Что такое урок в школе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ищешь, что значит слово урок? Пытаешься разобраться, что такое урок? Вот ответ на твой вопрос:

Урок это:

урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

1.Учебная работа, задание, которые даются учащемуся для подготовки к следующему занятию.

2.Учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия.

3. перен.Поучение, наставление, нравоучение. отт. разг. Наказание, возмездие за что-либо.

4.Наглядный пример, образец чего-либо. II м.

1.Опыт, знание, приобретенные в жизни, в труде.

2.Вывод, итог, могущий быть полезным на будущее.

м.
1) Учебная работа, задание, которые даются учащемуся для подготовки к следующему занятию.
2) Учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия.
3) а) перен. Поучение, наставление, нравоучение. б) разг. Наказание, возмездие за что-л. в) Наглядный пример, образец чего-л.
4) а) перен. Опыт, знание, приобретенные в жизни, в труде. б) Вывод, итог, могущий быть полезным на будущее.

преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам Давать, брать уроки. Зарабатывать уроками. Частный у. урок учебная работа, заданная школьнику на дом Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у. урок нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего Уроки истории. Получить хороший у. Это ему у. на будущее. Извлечь у. урок Obs работа, заданная для выполнения в определенный срок Выполнить дневной у. урок учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. урока Учитель дает у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с

основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин).

урок м.
1) Учебная работа, задание, которые даются учащемуся для подготовки к следующему занятию.
2) Учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия.
3) а) перен. Поучение, наставление, нравоучение. б) разг. Наказание, возмездие за что-л. в) Наглядный пример, образец чего-л.
4) а) перен. Опыт, знание, приобретенные в жизни, в труде. б) Вывод, итог, могущий быть полезным на будущее.

— по русской правде возмещение ущерба, который получал потерпевший из общей суммы штрафа.

основная форма учебного процесса в сов. школе. Организационно У. характеризуется определённостью отводимого на него времени, постоянством состава учащихся, проведением по установленному расписанию, преимущественно в учебном классе (кабинете) и при коллективной форме обучения. Дидактически У. характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности учителя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала. Как часть учебного процесса У. может содержать: организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нём; контроль и самоконтроль учителя и учащихся. При этом на каждом У. целенаправленно решаются и задачи воспитания. Различают обычно следующие основные типы У.: организации восприятия и усвоения новых знаний; формирования навыков и умений; формирования опыта творческой деятельности (или проблемный У.); т. н. комбинирующий У. (объединяющий 2 или 3 первых типа). Традиционное выделение специальных У. для закрепления знаний и опроса учащихся неправомерно: то и другое реализуется при усвоении знаний, формировании умений и навыков и творческом применении знаний. Правильно организованному на У. учебно-воспитательному процессу свойственны черты, не зависящие от состава учащихся, учебного оборудования, личности учителя и др.: единство обучающей и воспитательской функции взаимодействия учителя и учащихся, содержания и средств обучения; активность учащихся; развитие познавательной самостоятельности (т. е. стремления и умения познавать новое в процессе творческого поиска); единство дидактической цели и подчинение ей отдельных элементов или частей У.; построение У. и его частей с учётом содержания образования, закономерностей усвоения учебного материала, методов обучения и места У. или его части в целостной системе обучения (теме, разделе, курсе). Обязательность этих черт, обеспечивающих эффективность У., отражает, с одной стороны, объективность процесса обучения, с другой v его зависимость от осознания учителем особенностей содержания, закономерностей усвоения и т.д. (субъективный аспект процесса обучения). Вместе с тем соблюдение предъявляемых к У. требований не ограничивает творчества учителя, свободы его методического почерка в соответствии с уровнем развития и особенностями групп учащихся. У. как форма коллективной, фронтальной работы с классом не исключает и групповой v при заданиях на самостоятельное усвоение и применение знаний; практических работах, требующих коллективных усилий; для усиления активности части учащихся и т.д. Групповые занятия в рамках У. являются определённой формой индивидуализации обучения наряду с индивидуальными заданиями, предоставлением учащимся свободного темпа для усвоения материала, программированием действий отдельных учащихся. Для усвоения содержания современных программ и смежного материала У. дополняется домашними заданиями, углубляющими знания учащихся, вырабатывающими у них навыки самостоятельной работы и самообразования.Лит.: Основы дидактики, под ред. Б. П. Есипова, М., 1967; Дидактика средней школы, под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткнна, М.,

1975. М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер.

учебный час, занятие по определённому предмету учебная работа, заданная ученику нечто поучительное, позволяющее сделать важные выводы для изменения своего поведения работа, заданная для выполнения в определённый срок , в Древней Руси — дань, имеющая определенные размеры, обусловленные договором, соглашением, и её разверстка среди данников

До начала первого урока оставалось меньше десяти минут, а в корпусе для старшеклассников, как обычно, стояла тишина.

– Испортили себе аппетит, – буркнула юная хозяйка дома. – Пойду-ка я лучше делать уроки .

Не было у него ни отца, ни братьев, ни сестёр, и он часто оставался один, потому что его матушка уходила давать уроки музыки, а по вечерам играла на детских праздниках.


1. Устар. Работа, заданная на определенный срок. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его. Л. Толстой, Война и мир. Жмурин устанавливал солдатам урок на день — срубить каждому по двадцать заклепок. Степанов, Порт-Артур.

2. Учебная работа, задание, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. Готовить урок. Учить уроки.Во время классов --- монотонные ответы уроков учителю нагоняли непобедимый сон. Помяловский, Очерки бурсы. Зина давно уже сидела за уроками, а Тема все никак не мог найти нужной тетради. Гарин-Михайловский, Детство Темы.

3. Учебное занятие по какому-л. предмету, а также отведенное для него время. Урок литературы. Урок арифметики.Однажды, проходя по двору, Максим услышал в гостиной, где обыкновенно происходили уроки музыки, какие-то странные музыкальные упражнения. Короленко, Слепой музыкант. Был пятый урок. Все сидели с равнодушными, усталыми лицами. Ученик --- решал у доски задачу, робко постукивая мелом. Учитель молча следил за ходом. Серафимович, Сережа.

4. То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-л. поучительное на будущее. Жизненный урок.Евгений Васильевич припомнил некоторые юридические подробности собственного процесса, послужившего ему хорошим уроком. Мамин-Сибиряк, Человек с прошлым. Это была моя первая катастрофа. --- Я понял тогда: вот мне урок. Галин, Ымпенахен. || Вывод, знания, полезные на будущее. Извлечь для себя урок из случившегося.Уроки прошедшего полезны для настоящего и будущего. Белинский, Стихотворения Е. Баратынского. Скрывать от масс необходимость отчаянной, кровавой, истребительной войны, как непосредственной задачи грядущего выступления, значит, обманывать и себя, и народ. Таков первый урок декабрьских событий. Ленин, Уроки московского восстания.

5. перен. Устар. Поучение, наставление. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я? Пушкин, Евгений Онегин. Но долгом счел он мне урок Прочесть, похожий на упрек. Огарев, Тюрьма. || Разг. устар. Наказание. Она схватила его [мужа] за волосы и начала таскать. Урок продолжался немало времени. Чернышевский, Что делать?

Давать уроки — 1) преподавать где-л. что-л.; 2) зарабатывать деньги уроками (на дому, частным образом).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

В такой форме проходят занятия в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.) в условиях классно-урочной системы обучения.

УРО'К, а, м. 1. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар., спец.). Задать у. плотникам. Трудился. для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок. Гончаров. || Время, потребное для выполнения этой работы (устар., спец.). Отсидеть свой у. 2. Учебная работа, заданная учителем учащемуся для приготовления к следующему занятию. Выучить у. Сделать или приготовить уроки. Плохо, хорошо знать у. Задал нам урок из истории. Л. Толстой. 3. без доп., чего или (разг.) по чему (в чем или из чего устар.). Учебный час (или иной период времени), посвященный отдельному предмету (в школе или в домашнем обучении). Сегодня было пять уроков. Перед началом урока. Большая перемена между третьим и четвертым уроком. У. кончился. Репетитор берет 5 руб. за у. Каждый у. плавания продолжается 30 минут. У. верховой езды. У. русского языка. Окончив урок истории. Тургенев. В десять часов вы дадите Коле ваш первый урок в русском языке, а в два — в истории. Тургенев. Валентина Михайловна присутствовала также на втором уроке — из русской истории. Тургенев. 4. перен. Поучение, нравоучение, наставление. Смиренно урок ваш выслушала я. Пушкин. Ты можешь, ближнего любя, давать нам смелые уроки, а мы послушаем тебя. Пушкин. || Наказание (разг.). — А ты дай ему легкий урок. — Нагоняй? изволь, это мое дело. Гончаров. 5. Вывод, следствие из чего-н., могущие служить руководством на будущее время. Уроки прошлого. Уроки истории. Уроки посевной кампании. Это вам послужит хорошим уроком. Простудился — это тебе у.: не купайся в такой холод. Получить жестокий у. Извлечь серьезный у. из последних событий.

Брать урок чего у кого ( сов. взять) — обучаясь чему-н. частным образом, посещать урок, заниматься в определенное время. Брать два урока английского языка в неделю. Я успел взять только 3 урока.

Брать уроки чего у кого ( сов. нет) — учиться чему-н. частным образом у кого-н. Брать уроки пения у известного профессора.

Давать урок ( сов. дать) — проводить урок, заниматься на уроке. Я дал уже два урока, а сейчас даю третий.

Давать уроки где или кому ( сов. нет) — 1) кому-н. или где-н. преподавать. Он дает уроки в средней школе. 2) без доп., то же — о роде занятий: зарабатывать уроками (преимущ. на дому, частным образом). Сестра служит, а я даю уроки.

уро́к

4. работа, заданная для выполнения в определённый срок

5. истор. мн. ч. в Древней Руси — дань, имеющая определенные размеры, обусловленные договором, соглашением, и её разверстка среди данников

Без преувеличения самым сакральным, краеугольным камнем российской школы является школьный урок. К настоящему времени с ним оказалось связано столько разнообразных смыслов, часто совершенно побочных учебному процессу, настолько он глубоко укоренился в ментальности педагогов, детей и их родителей, что они себе просто не представляют школу без уроков!

урок

Особенно трудно взглянуть на урок непредвзятым взглядом, со стороны учителям, ведь они только и делают, что проводят уроки. Виды, планы, сценарии уроков — этим постоянно заполнена голова учителей.

Но ведь не к уроку одному сводится образование, и школы без уроков существуют! И кое-где, в довольно развитых странах они очень распространены, и с каждым годом их становится все больше. А урок там рассматривается как отжившая свое форма обучения, являющаяся тормозом на пути развития школы.

Начнем с истории

Интересно, что долгое время урок не имел конкретной продолжительности. У Яна Амоса Коменского с классом несколько часов подряд (до 4-х часов) занимался один учитель, и он сам определял продолжительность работы над определенными темами и заданиями. После этих занятий дети должны были до 4-х часов работать самостоятельно, под наблюдением старших учеников.

Достаточно полное представление об уроке в российской педагогике XVIII в. дает проект регламента Академической и московской университетских гимназий. Продолжительность уроков составляла 2 часа, составлялось годовое расписание уроков. Уроки делились на домашние и школьные, которые в свою очередь разделялись на приватные (которые вел один учитель) и общие (на них могли присутствовать дети разных возрастов, преподаватели, администрация). Кроме того, существовали ранние или приготовительные уроки, на этих уроках старший по возрасту ученик из другого класса (аудитор) проверял подготовку учащимися заданий и фиксировал результаты проверки.

Следующий за ранним урок вел учитель, в начале урока проводилась разминка для настроя учащихся на работу и закрепления пройденного, после чего переходили к главной части занятия — лекции. Учитель должен был руководствоваться на уроках такими правилами: не отягощать учеников избытком информации, следить за соответствием сообщаемой информации возрасту, дабы не отбить желание учиться и пр. В школе Л. Толстого урок на определенную тему мог продолжаться от 30-ти минут до 3-х часов.

В России продолжительность урока плавает между 40 и 45 минутами. То 45, 40, то снова 45, в начальной школе 30-35. В предпраздничные дни уроки сокращают до 20-30 минут.

Урок с позиции ученика

Бывают и интересные учителя (но мало), на их уроки хочется ходить (но редко).

Урок с позиции учителя

Если перевести это с фгосовского новояза на человеческий язык, то вначале нужно дать детям успокоиться, назвать тему урока, его цель и объяснить, зачем он (этот урок) нужен. Это мотивация. Потом надо обрисовать, зачем вообще нужно то, чему посвящен урок, как было плохо, пока не узнали то, чему посвящен урок. А потом — рассказывается то, что, собственно узнали, и что это людям дало. А вслед за этим изложением нужно выяснять, понял ли что-нибудь кто-нибудь из сказанного, и, если понял, то, что именно. Ну и надо не забыть задать домашнее задание и подвести итог, что же дети должны были узнать на уроке, и проставить отметки в журнал. Ах, если бы все школьники внимательно слушали и успевали!

Все 45 минут урока приходится распределять на эти 9 фаз, получается по 5 минут. Но некоторые фазы сжимаем до 1 минуты, тогда другие можно расширить до 10 или даже до 15 минут. Но, все равно, гонка получается. Если вдруг случится что-то непредвиденное, класс зашумит, например, и урок пойдет наперекосяк.

Конечно, такой урок можно провести, но его нужно готовить целую неделю, а потом — неделю отдыхать. Поскольку этого времени нет, учителя просто ищут конспекты и сценарии уроков и шпарят по конспекту, глубоко не задумываясь, о чем идет речь. Разработки уроков накапливаются годами, подсматриваются в журналах, у других педагогов. Ими можно взаимообразно обмениваться.

Одного только жаль — дети все равно почему-то не слушают, им ничего не интересно.

Потом, после такого урока — перерыв минут 15-20. Меньше нельзя — нарушение САНПиНа. И снова урок — такой же, или другой, и так примерно 6 раз в день. Потому что, только работая на 2 ставки, можно приблизиться по зарплате к известным майским указам. А потом, уже в вечернее время, — проверять тетради, писать отчеты, переоформлять планы-конспекты, электронный журнал…

И не случайно все больше и больше разговоров о том, что учитель вообще не нужен, что можно учить дистанционно или с помощью компьютерных систем.

Урок в современном виде уничтожает профессию учителя, по крайней мере, в современной массовой школе.

Урок с позиции администрации школы

Урок для администратора школы — самое желанное, прямо—таки святое время. Во-первых, когда звенит звонок и дети и учителя рассасываются по классам, наступает тишина, заканчиваются бесконечные назойливые вопросы, и можно, наконец, заняться настоящей работой: писать различные документы и готовиться к предстоящим проверкам.

Но вообще-то для администрирования школой урок — это то же, что и атом для химии, кирпич для строителя. Школа, учебный процесс состоит из уроков. Все планирование и почти все отчеты (ну, кроме тех, которые связаны с численностью учащихся) крутятся вокруг уроков. Собственно, не так уж и важно, что там на уроках происходит, важно чтобы уроков было, сколько нужно, и в расписание они стояли в нужном порядке по дням, чтобы не получить нагоняй от СЭС, и чтобы на все уроки хватало учителей. Иногда, когда учитель заболевает, классы объединяем, чтобы у всех детей был урок. Или приходится искать подмену учителю, если заболел надолго, и тогда нужно искать кого-то, кто будет с детьми сидеть и что-то проводить, чтобы уроки формально были, не пропадали.

Прочие заинтересованные лица: методисты и методические издания

Наиболее заинтересованными в уроке как таковом оказывается многочисленная методическая братия. И издатели. И даже политики. Для них урок — это все равно, что поле для хлебопашца или море для моряка. Это такой объект, о котором можно бесконечно писать и написанное издавать, и это все купят не глядя, так сложилось! Это объект, о котором можно без конца придумывать и спорить. И вносить законопроекты. Например, сколько должно быть уроков математики, а сколько физкультуры. Или, например, что какие-то уроки нужно добавить. Например, шахмат. Это совершенно неважно, что в школе их некому вести, а игру в шахматы нельзя вписать в какие-то временные рамки. Можно играть одну партию 5 минут, а можно 2 часа.

Вот в результате этих бесконечных придумок школа и зашла в тупик. И пытается выйти из него, манипулируя числом уроков по разным предметам.

Вывод

Урок — это форма учебного процесса, сильно ограничивающая взаимодействие педагога и ребенка, и приводящая к рассогласованию ожиданий общества от образования и его реалий.

Урок в 1 классе начальной школы, Саратов, 1955-56 учебный год

Урок в 7 классе средней школы в блокадном Ленинграде, 1942 год

Уро́к — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

В такой форме проходят занятия в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.) в условиях классно-урочной системы обучения.

В типологии учебных занятий М. А. Мкртчяна урок является разновидностью групповых учебных занятий.

Задачи урока являются образовательные, развивающие и воспитательные.

В соответствии с ФГОС разрабатывается календарно-тематический план преподавания какой-нибудь дисциплины , и там подробно расписывается тематика каждого школьного урока (Тема занятия, Общие компетенции, Вид занятия, Методы ведения занятия, Дидактическое обеспечение , Дом задание).

Читайте также: