В чем состоит главное отличие прелюдии от фуги кратко

Обновлено: 04.07.2024

Удивительно то, что при жизни современники считали Баха непревзойдённым исполнителем, но совершенно не считали непревзойдённым композитором. Более того, многие считали его композитором средней руки. Именно искусство игры на органе и клавире вознесло его на вершину славы, и именно за это искусство он был почитаем современниками.

Феноменальный импровизаторский дар Баха – виртуоза почти исключал возможность соперничества. По свидетельствам современников, Бах мог на одну тему импровизировать в течение двух часов, развивая её в самых различных и сложных формах полифонической музыки.

Много памятных эпизодов из артистической жизни композитора приводят его биографы. Состязание с Луи Маршаном упоминается особенно часто. В 1717 году Бах был вызван в Дрезден - столицу Саксонии, где ему было предложено принять участие в концерте совместно с известным французским клавиристом. Накануне назначенного дня произошла встреча и предварительное знакомство двух клавиристов. В одном из дворцовых концертов оба играли на клавире, и в ту же ночь Маршан, опасаясь провала, тайно покинул Дрезден.

Манера Баха играть на клавире восхищала всех, кто имел счастье слышать его и, несомненно, отличалась от игры его современников и предшественников.

К особенностям баховской игры относятся свободная кисть, сильно закруглённые, свободные пальцы, которые двигались легко и практически незаметно, едва отрываясь от клавиши. При этом туше его было очень чётким. Рука всегда, даже в труднейших местах сохраняла свою закруглённую форму.

Бах требовал на органе и клавире абсолютной и строго связной игры. Однако это было не возможно без реформы исполнительской техники. В отношении аппликатуры каждый играл, как придётся, большим пальцем вообще не пользовались, только при крайней нужде. Бах, практически одновременно с французскими клавесинистами Купереном и Рамо вводит первый палец наряду с использованием перекладывания, особенно 3-4 и 4-5. Таким образом, баховская аппликатура является переходной от старинной к современной.

Всю жизнь Бах помимо сочинительства и концертной деятельности, занимался преподаванием музыки. Главными его учениками всегда были его сыновья. Сохранились имена многих его учеников, а также их многочисленные воспоминания. Из них мы узнаём, что в доме Баха было пять клавесинов, но для своих занятий и обучения он предпочитал клавикорд. По словам учеников Баха, он ранее всего занимался с ними выработкой туше, для чего в течение нескольких месяцев они играли маленькие отрывки (упражнения). Часто учитель был настолько благосклонен, что сочинял для учеников небольшие пьесы. Тщательно объяснял - как исполняются украшения (на первой странице тетради Вильгельма Фридемана есть таблица расшифровки украшений), и сам много играл на клавире, когда был к этому расположен. Его ученик Гербер писал о том, что слышал первый том ХТК целиком дважды в исполнении автора и называл эти минуты – счастливейшими в своей жизни.

Для Баха-педагога работа исполнителя над произведением, разбор его и наука о композиции сливались в одно целое. Создавая для учеников свои инвенции, он надеялся приохотить играющих и к композиции. Эти пьесы служили для учеников одновременно материалом для отработки навыков игры и для изучения правил композиции.

Объяснения его были просты, логичны и вытекали из огромного собственного опыта, из практики. Судя по дальнейшему творческому развитию сыновей Баха, его метод преподавания не стеснял художнической индивидуальности и позволял затем каждому обретать самостоятельность и двигаться дальше своим путем.

Содержание первой тетради составляют в основном Французские сюиты.

Вторая более разнообразна, в неё вошли две партиты, несколько частей из двух Французских сюит, различные танцы для клавесина (менуэты, полонезы, марши), хоральные обработки, арии для сопрано, так же есть пьесы других авторов, вписанные рукою Баха или Анны Магдалены: сына Баха - Филиппа Эммануила, Куперена, Бёма. Пьесы, включенные в тетрадь, отличаются невероятным разнообразием.

Маленькие прелюдии и фуги

Это были своего рода упражнения, необходимые для того, чтобы овладеть приемами исполнения сложных полифонических произведений, в частности - фуг.

Несмотря на свое, изначально педагогическое назначение инвенции Баха являются подлинными шедеврами музыкального искусства. Эти пьесы настолько удивительны, совершенны и полезны, что до сих пор ни один учащийся музыке не проходит мимо этого сборника. Более того, многие маститые исполнители включат в свой концертный репертуар инвенции и симфонии Баха.

Баховские инвенции — это полифонические пьесы, написанные в двух- или трехчастной форме. Однако строение и характер их чрезвычайно разнообразны. Одни инвенции близки к жанру прелюдий, вокально-инструментальных арий и дуэтов, старинных танцев. Другие инвенции приближаются по строению к фуге, часто отличаясь от нее только тем, что тема вначале проводится не одноголосно, а сопровождается свободным голосом. Но инвенции, в отличие от фуг, которые пишутся по строжайшим законам, это свободные построения, основным методом развития в которых являются перестановки мотивных образований при равноправии образующих пьесу голосов.

В инвенциях Бах постоянно использует приемы имитаций, иногда канонов. Во многих инвенциях тема сразу сопровождается противосложением, что позволяет композитору применить при их повторении вертикальные перестановки. Использует Бах и другие полифонические приемы, например обращение тем или их частей.

В каждой инвенции обычно присутствует некая особая композиционно-техническая идея. Например: инвенции на одну тему, по типу канона в октаву – F, по типу квинтового ответа – h, тематизм на звуках аккордов – a, B, инвенции с удержанным противосложением – g, E.

Первая часть ХТК создавалась в 1722 году.

Цикл прелюдий и фуг И.С.Баха ХТК занимает совершенно особое место в мире музыки. Это не просто один из бессмертных шедевров мировой музыкальной литературы. Это в полном смысле слова энциклопедия полифонического искусства; это настольная книга каждого мыслящего музыканта, необходимое – на всю жизнь – пособие и вместе с тем неиссякаемый источник наслаждения.

ХТК – это энциклопедия художественных образов Баха. Здесь много светлой, жизнеутверждающей, торжественной (прелюдия D II), шутливо-задорной музыки (фуга B I); наряду с ней много образцов искусства лирико-драматического плана, драматические поэмы (прелюдия es I) и скорбные размышления (фуга fis I).

Примечательная особенность этого цикла заключается в соотношении прелюдии с фугой, которые сгруппированы в нем как произведения равноправных жанров. До Баха зачастую прелюдия не писалась вообще или существовала в виде наброска, то есть фуга предварялась свободным прелюдированием. У Баха члена цикла дополняют друг друга и уравновешивают: прелюдия излагает, повествует, фуга утверждает, логически обоснует. Типы связей между произведениями различны – некоторые прелюдии готовят фугу, некоторые же могут поспорить с фугой в своём значении.

Прелюдии и фуги цикла доведены до высшего художественного совершенства, возможного на клавесине. Каждая пьеса индивидуальна по образу, и форма её обладает неповторимо оригинальными чертами. Таких решений в клавирной прелюдии и фуге до Баха не достигал никто.

Как и большинство произведений Баха ХТК не был издан при его жизни. Впервые сборник увидел свет в 1837 году под редакцией К. Черни. Затем эта редакция была подвергнута критике за ряд неточностей. Во второй половине 19 в. начале 20 в. вышел ряд редакций ХТК – Таузиг, Бузони, Барток, Муджеллини и др.

Выдающийся композитор современности Валентин Сильвестров в одной из лекций о музыке сказал приблизительно следующее: "Фуга. Что такое этот музыкальный термин, можно понять, обратившись к Баху. Этого будет вполне достаточно".

Фуга: что такое полифония

Современный слушатель воспринимает фугу как светское музыкальное произведение. Человек, живший в XVII веке, был глубоко верующий. Фуга исполнялась в церкви, продолжала разговор с Богом в молитве на понятном каждому языке глубоких музыкальных и религиозных символов.

Творчество Баха связано с эпохой Реформации, главное условие которой - это мысль о спасении и вере. Протестантизмом, идеями лютеранства пропитана и светская жизнь. Вернее, обе они (духовная и светская) воплощали стремление человека к познанию божественной сути. Фуга – не просто сложная музыка, а своеобразный духовный код немецкой музыкальной культуры конца XVII – начала XVIII века. Впоследствии она стала достоянием всего мира.

фуга что такое

О том, что представляет собой фуга, попробуем объяснить на примере из кинематографа.

фуга минор

Канон

В каноне тема играется и повторяется в нескольких голосах. Самый простой – круговой, когда вступая, второй голос копирует тему, затем поочерёдно присоединяются другие. Следующая ступень: темы отличаются в тональности, голоса звучат в разном темпе.

Канон и фуга

Фуга похожа на канон тем, что основная мелодия и имитации исполняются голосами в разных тональностях, порой в ином темпе. Но она не так строгая, эмоционально насыщенней. Один голос ведёт тему до конца. Затем вступает следующий, но в другой тональности. Первый голос дополняет тему, контрастную основной. Последующие темы обогащают фугу мелодиями. В концовке все голоса звучат без соблюдения правил. Таким образом, фугу определяют как полифоническую музыкальную форму, в которой одна тема проходит в разных голосах (обычно их 3) тональностях и модификациях.

токката и фуга

Подарок монарху с загадкой

Бах возвращается домой в Лейпциг, посылает монарху богатый музыкальный подарок, в который среди прочего, входят 2 фуги для 3 и 6 голосов. Каноны, присланные в подношении, были умышленно незавершенными. Невежливому Фридриху предоставлялась возможность самостоятельно придумать концовку, но монарх этого сделать не смог. Только через несколько лет ученик Баха их завершит. У фуг решений множество, так что поставить Фридриха в неловкое положение было невозможно.

прелюдия и фуга

Прелюдия и токката

Прелюдия у Баха – это предисловие, предшествующее чему-то важному, знаменательному. Хоральная прелюдия игралась на клавире или церковном органе перед исполнением хорала общиной прихожан. Прелюдия и фуга у композитора обычно задумываются одновременно. Прелюдия – свободная импровизация. Фуга – важная сентенция, мысль. В прелюдиях подготавливается настроение перед началом музыкального произведения более значимого, обладающего сильными образами.

Со временем Бах, создавая полифонические циклы, возвысил прелюдию, поставил её вровень с фугой. В дальнейшем композиторы всё меньше и меньше обращаются к прелюдии, хотя они есть у Шопена, Дебюсси, Скрябина, Шостаковича, Щедрина, Слонимского.

Если фуга в переводе с итальянского языка означает "бег", то токката – прикосновение или удар. Токката и фуга ре минор Баха известна всем. Обычно под ней подразумевается сочинение для органа BWV 565, хотя композитор написал великое множество произведений подобного характера.

токката и фуга ре минор

Леонард Бернстайн: о сложности понимания Баха

Интересны рассуждения американского композитора и дирижёра Леонарда Берстайна, популяризатора классической музыки. Он считает, что сокрушительный музыкальный слог Баха приводит в трепет композиторов, благоговение исполнителей и наводит уныние на всех остальных непосвящённых в музыкальные таинства.

Фуга. Что такое она из себя представляет, понятно не каждому. И сегодня музыку композитора, как и три века назад, слушать сложно, требуются усилия, знания. А это, безусловно, большой труд. Слышать и услышать, считает Берстайн, разные понятия.

фуга что такое

Музыка барокко

XVII век считают рациональным. Он вошёл в историю, вместе с другими достижениями человеческой мысли, музыкой барокко. Она, как в зеркале, отражает радости и противоречия века. Прелюдия и фуга – двуединые взаимосвязанные произведения. Прелюдия – импровизация и полёт, фантазия, взлёт.

Фуга – сама жизнь, размеренная, упорядоченная, торжественная и несколько тяжеловесная. Первая часть, как молодость, лёгкая, убегающая, весёлая. Вторая – серьёзная, полифоническая, подчинена законам зрелого и сложного мира. Фуга – игра в "кто кого догонит". Тема возникает у одного голоса, потом у другого, они чередуются, исчезают, их заменяют проигрыши. Затем они (голоса) пытаются нагнать друг друга, буквально наступая на пятки.

Классическая фуга обычно трёхголосая. И вспомним короля Фридриха, его задание мэтру. Монарх возжелал практически невозможное, но композитору были по плечу сложнейшие, почти математические задачи.

Творческое наследие Баха огромно и бесценно. Он оставил потомкам 1100 произведений. Специалисты утверждают, что это лишь треть из всего написанного.

Ритм-это структура музыки во времени,чередование звуков и пауз.
В произведение Хачатуряна "Танец с саблями" именно ритм является главным средством выразительности.Особенности танца заключаются в изменчивости ритма,непредсказуемости смены темпа музыки.
Динамичный танец,зажигает мгновенно, несовпадения ритма с метрическими долями,удивительное смещение музыкальных акцентов,синкопирование взлётов и падений.Танец основан на народных армянских мелодиях,имеет музыкальный размер 4/4,доли метра заполнены энергичным,искромётным ритмом.

Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил.

Знакомство в 1861 г. с М. А. Балакиревым и его кружком имело огромное значение для дальнейшего развития таланта композитора.

Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 г. Римского-Корсакова пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения.

В 1873 г. Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота (которую занимал вплоть до её ликвидации в 1884 г.), совмещая её с профессорскими обязанностями в консерватории.

Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. Заслуги его как педагога также велики. Николай Андреевич воспитал около 200 композиторов, среди которых А. К. Глазунов, А. С. Аренский, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев.

Умер 21 июня 1908 г. в усадьбе Любенск близ Луги (ныне в Ленинградской области).

Читайте также: