К какому разделу орфографии относится большинство правил изучаемых в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим. Тем самым они избавляют пишущих от необходимости запоминать образ каждого слова (что было бы просто невозможным) и создают возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в соответствии с установленными обществом нормами.

Орфографические правила унифицируют написание слов, объединенных прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.

«Под правилом,— пишет Д. Н. Богоявленский,— понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов.

По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом. Грамматическая теория — это фундамент орфографического правила.

Орфографическое правило непосредственно следует за изучением элементов грамматической теории. Например, изучается изменение имен прилагательных по родам (II класс) и в связи с этим формируется навык правописания родовых окончаний данной части речи. Аналогично изучение изменений имен прилагательных по числам создает основу для того, чтобы на следующем уроке организовать специальную работу над правописанием окончаний во множественном числе.

Орфографическая грамотность - составная часть языковой культуры. Основы ее закладываются в начальной школе. На этой ступени обучения есть своя специфика, которая вызвана возрастом детей и отсутствием у них теоретических знаний по языку. Именно специфика описана в данной разработке, ознакомиться с которой будет полезным каждому учителю.

Оценить 1145 0

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Мариинский педагогический колледж

имени императрицы Марии Александровны

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Эффективные приемы обучения орфографии

Выполнила:
Караульная Алена Игоревна,
студентка 142 группы.

Руководитель:
Ключерова Екатерина Леонтьевна,
преподаватель МДК 0102 методика преподавания русского языка,

МДК 0110 овладение нормами русского литературного языка.

Методика обучения орфографии в начальной школе.

Орфографическая грамотность - составная часть языковой культуры. Основы ее закладываются в начальной школе. На этой ступени обучения есть своя специфика, которая вызвана возрастом детей и отсутствием у них теоретических знаний по языку.

В центр обучения орфографии поставлены правила и их применение, т.е. решение орфографической задачи. Такой метод требует точного знания самих правил и условий их применения. Но методика обучения правописанию в начальной школе опирается не только на правила, но и на усвоение звукового строя русской речи и его графики; процесс овладения чтением и письмом; на развитие речи детей; развитие дикции, орфоэпических навыков; знание грамматических законов языка.

Обучение правописанию идет по трем взаимосвязанным линиям:

Обучение правописанию на основе правильного соотношения звука и буквы с учетом позиции звука и состава слова( метод языкового анализа и синтеза).

Обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе на основе использования словарей (имитативный метод, т.е. метод заучивания и запоминания).

Обучение правописанию на основе проверки орфограмм, т. е. путем решения орфографической задачи (метод решения орфографических задач).

Лингвистические основы методики орфографии.

Орфография - это 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество;; 2) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие.

Все орфографические правила относятся к одному из пяти разделов орфографии :

Правила обозначения звуков буквами.

Правила применения слитных, полуслитных и раздельных написаний.

Правила правописания строчных и прописных букв.

Правила сокращений слов и их сочетаний.

Орфография в начальной школе изучается на элементарном уровне, но в поле зрения учащихся находятся правила из большинства разделов орфографии. Группировка орфографических правил не произвольно, а в соответствии с принципами орфографии. Разные типы орфограмм подводятся под действие одного из принципов орфографии: морфологического, традиционного, фонетического, дифференцирующего, фонематического. Работа над орфограммами того или иного типа в значительной мере определяется тем, под действие какого принципа она подводится.

Орфограмма - это правильное, т. е соответствующее правилам или традиции) написание (буква, пробел, дефис и др. письменные знаки), которое нужно выбрать из ряда возможных.

Центральной задачей обучения орфографии является формирование орфографических навыков.

Условия формирования орфографических навыков:

Наличие базовых лингвистических знаний.

Знание орфографических правил.

Знание алгоритма применения правил.

Наличие системы упражнений, отрабатывающих применение правил.

Вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся.

Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи.

Развитый фонематический слух.

Ступени формирования орфографического навыка:

Учебная ситуация порождает потребность в проверке орфограммы. Осознавая мотивы дальнейшего действия, школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.

Поиск способа действия. Опора на знание правил, указания, прошлый опыт.

Составление алгоритма выполнения действия по правилу.

Выполнение самого действия по алгоритму, по этапам.

Повторное, многократное выполнение действий по алгоритму в изменяющихся условиях и вариантах с постепенным свертыванием алгоритма и сокращением действия.

Появление элементов автоматизма, усиление автоматизации на основе многократного выполнения действия.

Достижение автоматизма безошибочного письма с постепенным отказом от применения правил.

Конечный этап формирования орфографического навыка в начальных классах не происходит, и возможен лишь в отношении простых , часто встречающихся орфограмм. На формировании навыка нельзя строить методику обучения орфографии в начальной школе. На этом этапе обучения основой должен стать самоконтроль , постоянное выявление орфограмм и их проверка, т. е. орфография должна быть усвоена осознанно.

Орфографическое действие - это умение ставить и решать орфографическую задачу. Формирование орфографического действия - одна из задач начальной школы.

Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.

Ф.С. формируется в дошкольном возрасте. В этот период выполняет различительную функцию, т.е. обеспечивает различение слов, (стол - стал, ел - ель и т. д.) и ясное артикулирование звуков в собственных высказываниях.

В пять лет дети могут сознательно выделять звуки речи и сравнивать их.

При овладении чтением и письмом механизм фонематического слуха перестраивается, происходит формирование звукобуквенных образов слов

Методика системы работы по формированию орфографической зоркости у учащихся

Для работы по формированию орфографической зоркости можно использовать разнообразные виды упражнений и занимательный материал.

Заглавная буква в именах, фамилиях и т. п.

1. Примеры написаны на карточках, причем заглавные буквы заменены строчными; требуется написать, где нужно, большие буквы и объяснить их необ­ходимость.

1) Серёжа Морозов не боится морозов. 2) Витя Васильков набрал букет васильков. 3) Иванова Поля возвращалась с поля. 4) Лева Скворцов сделал домик для скворцов. 5) Андрюша Рыбаков любил слушать рассказы охотников и рыбаков. 6) Петя, Саня и Серёжа собирали берёзовые серёжки. 7) — Надежда, ты — наша надежда! 8) Гена Ростов поехал в Ростов. 9) Наша Марта вер­нулась из Москвы в конце марта. 10) Толя Огурцов собрал больше всех огурцов.

2. Примеры написаны с пропусками, школьники должны самостоятельно вставить подходящие слова и объяснить употребление больших букв.

3. Самостоятельно придумать подобные примеры, где одинаково звучащие слова писались бы с большой или малой буквы. В этом случае возможны элемен­ты соревнования — конкурс на лучший подбор таких примеров.

Подобным же образом проводится конкурс на знание городов горо­дов мира, рек, морей .

Звонкие и глухие согласные

Пословицы и поговорки:

1. В зимний холод всякий молод.

2. Кошке игрушки, да мышке слёзки.

3. Каков рыбак, такова и рыбка.

4. Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.

.5. Нос вытащил — хвост увяз, хвост вытащил — нос увяз.

6. Береги нос в сильный мороз.

Загадки:

1. Едет воз без колёс, колеи не оставляет. (Лодка.)

2. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь.)

3. Полосатое ядро, кумачовое нутро,

Хвостик, как у хрюшки, в виде завитушки. (Арбуз.)

4. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней.),

5. Лежит меж грядок зелен да гладок. (Огурец.)

6. Одна подружка пролезла другой в ушко. (Иголка и нитка.)

7. Две сестрицы друг за другом Пробегают круг за кругом.

Шутка:

— Здравствуй! — Еж сказал Чижу.

— Здравствуй! — Чиж сказал Ежу.

— Где ты был, приятель Чиж?

— Я, брат Еж, летал в Париж.

— Это ложь! — воскликнул Еж. Чиж ответил:: — Ну и что ж.

Метаграммы:

Со звонкой буквой на конце —

Сияет свежесть на лице.

С глухой — по наковальне бьёт,

Подкову лошади куёт. (Молод — малою.)-

Безударные гласные

Пословицы и поговорки:

Иная похвала хуже брани.

Овце с волком плохо жить.

Свой сухарь лучше чужих пирогов.

Сказать легко — сделать трудно.

Много слов, да мало дел.

Сидят вместе, а глядят врозь.

Не хвались травой, хвались сеном. ,

Говорит бело, а делает черно. ,

Волк для овец — плохой пастух. ,

Ворона хоть и за море летала, а всё же белой вороной не стала.

Загадки (с безударными гласными):

1. Сидит дед— во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

2. Два берёзовых коня По снегам несут меня.

5. Русская красавица стоит на поляне,

В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза.)

6. Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.)

В этом солнце сто оконцев. Сотни маленьких галчат. (Подсолнух.)

8. На сучке висят шары, посинели от жары. (Сливы.)

9. Иголки лежали, лежали да под стол убежали. (Еж.)

Эффективные методы и приёмы работы по формированию орфографической зоркости

Для закрепления умения находить ударение подбираю такие слова, где каждый последующий набор слов на одну букву больше предыдущего

а) Оля рыба груша спички крыльцо чудесный

б) осы Вова крыло бумага пустыня зубастый

в) Аня ноты сумка тюлень рубашка клубника

г) Ира кеды парты люстра тюльпан стройный

В процессе этой работы дети не только ставят ударение, но и учатся выделять звуки.

На втором этапе я отрабатываю умение оценивать каждый гласный звук слова, ударный звук, или безударный фрагмент беседы

Ударение – это сильное выделение звука. Какого?

Этот гласный с ударением, а этот без ударения.

На этом этапе я учу различать гласные ударные и безударные.

Использую различные задания:

Письмо с пропуском букв:

С…сна, в…лна, пов…р, м…чик

Н . п . лян. . д . нок . ст . ял м . лод . ньк . . ел . чка

Следующий этап – это восприятие орфограммы на слух.

Прочитай слова. Запиши в тетрадь только те из них, в которых есть орфограммы. Докажи свой выбор.

Парта, линейка, синий, корова, пол, книга, играет, побежал, большой, жил.

Дети записывают в тетрадь.

Линейка, синий, корова, играет, жил, побежал, большой.

Прочитай слова и выпиши только те из них, в которых нет орфограммы:

Весёлый, буран, качал, круглый, лесник, трепещет, клубника.

Дети выписывают слова: буран, клубника, круглый.

Следующий этап – выбор правильного варианта написания.

Задания: В словах

грачи,зима, кормил, лесной

докажите правильность написания букв а, и, о, е

Ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе, постоянно показывать образец анализа звучащего слова .Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”, “ Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху.

''Найди опасное место''.

Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.

Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.

Что главенствует: орфографические навыки или орфографическая грамотность?

Одни эксперты ставят знак равно, другие выделяют навыки. Однако Марина Кузнецова считает, что развитие общей грамотности гораздо важнее. Чистые навыки дети, как правило, применяют только в решении конкретных учебных задач на уроке русского языка и не переносят их на другие предметы, в жизненные ситуации.

Интересные результаты показывает мониторинг PIRLS. Как известно, в международном исследовании уровня читательской грамотности российские младшеклассники занимают лидирующие позиции. Мониторинг, к счастью, не учитывает орфографические ошибки в письменных ответах. В текстах наших школьников орфографических ошибок очень много.

Проявления орфографической грамотности нужно искать там, где она не является целью. Об этом говорится и в примерной основной образовательной программе начальной школы.

применять правила правописания (в объеме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;

писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь № 1.

Как соотносится изучение орфографии и системы языка?

Эффективность достигается только при системном подходе. Нельзя рассматривать изучение орфографии как единственный приоритет на уроках русского языка в начальной школе. Ребенку нужна подготовка к изучению орфограмм, представления о взаимосвязях внутри языка, работа с примерами. Только понимая как, почему и для чего существует та или иная орфограмма, младшеклассник сможет усвоить обширный, сложный материал и после применять его в жизни, вне школьных упражнений.

На какой анализатор целесообразно опираться при обучении правописанию?

Само письмо включает все анализаторы, поэтому нельзя пренебрегать в обучении правописанию ни одним из них. Конечно, у каждого ученика есть сильные стороны: кто-то лучше запоминает на слух, кто-то зрительно. При обучении нужно задействовать все анализаторы и помочь ребенку выбрать тот, на который он будет опираться в дальнейшем.

Некоторые эксперты апеллируют фактом, что в прошлом дети успешно обучались грамоте с опорой только на зрительный и двигательный анализаторы. Почему же сегодня так важно развивать фонематический слух? Нужно учесть, что 100 лет назад люди получали за один день гораздо меньше информации. Сегодня способы восприятия меняются из-за больших объемов информации, которые сложно принимать так же детально. Разумеется, у детей сохраняется двигательная память, зрительное восприятие, однако метод списывания уже не так эффективен для современных учеников. Согласно зарекомендовавшему себя методу известного советского психолога Даниила Эльконина, основой для всего последующего обучения орфографии является обучение действию звукового анализа.


Нужно ли использовать транскрипции?

Пишем грамотно. 4 кл. Рабочая тетрадь №1.

В тетради представлены разнообразные виды упражнений, которые помогут закрепить изучаемые в 4 классе правила орфографии и провести орфографический тренинг.

Когда следует начинать работу над орфографической грамотностью?

Работа над орфографической грамотностью должна начинаться уже с первого сентября первого класса. Формирование необходимых навыков выстраивается через дифференциацию звуков, закрепление образа букв в печатном и письменном, прописном и строчном вариантах.



Хотите обсуждать актуальные вопросы образования с нашими экспертами в режиме онлайн? Подписывайтесь на рассылку и получайте анонсы ближайших вебинаров!

Совершенствование орфографической грамотности учащихся – одна из важных задач, стоящих перед учителями. В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах.

Как отмечает А.И. Моисеев, правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии: 1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное; 2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания; 3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных; 4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую; 5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов [33, с. 38].

Учебные умения учащихся III класса и формирующие их приемы деятельности учителя преемственно связаны со II классом.

Приемы, применявшиеся ранее: языковой анализ – фонетический, звуко-буквенный, словообразовательный, грамматический анализ, языковой синтез – образование морфологических форм слов, образование слов по словообразовательным моделям, составление предложений и текста; звуко-буквенный анализ (постепенно уступает место другим видам языкового анализа: грамматическому, морфемному, словообразовательному); списывание с усложняющимися заданиями, проговаривание, орфографический разбор и комментирование, письмо диктантов различных видов, самодиктант; самостоятельная письменная речь – с орфографическим комментарием и без него; самопроверка написанного и самостоятельное исправление допущенных ошибок.

Новые виды учебной деятельности учащихся и формирующие их приемы работы учителя:

- обобщение изученных правил орфографии, правила проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных и непроизносимых согласных в корне слова;

- обобщение грамматико-орфографического материала в виде схем и таблиц, например: таблица приставок, таблица согласных звуков и согласных букв, схемы связи между словами в предложении и пр.;

- привлечение учащихся к составлению алгоритмов по изученному орфографическому правилу;

- подбор двух или нескольких проверочных слов с целью самоконтроля;

В III классе значительно возрастает роль самостоятельного письма, то есть работа учащихся по правописанию все более приближается к естественным условиям жизни. Сочинение и изложение становятся не только речевыми, но и орфографическими упражнениями. Вырабатывается умение постоянно следить за правописанием, проверять себя, исправлять допускаемые ошибки и по ходу письма, и в конце его.

Чистописание в III классе продолжается, так как уроки чистописания также способствуют грамотности письма детей.

Расширяется внеклассная работа. В III классе большее значение приобретают кружки, выступления на утренниках, различных праздниках, студии изобразительной деятельности, театральные, художественные слова и пр.

Упражнения в III классе, как и во II, занимают значительное место в системе работы учащихся. Задания к упражнениям усложняются, к одному упражнению иногда дается по 5-6 заданий, среди них и грамматические, и орфографические. Следовательно, действия учащегося, выполняющего упражнение, носят многоплановый характер. Нужно, чтобы соблюдалась связь между действиями, чтобы выполнение упражнения не превращалось в набор не связанных между собою действий.

Образцов выполнения заданий в упражнениях для III класса значительно меньше, чем во II классе: самостоятельность и познавательная активность школьников повышаются.

Вывод по 2 разделу

Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических навыков учащихся. Этому помогает использование в процессе обучения правописанию различного занимательного материала.

Активное включение самих учащихся в процесс обучения вносит существенные изменения в методику проведения словарно-орфографической работы. Они касаются структуры и специфики ее осуществления, обеспечивая осознанную учебно-познавательную активность школьника в той важнейшей части урока, которая связана с работой по ознакомлению с новым словарным словом.

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу формирования орфографических навыков в последнее время уделяется большое внимание.

Изучение статей многих ученых-методистов позволяет утверждать, что успех обучения правописанию в значительной мере определяется способностью учителя организовать работу над изучаемым словом, от умения разнообразить используемые методы и приемы.

Основные направления обучения орфографической грамотности

Орфографическая грамотность – это отражение уровня развития языковой культуры, которая закладывается на этапе обучения родному языку в начальной школе.

Орфография изучается путем рассмотрения правил написания и условий их применения. Орфографическая грамотность отражает еще и речевое развитие ребенка, его дикцию, верное произношение, развитую и грамотную речь, навыки чтения и письма.

Обучение орфографической грамотности в начальной школе начинается с выбора его приемов и способов реализации. Они составляют направления обучения, которых имеется три разновидности:

  1. Развитие грамотности на базе закладывания основ соотношения звуков и букв, позиции звука, занимаемой в слове и проведения анализа состава слова т.е. слово разбирается по звуковому содержанию.
  2. Развитие грамотности путем ориентации на запоминание буквенного состава слов, проводится анализ морфемного строения, частей, выступающих словообразовательными. Как правило, в данном направлении применяется прием заучивания и запоминания.
  3. Развитие правописания путем освоения правил графического строения и проведение проверки орфограмм. Данное направление именуется методом решения орфографических задач.

Этапы освоения орфографической грамотности в начальной школе

Обучение орфографии начинается с первых дней школьного процесса обучения. На стадии начального школьного обучения, у учащихся речевой слух находится в стадии развития т.е. ребенок еще нечетко и стабильно воспринимает речь на слух. Наличие такого слуха помогает сформировать орфографическую зоркость. Она представляет собой навыки выявления мест в словах, в которых письменных знак нельзя определить на основе произношения.

Таким образом, какой-то звук находится в сильной позиции, а какой-то в слабой, они звучат очень схоже и даже одинаково, но имеют разное буквенное обозначение. Когда учащийся выявляет звук, стоящий в слабой позиции, то орфографическая зоркость постепенно приводит к развитию орфографического действия. Оно носит осознанный характер, поскольку предполагает написание слов по правилам, с осознанием наличия орфограмм в них. Такое действие начинается с постановки орфографической задачи и завершается ее решением. Его освоение особенно важно для изучения орфографической грамотности. Это объясняется его сознательным характером, а не простым, заученным способом действия, навыком.

Готовые работы на аналогичную тему

В освоении орфографической грамотности школьников на начальном этапе их обучения выделяют шесть основных этапов:

  1. Нахождение орфограммы в слове.
  2. Определение ее видового различия.
  3. Поиск способа разрешения орфографической задачи, исходя из разновидности орфограммы в слове.
  4. Построение алгоритма разрешения орфографической задачи. Он должен носить детальный характер, отражая стадии и направления решения, их последовательность.
  5. Разрешение орфографической задачи, путем выполнения последовательных шагов по разработанному алгоритму.
  6. Проведение анализа и оценки разрешения задачи.

В начальной школе ребенка необходимо научить отыскивать орфограммы в словах, распознавать их тип и уметь строить алгоритмы решения орфографических задач. Это положительно скажется на развитии навыков орфографического самоконтроля и результативность дальнейшего освоения грамматической культуры. Решение орфографической задачи постепенно будет доведено до автоматизма.

Орфографическое правило и методика его освоения

Орфографическое правило – это нормативный порядок, определяющий способ выполнения орфографического действия и разрешения орфографической задачи.

Освоение применения данного правила является одним из условий эффективного изучения орфографии. Правило служит для обобщения орфограмм, имеющих однородную структуру и направленность действия.

По своей структуре, правило включает следующие компоненты:

  • Фиксация орфограммы, которую оно диагностирует.
  • Выявление грамматической, фонетической, словообразовательной истории развития того или иного процесса или явления.
  • Указание приема или способа осуществления проверки.

Не существует орфографических правил, которые осуществляют контроль и проверку написания одного единственного слова. Она утверждают способ верного написания целой группы слов, являющихся идентичными по принадлежности к категории. Данные правила основываются на грамматических теориях. Поэтому, в начальной школе разработан определенный алгоритм изучения орфографического правила, рассматриваемого в качестве составного элемента грамматической или словообразовательной темы. Таким образом, чтобы освоить грамматическое правило, для начала требуется изучить грамматическую теорию и все ее компоненты.

Методика освоения орфографического правила предполагает выполнение следующих шагов:

  1. Понимание и осознание сущностного назначения правила. Здесь выявляются признаки, являющиеся основными и приоритетными, а также части речи или конкретного слова, его формы, которое регулирует правило;
  2. Освоение правила и его формулировки. Учащиеся занимаются изучением правила, его заучиванием по учебнику. Требуется тщательно проанализировать и освоить его строение, особенности элементов;
  3. Использование правила на практике при написании. Здесь осуществляется выполнение разнообразных упражнений. Отмечаются сходства и различия данного правила с иными правилами, которые были изучены ранее.

Во многих случаях, достаточно эффективным является изучение не одного единственного правила, а сразу их совокупности, в их взаимосвязи друг с другом. Это делает процесс усвоения более обдуманным и рациональным. Учащиеся осваивают правила осознанно на базе определенных ассоциаций и представлений. Механическое неосознанное заучивание не несет положительного результата. Особенности содержания правила должны быть рассмотрены, поняты и усвоены.

Читайте также: