствующие повышению АД, обратить внимание на наследственность, сопутствующие заболевания. Необходимо дать совет бросить курить, если пациент курит, снизить избыточную массу тела, ограничить потребление соли, исключить алкогольные напитки (ограничить потребление). Рекомендуется повторное измерение АД, соблюдение рекомендаций, а при необходимости, медикаментозное лечение.

Все пациенты с повышением АД должны быть обследованы в соответствии со стандартом для уточнения диагноза. При наличии показаний для диспансерного наблюдения пациента необходимо информировать об объеме и частоте его проведения и мотивировать к его прохождению.

Нерациональное (нездоровое) питание. С этим фактором связаны такие биологические факторы риска как избыточная масса тела (ожирение), повышенное АД, гиперхолестеринемия, дислипидемия, гипергликемия.

●сбалансированность пищевого рациона по энергопоступлениям и энерготратам для поддержания оптимального веса тела и по основным пищевым веществам (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины);

●ограничение животных жиров с частичной заменой на растительные жиры;

●потребление 2–3раза в неделю жирной морской рыбы;

●потребление ежедневно 400–500грамм фруктов и овощей (не считая картофеля);

●предпочтительное потребление цельнозерновых продуктов (хлеб, крупы).

Избыточная масса тела (ожирение):

●информировать о целевых уровнях массы тела для снижения риска заболеваний;

●рекомендовать снижение калорийности пищевого рациона и контроль массы тела в домашних условиях;

●рекомендовать пациенту самостоятельно оценить свой повседневный режим питания и двигательной активности;

●объяснить, что снижение избыточной массы тела требует волевых усилий самого пациента;

Устные советы необходимо сопровождать письменными рекомендациями в виде памяток, кратких брошюр, листовок и, при необходимости, адресовать пациента к достоверным источникам информации в интернете.

Пациенты с избыточной массой тела, выражающие желание снизить массу тела, должны быть направлены в кабинет (отделение) медицинской профилактики, при возможности, проконсультированы врачом-диетологом. Пациенты с ожирением, особенно с выраженным ожирением, должны быть проконсультированы врачом-диетологом и, при необходимости, врачом-эндокринологом.

●информировать о целевых уровнях общего ХС, липидных фракций. Калорийность пищи должна поддерживать оптимальную массу тела (для конкретного пациента). Ограничить потребление жира (включая растительные жиры), доля которого должна не превышать 30 % от суточной калорийности (при значительной избыточной массе тела – до 20 %);

●рекомендуется уменьшать потребление продуктов, богатых насыщенными жирами и холестерином (жирное мясо, птица с кожей, цельные молочные продукты, шоколад, выпечка с содержанием жиров, желтки яиц и сами жиры – сало, масло сливочное, маргарины, кокосовое масло, пальмовое масло);

●ограничить продукты, богатые холестерином (яичные желтки, субпродукты, мозги, печень, почки, сердце, сливочное масло, животные жиры, а также сыр, сметана, сосиски и колбасы высокой жирности);

●насыщенные (животные) жиры должны составлять не более половины суточной потребности – около 25–30г/сут;

●предпочтение необходимо отдавать продуктам, богатым полиненасыщенными и мононенасыщенными жирными кислотами, которые содержатся также в жирных сортах рыб;

●рекомендуется потребление морской рыбы 2–3раза в неделю по 100–150г в видеразличных блюд;

●полезны растворимые пищевые волокна – пектины, которые связывают в кишечнике часть холестерина и выводят его из организма.

●необходим контроль уровня глюкозы крови (рекомендовать контролировать уровень глюкозы в центре здоровья, кабинете медицинской профилактики или в домашних условиях – приобрести бытовой глюкометр).

●информировать о риске заболеваний вследствие курения;

●курение табака – один из наиболее опасных факторов риска сердечно-сосудистых, бронхо-легочных, онкологических и других хронических заболеваний;

●пассивное курение также вредно, как и активное;

●если курящий выкуривает первую утреннюю сигарету в течение первых 30 минут после подъема, то необходимо его информировать о высоком риске у него никотиновой зависимости, что расценивается как заболевание и требует медицинской помощи, объяснить необходимость обратиться в кабинет по оказанию помощи в отказе от курения (кабинет медицинской профилактики);

●при нежелании пациента бросить курить, повторить совет, дать памятку и рекомендовать при появлении такого желания обраться за медицинской помощью по отказу от курения;

●дать информацию о режиме работы кабинета медицинской профилактики или кабинета медицинской помощи по отказу от курения.

Низкая физическая активность:

●информировать пациента о том, что физическая активность, минимально необходимая для поддержания здоровья – это ходьба в умеренном темпе не менее 30 минут в день большинство дней в неделю. Здоровым людям целесообразно рекомендовать занятие физической культурой и спортом.

Подозрение на пагубное потребление алкоголя:

●информировать пациента о том, что у него имеется подозрение и риск чрезмерного (пагубного) потребления алкоголя;

●информировать о негативном влиянии алкоголя на здоровье, течение заболеваний и пр. (в зависимости от конкретной ситуации);

●при наличии возможности (времени), спросить пациента об его отношении к собственной привычке потребления алкогольных напитков и готовности снизить это потребление;

●при подозрении на наличие зависимости посоветовать обратиться за помощью к наркологу.

Подозрения на пагубное потребление наркотиков и психотропных средств:

●информировать пациента о выявленном факторе риска;

●оценить отношение пациента к потреблению наркотиков;

●стараться мотивировать к отказу;

●рекомендовать обратиться к наркологу.

●информировать о риске заболеваний;

●нормализовать повседневный режим труда и отдыха;

●обеспечить ночной сон длительностью не менее 7–8часов;

●использовать выходные и праздничные дни для полноценного отдыха;

●регулярно использовать отпуска;

●ввести в режим дня регулярные умеренные физические нагрузки;

●освоить техники релаксации (дыхательный тренинг, аутотренинг и т.п.)

При неэффективности приведенных выше методов снижения психоэмоционального стресса необходимо рекомендовать помощь специалиста – психолога или психотерапевта.

При клинически значимых тревожно-депрессивных расстройствах рекомендуется медикаментозная терапия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Методы гигиенического обучения и воспитания населения.docx

Государственного автономного профессионального

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Методы гигиенического обучения и воспитания населения

Выполнила студентка 631 группы,

Мурадова Екатерина Казбековна

Исаева Виктория Викторовна

Подпись руководителя _____________

ГЛАВА 1. Теоретическая часть

1.1.Понятие о санитарно-гигиеническом воспитания и обучения населения

1.2. Методы гигиенического воспитания и обучения населения

1.3.Роль медицинского работника в организации гигиенического воспитания и обучения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………….

Актуальность.

Актуальность данной темы в том, что в настоящие время имеется разрыв между гигиеническим знанием и поведением людей. Поэтому необходимо превращать знание в навыки.

Цель работы:

Рассмотреть различные методы гигиенического обучения и воспитания.

Изучение информации по выбранной мной теме.

Рассмотреть методы гигиенического воспитания.

Обобщить знания о роли медицинского работника в организации гигиенического обучения и воспитания.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Понятие о санитарно-гигиеническом воспитания и обучения населения

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.

Для выполнения работы по санитарному просвещению населения медицинским работникам требуются определенные знания и навыки. Эффективность санитарно-гигиенического просвещения во многом зависит от особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, оно должно проводиться с учетом пола, возраста, климата - географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов.

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные, вторичные и третичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (Приложение 1), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.). Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.

Третичная профилактика - основана на проведении мероприятий медицинского и немедицинского характера. Осуществление программ третичной профилактики невозможно вне системы здравоохранения: в них участвуют не только врачи, но и многие другие медицинские работники. Третичная профилактика включает:

– обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

– проведение диспансеризации больных с хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и течения заболеваний, осуществление перманентного наблюдения за ними и проведение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий;

– проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Для сохранения восстановления утраченного здоровья человек

должен совершать действия. Для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию, в формировании которой большая роль отводится медицинским работникам.

1.2 .Методы гигиенического воспитания и обучения населения.

Медработники первичного звена в своей повседневной работе с жителями прикрепленного микрорайона все больше времени и усилий перераспределяют в пользу профилактики. Проводят мероприятия в местном сообществе: собственно в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), в школах, детских дошкольных учреждениях; выявляют лиц с факторами риска и первыми стадиями заболеваний, оказывают адекватную помощь, включая первичную и вторичную профилактику. Также используют методы и средства санитарно-гигиенического воспитания населения (Приложение 2).

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио - и телепередачи, публикации в прессе) используются, прежде всего, с целью формирования общественного

мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.

Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки.

Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ), медицинскими сестрами. Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Стенная санитарная печать (плакаты, сан бюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.

Плакаты – массовые средства санитарного просвещения, над которыми работают ученые, художники, педагоги и др.

Сан бюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими. Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах. При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).

Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

20% аудиовизуальные средства;

30% использование наглядных пособий;

50% обсуждение в группах;

70% обучение практикой действия;

90% выступление в роли обучающего (ведущего).

При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, потому что медицинские работники должны настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.

Самыми важными факторами влияния санитарно-просветительской работы медицинского персонала мы определили: первое - пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний. Только с помощью ЗОЖ, отказа от вредных привычек, человек способен избежать многих хронических заболеваний. Второе - первичную медико-санитарную помощь. Пройдя добросовестную подготовку, любой человек способен, в случае чрезвычайных обстоятельств оказать первую помощь.

1.3. Роль медицинского работника в организации гигиенического воспитания и обучения.

Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Медицинский работник должен осуществлять такие функции:

-Обеспечить пациентов в рамках системы медико-санитарного просвещения населения и обучения здоровому образу жизни необходимой информацией, исходящей от лучших специалистов и адаптированной к общему образовательному уровню пациентов; в том числе предоставить современную информацию о медикаментозном лечении, номенклатуре лекарственных средств, их побочных эффектах, противопоказаниях к их назначению.

-Мотивировать пациентов к соблюдению врачебных рекомендаций и самонаблюдению в домашних условиях, способствовать отказу пациента от вредных привычек (Приложение 3).

-Обучить пациента основным принципам первой помощи при возникновении острых ситуаций.

-Способствовать психологической адаптации пациента к новым условиям жизни с хроническим заболеванием или другой проблемой медицинского характера.

-Осуществить контроль усвоения необходимой информации пациентом.

-Повысить степень доверия пациентов к системе здравоохранения.

-Медицинский работник должен придерживаться законов Российской Федерации.

-Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение, связанных с этими правами государственных гарантий.

-Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

-Доступность медикосоциальной помощи.

-Социальная защита граждан в случае утраты здоровья.

-Ответственность органов государственной власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от формы собственности должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Актуальность данной темы в том, что в настоящие время имеется разрыв между гигиеническим знанием и поведением людей. Поэтому необходимо превращать знание в навыки.

Целью моей работы является рассмотрение различных методов гигиенического обучения и воспитания.

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

20% аудиовизуальные средства;

30% использование наглядных пособий;

50% обсуждение в группах;

70% обучение практикой действия;

90% выступление в роли обучающего (ведущего).

Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника

Многие поступки и поведение человека в социуме зависят от данного в детстве воспитания. Уделяя особое внимание моральным аспектам, правилам этикета и корпоративной этике, вопросы о гигиеническом воспитании часто затрагиваются поверхностно или не рассматриваются вовсе, что в корне неправильно.

Определение понятия

Гигиеническое воспитание — это комплекс мероприятий различной направленности (просвещение, обучение, агитация), задача которых:

  • сформировать представление о здоровом образе жизни;
  • промотивировать на его поддержание;
  • рассказать о необходимости профилактических мер;
  • побудить к сохранению здоровья и продлению жизнедеятельности.

гигиеническое воспитание населения

Такие программы набирают популярность среди молодежи, подрастающее поколение все больше приветствует здоровое питание, отказ от вредных привычек и спорт.

Легкий доступ к получению сведений о здоровом образе жизни, открытые статистические данные, оповещение посредством средств массовой информации постепенно приводят к повышению уровня знаний населения об элементарных правилах защиты здоровья и стремлению поддерживать свой организм в активной форме.

Основную образовательную роль выполняет Министерство здравоохранения, Центры медицинской профилактики и различные общественные движения.

Вся информация несет исключительно рекомендательный и ознакомительный характер, каждый вправе решить сам для себя, нужно ему вести беречь свое здоровье или нет.

Задача гигиенического воспитания населения — дать знания, вызвать интерес и предостеречь от возможных последствий, но ни в коем случае не навязать и не заставить выполнять правила и нормы.

Важно: зависимым людям не стоит стыдиться, обращение на горячую линию или анонимные клубы поможет решить проблему.

Формы

В зависимости от количества охватываемой аудитории, обучение гигиеническому воспитанию делится на:

  1. Индивидуальное. Непосредственное общение один на один медицинского работника и пациента в консультационной и рекомендательной форме, разработка плана мероприятий относительно конкретной ситуации обратившегося за помощью. Это может быть личная переписка, очная встреча, беседа, звонок на горячую линию.
  2. Групповое. Захватывает аудиторию более одного участника и обобщает различные по категориям слои населения, отличающиеся по возрасту, качеству жизни, наличию заболеваний и склонности к вредным привычкам. Это семинары, вебинары, лекции. В школьных высших учебных заведениях планово проводятся мероприятия по повышению уровня гигиенического воспитания различных тематик: отказ от курения, наркотиков, незащищенных половых контактов, призыв к правильному питанию, занятиям спором, прохождению медицинских осмотров и вакцинации.
  3. Массовое. Направлено на формирование общественного сознания граждан об ответственном отношении к своему здоровью, социуму и окружающей среде. Такое проекты масштабны, затрагивают глобальные проблемы и направлены на всех без исключения, проводятся открыто, часто на государственном уровне. Оповещения происходят путем теле- и аудио рекламы, с помощью печатных носителей, проведения акционных компаний.

гигиеническое воспитание населения

Приемы

Для санитарного просвещения населения, с целью привлечь как можно больше внимания к проблеме и завоевать сторонников, используются различные методы:

  1. Устные: разговор, лекция, викторина, беседа в формате вопрос-ответ.
  2. Письменные: листовки, брошюры, буклеты, рекомендательные письма, статьи.
  3. Наглядные: видеоролики, короткометражные фильмы, санитарные бюллетени, уголки здоровья, стенды с актуальными новостями, бигборды.
  4. Комбинированные: использование нескольких или всех сразу приемов. Применяются для крупных общественных компаний.

Призыв к ведению здорового образа жизни средствами массовой информации наиболее популярен и эффективен. К ним относятся:

  1. Печатные издания. Газеты и специальные выпуски информационных материалов не слишком востребованы среди молодежи, но для оповещения людей пожилого возраста хороший вариант. Актуально для отдаленных населенных пунктов, где наблюдаются перебои в работе телевидения или интернет-покрытия.
  2. Радиосвязь. Рекламные звуковые ролики, интервью, беседы с приглашенными гостями, ответы на вопросы звонящих — хороший вариант донести важные данные, но охватывают определенную целевую аудиторию.
  3. Телевидение. Самое распространенное средство современности. Телевизор смотрят все и периодические рекламные ролики привлекут внимание, а частое повторение зафиксирует полученный материал на подсознании. Один из вариантов — бегущая рекламная строка. Минус этого метода высокая цена размещения на телевизионных каналах и поэтому подходит только для хорошо спонсируемых проектов.
  4. Интернет. Активных пользователей интернет-пространства информировать о проходящих акциях, проводимых профилактических мерах, санитарной обстановке можно с помощью всплывающих рекламных окон, визуально понятных картинок, прямых эфиров. Рассылка электронных писем и оповещений тоже разновидность доставки информации.
  5. СМС-оповещение. Государственные органы, отвечающие за вопросы здравоохранения, могут распространять информацию абонентам сотовых сетей таким образом.

гигиеническое воспитание населения

Основные проекты

Для создания здоровой нации необходимо проводить работу с гражданами по следующим направлениям:

  • борьба с вредными привычками: курение, спиртные напитки, наркотические вещества;
  • половая культура: предупреждение венерических инфекций, нежелательной беременности и абортов;
  • угрозы мирового уровня: СПИД, раковые заболевания, эпидемии;
  • профилактика болезней сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем (инфаркт, инсульт, артрит, артроз, гипертонические кризы);
  • мотивационные приемы: призыв к правильному питанию, занятиям спортом, плановой вакцинации, соблюдению правил собственной безопасности для сохранения здоровья;
  • блок по взаимодействию людей с окружающей средой: проблемы экологии, природные катаклизмы.

руки

Проекты по гигиенической культуре могут создаваться государством, независимыми общественными организациями, работодателями и частными лицами. От этого зависит масштабность и длительность проведения мероприятий, так же они могут быть приурочены к определенным датам и событиям (День борьбы со спидом, против онкозаболеваний, День донора и т.д.).

К сведению: проекты могут возникать при определенных ситуациях: вспышках эпидемий, роста смертности от наркомании и СПИДа, случаев прерывания беременности.

Заключение

Уровень гигиенической культуры каждого человека определяется индивидуально. Ни один из методов оповещения и образования не сработает, если к этому нет ни желания, ни стремления. Большая часть людей осознает необходимость санитарного просвещения и молодое поколение все больше ценит свое здоровье. На смену распространенным раньше вредным привычкам приходит спорт и правильное питание.

При правильном информировании с детства, во взрослом возрасте не возникнет проблемы обучения таким простым простым вещам. Информационное пространство играет важную роль в просвещении различных слоев населения, для легкого восприятия нужен грамотный подход и правильный способ подачи.

Читайте также: