Почему готовить уроки нужно только при правильной организации рабочего места кратко

Обновлено: 30.06.2024

Правильная организация рабочего места школьника - залог успешной учебы ребенка

Разница между грамотно и случайным образом обустроенным рабочим местом школьника заключается не только в одних оценках, но и в том, насколько ваш ребёнок будет здоров и энергичен в целом. По большей части, сегодняшние рабочие места у наших детей обустроены совершенно бездумно и неправильно. Часто это просто случайность: ребёнку выделили какой-то стол под рабочее место, и он там учит свои уроки и выполняет домашние задания. Но годы несоблюдения норм и правил обустройства рабочего места школьника обязательно дадут о себе знать, и как вы понимаете, далеко не самым приятным образом. Сегодня мы рассмотрим три основных параметра, определяющих, хорошо или плохо обустроено рабочее место школьника: освещение, соответствие физиологическим данным ребёнка и психологический аспект.

Освещение. Почему правильное освещение столь важно, что его поместили на первое место, объяснять, пожалуй, не нужно. Многие взрослые люди сегодня ходят в очках потому, что в детстве их родители не обеспечили их рабочее место грамотным освещением. Если вы не желаете такого подарка в будущее своему ребёнку, то запоминайте.

Интенсивность дневного света регулируется правильным положением стола в комнате. Ошибкой будет ставить стол напротив окна, там света, скорее всего, будет слишком много. К тому же, он будет направлен ребёнку прямо в лицо, а это неправильно. Лучше отодвинуть стол чуть дальше, и повернуть его так, чтобы солнышко светило с левой стороны (если ребёнок правша) или с правой (если он левша) соответственно. Бывает, что в некоторых домах и квартирах,солнечный свет, в некоторые часы, особенно яркий и сильный. В таких случаях желательно иметь жалюзи, чтобы иметь возможность регулировать его по необходимости.

рабочее место школьника

Настольная лампа ученика тоже должна стоять с правильной стороны, и включаться по необходимости. Как только для прочтения цифр и букв требуется хоть малейшее напряжение глаз, это значит, что такая потребность наступила. Не вздумайте покупать разные мощные лампочки для настольных светильников. Некоторые из них излучают свет такой силы, что всё старательно написанное в тетрадке вашим ребёнком испарится, вместе с его глазными яблоками. Вообще, к каждой лампочке идёт также и описание, которое подробным образом объясняет, как именно задумывал её использовать её создатель. Но наши люди инструкций читать не любят.

Соответствие рабочего места физиологическим параметрам ребёнка. Это тоже очень и очень важно, если вы не желаете, чтобы ваш ребёнок напоминал своей осанкой композитные луки времён нашествия всадников Атиллы. Стол и стул должны быть двумя частями единого целого, эффективно поддерживающего осанку школьника. Начнём со стула: он должен быть обязательно таким, чтобы спинка повторяла естественную осанку. Ни о каких табуретках не может идти и речи, они хороши только для ночных посиделок на кухне. Спинка не обязательно должна быть высокой, она не обязательно должна иметь подголовник и тому подобные навороты, достаточно будет простой невысокой спинки, правильно поддерживающей спинусидящего. Ноги ученика должны твёрдо стоять на полу. Учитывая, как быстро меняют свои размеры юные растущие организмы, лучше сразу позаботиться о стуле с регулируемой высотой. Или воспользоваться подставочкой для ног, которую можно сделать почти из чего угодно, хоть из старых советских энциклопедий, лишь бы она была твёрдая и достаточно высокой. Угол сгиба ноги в колене при посадке должен составлять 90 градусов.

Локоть опущенной руки должен быть ниже поверхности стола на 15-20 сантиметров, это обязательно. Таким образом, ученику не придётся горбиться, чтобы дотянуться до прописей, и не придётся задирать руки, чтобы что-нибудь в них написать. Также стол не должен быть слишком узким. Слишком часто родители покупают сегодня школьникам компьютерные столы, за которыми те работают. Но, чаще всего такой стол слишком узок и не позволяет поставить учебник на расстоянии в 30см от глаз читающего. Не забывайте, кстати, что читаемая школьником книга обязательно должна стоять на специальной подставочке, только так она не будет вредить его зрению неправильным углом наклона.

Психологический аспект. Он тоже очень важен, а его так часто полностью упускают из вида. Во-первых, стол рабочее место должно быть расположено так, чтобы в поле зрения ребёнка был вход в его комнату, и никто не мог бы зайти туда, незаметно для него. Даже если вы твёрдо уверены, что вашему чаду нечего скрывать, это имеет серьёзное основание с психологической точки зрения. Когда выход на виду, работающий человек чувствует себя более защищённым и ему более комфортно.

рабочее место школьника

Отличной идеей будет предложить самому школьнику поучаствовать в обустройстве своего рабочего места. Объясните ему все важные аспекты и спланируйте вместе, где что и как будет стоять. За таким рабочим столом, к обустройству которого он сам приложил руку, ребёнок будет заниматься охотнее, что положительным образом скажется, в конечном счёте, на его успехах в школе.

Ну, и конечно, невозможно представить себе современный стол ученика без компьютера на нём. Нормативы работы за компьютером для детей таковы: 20 минут для детей младшего школьного возраста, и 40 минут - для старшеклассников. Но у большинства родителей эти нормы вызывают только истеричный хохоток. Что ж, вздыхают врачи, тогда хотя бы убедитесь, что ребёнок регулярно делает перерывы, хотя бы на 15 минут каждый час.

Договоритесь с ребёнком, что он будет делать такие перерывы, и в эти самые промежутки времени он будет заниматься гимнастикой для глаз и просто физическими упражнениями. Это будет легко, за лишний час игры в их любимый Minecraft все они готовы прыгать, хоть до самого потолка.

- Вернуться в оглавление раздела "Профилактика заболеваний"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.


Если в семье есть школьник, то независимо от площади квартиры и наличия у ребенка собственной комнаты, необходимо правильно устроить место, где он будет делать домашние задания.


Некоторые родители считают, что ничего страшного нет в том, что делать уроки школьник будет в любом месте – за журнальным столиком в гостиной, кухонным столом или лежа на диване. Но это не так. Следует помнить, что подготовка домашних заданий занимает ежедневно не так уж и мало времени и неправильная организация рабочего места ребенка не только не способствует повышению успеваемости, а еще чревато – нарушением осанки, ухудшением зрения и другими проблемами со здоровьем.

При организации рабочего места школьника следует учитывать, что ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям ребенка и требованиям эргономики.

В зависимости от роста ребенка, высота над полом переднего края стола, обращенная к обучающемуся, должна иметь следующие значения:

Высота стола (см)

Лучше в качестве мебели использовать ученическую парту угол наклона столешницы которой будет составляет 15 - 17°.

Хорошо, если родители потратят свое время и объяснят ребенку, как правильно сидеть во время занятий, а именно:

- сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову;

- ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой.

Стул необходимо выбирать по росту ребенка. Сидя на нем, школьник должен упираться ногами в пол. Бедра и голени должны находиться под прямым углом. Поверхность стола и диафрагма ребенка располагаются на одинаковом уровне. Такое положение ребенка не вызовет впоследствии близорукости или сколиоза.

1.jpg

Если родители выработают привычку у ребенка правильно сидеть ребенка за рабочим столом, то в дальнейшем это сохранит его здоровье и поможет правильно концентрироваться на домашних занятиях.

Лучше начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности.

Необходимо учитывать так же, что на работоспособность помимо правильно подобранной мебели, влияют такие факторы как:

- Цвет мебели и стен. Наиболее благоприятны нейтральные однотонные тона. Темные и серые стены вызывают напряжение глаз и угнетающе действуют на школьника, а яркие цвета рассеивают внимание.

- Освещение. Рабочее место желательно организовать у окна с естественным боковым левосторонним освещением. Желательно, чтобы окна были ориентированы на южные, юго-восточные или восточные стороны горизонта.

Что касается искусственного освещения в темное время суток, то здесь специалисты рекомендуют использовать настольный светильник с ярким, но мягким светом. Устанавливается он сбоку от пишущей руки школьника (если правша – слева, если левша – справа). Светильник должен регулироваться по высоте и направленности света. Для профилактики переутомления глаз следует совмещать локальное освещение с общим.

- Микроклимат. При выполнении домашних заданий ребенку не должно быть жарко или холодно, в воздухе так же не должен присутствовать табачный дым или другие посторонние запахи.

- Отсутствие внешних источников раздражителей. Телевизор или музыка не только способствуют рассеиванию внимания, но и вызывают головные боли, раздражительность и снижение остроты слухового восприятия. Поэтому, даже если школьник утверждает, что музыка помогает ему сконцентрироваться, нельзя разрешать выполнение домашнего задания, сидя рядом с включенным плеером или телевизором. Также не рекомендуется прием пищи или употребление напитков во время выполнения домашнего задания. Взрослым следует уважать труд ребенка, не надо разговаривать по телефону или между собой в комнате, где школьник выполняет домашние задания.

- Наличие дополнительных предметов, способствующих процессу обучения.

Этажерка или полка для книг и тетрадей. Органайзер для ручек и карандашей. Желательно, чтобы они были расположены в прямой доступности — на расстоянии вытянутой руки ребенка.

Если выбранный стол будет с выдвижными ящиками — еще лучше. При отсутствии ящиков можно купить тумбочку к столу. Выбирайте не слишком глубокие и объемные ящики.

Не забываете про подставку для книг.

Если совсем не хватает места для организации полноценного рабочего места для школьника, можно проявить смекалку и организовать полноценное рабочее место путем установление откидного стола или сооружение стола на длинной столешнице. Также в небольших помещениях удобно использовать маленький угловой стол либо стол-трансформер, позволяющий расширять рабочую поверхность и в соответствии с необходимостью менять высоту ножек.

Серж Владимыч

Чтобы ничто не мешало и не отвлекало. Чтобы быть полностью сосредоточенным на изучении учебного процесса.

Владислав Сачковский


Владислав Сачковский

Если ты правша и лампа стоит справа, то тень от руки закрывает тетрадь

Александр Чуйков

Главное не место, а рабочая атмосфера, чтобы ты спокойно мог заниматься. Если ее нет, то и нагрузка возрастает.

Программы по улучшению школьной среды не всегда помогают вывести школу на должный уровень. Давайте разберемся, как самостоятельно улучшить пространство вокруг себя и создать атмосферу, которая настраивает на рабочий лад, создает комфортные психологические условия и прививает культуру бережного отношения к пространству.

Попробуйте, это просто!

Дисциплина 5S поможет поддержать в чистоте и правильно организовать пространство классного кабинета. Когда учебная среда выстроена по правилам, дети становятся более независимыми, а учителя смогут, наконец, сконцентрироваться на детях, вместо того чтобы тратить драгоценное время уроков на поиски нужных материалов.

Что такое 5S?

Цели 5S — снижение числа несчастных случаев, повышение качества работы, создание комфортного психологического климата и стимулирование желания работать (учиться), а также — стандартизация рабочих мест.

В среде 5S каждый из участников процесса выполняет пять несложных правил. Так налаживается общение между учениками и учителем, минимизируются конфликты, выстраивается культура обращения со школьным имуществом, уважение к труду сверстников и самого педагога.

Рассмотрим каждый из этапов 5S и некоторые примеры каждого из них в начальной школе.

Сэири. Избавляемся от лишнего

Сортировка — это разграничение того, что необходимо, и что, наоборот, не нужно. В контексте бережливого производства при сортировке устраняются все, что никак не помогает учебному процессу. Учитель, будучи в авангарде, сначала проверяет свое рабочее место, чтобы выяснить, что стоит сохранить, отказавшись от всего остального.

Присмотритесь: возможно, в классе есть устаревшие плакаты или наглядные пособия, сломанная мебель или ненужная техника. Мы не говорим про старые, но все еще актуальные предметы, а призываем избавиться от тех, что уже точно не понадобятся ученикам и никак не улучшат ситуацию с оценками.

Сэитон. Наводим порядок

Идеально, если все предметы в рабочем пространстве находятся на своем законном месте. А свое место, подчеркнем, должно быть для всего. Чтобы не запутаться, важно четко разграничить и маркировать ящики в шкафах, полки и даже папки для документов. Все оборудование, детали и инструменты должны храниться рядом с местом, где оно будет использоваться, — вы удивитесь, насколько это удобно!

Теперь, когда все предметы в классной комнате прошли жесткий отбор после первого этапа, можно расположить столы и расставить их по порядку так, чтобы места были выделены для различных типов уроков. Приведение вещей в порядок дает независимость ученикам, создавая ощущение свободного пространства.

Сэисо. Содержим в чистоте

Важно, чтобы рабочее место оставалось организованным и аккуратным. По окончании уроков, в особенности, если ученики учатся в несколько смен, рабочая зона должна быть очищена, а все использованное возвращено на свое место. Это, помимо удобства для всех участников процесса, гарантирует, что каждый предмет находится именно там, где должен. Следует отметить, что поддержание чистоты должно быть частью повседневной работы, а не выполняться время от времени, когда рабочее место становится неопрятным.

В конце учебного дня столы, парты и другие рабочие места в классе обязательно вытираются (и при необходимости дезинфицируются), доски очищаются надлежащим образом, и все пространство возвращается в первозданное состояние, готовое к занятиям на следующий день.

Сэикэцу. Устанавливаем правила

Практика работы должна быть стандартной и последовательной. Это позволяет каждому сосредоточиться на своих личных обязанностях в достижении предыдущих трех S.

На этапе Сэикэцу мы вывешиваем для общего доступа информацию о классе, расписание, напоминания, календарь и предстоящие образовательные события или праздники. Важно использовать разные цвета, чтобы гарантировать, что дети различают тематики, и на визуальном уровне управлять каждым процессом.

Сицукэ. Следуем новым привычкам

Как только первые четыре S установлены, они должны быть закреплены как новый способ взаимодействия с окружающей средой, пусть даже среда эта — всего лишь классная комната. Важно сосредоточиться на этом новом способе, чтобы избежать возврата к старым способам управления пространством. Нет предела совершенству — всегда держите при себе блокнот, в который можно записать новые идеи по улучшению пространства и изменению правил поведения в классе.

Еженедельные проверки и регулярные обновления позволят поддерживать новое, комфортное и опрятное, рабочее место. Кстати, теперь класс станет не только приятным местом для учебы, но и послужит положительным примером для других учителей.

Читайте также: