Семинар лэпбук как средство обучения в условиях фгос в доу

Обновлено: 07.07.2024

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.

Оценить 196 0

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: 1) целеполагание (выбор темы) 2) разработка лэпбука (составление плана) 3) выполнение (практическая часть) 4) подведение итогов.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбук : -информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Чем привлекательна данная форма работы?

1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения, пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) 5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

1. Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности; 2. Появляется возможность проявить себя каждому ребёнку!

3. Помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно, если ребёнок визуал)

4. Лэпбук – позволяет сохранить собранный материал;

5. Это просто интересное и творческое занятие!

Лэпбук можно использовать: при изучении новой темы,

- при закреплении полученных знаний,

- в свободной деятельности детей,

- как итог проекта,

- в работе с родителями.

Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку: организационную (экскурсии, походы, техническую (фото, видео) информационную (сбор информации для лэпбука, мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе). Лэпбук – вид совместной деятельности взрослого и ребенка

В течение учебного года воспитатели создали несколько лэпбуков. Хотим представить их вашему вниманию.

Дети нашей группы с большим интересом и удовольствием занимаются по лэпбукам, сделанными руками педагогов нашей группы. Хотя, правильнее будет сказать – играют!


В статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия — лэпбука — для организации занятий для детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).

Ключевые слова: дошкольник, ФГОС ДО, лэпбук, речь.

В связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и увеличением количества детей с речевыми патологиями перед учителями-логопедами встала задача поиска новых подходов, идей, форм и методов педагогической деятельности, которые были бы актуальны для дошкольников, соответствовали бы их возрастным интересам и эффективно решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Работа логопеда на логопункте дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) не ограничивается коррекцией легких нарушений речи. В детских садах общеразвивающего вида с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), в том числе и детей с заключениями ПМПК ОНР (I, II, III, IV (НВ) уровней. Эти дети зачисляются на логопункт, и коррекционная работа с ними строится с учетом степени и тяжести речевого дефекта. У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.

Преимущества использования лэпбука: он информативен и полифункционален; способствует развитию творчества и воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с речевым материалом; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части). Структура и содержание лэпбука доступны детям дошкольного возраста; лэпбук обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

В практике работы с детьми лэпбук используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи; также в свободной деятельности используются карточки и игры из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков.

C:\Users\Танк\Desktop\P5ItSQ0PyKE.jpg


На старший дошкольный возраст дети сами могли заполнять лэпбук, что-либо дорисовать или дописать. Например, дети наблюдали и зарисовывали, как растет растение. Детям очень интересно играть с лэпбуками, им хочется все вытащить, потрогать; важно чтобы все кармашки и окошки открывались, а детали дэпбука двигались и крутились.


Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, осень, родитель, III, дошкольный возраст, педагог, связная речь.

Главная Образование Педагогов

Мастер – класс для воспитателей

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Одной из таких технологий является лэпбук.

В дословном переводе с английского языка лэпбук (lapbook) означает "книга на коленях", или как его еще называют тематическая папка, или коллекция маленьких книжек с кармашки, дверцами и окошечками, подвижными деталями, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, занимательных заданий в любой форме и на любую тему.

Лэпбук – сравнительно новое средство образования. По своей структуре и содержанию он доступен детям дошкольного возраста. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно – развивающей среде: обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; учитывает возрастные особенности детей, содержательно – насыщенный, вариативный, доступный и безопасный. Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Лэпбук активизирует интерес у детей к познавательной деятельности и дает возможность проявить себя каждому ребенку. Он помогает ему по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая то, что у дошкольников наглядно – образное мышление).

Повторять пройденное в игровой форме проще и приятнее. В любое время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбук позволяет сохранить собранный материал в одной папке, развивает креативность и творческое мышление, речь ребенка.

Создание лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители могут обеспечить поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы);
  • техническую (фото, видео);
  • информационную (сбор информации для лэпбука);
  • мотивационную (поддержание интереса,

уверенности в успехе)

По содержанию лэпбуки бывают: учебные, игровые, праздничные, автобиографические.

По вариантам оформления: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка – гармошка, фигурная папка.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

  • Определение темы и составление плана (воспитанники и педагоги)
  • Сбор информации (воспитанники, педагоги, родители)
  • Распечатка иллюстраций и лексической информации (педагоги, родители)
  • Оформление и сборка лэпбука (воспитанники, педагоги дети и родители)

Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Темы бывают частные и общие. Тема должна быть:

  • интересна ребенку;
  • выполнима (соответствовать возрасту);
  • оригинальна.

Лэпбук — это не просто папка с картинками. Это учебное пособие, поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

При создании лэпбука необходимо учесть:

Лэпбук — это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон.

Надо продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, т.е. нарисовать макет и все разместить на разных элементах. Затем надо в соответствии с макетом сделать шаблон папки а натуральную величину. Можно сделать шаблоны на компьютере или нарисовать чертеж от руки.

Элементы лэпбука: карманы и конверты, книжки – гармошки, книжки – малышки, блокноты и фигурные карманы.

Результаты использования лэпбука:

  • Объединение детей, родителей и педагогов – социальная направленность.
  • Дети учатся находить информацию самостоятельно – учатся учиться.
  • Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка – развивается речь.
  • Ребенок учится самостоятельно собирать и

организовывать информацию – хорошая

подготовка к исследовательской деятельности.

А мне осталось пожелать вам интересных идей и плодотворных занятий вместе с детьми. Спасибо за внимание!

Семинар - практикум для педагогов

«Лэпбук - инновационная технология и эффективная форма взаимодействия

способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта (слайд 1)

способностей. Вопрос педагогам: что такое лепбук?

Что же такое лэпбук и зачем он нужен? Если переводить дословно, то лэпбук (lap –

колени, book– книга) – это книжка на коленях. Такое название дано, потому что весь

проект может быть вписан в книгу, которая помещается в коленях ребенка. Часто

можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка

Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят

ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии.

2) – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками,

(слайд 3). Лэпбук на сегодняшний день занимает особое место

в содержании образовательного процесса в ДОУ, так как это: инновационная игровая

технология; интересная и эффективная форма совместной работы взрослых и детей;

дидактический материал как особый тип наглядного пособия, который включает в

себя карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, а так же

дидактический материал, который раздается детям для самостоятельной работы, как

в группе, так и дома, или демонстрируется педагогом перед всей группой детей;

требованиям

дошкольного

образования

развивающей предметно - пространственной среде:

Тр а н сф о рм и руе мо с т ь (легко

с о б и р а е т с я ,

Полифункциональность может

перемещаясь по пространству (за столом, на ковре, в уголке уединения)

Вариативность (многообразие

вариативность использования материала, можно использовать материал

разных папок по одной теме).

доступность (доступны всем детям и соответствуют методам и приемам

индивидуальных особенностей детей).

Безопасность

материалы (бумага, ткань, природный материал)

Эстетичность (оформление папки способствует развитие художественно

.Лэпбук - это не только мощный справочный инструмент это, прежде всего, основа

воспитанниками, родителя с ребенком).

направлениям

партнерской

деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя наравне с детьми,

- добровольное присоединение детей к деятельности,

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

- каждый работает в своем темпе.

Лэпбуки имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются

специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Разновидности тематических папок (слайд 5)

В зависимости от назначения:

•автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка:

путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

•стандартная книжка с двумя разворотами;

•папка с 3-5 разворотами;

Организация материала: (слайд 6)

•обычные и фигурные конверты;

•окошки и дверцы;

•чистые листы для заметок и т.д.

Лэпбуки можно и нужно мастерить вместе с детьми, потому что совместная работа

представляет повышенный интерес для них и является увлекательным рукоделием.

А можно сделать и самим взрослым, чтобы использовать их в своей работе. Размер

готового лэпбука может быть, как традиционным – папка А4 в закрытом виде (такой

размер идеально подходит, чтобы ребенок мог потом самостоятельно работать с

лэпбуком: держать его в руках, писать в нем, рисовать и т.д) Работа по созданию

лэпбука больше направлена на активизацию деятельности детей и их родителей,

педагогом, а также с детьми и родителями.

создании лэпбука? Какие формы работы с родителями можно использовать в работе

по созданию лепбука?

(Мнения и предложения педагогов, обсуждение эффективности форм работы

с родителями по созданию лэпбука)

Создание лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к

сотрудничеству. Родители могут обеспечить поддержку: (слайд 7)

организационную (экскурсии, походы);

техническую (фото, видео);

информационную (сбор информации для лэпбука);

мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе)

Чтобы родители активно включились в образовательный процесс с детьми, проявили

консультации, беседы, показать презентации, так как для большинства родителей это

все-таки является новшеством.

Как сделать лэпбук своими руками?

1. Начинаем мы с выбора темы. Преимущество данного вида пособий заключается

в том, что его можно посвятить совершенно любой тематике. Не менее важным

моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых

учитывать потребности каждого ребенка: какие темы нуждаются в изучении или

закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. (слайд 8)

Тема лэпбука может быть любая:

•интересные события, происходящие с ребенком;

•мультипликационные герои и т.д.

и частные. Например, можно сделать общий

лэпбуке дать подробную информацию о нем.

При создании лепбука необходимо учесть: (слайд 9)

эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)

долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть

минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с

описаниями, лишней информации)

После того, как мы выбрали тему, составляется план, раскрывающий выбранную

тему (Что вы хотите в этой папке рассказать). Содержание лэпбука будет зависеть от

того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или

образовательные области, поэтому содержание лэпбука, должно отражать материал

по всем пяти направлениям. (познавательное, художественно-эстетическое, речевое,

физическое, социально-коммуникативное развитие)

3. Создание макета и оформление. (слайд 11)

Следующий этап самый интересный – это создание макета, т.е. придумывание как в

информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-

книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д.

После создания макета можно приступать к изготовлению и оформлению

лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Заниматься

по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая

необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не

раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно

для себя самого, повторить пройденный материал.

свой лепбук. Чтобы работа прошла быстро и эффективно, предлагаем разделиться на

Читайте также: