От чего зависит успеваемость ребенка в школе анкета

Обновлено: 05.07.2024

В преддверии очередного школьного года многие родители задаются вопросом, от чего же зависит успеваемость их детей в школе?

Обобщая накопленный опыт в решении этой задачи, психологи и социологи утверждают, что играют роль три группы факторов:

  • родители и взаимоотношения их с детьми внутри семьи;
  • школьное окружение (учителя и одноклассники);
  • возможности и желания самого ребенка.

Традиционно считалось, что хорошие ученики растут в семьях с материальным достатком, высоким уровнем образования самих родителей, наличием большого количества томов печатных изданий. Как оказалось, такая закономерность не подтверждается современными исследованиями.

Оказывается, успеваемость у детей выше в том случае, когда родители независимо от уровня образования получают моральное удовлетворение и удовольствие от выполнения своих профессиональных обязанностей. С работы они приходят хоть и усталыми, но с чувством радости от выполненного. Ребенок обязательно это заметит и получит стимул для собственного обучения.

Если мать и отец по-настоящему успешны в жизни, занимаются тем, что им нравится, и в общем довольны жизненными обстоятельствами, то зависимость успеваемости в школе и благополучия родителей становится прямо пропорциональной.

Кроме того, в семьях, где дети хорошо и отлично учатся, крепки семейные традиции, там чтут семейные реликвии и ценности, знают свою родословную. В таких семьях устраиваемые праздники не носят характер простых застолий, а проходят в совместных мероприятиях, поездках и реализуют общие интересы и увлечения.

Немаловажный фактор успеваемости – это непосредственно учителя и степень дружественности к ученику в школе.

К сожалению, актуальным на сегодняшний день является факт профессионального выгорания: обладая немалым педагогическим опытом и знаниями, учитель старшего возраста иногда выполняет свои обязанности формально, допуская неуважительное и нетактичное отношение к учащимся. Такой факт, конечно же, формирует отрицательный настрой на учебу.

Если же обстановка в школе доброжелательная, а уроки несут практическую направленность, то ученик не задает вопросы, зачем нужны конкретные знания по предмету и часто ли взрослые решают у себя на работе квадратные уравнения. Пояснение учителя о пользе приобретаемого навыка стимулирует ребенка к успеху.

Нередко присутствуют одноклассники, не показывающие высоких результатов в обучении. Не секрет, что они подсмеиваются, дразнят, присваивают обидные прозвища более успешным сверстникам. Родителям предстоит выяснить, не подвергается ли их ребенок в школе банальной травле, узнать, с каким настроением в очередной раз отправляют на занятия сына или дочь.

Наконец, говоря о зависимости успеваемости непосредственно от ученика, нужно взвешенно оценить его возможности и, в первую очередь, состояние его физического и психического здоровья, вспомнить историю его раннего развития. Так, новой проблемой современности стали дети, родившиеся глубоко недоношенными и выжившие благодаря выдающимся достижениям медицины. Родителям нужно трезво оценить необходимость повышенной сложности обучения в различных лицеях, гимназиях и подобного рода престижных образовательных учреждениях, не следовать при этом своим амбициям и стремлению воплотить в ребенке свои нереализованные возможности.

Если ребенка постоянно критикуют, наказывают, а частенько и запугивают, особого прогресса в обучении можно не ждать. Ребенок – личность, которой присуще осознавать свое взросление и способность принимать решения. Подавление самостоятельности, неверие в возможность достижения положительных результатов сказываются на желании учиться. Кроме того, возникает постоянное чувство тревожности, мешающее процессу обучения.

Основным же фактором неуспеваемости в школе является отсутствие мотивации учиться. У ребенка еще нет цели срочно найти работу. Он не понимает, что за кажущейся ненужностью школьного предмета стоят тренировка мышления и способности рассуждать, обретение общей культуры и грамотности. Задача родителей – показывать необходимость глубоких знаний на собственном примере и примерах других взрослых, достигших высокого социального статуса благодаря своему образованию.

Давайте же будем учитывать все эти факторы и поможем ребенку стать успешным в школе и жизни.

п. с. Данная статья носит исключительно информационный характер и выражает личное мнение автора. Мы не даем никаких рекомендаций. Мнение автора статьи и мнение владельца данного канала могут не совпадать.

Понравился материал? Подпишитесь на канал и поставьте палец вверх!


Воспитание

В чем секрет хорошей успеваемости в школе? Может, в грамотных педагогах, профессионалах своего дела, в правильном воспитании, в желании ребенка добиться идеальных результатов? Группа социологов из Санкт-Петербурга провела ряд исследований, в ходе которых были сделаны важные выводы. Современные мамы и папы смогут почерпнуть что-то полезное для себя и пересмотреть успеваемость ребенка в другом ракурсе.

Мальчику помогают с уроками

Что не влияет на хорошие отметки в школе

Педагоги и социологи говорят о том, что родители придают значение факторам, которые в реальности никак не влияют на учебу в школе.

Какие факторы влияют на хорошую учебу

Российские социологи в результате исследований пришли к выводу, что не имеет значение, в каких условиях ребенок выполняет домашнюю работу. Можно делать задания за столом в кухне, когда рядом плачет маленькая сестричка, жить в коммунальной квартире, и при этом быть отличником.

дети в школе

Неважно, где и как ребенок живет, важно, с кем. Исследования показали, что половина школьников, которые участвовали в опросах, живут с бабушками. 40% троечников очень редко видятся со своими старшими родственниками. Ученые говорят, что это только на первый взгляд может показаться странным. На самом деле, успеваемость в школе напрямую зависит от семейных ценностей и установок, которыми делится старшее поколение с внуками. Если в семье царит взаимопонимание, взрослые демонстрируют собственные успехи, активно участвуют в жизни детей-школьников, это положительно влияет на успеваемость.

Семейные ценности

Исследования показали, что большая часть отличников живет в семьях, где культивируются семейные ценности. Большое значение имеют праздники, на которых собираются все члены семьи, где царит веселье и приятная атмосфера. Большинство детей, которые плохо учатся, сообщили, что в их семьях праздники не отмечают.

Социологи советуют родителям готовиться заранее к семейным праздникам. Соберитесь с детьми за большим столом, обсудите тематику предстоящего праздника, наряды, блюда, подарки, развлечения. Не обязательно тратить крупные суммы, ведь в семьях со средним доходом также можно организовать веселые мероприятия.

Пример родителей

У 56% опрошенных отличников родители занимаются любимым делом и получают удовольствие от своей работы. Они ходят на работу не только ради заработной платы, но и для собственной реализации. Если родители довольны своей жизнью, их дети, как правило, будут демонстрировать высокие показатели в учебе. Родители школьников, которые плохо учатся, признались, что хотели бы жить по-другому, их не устраивает существующая реальность.

Делаем выводы

Жилищные, бытовые и материальные условия не влияют на успеваемость школьников. Детям нужно общаться с бабушками и дедушками. Чаще встречайтесь, ездите к своим родителям вместе с детьми в гости, приглашайте бабушек и дедушек к себе. Устраивайте семейные праздники, радуйте старшее поколение подарками и сюрпризами, привлекая к этому детей.

Бабушка и дедушка с внуком

Придумайте семейные традиции и придерживайтесь их, давайте возможность ребенку принимать в семейных ритуалах непосредственное участие.

Чаще общайтесь с детьми в неформальной обстановке, интересуйтесь их мнением, учитывайте интересы.
Не посвящайте все свободное время детям, думайте и о себе. Найдите возможность развиваться, читайте книги, посещайте лекции и семинары. Если будете получать удовольствие от жизни, самосовершенствоваться, дети будут радовать вас высокими баллами в аттестате.

Разговаривайте с детьми не только на школьные темы. Школьникам часто не хватает общения на посторонние темы, поддержки и понимания со стороны взрослых.

Экология жизни. Дети: От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку разгадали петербургские социологи.

От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку разгадали петербургские социологи.

Есть ли дети, которым предначертаны только школьные неудачи? Есть ли дети, которым еще до рождения предназначено стать отличниками?

Тайна школьной успеваемости: почему одни дети учатся хорошо, а другие – плохо

Россия в миниатюре

Исследования успешности и неуспешности детей, находящихся в системе образования – один из мировых трендов, заявивший о себе в 90-е годы, когда одновременно во многих странах мира разворачивались глобальные реформы национальных систем образования.

Ольга Сачава – кандидат филологических наук и завуч по учебно-методической работе одной из петербургских школ – не задавалась новыми вопросами, но на некоторые из старых вопросов ей удалось найти новые ответы.

И, наверное, это благодаря ее школе. Школа находится на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В длину этот остров чуть больше шести километров, в ширину – четыре километра. С Петербургом его соединяют четыре разводных моста. С конца апреля, по конец октября, в период навигации на Неве, мосты разводятся каждую ночь.

Это – самый густонаселенный остров России. На каждом его квадратном километре обитают более 11 тысяч жителей.

В начале 19 века у островка была монополия на всю науку и образование столицы: здесь располагались Петербургская академии я наук, библиотека Академии наук, Университет, Академия Художеств. А сейчас его затопило волной нерасселенных коммунальных квартир. В соседних комнатах, выходящих дверями в общий коридор (с высоким лепным окном 19 века), обитают потомки коренных петербуржцев и – семьи с юга или крайнего севера России.

Нам не надо знать больше ничего про эту школу. Скажем просто: она – на острове, который, сам по себе, – Россия в миниатюре.И Ольга Сачава, завуч и магистрантка Высшей школы экономики, очень хотела узнать про эту Россию что-то новое.

Богатство бесполезно

«Большинство участников нашего опроса, – продолжает Ольга, – обитатели петербургских коммуналок. Только 20% семей живут в отдельных квартирах. Семьи отличников и троечников примерно в равных пропорциях проживают в коммуналках и в отдельных квартирах. Пришлось сделать вывод: обстановка коммунальной квартиры не мешает ребенку быть успешным в учебе.

Не влияет на успеваемость детей и наличие в семье домашней библиотеки. В семьях 73% отличников дома хранится более 200 книг, но 75% семей троечников тоже заявили, что их семейная библиотека состоит из 100 книг. Семьи 5% отличников и 6% троечников владели большими библиотеками (более 1000 книг). Трудно найти зависимость, верно?

Важный вопрос, который волнует всех: влияют ли родительские доходы на оценки детей? Можно ли утверждать (как это делают некоторые), что при низком уровне семейных доходов ребенок просто обречен на получать плохие оценки?

Наше исследование отвечает однозначно: нет.

В опросе участвовали малообеспеченные семьи, с доходами на каждого менее 5000 рублей в месяц. Именно из этих семей вышли 26% всех троечников и… 30% всех отличников! Отличников в малообеспеченных семьях оказалось даже больше, чем троечников.

– А вы учли, что семьи с высокими доходами имеют дополнительные финансовые возможности? Например, могут нанять своим детям репетиторов?

– Да, и, как правило, нанимают. Но чаще всего родителям не удается компенсировать недостаток семейного общения вкладами в образование ребенка (репетиторы, платные курсы и т.п.). Эти вклады просто не работают.

Материальное благополучие и даже богатство семьи само по себе не способно позитивно влиять на школьные успехи детей.

Влияет другое. И теперь мы подходим к самому интересному.

Условие первое, неожиданное – бабушка

Исследование, проведенное среди семей на Васильевском острове, доказало, что можно готовить уроки на кухонном столе в коммуналке и быть отличником. Можно иметь отдельную комнату и быть троечником. Неважно, где ты живешь. Важно, – с кем.

Так вот, оказалось, что 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире с бабушками и дедушками.

А 42% успевающих детей общаются со старшими родственниками, даже если те проживают в другом городе. Троечники же в 40 % случаев вообще не встречаются с бабушками и дедушками. А 5% детей с низкой успеваемостью сообщили, что никогда в жизни не видели старших родственников.

Тайна школьной успеваемости: почему одни дети учатся хорошо, а другие – плохо

Условие второе, еще более неожиданное – семейный праздник

– И в этой связи не должен казаться необычным следующий пример, – продолжает Ольга Сачава. – Наше исследование показало, что 67 % хорошистов и отличников начальной школы и 73 % хорошистов и отличников средней школы живут в семьях, где всегда отмечаются семейные праздники. А вот в семьях большинства троечников такие праздники отмечаются эпизодически. Или – не отмечаются вообще!

И очень важно, чтобы семейные торжества не были импровизированными (собрались, выпили, разбежались). Надо, чтобы семья готовилась к ним заранее: обсуждала подарки, накрывала праздничный стол, разрабатывала сценарий праздника, шила костюмы, рассылала родственникам и друзьям приглашения и т. д.

Мы обнаружили одну интересную закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребенка.

И наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника!

– Мы заговорили о семейных празднествах. Бытует убеждение, что почти в 100% случаев два обстоятельства разрушительно влияют на детей: пьянство одного из родителей и (или) их развод. Ваше исследование это подтверждает?

Например, некоторые родители учащихся 5-9 классов заявили в анкетах о серьезных проблемах в одной или нескольких сферах семейных отношений. Мы должны были бы подумать, что их дети – если верить общепризнанным схемам – учатся плохо? Да ничуть не бывало! У 90% этих родителей дети учатся на 4 и 5! Почему?

Просто эти родители делают реальные шаги для решения своих семейных проблем. Мы убедились в этом, изучив их анкеты.

В международных исследованиях часто подчеркивается: чем выше уровень образования родителей, тем лучше учится их ребенок. Но это тоже не так.

Например, 64% мам и пап отличников из начальной школы, участвовавших в нашем исследовании, имеют высшее образование, а в 20% семей отличников из начальной школы один из родителей имеет даже два высших образования. 68% родителей троечников имеют только среднее образование. Казалось бы, все правильно, как в исследованиях? Тоже нет.

Если в начальной школе лишь каждый пятый родитель троечника имел высшее образование (21%), то в основной школе их в два раза больше (43%). То есть со временем дети высокообразованных родителей тоже могут стать троечниками.

Но вряд ли мы должны удивляться тому, что 85 % всех отличников и хорошистов, участвовавших в исследовании, живут в полных семьях (причем, таких, в которых отец и мать являются для ребенка родными). Только 5% отличников и хорошистов живут с мачехой или отчимом. Что касается троечников, то здесь ситуация прямо противоположная: больше половины из них (55%) живут в неполных семьях!

Хочу подчеркнуть: жизнь в неполной семье еще не предопределяет низких школьных результатов. Мы знаем даже отличников (10% из всей выборки), которые воспитываются в неполных семьях. Обычно их мать или отец заявляют, что осознанно не вступают в новый брак, чтобы полностью посвятить себя ребенку.

Но чаще всего к статусу неполной семьи приводит ряд последовательных родительских ошибок. В каких-то жизненных ситуациях родители повели себя недостаточно конструктивно. И — не подумали о том, что расплачиваться за это будут их дети.

Будьте довольны жизнью – и ваши дети станут отличниками

– Если для родителей важна ценность семейных отношений, то следующая по значимости ценность – профессиональная самореализация. Возможно, эту мировоззренческую и жизненную позицию родителей по отношению к труду ребенок воспринимает как норму и реализует применительно к собственному труду – учебной деятельности.

Еще одна важная субъективная особенность, которая отличает семьи отличников и хорошистов от семей троечников. Как ни странно, это – удовлетворенность жизнью.

Ведь 30% семей отличников и хорошистов, участвовавших в исследовании, относятся к малообеспеченным семьям. А большинство из них живут в коммунальных квартирах.

Тайна школьной успеваемости: почему одни дети учатся хорошо, а другие – плохо

— И все же, я думаю, большинство читателей, дойдя до этого места, не поверит, что материальное положение семьи в действительности так мало значит для успехов школьника. И что личное ощущение счастья, которое испытывают родители, гораздо важнее для их детей.

– На самом деле здесь проявляются более сложные взаимосвязи. Мы пришли к выводу, что успеваемость школьников коррелирует не с объективными финансово-экономическими условиями, в которых живет семья (они, как мы уже видели, могут быть одинаковы и у отличников, и у троечников), а с системой ценностей их родителей.

В том числе – с экономической компетентностью родителей, с их желанием и умением инвестировать в будущее своей семьи. Эта компетентность выражается через соотношение между уровнем дохода и качеством материального окружения, который семье при данном уровне дохода удается обеспечить. То есть на первое место снова выдвигается личность родителей, их отношения с близкими и с окружающим миром.

Возьмем для примера среднюю семью отличника или хорошиста из нашего исследования. Такая семья имеет доход 5000-10000 рублей в месяц на человека, дачу в 62 % случаев, машину – в 35 % случаев (жилищный вопрос не решен у 70 %). Родители учащихся с тройками при том же уровне дохода в семье имеют дачу лишь в 36 % случаев, а машину – в 27 %. (жилищный вопрос не решен в 90% случаев).

Но самое интересное, что даже при более высоких доходах (превышающих 20000 рублей в месяц на человека) родители троечников все равно не могут купить дачу или автомобиль. Значит, речь идет, в первую очередь, об экономической некомпетентности этих семей, об их неспособности управлять семейными финансами.

Поэтому в семьях с относительно низким доходом, но более высоким уровнем предметного окружения (квартира, машина, дача) дети показывают более высокие образовательные результаты, чем в тех семьях, где уровень дохода относительно высокий, но качество предметного окружения ниже.

Это Вам будет интересно:

Автор: Светлана Кириллова

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

ПОЗИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПОЗИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПОЗИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ запись закреплена

От чего зависит школьная успеваемость ребёнка?
От уровня образования родителей? От материального достатка в семье? Или от чего-то ещё?

Очень интересные выводы сделали петербургские социологи, которые провели социологическое исследование среди семей петербургских школьников.

В этой статье я решила рассказать вам о самых важных выводах, к которым пришли социологи. Эти выводы помогут вам посмотреть на проблему школьной успеваемости вашего ребёнка совершенно под другим углом!

👇🏻

Факторы, которые НЕ влияют на школьную успеваемость, вразрез с бытующими представлениями

— Жилищно-бытовые условия. Коммунальная квартира, отсутствие отдельной комнаты у ребёнка или даже отсутствие собственного стола для выполнения домашних уроков не влияют на успешность ребёнка в школе;

— Материальное благополучие и даже богатство семьи само по себе не способно позитивно влиять на школьные успехи детей.

— Наличие или отсутствие в семье большой домашней библиотеки тоже не является фактором того, что ребёнок будет хорошо учиться;

— Проблемы в семейных отношениях между родителями не повлияют на успеваемость ребёнка в школе при условии, что родители осознают наличие этих проблем и стремятся их как-то решать, начинают реально что-то делать в этом направлении.

Социологи приводят такой пример: некоторые родители учащихся 5 – 9 классов заявили в анкетах о серьезных проблемах в одной или нескольких сферах семейных отношений. И если верить общепризнанным схемам, то мы должны предположить, что дети этих родителей учатся плохо. А на самом деле, у 90% этих родителей дети учатся на 4 и 5.
Почему? Потому что эти родители делают реальные шаги для решения своих семейных проблем, это видно из их анкет.

— Пьянство одного из родителей само по себе, без сочетания с другими факторами, не является значимым для успеваемости ребенка.

💥

Что же на самом деле влияет на успехи или неудачи в учебе?

✨

Условие первое и неожиданное – бабушка!

Исследование, проведенное социологами среди петербургских семей, доказало, что можно готовить уроки на кухонном столе в коммуналке и быть отличником. Можно иметь отдельную комнату и быть троечником.

Неважно, где ты живешь. Важно, – с кем.

Оказалось, что 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире со своими бабушками и дедушками. А 42% успевающих детей общаются со старшими родственниками, даже если те проживают в другом городе.

Троечники же в 40% случаев вообще не встречаются со своими бабушками и дедушками. .

✨

Условие второе, еще более неожиданное – семейные праздники и семейные ценности.

– Наше исследование показало, что 67% хорошистов и отличников начальной школы и 73% хорошистов и отличников средней школы живут в семьях, где всегда отмечаются семейные праздники. А вот в семьях большинства троечников такие праздники отмечаются эпизодически. Или – не отмечаются вообще! – рассказывает Ольга Сачава.

И очень важно, чтобы семейные торжества не были импровизированными (собрались, выпили, разбежались). Надо, чтобы семья готовилась к ним заранее: обсуждала подарки, накрывала праздничный стол, разрабатывала сценарий праздника, шила костюмы, рассылала родственникам и друзьям приглашения и т.д.

Социологи обнаружили одну очень интересную закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребенка.

И, наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника!

✨

Третье условие – профессиональная самореализация родителей.

Согласно исследованию, проведенному социологами, 56% родителей отличников и хорошистов сообщили, что работают в первую очередь для самореализации. Они говорят не только о моральном удовлетворении, но и об удовольствии от своей профессиональной деятельности.

✨

Четвёртое условие, как ни странно, – удовлетворенность родителей своей жизнью.

– Чем более довольны жизнью родители, тем успешнее в учебе их дети, – объясняет Ольга Сачава. – Это закономерность.

Родители троечников ответили, что не полностью удовлетворены своей жизнью, а некоторые заявили, что собственная жизнь их вообще не устраивает.

Это ещё одна важная субъективная особенность, которая отличает семьи отличников хорошистов от семей троечников.

Вот такое вот интересное исследование.

👉🏻

ВЫВОДЫ.

Ваши жилищно-бытовые условия, материальный достаток, а также наличие семейных проблем не играет решающей роли в том, насколько хорошо учится ваш ребёнок и насколько успешно он осваивает школьную программу. Не объясняйте себе неуспеваемость вашего ребёнка этими факторами.

Вот, что на самом деле влияет на школьную успеваемость ребёнка:

1) Старайтесь поддерживать отношения вашего ребёнка со старшими членами семьи: помогайте ему встречаться и общаться с ними, созваниваться, писать им письма, готовить подарки к праздникам, приглашайте дедушек и бабушек в гости и сами чаще навещайте их.

2) Создавайте в своей семье культуру семейных праздников, создавайте семейные традиции и ритуалы, которые повторяются из года в год, и в которых ребёнок принимает самое непосредственное участие.

3) Находите время для дружеского и неформального общения с вашим ребёнком-школьником на темы, которые интересны именно ему.

4) Занимайтесь своим личным развитием – не забывайте про себя! Вспомните свои старые мечты и начните их воплощать. Чему уже очень давно вы хотите научиться? Что для вас сейчас, действительно, важно и интересно? Отчего вы получаете большое удовлетворение? Чего вам не хватает для того, чтобы ощущать полноту жизни?

Одним словом, начните получать удовольствие от жизни – и ваши дети будут хорошо учиться.

❗

От себя ещё очень хочу добавить: находите время на общение с вашим ребёнком на разные другие темы, кроме учёбы! Не зацикливайтесь в общении только на школьной теме – это очень неблагоприятно отразится на ваших отношениях с ребёнком.

Мой многолетний опыт работы с детьми школьного возраста показывает, как сильно им не хватает простого человеческого общения с нами, родителями… Как не хватает им понимания и поддержки с нашей стороны, как они устают от наших бесконечных нотаций и замечаний.

Читайте также: