Почему казанский стрелок пошел в школу

Обновлено: 06.07.2024

Даже спустя несколько часов после стрельбы у школы многолюдно. Кроме силовиков на месте много гражданских, казанцы приходят оставить цветы и свечи у импровизированного мемориала в память о жертвах трагедии. Среди них и пережившие нападение очевидцы, и их родители.

— Нас учительница Зульфира Зуфаровна сразу после выстрелов заперла в классе, стала звонить куда-то. Правильно среагировала, огромное ей спасибо! А Венера Султановна Айзатова, учитель младших классов, вышла посмотреть, что случилось, и ее убили. А дети из ее класса вылезли через окна.


Даже спустя несколько часов после стрельбы у школы многолюдно. Кроме силовиков на месте много гражданских. Фото: Максим Платонов

Пожилая охрана и выключенные металлоискатели

— Как было с охраной?

— Какая охрана. Пройти мог кто угодно! Охранники постоянно менялись, и это были всегда бабушки-дедушки какие-то, пожилые, которые никого серьезно настроенного не остановили бы! — охарактеризовала ситуацию выпускница гимназии, а ныне студентка Камила. — Нам обещали сделать карточки-пропуска, но так и не сделали.

— Ужасная у нас в школе всегда была охрана! — подтвердил другой выпускник по имени Марсель. — А еще на зарплату охранникам постоянно просили родителей скинуться! Когда мы учились, в школу было легко пройти, сейчас немного построже стало. Сейчас вахтер нажимает на кнопку, и дверь открывается, если кого-то пропускают.

— Так вахтер открыл, получается, дверь стрелку? — уточнил корреспондент.

— Как мне рассказали друзья, которые тут учатся, вахтер успел перед ним закрыть дверь, а он разбил ружьем стекло и прошел, — уточнила Камила.

Интересные вещи ребята рассказали и о технических средствах безопасности в 175-й гимназии. По их словам, на входе там стоят рамки-металлодетекторы, но они почти никогда не работают — проноси что хочешь:

— Включали их только во время ОГЭ и ЕГЭ, — заявила Камила.

Как выяснилось, Камила отлично помнит Ильназа Галявиева:

— Он был скромным, тихим мальчиком, учился хорошо, никто на него не жаловался. Он был на год старше нас. Мы выпускники 2018 года, он — из параллели выпуска 2017-го.

— А говорят, был конфликт с кем-то из учителей, поэтому и пришел в школу с оружием — хотел отомстить?

— Нет, ни с кем он не конфликтовал. Но в 10-й класс его не перевели.

— Из-за какого предмета?


Ильназ Галявиев

В соцсетях никто из этих ребят на Ильназа Галявиева подписан не был.

— Неброский он был, — дал характеристику стрелку еще один выпускник Марсель.

Мать второклассника Рузиля Альмиева сообщила, что знакома с соседкой Ильназа Галявиева, та рассказала, что в последнее время парень жил в квартире один:

— Родители, говорит она, купили квартиру и съехали, а он остался. Всю ночь сегодня он чем-то стучал, ходил по квартире, но кто мог догадаться, что он к такому готовился!

Вспомнить бы, как зовут психолога

— Мы на вопросы отвечали нормально. А у кого-то, наверное, родителей в школу приглашали, — предположила Камила.

— А учительниц погибших вы знали?

— Да, конечно. Эльвира Николаевна у меня в 10— 11 классах преподавала английский.

— Нет! Что вы! Она была очень хорошим человеком и педагогом, ее все любили! Да и пришла она к нам недавно, еще вопрос, могла ли в его классе преподавать.

— А Диляра Ахмадулловна?

— Она не могла с ним конфликтовать! Да и вообще у нас учителя в принципе неконфликтные! У нас очень хорошие учителя!

— Нас никто никогда в школе в резкой форме не воспитывал! — заверил Марсель, и его поддержали еще двое выпускников.

— Все произошло где-то в середине второго урока. Сначала мы услышали, как директор крикнула в микрофон (по радио), чтобы всех детей заперли (у нас учителя не было в классе), а потом произошел взрыв. Мы на панике собрались и попытались убежать, но беременная учительница из соседнего класса, увидев нас, завела к себе, и там мы провели много времени. Там мы слышали выстрелы и забаррикадировались. После того как все стихло, нас вывел ОМОН. По пути на лестнице мы видели кровь разбитые окна. И пока мы находились в классе, в окно мы видели, как выносят раненых.

Есть информация, что учителя Ильназа ранее отзывались о нем плохо. Педагогов якобы не устраивала ни успеваемость ученика, ни его поведение. Но выпускники школы этого не подтвердили.

— Я осознал, что я бог. Просто осознал я это не сразу, месяца два назад. Летом во мне начал пробуждаться монстр. Я начал всех ненавидеть. Я всегда всех ненавидел. Еще больше начал ненавидеть, — заявил он. — Сегодня убью огромное количество биомусора и сам застрелюсь.

Но расстреляв учеников и педагогов, стрелок сдался живым — вышел к полиции с поднятыми руками. Блог Ильназа уже удален.


— Мне никто не говорил об этом, — с истеричным надрывом отвечает он. — Просто осознал я это не сразу. Месяца два назад у меня начали пробуждаться монстры. Я начал всех ненавидеть, — почти кричит он. — Я всегда всех ненавидел, но сейчас еще больше начал ненавидеть, — истошно закричал он.


Ильназ Галявиев

Соседи стрелка на ул. Туганлык, 10, отзываются о нем по-разному. Были и те, кого поведение парня в последнее время настораживало.

— Мальчик как мальчик, но иногда был в мрачном настроении — на лице было написано, — поделились наблюдением супруги Сидоровы.

Еще одна местная жительница Марина Александровна рассказала, что ее дочь училась в параллельном классе с Ильназом:

— Обычный пацан, никаких отклонений. Единственное — был очень дерзким, грубым, хамоватым, общаться было неприятно. На группировошника похож.

Пожилая женщина Роза сообщила, что парень начал меняться недавно:

— Он ударился в религию, видела его в лесопосадке у дома с людьми, которые его намного старше. Сидели, читали религиозные книги. В последнее время менялся не в лучшую сторону, даже по глазам было видно — какие-то остекленевшие! Книги какие-то сектантские — про Бога, про сверхчеловека, про лучший мир.

Двое молодых людей из того же дома, что и стрелок, рассказали, что не замечали Ильназа:


Дом Галявиева, ул.Туганлык, 10

Учительница английского спасала ученика?

Покинув 175-ю школу, Ильназ пошел учиться на айтишника в колледж ТИСБИ, который считается одним из самых доступных учебных заведений в городе. Но парень и здесь долго не проучился, был отчислен в начале года из-за академической задолженности, когда перестал посещать занятия. Его должны были призвать в армию.

Когда Галявиев ворвался в школу с дробовиком в класс, он хладнокровно расстрелял десятки людей.

Его жертвами стали двое взрослых и семеро детей:

  • Эльвира И., 26 лет
  • Венера А., 55 лет
  • Амир Ш., 14 лет
  • Амир В., 15 лет
  • Алиса Г., 15 лет
  • Зульфия Г., 15 лет
  • Дамир Г., 14 лет
  • Амир З., 14 лет
  • Ильзия Н., 14 лет

Вторая погибшая — Венера Айзатова 55 лет, она работала учительницей начальных классов. Ее стаж — 34 года, в 175-й школе она трудилась около 5 лет.


Венера Айзатова

Пострадавшие спасались бегством

Пострадал при стрельбе в школе 21 человек, примерно половина из которых получила пулевые ранения, остальные — травмы и ушибы. Известно, что некоторые дети выпрыгивали из окон, когда случилось ЧП.

Первым принял на себя удар Мулланур Мустафин — вахтер гимназии. В него Ильназ Галявиев выстрелил на входе, когда 62-летний мужчина попытался остановить стрелка.

Пострадавший ранее сам преподавал математику, его называют супругом бывшей классной руководительницы стрелка Альфии Мустафиной. Вахтер услышал звонок, вышел в коридор проверить и тут же попал под обстрел. Он получил ранения в голову, живот, кости таза. Сообщается, что сейчас сотрудник школы в реанимации в тяжелом состоянии, за его жизнь борются врачи.

По некоторым данным, казанский стрелок кроме гладкоствольного турецкого ружья HATSAN ESCORT PS использовал при нападении два осколочных СВУ: одно из них Галявиев якобы швырнул в сторону вахтера, второе применил, проходя по этажам.


Мулланур Мустафин

Список пострадавших в казанской школе №175:

  1. Арслан Ш., 2011 г.р.,
  2. Ислам С., 2006 г.р.,
  3. Артем Ибрагимов,
  4. Милана И., 2012 г.р.,
  5. Тимур З., 2006 г.р.,
  6. Рената А.,
  7. Лейла К.,
  8. Расул И., 2010 г.р.,
  9. Камиль И., 2006 г.р.,
  10. Айрат Б.,
  11. Камиль С., 2006 г.р.,
  12. София О., 2007 г.р.,
  13. Амалия Ш., 2012 г.р.,
  14. Дарья З., 2007 г.р.,
  15. Амин Х., 2011 г.р.,
  16. Карим Х., 2006 г.р.,
  17. Мулланур Мустафин, 1958 г.р.,
  18. Диляра Галиуллина, 1970 г.р.,
  19. Алина С., 2002 г.р.

Кроме того, отменены занятия в межшкольном учебном комбинате Вахитовского района Казани, который также работает в здании на улице Горького, 29/19. Эти два учебных заведения совмещены: на первом этаже располагается учебно-производственный комбинат для школьников общеобразовательных школ района, а на втором — занимаются учащиеся колледжа ТИСБИ. В другом крыле здания располагается недорогое кафе и копицентр, которыми пользуются учащиеся колледжа ТИСБИ и студенты ближайших вузов.

Ближе к обеду занятия в колледже ТИСБИ, где до отчисления обучался 19-летний Ильназ Галявиев, были отменены

— Мы приходим вместе с ребятами из нашей группы и не любим знакомиться с незнакомцами, — рассказали они.

К чудовищному поступку Ильназа Галявиева, по их мнению, могла привести чрезмерная свобода обучения в колледже.

При этом девушки осудили совершенное им убийство, заявив, что этому нет оправдания.

Рядом с кафе расположился копицентр (также располагается внутри здания на Горького, 29/19). Здесь учащиеся колледжа ТИСБИ и студенты казанских вузов распечатывают курсовые и дипломные работы. Сейчас идет подготовка к защите дипломных работ, поэтому в копицентре не протолкнуться, идет много молодежи. Кровавая бойня, которую учинил отчисленный студент ТИСБИ, потрясла их. Сотрудники копицентра внимательно следят за новостями.


Сегодня в Татарстане день траура. Следственный комитет расследует дело о массовом убийстве. По поручению президента Владимира Путина после инцидента в Казани правила оборота оружия должны быть ужесточены.

19-летний Ильназ Галявиев вернулся в школу, где учился, с огнестрельным оружием

Рамиля Аксёнова

— Что может стать мотивом такого страшного преступления?

— К таким поступкам человека приводит десоциализация, когда ему плохо с собой или другими.

Но это только предположения. Вопрос в том, находимся ли мы друг у друга на контакте, способны ли уделить внимание, видим ли мы, как ведут себя наши дети. Мы социальные животные, в норме мы очень много общаемся и можем заметить, когда ребенок нам буквально кричит о помощи, потому что сам уже не справляется.

— Проверяют ли детей в школе на наличие психических отклонений?

— Подобные трагедии происходят не в первый раз, мы помним ситуацию в Керчи. В чем, по вашему мнению, заключается проблема, может ли качественная охрана помочь избежать трагедии?

— У меня большой опыт работы в школьной системе, я знаю, как бывает в разных школах, и могу оценить, как работают охранники. Зачастую на посту охраны мы видим пожилых, инвалидизированных людей. Понятно, что такой охраной подобные проблемы не решаются.

— Нужно ли усиливать охрану в школах?

— А как охранник поможет? Мы понимаем, что есть ситуация, когда внезапно достает ребенок опасный предмет, например нож или бомбу. Охранник, который должен сидеть на посту, помочь никак не сможет. Я считаю, что более полезно проводить с детьми беседы о поведении в нестандартных ситуациях, о том, как можно спастись. А также говорить о буллинге, способствовать социализации, командообразованию, выявлять специфические навыки и умения каждого ребенка, чтобы подчеркивать его значимость. Если ребенок или другие считают, что он — ничто, то это и заставляет его уничтожать. При этом он не всегда может выбрать, что конкретно уничтожать: себя или других.

— Какая роль у родителей в этой ситуации, почему их списывают со счетов и всю вину сваливают на педагогов, психологов и школу?

— Всё идет из семьи. Я видела хороших педагогов и психологов, которые превышали свои должностные полномочия, чтобы помочь детям, потому что учителям даже нельзя прикасаться к ребенку.

— Как можно избежать повторения подобных ситуаций?

— Нужно усилить контакт с нашими детьми, понять, что на самом деле мы о них знаем. Родителям нужно выстраивать доверительные отношения с детьми, интересоваться их жизнью. Очень важно, чтобы дети могли к вам домой привести гостей и вы могли посмотреть, с кем общается ваш ребенок. Я считаю, что в школах нужно проводить внеучебные мероприятия, когда дети могут себя проявить и наладить контакт со сверстниками, найти общие интересы. Это лучшая профилактика травли и одиночества.

— Как происходит процесс выдачи разрешения на оружие? Многие говорят, что справки подписывают не глядя.

Василина Оленник

— Известно ли что-либо о том, что могло побудить человека на этот страшный шаг?

— Пока ничего не понятно. В месте, где учился Ильназ Галявиев, говорят, что он был спокойным и вежливым.

— Как осуществлялась охрана в гимназии , где произошла трагедия?

— Судя по всему, охранник там был, но какое-то специализированное агентство привлечено к охране не было. Среди пострадавших есть мужчина, который встретил преступника одним из первых и получил огнестрельное ранение. Поэтому можно предположить, что это был охранник.

— Что сейчас происходит в других школах республики и как будут усиливать охрану?

— Уроки в школах 12 мая отменены. Накануне родителей попросили забрать детей с уроков раньше, будут по всем школам проводить проверки по безопасности и охране.

— Что говорят очевидцы?

— Нам удалось поговорить с преподавателем русского языка гимназии. Он рассказывает, что преступник пришел в школу в девятом часу утра, потом учитель услышал хлопки в коридоре, преподаватель закрыл дверь в класс и сказал детям сидеть тихо. По рассказам учителя, они очень долго ждали, его и детей вывели из здания уже сотрудники спецназа.

— Очень страшно, у всех нас есть дети, которые ходят в школу. Это страшно, потому что в спокойном тихом городе в этом смысле произошло из ряда вон выходящее. Город переживает немного панически: есть люди, которые распространяют фейки о взрывах и панику в других школах. С одной стороны, есть сожаление и сочувствие, с другой — какая-то паника.

— Что известно про личность стрелка, который вернулся спустя четыре года в школу?

— Семья полная, есть отец и мать, единственный ребенок в семье. Родители в шоке, коллеги нашли его отца, который сегодня с утра уехал на работу, ничего не подозревая. Мое лично мнение, что тут нужно говорить о психиатрических проблемах, это видно из его допроса.

СЮЖЕТ

Трагедия в школе произошла во вторник утром: студент с оружием вошел в здание и устроил стрельбу. Позже свой поступок он объяснил тем, что почувствовал себя богом. Как он шел с оружием по улице, засняли камеры видеонаблюдения. Всё, что известно о произошедшем в Казани, мы собираем в специальном разделе.



Асмолов: Многочисленные социологические и психологические исследования — прежде всего подростков — выявили поразительные факты. В ситуации морального выбора, требующего от них либо поиска компромиссов, либо агрессии и выхода на конфликт, все больше подростков склонны выбрать путь конфликта как стратегию разрешения сложных ситуаций. За этим стоит немало причин, привести одну или две из них явно недостаточно, потому что ситуация требует строгого и очень серьезного анализа.

В фокусе моего внимания — целый ряд характеристик изменяющейся социально-исторической ситуации развития личности, говоря языком выдающегося психолога Льва Семеновича Выготского. Первый из них заключается в нарастании межпоколенческих конфликтов и нарушении связи времен. Этот разрыв часто называют цифровым — на смену поколению цифровых мигрантов приходит поколение цифровых аборигенов. Этот разрыв прежде всего связывают с резким различием модели успеха у родителей и их детей — они меняются. Иными словами, произошло резкое изменение коммуникации между поколениями. Приходящее поколение живет в совершенно новом мире, или, как его еще называют, в мире новой нормальности, а старшее поколение продолжает применять свою стратегию жизни — важную и нужную, но живет в том старом мире, в котором оно родилось, действуя по вчерашним стереотипам моделей успеха.

Дело не только в этом, но и в том, что взрослые по отношению к детям часто проявляют гиперопеку — это самое грустное. Взрослые часто хотят, чтобы жизнь ребенка стала продолжением их нереализованных сценариев, выходом для тех амбиций, которые они не реализовали сами. Все эти ситуации наиболее ясно описаны культурологом Маргарет Мид. Мы банально живем в мире разных скоростей, в мире роста неопределенности, сложности и разнообразия. И каждый из нас — каждый человек, каждая семья, каждая страна — проходит испытание огромного масштаба.


Фото: Dmitri Lovetsky / AP

Это испытание на сложность, которое катализируется ситуацией пандемии и инфодемии.

Это поведение строится по формуле телененавидения, поиска общего врага

Именно они формируют вокруг чудовищную атмосферу жестокости и неприязни, и именно в этой атмосфере господствует самое страшное в мире явление — торжество незначительности. Его опасность в том, что приходят люди со все более и более узкими горизонтами развития, люди эгоцентрического характера, живущие не ради других людей, а только ради себя.

В этой ситуации эскалации насилия, жестокости, поиска врага, нормы поведения через конфликт становятся нормами поведения прежде всего для подростков, потому что подростковый период всегда был периодом бури и натиска — так его называют психологи.

Но сейчас подростковый период совпал с тем, что вся цивилизация попала в своего рода подростковый период. Она как ежик в тумане — в ситуации неопределенности, не знает, куда ей идти, и начинает актуализировать агрессивные, жесткие, репрессивные способы поведения, чтобы все было как вчера, любым путем сделать так, чтобы мы оказались в том мире, где все рецепты существуют, все готово, и так далее. Но такого мира уже больше не будет. Мы находимся в новой реальности и в новой нормальности.


И дело не только в сумасшедшем стремительном цифровом прогрессе. Растет и трансформация коммуникации между поколениями. Сегодня на первый план выходит не только взрослая и авторитарная коммуникация, как в школе, когда взрослый на верху горы. Подростковая субкультура сейчас начинает задавать свою логику и нормы развития. Молодежь во все времена была носителем правил беспорядка. Сегодня это все нарастает, и именно с этим мы сталкиваемся.

И керченский стрелок, и казанский стрелок — все это ситуации системных болезней нашего с вами общества.

Поведение подростков — это как бы отражение настроений всего общества?

А среди взрослого населения такая культура насилия в чем проявляется? В каких-нибудь более бытовых конфликтах — без стрельбы и поножовщины?

Культура насилия среди взрослых — не только в жестокости и поножовщине. Она не только в домашнем насилии, когда муж лишает достоинства более слабых жену и ребенка и издевается над ними. В свое время Владимир Жириновский сказал, что не будет вставать в День памяти жертв Холокоста и что его не касается уничтожение шести миллионов человек, — это было проявлением культуры насилия. Мы не реагируем или слабо реагируем на холокост, на армянский геноцид.

И подросток это впитывает как губка, даже если он не смотрит телевизор. Он перенимает эту агрессию через поведение взрослых, через интернет, через любые средства коммуникации


Фото: Roman Kruchinin / AP

Вместе с тем, когда пытаются сделать козлом отпущения за то, что произошло в Казани, например, школу — это глубокая политическая и безнравственная ошибка. Именно учительницы ценой жизни пытались спасти и спасали детей. Это подлинные гражданские подвиги. И в этой ситуации те, кто говорят, что надо в школе увеличить количество турникетов и других устройств безопасности, обвиняя во всем школу, — они ничего не сделали для того, чтобы в России учитель был таким же уважаемым человеком, как в Голландии или в Дании. Несмотря на это в Казани именно учителя старались своими телами закрыть детей. Вот о чем надо думать. Вот где точка кризиса.

Президент России поручил внести предложения о награждении учителей казанской гимназии №175 государственными наградами. В связи с этим я обращаюсь к президенту с предложением о присвоении отважным учительницам, пожертвовавшим жизнью ради своих учеников, самого высокого звания — Героев России.

Практика насаждения запретов, поиск виновных и резкая социальная несправедливость — вот что порождает культуру насилия в нашей стране. Между разными слоями населения у нас настолько велика неравномерность, что мало других цивилизованных стран, где так же были бы различны доходы граждан.

Так это чисто российская особенность?

Это проявляется во многих странах. Но в таких странах, как Голландия, Финляндия и Норвегия, социальное расслоение сведено к минимуму. В этих странах кичиться богатством и показывать свою крутость просто не принято. Распальцовки в этих странах вызовут удивление и непонимание. И эти страны относятся к одним из наиболее благополучных.

Я бы не назвал то, что происходит в России, национальной особенностью. Я бы назвал это одной из установок скорее социального, чем национального характера. Она присуща и разным бывшим советским республикам, так что вряд ли тут можно говорить о национальных особенностях

Люди вынуждены придерживаться этой установки, чтобы приспособиться к условиям, которые диктует управленческая среда и массмедиа. СМИ постоянно тиражируют образцы жестокости, особенно в ток-шоу и политических программах. Именно это и является одной из предпосылок возникновения трагичных ситуаций с нашей молодежью.

Но ведь при этом с начала 90-х идет снижение преступности. И все равно культура насилия прогрессирует?

Тезис о снижении преступности — это лукавые слова. Что считать преступностью? Есть физическое насилие, а есть насилие психологическое. Я же говорю о нарастании психологического насилия. Ключевой синдром XXI века — это кража человеческого достоинства. А это связано не только и не столько с физической агрессией, сколько с психологической. Именно психологическая агрессия направлена на то, чтобы уничтожить и деперсонализировать личность.

Бытовых примеров психологического насилия, которое мы не можем приписать к преступлениям, огромное количество. Например, вы обращаетесь с вопросом к продавцу в магазине, а вас окидывают холодным взглядом, потому что вы как-то не так одеты или просто рожей не вышли для того, чтобы с вами разговаривать. Это уже, по сути дела, психологическое оскорбление. Беспрецедентная невежливость и невнимательность встречаются буквально на каждом шагу. Людей в упор не замечают! Представьте: вы часами стоите в очереди, но для вас все равно нет никакого решения, — это тоже психологическое насилие.


Каждый раз, когда человека деиндивидуализируют, — это психологическое насилие. Когда вас строят и одевают в униформу без объяснения причин и какого-либо дознания — это психологическое насилие. Когда вас заставляют учиться по одному-единственному учебнику в условиях, когда остальные запрещены, — это психологическое насилие. Примеров много, и мы сталкиваемся с ними каждый день.

Что такое абсолютное зло? Это отсутствие любых альтернатив. Поэтому чем меньше в жизни человека личного выбора, тем больше психологического насилия

Конечно, тот, кто объявил себя богом и пошел стрелять в людей, — это прежде всего человек с резкими отклонениями. Но общая атмосфера насилия на него тоже повлияла. Мы имеем дело с мощными предпосылками, приведшими к психиатрическим отклонениям, резко усиленным социумом. Этот человек был неоднократно травмирован, и в какой-то момент все эти травмы вырвались на поверхность. Такие люди были всегда. Я не могу сказать, становится ли их больше, но подобных случаев становится больше — это факт. История США и СССР показывает, что подобных массовых убийств было меньше. Это исторический факт.

И можно смело провести параллель между агрессивными действиями таких людей и агрессией в обществе. Это своего рода ответ на обезличивание и равнодушие общества по отношению к человеку. Это ответ на то, что общество, в котором живут люди, — это общество, в котором они ограничены в правах.

А здорового человека без каких бы то ни было психических отклонений можно довести до срыва?

Естественно. Нет жесткой грани между нормой и патологией.


Любой человек может сорваться?

Трудно прогнозировать, но я готов предположить, что ситуация обезличивания может толкнуть на бесчеловечные поступки не только конкретную личность, но и целую страну.

И что с этим можно сделать?

Если бы я знал ответ на этот вопрос, наверное, я был бы провидцем.

Наверное, для этого необходимо создать страну, где существуют нормы социальной справедливости и где главной ценностью является личность каждого человека, а не ее унижение. Люди должны жить не в культуре агрессии, а в культуре достоинства, где каждый ради другого готов сделать если не все, то очень и очень многое.

И если бы все было так, то и вероятность таких явлений, как стрельба в школе, резко уменьшилась бы.

Кто такой Ильназ Галявиев? Почему бывший ученик и выпускник гимназии № 175 в Казани устроил стрельбу в своей школе? Как учился Галявиев, как вёл себя с учителями и одноклассниками? Что стрелок говорил о своём отношении к школе? Как Галявиев дошёл до гимназии и проник в здание школы? Какое у него было оружие?

Фото Ильназ Галявиев: все подробности о стрелке, устроившем бойню в Казани

Выпускник гимназии №175 на улице Файзи в Казани Ильназ Галявиев 11 мая 2021 года устроил стрельбу в своей бывшей школе. Погибли семеро детей и две учительницы, 24 человека пострадали. Anews рассказывает, что известно о прошлом стрелка и его подготовке к нападению.

Школа, выпускной, диагноз

Ильназ Галявиев родился 11 сентября 2001 года (в день атаки террористов на США с использованием пассажирских самолетов). На момент нападения на школу возраст стрелка — 19 лет.

Галявиев учился в той школе, где устроил стрельбу: он окончил 175-ю гимназию за четыре года до случившегося. Ильназ не отличался ни хорошими оценками, ни поведением, сообщал РЕН ТВ со ссылкой на учителей.

Сверстники Галявиева рассказали РБК, что у парня не было проблем с семьёй и учёбой, просто он особо ни с кем не общался.


Выпускное фото Ильназа Галявиева. Фото: Life

Прогулы и отчисление

После школы Галявиев поступил в казанский колледж ТИСБИ. Ильназ учился на IT-специалиста, шёл последний, четвертый курс. Студент был всегда опрятным, тихим, спокойным и неконфликтным, рассказали Life в учебном заведении.

С декабря Галявиев находился на учебной и производственной практиках, но затем вдруг стал прогуливать. С января он не появлялся в колледже, перестал выходить на связь с куратором группы. После того как Ильназ пропустил защиту производственной практики и три госэкзамена, его отчислили приказом от 26 апреля. Отец устроил студенту скандал, отмечал Mash Iptash.


Фото: telegram / mash_iptash

Конфликт с родителями и обида на школу

В разговорах с братом Галявиев говорил, что отрицательно настроен к своей школе, поскольку к нему там плохо относились. Поэтому иногда у него возникало желание прийти туда и расстрелять там всех.

Впоследствии на допросе Галявиев рассказал, что его 54-летняя мать работает старшим кассиром в банке, 56-летний отец - на мусоровозе, а младший брат учится, но он не знает, на каком курсе и факультете. Жили они вчетвером.

Получил лицензию и купил ружьё

В Казани проверили сотрудников, которые выдали Галявиеву разрешение на оружие, и место, где он обучался стрельбе. Никаких нарушений не обнаружили, сообщил Life.


Галявиев купил ружьё Hatsan Escort 2017 года выпуска в Йошкар-Оле, выяснил Life. Парень около часа ходил по оружейному магазину, прежде чем сделать выбор. По данным 112, Ильназ мог приобрести ружьё через старшего брата.

Позже на допросе Галявиев рассказал, что выбрал самое дешевое ружье за 30 тысяч рублей. По словам стрелка, он хранил его в сейфе, а в семье никто не знал о покупке. Кроме того, по инструкции в интернете он собрал самодельное взрывное устройство.

С казанским студентом случилась и ещё одна пугающая метаморфоза. Незадолго до нападения Галявиев завёл телеграм-канал, где называл себя богом и предупреждал о своих планах.




Как проник в гимназию и устроил расстрел

Утром 11 мая, около 9:24, Галявиев шёл дворами к школе. Стрелок был в маске, с ружьём в руке, сумкой с самодельной бомбой и рюкзаком с патронами за спиной. По крайней мере дважды он поздоровался с прохожими, отмечает Mash. Его маршрут попал на камеры видеонаблюдения.

Камера видеонаблюдения зафиксировала, как Галявиев поднимался по ступенькам школы № 175 с дробовиком.


Фото: 112

Первым Галявиеву попытался оказать сопротивление 62-летний работник по обслуживанию школы Мулланур Мустафин, который в тот момент собирался выйти из здания. Но стрелок ранил мужчину через дверь и вошел внутрь.

Вахтерша успела спрятаться под стол и нажать тревожную кнопку, вызвав Росгвардию, сообщил депутат Хинштейн. Благодаря этому учителя и школьники стали закрываться в кабинетах, а сотрудники правоохранительных органов выдвинулась к гимназии.

Галявиев применил самодельное взрывное устройство. На кадрах из школы видно, что в коридорах валялись выбитые взрывной волной двери и осколки стекол.

С собой у Галявиева было внушительное количество боеприпасов. В сумке у стрелка лежали десятки патронов.


Фото: 112

Галявиев находился в здании гимназии около семи минут. Затем стрелок сам с поднятыми руками вышел к полиции и сдался.

После задержания Галявиев заявил, что всех ненавидит, а себя считает богом. При этом стрелок дал понять, что не считает себя психически невменяемым.


Дело, допрос, арест

Мэр Казани Ильсур Метшин назвал стрельбу в гимназии террористическим актом, направленным против детей. Отец стрелка утверждал, что сын не был религиозен, не показывал плохих мыслей или настроений, сообщила Baza.

Психиатр, выдавшая Галявиеву справку на получение оружия, не нашла у него отклонений, рассказал источник Life в правоохранительных органах. Если бы возникли малейшие подозрения, то парня сразу же отправили бы на расширенное медицинское обследование, потому что лицензия на оружие - очень серьезная вещь, пояснила врач следователям. Психиатра забрали на допрос, все документы исследования Ильназа у доктора изъяли.

Однако после стрельбы в гимназии дело завели по статье об убийстве. На допросе Галявиев признал вину, но сказал, что не раскаивается в своем поступке. Он заявил, что у него не было сообщников.

В день трагедии Галявиев заявился в школу сначала рано утром, чтобы узнать расписание, но его прогнала вахтерша. Когда пришел второй раз, он устроил массовый расстрел.

Галявиев рассказал, что дверь в один из классов на его пути оказалась заперта, поэтому там он применил взрывное устройство. Как делать бомбу, он посмотрел в интернете.

12 мая в Татарстане был объявлен траур, в Казани прошли похороны погибших при расстреле школы. Вечером в этот же день Галявиева арестовали на два месяца. Следователь заявил, что ему грозит наказание до пожизненного. Во время заседания суда по избранию меры пресечения стрелок был спокоен и даже в какой-то момент улыбнулся. Когда оглашали список погибших, он сохранял невозмутимый вид.


Читайте также: