Что необходимо для создания оптимальной воспитывающей образовательной среды в доу

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Основная цель технологии – это создание предметно – развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием в соответствии требованиям ФГОС.

Задачи:

1. организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;2. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;3. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;4. приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности

Основная часть.

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса. Авторы программ также выделяют свои требования к организации предметно - развивающей среды.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих работах ряд исследователей:

- В.А. Петровский, определивший компоненты, которые включает в себя предметно-развивающая среда, и давший им подробную характеристику;

- Н.А. Виноградова, раскрывшая особенности организации предметно-развивающей среды детского сада в контексте ФГТ;

- Л.Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;

- Е.О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие.

Технология создания предметно – развивающей среды рассматривается – как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности; включает – обстановку, объекты и материалы различного функционального значения; позволяет – педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

Среда должна выполнять информационную, стимулирующую, развивающие функции.

Развивающая среда в детском саду всегда подчинена принципам: Трансформированности — среду можно поменять: раздвинуть столы, передвинуть ковёр…

Полифункциональности- предмет можно использовать в разных видах деятельности.

Педагогической целесообразности- все предметы необходимы, количество их достаточно, каждому ребёнку будет, чем заняться.

Эмоциональной комфортности- есть возможность играть, общаться, познавать, достигать успеха.

Безопасности- обязательны сертификаты на игрушки, столы и стулья должны соответствовать росту детей (есть паспорт группы), мебель прикреплена, углы у столов закруглены.

Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности.

В групповом пространстве расположены следующие центры:

*музыкальный центр. При рассматривании музыкальных инструментов на картинке у детей возникает множество вопросов: а из чего сделан, а какой он, а как звучит? Мы с родителями, с музыкальным руководителем постарались наполнить не только различными музыкальными инструментами, но и играми, альбомами для рассматривания. Дети с удовольствием выполняют задания или самостоятельно играют и даже создают не большие группы, где выступают в роли музыкантов.

*театрализованный центр. Дети – это творческая личность, которая стремится все время познавать что – то новое. И именно театр им позволяет примерить на себя роли разных героев. При постановке театра с резиновыми игрушками требуется только голос и движения рук, так при театре масок добавляются движения, мимика.

*игровой центр. Мальчики, как известно очень любят машины. В данной зоне расположены машины разной величины и направленности.

*центр конструктивных игр. Сейчас век передовых технологий, и немножко отходят в сторону игры с пластиковым конструктором, но на его место пришел не менее интересный и сложный конструктор – лего. Лего у нас группе разных размеров, от самого маленького, до крупного. Во время игры развивается воображение, мелкая моторика рук, дети учатся общению друг с другом, развивается умение договариваться и слышать своего соседа.

*физкультурный центр. Здоровье нужно закреплять и поддерживать с малых лет, в чем нам помогает наш уголок. Массажные коврики мы используем во время хождения босиком после тихого часа. Мячи, скакалки, кубики – для гимнастики утренней и во время образовательной деятельности. Также все атрибуты используем во всевозможных играх (подвижных, малоподвижных, дидактических, как предметы – заместители и т.д.)

*центр безопасности по правилам дорожного движения. Здесь расположена информация о правилах дорожного движения. Дидактические игры направлены на запоминание этих правил.

*центр дидактических игр. Дидактическая игра способна развить у ребенка не только познавательные умения и навыки, но и усидчивость, умение слушать и самому давать ответы ( я так думаю, потому что…). Разновидность игр подобрана в соответствии с возрастом.

*центр художественной литературы. Привлекает внимание детей своей красочностью, разнообразием книг, альбомов для рассматривания. Здесь дети смогут найти книгу, которая им понравиться, а воспитатель прочитает и вместе с ребенком или детьми обсудит и выяснит что понравилось, а что не очень. Также в книжном уголке расположена методическая литература для индивидуальной работы с ребенком.

*центр ФЭМП. Этот центр создала с одной целью – привлечь внимание детей к математике. Расположила конверты для индивидуальной работы, дидактические игры, математические плазлы. Для организации работы с детьми использую художественную литературу: стишки, сказки, загадки. Дети с удовольствием принимают участие в работе, как с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности.

*речевой центр. В этот центре я расположила дидактические игры по развитию речи, картотеки дыхательной и артикуляционной гимнастики, методическую литературу.

Заключение.

Технологический подход, то есть педагогическая технология гарантирует достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Насыщенная предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Создание образовательной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Шорова Анжела Магометовна

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развитие образования - неотъемлемая часть стратегии общенационального развития - начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее-ФГОС дошкольного образования, Стандарт), на детей от двух месяцев до восьми лет. Динамичные изменения дошкольного образования продиктованы самой жизнью. Возможности замкнутых, унифицированных, ригидных образовательных систем, рассчитанных на формирование стандартизированной личности, исчерпаны.

В этом контексте актуальным является достижение целей, указанных в Стандарте:

- повышение социального статуса дошкольного образования;

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:

- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

- характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

- система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

Согласно Стандарту создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

- гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

- способствовать профессиональному развитию педагогических работников;

- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- обеспечивать открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта.

- создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;

- диагностика потребностей детей и педагогов в среде;

- подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;

- обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;

- организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде дошкольной образовательной организации.

Предметно-игровая среда групп организована таким образом, что­бы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группах созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.

Зоны сюжетно-ролевой игры. Игра - ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. В младшем и среднем дошкольном возрасте пособия и атрибуты для игр представлены в виде игровой ситуации, побуждающей детей к началу игры и развертыванию сюжета. В старшем дошкольном возрасте детям предоставляется большая самостоятельность в выборе игровых сюжетов, создаются условия для развития режиссерских игр.

В последнее время все большую актуальность представляют игры современной тематики (магазин сотовой связи и т.д.), поэтому педагоги используют атрибуты для новых творческих игр. В каждой возрастной группе имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей (волшебные сундучки, чудесные мешочки и т.д.).

Центры здоровья и зоны двигательной активности содержит:

- инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице.

Центр грамотности и уголки детской книги включают:

- пособия и материалы по развитию всех сторон речи (оборудование для дидактических игр и картотека к ним, картотека словесных игр, набор материалов для диагностирования речи детей, сюжетные и предметные картины, подборка детских рисунков для рассказывания, схемы, альбомы, другие материалы по работе с детьми, родителями); материалы по подготовке детей к грамоте (в старшем дошкольном возрасте);

- уголок детской книги и детская библиотека (детские книги, журналы, детские рисунки, иллюстративный материал по художественным произведениям, подборки загадок, песенок, потешек, оформленных в виде картотеки, фонотека с записями художественных текстов). Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т.д.).

Центр науки и озеленения включает в себя материалы по разделам:

- формирование экологической культуры дошкольников (в каждой возрастной группе выделен уголок озеленения, где размещены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы, дидактические игры по формированию экологических представлений);

- развитие элементарных естественно-научных представлений (энциклопедический материал, дидактические игры; детская мини-лаборатория; макеты природных ландшафтов и природно-климатических зон, альбомы по формированию географических представлений, элементарных представлений о Солнечной системе, об анатомии и физиологии человека);

- развитие представлений о человеке в истории и культуре (энциклопедический материал, дидактические игры, иллюстрации и альбомы по формированию представлений об истории цивилизации и техническом прогрессе, материалы по формированию у детей основ правовых знаний).

Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы:

- для изобразительной деятельности (материалы по рисованию, лепке, аппликации, альбомы с образцами рисунков, декоративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты, изделия художественных промыслов, сменные выставки детских работ, совместных работ детей и родителей);

- музыкальной деятельности (музыкальные центры, фонотека музыкальных произведений);

- театрализованной деятельности (материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной деятельности (элементы костюмов), переносные ширмы, которые используются как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом);

Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т.д.). В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним. Уголки математики для старших дошкольников оснащены занимательным материалом для развития логического мышления и интеллектуальных способностей.

Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактические игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его.

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. В связи с глобальными изменениями в законодательстве дошкольного образования обновляются все детские сады, их интерьеры, материально-техническое оснащение. И наш детский сад находится в процессе изменения и преобразования, мы обновляем игровое оборудование, детскую и игровую мебель, что так же благоприятно сказывается на наших воспитанниках.

1. Введение.2. Требования к организации предметно-развивающей среды.3. Требования к содержанию развивающей среды.4. Компоненты развивающей среды.5. Основные принципы построения развивающей среды.6. Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования.7. Материальная база должна включать следующие разделы.8. Литература.

Педагогические коллективы ДОУ многие годы уделяют большое внимание организации и содержанию предметной среде, окружающей ребенка в группе.

Требования сегодняшнего времени к концепции развивающей предметной среды поставили перед дошкольными педагогами новые проблемы.

Во-первых, качественно изменился статус дошкольных учреждений, которые теперь являются исполнителями запросов родителей. Четко прослеживается тенденция ориентации родителей на воспитательно-образовательные возможности детского сада и его материальную базу.

Во-вторых, сейчас часто в дошкольных учреждениях можно увидеть насыщенную предметную среду, которую, однако, нельзя назвать развивающей. Причина этого явления следующая: до сих пор практическим работникам не предложены общие требования к организации предметно-развивающей среды и ее содержанию, ориентированному на возраст детей, их индивидуальные возможности.

Работу надо начать с того, что проанализировать свою работу, что первоочередная наша задача – познакомить воспитателей с возрастными портретами ребенка, от знания которых, в принципе, зависит общий уровень их профессиональной грамотности и ориентации в педагогической работе с детьми; изучить вместе с ними возрастные потребности, особенности и интересы детей; узнать, в каких возрастах и какие психологические новообразования появляются и как они развиваются, и т.д. Вторая наша задача – попытка определить общие требования к организации и содержанию предметно-развивающей среды.

I.Требования к организации предметно-развивающей среды:

1.В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:

а) для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной и др.), которые размещаются в центрах (зонах), содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;

б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

2.Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:

- быть рационально логичным и удобным для детей (например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, сосредоточены в приятной композиции живые растения, а сама обстановка располагает к интеллектуальному отдыху);

- отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.

Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки (сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр.);

- расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;

- отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изобразительной деятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка (игровые поля, центры, зоны, важно организовывать так, чтобы самим расположение предметно-развивающей среде определялось положение тела ребенка, и он мог располагаться в ней, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени и пр., на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр.);

- оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.

1.Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:

а) программным требованиям, задачам воспитания и обучения:

б) возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребенка (воспитатель поступит педагогически грамотно, если, например, в центре конструктивной деятельности ручного труда в большей мере будет предлагать специально подготовленные материалы, которые не только будут побуждать ребенка ставить цели, но и будут способствовать быстрому достижению результата, и в первую очередь будет использовать готовые объемные формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и прочие упаковки, а также плоские прямоугольники, квадраты, круги и т.д., различные силуэты животных – собачек, лошадок и пр., предметов – корзиночек, домов);

2.В предметно-развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие формированию новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти, внимания и пр. Поэтому в старшей группе детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие внимание, память и т. д.

3.Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно–развивающей среде и: - на пройденный программный материал (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху); - на индивидуальные возможности детей (я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо); - обеспечение зоны ближайшего развития (это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую) – неисчерпаемую информативность (я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь новое и интересное).

Первые результаты вселяют надежду на успешность в решении этого вопроса.

Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды – это труд, требующий больших усилий и времени.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Сековец и др.

Таким образом, можно выделить несколько компонентов развивающей среды:

1. Социальный компонент.

На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:

Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями

Преобладающее позитивное настроение;

Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

2. Пространственно-предметный компонент

Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;

Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

3. Психодидактический компонент

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития В.А. Ясвин «Образовательная среда от моделирования к проектированию, М. , 1997). Позже на основе анализа исследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды.

Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Для того чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований.

В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:

Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

Эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Создание условий для развития личности;

Приобщении детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды.

Основные принципы построения развивающей среды

1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии

Использование разновысокой мебели ( горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности

это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды

Использование больших модульных наборов,

центров песка и воды,

инструментов для уборки,

3. Принцип стабильности – динамичности

ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности:

Использование сборно-разборной мебели,

емкостей для хранения игрушек,

мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой)

Использование игрового спортивного оборудования,

игровых столов сложной конфигурации,

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования-

реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка,

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов

эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика,

элементов образного декора.

реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами

Создание специализированных игровых зон.

7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе:

Содержать предметы и материалы известные детям,

предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого,

совсем незнакомые предметы и материалы.

В процессе эксперимента были получены данные, показывающие, что умело организованная окружающая среда более чем на 50:% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого,

Дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников.

У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками

Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.);

количественного соотношения мальчиков и девочек (например 50:50; 90:10);

социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

окружающей социальной практики (город, поселок, село).

Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:

Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно формироваться следующим образом:

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду;

Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;

Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;

Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.

Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.

Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования

В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

провоцировать ребенка на агрессивное действие;

вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);

провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень);

открытость (возможность придумывать новые задания);

полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);

разнообразие по уровню сложности;

возможность применения группой детей;

использование различных фактур;

Материальная база должна включать следующие разделы:

I. Оборудование помещений для создания развивающей среды

II. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка:

оборудование для развития общих движений;

игровые средства для развития мелкой моторики;

игровые средства для развития сенсорного восприятия;

игровые средства для развития мышления;

игровые средства для развития речи и языка;

игровые средства для ознакомления с окружающим миром;

игровые средства для социально-эмоционального развития;

игровые средства и материалы для творческого развития;

игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.

И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

для подготовки детей к освоению грамоты, формирования интереса к книге, как источнику знаний, обогащения активного и пассивного лексического запаса

для развития крупной моторики, навыков грамотного использования спортивного оборудования, формирование осознанного отношения к здоровью

подиумы вместо стационарных кроватей в спальном помещении позволяют использовать пространство группы в целях развития детей

для поддержки игровой инициативы, освоения общественных норм и социальных ролей, развития эмоционального интеллекта

для формирования умений планирования и самостоятельной реализации замысла, публичной защиты проекта, развития воображения, креативности, нестандартного подхода к решению задач

для развития познавательной активности, формирования научной картины мира и обогащения представлений о причинно-следственных связях

для развития мышления, памяти, внимания, формирования алгоритмического мышления, владения навыками элементарного программирования

для повышения самооценки детей, развития творческих способностей, воображения, креативности, эмоционального интеллекта, формирования эстетического отношения к окружающему миру

Основными элементами трансформируемого пространства являются мобильная мебель и полифункциональные подиумы. Вся мебель передвигается с помощью колёс и при ненадобности занимает минимум места за счёт компактной структуры: стулья, столы и тумбы буквально накладываются друг на друга.

Нейтральный цвет мебели

Неброский цвет мебели позволяет создать пространство, наполненное воздухом, и становится фоном для детских работ: именно они станут акцентными элементами в группе. Очень важно, чтобы дети имели возможность демонстрировать все свои работы и поделки, поскольку для дошкольников это является доказательством их состоятельности.

Также нейтральный цвет стен и мебели позволяет организовать образовательную среду с большей гибкостью и трансформируемостью для разных игр. В этом случае за счёт игровых аксессуаров пространство группы может преображаться и каждый раз выглядеть оригинально.

Мы уже упоминали, что практически вся мебель в наших дизайн-проектах мобильная, т. е. её можно передвигать в зависимости от потребностей. Этой способностью также обладают тумбы и небольшие стеллажи для хранения образовательных материалов: они являются частью общего группового пространства, что предоставляет детям больше возможностей для игр и других видов деятельности. Кроме того, тумбы тоже могут встраиваться в детскую игру и превращаться во что угодно — по замыслу детей.

Подобными свойствами обладают и подиумы, размещённые вместо стационарных кроватей. Благодаря им спальня перестаёт быть закрытым помещением, куда дети могут попасть только во время сна, а становится открытой частью группы. Также подиумы предоставляют воспитателям дополнительные возможности для организации образовательной деятельности.

Читайте также: